ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

Собрание поучительных историй и изречений. Часть третья

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

Эта книга, содержащая афоризмы и цитаты, построена таким образом, что каждое последующее высказывание имеет логическую связь с предыдущим: оспаривает, подтверждает, дополняет или иллюстрирует его. Основная идея книги – соединить в смысловой последовательности мысли людей разных эпох и убеждений, знаменитых и незаметных, представить их как размышления одного лица – человечества.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание поучительных историй и изречений. Часть третья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Составитель Александр Николаевич Стуков

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

3.1. Первый признак ума

Первый признак ума есть просторечие.

Из двух возможных слов всегда выбирайте самое простое.

Если мысль нельзя выразить простыми словами, она ничтожна и её надо отбросить.

Правдивая речь проста.

Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет.

Ясность — главное достоинство речи.

Ясность — лучшее украшение истинно глубокой мысли.

Ясность — это высшее проявление вежливости для тех, кто пользуется пером.

Мне очень нравился метод Пушкина по отношению к его сочинениям. Он подвергал их самой строгой собственной критике, пользуясь охотно замечаниями других литераторов. Затем он беспощадно вымарывал в своих сочинениях излишние слова и выражения, а также слова и выражения сколько-нибудь натянутые, тяжеловесные. От такой вычистки и выработки его сочинения получали необыкновенную чистоту слога и ясность мысли.

Кто ясно думает, тот ясно пишет.

Главное достоинство языка — в ясности.

Язык — это дисциплина ума.

Слова должны иметь смысл.

Выражаться кое-как, значит, и мыслить кое-как.

Если говоришь, говори с толком, если зовешь, зови по делу.

Если долго повторять одно и тоже слово, то исчезает его смысл, утрачивается его значение, тогда только слышатся звуки, за которыми уже ничего нет.

Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

Берегитесь изысканного языка. Язык должен быть прост и иящен.

Существуют также неловкости речи, употребление слов и выражений, которых самым тщательным образом следовало бы избегать, коверканье языка, дурное произношение, всем надоевшие и иэбитые пословицы, свидетельства того, что человек привык бывать в низком и дурном обществе. В самом деле, если вместо того, чтобы сказать, что у людей бывают разные вкусы и у каждого человека свой, ты разрешаешься пословицей и скажешь: «Всяк молодец на свой образец» или «У всякого скота своя пестрота», люди вообразят, что ты всю жизнь провёл в обществе одних только горничных и лакеев.

Филипп Честерфилд. — 25 июля 1741 г. («Письма сыну»)

Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля.

Где тёмен стиль, там царствует заблуждение.

Ясный стиль — вежливость литератора.

Талант автора заключается в умении передавать сложные чувства в простых выражениях.

Обычно думают, что стиль — сложный способ выражения простых вещей. На самом деле это простой способ выражения вещей сложных.

Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.

Учитель — это человек, который может сделать трудные вещи лёгкими.

3.2. Искусство слушать, искусство говорить и талант молчать

Искусство слушать почти равносильно искусству говорить.

Из всех искусств, которым стоит научиться, — умение слушать. Слушайте очень внимательно. Не будьте безразличны, не слушайте других так, будто хотите, чтобы они замолчали.

Существует только один способ стать хорошим собеседником — уметь слушать.

Внимательный слушатель вдохновляет оратора.

Только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником.

Кто даёт ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

Книга Притчей Соломоновых. Гл. 18:13

Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай.

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Гл. 11: 7, 8

Итак, напротив, сначала нужно помочь страждущим изложить свои жалобы и ласково выслушать их и выразить им своё сочувствие и полное понимание. При помощи этой уловки вы завоюете их доверие и сможете пойти дальше и посредством легкого и неприметного отклонения в сторону перейти к речам и более твердым и более пригодным для исцеления тех, кто удручен своим горем.

Впоследствии, став одним из самых знаменитых религиозных мыслителей ХХ века, Бубер корил себя за то, что не поговорил со случайным гостем и, по его словам, «не ответил на вопросы, которые остались незаданными», — быть может, это предотвратило бы трагедию.

Слух — главный инструмент врача. Умение слушать — его главный навык.

А знаменитый американский кардиолог Бернард Лаун (Bernard Lown), подводя итоги своей шестидесятилетней практической работы, сказал: С течением лет моё врачевание улучшилось. Главным элементом этого было выслушивание пациента с сочувствием. Чем больше сочувствия, тем больше пациент раскрывается, и тем больше мы понимаем, чем больше мы понимаем, тем больше пациент раскрывается.

Учитесь слушать. Умение слышать другого человека — не просто вежливость — это ум.

Для этого ведь надо душу,

Не только выдержку иметь:

Не каждого попросишь слушать,

Ведь слушать надобно уметь.

Не всякий умеет слушать человека. Иной слушает слова, понимает их связь и связно на них отвечает. Но он не уловил «подголосков», «теней звука» «под голосом», — а в них-то, и при том в них одних, говорила душа.

«Человек о многом говорит с интересом, но с аппетитом — только о себе» (Тургенев). Сперва мы смеемся этому выражению, как очень удачному… Но потом (через год) становится как-то грустно: бедный человек, у него даже хотят отнять право говорить о себе…

Я, напротив, замечал, что добрых от злых ни по чему так нельзя различить, как по выслушиванию ими этих рассказов чужого человека. Охотно слушают, не скучают — верный признак, что этот слушающий есть добрый человек. С ним можно водить дружбу. Можно ему довериться. Но не надейтесь на дружбу с человеком, который скучает, вас выслушивая: он думает только о себе и занят только собою. Столь же хороший признак о себе рассказывать: значит, человек чувствует в окружающих братьев себе. Рассказ другому есть расположение к другому.

Очередь на диспансеризацию. В кабинет врача вошел мой приятель и долго не выходит Наконец вышел. Я к нему:

— Ты чего там застрял?

— Понимаешь, это тот редкий случай, когда я могу хоть что-то рассказать о себе.

Ужасно любит человек пожаловаться и погоревать на свои несчастья человеку влиятельному и солидному, а пуще всего генералу.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.

Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы.

Книга Притчей Соломоновых. Гл. 1:5

Добро того учить, кто слушает.

Говорят, что хорошие собеседники — хорошие слушатели.

Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.

Не старайтесь прервать, когда вас расхваливают. Будьте вежливыми, скромными и терпеливыми. Позвольте людям высказаться.

Мало говори: больше услышишь.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.

Ибо сказано в Писании: «Слыша, мудрец будет мудрее, и разумный будет обладать кормилами».

Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает рот, тому беда.

Книга Притчей Соломоновых. Гл. 13:3

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.

Книга Притчей Соломоновых. Гл.20:22

Многословие — знак невежества.

Страшись безудержно болтать языком,

Скажи лучше слово одно, но с умом.

Если одно слово не образумило, не образумят и десять тысяч.

Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую думать хорошо.

Много говорить и много сказать — не одно и тоже.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.

Во время словесной молитвы мы говорим с Богом, во время умственной — Он говорит с нами.

Где мало слов, там вес они имеют.

Будьте кратки: верное средство заставить слушать себя — это сказать многое в немногих словах.

Говори главное, многое в немногих словах.

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Гл. 32: 10

Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов.

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно.

Умею коротко говорить о длинных предметах.

Тот истинный мудрец, кто многое может сказать коротко и ясно

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.

Часто ораторы наверстывают длиною то, чего не хватает у них в глубину.

Величайшее из достоинств оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)

Истинное красноречие — это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно.

Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай, что говоришь

Дипломат — это такой человек, который два раза подумает, прежде чем ничего не скажет.

Беда тому, кто говорит все, что может сказать.

Лишняя соль портит пищу, лишнее слово — речь.

Не все сказывай, что помнится.

Тогда слово — слово, когда вовремя сказано.

Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для неё неподходящий момент.

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня.

Прочее все отложить и сказать в подходящее время.

Добрый человек говорит мало.

Об одном следует глворить, о другом молчать.

Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и словах.

Много слов — много ошибок.

Лучше не договорить, чем переговорить.

Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

Книга Притчей Соломоновых. Гл.12:23

На Востоке для спокойного обдумывания иногда скрывают знания, чтобы иметь возможность прослушать одну и ту же речь — сперва на чужом языке, потом на своём.

Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.

— Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.

Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается, что говорил слишком много.

Никогда не давай лишней информации о себе, если этого можно избежать. Ибо невозможно проконтролировать, кто и как это использует.

Один раз не сумеешь сдержать язык — целый год не сможешь уладить последствия.

Пока слово не произнесено, оно — узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнёс его.

Слово, удержанное тобою, — раб твой, слово, вырвавшееся у тебя, — господин твой.

Выпущенное слово не поймаешь.

Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт.

Как не пожелать, чтобы негодяй был ленивцем, а глупец — молчальником.

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Книга Притчей Соломоновых. Гл.17:28

Молчание — наряд умного и маска глупца.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание поучительных историй и изречений. Часть третья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

Признаки коучинга. Ненаучная энциклопедия

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

54 инструмента для эффективной психотерапии взрослых и детей

Галина Валентиновна Тимошенко

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

Сны раби Хаима Виталя

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

Джон и Йоко. Фальшивые ноты

Сергей Георгиевич Банцер

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

Космология Башлачева. Песни Русского Посвященного

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

Дневник идиота. Публицистика

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

Свободные люди. Диссидентское движение в рассказах участников

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли

КНИГА РЕЦЕПТОВ для жизни. Собрание нужных ингредиентов для вкусного воплощения!

Источник

Ответы

ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Смотреть картинку ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Картинка про ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли. Фото ясность вот лучшее украшение истинно глубокой мысли1.
1) Кедры, малина, брусника, голубика, женьшень — малый перечень того, чем богата тайга.
2) Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь.
3) Из ближних рощ, с пашен и пастбищ — отовсюду доносится радостная птичья разноголосица.
4) Льгов — большое степное село.
5) Очертания далекого леса как берег целого континента.
6) Самая большая гора в мире — Мамонтовая в Америке.
7) Сергей тоже физкультурник.
8) Борьба между старым и новым — внутреннее содержание процесса развития.
9) Пруд словно зеркало.
10) Семенов только начинающий художник.
11) Все богачи (—) скряги.
12) Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период.
13) Бедность не порок.
14) Мои соседи, конечно, порядочные люди.
15) Стихи Блока — это колдовство.
16) Осенний лес будто сказка.
17) Расстояние не помеха для друзей.
18) Робость скорее свойство нервной системы, чем душевной организации.
19) Самое дорогое на земле — человеческое сердце.
20) Кошка собаке плохой товарищ.

2.
1) Теперь эта книга ваша.
2) Пятью пять — двадцать пять.
3) Учить — ум точить.
4) Сохранять спокойствие в сложных ситуациях — черта сильной личности.
5) Он настоящий знаток своего дела.
6) Курить — здоровью вредить.
7) Загадочная страна наша Россия.
8) Приходить вовремя — признак воспитанности.
9) Урок очень интересный.
10) Играть — его постоянное занятие.
11) Славное занятие — посидеть с удочкой на зорьке.
12) Длина Волги — 3088 км.
13) Трава по пояс.
14) Пробирка укреплена на штативе.
15) Этот доклад интересный.
16) Семь — счастливое число.
17) Площадь треугольника равна девяти сантиметрам.
18) Герой своего времени — он!
19) Назначение человека на земле — творить добро.
20) Ребенок очень капризен.

4.
Естественные науки — науки о природе. Естественные науки — это физика химия биология. Цель наук о природе — открыть изучить ее законы и использовать их для нужд людей. Астрономия и география также естественные науки.

Физика — одна из самых древних наук. Она изучает тепловые электрические световые явления. Таяние льда, кипение воды, падение камня — это примеры различных физических явлений. Все естественные науки применяют законы физики.

Предмет изучения химии — вещества и превращения их друг в друга. Значение химии в жизни общества велико. Все, что окружает нас, — различные вещества. Одна из задач химии — описание веществ. Описать вещество — значит перечислить его свойства. Знать вещества необходимо, чтобы найти им применение, правильно обращаться с ними.

Все, что открыто и изучено в естественных науках, есть результат упорного труда ученых разных стран и народов.

5.
«Горе от ума» Грибоедова — социально-политическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы. Сорок тысяч — рукописный тираж комедии. Декабристы и Грибоедов считали, что обличать крепостное право в России — значит лечить страну, приближать ее духовное возрождение. Показать столкновение молодой прогрессивной России с реакционерами-крепостниками — главная задача Грибоедова в комедии. Александр Андреевич Чацкий — это главный герой комедии «Горе от ума». Он представитель передовой дворянской интеллигенции, человек с декабристским мировоззрением. Чацкий не герой-одиночка. Но он и его единомышленники точно передовые воины, застрельщики и потому всегда жертвы. Чацкий, несомненно, любимый герой А.С. Грибоедова.

6.
Щедрость — высокое писательское свойство и этой щедростью отличался Пришвин. Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож в мировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников, но это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель — русский народ.

Понимание жизни накапливается писателем постепенно, годами, от юности до зрелых лет, в тесном общении с народом. Накапливается еще и тот огромный мир поэзии, которым повседневно живет простой русский человек.

Народность Пришвина цельная, резко выраженная и ничем не замутненная. В его взгляде на землю, на людей и на все земное есть почти детская ясность зрения. Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как будто он видит это действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека — (,) много знающего и ко всему привыкшего.

Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное — таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком и непосредственно.

7.
1) Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.
2) Плохая погода — это не причина для грусти.
3) Льды как льды, пустыни как пустыни.
4) Испарение — переход вещества из жидкого состояния в газообразное.
5) Зимний лес точно сказка.
6) Это большое несчастье быть ненужным своей стране.
7) Его сын, оказывается, большой выдумщик.
8) Промоина — глубокое озеро естественного происхождения.
9) Рано вставать — горя не знать.
10) Они настоящие друзья.
11) География также одна из естественных наук.
12) Бетон, теснота, отсутствие зелени — признаки городского ландшафта.
13) Погода хорошая, день прекрасный.
14) Согласная дружина как твердыня.
15) Вы человек бывалый.
16) Добро не жалость и не слабость.
17) Преодолеть препятствие — наша задача.
18) Практичность, по-моему, очень похвальное качество.
19) Поэма Пушкина — чудо.
20) Площадь треугольника — девять сантиметров.
21) Земля — место тесное.

8.
1) Ясность — вот лучшее украшение истинно глубокой мысли.
2) Практичность, по-моему, очень похвальное качество.
3) Воображение есть великий дар природы.
4) Южная летняя ночь таинственна и прекрасна.
5) Смех — благороднейшая форма человеческого самопроявления.
6) В основном добыча львов — зебры, бородавочники, газели и антилопы.
7) Платон мне друг, но истина дороже.
8) Загадочная страна (—) наша (—) Россия.
9) Борис теперь первоклассник.
10) Он порча, он чума, он язва здешних мест.
11) Назначение человека на земле — творить добро.
12) Трусость — мать жестокости.
13) Твой поступок, на мой взгляд, глупость.
14) Голова без знаний как фонарь без свечи.
15) На всех угождать — самому в дураках остаться.
16) Старость не радость.
17) Согласная дружина как твердыня.
18) Двадцать пять лет — возраст зрелый.
19) Людская молва что морская волна.
20) Друга спасти — это высокая честь.
21) Красота — великая сила.

Источник

О простоте и ясности изложения в поэзии

Всё гениальное просто
Народная мудрость

Проникновенным певцом России, её верным и благодарным сыном был и навсегда ос-
тался в наших сердцах Сергей Александрович Есенин. Предельная искренность чувства, правдивость поэтической интонации, поразительная простота и мелодичность есенинского стиха, его звонкая ясность вновь и вновь захватывают читателя сегодня. «Нежность грустную русской души», о которой писал поэт, каждый ощущает в его стихах. При этом в синтаксисе Есенин избегал усложнённости, тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное течение стиха. Уже в ранней лирике Есенина привлекает внимание какая-то особая, ясная, чистая простота и одновременно образная насыщенность:

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Вчитайтесь хотя бы в следующие строки великого поэта:

«Ах, метель такая, просто чёрт возьми.
Забивает крышу белыми гвоздьми.
Только мне не страшно, и в моей судьбе
Непутёвым сердцем я прибит к тебе…».

Всё совершенное просто, и в этом разгадка силы простых слов. Неотъемлемый признак настоящего искусства в том, что всякий читатель поймёт и прочувствует есенинские строки, не будет равнодушен к ним.

Диапазон образов при ограниченном арсенале простых и понятных слов! Чего стоят только «забивает крышу…» или «пальцы льёт волной…» Но чтобы писать так надо, всего лишь, быть Есениным, великим поэтом.
В одной из статей сам Есенин писал о стихосложении: «Они думают, что все эти формальные приёмы и ухищрения нам неизвестны. В своё время обучились достаточно всему этому и не меньше их понимаем. Писать надобно как можно проще. Вот это трудней».
Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы — почти всегда настоящее художественное открытие. Пушкинская простота и прозрачность — вот идеал, который руководил Есениным особенно в последние годы его работы.

Анна Ахматова
В одном из своих стихотворений, написанных ещё в далёком 1915 году А. Ахматова
писала:
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу – зренье
Или актеру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Этого принципа правдивости, ясности изложения и простоты поэтесса придерживалась в течение всей своей жизни.

Ещё в начале прошлого века Корней Чуковский писал о стихах Ф. Сологуба: «С первым я познакомился очень давно. Еще мальчиком я увидел в журнале «Северный вестник» такие стихи, которые сразу запомнил на всю свою долгую жизнь:

В поле не видно ни зги.
Кто-то зовет: Помоги!
Что я могу?
Сам я беден и мал,
Сам я смертельно устал.
Как помогу?

Кто-то зовет в тишине:
«Брат мой, приблизься ко мне!
Легче вдвоем.
Если не сможем идти,
Вместе умрем на пути,
Вместе умрем

Что я могу.
Как помогу?

И это в то время, когда чуть не вся молодая поэзия культивировала вычуры, вывихи и выверты речи, когда в литературе уже начинало царить пустозвонное краснобайство.

В поэме «Василий Тёркин» самые высокие темы раскрываются обычными, не «возвышенными» словами, не «поэтизмами». Причем простые, будничные слова не только не снижают пафоса, но придают стиху особую теплоту и естественность. В этом Твардовский сродни А.П. Чехову. Простота стиха Твардовского кажущаяся, она не примитивна, она умная и лукавая, позволяет естественно говорить об очень сложных явлениях, тончайших душевных переживаниях, очень верно и глубоко передавать различные психологические состояния: от юмора до трагического пафоса. Твардовский не прибегает к словотворчеству, он поворачивает перед читателем слово новыми гранями, открывая новые смыслы и связи. У Твардовского нет никакой цветистости стиля, мало даже сравнений. В прологе к поэме он пишет:

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

Язык поэмы, несмотря на внешнюю простоту, — образец узнаваемого стиля поэта. Он питается от народной, устной речи. Интонационно богатый текст пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек:
«Хорошо, когда кто врёт весело и складно», « Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль». «Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле». «Города сдают солдаты, генералы их берут».
Тонкий художественный вкус, творческое отношение к родному слову позволили поэту выбрать из большого языкового арсенала слова самые простые и прозрачные. В поэзии А.Твардовский всегда придерживался принципа, который сам же и определил:

«Вот стихи, а всё понятно,
Всё на русском языке».

Работая над новой книжкой, новым стихотворением, всякий раз продолжаешь их открывать. Давно я для себя открыла, например, что детское стихотворение надо писать «на рост». Как в народной сказке есть второй смысл, не всегда понятный детям, так и в детских стихах должен присутствовать подтекст. Если стихи понравились ребенку, они остаются у него в памяти надолго. А ребенок растет с каждым днем и, возвращаясь к стихотворению, понимает его глубже, по-новому. Очень увлекательно писать для растущего человека, обращаясь сегодня к сознанию ребенка, одновременно писать как 6ы впрок. Бывают тут приятные неожиданности. Казалось бы, никак нельзя причислить к любовной лирике стихи «Уронили мишку на пол», но выяснилось, что они соединили одну молодую пару. Девушка не знала, как открыться юноше в чувствах, пересмотрела несколько лирических сборников, но, по ее словам, «там все больше о страданиях любви». Она вспомнила стихи своего детства. а юношу звали Михаилом, и у него были какие-то неприятности, она ему и написала:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Все кончилось загсом, о чем молодые мне и сообщили.
Эта забавная лирическая история подтвердила мое неизменное ощущение: о чем 6ы ни были написаны стихи, даже для маленьких, они должны быть обращены к чувствам, именно в этом назначение поэзии».

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.

Р. Винонен вспоминает, как на одной из студенческих вечеринок читали стихи по кругу: «Кому-то было тесно во Вселенной, он задевал волосами звезды, у другого играли ассонансные рифмы вроде «интересно— интеллекта», в белых стихах третьего рифма роскошно отсутствовала. Настал черед поэта-первокурсника, паренька из Вологды. » И Рубцов прочитал «В горнице моей светло». Произошла некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия дело серьезное. Мы в космосе, а ты «матушка, принеси воды».
Только через 10-12 лет, те, кто критиковал стихи Рубцова за эту «несерьезность», признали его большим русским поэтом. Ведь любовь к родине, малой и большой, никогда не была для него абстрактным понятием.

…Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.

Признание это, как видим, выражено очень простыми словами, которые, будучи изъяты из контекста, из «лирической стихии», могут показаться вполне банальными. В самом деле, что особенного в том, что кто-то признается в любви к «лесам, погостам, молитвам, избушкам, цветам, небесам» и т. д.? Но все дело в том, что слово в стихе не живет обособленной от других слов жизнью. Н. Заболоцкий писал:
«Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли». И у Рубцова слова здесь «расставлены» так, что они образуют удивительный союз, который, будучи одухотворен лирическим чувством автора, и создает неповторимое чудо поэзии. В этом союзе «звуков, чувств и дум» предстает образ тысячелетней России.

КЛАССИКИ О ПРОСТОТЕ СТИХА

«Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность».
А.С.Пушкин.

Посредственность усложняет простые вещи, талант упрощает сложные.
Пётр Капица.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем. Простота. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. Лев Толстой.

Необходимое условие и самый верный признак истины – это простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Величайшие истины – самые простые.
Лев Толстой.

Лев Толстой, как известно, писал очень сложными, разветвлёнными фразами, с обилием придаточных предложений. В последние годы жизни он стремился к фразе предельно ясной и простой. Все его притчи и многие рассказы поздних лет написаны совершенно иным языком, чем «Война и Мир», «Анна Каренина». Над рассказом «Кавказский пленник» он работал, поставив целью предельное упрощение фразы, и достиг этого. Рассказ понятен и ребёнку.
Александр Фадеев.

Самое главное – научиться писать просто. Совсем, совсем просто. Уж чтобы проще некуда! Существительное, глагол, точка, ну – может быть! – самое необходимое придаточное предложение, по-детски ясное. Как басня, как молитва, как сказка. Иван Бунин.

Часто истина так проста, что в неё не веришь. Господь создал мир таким, что всё простое в нём истинно, а всё сложное – ложно. У истины простая речь.
Григорий Сковорода.

Подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо. Писать надо так, чтоб читатель видел изображённое словами, как доступное осязанию. Проще! Короче! И будет сильно, будет красиво.
Максим Горький.

Истинная красота и мудрость всегда выражается очень просто.
Максим Горький.

Мудрость неотделима от простоты. Всякая великая мысль проста.
Александр Куприн.

С простоты в творчестве не начинают, ею оканчивают.
Георгий Адамович.

Любой интеллигентный дурак способен раздувать, усложнять и обострять. На противоположное требуется хоть немного гениальности и мужества.
Альберт Эйнштейн.

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.
Сомерсет Моэм.

К настоящей внутренней сложности приходят через простоту языка, без всяких литературных излишеств. Именно простота позволяет выразить свою мысль наиболее точно, коротко и сильно. Перегруженность сложными приёмами, художественными образами, метафорами, вредна.
Валентин Катаев.

Простым языком рассказать о простых вещах, простыми средствами создать прекрасное. Словесные «излишества» подобны излишествам архитектуры. Слишком много украшений, а украшательство – враг красоты.
Вера Инбер.

Бог всегда выбирает самый простой путь.
Альберт Эйнштейн.

Все великолепные вещи побеждают именно своею мудрой простотой. Долой все словесные ухищрения и затейливые красивости! Писать надобно просто, и чем проще – тем лучше. Как будто беседуя по душам с милейшим другом, от которого ничего не скрываешь, он всё поймёт и оценит с полуслова.
Максим Горький.

В искусстве простые вещи бывают сложнее самых сложных. Чтобы решать простые задачи, нужен талант – и не от головы, а от сердца.
Олдос Хаксли.

Настоящая простота достигается кропотливым трудом. Истинное искусство умеет говорить ясно и просто о самых сложных вещах. Глубокая мысль только выигрывает, если упростить её выражение. К сожалению, истинная простота даётся только мастеру, она требует больших усилий.
Аркадий Мигдал.

Всё великое просто, но оно даётся большим трудом. Простота пушкинских стихов, кажется, достигнута поэтом без усилия. В действительности простота в нашем деле труднейшее искусство. Для неё изнуряешь себя до последней степени.
Алексей Новиков-Прибой.

В общем, каждый пишущий, если он талантлив, в конце концов, приходит к простоте. Юрий Казаков.

Простота жизни, языка, привычек придаёт силу нации, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведут к слабости и погибели.
Джон Рескин.

Простота – это труднее всего. Это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Жорж Санд.

Иногда считают мои песни простыми. Но простота кажущаяся, это отработанная простота формы, достигнутая трудом. Нарочито упрощённо и на гитаре играю, чтобы ритм и мелодия не мешали воспринимать текст.
Владимир Высоцкий.

Тяжелее всего даётся лёгкость. В простоте и сложность вся!
Александр Пушкин.

…простота белого стиха должна быть венцом сложности.
Самуил Маршак.

Работа над собранием сочинений позволила увидеть пройденный путь. Сравнить, как писал раньше и как пишу теперь. Все постигнутые сложности, оказывается, были дорогой к простоте.
Евгений Замятин.

Семь нот гармонического ряда. Семь цветов спектра. Тридцать три буквы русского алфавита. И бессчётное число комбинаций! Истинное искусство всегда развивается в стремлении к последней простоте и ясности: простые язык и фраза, обычная ситуация, предельная обнажённость мысли. …и чем проще будет картина, тем художественнее.
Фёдор Васильев.

Для передачи мысли нужна предельно простая форма. Чем проще человек выражается, тем легче его понимают.
Фенимор Купер.

Простота – самое дорогое в искусстве. Но у каждого художника своё представление о ней. Есть простота Пушкина, и есть простота примитива. Не существует некой общепринятой простоты, как нет в искусстве «золотой середины». Добивайся своей собственной, непохожей на простоту коллег.
Всеволод Мейерхольд.

Есть два вида выразительности. Первый и не заслуживает этого названия: вымученные предложения, замысловатые и неестественные образы, пёстрая словесная мишура. Другой вид выразительности противоположен первому. Можно сказать, подлинный язык Священного Писания, где выразительность вырастает не из вымученной искусственной риторики, а из удивительного сочетания простоты и величия.
Лоуренс Стерн.

Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
От одной лишь мысли о тебе.

Я музу бедную безбожно
всё время дёргаю: постой!
Так просто показаться «сложной»,
так сложно, муза, быть простой.

Ах, простота! Она даётся
отнюдь не всем и не всегда.
Чем глубже вырыты колодцы,
тем в них прозрачнее вода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *