можно ли выращивать лес на землях сельхозназначения
Можно ли выращивать лес на землях сельхозназначения
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”
В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2020 г. N 1509
Положение
об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.
3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.
7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
8. Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О мелиорации земель» или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
9. Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.
10. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.
11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.
13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:
а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;
б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;
в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;
г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;
д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;
е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;
ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.
16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.
17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.
18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.
20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.
22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
23. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.
24. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.
Обзор документа
Правительство определило особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения. Они не касаются мелиоративных защитных лесных насаждений.
Установлены допустимые виды использования лесов. Зарастание 50% и более площади участка древесно-кустарниковой растительностью не будет считаться неиспользованием участка по целевому назначению, если правообладатель своевременно уведомит власти об использовании лесов на участке.
Прописаны правила рубки лесных насаждений. Запрещено противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы.
О прекращении использования лесов и вовлечении участка в сельхозоборот надо также уведомить власти.
Лесному фермерству быть!
У россиян появилось право выращивать лес и вести лесное хозяйство на своей земле. Это результат многолетней работы российского отделения Greenpeace и десятков тысяч наших сторонников, Совета по правам человека, Всемирного фонда дикой природы, Лесного попечительского совета, учёных, журналистов, блогеров и экоактивистов.
Правительство России утвердило особенности использования лесов на сельхозземлях, позволяющие людям выращивать лес на своей земле. Документ вступил в силу 1 октября 2020 года. Он готовился в закрытом режиме, поэтому «Особенности…» получились неидеальными. Давайте разберёмся, какие возможности появились у будущих лесных фермеров, и какие риски оставило россиянам постановление правительства.
Лес на сельхозземлях теперь не нарушение закона
Если собственник сельхозземли, на которой растёт лес, хочет заниматься лесным хозяйством, по новым правилам, ему нужно уведомить региональный «минсельхоз», Россельхознадзор и Росреестр. В этом случае «зарастание древесно-кустарниковой растительностью» уже не сочтут за неиспользование участка и нарушение закона. Собственнику больше не нужно платить штрафы от 50 до 700 тысяч рублей за лес и ожидать изъятия участка.
Тем, кто оформил право собственности на землю до 1 октября 2020 года, уведомить ведомства о желании выращивать лес нужно в течение ближайших двух лет. Оформившим право собственности после 1 октября 2020 года — в течение двух лет с момента регистрации права.
Как это будет работать на практике, покажет время. Сейчас неясно, как будут принимать эти уведомления и как при проверке поступят надзорные органы: противоречия между Лесным и Земельным кодексами по-прежнему в силе.
Важно: если собственник решит снова использовать землю для сельского хозяйства, он вправе это сделать.
В лесах на сельхозземлях можно будет вести рекреационную деятельность
Люди смогут продавать лес, выращенный на своей сельхозземле
Возможность законно продавать выращенную на своей земле древесину — это необходимое условие для развития лесного фермерства. Новое постановление это позволяет: учёт древесины и сделок с ней должны вестись по лесному законодательству через систему ЕГАИС ЛЕС.
ЯблоковСад
Но не древесиной единой! Использовать леса на сельхозземлях можно для любых целей, предусмотренных Лесным кодексом, кроме добычи полезных ископаемых и строительства гидротехнических сооружений. Теперь разрешено и сохранить лес для туристов, и создавать лесные питомники, и выращивать лесные плодовые, ягодные и лекарственные растения.
Главный риск: отсутствуют ограничения на рубки вблизи поселений
По принятым правилам, в лесах на сельхозземлях допускается проведение сплошных и выборочных рубок любой интенсивности и возраста, за исключением водоохранных зон, нерестоохранных полос, а также защитных мелиоративных лесных насаждений (в частности, полезащитных лесополос).
В документе не прописан специальный режим использования лесов, расположенных вблизи поселений и имеющих особое значение для местных жителей. Это может обернуться серьёзными социальными конфликтами, например, если лес вокруг деревни вырубят. Проблему таких лесов предстоит решать уже в ближайшем будущем.
Вместе с правами — обязанности по охране от пожаров
В 2020 году около трети площади всех весенних пожаров России пришлось на неиспользуемые сельхозземли, постепенно зарастающие лесом. Постановление правительства обязало владельцев участков охранять леса на сельхозземлях от пожаров, а если владельцев нет — органы местного самоуправления либо органы государственной власти. Это устранило давний пробел в законодательстве, когда за охрану лесов на сельхозземлях от пожаров фактически никто не отвечал.
Собственник обязан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, профилактические выжигания на сельхозземлях запрещены.
Все эти меры должны привести к существенному уменьшению пожарной опасности таких земель. У собственников больше нет необходимости выжигать зарастающее лесом поле из страха, что их оштрафуют или заберут участок, а стимул сохранять свою собственность теперь появился.
Это победа? Да!
Получившийся документ сочетает как риски, так и возможности. Но само его принятие — это большой прогресс. Теперь у десятой части российских лесов наконец появился правовой статус. Люди получили реальную возможность выращивать леса на своей земле.
В кампании #ЗаСвойЛес участвовали владельцы сельхозземель. Спасибо им!
В перспективе лесное хозяйство на неиспользуемых сейчас сельхозземлях позволит ежегодно заготавливать до 300 миллионов кубометров древесины и существенно снизить нагрузку с диких лесов. Более того: теперь можно будет трудоустроить до 100 тысяч человек только на лесохозяйственных работах.
Чтобы всё получилось, ещё многое предстоит сделать. Необходимо вкладывать силы, время и средства в лесное образование, разрабатывать программы господдержки лесоводства на сельхозземлях. Российское отделение Greenpeace с радостью признаёт: первый шаг к эффективному лесному хозяйству в России сделан.
Лесная команда Greenpeace благодарит всех, кто поддерживает нашу работу. Без ваших регулярных пожертвований мы не смогли бы создавать заповедники, защищать национальные парки и менять к лучшему лесные дела России. Без вас мы не смогли бы выращивать леса там, где они так нужны! Наша финансовая отчётность доступна и открыта для всех. В начале каждого года вы можете взять справку о пожертвованиях за прошлый год, и с её помощью получить налоговый вычет в размере 13 %.
Можно ли выращивать лес на землях сельхозназначения
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения
Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.
Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.
С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.
Врио заместителя директора | Р.В. Шуранов |
Обзор документа
Разъяснено, что на земельных участках из земель с/х назначения правообладателями может проводиться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на с/х землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.
Леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения
О необходимости установления ясного правового статуса лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения
Совместное заявление WWF России и Гринпис
Площади таких лесов весьма велики, и в совокупности составляют около ста миллионов гектаров, или около десяти процентов от всех лесов России. При этом на такие леса приходится до 25% от общего прироста древесины в лесах, пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства.
1 сентября 2013 года Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (поручение Пр-2039, п.1.б), установив срок исполнения 1 января 2014 года. Это поручение до настоящего времени остается невыполненным.
20 июля 2018 года Правительство Российской Федерации поручило Минэкономразвития, Минсельхозу и Минприроды России представить до 10 октября 2018 года предложения по внесению в законодательство изменений, предусматривающих механизм упрощенного порядка перевода в земли лесного фонда покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшее использование которых для нужд сельского хозяйства нецелесообразно (резолюция № ДМ-П9-31пр). Информация о выполнении этого поручения в открытых источниках пока отсутствует.
В целом по состоянию на декабрь 2018 года проблема лесов на землях сельскохозяйственного назначения остается нерешенной, сколько-нибудь ясного правового статуса у этих лесов нет, возможность на законных основаниях вести в них продуктивное лесное хозяйство отсутствует, охрана от пожаров, вредителей, болезней и лесонарушений законодательством не предусматривается.
В связи с этим мы считаем необходимым:
1. Внести в действующее правовое регулирование изменения, устанавливающие правовой статус лесов на землях сельскохозяйственного назначения (особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов), и разрешающие использовать эту категорию земель для ведения лесного хозяйства, в том числе лесного фермерства и плантационного лесовыращивания.
2. Разработать и утвердить упрощенный порядок перевода в земли лесного фонда участков леса на землях сельскохозяйственного назначения, но применять его только в случае, если законных собственников у таких участков нет.
Минприроды доработало запрет на лесное фермерство
Минприроды России опубликовало доработанную версию проекта поправок в правила использования лесов на сельхозземлях. Чиновники проигнорировали тысячи отрицательных отзывов и комментариев. Они снова собираются запретить людям выращивать лес на принадлежащей им земле и фактически уничтожат леса на землях сельскохозяйственного назначения. Как теперь действовать, чтобы этому помешать?
Что происходит?
Речь идет о борьбе людей за право выращивать леса на принадлежащих им землях сельскохозяйственного назначения, которая длится уже не первый год. Эти леса за последние десятилетия выросли на бывших полях и пастбищах. Сейчас их существование незаконно: собственники сельхозземель обязаны расчищать свои участки от леса, а за невыполнение этих обязательных требований предусмотрены крупные штрафы (до 50 тыс. руб для физических лиц и до 700 тыс. руб для юридических лиц) и даже изъятие земли.
Краткая история вопроса
Сентябрь 2019: Greenpeace России запускает общественную кампанию #ЗаСвойЛес с требованием дать людям право выращивать лес на своей земле. Январь 2020: Президент поручает новому правительству России установить правила использования лесов на землях сельскохозяйственного назначения, при которых есть возможность использовать такие леса без изменения формы собственности или изменения категории земли. Из поручения следует, что у людей должна появиться возможность выращивать леса на своих сельхозземлях. Апрель 2020: петиция #ЗаСвойЛес набирает более 100.000 подписей. Сентябрь 2020: Победа! Правительство России принимает постановление №1509 об особенностях использования, защиты и воспроизводства лесов на сельхозземлях. Все еще остаются противоречия с земельным законодательством, но сделан важный шаг для появления в России новой отрасли – лесного фермерства. Октябрь 2020: Активизируются оппоненты. Председатель аграрного комитета Госдумы Владимир Кашин и председатель думского комитета по природным ресурсам Николай Николаев публично выступают против идеи выращивания леса и лесного фермерства на сельхозземлях и инициируют процесс переделки постановления №1509. Февраль 2021: Минприроды России публикует проект поправок в постановление №1509 на портале regulation.gov.ru. Поправки вновь запрещают людям выращивать лес на принадлежащей им земле и направлены только на уничтожение лесов на землях сельскохозяйственного назначения. Проект набирает более 6000 дизлайков и более 5000 замечаний от неравнодушных людей, бизнеса, общественных и научных организаций. |
Минприроды России, несмотря на негативные отзывы и замечания, публикует «доработанный» текст поправок без существенных изменений. Прямо сейчас проект проходит формальную процедуру «оценки регулирующего воздействия» на экономику, но окончательное решение в ближайшее время будет принимать правительство.
Неужели нет ни капли позитива?
Самое важное, что сейчас происходит, — растет интерес к теме лесоводства со стороны реальных собственников сельхозземель. Оформилось Сообщество агролесоводства и лесного фермерства. Надеемся, что это будет независимая структура, которая объединит собственников-лесоводов и будет отстаивать их интересы.
Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил использовать заброшенные сельхозземли для лесоводства. Для этого нужно внести в раздел растениеводства в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков подраздел «Выращивание лесных насаждений».
Эксперты Высшей школы экономики, Сколково и Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС опубликовали исследование «Битва за климат: карбоновое земледелие как ставка России», где в числе прочего оценили потенциал заброшенных сельхозземель, зарастающих молодым лесом, при реализации климатических проектов. Но если запретительные для сельского лесоводства поправки Минприроды примут, реализация климатических проектов станет невозможной.
Что делать?
Самое важное сейчас — не допустить принятия правительством разрушительных для сельского лесоводства поправок, которые подготовили Минприроды.
Мы продолжаем собирать подписи под петицией #ЗаСвойЛес и направляем её председателю правительства Михаилу Мишустину.
А чтобы наше мнение точно услышали, мы просим вас отправлять личные обращения через официальную электронную приемную правительства России. Личные обращения рассматриваются отдельно, и чем больше их будет отправлено, тем большее влияние они могут оказать.
У людей должно быть право выращивать лес на своей земле!
Как отправить обращение в Правительство России
1. На официальном сайте Правительства зайдите в раздел “Обращения граждан” по ссылке http://services.government.ru/letters/form/
2. Заполните обязательные графы, они помечены красной звёздочкой.
3. В графе «Тема обращения» укажите «11. Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды».
4. В графу «Текст сообщения» скопируйте текст ниже или напишите свой текст на его основе.
5. Прикрепите файл с текстом нашей петиции, где приводятся подробные обоснования и предложения.
6. Нажмите «Отправить обращение».
Если все сделано правильно, то на экране появится сообщение, что ваше обращение принято и будет рассмотрено
Greenpeace — некоммерческая организация, мы существуем только благодаря поддержке частных лиц. Наша финансовая отчётность доступна и открыта для всех. Сторонники Greenpeace в начале каждого года могут запросить справку с суммой пожертвований за прошлый год, и с её помощью получить налоговый вычет в размере 13 %. Чтобы мы могли планировать свою работу на следующие годы, нам нужна ваша постоянная поддержка.