чьи скрипки лучше страдивари или гварнери или амати

Страдивари, Гварнери и Амати: чем так уникальны скрипки мастеров из Кремоны

13.12.2016 Оставьте комментарий Просмотры: 8 672

12 декабря 2016 на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского российский альтист и дирижер Юрий Башмет и его камерный ансамбль “Солисты Москвы” выступили в честь 25-летия коллектива.

Музыканты сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати, которые специально для юбилейной даты доставили из собрания Государственной коллекции музыкальных инструментов РФ.

ТАСС поговорил с первым заместителем генерального директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Владимиром Лисенко и скрипичным мастером Владимиром Калашниковым и выяснил, почему эти скрипки так ценны, а имя Страдивари стало почти нарицательным.

Чем так уникальны эти скрипки?

Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.

Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.

Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?

Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.

На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.

К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.

В чем же секрет кремонских мастеров?

Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.

Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.

То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?

Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.

Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?

Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).

Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.

Источник

У Страдивари не было секретов

В Париже провели уникальный эксперимент, где сравнили скрипки старинных и современных мастеров.

Вряд ли кто-то не слышал имена знаменитых итальянских мастеров Страдивари, Амати, Гварнери. Сегодня их скрипки стоят миллионы долларов, на них стремятся играть все выдающиеся музыканты. Причем у каждой скрипки свой особый «голос». И конечно, ученые уже давно пытаются разгадать секрет этого изумительного звука. Рассуждают об особенностях формы скрипок, об уникальной древесине, о пропитке против жуков-древоточцев, о невероятной рецептуре лака, которому посвящены сотни статей.

Но пока тайна старинных скрипок так и осталась нераскрытой. И вот группа ученых Франции и США решила замахнуться на святое: а вообще есть ли тайна? Так ли уж на самом деле уникален звук старинных скрипок? Или же все дело во внушении, в самообмане? Может, это всего-навсего этакое музыкальное плацебо?

Для эксперимента, который проходил в Париже, было отобрано шесть скрипок: три старых итальянских мастеров (две Страдивари, одна Гварнери) и три современных. Чтобы «не выдать» запаха старых инструментов, исследователи даже опрыскали подбородники скрипок духами.

Шесть виртуозов международного конкурса согласились помочь ученым. Эксперимент проводился слепым методом. В затемненном помещении на музыкантов надели непроницаемые черные очки и предложили в течение минуты поиграть по очереди на шести разных скрипках и оценить качество их звука. Результат поразил экспертов: музыканты отдали предпочтение современным инструментам. Более того, они дружно «забраковали» одну из скрипок Страдивари стоимостью в сотни тысяч долларов.

Максим Федотов, Народный артист РФ

Скажу сразу, что вполне доверяю результатам этого эксперимента. Но в нем есть немало нюансов, которые следует понимать. Напомню, что скрипки по своей музыкальной сути рождены именно в эпоху великих мастеров Амати, Страдивари и Гварнери. Именно тогда был сформирован эталон звучания. Но почти все они по самым разным причинам дошли до нас в искаженном виде, и только единичные экземпляры сохранились в первозданном. Только эти надо брать за эталон. А в экспериментах нередко совершают ошибку, считая, что проверяется именно «тот самый Гварнери». Да, он тоже хорош, но уже не «тот самый», у него иное звучание.

Сегодня в мире работает целая плеяда замечательных скрипичных мастеров, их инструменты звучат не хуже, а даже лучше эталонов. Могу об этом говорить, так как играл на многих лучших скрипках мира, в частности, на знаменитой «Пушке» Никколо Паганини, которая хранится в Генуе. Даже она ничем не отличается от лучших современных инструментов, созданных в том числе и нашими мастерами, такими как Андрей Зубенко или Владимир Якименко.

Возвращаясь к эксперименту в Париже, могу вспомнить примерно такой же, который проведен в этом же городе почти 100 лет назад. Тогда в зале собрали цвет технической, художественной, научной интеллигенции и предложили послушать разные звуки, которые раздавались из-за ширмы: щелчки, удары, стуки, шумы и т.д. Один из звуков издавала знаменитая последняя скрипка Страдивари «Лебединая песня», принадлежавшая великому скрипачу Жаку Тибо. Кстати, он тоже находился в зале. И ни один из экспертов, в том числе и сам Тибо, не узнал звук скрипки. Они даже не сказали, что звучал музыкальный инструмент.

В 2001 году американец Джозеф Нигиваре объявил, что разгадал секрет Страдивари. Он связан с жуком-древоточцем. Чтобы защитить от него деревянные заготовки, мастер применял буру. Она как бы спаивала молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, жука в Италии победили, и бура больше не требовалась. По словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.

Источник

Новое в блогах

Это очень интересно. Триумф и трагедии великих скрипок

Скрипки… Эти инструменты работы великих мастеров не утрачивают с веками благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма. Подобно другим драгоценным произведениям искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в них влюбляются и их ненавидят…

Проигрыш и выигрыш синьора Паганини

Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была проиграна. Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись:

«Ты же сам ее на кон ставил! Мы тебя не заставляли!» Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз из-за соседнего столика. «Я простой купец из Парижа, – сказал он, – но люблю музыку и бывал на ваших концертах. Вы – синьор Никколо Паганини. Так вот, скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть, ее звук понравится вам».

Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению. «Не мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он.

чьи скрипки лучше страдивари или гварнери или амати. Смотреть фото чьи скрипки лучше страдивари или гварнери или амати. Смотреть картинку чьи скрипки лучше страдивари или гварнери или амати. Картинка про чьи скрипки лучше страдивари или гварнери или амати. Фото чьи скрипки лучше страдивари или гварнери или амати

Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому (к нему мы еще вернемся). Вильом сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».

До самой смерти Паганини так и не расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Только если в Геную приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

Загадочный узник

Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери, прозванный дель Джезу и создавший скрипку, прославившую Паганини? Почему парижский купец назвал его «никому не известным»?

О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало, разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука. Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит, полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И все же зависть не оставляла его до конца дней.

Однако Гварнери был арестован и заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу только после смерти…

Приказ «отнять и поделить»

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари…

В советское же время в России большевики попросту приказали конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и «национализировать» их.

Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Здесь и скрипка 1628 года работы Антонио и Джироламо Амати, и виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира. Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских ворот в Москве. Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их законной собственности едва ли имеет смысл. Хорошо еще, что альт вообще уцелел. Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Подделки и похищения

В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился Иван Андреевич Батов, которому суждено было стать одним из прославленных скрипичных мастеров, «русским Страдивари», как его называли. Он учился в Москве, у мастера Владимирова, и вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы, «прекрасную телом и душою». Растроганный граф дал Батову вольную. Тот открыл мастерскую и до конца жизни создавал скрипки, пользовавшиеся невероятным успехом и в России, и за границей. Ну как тут мошенникам устоять от искуса! Они скупали дешевые саксонские скрипки, ставили на них батовское клеймо и продавали – понятно, уже по другой цене.

А вот история одной из удивительных скрипок – считалось, что сделал ее итальянский мастер по имени Дуиффопругар. Это первый в мире создатель инструментов, называемых теперь скрипками. В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара Дуиффопругара было известно всего пять, среди них скрипка 1510 года, подаренная Франциску I. Надо ли упоминать об их неизмеримой ценности… И вот сенсация: обнаружена еще одна скрипка! Прелестный инструмент с завитком, декорированным резной человеческой головой, и золотыми буквами по бокам: «Я когда-то жил в лесах, живой я молчал, мертвый же нежно пою». Нижнюю деку украшала
картина маслом… Долгое время исследователи не сомневались в авторской принадлежности этой скрипки.

Однако выяснилось, что это всего лишь отличная подделка, и создал ее не кто иной, как… французский мастер Вильом. Да-да, тот самый Вильом, исцеливший скрипку Паганини! Воистину, неисповедимы пути творцов…

Но как бы то ни было, Вильом – мастер. Обычные жулики со звуком и лаком возиться не станут, им лишь бы продать – поскорее и подороже. Такова трагическая судьба скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I и после его смерти помещенной в Эрмитаж. Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что воры в целях маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак… Теперь эта скрипка возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат. Волшебный звук утрачен навсегда.

Тайна лака Страдивари

Что же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? В чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских мастеров? Известно лишь, что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой) отличался особыми свойствами, повторить которые не удалось еще никому. Многие специалисты считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и «драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных маслах. Утверждается, что старые итальянцы добывали лаки и из сандала и шафрана.

Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом. Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука в еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали обычно клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти полностью исчезли «музыкальные» леса. Тот же Вильом в поисках нужного дерева вынужден был разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни «препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали, превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока не получилось ни у кого. Да и разве можно повторить волшебство?

Источник

Триумф и трагедии великих скрипок

Кому сегодня нужен старинный рояль? Играть на нем невозможно. С течением лет звучание теряется, угасает. Такой инструмент “с биографией” может представлять интерес разве что как предмет интерьера или экспонат какого-нибудь исторического музея. Но скрипки. Созданные великими мастерами, они не утрачивают с веками благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих мастеров, их судьбы порой полны драматизма. Подобно другим выдающимся произведениям искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в них влюбляются и их ненавидят.

Гварнери дель Джезу создал эту скрипку в 1741-м — за три года до своей скоропостижной смерти. Свое название она получила в честь знаменитого бельгийского скрипача и композитора XIX века Анри Вьетана. В свое время на ней играл Никколо Паганини.

Осенью 1800 года в таверну в городе Ливорно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился. Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре парень остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и инструмент тут же был проигран. Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись: “Ты же сам ее на кон ставил! Мы тебя не заставляли. ” Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз, сидевший за соседним столиком. “Я простой купец из Парижа, но люблю музыку и бывал на ваших концертах, — сказал он. — Вы — синьор Никколо Паганини. Так вот, скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть, ее звук понравится вам”.

Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого история не сохранила. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению. “Не мне, скромному любителю, на ней играть”, — заявил купец.

Скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз перед концертом в Париже она “заболела”, и Никколо отнес ее скрипичному мастеру Вильому (к нему мы еще вернемся). Тот сумел “вылечить” инструмент, а растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. “У меня были две таких шкатулки, — пояснил он. — Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу”.

До самой смерти Паганини так и не расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем “Вдова Паганини”. Только если в Геную приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери, прозванный дель Джезу и создавший скрипку, с которой не расставался Паганини? Почему парижский купец назвал его “никому не известным”?

О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало, разве что год рождения — 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука. Правда, Страдивари знал, что Гварнери — пьяница и буян. К тому же беден. А значит, как он полагал, серьезных заказчиков ему не видать. Сам же признанный мастер был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: “Богат, как Страдивари”. И все же зависть к своему бедному талантливому коллеге не оставляла его до конца дней.

Однажды Гварнери был арестован и заключен в тюрьму (за какую именно провинность, неизвестно). Из темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в неволе мастер продолжал создавать скрипки — материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу только после смерти.

Судьбы инструментов Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось не так мало — около тысячи. И многие из них вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари.

В советские времена большевики попросту приказали конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и национализировать их. Знакомый посыл, не правда ли? Знаменитое “отнять и поделить” товарища Шарикова. Правда, как известно, сам он играл на балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари, но сути дела это не меняет.

Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь Одессы. В кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было славы Герострата). Текст был таким: “Предоставить подателю сего т-щу Прокофьеву отдельный классный вагон для поездки в Одессу и обратно”.

Зачем же прибыл в Одессу привилегированный пассажир? Да все с тем же пресловутым поручением — найти и конфисковать все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая вперед, можно сказать, что он и ему подобные “конфискаторы” достигли немалых успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много “великих” скрипок удалось сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России, которая в 2010 году вошла в состав Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Здесь находятся и скрипка работы Антонио и Джироламо Амати (1628 год), и виолончель учителя Страдивари — Николо Амати. В коллекции есть альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира. Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских ворот в Москве. Пополнила уникальную коллекцию также скрипка Страдивари “Юсупов”. Она была привезена из Италии князем Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Подделки и похищения

В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился Иван Андреевич Батов, которому суждено было стать одним из прославленных скрипичных мастеров. Его называли русским Страдивари. Он учился в Москве у мастера Владимирова и вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы, “прекрасную телом и душою”. Растроганный граф дал Батову вольную. Тот открыл мастерскую и до конца жизни создавал скрипки, пользовавшиеся невероятным успехом в России и за границей. Ну как тут мошенникам удержаться от искушения?! Они скупали дешевые саксонские скрипки, ставили на них батовское клеймо и продавали уже по другой цене.

А вот история одной из удивительных скрипок — считалось, что сделал ее итальянский мастер по имени Дуиффопругар. Это первый в мире создатель инструментов, называемых теперь скрипками. В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара Дуиффопругара было известно всего пять, среди них — скрипка 1510 года, подаренная Франциску I. Надо ли упоминать об их неизмеримой ценности? И вот сенсация: обнаружена еще одна скрипка! Прелестный инструмент с завитком, декорированным резной человеческой головой и золотыми буквами по бокам: “Я когда-то жил в лесах, живой я молчал, мертвый же нежно пою”. Нижнюю деку украшала картина маслом.

Долгое время исследователи не сомневались в авторской принадлежности этой скрипки. Однако выяснилось, что налицо всего лишь отличная подделка, и создал ее не кто иной, как. французский мастер Вильом. Да-да, тот самый Вильом, “исцеливший” скрипку Паганини! Воистину неисповедимы пути творцов.

Но как бы то ни было, Вильом — мастер. Обычные жулики со звуком и лаком возиться не станут, им лишь бы продать поскорее и подороже. Такова трагическая судьба скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I и после его смерти помещенной в Эрмитаж. Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что воры в целях маскировки смыли неповторимый “коралловый” лак. Теперь эта скрипка возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат. Волшебный звук утрачен навсегда.

Тайна лака Страдивари

Что же за покрытие смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? В чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских мастеров? Известно лишь, что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера был свой) отличался особыми свойствами, повторить которые никому еще не удалось. Многие специалисты считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и “драконовой крови” — прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных маслах. Утверждается, что в старину итальянцы добывали лаки также из сандала и шафрана.

Помимо лака и само дерево, конечно, было важным компонентом. Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука в еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали обычно клен. Черное дерево шло на гриф.

Но за два века почти полностью исчезли “музыкальные” леса. Тот же Вильом в поисках нужного дерева вынужден был разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни “препарировали” старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали, превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока никто не смог. Да и разве можно повторить волшебство?

Художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы” Владимир Спиваков с 1997 года играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты — поклонники его таланта.

В большей части своих исполнений знаменитая британская скрипачка Ванесса Мэй использует скрипку Gizmo работы известного кремонского мастера Лоренцо Гваданьини, изготовленную в 1761 году. Инструменты Гваданьини встречаются крайне редко и оцениваются очень высоко. Родители Ванессы приобрели для нее эту скрипку за 250 тысяч фунтов стерлингов.

Известный британский музыкант, скрипач-виртуоз Найджел Кеннеди играет попеременно на двух инструментах — скрипке работы Джузеппе Гварнери (1736 года) и Карло Бергонци (1732 года).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *