чьи вертолеты лучше российские или американские
Чей ударный вертолёт лучше: сравнение винтокрылых машин США и России
Чьи ударные вертолеты лучше: американские или российские? Бытует мнение, что боевые машины США созданы для шоу, а наши для войны. Но так ли это?
Сегодня в мире существует около 30 моделей ударных вертолетов. Сайт The Biggest даже составил свой рейтинг винтокрылых машин, первое и второе место в которых достались Ка-52 «Аллигатор» и AH-64 Apache Guardian соответственно.
Так кто же на самом деле лучше: «Аллигатор» или «Апач»? Для того, чтобы узнать ответ на данный вопрос, нужно сравнить данные вертолеты.
AH-64 Apache Guardian имеет максимальную предельную скорость в 365 км/ч, практическую дальность в 407 км и потолок в 5915 метров. В свою очередь, предельная скорость Ка-52 «Аллигатор» равна 350 км/ч, практическая дальность 460 км и потолок 5500 метров. В этом плане машины практически равны.
Оба вертолет имеют защищенный корпус. Однако, если «Апач» неуязвим для пулеметов и мелкокалиберных пушек, то у «Аллигатора» есть варианты «выжить» даже при попадании из ПЗРК.
Мощнее у нашего вертолета и двигатели, 2700 л.с. против 1800 «лошадок» у AH-64. Выше у «Аллигатора» и показатель грузоподъемности, что позволяет ему нести больше вооружения.
Использованы фотографии: сайт Вертолёты России
«Ударная» четверка: лучшие боевые вертолеты России и США
«Кобры» и «Апачи». «Шайтан арба» дядюшки Сэма
А вот первая крупносерийная модификация вертолета – AH-64A. Экипаж машины – два человека. Неплохое бронирование кабины и жизненно важных систем давали возможность выживать при обстреле с земли. В первую очередь, броня защищала машину от пуль и малокалиберной зенитной артиллерии. Поскольку основной задачей вертолета была борьба с бронетехникой противника, вооружение было соответствующим. Его основой были противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) AGM-114 Hellfire c полуактивным лазерным наведением. «Апач» мог брать на борт до шестнадцати таких ПТУРов. Помимо управляемых ракет, в номенклатуру вооружения AH-64 вошли пушка калибра 30 мм и неуправляемые ракеты.
«Шайтан арба» (в переводе с араб. «дьявольская колесница») – именно так прозвали афганские моджахеды вертолет Ми-24. Советские «Крокодилы» могли почти беспрепятственно наносить удары по позициям душманов вплоть до появления у последних переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Применение моджахедами ПЗРК вынудило советских летчиков изменить тактику. Теперь они летали на предельно малой высоте, маневрируя между возвышенностями.
Едва ли не самый примечательный эпизод второй иракской кампании – якобы поражение иракским крестьянином американского ударного вертолета AH-64 Apache. Сразу после обнаружения вертолета власти Ирака объявили о том, что «Апач» был сбит из охотничьего ружья. На самом деле, никто вертолет не сбивал. Покинутый экипажем AH-64 был обнаружен иракскими крестьянами совершенно случайно.
Россия: «Ночной охотник» и «Аллигатор»
Всемирно известный «Крокодил»– Ми-24 задумывался как многофункциональная машина, способная и атаковать наземные цели, и перевозить грузы и десант. Реалии афганской войны заставили советское военное командование пересмотреть эту концепцию. Ми-24 прекрасно себя зарекомендовал именно в роли ударного вертолета. А функции военно-транспортного вертолета взял на себя Ми-8.
Самый действенный способ избежать повреждений – работать вне зоны поражения противником. Этому могла бы поспособствовать РЛС, подобная той, которая используется на вертолетах Apache Longbow. Миллиметровая радиолокационная станция для Ми-28Н получила название Н025. Как и ее американский аналог, она может обнаруживать и классифицировать возможные угрозы. Пока что разработка новой радиолокационной станции не завершена, и никто не может с уверенностью назвать точные сроки ее ввода в эксплуатацию. Оборудованный РЛС вертолет получит индекс Ми-28НМ. Скорее всего, мы не скоро увидим радиолокационную станцию на серийных машинах. Как известно, испытание новых комплексов авиационной электроники – процесс долгий и крайне затратный.
А вот с радиолокационной станцией для нового российского вертолета Ка-52 ситуация более или менее ясная. По словам генерального конструктора ОАО «Корпорация Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова, радиолокационный комплекс FH01 для вертолета Ка-52 к настоящему времени уже прошел все необходимые испытания и находится в серийном производстве. На сегодняшний день ОАО поставило заводу-изготовителю более четырех десятков таких комплексов, и ими укомплектованы все Ка-52, поступающие на вооружение ВВС России.
Ка-52 представляет собой двухместную модификацию Ка-50. Причем экипаж машины располагается не «тандемно», а бок о бок. От своего прародителя Ка-50 новый вертолет унаследовал сложную соосную схему несущих винтов. «Аллигатор», как прозвали вертолет в России, разрабатывался в качестве командирской машины, способной осуществлять наведение и целеуказание для Ка-50. Но от последнего Минобороны отказалось.
Возможно, в будущем Ка-52 будут работать в связке с Ми-28Н, передавая им тактическую информацию в режиме реального времени. В таком случае РЛС «Ночным охотникам» может не понадобиться вовсе. Примечательно, что такую же схему реализовали американцы, оборудовав радиолокационными станциями лишь часть новых вертолетов «Апач».
Помимо продвинутой электроники, Ка-52 может похвастаться прекрасными летно-техническими характеристиками, высоким уровнем защиты и системой катапультирования (которая на других ударных вертолетах отсутствует в принципе). Номенклатура вооружения «Аллигатора» сравнима с Ми-28Н. Ее основа – ПТУР «Атака-В» с лазерной системой наведения. От некогда перспективного противотанкового комплекса «Вихрь» решили отказаться.
Можно сказать, что вооружение – ахиллесова пята российских вертолетов. В будущем Ка-52 предполагают оснастить ракетным комплексом нового поколения «Гермес-А». Это должно придать винтокрылой машине принципиально новые боевые возможности. Дальность применения «Гермес-А» – 15-20 км, что почти в два раза больше максимальной дальности пуска ПТУР «Атака-В».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Какие вертолёты лучше: российские Аллигаторы, или американские Апачи?
Сколько «Апачей» съест «Аллигатор»?
Изначально ударные вертолеты создавались для поддержки Сухопутных войск. Они обеспечивали превосходство над противником на поле боя. Используя свой внушительный арсенал и продвинутые системы обнаружения, вертолет все видит и стремительно действует по вводным любого уровня сложности. Уничтожает живую силу и бронетехнику врага или же координирует боевые действия своих – для ударного вертолета невыполнимых задач нет.
Американский АН-64 «Апач» и российский Ка-52 «Аллигатор» – наиболее известные «личности» в своем семействе. Их конкуренты из других стран просто не имеют шансов в борьбе с ними. Давайте же разбираться, кто «круче ».
Корпус вертолета выполнен из высокопрочных материалов, однако таковыми они являются лишь на бумаге. У «Апача» тандемное расположение сидений, где первым сидит пилот-стрелок, а чуть выше (для лучшего обзора) находится сам пилот. Кабина экипажа усилена кевларом и полиакрилатом, дабы увеличить живучесть. Если брать «непоказные характеристики», то крейсерская скорость «Апача» равна 293 км/ч, дальность полета – 480 км, грузоподъемность – 770 кг.
На четыре узла подвески, находящиеся под короткими крыльями, можно уместить довольно внушительный арсенал: до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр» (тех самых, которые воплощают принцип «выстрелил и забыл»); блоки неуправляемых ракет; пушки М230Е1 «Чейн Ган», ну и парочка «Стингеров» по бокам для воздушных баталий. Под кабиной находится встроенная установка с подвижной 20-мм автоматической пушкой.
Сейчас на вооружении США стоит модификация «Апач Лонгбоу». От прежней ее отличают мощный радар, размещенный над втулкой несущего винта, улучшенная авионика. На этом, собственно, все.
Любимец российской публики и, действительно, уникальный вертолет нового поколения. Главный конструктор Сергей Викторович Михеев попытался создать мощнейший «ударник» в лучших традициях советской школы, но с учетом современных требований. И у него это получилось.
Маневренный, всепогодный, хорошо бронированный, высокотехнологичный, вооруженный до зубов… В конце концов, он просто хорош собой. Ка-52 является поистине удачным продолжением линейки машин КБ Камова, где ранее, в годы так называемой «перестройки», незаслуженно похоронили праотца «Аллигатора» – Ка-50 «Черная акула».
Ка-52 выполнен по соосной схеме (пара винтов вращаются в противоположных направлениях), что позволяет совершать чудо-маневры. Порыв ветра в 140 км/ч? Не проблема. Маневренность вертолета не ухудшается. К тому же, благодаря такой схеме винтов, вертолет может летать и боком, и «спиной», не разворачивая фюзеляж в нужную сторону.
Ка-52, как и его предшественник Ка-50, способен совершать уникальный маневр – так называемую воронку – сдвигаться в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на нее (в основном для активного уклонения от наводимой ПВО).
Корпус хорошо защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек (Афганистан научил). «Аллигатор» оснащен уникальной системой катапультирования пилотов, не имеющей аналогов в мире, а, если точнее, единственной в своем роде. Крейсерская скорость – 250-300 км/ч, дальность полета – 520 км, грузоподъемность более 2000 кг. Оснащен «всевидящим глазом» ГОЭС «Самшит», размещенным под фюзеляжем (это и тепловизор, и прочие чудеса техники), а также другой самой современной авионикой.
Посмотрим на силовые установки вертолетов. Две установки по 2700 лошадиных сил у «Аллигатора» куда мощнее, чем две по 1890 л.с. у «Апача». Благодаря столь мощному «железу», Ка-52 может поднимать намного больше вооружения, однако по дальности полета лишь слегка уступит американцу. С маневренностью также все хорошо. Соосная схема плюс ловкость рук – неуловимая цель для ПВО противника.
Возвращаемся к бронированию корпуса. Полиакриловые бронеплиты «Апача» смогут отразить разве что одиночную очередь Калашникова, да и то не факт. Хоть в параметрах «американца» и есть графа «улучшенная живучесть», случаи поражения вертолета из автомата были официально задокументированы.
Разработчики из США решили сделать акцент на маневренности и малозаметности, но при этом оставили без внимания такой немаловажный параметр, как бронирование. Ка-52 же в лучших традициях советского военпрома щедро и стильно «укутан» бронеплитами. Ну, и конечно же, катапульта – не забудем о ней! Так кто более живуч?
И, наконец, стоимость. За последнюю модификацию «Apache Longbow» заказчик отдает порядка 55 млн. долларов. За российский Ка-52 – всего лишь 16 млн. долларов. Три «Аллигатора» или же один «Апач»? Выбор, думаю, очевиден.
«Апач» идеально подходит для четко спланированных задач. Когда есть координаты, есть поддержка с земли, есть ничего не подозревающий противник… Но если американский «ударник» бросить на патрулирование местности городского типа, то он станет легкой добычей для врага. Слабобронированный корпус элементарно не сможет спасти экипаж от «горящей стрелы» ПЗРК или крупнокалиберного пулемета.
Наш Ка-52 тоже не «патрульная» машина, однако тактико-технические характеристики полностью позволяют «Аллигатору» работать абсолютно в любых ситуациях, будь то разведка, сопровождение, или же полноценная войсковая операция с применением всех типов вооружения.
В Америке признали: Ка-52М «Аллигатор» лучше «Апач»
В первой пятерке китайская, американская и три российские винтокрылые машины
В рейтинг пяти лучших ударных вертолетов мира, составленный американским журналом Military Watch, вошли три российских винтокрылых машины, одна американская и одна китайская. Рейтинг составлялся с учетом всех характеристик — летных, эксплуатационных и, разумеется, ударных. Вот эта великолепная пятерка.
5 место — китайский вертолет CAIC WZ-10, принятый на вооружение в 2011 году. Всего было построено 100 машин, которых отличает современная авионика, а также уникальный арсенал ракетного вооружения.
WZ-10 оснащен не только управляемыми ракетами «воздух-поверхность», используемыми для поражения наземных целей, но и «воздух-воздух» для нанесения ударов по воздушным целям. Разумеется, с истребителем даже четвертого поколения WZ-10 сразиться не может, но вполне успешно может справляться с вертолетами и даже со штурмовиками.
Надо сказать, в прошлом десятилетии ни один вертолет мира не имел ракет «воздух-воздух». И только теперь они внедряются в вооружение российских ударных вертолетов. Больше такого нет ни у кого.
4 место — Ми-24 по прозвищу «Крокодил». Ветеран холодной войны, тем не менее, после ряда модернизаций поддерживает хорошую форму. Его отличает повышенная бронированность, высокая мощность силовой установки, очень серьезная взлетная масса, достигающая 12 тонн, масса ракет на внешней подвеске, равная 2500 кг. Максимальная скорость — 324 км/ч, дальность — 450 км.
Последняя модификация — Ми-24П-2М — имеет практически всё, чем оснащаются самые современные российские ударные вертолеты: оптико-локационную систему, РЛС с фазированной антенной решеткой, эффективный комплекс РЭБ, а также значительный набор ракетного вооружения — «Атака», «Вихрь», неуправляемые ракеты, а также ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-60. Также для нанесения ударов по наземным целям используется ракета «Гермес-А» с уникальной дальностью в 20 км.
Так что ветеран вполне дееспособен, что он полностью доказал во время сирийской командировки.
3 место — McDonnell Douglas AH-64 Apache. Он на 12 лет моложе, чем Ми-24, будучи принятым на вооружение в 1984 году. Однако его последняя модификация AH-64E Apache Guardian появилась в 2012 году, в то время как Ми-24П-2М — в 2019 году.
«Апач» является самым совершенным и мощным ударным вертолетом НАТО. Но при этом по силовым характеристикам он мало отличается от российского «Крокодила». Примерно та же скорость и дальность. И полезные нагрузки сопоставимы. Но при этом есть и несомненные достоинства.
Это высотный вертолет с потолком в 6000 метров. Также у него надвтулочное расположение РЛС, что дает преимущество при выполнении боевого задания в холмистой или гористой местности — «Апач» может вести круговое наблюдение, спрятавшись за какой либо преградой и приподняв над ней винт, сверху которого расположена РЛС.
Но при этом вооружение «Апача», можно сказать, застряло в прошлом веке.
Собственно, это был стандарт, которому тогда следовали вертолетостроители других стран мира. Россия в этом отношении ушла вперед. Американский вертолет вооружен автоматической пушкой калибра 30 мм, а также 76-ю неуправляемыми реактивными снарядами калибра 700 мм или 16-ю управляемыми противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire.
Противотанковая ракета в соответствии с критериями современности обладает двумя существенными недостатками, которые, правда, нивелируются при военных действиях против нерегулярных соединений, имеющих примитивное вооружение.
Во-первых, ракета имеет лазерное наведение на цель. Это означает, что пилот должен сопровождать ракету лучом лазера до тех пор, пока она не достигнет цели. В этот период вертолет не может маневрировать и, следовательно, его существенно проще сбить.
Во-вторых, «Хеллфайр» имеет максимальную дальность 11 километров. И, значит, для ее пуска вертолет должен войти в зону противовоздушной обороны малой дальности, глубина которой порядка 12−15 км. Конструкторы «Апача» решили обезопасить вертолет от ПЗРК типа «Стингер» или «Игла», дальность стрельбы которых не превышает 5−6 км.
Второго недостатка лишен даже Ми-24П, не говоря уж о «Ночном охотнике» и «Аллигаторе».
2 место — Ми-28НМ «Ночной охотник». 1 место — Ка-52М «Аллигатор».
Об этих вертолетах необходимо писать вместе, поскольку, несмотря на принципиальную разницу в использованной схеме полета этих машин, у них много общего. И прежде всего вооружение, которое существенно превосходит по боевым возможностям вооружение и «Апача», и всех прочих вертолетов мира.
В настоящий момент управляемые ракеты «воздух-поверхность» на этих двух вертолетах представлены «Штурмом» и «Атакой», а также «Гермесом-А», имеющим дальность 20 км. Есть ракета «воздух-воздух» (до 16 штук) «Игла», при помощи которой можно отстреливать беспилотники.
И еще одна ракета, которая совсем скоро займет место на подкрыльевых точках подвески Ми-28НМ и Ка-52М, — легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) или же «изделие 305». Она предназначена для поражения как стационарных и подвижных наземных целей, так и воздушных маневрирующих в режиме «выстрелил и забыл». Ракета имеет головку самонаведения.
При этом ЛМУР имеет рекордную для своего класса дальность — 25 км. При встрече в небе одного из этих вертолетов с «Апачем» участь американского вертолета предрешена, поскольку у него отсутствует вооружение «воздух-воздух», а пушка стреляет лишь на 3 км.
Авионика этих двух вертолетов не одинакова, но имеет одинаковые функции и характеристики. Правда, есть отличие в РЛС — у «Ночного охотника» станция имеет надвтулочное расположение, как и у «Апача».
Лучший вертолет в нашем понимании – это совершенный летательный аппарат, способный успешно выполнять поставленные перед ним задачи в различных условиях на пределе своих возможностей. В рейтинге лучших вертолетов мира находятся только варианты военной авиации, которые прошли суровую проверку в горячих точках.
Предлагаем ознакомиться с десяткой наилучших вертолетов
10-е место – Ми-26
Этот вертолет по габаритам самый крупный в мире. Достижение уникальных возможностей требовало применения оригинальных технических решений. Машину оснастили восьмилопастным несущим винтом, многопоточной силовой передачей, тремя видеокамерами для наблюдения за грузом, размещенным на внешней подвеске. Вертолет применяли во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его эксплуатировали для монтажа укрытия, специально укрепив толстым слоем свинцовой радиозащиты. После проведения операции все Ми-26 захоронили в Чернобыльской 30-километровой зоне.
9-е место – Westland Lynx
Внешний вид «Линкса» напоминает представителя гражданской авиации, но, несмотря на это, он является одним из наиболее распространенных вертолетов палубного базирования. Westland Lynx эксплуатировали в Фолклендской войне и весьма удачно. Также «Линксы» использовали в зоне боевых действий на Балканском полуострове, для блокады побережья Югославии и в 1991 г. в Ираке, где с их помощью были потоплены десантный корабль, 4 пограничных катера, тральщик Т-43 и ракетный катер.
Но не только боевые заслуги делают машину уникальной, Westland Lynx в 1986 г. установил рекорд скорости всех вертолетов серийного производства, разогнавшись до 400 км/ч.
8-е место – Boeing CH-47 Chinook
До сих пор вертолет остается на вооружении многих стран и активно эксплуатируется.
7-е место – Bell AH-1 Cobra
«Кобры» заслуженно называют охотниками за танками, что они подтвердили успешными миссиями по уничтожению наземной техники противника в Иране, Ираке, Афганистане и других горячих точках.
Этот аппарат впервые в мире изначально проектировался как ударный вертолет. Боковые проекции кабины управления защитили композитной броней. Вертолет Cobra комплектовался мощной прицельной установкой, хорошо проявившей себя в суровых метеоусловиях. Компактные размеры вертолета способствуют его базированию на авианосцах и универсальных десантных кораблях.
6-е место – Ми-24
Американцы, которые сумели перехватить Ми-24, утвердительно настаивают, что это не вертолет. Несмотря на визуальное сходство, если посмотреть на аппарат с технической точки зрения, его можно определить как гибрид вертолета и самолета. Аргументами этому факту является то, что Ми-24 не способен зависать на одном месте и взлетать без разгона. Большие пилоны играют роль самолетных крыльев, создавая дополнительную взлетную силу. Американские техники провели эксперимент и выяснили, что при помощи расставленных в стороны пилонов создается до 40 % подъемной силы. Также гибрид нужно пилотировать по «самолетной» технике. Во время спада подъемной силы необходимо несколько опустить нос, как на самолете.
В создании Ми-24 реализовалась идея «летающей БМП», поэтому в нем присутствует мощный комплекс вооружения, не типичный для других стандартных вертолетов. «Самолетные качества» позволили тяжеловесу Ми-24 войти в линейку самых быстрых военных вертолетов мира (максимальная скорость – 320 км/ч).
Вертолет участвовал в военных конфликтах в Кавказских горах и на Памире, стал символом Афганской войны.
5-е место – Sikorsky CH-53E Super Stallion
Этот вертолет – глубокая модернизация знаменитого CH-53 «Си Стэльен», построенного для удовлетворения нужд ВМС США. К исходной конструкции разработчики добавили третий двигатель и семилопастный несущий винт. Вертолет CH-53E получил прозвище «создатель урагана».
Также на нем была выполнена мертвая петля. Кроме транспортных миссий, летающая лодка использовалась как минный тральщик (модификация MH-53), эксплуатировалась в ходе поисково-спасательных операций (модификация HH-53). Вертолет оснащается системой дозаправки топлива в воздухе и может находиться в полете целые сутки. Помимо операций на воде, его активно использовали в наземных миссиях. СН-53 и СН-53E выполняли огневую поддержку пеших войск в Афганистане и Иране.
4-е место – Bell UH-1
Хоть и создан вертолет более чем полвека назад, до сих пор он пользуется спросом, собирая покупателей со всех регионов мира. Всего насчитывается три десятка военных и гражданских модификаций. Эксплуатируют его как разведывательный вертолет, миноукладчик, танкер, воздушный командный пункт и санитарный вертолет. Гражданские варианты состоят на учете авиакомпаний, используются в сельхозработах и службами по ликвидации чрезвычайных происшествий.
Вертолет Ми-8 обладает большой степенью универсальности и выдерживает условия как морозной Сибири, так и знойной Сахары. Он применялся во всех горячих точках: Афганистан, Чечня, Ближний Восток. Заменить легендарный вертолет пока нечем.
«Апач» послужил прообразом для создания целого ряда современных ударных вертолетов. Удачно зарекомендовал он себя в знаменитой операции «Буря в пустыне», успешно борясь с танками. Стоит на вооружении и активно эксплуатируется ВВС Израиля.
Заменить «Апач» в израильской армии, скорее всего, придется российскому Ми-28Н, который имеет лучшие тактико-технические характеристики и выиграл тендер на поставку в Израиль в 2011 г.
В 2002 г. был сбит южнокорейский Boeing AH-64 Apache северокорейским Ми-35. Южная Корея судится с производителем по этому поводу за обновление всего парка этих вертолетов до версии Longbow.
1-е место — Sikorsky UH-60 Black Hawk
«Черный ястреб» можно смело назвать вертолетом 21 века. Он предназначался для замены «Ирокез», параллельно велась разработка морской версии. В результате получился уникальный вертолет, который подходит для любого рода войск и обладает лучшими характеристиками в мире.
Кроме сухопутной версии UH-60, существуют 2 противолодочные модификации SH-60F и SH-60B (с гидроакустической станцией и магнитометром), модификация HH-60, выпущенная для специальных боевых спасательных операций, множество санитарных версий, постановщиков помех и т.д. Иногда его заказывают для трансфера чиновников высокого ранга и генералитета. Вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk активно экспортируется во все регионы мира.
«Черный ястреб» создан из прочных материалов и укомплектован новейшим оборудованием, что дает возможность его длительного хранения за пределами ангара.