что хорошего может дать человеку образование
Что дает человеку высшее образование?
Все еще думаете, стоит ли поступать в вуз? Сомневаетесь, пригодится ли высшее образование в повседневной жизни? Давайте разбираться вместе.
Каждый выпускник школы стоит перед выбором – получать высшее образование или нет
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Что дает высшее образование
Окончив вуз, вы получите:
Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:
Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».
Есть ли жизнь без высшего образования?
Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:
Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех
Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.
Роль образования в развитии общества и жизни современного человека
Образование во все времена занимало важное место в общественной жизни. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали билет в жизнь талантливым людям.
А какую роль играет образование в современном мире? Так ли велико его значение в жизни человека и какие функции оно выполняет? Мы постарались ответить на эти вопросы в нашей статье.
Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы получать полезные новости первыми. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Роль образования в жизни человека
Душа, помещённая в тело, подобна неогранённому алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять, и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие ещё большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие.
Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.
Обучаться можно разными путями. Получить общий багаж знаний поможет программное обучение в школе или в вузах. А вот расширить кругозор и стать действительно ценным специалистом можно только через дополнительное самообучение.
Роль образования в жизни человека: аргументы
Важные аргументы, о которых стоит помнить, когда становится тяжело и появляется шальная мысль: «А зачем вообще учиться?»:
Роль образования в развитии общества
Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.
Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Функции образования в современном обществе
Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:
Основные тенденции развития образования
Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:
Роль образования в развитии российского общества
Образование в России также является приоритетом внутренней политики страны. В нашем государстве основные векторы развития в этой области определяются Федеральным Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России и другими официальными документами. Какие же задачи ставит перед собой российская система обучения:
Подытожим роль и задачи образования в современном российском обществе — воспитать уверенных в себе людей, которые способны эффективно справляться с вызовами времени.
Надеемся, мы убедили вас в высокой роли образования в жизни человека и общества. Так что стоит задуматься о том, чтобы поступить в университет и получить диплом, если у вас его ещё нет.
Боитесь, что не справитесь с контрольными, курсовыми и другими видами работ? Не переживайте! Вы всегда сможете обратиться за помощью в наш студенческий сервис.
Надо брать: 4 аргумента, почему высшее образование необходимо для жизни и карьеры
В комментариях с нами поделились разными историями об учебе. Многие приводили весомые аргументы, почему высшее образование важно — и почему может совсем не влиять на будущую профессию и зарплату. В нашей подборке — доводы в пользу необходимости высшего образования.
Я училась в частном вузе СПбГУП, где была очень строгая система с контролем времени и идентификационной картой: если ты нарушаешь внутренние правила, то тебя отчисляют. Ко второму курсу мы научились обходить систему, потому что нас учили думать, ставить цели и находить нужные решения.
Затем был государственный вуз ИТМО, где я тоже училась на бюджете — уже в магистратуре. В силу того, что университет государственный, преподаватели относились к работе довольно безответственно, часто были замены пар и изменения курсов, не было структуры и системы. Зато был отличный нетворкинг, и я обрела много полезных в своей профессиональной деятельности связей.
Все зависит от того, что вы в итоге хотите получить от вуза. Очень часто для молодых людей вуз — это возможность найти себя. Всего 10% на первом курсе точно уверены, что выбрали правильную специальность. На мой взгляд, человек должен попасть в социальную среду сверстников, которая будет способствовать его развитию, мотивировать и дисциплинировать.
Я после советского инженерно-строительного вуза работаю конструктором в промышленном и гражданском строительстве, городским планировщиком — урбанистом. Занимаюсь планированием городской среды в Осло уже более 15 лет.
Мой одногруппник выбрал, например, специализацию на газгольдерах и резервуарах, подводное строительство, и теперь он директор регионального отделения крупного международного нефтяного консорциума.
Мне отчим дал хороший совет. Выбирайте профессию, которая и была нужна 5 тысяч лет назад, и будет нужна через 50 тысяч лет, и во время войны, и во время мира, и на дне океана, и на Юпитере. Профессия должна вас накормить при любых обстоятельствах, и базовые знания в ней должны оставаться нерушимыми.
Глядя, как людям приходится доучиваться, чтобы подтвердить дипломы, или переучиваться за рубежом, лишний раз убеждаюсь, как отчим был прав!
Все говорят об опыте работы, целеустремленности и прочем. И так известно, что, если ты успешный и целеустремленный лидер, найти хорошую работу будет легче, а если инфантильный лентяй — тяжелее.
Мне кажется, важно сузить цель. Если в приоритете работа за границей, присмотритесь к вузам с хорошими программами академической мобильности. Если привлекают госструктуры в России и успех видится только на стабильной работе — милости просим в МГИМО и МГУ. Если тянет к диджиталу, хочется окружить себя людьми, которые уже работают в отрасли, и набрать побольше полезных знакомств, то стоит начать работать над тестовыми в БВШД и на факультет медиа в Вышке.
У меня, например, приоритетом было качественное гуманитарное образование в либеральном университете, поэтому выбрал философский факультет в Вышке. Да, с ней сейчас много скандалов и стало в целом похуже, но я своим дипломом бакалавра доволен и не сменил бы место учебы, вернись я на 4 года назад.
Высшее образование позволяет не только получить специальность или, как сейчас все любят говорить, корочку. Высшее образование дает возможность сформировать очень нужные в жизни навыки: понимание дедлайнов и важности следования им.
Образование помогает в коммуникации с очень разными людьми, даже если с ними коммуницировать кажется нереалистичным. Вы научитесь учиться, искать нужную информацию, придумывать нужную информацию и многому другому.
Если вы только заканчиваете школу, не бойтесь выбрать специальность, по которой никогда не будете работать. Понимание своего дела приходит гораздо позже, а зачастую может и не прийти вовсе.
Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.
Важность образования в современной жизни. Цитата Трампа про образование, которую я повторяю своему ребенку каждый день
Самым простым ответом на вопрос, зачем современному человеку образование, станут очевидные причины – чтобы иметь возможность получить хорошую работу и обеспечить себе желанный уровень жизни. Однако еще и другие, которые затрагивают боле глубокие вещи. Например, образование помогает человеку понять, чем он хочет заниматься, какие у него таланты, на что он способен, позволяет научиться общаться с людьми. Образование важно для самоопределения человека и связано не только с получением академической корочки, как думают многие.
Что дает образование современному человеку?
Причин иметь образование в наши дни достаточно много, и все они носят разный характер – от финансовой стабильности и равенства, при котором женщины могут зарабатывать на жизнь наравне с мужчинами, до элементарной уверенности в себе. А если рассматривать глобальный контекст, то чем выше образованность населения, тем сильнее его конкурентоспособность на мировой экономической арене.
По этому поводу есть много умных слов от людей, которые добились высот в жизни. Одно из таких высказываний принадлежит Дональду Трампу. В нашем вольном пересказе мысль следующая – если вы считаете получение образования дорогостоящим делом, то представьте, как много возможностей будет упущено, если его у вас не будет.
С правдивостью этих слов сложно спорить. Давайте вернемся в прошлое и попробуем понять, всегда ли образование было жизненно необходимо, или же это какой-то условный стереотип, который тянется из прошлого — «человек без образования не сможет добиться ничего».
Исторические предпосылки важности образования
Наши родители, да и родители современных детей, с детства твердят: «не будешь учиться – пойдешь работать дворником». Подразумевается не то, что профессия дворника не респектабельная, а то, что с ней у человека меньше возможностей, хотя она может приносить удовольствие. На этом устойчивом выражении выросло не одно поколение детей. С какого момента образование перешло в один ряд с базовыми навыками, необходимыми не просто для выживания, а для преуспевания?
С исторической точки зрения период образованности в нашей стране начинается с Крещения Руси и введения письменности Кириллом и Мефодием. Поскольку все церковные писания и молитвы были на византийском, появилась необходимость переводить их, поэтому первыми «школами» стали монастыри, поскольку рабочим людям грамота ни к чему. Спустя какое-то время так называемые училища стали открываться при княжеских дворах в Новгороде и Киеве. Спустя еще несколько десятилетий, в 1068 году, на территории Киева появилась первая школа, где образование могли получать женщины — для тех времен ощутимый прогресс, ведь женское предназначение сводилось только к ведению хозяйства.
Первая высшая школа на русской земле появилась в 1687 году – это была Славяно-греко-латинская академия. И вот с 1760-х годов образование уже начало приобретать статус: появились учебные заведения для простых людей и для высших сословий, где обучались дети дворян (например, Смольный институт благородных девиц). Уже тогда человека с образованием можно было легко отличить по речи, манере держать себя и обладанию определенным багажом знаний.
С начала XIX века образование в России предоставлялось последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Первые два типа учреждений были бесплатными и бессословными, то есть попасть туда мог каждый, кто захочет и имеет хоть какие-то познания. Образовательная система не переставала подвергаться преобразованиям: университеты то лишались автономии, то получали ее снова, открывались программы для обучения женщин почти на уровне высшего образования.
После Октябрьской революции образование стало бессословным и общедоступным, а к началу XX-го века советским правительством был введен декрет о ликвидации безграмотности населения. С 1923 года обучение стало платным в старших классах и вузах. От финансовых взносов освобождались определенные категории граждан (военные, образовательные работники, инвалиды, крестьяне, пенсионеры, стипендиаты, люди со званием Героя).
С 1977 года в Конституции утвердили Закон о гарантированном праве каждого гражданина страны на бесплатное среднеспециальное или высшее образование, даже были введены государственные стипендии за отличную академическую успеваемость. Для лучшей мотивации на государственном уровне действовала система распределения на трудоустройство по специальности. Не исключено, что именно эта советская схема и повлияла на наше мнение о том, что будет образование – будет и работа.
Однако с момента распада СССР и 1990-х годов российское образование снова подвергается реформам:
И вот мы пришли к той схеме образования, которую имеем в нашей стране сейчас:
Статус образования в современном обществе
Сегодня все понимают, что минимум без среднего образования никуда. Истории наших бабушек и дедушек, окончивших по 7-9 классов (а в деревнях – по 3-4), вызывают у современной молодежи неподдельное удивление. Хотя многие школьники и жалуются на процесс обучения, но представить себе жизнь без этого этапа уже не могут – обязательность и необходимость среднего образования у большинства не вызывает сомнений.
Наглядный пример: если сравнивать уровень жизни и количество возможностей у людей, окончивших 9 классов средней школы, и аналогичными показателями тех, кто прошел полное среднее образование в 11 классов, разница будет очевидна. Такое сопоставление как минимум должно вдохновлять на получение образования, поскольку многие хотят «вкусно есть и красиво одеваться». Да, какое-то время родители могут это обеспечить, однако если подросток хочет остаться на хорошем уровне жизни, ему придется что-то для этого делать.
Получение образования – один из очевидных путей. Другой – начать работать, получив на руки школьный аттестат. От того, на каком уровне – физическом или интеллектуальном – вы хотите работать, будет зависеть, идти вам в колледж за трудовой профессией или пытаться попасть в университет.
Пожалуй, это основная мысль, которую стоит постепенно доносить до подрастающего поколения через фактические примеры и простые схемы: например, «работа-деньги» – приобретение товаров/услуг и безделье-безденежье-отсутствие услуг.
В любом случае человеку придется прикладывать усилия, физические или умственные. Рабочий может получать зарплату больше офисного работника, однако у второго всегда есть шанс вырасти по иерархии интеллектуального труда. А у человека, занятого физическим трудом, путь карьерного роста – перейти на руководящую должность, куда обычно не берут без документа о высшем образовании.
Значит ли это, что без корочки нельзя добиться успеха и разбогатеть? Нет, не значит. Но в этом случае усилий для достижений придется приложить немного больше: работать, когда ваши ровесники будут проводить время на прогулках и в клубах.
С одной стороны, молодые люди, начавшие трудовую деятельность сразу после школы, быстро взрослеют и получают свои жизненные уроки. С другой – в университетах студенты тоже приобретают полезный жизненный опыт, но в более щадящем режиме.
ТОП-5 причин получить высшее образование
Со средним образованием и получением аттестата разобрались. Поговорим о преимуществах последующего образования, о плюсах именно высшего образования в частности. Какое преимущество имеет диплом высшей школы перед квалификацией среднеспециального уровня, как эта «бумажка» может повлиять на карьерный рост?
Выпускники колледжей или вузов в среднем зарабатывают больше
По данным исследований в России люди с высшим образованием получают заработную плату на 64% больше, чем молодые люди, имеющие только школьный аттестат. Выпускники вузов имеют финансовый доход на 40% выше, чем студенты колледжей или ПТУ. Правильный выбор образования может повлиять на размер будущих доходов с ощутимым показателем практически в 50%.
Процесс получения образования помогает сформировать круг полезных знакомств
Второй по популярности фактор, влияющий на успешность карьеры, – это люди, которых вы знаете. Чем шире этот круг (горизонтальные связи) – тем больше вариантов развития событий. В университете или колледже студенты знакомятся с большим количеством людей, расширяя свое окружение: преподаватели, однокурсники, представители администрации. Довольно часто коммуникация продолжается и после выпуска, поэтому с помощью завязанных контактов молодые люди могут найти работу или получить рекомендацию. Все-таки подсознательно люди предпочитают брать на работу проверенных людей или тех, с кем знакомы.
Новые навыки позволяют продвинуться на новую ступень карьерной лестницы
Если у вас уже есть работа, то получение дополнительных знаний в вузе может помощь расширить профессиональную квалификацию и получить повышение. Например, образование в сфере английского языка или переводов, получение степени магистра для руководящей должности. В принципе для поддержания тонуса внимания и памяти не рекомендуется полностью прекращать обучение при выходе на работу — тогда и новые навыки по работе будут даваться проще. Большинство работодателей очень ценят стремление сотрудников к получению новых знаний, если это имеет профессиональное обоснование и ведет к повышению качества работы.
На базе текущего образования проще получить новое
Часто случается, что молодые люди для обучения в вузе выбирают не то направление, которое им интересно на перспективу, а с целью просто получить диплом. Даже в таком случае время обучения в университете ни в коем случае не стоит считать потраченным впустую по двум причинам:
Возможно, это даже можно будет совмещать с работой по диплому, который уже есть. Все полученные знания могут пригодится, не забывайте об этом!
Образование снижает риск остаться без работы
Любое из названных нами типов образований – среднеспециальное или высшее – говорит работодателю, что человек кое-что умеет, потенциально подходит для выполнения широкого спектра работы. Кандидат с дипломом может получить место по сравнению с более опытным соискателем без корочки. Большая часть организаций обращает внимание на наличие образовательного документа – иногда достаточно факта его наличия, даже без совпадения квалификации с профессией.
У образования всех уровней есть одно главное преимущество – оно дает нам возможность выбирать: от сферы деятельности до уровня жизни, который вы хотите себе позволить. И этот выбор за вами.