Можно ли установить рацию в легковую машину
Радиосвязь в авто: прихоть или необходимость?
Большая часть статей в отношении радиосвязи для автомобилей посвящены техническим аспектам этой аппаратуры. Но лиц непосвященных больше интересует, несколько полезным такое оборудование может оказаться в машине. Стоимость цифровых раций в условиях кризиса выросла, и важно понять, какие преимущества они способны обеспечить водителю.
Радиосвязью чаще пользуются дальнобойщики и таксисты, но и обычным водителям она пригодится. Главное – точно понимать, чего можно ожидать от этого устройства. Известно, что радиосвязь на автомобильном канале способна заменить навигатор, радар-детектор и даже телефон.
Разберемся с каждым из этих пунктов. Можно с помощью рации получить сведения о постах ДПС? Да, и лучшее тому подтверждение – магистральные трассы. Там на канале постоянно переговариваются дальнобойщики, и ситуация на дороге не будет таить в себе никаких неприятных сюрпризов.
Эффективная ли радиосвязь в отношении пробок? Ответ положительный. Тем, кто хочет передвигаться по городу и трассам без задержек, на сайте стоит ознакомиться с предлагаемым ассортиментом цифровых раций и услуг. В устройстве, если внимательно вслушиваться в переговоры, можно даже получить информацию о том, как быстро объехать пробку. Водители таких крупных городов, как Санкт-Петербург, уже давно оценили все преимущества автомобильной радиосвязи и активно используют ее в повседневной жизни.
С помощью рации очень просто узнать о качестве топлива на незнакомой заправочной станции. На трассах полно таких сомнительных организаций. В эфире всегда можно поинтересоваться у проезжающих водителей качеством реализуемого топлива. Вероятность получить ответ 50/50, но это лучше, чем вообще ничего. Тем, кто ездит на дизтопливе, на трассе можно и соляркой разжиться благодаря радиосвязи. Дальнобойщики – народ отзывчивый, и всегда готовый отлить 5-10 литров, если водитель не рассчитал объема бака. Достаточно просто озвучить проблему в эфире, и помощь подоспеет. С бензином сложнее, но тоже может повезти. В крайнем случае машину отбуксуксируют до ближайшей заправочной станции. Со смартфонов в кармане рассчитывать на это не приходится. Единственный выход – выходить из машины и голосовать.
В целом, качественная цифровая радиосвязь – вещь очень полезная для автомобилиста. Особенно для той категории водителей, которые большую часть дня проводят за рулем.
Организация правильного подключения рации в автомобиле.
Итак. В прошлый раз мы нашли место для установки рации и собственно установили её в это место 🙂 (www.drive2.ru/cars/volksw…rnal/4035225266124030077/)
Теперь немного тонкостей о питании радиостанции и прокладке кабеля к антенне.
Начнём с радиостанции – основы подводки питания:
1. Плюс питания аппаратуры связи рекомендуется брать с плюсовой клеммы аккумулятора.
2. Минус питания на радиостанцию (и усилитель) следует брать с кузова (желательно с винта или болта с полноценной резьбой непосредственно с кузова, а не с детали сидящей на кузове) проводом минимально удобной длины. (Существует распространенная ошибка тянуть на аппаратуру связи минус с клеммы аккумулятора.)
3. Любой провод, подключенный к плюсовой клемме аккумулятора, должен быть обязательно защищен предохранителем. Согласно нормативам, длина провода от плюсовой клеммы аккумулятора до предохранителя не должна превышать одного фута. Ток предохранителя не должен превышать максимально допустимый ток нагрузки провода выбранного Вами сечения.
Помните, что невыполнение рекомендаций этого пункта создает риск для здоровья и жизни не только Вас, но и Ваших пассажиров.
4. Для того, чтобы свести к минимуму потерю напряжения питания в проводе, следует выбирать провод большого сечения:
при питании голой станции и длине провода до 2,5 м — 1 мм.кв, свыше 2,5 м — 1,5 мм.кв;
предохранитель 5-10 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)
при наличии в цепи усилителя, сечение провода должно быть от 1,5 мм.кв до 4 мм.кв в зависимости от длинны кабеля.
5. Радиостанцию и усилитель рекомендуется запитывать с одного плюсового провода и не подключать к нему больше никакие потребители (особенно это касается потребителей, «шумящих» в радиочастотном диапазоне, например аудиоусилителей).
Теперь о прокладке кабеля под антенну:
Покупая автомобильную антенну на гражданский диапазон, Вы всякий раз бываете невольно обмануты продавцами, так как одна половина этой антенны у Вас уже есть — это кузов машины. Вы покупаете не более чем еще пол-антенны.
Устанавливая Вашу покупку на машину, Вы собираете антенну в единое целое, и, обеспечивая хорошую массу в точке установки антенны, фактически, подключаете к радиостанции ту ее часть, которая была у Вас изначально — кузов машины. Но магнитка электрически не подключена к нему в точке установки. Тем не менее, кузов также является противовесом магнитки, и электрически связанным с ней быть обязан по «условиям игры». Емкостной связи магнита с кузовом на частотах гражданского диапазона решительно для этих целей не хватает, но, тем не менее, выход из положения есть. Подобный способ «подключения» второй половины магнитки в виде кузова Вашей машины вызывает ряд проблем. Например, антенна, установленная на магнит, будет всегда проигрывать аналогичной антенне, установленной стационарно (с полноценной массой в точке установки), где-то 3 дБ, что по влиянию на дальность связи будет эквивалентно снижению Вашей выходной мощности и выходной мощности передатчиков тех, с кем Вы ведете радиообмен, вдвое. К слову, эта мощность далеко не сразу «уходит в тепло». Предварительно она в изрядной степени излучается антенным кабелем внутри салона машины и наводится на провода бортовой сети, датчики и т.п., иногда вызывая довольно забавные эффекты при работе на передачу.
При работе на прием, антенный кабель магнитки склонен собирать всю радиочастотную помойку с бортсети машины, что также неизбежно губит дальность связи.
Параметры магнитки (в том числе и КСВ) крайне нестабильны и зависят фактически от того, как Вы поставили антенну (плюс-минус 10 см от точки настройки уже замечательно видно по прибору) и проложили по салону кабель. Способ прокладки кабеля влияет на настройку в значительной степени, но от него также непредсказуемо зависит величина взаимонаводок аппаратуры связи и бортсети машины. Кабель должен лежать как можно прямее, не образовывая витков. Ни в коем случае нельзя сворачивать кабель магнитки в бухту.
В конце концов, магнитка просто царапает крышу. Причем при врезке антенны сверлится отверстие в 12 мм, а от магнита остается ободранное пятно в добрых 20 см диаметром… В принципе, можно наклеить пленку на место предполагаемой установки магнитки, если Вы еще не успели его ободрать.
И еще одно: магнитная антенна безобразно стыкуется с усилителем.
Если несмотря на все негативные стороны эксплуатации магниток Вы, тем не менее, выбираете такой вариант установки антенны, вот нехитрое устройство, позволяющее это сделать: ВЧ-отглушка.
Оптимальная длинна кабеля для магнитной антенны — 360-390 cм. Произвольное изменение этой длины, как показывает практика, ведет к потере работоспособности магнитной антенны и невозможности ее настроить. При удлинении или укорочении кабеля желательно ставить эту самую отглушку в цепь между старым проводом антенны и новым (либо между усилителем и антенной).
Для этого нам нужно ферритовое кольцо:
Моё внешним диаметром 2,3мм, внутренним – 1,4 мм. Если покупать, то берите проницаемостью 100-2000, диаметр кольца 20-40 мм. Этого вполне хватает чтобы 4 раза провести кабель через него.
Пропускаем через него провод от 3х до 5ти раз:
Но прежде чем посадить разьём PL (его можно взять фланцевый PL 259) нам необходимо хорошо прикрутить/припаять ещё один проводок либо к разьёму (внешней части) либо к внешней оплётке коаксиального кабеля. Проводок должен быть потолще и покороче. Получается примерно так:
Усаживаем всё это дело в термоусадочную трубку, можно даже в несколько слоёв дабы всё держалось очень крепко.
На этом конструирование ВЧ-отглушки закончено. Прозваниваем тестером наш дополнительный проводок, нет ли контакта на центральную жилу, прозваниваем весь кабель по концам и ставим всё в авто. Теперь можно менять длину кабеля от рации до антенны произвольно. Проводок который мы вывели отдельно необходимо крепко посадить на какую-нибудь гайку, чтобы был хороший контакт с массой.
Также по совету MWebber можно поставить ферритовое колечко на питание радиостанции. Я пока до этого не дошёл, но скоро попробую сделать, а то в рации слышен небольшой еле заметный фон при росте оборотов.
Не забудьте купить ещё PL разьём типа «папа» для другого конца кабеля, который пойдёт в рацию/усилитель.
(Материал взят с сайта forum.ci-bi.ru/ автор: Кабан)
В следующий раз будем настраивать КСВ антенны.
Сообщения темы
Архив форума Автоликбез за 2004-2015гг
Архив, включая личные кабинеты, открыт только для чтения.
При возникновении проблем или вопросов при регистрации на форуме напишите здесь
Можно ли устанавливать рацию?
Работаю водителем на газеле и недавно купил рацию,напишите кто знает какие нужны документы для сотрудников ГАИ и что делать при попытке её изъятия у меня,а то слышал были случаи!Заранее благодарен.
отредактировано
koly: 13:24 19.09.09
установить рацию можно,но на нее должно быть разрешение! Иначе сотрудники ДПС вправе ее забрать. Р.S. когда отдаеш рацию на получение разрешения ее проверябт и пломбируют что бы ты не смог выйти на запрещенные волны. вот так!
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
Ну не знаю.
В Белгороде вообще никто не требовал рацию предьявить. Пошел в госсвязьнадзор, накатал заяву, заплатил что-то около 600 руб и через неделю получил «Разрешение на эксплуатацию» на 10 лет, которое и является отмазом от всех, а не только от гайцов.
УПРАВЛЕНИЕ ГОССВЯЗЬНАДЗОРА РОССИИ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 394006, Россия, Воронежская обл., Воронеж, Куцыгина ул., 29а, а/я 274
Иди туда и задавай вопросы.
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
И насчет «запрещенных» частот.
Ни один магазин не продаст просто так рацию, хоть каким-нибудь краем способную зацепить ментовской и др. закрытые диапазоны. У них за это будут огроменные неприятности.
отредактировано
san201: 15:22 19.09.09
г. Санкт-Петербург ( Андрей )
рации
Дождись ответа дальнобоев!Они лучше всех знают про рации.
Сам хотел себе купить,но побоялся.
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
ответ: koly. Можно ли устанавливать рацию?
ответ: Андрей98. рации
Да поковыряйтесь в архиве. Обсуждали эту тему долго.
Когда нам сделают Поиск.
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
А я поменял свою старую рацию, и про регистрацию новой не особо волнуюсь
Ни кто ни о чём не спрашивает. На большой машинке антенна стоит за обтекателем (её там просто не видно).
А когда на маленькую перекидываю, просто перед гиббонами, выключаю.
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
ответ: Никодим. А я поменял свою старую рацию, и про регистрацию новой не особо волнуюсь
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
ответ: эМКа. ответ: Никодим. А я поменял свою старую рацию, и про регистрацию новой не особо волнуюсь
ответ: Никодим. ответ: эМКа. ответ: Никодим. А я поменял свою старую рацию, и про регистрацию новой не особо волнуюсь
. просто перед гиббонами, выключаю.
А антенну прячешь, Коль? Если нет, то зачем выключаешь?
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
Забрать не могут это моя собственность а она как известно не прикосновенна
Только менты об этом не знают.
ответ: mazdacx7. Забрать не могут это моя собственность а она как известно не прикосновенна
ответ: ВВА. ответ: Никодим. ответ: эМКа. ответ: Никодим. А я поменял свою старую рацию, и про регистрацию новой не особо волнуюсь
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
Не бессрочным
ответ: san201. Не бессрочным
Марка автомобиля: Chevrolet | |
Водительский стаж с: 1973 |
ответ: mazdacx7. Забрать не могут это моя собственность а она как известно не прикосновенна
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
Уж не знаю, как там в Краснодаре.
Там вообще вся власть по своим законам живет. Видать дух Медунова неистребим.
А в Белгороде вот на эту бумажку потрачено 600 рублей и два раза по 30 минут с разносом в неделю. Действительна до ноября 2018 года.
отредактировано
Юрий (ЮВГ): 19:09 21.09.09
Юрий (ЮВГ): 19:01 21.09.09
Пользователь, информацию о котором Вы запросили, не зарегистрирован в системе.
ответ: mazdacx7. Забрать не могут это моя собственность а она как известно не прикосновенна Только менты об этом не знают. Ну пока и не пытались
ответ: san201. Уж не знаю, как там в Краснодаре.
Там вообще вся власть по своим законам живет. Видать дух Медунова неистребим.
А в Белгороде вот на эту бумажку потрачено 600 рублей и два раза по 30 минут с разносом в неделю. Действительна до ноября 2018 года.
Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле
Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!
Подключение радиостанции к питанию
Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:
Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.
Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.
У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.
штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!
Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.
В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.
Установка антенны
Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.
Настройка антенны
Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.
Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.
Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.
Установил рацию — счастлив))
Давненько задумывался о рации… Даже можно сказать — мечтал) Сперва останавливала бюрократия — ее нужно было регистрировать, ставить на учет, платить пошлину — через 2 недели еще чего то делать… б-р-р-р-р.
А тут — появилось время. желание. смысл)) Звоню — цена за все в районе 5.000, недорого. как регистрировать — а не надо уже) вообще красота)
Вчера вечером долго гуглил необходимость и целесообразность рации в легковом авто, ниже список, включая мои наблюдения (уже пару часиков покатался с ней!)
1. Антенна украшает авто)))) Шутка, но с долей правды)))
2. У нас в Новосибирске есть радиоканал Сибирь, где маты запрещены (часто дети со мной в авто, для меня это было важным), я за 2 часа ни одного не услышал, хотя общение было плотным — постоянно идет обмен информацией о дорожной обстановке, где затыки, где ДТП, где светофоры неработают… народ прям спрашивает — как обстановка на мосту, и т.п. — красота! Можно планировать маршрут объезда. Плюс говорят о гаишниках) Перекресток такой то, работает машинка, скорее всего по пешикам — ага, значит там лучше всех пропускать) Или где за скорость ловят) АНТИРАДАР НЕ НУЖЕН!)
3. В случае поломки — можно попросить помощь, или дотащить до СТО, или еще что… (на ютубе полно примеров).Сюда же — застрял, бензин кончился и т.п. ПОМОГУТ!
4. Дорогу спросить — на частоте дальнобоев (15 канал), сквозь маты и рекламу — сам слышал 2 раза — спрашивали дорогу и маршрут объезда дальнобои с Москвы. По себе сужу — приеду, например в Омск — тоже буду спрашивать (навигаторы часто тупят аццки и не помогают))
5. На трассе ставим частоту дальнобойщиков и просим пустить маленького — они пропускают, дают возможность себя обогнать) Если настроение хорошее)
Это только те причины, которые для меня важны, и из за которых я и поставил себе рацию. На самом деле причин конечно же больше, равно как и ситуаций применения рации в жизни, у каждого они свои.
Итак, рацию купил одну из самых простых, по рекомендации продавца. Сперва хотел взять самую лучшую (в районе 5.000 — не сильно много), но оказалось там много функций, мне вообще не нужных. В итоге взял MegaJet 150 — по словам продавца одна из самых лучших раций для начинающих.
Долго думал, что делать с антенной — самый простой способ купить магнитную, прилепить в центр крыши и не мучаться, однако ее минусы перекрыли для меня простоту установки, а именно:
1. Могут стырить! И регулярно это делают, так что на ночь убирать в салон. ну или на авось…
2. Может отвалиться на скорости. Правда пообещали, что до 150 она держится, а я обычно 150 и не езжу, однако это в идеале) Встречный ветер — аля фура с ее аэропотоком и привет)
Так что пришлось антену вешать на кронштейн, который в свою очередь пришлось крепить к 5 двери.
Прилагаю фото — красной полосой показан путь провода. Красным кругляшком обведено место «пропила», что бы провод с крыши ушел в салон.
Схем подключения рации в Рено Дастер в сети несколько есть — однако как у меня я еще не видел, по моему — самый простой способ) Не нужно снимать рейлинги или делать отверстие в крыше. Опишу, может кому пригодится, буду рад.
1. Берем крепление, прикручиваем на место предполагаемой установки антенны но не до конца. После снимаем и на месте, где остались следы от болтиков крепления — снимаем краску дрелью (чуть-чуть!), что бы очистить кузов машины от краски, т.к. антенне нужен контакт с массой, для более уверенного приема, т.к. кузов автомобиля служит дополнительной антенной.
2. Вешаем крепление, прикручиваем, настраиваем положение антенны, т.к. в обычном положении она чуть чуть упирается в рейлинги, при открытии задней двери, поэтому ее чуть чуть поворачиваем. Крепим.
3. Снимаем уплотнительную резинку, и делаем пропил, что бы уложить туда кабель.
4. С заднего проема так же снимаем уплотнительную резинку и тянем кабель антенны под обшивкой, от багажника до пассажирской передней стойки.
5. Красиво все заправляем, ставим резинки на место, а провод по стойке передней спускаем под кресло переднего пассажира.
6. Все!) Скручиваем лишний провод (если остался), крепим его под креслом, что бы не торчал — подключаем рацию — настраиваем!
Саму рацию куда то крепить не стал, хотя сперва хотел. В итоге воткнул между сиденьем пассажирским — очень понравилось! Так и оставлю. Не болтается. Регулировка громкости и шумодава — прямо под правой рукой, которая лежит на подлокотнике! Интуитивно и на ощупь юзаю обе ручки — очень удобно! И экранчик с каналом на виду, короче я доволен.
Подводя итог — из вмешательства самое неприятное было снятие краски «до мяса» под болтики крепления антенны, для контакта с массой автомобиля. «Пропил» считаю не страшным, т.к. он делается внутри автомобиля, куда вода не попадает, и ко всему прочему — накрывается резинкой.
Все было сделано часа за 2, неспеша. Рацию пока (а может и не пока) оставил на питании через прикуриватель, напрямую тянуть питание от аккумулятора пока не стал.
По деньгам — на все ушло 5.300, из них 2950 рация, 1450 антенна, 350 крепление, 250 провод 6 метров (в комплекте идет 4 метра, боялся не хватит. в итоге ушло, по ощущению, метра 4.5 — 5) остальное за работу по пропайке всего и вся, обжимке чего то и за установку штекера в прикуриватель (по умолчанию провода идут для питания от аккумулятора) — настройке рации.
Полагаю, что за дополнительную безопасность на трассе — за спокойные нервы в городе — за уменьшение времени простоя в пробках — за общение — за ФАН (!) — за сокращение штрафов за скорость (да и не только) — цена в 5 тысяч с хвостиком более чем адекватная!)
Ставим «лайки», тянем пальцы вверх)) будут вопросы — спрашивайте))
зы — мой позывной «Пыльник» 🙂
зы2 — что то общий план с антенной сфотографировал против солнца, и особо не видно всю красоту, так что — подписывайтесь, на следующих фотгографиях (а они будут!) все будет видно гораздо лучше!)
- Можно ли установить разные шины на авто
- Можно ли установить розетку в ванной для стиральной машины