что хорошо и что дурно ушинский
Конспект по литературному чтению по теме «Из книг К. Ушинского»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Круглякова Галина Николаевна. Конспекты уроков литературного чтения с применением дифференциации и активных методов обучения (УМК «Перспектива» 1 класс).
Тема урока «Из книг К. Ушинского».
Планируемые результаты. Начало формыКонец формы
Предметные: познакомить учащихся с биографией Константина Дмитриевича Ушинского и его произведениями «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому»; развивать умение анализировать произведения, речевые умения, память, внимание; формировать навык чтения: выразительность, беглость, правильность, осознанность; пополнять словарный запас; использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное).
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитан ного.
Регулятивные : принимать и сохра нять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адек ватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентирова нию в учебнике.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
Личностные: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное ; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Предлагаю послушать ребят, которые уже выучили стихотворение.
Читают наизусть стихотворение «У Лукоморья …»
Показываю портрет и знакомлю с биографией Константина Дмитриевича Ушинского.
К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1823 года в Туле. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию и обучению детей . Ушинский составил два учебника для начальной школы, по которым детям учиться было легко и интересно. Назывались они «Родное слово» и «Детский мир».
Читая небольшие рассказы, дети открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?»
Залание на 21 апреля.
Просмотр содержимого документа
«К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?»»
Русский педагог, писатель,
основоположник научной педагогики в России.
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в городе Тула.
Его мама умерла рано, когда маленькому Косте было всего 12 лет. Папа участвовал в войне с французами 1812 года, и дослужился до офицера. Семья была дворянская, хоть и мелкопоместная.
Семья Ушинских переселяется в уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, где папа получает должность судьи. Вблизи города они покупают небольшое имение. Обучение Константина изначально проходило на дому. В возрасте 11 лет он начинает обучение в гимназии и поступает в 3 класс. Её он оканчивает в 17 лет.
Московский университет. Гравюра, 1830-е годы
Далее поступает на юридический факультет в Москве. После того, как Ушинский оканчивает обучение, он остаётся для получения звания профессора.
Константин Дмитриевич работал учителем.
Но ему пришлось оставить преподавательскую деятельность. Вскоре он переезжает в Санкт-Петербург, где ему помогают устроиться в Гатчинский Сиротский институт. Он быстро продвигается по службе и за год достигает должности инспектора классов.
Пишет статьи для таких журналов, как «Журнал для воспитания», «Современник», «Библиотека для чтения». В 1859 году переходит работать в Смольный институт Благородных девиц. Там он достигает определенных успехов, добивается объединения «благородных» и «неблагородных» девиц, открывает класс для подготовки воспитательниц, у детей появились каникулы и праздники, а для педагогов он организовал совещания и конференции. В 1862 году его увольняют, и он уезжает за границу. Там он получает хороший опыт в работе с детьми, преподавая как в школах, так и в детских садах.
(Воспитательное общество благородных девиц)
Первые книги «Детский мир» и «Родное слово» он пишет, пребывая за границей. 1868 году, когда он уже 8 лет проживает в России, в печати появляется начало его главной работы «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
Она подарила ему трёх сыновей и двух дочерей.
Н.С. Дорошенко (Ушинская),
дети (слева направо):
К. Д. Ушинский умер в 1871 году и похоронен в городе Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Государственная Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского основана в 1925 году и ныне располагается в историческом центре Москвы, в старинном особняке XVIII века около Третьяковской галереи по адресу: Б. Толмачевский пер., д. 3, стр.2.
Памятник К.Д. Ушинскому в Санкт-Петербурге,
набережная реки Мойки, 48
Ярославский государственный педагогический университет
Южноукраинский педагогический университет
Орден К.Д. Ушинского
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.) Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.) В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.) В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.) Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.) В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.) В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.) В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.) В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.) В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.) В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.) Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)
Тема: М.Пляцковский «Помощник»; К. Ушинского «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе 6 мая.
Тема: М.Пляцковский «Помощник»; К. Ушинского «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому»
Цель, которую ставит перед собой учитель : познакомить с произведением М.Пляцковского «Помощник»; привлечь внимание детей к самостоятельному изучению поучительных произведений К.Д.Ушинского.
Поработать час настал!
Так что время не теряем
И работать начинаем!
II . Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Раздел, с которым мы продолжаем знакомиться называется «И в шутку и всерьёз».
Писатели, поэты сочиняют весёлые рассказы и стихи не только для удовольствия. Их произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.
III . Знакомство с новой темой.
1. Посмотрите на картинку.
Это герой из мультфильма «Крошка Енот».
Вспомните, какую песню поёт Крошка Енот? Он поёт песню «Улыбка».
Предлагаю её послушать и при этом получить удовольствие.
2. Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Пляцковского.
А вы знаете, эту песню написал Михаил Пляцковский. Но писал он не только песни.
3. Работа с учебником. Работа над сказкой М.Пляцковского «Помощник»
Откройте учебник на стр.22, прочитайте, кто автор произведения и название.
Кого мы называем помощником? (Того, кто помогает кому-н. в чём-н.)
Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, кто герои произведения?
Попробуйте догадаться, о чём это произведение?
Прочитайте это произведение.
1)учуял — почувствовал, уловил чутьём;
3)управиться – кончить какое-нибудь дело;
К какому жанру относится это произведение?
Понравилась ли вам сказка?
Что особенно запомнилось?
Подтвердились ли ваши предположения о содержании произведения?
Прочитайте ещё раз эту сказку и ответьте на вопросы:
1)Кто главные герои сказки?
3)Почему автор дал им такие имена?
4)О чём попросил ослика кролик?
5)Как он пояснил свою просьбу? Найдите и прочитайте
6)Что ответил ослик? Найдите и прочитайте.
7)Что стал делать кролик после отказа?
8)Почему ослик вернулся к кролику? Как он объяснил причину своего прихода?
9)Что ответил кролик? Найдите и прочитайте.
10)Прочитайте слова: трудолюбивый, хитрый, ленивый, справедливый, обманщик. Выберите из них те, которые характеризуют кролика, а какие ослика.
11)Кого же автор назвал помощником?
12)Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое? Почему?
13)Как можно назвать произведение по-другому?
14)Рассмотрите рисунок. К какому эпизоду сказки относится. Прочитайте.
Восстановление последовательности событий в сказке.
Ваше задание: восстановить последовательность событий в сказке.
Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.
У меня болит голова.
Помоги мне, ослик, дом построить.
Я сейчас и без тебя обойдусь!
А на обед ему крольчиха супу наварила.
Кролик принялся за дело.
У вас получился план сказки.
Задание: перескажите сказку по получившемуся плану.
Прочитайте пословицы на стр.23.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
У ленивого Емели семь воскресений на недели.
Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.
5. Рекомендуемый Интернет-ресурс.
Ребята, всю работу над произведением М.Пляцковского вы можете прослушать ещё раз, используя рекомендуемый видеоматериал.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – «Родное слово». Она была адресована детям 6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!»
Вы можете больше узнать о жизни и творчестве этого великого человека:
2)Притча «Ворон и сорока»
стр.24 (прочитайте, подумайте, ответьте на вопросы);
Какие слова и выражения были непонятны?
1)Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.
2)Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.
Что можно сказать о сороке?
Какой диалог у них получился?
Почему ворон не поверил сороке?
Как называют людей, которые много говорят?
Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?
3)Поучительные рассуждения: «Что хорошо и что дурно».
На уроках мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. Вспомните, что вам нравится в людях, а что вам не нравится?
Распределите слова из текста на две группы: добродетели и пороки.
4) «Худо тому, кто добра не делает никому»
стр.25 (послушайте и ответьте на вопрос)
Вас что-нибудь удивило в названии? (Это пословица.)
Почему автор выбрал в качестве названия рассказа такую пословицу? Отражает ли она основной смысл рассказа?
Сегодня на уроке мы говорили об очень важных вещах. Благодаря изученным произведениям, мы смогли посмотреть на себя со стороны, увидеть и свои недостатки.
Идеальных просто не бывает…
И свои изъяны не видны…
Прежде чем начать судить кого-то,
Посмотри себя со стороны!
(Эти слова принадлежат поэтессе Наталье Розбицкой)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация к уроку литературного чтения К.Д.Ушинский «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литературное чтение 1 класс «Школа России»
Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок.
На уроке размышляем читаем отгадываем узнаем сравниваем рассказываем отвечаем на вопросы играем оцениваем себя
Уши́нский Константи́н Дми́триевич (1824-1871) Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в городе Тула.
Его мама умерла рано, когда маленькому Косте было всего 12 лет. Папа участвовал в войне с французами 1812 года, и дослужился до офицера. Семья была дворянская, хоть и мелкопоместная.
Семья Ушинских переселяется в уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, где папа получает должность судьи. Вблизи города они покупают небольшое имение. Обучение Константина изначально проходило на дому. В возрасте 11 лет он начинает обучение в гимназии и поступает в 3 класс. Её он оканчивает в 17 лет.
Далее поступает на юридический факультет в Москве. После того, как Ушинский оканчивает обучение, он остаётся для получения звания профессора. Московский университет. Гравюра, 1830-е годы
Но ему пришлось оставить преподавательскую деятельность. Вскоре он переезжает в Санкт-Петербург, где ему помогают устроиться в Гатчинский Сиротский институт. Он быстро продвигается по службе и за год достигает должности инспектора классов. Константин Дмитриевич работал учителем.
Пишет статьи для таких журналов, как «Журнал для воспитания», «Современник», «Библиотека для чтения». В 1859 году переходит работать в Смольный институт Благородных девиц. Там он достигает определенных успехов, добивается объединения «благородных» и «неблагородных» девиц, открывает класс для подготовки воспитательниц, у детей появились каникулы и праздники, а для педагогов он организовал совещания и конференции. В 1862 году его увольняют, и он уезжает за границу. Там он получает хороший опыт в работе с детьми, преподавая как в школах, так и в детских садах. Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц)
Первые книги «Детский мир» и «Родное слово» он пишет, пребывая за границей. 1868 году, когда он уже 8 лет проживает в России, в печати появляется начало его главной работы «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
К. Д. Ушинский умер в 1871 году и похоронен в городе Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Памятник К.Д. Ушинскому в Санкт-Петербурге, набережная реки Мойки, 48 Государственная Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского основана в 1925 году и ныне располагается в историческом центре Москвы, в старинном особняке XVIII века около Третьяковской галереи по адресу: Б. Толмачевский пер., д. 3, стр.2. Памятник К.Д. Ушинскому в Киеве
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Южноукраинский педагогический университет им. К. Д. Ушинского г. Одесса
Орден К.Д. Ушинского
хорошо дурно плохо трудолюбие гордость леность прилежание милосердие зависть ложь доброта злость кротость упрямство
хорошо дурно плохо скупость щедрость честность благодарность скука радость
АВТОР ЖАНР Чтение произведений по теме: НАЗВАНИЕ К.Д.Ушинский «Ворон и сорока» сказка Что хорошо и что дурно? «Что хорошо и что дурно?» «Худо тому, кто добра не делает никому» рассказ
Какая была цель урока? Достигли ли мы цели урока? Мне было трудно … Я узнал(а) … РЕФЛЕКСИЯ Я удивился(ась)…
с.28 Проверь себя Домашнее задание
Шкилёва Наталья Александровна учитель высшей категории МОУ «Янинская СОШ» Ленинградская область
Предмет: «Литературное чтение»
Тема: Из старинных книг. К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».
Тип урока: урок изучающего чтения
Создать условия для реализации целей:
— познакомить учащихся с биографией Константина Дмитриевича Ушинского и его произведениями «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».
— развивать умение анализировать произведения, речевые умения, память, внимание.
— формировать навык чтения: выразительность, беглость, правильность, осознанность; пополнять словарный запас;
— использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное);
— развивать умения анализировать произведения и отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— овладение навыками смыслового чтения;
— осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
— готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения;
— формирование речи, мышления, внимания.
— развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
— формировать потребности в систематическом чтении, основных навыком чтения (беглость, правильность, сознательность, выразительность);
— развивать читательский кругозор учащихся, интерес к чтению;
— развивать память, внимание, воображение.
Методы: частично-поисковый, наглядный, беседа, рассказ.
Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник Л.Ф. Климанова В.Г.Городецкий 1 класс, 2 часть
Номер материала: ДБ-578909
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что хорошо и что дурно ушинский
Его произведения предназначались для чтения ученикам начальной школы. Ведь обучение начиналось с 9 лет. На этот возраст они и рассчитаны. Для самостоятельного чтения детям 6-7 лет подойдут короткие рассказы.
Авторское. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.
Адаптированное. Лапками цепляется. Хвостиком упирается. Носом постукивает. Мурашей да козявок из-за коры выпугивает.
Короткие рассказы для детей.
Не ладно скроен, да крепко сшит
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
– Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
Васька
Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр.
У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.
Мышки
Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки сверху торчат, хвостища по земле волочатся.
Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?» Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель, Вася, недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнёт, шубочки вам порвёт.
Коровка
Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у ней широк, уши в сторону, во рту зубов недочёт, зато рожища большие, хребет – остриём, хвост помелом, бока оттопырились, копыта двойные.
Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт:
– Выходи, хозяюшка, выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек.
Мороз не страшен
Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те не боятся её сильных морозов! Катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»
Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щёку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.
Ворона и рак
Летела ворона над озером; смотрит – рак ползёт: цап его. Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:
– Ай, ворона! Ворона! Знал я твоего отца и мать, что за славные птицы были!
– Угу! – говорит ворона, не раскрывая рта.
– И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!
– Угу! – опять говорит ворона.
– Да хоть хорошие были птицы, а всё же далеко до тебя.
– Ага! – крикнула ворона во весь рот и уронила Рака в воду.
Дятел
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.
Кругом ствола обежит, никого не проглядит.
– Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят они вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку таскает.
Лиса и гуси
Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:
– Вот я сейчас всех вас съем!
– Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас!
– Нет! – говорит лиса, – не буду жалеть, всех съем!
Что тут делать? Тогда один гусь говорит:
– Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!
– Ну ладно, – говорит лиса, – пойте!
Стали гуси все в ряд и запели:
Они и теперь поют, а лиса ждёт, когда они кончат.
Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце немигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая.
Худо тому, кто добра не делает никому
«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш.»
А Гришенька в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».
«Гриша! помоги мне уложить книги в сумку».
А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».
Любили ли Гришу товарищи?
Курица и утята
Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у ней утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.
Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает — корма им ищет.
Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт, — боится, что они утонут.
А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.
Ласточка
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела. Ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного подпортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро они сновали взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам.