что фотографирует лучше телефон или фотоаппарат
Честное сравнение камеры телефона и зеркального фотоаппарата
Каждый год выходит какой-нибудь телефон, в котором обязательно стоит супер-новая камера, которая должна быть на порядок лучше предшественников и еще чуть-чуть и никто уже не будет покупать фотоаппараты, потому что камеры в телефоне будет достаточно всем. Или по-крайней мере непрофессионалам (тем, кто на фотографии деньги не зарабатывает). И каждый раз после покупки телефона я искренне надеюсь, что теперь то у меня вегда с собой отличная камера, буду ловить интересные моменты и красивые пейзажи. Зеркалку-то с объективами только по особым случаям можно взять. Но каждый раз что-то идет не так.
Конечно, за последние 10 лет выглядеть снимки гораздо лучше. Но если приглядеться, то сильнее всего на это повлияли 2 изменения: во-первых, теперь телефоны выставляют более “теплый” баланс белого, во-вторых — выравнивают экспозицию по всему кадру. То есть убирают пересветы и осветляют тени. Конечно, это лучшее, что можно сделать в условиях физических ограничений на размер камеры и на её цену. Последнее нововведение – второй длиннофокусный объектив и стерео режим с эмуляцией размытия фона просто восхитительны. Размытие фона работает на удивление хорошо.
Но действительно ли снимки с телефона можно сравнить со снимками настоящих фотоаппаратов? Попробуем понять, что с чем нужно сравнивать. У меня есть телефон Xiaomi MI6 с двумя камерами, одна с фокусным расстоянием 27мм и диафрагмой f/1.8, вторая – 52мм f/2.6 (пишут, что от телефонов самой известной марки почти не отличается) и Canon 6D. Чтобы не сравнивать теплое с мягким нужно найти соответствующие объективы для зеркалки. В случае первого это Canon EF 28mm f/1.8 USM, в случае второго подойдет, например Canon EF 50mm f/1.4 USM. К сожалению первого у меня нет, так что протестируем только длиннофокусную камеру телефона.
Второе, что нужно сделать – это сфотографировать одно и то же с одинаковыми настройками. К счастью, добрые китайцы позволяют выбрать камеру без фокусов с вырезанием кусочка кадра из широкоугольной и последующей интерполяцией, также присутствует ручной режим, в котором можно зафиксировать все параметры, кроме диафрагмы.
И, наконец, нужно подогнать цвета и яркость картинки с зеркалки так, чтобы она выглядела так же, как фото с телефона. Надо понимать, что после всего этого есть еще один черный ящик, который преобразует данные с матрицы камеры телефона в картинку.
К сожалению получить абсолютно одинаковые картинки не получится из-за разного размера матрицы, в результате чего кадр с телефона весь в фокусе, а на кадре с фотоаппарата в фокусе только часть цветка. В разных случаях это может быть как огромным преимуществом так и серьезным недостатком. Например в репортажной и портретной съемке это позволяет выделить главный объект. А в пейзажной и макро — наоборот мешает. В телефонах есть програмная эмуляция размытия, чтобы уменьшить глубину резкости, а в последних моделях зеркалок есть поддержка технологии «focus stacking», которая делает несколько кадров с разной фокусировкой и потом склеивает их в одно изображение. Так что предлагаю этот факт не считать ни преимуществом ни недостатком зеркальных фотоаппаратов.
Ресайз (телефон — слева):
Я считаю получилось достаточно похоже.
Посмотрим на кроп, сначала часть с контрастными пятнами и резкими линиями (телефон опять слева, лучше смотреть на нижнюю правую четверть изображения, так как она в фокусе):
Здесь в-целом все хорошо и там и там. Обратите внимание на резкость линий, Лайтрум получше обработал края пятен на листе, но картинка с телефона тоже выглядит очень достойно.
Теперь полутона (опять таки телефон — слева, но здесь предлагаю обратить внимание на чистоту цвета и градиенты):
Вот оно — самое слабое место снимков с большим количеством шумодава и увеличения резкости. Снимки с такими участками выглядят неплохо разве что в инстаграме. При просмотре в полноэкранном режиме на компьютере или планшете это уже бросается в глаза. И это еще самые легкие условия. Что же будет, когда света мало?
Проверим, достаточно ли одинаково выглядят фотографии?
Опять, сначала посмотрим контрастный участок изображения:
Слева шумодав был настолько сильный, что подпортил края пятен. То есть это уже не тот лист цветка, который был на самом деле, а его интерпретация. Края пятен довольно сильно сместились. Справа же изображение по-крайней мере честное. Небольшой шум, конечно, присутствует.
Слева осталась одна мазня а шум так и не удалось убрать. Справа же все неплохо.
Ладно, получается, что с телефона в условиях недостаточной освещенности картинки годятся только для инстраграма, но ведь и фото с зеркалки неидеальное. ISO1600 по современным меркам практически начало диапазона. Попробуем как в анекдоте про гонку мерседеса и запорожца «а теперь вторая». Уберем шум в лайтруме. В предыдущим настройкам добавим Noise reduction->Luminance 50 и Sharpening 50.
Лайтрум очень неплохо справился с небольшим шумом, и, если не смотреть на эффект масляных красок, который присутствует на кадрах с телефона даже на ISO100, то ясно, что можно снимать в еще более темных местах, вытягивать тени на излишне контрастных снимках, увеличивать экспозицию на снимках, где автоматика почему-то не сработала должным образом. Да и еще можно сделать много всего, при этом потенциал снимков с телефоном в том виде, в котором они выдаются пользователю, исчерпан.
Возможно возникнут вопросы, откуда такая большая коррекция экспозиции в лайтруме? Почти на 2 стопа, это же можно было ISO400 поставить. Я просто хотел поставить одинаковые параметры съемки. Почему-то телефон выдавал недоэкспонированные кадры, если я ставил ISO400 и ISO800. Если сделать все правильно, фото с зеркалки будет еще лучше.
Встроенные камеры телефонов никогда не догонят фотоаппараты. Зеркалки, беззеркалки или что-то еще, что появится в будущем будет всегда на 3 шага впереди, потому что именно они — источник всех инноваций в фотосъемке.
UPD:
Много вопросов вызвал участок фото не в фокусе и не все заметили эффект акварели, так что еще небольшое сравнение:
Телефон:
ISO 1794, выдержка 1/20, диафрагма 1/2.0, широкоугольная камера, съемка в raw
В лайтруме все параметры по-умолчанию, Noise Reduction и Color и Luminance по 0
ресайз:
кроп:
Эра камерофонов. Когда фотоаппарат выгодней смартфона, а когда нет
Действительно, на смартфоны фотографирует большинство, хотя их стоимость порой равна профессиональным фотоаппаратам. В первом квартале этого года, по оценке розничной сети МТС, продажи смартфонов дороже 100 тыс. руб. (столько же стоят фотоаппараты профессионального уровня) выросли в два раза по сравнению с январем — мартом прошлого года. Поэтому покупая аппарат для фотографирования, подумайте как следует над выбором между фотоаппаратом или камерофоном. Мы сравнили фотографии с профессионального фотоаппарата и с флагманского камерофона. Есть ситуации, когда смартфон не в силах справиться с фотозадачами, а есть ситуации наоборот, когда он выгодней. Ниже расскажем подробнее.
Фотоаппарат не равно смартфон
Пока что не стоит говорить о полном замещении фотоаппаратов камерофонами, хотя преимущества последних очевидны. Они качественно фотографируют, мобильны и ими удобно пользоваться для обработки фотографий. Иногда действительно нужно приглядеться, чтобы понять, на что сделан снимок. Фотоаппараты, в свою очередь, стараются не отставать. В них уже есть сенсорные поворотные дисплеи, Wi-Fi, NFC для быстрой передачи фотографий на смартфон.
Несмотря на то, что производители камерофонов заявляют о «профессиональных» характеристиках камер, это не совсем так. Мобилография прекрасно подходит для любительской домашней съемки, путешествий, прогулок или для портретов в соцсети. В таких случаях покупать фотоаппарат нет необходимости, смартфон отлично справится с этими задачами. По данным Би-Би-Си, продажи фотоаппаратов любительского уровня с 2010 по 2018 год снизились на 84%. Что как раз говорит о преимуществе смартфонов. Значительно выросли продажи смартфонов стоимостью выше 40 тыс. рублей (примерно столько же стоят фотоаппараты любительского уровня). По данным МТС, продажи таких устройств в первом квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличились на 27,7%.
Если фотографы-энтузиасты предпочитают покупать смартфон вместо любительской фотокамеры, то профессиональные фотографы, которые занимаются коммерческими съемками, использовать смартфоны в профессиональных целях пока что не могут. В этом случае камерофоны полностью не заменят фотоаппараты для фотографов профессионального уровня. Хотя на них снимают фильмы, а международные конкурсы уже давно принимают мобильные фотографии наравне со снятыми на фотоаппарат. Но прийти на свадьбу в качестве фотографа и отснять все на смартфон — пока что звучит нереально. Хотя бы потому, что клиент отнесется к такому формату работы с недоверием.
Когда смартфон лучше отложить
Есть ряд технических причин, почему камерофон не способен заменить профессиональную камеру, а есть, напротив, причины достать смартфон из кармана и сделать красивую фотографию, не переживая за качество снимка. Расскажем об обоих. Для начала о том, когда понадобится фотоаппарат вместо смартфона:
Главный критерий, почему фотоаппарат выгодней смартфонов, — сменная оптика. Да, производители с каждым годом увеличивают количество камер смартфонов, расширяя тем самым горизонты для съемок, но этого все равно недостаточно. В первую очередь, не хватает качественного телевика, например, для профессиональной спортивной или свадебной съемки. В камерофонах используются хорошие перископические объективы, ниже пример 10-кратного гибридного зума на флагманском смартфоне (135 мм.).
Смартфон или фотоаппарат: что выбрать именно вам
Сделать фотографию на камеру мобильного телефона и моментально поделиться ею в социальных сетях или отправить близким стало самым обычным делом. При этом качество фотоснимков с каждым годом растет и кажется, что смартфон может вполне заменить собой фотоаппарат.
Действительно ли это так?
Имеет ли значение размер?
Если рассматривать флагманские модели крупнейших производителей мобильных телефон, то даже они не являются полноценным конкурентом по качеству фотографии компактным фотоаппаратам и тем более фотокамерам со съемной оптикой.
Важнейшей компонентом любого фотоаппарата является фотосенсор — матрица, цифровой аналог фотопленки. От ее физического размера и зависит габариты всего аппарата, если в профессиональной камере она имеет размеры почтовой марки или несколько больше, то величину матрицы смартфона можно сравнить с зерном риса.
Для фотографии чем больше площадь матрицы – тем лучше. Потому что увеличивается каждый пиксель фотосенсора, следовательно, снижаются шумы. Уже в этом многие дорогие смартфоны уступают недорогим компактным фотоаппаратам.
Компактные фотоаппараты дадут пользователю лучшее качество снимков чем телефон, за счет увеличенной матрицы, адаптированным программным обеспечением, улучшенной оптики. Для сети Интернет или для печати фотографий для семейного альбома качество фотографий будет избыточно. При этом бюджетная модель камеры будет значительно дешевле «топовых» моделей смартфонов. Наличие оптического зума высокой кратности поможет вам снимать удаленные объекты без потери качества.
К плюсам компактного фотоаппарата можно еще отнести, то что это обособленное устройство. Память на установленном накопителе информации, и батарея будет предназначена только для фотографии. На рынке сейчас также представлены модели у которых есть Wi-Fi модуль, что позволит вам размещать фото в социальные сети прямо с камеры.
Компактные фотоаппараты
Плюсы
Минусы
Фотокамеры со съемной оптикой
Фотокамеры со съемной оптикой приходится рассматривать только в тандеме с установленным объективом.
В зависимости от того какая оптика применяется, будет меняться сфера использования фототехники, габариты, качество снимков. Фотографии, сделанные на подобные аппараты, возможно использовать для печати рекламных плакатов без потери качества. Для социальных сетей такое разрешение снимков излишне, поэтому большинство сайтов сжимают фотографии до приемлемого уровня, в следствии чего теряются все преимущества большой матрицы.
Огромное число различных объективов стали хорошим инструментом для творческой или профессиональной работы, в которых мобильные телефоны и компактные фотоаппараты не смогут себя реализовать. Хотя некоторые производители смартфонов стали изготавливать модели с двойной камерой, привнеся новые возможности. Исполнение сдвоенного модуля камеры у различных фирм отличается, и к выбору подобных аппаратов надо подходить индивидуально.
Преимущество данных смартфонов в том, что они предоставляют дополнительные средства для фотосъемки, такие, как улучшенная детализация и цветопередача, размытие фона в фотографии (эффект «боке»), изменении точки фокусировки на готовом кадре. Каждая из камер в сдвоенном модуле имеет различные характеристики в зависимости от того какие цели преследовала фирма-производитель.
Фотоаппараты со съемной оптикой
Плюсы
Минусы
Смартфоны
Смартфон обладает главными преимуществами перед остальной фототехникой – габариты и функциональность. Даже самая дешевая «мыльница» имеет размеры не меньше чем у смартфонов, и при этом сильно проигрывает в многозадачности. Если же рассмотреть профессиональную фототехнику, то ей явно не хватит места в дамской сумочке или в заднем кармане джинсов. При этом для «туристической» съемки качественного смартфона более чем достаточно. Если он будет оснащен сдвоенной камерой с хотя бы 2-кратным оптическим зумом, то такой аппарат закроет, навскидку, 80% ваших потребностей.
Смартфоны
Плюсы
Минусы
Что же в итоге выбрать?
На самом деле, количество нюансов огромное. И если выбирать «по цифрам», то можно закопаться в информации и в итоге ничего не выбрать. Поэтому советую исходить из ваших задач.
1. Смартфон с более-менее приличной сдвоенной камерой обойдется от 15 000 рублей (например, Xiaomi A1 или новый A2), а хороший «камерофон» можно без труда купить за 30 тысяч (Huawei P20 без приставки Pro).
2. Если же планируете снимать удаленные объекты, портреты, фотографировать целенаправленно и сознательно, а не снимать все по ходу движения,то для этих целей лучше приобрести именно фотоаппарат. С точки зрения сочетания мобильности, качества съемки и возможностей, лучший выбор на сегодня – беззеркальная камера с матрицей формата APS-C и сменной оптикой. Такие делают фирмы Sony, Canon, Panasonic, Olympus и другие.
3. В комплекте с камерой возьмите зум-объектив с разумно-достаточным диапазоном фокусных расстояний. Что-то типа 18-70 мм. Оптика с диапазоном 18-135 мм обеспечит большую творческую свободу. Но не увлекайтесь объективами класса «суперзум» (18-200 и более мм). При довольно высокой цене они обеспечивают не самый лучший результат. Стоимость современной беззеркальной камеры с хорошим объективом составляет, в среднем, 40-60 тысяч.
4. И конечно, что в смартфоне, что в фотоаппарате (в самой камере или объективе) должен быть оптический стабилизатор изображения. Он сильно выручит вас при съемке в полумраке. И не забудьте докупить для фотоаппарат защитный УФ-фильтр на объектив (500-700 рублей).
Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.
Почему снимать на смартфон лучше, чем на беззеркалку
Впрочем, даже без оптического зума смартфоны убили компактные камеры (“мыльницы”) с рынка практически полностью. Ни один производитель фототехники в здравом уме не будет сегодня вкладываться в раскрутку нового компактного фотоаппарата, если только это не имиджевая модель. Простые и недорогие фотокамеры просто “выбрасываются” на полки магазинов в небольших количествах и по остаточному принципу.
С такой бандурой ты сразу становишься фотографом. Качество твоей работы окружающих волнует меньше, чем величина объектива.
Автоматика
Камеры в смартфонах стали настолько “умными”, что порой это даже покрывает их недостатки в светосиле. Безусловно, фотоаппараты тоже развиваются, но таких вычислительных мощностей и такого внимания к авто-режиму, как у смартфонов, у них всё равно нет. Сегодня почти в любом смартфоне есть искусственный интеллект, отвечающий за улучшение фотографии или, как минимум, подборку оптимальных условий съёмки.
Смартфоны постепенно учатся понимтаь сами, что они снимают.
Дополнительные функции
И всяческое «баловство», наподобие съёмки фото в HDR с дополнительной цветокоррекцией, как это можно делать на Huawei, на большинстве камер сделать автоматически невозможно. А значит невозможно и «вытянуть» хорошую цветопередачу в неблагоприятных условиях под готовый файл JPG.
Видео в 4К
Впрочем, тут мы слегка задели ещё и видеосъёмку, но в ней особенно важен и следующий пункт.
Большая ГРИП
Компактность
Фотоаппарат или телефон?
Мобильные телефоны уже уничтожили (или уменьшили в сотни раз) целые сегменты потребительского рынка. Например, люди массово стали отказываться от использования наручных часов и будильников, когда эти функции появились в телефонах. Сильно пострадал и рынок карманных (не настольных) калькуляторов, за ним — электронных записных книжек. Затем настала очередь MP3-плееров. И хотя полностью эти устройства тоже не исчезли, их в нашей жизни стало много меньше, чем, скажем, 10 лет назад, не правда ли? Следующим на очереди — рынок фотоаппаратов. Точнее тот его сегмент, что презрительно-снисходительно именуется «мыльницами». Повторюсь еще раз: фотоаппараты не исчезнут полностью, но стоит уже определиться для каких целей и задач они будут нужны.
Откуда вообще взялся этот вопрос, которому уже с добрый десяток лет? Нет, разумеется, 10 лет назад никому и в голову не пришло бы, что телефон способен будет заменить фотоаппарат для отпуска, но Sony Ericsson K750 уже делал снимки (2-мегапиксельной камерой!), которые можно было распечатать размером 10х15 сантиметров. И, если съемка велась в яркий солнечный день, то не каждый смог бы определить, что снимок сделан телефоном. Затем пошли трех-, и почти сразу же, пятимегапиксельные камеры в телефонах. Снимок 5-мегапиксельной камерой уже можно было распечатать в формате А4. Стоит сказать, что стоили такие телефоны довольно дорого, и не оправдывали такой покупки. Например, первый телефон с 5-мегапиксельной камерой на нашем рынке (это был LG KG920 Leo) стоил под тысячу долларов. А эталонным, помнится, в этом сегменте стал Symbian-смартфон Nokia N95.
Эксперименты производителей уже тогда позволяли оснастить камеры в телефонах оптическим зумом. С трехкратным оптическим зумом вышли Nokia N93i и Samsung G800. Но особенного успеха именно оптический зум этим телефонам не принес — их бы покупали и без оптического зума. Следующим шагом в войне камер в телефонах с фотоаппаратами стало появление 8-мегапиксельных модулей. Тут память подсказывает Samsung i8510 INNOV8 и слайдер Sony Ericsson C905, оснащенный еще и ксеноновой вспышкой. С ее помощью впервые снимки в помещении стали выглядеть более-менее прилично. Тут очень «вовремя» грянул кризис 2008 года и телефоны с первыми 12-мегапиксельными камерами вообще провалились в продаже все до одного. Хотя это был понравившийся мне Sony Ericsson Satio и Samsung M8910 Pixon12, который в Украине, в итоге, даже не продавался.
Самое интересное, что когда уже всему рынку стало ясно, что понятие «камерофон» не продается само по себе, на арену внезапно вышла Nokia и стала позиционировать часть своих аппаратов именно как фоторешения. Так появилась Nokia N8, которая стала, пожалуй, самым интересным Symbian-смартфоном перед тем как эта операционная система не была отправлена в отставку. Затем была Nokia 808 PureView с большой 41-мегапиксельной матрицей. Но тема уже к тому времени полностью «выгорела» и в моде были не такие толстые телефоны. И уж точно не на Symbian. Хорошей камерой уже могли похвастать не только флагманские смартфоны, значительно улучшили ситуацию новые матрицы с BSI (обратной засветкой). Они стали технологическим прорывом, позволившем камерам в телефонах очень сильно подтянуть качество при съемке в помещении или сумерках.
Почему камера лучше, чем телефон?
Несмотря на все эти грандиозные успехи мобильной фотографии (в мире уже проходят выставки, а также появляются такие сервисы как Instagram или Clashot), законы физики обмануть невозможно. И фотоаппараты с их большими матрицами и светосильной оптикой еще будут долго служить человечеству. Даже, если не учитывать профессиональную сферу фотографии, где все устроено по-другому: и цены, и устройства, то все еще остается много желающих купить зеркалку и поработать свадебными фотографами осваивать фотоискусство и делать красивые снимки. А также тратить на их поиск и создание свои время и деньги.
Несмотря на то, что в профессиональной лиге нет равных зеркальным фотоаппаратам, для любителей фотографии все большую популярность набирают гибридные или беззеркальные камеры. Они имеют те же самые возможности, что и зеркальные камеры, но при этом гораздо компактнее. Более скромных размеров к ним и оптика. Кстати, именно оптика и является неоспоримым преимуществом камер перед телефонами. Она обеспечивает оптическое приближение, позволяет менять объективы в зависимости от потребностей фотографа и стоящими перед ним задачами.
А еще одним козырем камер становятся многочисленные аксессуары, которые невозможно использовать в случае с телефоном. Это штативы, вспышки, светофильтры, пентапризмы, спусковые тросики, наконец. Все это относится к творческому инструментарию фотографов, которые могут часами обсуждать использование таких аксессуаров и рассказывать о своих фотографических «подвигах».
Ну, и нельзя не сказать, что используя фотокамеру, мы не разряжаем заряд аккумулятора в своем телефоне.
Почему телефон лучше, чем камера?
При всех очевидных преимуществах фотоаппарата, нельзя не заметить, что мир очень сильно изменился благодаря цифровой фотографии. Во времена пленочной фотографии приходилось в буквальном смысле слова экономить каждый кадр. Ведь он стоил вполне конкретных денег фотографу. Цифровая фотография привела к тому, что мы можем снимать сотни снимков в день, не задумываясь над их «стоимостью». Изменился и сценарий просмотра фотографий. Сегодня мы создаем фотоальбомы в социальных сетях для того, чтобы показывать их своим родственникам и друзьям. То есть все снимки все равно просматриваются на компьютере (планшете или вообще том же телефоне), поэтому им не нужно высокое разрешение.
Добавьте к этому тот факт, что современный смартфон является средством доступа в интернет, в отличие от камеры. И можно публиковать снимки, сделанные телефоном, в режиме реального времени. Тогда как сценарий использования фотоаппарата подразумевает какую-то предварительную селекционную работу, обработку снимков и только затем публикацию. Все эти этапы занимают много времени. А время — это самый ценный ресурс в нашем современном мире. Поэтому мобильный фотограф всегда будет иметь преимущество в скорости. И, вернувшись из отпуска, ему уже нет смысла возвращаться к старым снимкам, чтобы обработать и показать их своим друзьям — они уже все их видели в социальной сети.
Лично я последние несколько лет уже не беру с собой камеру в отпуск. Если пользоваться смартфоном среднего уровня и выше, то в большинстве случаев на курорте (где обычно много солнца) снимки, сделанные телефоном и камерой мало кто способен будет различить. И уж точно это трудно будет сделать, основываясь на уменьшенных снимках, опубликованных в Facebook, Вконтакте или Instagram. А еще меня радует, что больше не нужно таскать в поездках целый день на шее увесистую камеру. Да и показывать сделанные снимки своим друзьям, находящимся, быть может, на другом конце света, становится легко, как никогда. Это можно сделать вернувшись в отель, через Wi-Fi или еще раньше — благо, бесплатные сети сейчас встречаются в мире довольно часто (особенно в кафе).
В сухом остатке
Конечно, для «поколения селфи» вопрос, вынесенный в заголовок, даже не стоит. Но совершенно очевидно, что чем покупать телефон за 200 долларов и фотоаппарат-«мыльницу» еще за 200, то лучше потратить все 400 на смартфон, который будет всегда с вами и заменит при случае камеру. Которой, если покупать ее в виде отдельного устройства, придется 330 дней в году лежать без дела. В то же время, если вам интересна фотография, как творческий процесс, без изучения теории фотографии и специальной техники вам не обойтись. И стоит обратить внимание скорее на беззеркальную камеру в ценовом диапазоне от 600 до 800 долларов (хотя есть, конечно, и беззеркалки за 2000). А вот покупать зеркальную камеру за эти деньги, рядовому потребителю, видимо, уже нет смысла.
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.