что хорошему человеку помеха то дурному утеха
Что хорошему человеку помеха то дурному утеха
Олимпиада по русскому языку (7 класс)
1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи: 1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.) 2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?
2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «. Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?
3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.
6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно». Права ли мама? Аргументируйте ответ.
8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?
9. Определите сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?
5. Да, если оно сочетается с количественным числительным или существительным, обозначающим какую-либо меру: стакан чаю, два товарища.
7. А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
8. В русском языке существуют корневые морфемы, выступающие в роли приставки (префикса). Называются они префиксоидами («оид» по-гречески «похожий»). Например, все- (всемирный, всенародный, всевозможный), полу- (полушарие, полугодие, полубольной), еже- (ежедневно, ежечасно, ежегодный) и др.
10.
Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный, хребе
Что хорошему человеку помеха то дурному утеха
Олимпиада по русскому языку 7 класс
3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
4. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.
7. Каким частям речи свойственны окончания:
8. Какой морфемой являются выделенные части слов: все мирный, полу больной, еже дневно?
9. Определите сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?
3. Алфавит, партер, средства, шофëр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон и оксиморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
5. Да, если оно сочетается с количественным числительным или существительным, обозначающим какую-либо меру: стакан чаю, два товарища.
7. А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
8. В русском языке существуют корневые морфемы, выступающие в роли приставки (префикса). Называются они префиксоидами («оид» по-гречески «похожий»). Например, все- (всемирный, всенародный, всевозможный), полу- (полушарие, полугодие, полубольной), еже- (ежедневно, ежечасно, ежегодный) и др.
Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный, хребет, решетчатый и решëтчатый.
А этот мальчишка, как говорили, был очень похож на меня.
Слишком неоднозначная фраза. Есть в ней что-то с налетом доброго сожаления, даже горечи. Мол, невольник чести — жаль, мне тебя. Всегда и везде ответственен за свои слова и поступки. Нет пути назад, нет недосказанности, нет лавирования, нет поиска «сдержек и противовесов», нет сиюминутной слабости, так простительной любому другому. Тяжелая и не для всех посильная ноша быть, а не казаться невольником чести. Невольник чести — крест, который надо нести всю жизнь.
В этой фразе есть что-то негативное, причем исходит оно от автора — человека, придумавшего эту фразу для описания неизвестного ему, непонятного. Невольник — раб?, узник?, осужденный? приговоренный к неволе?
Просится даже — заложник чести.
Немного уйду в сторону от того, что я написал выше.
Честь и честный имеют один корень. Можно ли предположить, отталкиваясь от этого, что человек слишком честный, чтобы быть свободным от своего собственного слова. Напрашивается цитата «Честь — моя, моя лишь честь», обращенная, видимо, в роковой час, к тем, кто пытается склонить на другой путь. Путь более мягкий и от того, более человечный.
Олимпиада по русскому языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Для жюри русский язык 7 кл 2014-2015 учебный год.docx
Олимпиада по русскому языку
Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2014-2015 учебный год
Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла
Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,
В – третий слог, Г – четвертый слог):
1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;
6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;
10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.
А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;
Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;
В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;
По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов
К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.
Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.
Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов
Мы говорим: Дом сгорел дотла.
Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.
Каким частям речи свойственны окончания:
За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла
А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.
Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов
«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов
Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.
Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.
Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз. ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.
Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.
Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.
Олимпиада по русскому языку. 7 класс
Олимпиада по русскому языку для 7 класса
Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №82 г. Ульяновска
Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой для 7 класса
Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.
Оборудование и материалы: раздаточный материал
Использованные источники художественные произведения, учебник русского языка, книги Розенталя, словари.
1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:
1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)
2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.)
Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?
2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «. Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?
3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.
6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно». Права ли мама? Аргументируйте ответ.
7. Каким частям речи свойственны окончания:
8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?
9. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?