можно ли вызывать скорую без полиса
Нет полиса ОМС: могут ли отказать в скорой медицинской помощи?
Пожалуй, один из наиболее часто встречающихся в рамках юридической консультации вопрос звучит так: могут ли отказать гражданину без полиса ОМС в предоставлении скорой медицинской помощи (СМП)?
Вопрос действительно важный, поскольку причины отсутствия полиса могут быть самыми различными (потерян, испорчен и т.д.), а помощь скорой может потребоваться в любой момент. Юристы «Юридического центра Сиан» разъясняют: имеют ли право медики бригады скорой помощи отказать гражданину в оказании необходимой помощи.
Зачем нужен полис ОМС?
Гражданам предоставляется СМП во всех случаях, когда требуется незамедлительное вмешательство со стороны работников соответствующих медицинских служб. Такими случаями могут быть: травмы, несчастные случаи, отравления, острые вирусные и иные инфекции и т.д. Каждый гражданин вне зависимости от того, где он проживает и где потребовалось предоставление СМП, вправе получить ее в полном объеме от работников учреждений муниципальной системы здравоохранения бесплатно.
Закон предусматривает две формы предоставления СМП:
Таковы общие принципы предоставления СМП. То есть медики при выезде на дом или в иное место по звонку пациента должны на месте определить: представляет ли сложившаяся ситуация угрозу для жизни пациента и на основании такой оценки принимать решение: оказывать помощь при отсутствии полиса ОМС или нет.
Что делать, если полиса ОМС нет?
Вполне возможна ситуация, когда полис ОМС у гражданина имеется, но именно по причине внезапного ухудшения состояния его здоровья, предъявить полис у него нет никакой возможности. В зависимости от конкретных обстоятельств, далее возможны несколько различных вариантов развития событий.
Если Вы внезапно почувствовали себя плохо, находитесь не дома, полис предъявить работнику СМП не можете, тогда:
Таков порядок действий в тех случаях, когда у пациента есть в наличии полис ОМС, но предъявить его по объективным причинам в данную минуту он не может. Иное дело, когда полис отсутствует по причине его потери, хищения и т.д. В такой ситуации порядок действий сотрудника СМП аналогичен вышеописанному, с той только разницей, что при выявлении граждан без документов работнику СМП придется дополнительно отправить запрос в фонд ОМС. Так можно будет достоверно установить: есть ли в действительности у данного лица действующий полис ОМС.
Следует особо подчеркнуть, что отсутствие полиса ОМС, отсутствие документов, отсутствие регистрации пациента в системе ОМС не является основанием для отказа в предоставлении бесплатной скорой медицинской помощи. Соответственное разъяснение дано Минздравом РФ от 25.12.2012 г. Применить данное разъяснение может каждый гражданин, которому неправомерно отказывают в бесплатной скорой медицинской помощи из-за отсутствия полиса ОМС.
Из всего вышесказанного следует: отказать в предоставлении помощи работники СМП не имеют права по причине отсутствия полиса ОМС. Такая формулировка отказа неправомерна и может стать веским основанием для самого сурового наказания медицинских работников в соответствии с нормативными актами Минздрава РФ и УК РФ.
Так, например, если бригада СМП ехала к Вам слишком долго, или же вовсе было отказано в приеме вызова, после чего пациент получил тяжкий вред здоровью или скончался, это является веским основанием для подачи искового заявления в суд с требованием наказать бригаду СМП. После разбирательства по существу дела к ответственности может быть привлечен также диспетчер скорой помощи, отказавший в приеме вызова или неверно оценивший срочность вызова. Наказание может быть назначено в соответствии со ст. 293 УК РФ «Халатность».
Оспорить неправомерные действия работников СМП, предъявить иск в возмещение вреда причиненного здоровью, либо с целью привлечь к ответственности работников СМП по ст. 293 УК РФ «Халатность» Вам поможет квалифицированный медицинский юрист «Юридического центра Сиан».
Знай свои права: что важно знать каждому пациенту?
Могу ли я обратиться в поликлинику не по прописке?
Можно, например, выбрать поликлинику рядом с работой. Однако при этом надо быть готовым к тому, что участковый врач не поедет ради вас в другой конец города. Скорее всего в таком случае вам придется самим добираться до поликлиники.
Чтобы закрепиться в выбранной поликлинике надо просто прийти с полисом и паспортом и написать заявление.
Окажут ли мне экстренную помощь и госпитализируют без ОМС?
Да, окажут. Но для начала необходимо разобраться с понятиями. Экстренная помощь не оказывается при легком кашле и температуре тела 37,5. С этими жалобами надо обращаться в поликлинику. Неотложной же является медицинская помощь, которую оказывают при внезапных острых заболеваниях и обострении хронических болезней.
Что делать, если полиса ОМС в принципе нет?
В этом случае специалист будет действовать так, как мы описали вопросом выше. Разница будет состоять только в том, что для лиц, не идентифицированных в период лечения, медицинская организация представляет в территориальный фонд ОМС ходатайство об идентификации застрахованного лица.
Территориальный фонд ОМС в течение пяти рабочих дней проверяет в реестре застрахованных лиц, есть ли у пациента действующий полис. Результаты проверки территориальный фонд в течение трех рабочих дней представляет в медицинскую организацию.
Если у вас коронавирус: отвечаем на 10 главных вопросов о правах пациентов при заражении COVID-19
Вместе с экспертами по ОМС мы изучили действующие рекомендации для врачей и органов здравоохранения.
Количество заразившихся коронавирусом растет, число запросов о ковиде в поисковых системах увеличивается, а получить достоверные ответы на некоторые вопросы не так-то просто.
На этой неделе нехваткой доступной информации о лечении COVID-19 возмутилась на своей странице в соцсетях главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Тут же последовал ответ замминистра здравоохранения Олега Салагая. Представитель Минздрава пояснил, что все подробности о диагностике, терапии, реабилитации после ковида и т.д. можно найти в соответствующих рекомендациях ведомства. Однако документ это объемный, сложный, предназначенный в первую очередь для медиков и органов здравоохранения.
Мы изучили обновленную версию методички Минздрава вместе с кандидатом медицинским наук, экспертом по обязательному медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергеем Шкитиным. В этом материале вы найдете ответы на 10 главных вопросов, которые чаще всего возникают у заразившихся коронавирусом и их близких.
1. При каких симптомах к пациенту на дом обязан прийти врач из районной поликлиники?
Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2 градуса и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.
Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомахне просто желателен, а строго необходим. Это:
! Обязательно сообщите об этих фактах, вызывая врача.
2. В течение какого времени должен прийти участковый терапевт из «районки»?
По законодательству врач, вызванный на дом, должен прийти в течение 24 часов.
3. Когда звонить в «скорую»?
Сегодня диспетчеры службы скорой медицинской помощи (СМП) занимаются распределением вызовов. Поэтому сюда можно звонить, если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача на дом еще долго. Либо сразу при появлении тяжелых симптомов: температура выше 38,5 градусов, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д.
При поступлении вызова на пульт СМП оператор проводит опрос позвонившего. Кроме жалоб важно сразу назвать свой возраст, сопутствующие болезни и сообщить, если были контакты с зараженными коронавирусом. По итогам опроса принимается одно из трех решений:
4. Что должны сделать прибывшие медики?
По правилам осмотр пациента включает:
5. Когда и у кого должны взять мазок из носоглотки на коронавирус?
В Методических рекомендациях Минздрава сказано, что подозрительным на COVID-19 считается случай, когда у пациента температура выше 37,5 °C и есть один или более из следующих признаков: кашель (сухой или со скудной мокротой), одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, уровень кислорода в крови ≤ 95%, боль в горле, заложенность носа, нарушение или потеря обоняния, конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь – при отсутствии других известных причин для таких симптомов (скажем, отравления, обострения давней хронической болезни и т.п.).
Кроме того, по правилам обязательно должны брать мазок на коронавирус:
Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации. Либо врач поликлиники при первичном осмотре, если есть подозрения на covid- инфекцию (см. выше).
Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток.
6. Когда и как сдается анализ крови?
Необходимость проведения лабораторных исследований крови определяется врачом. В методичке Минздрава сказано, что при легком течении COVID-19 и лечении пациента на дому, как правило, не требуются ни анализ крови, ни лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). Если пациента госпитализируют — в основном, начиная со среднетяжелого состояния, то при госпитализации должны сделать общий анализ крови и биохимический анализ крови.
Если больного оставляют лечиться на дому, сажают на режим изоляции и врач считает необходимым лабораторное исследование крови (в частности, при сопутствующих хронических болезнях), то для забора анализа должна прибыть выездная бригада поликлиники.
Как определяется степень тяжести COVID-19
! Легкое течение
— частота дыхания > 22/мин
— одышка при физических нагрузках
— изменения при КТ/рентгенографии: объем поражения минимальный или средний (КТ 1-2)
— уровень С-реактивного белка в крови >10 мг/л
! Тяжелое течение
— частота дыхания > 30/мин
— нестабильная гемодинамика: систолическое (верхнее) артериальное давление менее 90 мм рт.ст. или диастолическое (нижнее) давление менее 60 мм рт.ст.)
— объем поражения легких значительный или субтотальный (КТ 3-4)
— снижение уровня сознания, ажитация.
7. Как решается вопрос о проведении компьютерной томографии легких?
Необходимость такого обследования определяет врач. При этом должны учитываться возраст пациента, наличие сопутствующих хронических болезней, жалобы, объективное состояние и клиническая картина развития пневмонии (по итогам «прослушивания» легких, измерения сатурации, частоты дыхания и т.д.).
Методичка Минздрава рекомендует назначать КТ, если есть признаки среднетяжелой формы COVID-19 (см. выше «Справку «КП»). Порядок и сроки проведения КТ определяются возможностями региональной системы здравоохранения, говорится в документе.
8. При каких симптомах больного должны госпитализировать?
Согласно Рекомендациям Минздрава, если больному поставлен диагноз COVID-19 и он лечится дома, ему полагается госпитализация при сохранении температуры ≥ 38,5 °C в течение 3 дней.
Также должны госпитализировать пациентов в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:
* признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести ковида пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:
* с сопутствующими заболеваниями и состояниями: артериальной гипертензией; хронической сердечной недостаточностью; онкологическими заболеваниями; гиперкоагуляцией; ДВС-синдромом; острым коронарным синдромом; сахарным диабетом; болезнью двигательного нейрона; циррозом печени; длительным приемом ГК и биологической терапии по поводу воспалительных заболеваний кишечника; ревматоидным артритом; пациенты, получающие гемодиализ или перитонеальный диализ; иммунодефицитными состояниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией без антиретровирусной терапии; получающие химиотерапию);
* пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
9. В каком порядке госпитализируют больных с коронавирусом и можно ли выбрать больницу?
Госпитализация происходит по направлению участкового врача или врача «скорой». Медик запрашивает по телефону наличие свободных мест в ближайших ковидных стационарах и принимает решение, куда направить больного. Права выбора у пациента в данном случае нет.
Человека с подозрением на коронавирус или подтвержденной covid-инфекцией должны везти в больницу на машине Скорой или специальным медицинским транспортом (если направление дает участковый).
10. Что делать, если нарушаются перечисленные правила?
Можно звонить на единую «горячую линию» по коронавирусу: 8-800-2000-112; на «горячие линии», работающие в каждом регионе.
В то же время, как показывает практика, один из наиболее действенных способов – обращение к своему страховому представителю по ОМС. Напомним, страховые компании, выдающие нам полисы ОМС, занимаются бесплатным консультированием и защитой прав пациентов. Сейчас работа страховых представителей «заточена» на помощь больным, столкнувшимся с проблемами при заражении коронавирусом, рассказали «КП» во Всероссийском союзе страховщиков. Звонить в свою страховую медицинскую организацию можно в любое время суток, телефон найдете на полисе или через поиск в Интернете по названию компании.
Как вызвать на дом врача, скорую или неотложную помощь
1. Как вызвать скорую или неотложную помощь?
Позвоните с городского или мобильного телефона (для всех операторов):
Как правило, соединение с оператором «103» происходит в течение нескольких секунд, однако, позвонив по телефону «103» в часы массового поступления звонков, вы можете услышать информацию автоответчика: «Здравствуйте. Вы позвонили в Единый диспетчерский центр скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы, пожалуйста, не кладите трубку, мы обязательно вам ответим».
Дождитесь ответа, не бросайте трубку — в противном случае, набирая заново, вы снова окажетесь в конце очереди звонков на линию.
2. Что нужно рассказать диспетчеру при вызове скорой помощи?
3. Как вызвать врача на дом?
Для того чтобы вызвать врача-терапевта или врача-педиатра на дом, нужно иметь полис медицинского страхования.
Независимо от того, к какой поликлинике вы прикреплены, вызвать врача на дом можно только из той поликлиники, которая обслуживает адрес вашего проживания. Чтобы сделать это, нужно позвонить по телефону Единой медицинской справочной службы: 122. Служба работает ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Помимо ваших личных данных (ФИО, дата рождения) и описания симптомов приготовьтесь назвать номер полиса ОМС.
Если у вас нет полиса ОМС, но есть полис добровольного медицинского страхования (ДМС), Вы можете позвонить в обслуживающую вас страховую компанию и обратиться за помощью.
Без полиса ОМС вы также можете вызвать скорую или неотложную помощь или получить консультацию врача без выезда на дом, позвонив по телефону врачебно-консультативного поста службы скорой и неотложной медицинской помощи: +7 (495) 620-42-33.
4. В каких случаях следует вызывать скорую или неотложную помощь?
В первом случае по вашему вызову приедет скорая помощь (время прибытия — до 20 минут), во втором — неотложная (время прибытия — до 2 часов).
5. В каких случаях следует вызывать врача на дом?
6. В каких случаях следует обращаться в травмпункт?
В случае травмы, не представляющей угрозы для жизни, необходимо самостоятельно обратиться за помощью в травмпункт. Медицинскую помощь в травмпунктах оказывают бесплатно, независимо от наличия страхового медицинского полиса.
7. Как получить консультацию врача без выезда на дом?
Если вам необходимо получить консультацию врача без выезда на дом, или вы не можете самостоятельно оценить, является ли ситуация экстренной и представляет ли угрозу для жизни, позвоните:
Если нет страхового полиса, окажет ли скорая медицинскую помощь
Предоставление скорой медицинской помощи (СМП) является бесплатной услугой в России. Принимая во внимание, что работники СМП могут оказывать неотложную и экстренную помощь за пределами медицинских учреждений, возможны различные варианты действий сотрудников СМП при отсутствии у пострадавшего страхового полиса.
Окажет ли помощь скорая без страхового полиса?
В экстренной ситуации, то есть если существует угроза жизни пострадавшего, при отсутствии страховки пострадавшему не могут отказать в экстренной медицинской помощи. Сюда относятся случаи внезапно возникшего заболевания в острой форме или обострившееся хроническое заболевание, которое несет угрозу жизни больного.
Помимо экстренной медицинской помощи существует также неотложная помощь, когда жизни пострадавшего ничего не угрожает. Как правило, при оказании такой медицинской помощи пострадавшему необходимо предъявить страховой полис. Но бывают ситуации, когда недомогание возникает внезапно, а у больного нет при себе документов. В таких ситуациях врач должен осмотреть пациента, вне зависимости от того, есть ли у него страховка, и принять решение исходя из его состояния.
Если у гражданина оформлен страховой полис, но его нет при себе:
Таким же образом врачу следует поступать в случаях, если страховка больного была украдена, утеряна, повреждена и т.п., и идентифицировать больного по ней не представляется возможным.
Если больного нельзя идентифицировать, СМП или другая медицинская организация, оказывающая медпомощь, должна подать ходатайство в страховой фонд для проведения идентификации застрахованного. Фонд в течение 5 дней с момента обращения проводит проверку реестра и предоставляет результаты в медучреждение.
Медицинская помощь незарегистрированным в ОМС гражданам
Гражданам, которые не зарегистрированы в системе ОМС, медпомощь предоставляется за счет бюджета соответствующего региона. Таким гражданам не имеют права отказать в скорой медпомощи и в госпитализации. Эти услуги предоставляются бесплатно. Не имеют права отказать в медицинской помощи новорожденным детям, у которых еще не оформлен страховой полис. Их обслуживают по полису родителей или законных представителей.