что хуже чума или коронавирус
«Без паники»: эпидемиолог рассказала о чуме и сравнила ее с ковидом
Редактор, Общество, 8:03, 07.07.2020
Чуму успешно лечат антибиотиками, и летальные исходы возможны только при позднем обращении, а лекарства от коронавируса до сих пор нет
В Китае объявлен третий уровень эпидемиологического предупреждения: у местного скотовода подтвердилась бубонная чума. Ранее чуму выявили на западе Монголии, в регионе, который граничит с Республикой Алтай. Заболели два человека. Главный внештатный эпидемиолог Алтайского края Ирина Переладова рассказала «Толку», нужно ли бояться вспышки опасной болезни и почему коронавирус гораздо опаснее чумы.
Вакцину получают все
В Кош-Агачском районе Республики Алтай, который граничит с Монголией, по данным республиканского Роспотребнадзора, в этом году прививку от чумы поставили около 18 тысяч человек. Вакцинация проводится бесплатно российским препаратом всем жителям района, начиная с двухлетнего возраста.
«Сейчас чума – вакциноуправляемая инфекция, от которой прививают и людей, и животных. Это не чрезвычайная ситуация. ЧС возникает тогда, когда при наличии вакцины мы вдруг массово заболеваем. К этому может привести абсолютное пренебрежение эпидемическими и санитарными правилами. Там есть природный очаг, поэтому периодические заболевания возможны», – прокомментировала врач.
Виноваты антипрививочники?
Как наши предки боролись со смертельными инфекциями
Какие методы борьбы зарекомендовали себя с давних времен?
Антипрививочники довольно сильно влияют на иммунизацию детского населения: они мешают медикам работать с детьми и морочат голову родителям, рассказывает врач. Но на возникновение вспышек они влияют лишь косвенным образом.
«Чума – это природно-очаговое заболевание, которое распространено на точечных эндемичных территориях. Как правило, в таких местах население адекватно воспринимает возможную опасность и вовремя прививается. Но, безусловно, везде встречаются люди, которые считают, что уж им-то ничего не будет, и отказываются от прививок. Такие, как правило, и заболевают», – объяснила эпидемиолог.
Как сейчас лечат чуму
Тяжесть заболевания зависит от дозы инфицирования и особенностей организма. По словам эпидемиолога, даже в современном мире возможны летальные исходы, но лишь при позднем обращении. Во всех остальных случаях чума хорошо поддается лечению.
Врач советует не паниковать: такой катастрофы, какие случались в средние века, не будет.
«Болезнь успешно лечат антибиотиками, возбудитель хорошо поддается лечению. Без паники: катастрофы не случится. Медики хорошо знают это заболевание, болезнь известна с доисторических времен, и человечество все про нее знает», – успокоила Переладова.
Почему «корона» опаснее чумы
В средние века чума выкашивала города и страны, оставляя после себя горы трупов. За болезнью закрепилась слава самой опасной и смертоносной среди всех других. Но сейчас, по словам эпидемиолога, ситуация кардинально поменялась: если от чумы и умирают, то из-за позднего обращения к врачу и отсутствия прививки.
В ВОЗ назвали «обнадеживающий» препарат от COVID-19
В США на днях из аптек скупили почти все лекарственные препараты. Таким образом Соединенные Штаты лишили другие страны возможности приобрести его в ближайшие три месяца
«Сейчас коронавирусная инфекция представляет собой гораздо большую угрозу, чем чума. Нет вакцины, инфекция новая, есть сложности в эпидемиологии. Поражает всех – от мала до велика. А чума давно изучена, есть работающее лечение, есть вакцина», – прокомментировала врач.
Естественный очаг
В Алтайском крае нет природных очагов чумы, в этом плане у нас благоприятная территория, рассказывает Ирина Переладова. Чего не скажешь о соседней Республике Алтай. Природный очаг чумы расположен в отдаленных местах высокогорного Кош-Агачского района.
Наиболее опасными территориями в районе, по информации республиканского Роспотребнадзора, являются урочище Сербисту, Ирбисту, Кок Озек («Зеленая долина»), Елангаш, долина реки Барбургазы, окрестности озера Кидыктукол, бассейн Уландрыка.
«Заразиться чумой можно при попадании микроорганизма. Заражение может произойти через раны на коже. Например, во время выделки шкур зараженных животных. Также заболевание передается через переносчиков – блох – и воздушно-капельным путем», – объяснила эпидемиолог.
Почему нельзя сравнивать коронавирус с чумой – и чем похожи все эпидемии
Как можно заразиться чумой в наши дни
Али Хан специалист по контролю и профилактике заболеваний, эксперт в области биотерроризма и глобальной медицинской безопасности, декан Колледжа здравоохранения Университета Небраски
Уильям Патрик писатель, участвовал в создании мемуаров, автор двух известных романов о биологической угрозе
С чем только не сравнивают эпидемию коронавируса, некоторые – даже с чумой. Но они, конечно, совсем не в теме. Напоминаем, что это за болезнь, и вспоминаем, закончилась ли ее история Средневековьем. А также разбираемся, как вообще распространяются эпидемии – и что у всех у них общего.
В ноябре 2002 года в нью-йоркскую больницу Mount Sinai Beth Israel поступила супружеская пара средних лет. Они едва держались на ногах. После терактов 11 сентября прошло чуть больше года, но в городе все еще чувствовалось напряжение. Супруги жаловались на головную боль, высокую температуру, боль в суставах и крайнюю усталость — типичные симптомы, с которыми обращаются в кабинет неотложной помощи. Но внимание докторов привлекла одна деталь: загадочные, болезненные, похожие на воздушные шарики вздутия в паховой области, так называемые бубоны. Такие же вздутия появляются при бубонной чуме.
Несколько часов спустя в посевах крови были обнаружены типичные бактерии (по форме они напоминают английскую булавку), а на супругов набросились доктора с антибиотиками и репортеры с телевизионными камерами. Больше века в Нью-Йорке не было ни одного случая бубонной чумы.
В рамках программы по реагированию на биотерроризм Центры по контролю и профилактике заболеваний уже обучали нью-йоркские службы оперативного реагирования работе с чумой. Вопрос стоял так: следует ли разворачивать центр по управлению чрезвычайными ситуациями и отправлять на профилактику сотни тысяч человек, которые могли быть намеренно подвержены воздействию возбудителя?
Как можно заразиться чумой в Америке
Заражение бубонной чумой происходит через кожу. Когда бактерия проникает в организм, она отправляется в лимфоузлы паховой, шейной и подмышечной областей, размножается там и вызывает иммунную реакцию, которая и приводит к появлению характерных опухолевидных образований.
При отсутствии лечения бубонная чума убивает в 60 процентах случаев. Две другие формы чумы при отсутствии лечения летальны почти всегда: это легочная форма, развивающаяся при вдыхании возбудителя, который затем размножается в легких и вызывает пневмонию, и септическая форма, когда микробы попадают в кровоток, а затем проникают в головной мозг и вызывают менингит.
К счастью, медицинским властям потребовался всего один день, чтобы исключить версию биотерроризма. Как оказалось, заболевшие — Люсинда Маркер и Джон Талл — приехали из Санта-Фе (штат Нью-Мексико) и почувствовали себя плохо в гостиничном номере. В США ежегодно отмечается в среднем семь случаев чумы, половина из которых регистрируется в штате Нью-Мексико.
Чтобы выяснить, как эти люди могли столкнуться с возбудителем, департамент здравоохранения Нью-Йорка провел собственное расследование. Позвонили и доктору Полу Эттестэду, эпидемиологу и сотруднику департамента здравоохранения Нью-Мексико. Тот был удивлен: в этом году ни одного случая чумы не наблюдалось, а сезон уже подходил к концу.
Однако кто-то из коллег Пола вспомнил эту пару и сказал, что на земельном участке супругов площадью два гектара нашли зараженного лесного хомяка. Оказалось, что на хомяке были блохи, переносившие Yersinia pestis — бактерию, которая вызывает чуму. Блохи-то и перебрались на Люсинду Маркер и Джона Талла.
Люсинда Маркер быстро поправилась, однако у Джона Талла — мужчины спортивного телосложения, адвоката, члена добровольных поисково-спасательных отрядов в горах Сангре-де-Кристо близ Санта-Фе — развилась септическая форма болезни. Инфекция начала циркулировать по всему организму. Бубоны у Джона были меньше по размеру, чем у его жены, — видимо, ее лимфоузлы лучше справлялись с отражением атаки.
Давление упало до 78 на 50 (в норме 120 на 80), температура поднялась до 40,2 °C. Началась почечная недостаточность. Тромбов стало так много, что почернели ладони и стопы, — это одна из причин, почему в Средние века чуму называли черной смертью.
Возможно, его случай был осложнен наличием диабета второго типа. По другой версии, Люсинду Маркер и Джона Талла укусила одна и та же блоха, но мужчине при этом досталось больше бактерий.
Джона Талла на три месяца погрузили в искусственную кому. Впоследствии ему ампутировали обе ноги ниже колен.
Чума в Средние века
Чума, как и оспа, давно преследует человечество. Нередко она меняла ход истории, оказывая влияние на политику и культуру. В XIV веке вторая пандемия чумы по Великому шелковому пути попала из Азии на Ближний Восток, в Европу и в Северную Африку. Страшная болезнь так сильно опустошила эти земли, что европейское общество полностью преобразилось.
Согласно одной из гипотез в Европу инфекцию занесли итальянские моряки, бежавшие из осажденного войсками Золотой Орды генуэзского города Каффы (нынешняя Феодосия на Крымском полуострове): монголы перебрасывали через крепостные стены трупы умерших от чумы, чтобы заразить жителей.
Волны эпидемии одна за другой прокатились по континенту и погубили около 100 миллионов человек — треть населения Старого Света. Это привело к резкому уменьшению численности крестьян, вынужденных заниматься принудительным трудом в феодальном обществе. Выжившие получили возможность требовать за свой труд больше — может быть, не один грош, а полтора. В дальнейшем эта неожиданно появившаяся маленькая личная свобода станет основой формирования среднего класса.
Чума в XX веке
Третья пандемия чумы добралась и до Нового Света. Она началась в Китае в 1855 году и распространилась через портовые города, такие как Гонконг. Пандемия чумы охватила все населенные континенты. Только в Индии и Китае она унесла как минимум 12 миллионов жизней.
В Сан-Франциско крысы с переносившими болезнетворную бактерию блохами спрыгнули с парохода «Австралия», пришедшего в январе 1900 года из Гонолулу, где уже бушевала вспышка. Судно разгружали рядом с выходом канализации Чайна-тауна — в тот момент проживавшие в городе китайцы как раз готовились отпраздновать наступление года Крысы.
А потом последовала катастрофа системы здравоохранения. Причиной стал самый обыкновенный расизм. Вера в то, что китайцы более уязвимы для чумы, поскольку едят в основном рис, привела к двойному карантину: сначала окружили Чайна-таун веревочным кордоном, через который белым разрешалось покинуть китайский квартал, а затем огородили квартал колючей проволокой, чтобы защитить принадлежавшие белым компании и церкви.
Надеясь спасти экономику штата, губернатор Калифорнии всячески отрицал существование вспышки, а также обвинял федеральное правительство, Морскую службу здравоохранения и Совет здравоохранения Сан-Франциско в поддержании эпидемии — много лет спустя подобная тактика будет применена во время пандемии ВИЧ. Местные газеты помалкивали.
От китайских сурков – к американским луговым собачкам
К 1904 году вспышка в китайском квартале пошла на убыль. Но в 1906 году произошло землетрясение, которое вызвало масштабные разрушения в области залива Сан-Франциско. Во время восстановления территории возникла еще одна вспышка чумы — на этот раз преимущественно среди белого населения. Первоначально к болезни относились безразлично, поскольку считали, что чума поражает в основном презираемое меньшинство. Скорее всего, эти просчеты сыграли свою роль — блохам удалось перейти на других грызунов и распространиться по всему западу США.
В сельских районах Китая естественным резервуаром чумы считаются большие песчанки, сурки и бурундуки. Черные крысы и живущие на них блохи распространяют заболевание в городах и между странами (по морским путям). Неспроста на швартовые тросы стоящих в доке кораблей навешивают противокрысиные щитки, а Служба здравоохранения США раньше занималась дератизацией прибывавших в страну судов.
Луговые собачки служат амплифицирующим («усиливающим») хозяином — они заносят болезнь в свои норы, откуда распространяют ее во все стороны. Существует настоящая «чумная линия» — она идет по сотому меридиану на север и на юг через Центральный Техас. Примерно так же проходит граница популяции луговых собачек.
Болезнь где-то далеко?
Чума — весьма показательная модель многоэтапного процесса перехода зоонозов в новые экологические ниши. Бактерия должна попасть на новое место и внедриться в нового хозяина, например луговую собачку. Когда заболевание закрепится в новом резервуаре или переносчике, оно станет для данной экосистемы эндемическим. Правда, совершить такой переход удается не всем болезням — в этом всегда есть какая-то тайна и, безусловно, элемент случайности.
Когда человек — единственный хозяин, а инфекция передается только между людьми, все гораздо проще: достаточно, чтобы люди путешествовали. Большинство крупных эпидемий Нового Света — оспа, корь, полиомиелит, туберкулез — были завезенными через Атлантику «подарками» из Старого Света. Чума отличается только тем, что прибыла она через Тихий океан.
Умение приспосабливаться — важное свойство всех живых организмов нашей планеты. Любая форма жизни будет распространяться везде, где только сможет найти для себя подходящие условия. Мы точно знаем, что болезни, которыми болеют люди, не бывают статичными. Нельзя позволять себе думать, что болезнь «где-то далеко» и для беспокойства нет причин. Очень часто новые инфекции приходят к нам «издалека» и закрепляются в новой среде — особенно сейчас, в условиях меняющегося климата и глобального потепления.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
«Коронавирус вытягивает жизнь»: самая странная пандемия в истории человечества
Близость смерти манит и завораживает
Более 40 000 случаев заражения коронавирусом в день. Смертность — более 1000 человек в сутки. Коечного фонда, лекарств критически не хватает. Все больше детей, госпитализированных с COVID-19. Ситуация не просто катастрофическая — ситуация такая, что, похоже, нет ада, кроме того, что здесь.
Фото: Алексей Меринов
Но знаете, что самое страшное в этом? То, что подобные цифры многих (большинство?) отнюдь не пугают. И если сейчас — представим себе такую картину — человек вдруг выйдет из комы после двухгодичного пребывания в ней и окажется на улице, то что он увидит? На первый взгляд, обычную жизнь, в которой люди жмутся друг к другу, точно медузы у берега. Как же удивится этот человек, когда узнает, что по улицам с присвистом рыщет смертоносный вирус — один из страшнейших за всю историю человечества.
Пробудившийся может и не поверить в вирус, как не верят сегодня в его опасность тысячи других. Что может переубедить их? Мрачный визит в ковидарий? Где люди лежат в коридорах под ИВЛ. Или лежат в ванных, потому что мест нет. Где врачи с затравленными взглядами регистрируют смерти одна за другой. Где к приемному отделению машины «скорой помощи» без продыху подвозят больных, и все — тяжелые случаи. Сатурация — 50, с кислородом — 66. Настолько им плохо, что они не в силах произнести фамилию.
Артур Шопенгауэр писал: «Если бы самого закоренелого оптимиста провести по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, то его объял бы трепет…» Однако философ-пессимист говорил, похоже, не о современных людях. Современный человек, если только он не познал войны, нищеты, голода, подчас больше всего боится скуки. Оттого он жаждет симулякра общества. Не общества, нет, а именно симулякра. Ведь он давно уже существует в тотальном одиночестве и абсолютном равнодушии друг к другу. «Лицом к лицу лица не увидать…»
Я почувствовал это переболев. COVID-19 вытягивает, притупляет жизнь — назовите как угодно. Он погружает либо в злость, либо в апатию, но в конце концов всё заканчивается апатией. Не хочешь есть, не хочешь двигаться, не хочешь мыслить, не хочешь дышать. А потом, собственно, уже ничего и не можешь. Нет желаний — нет жизни. Это про коронавирус.
Внешне же, социально, его торжество напоминает жуткую фантастику о массовом заражении. Вроде компьютерной игры/фильма Resident Evil, к примеру. Там герои боролись против зомби. Здесь тоже не обошлось без них.
И, похоже, стандартные решения здесь действительно не работают. Вот смотрите: власть решила дать гражданам неделю выходных — с 30 октября по 7 ноября. Логика очевидна: все останутся дома, и тем самым можно будет приостановить распространение коронавируса. Однако останутся ли? Предстоящая неделя выходных, наоборот, многих активизировала. Собираются компании. В кафе, ресторанах шепчут на ушко: «Мы работаем с закрытыми дверьми, заходите». А в соцсетях рассылают приглашения на тайные вечеринки. И, конечно, со всех городов и весей России люди потянутся на отдых к морю. Куда? В Крым, ясное дело. Перефразируя киноклассику: «Куплю себе костюм с отливом, документы о вакцинации — и в Ялту!» Как тут не привезти заразу?
Крым, заметьте, от туристов и праздношатающихся не закрывают. А вот Севастополь поступил иначе. Губернатор Михаил Развожаев ввел блокпосты на въезде в город. Там будут проверять документы о вакцинации. Решение радикальное, но это именно что решение. Да, критики, провокаций тут случится множество: люди вообще не любят, когда их ограничивают в чем-то. Однако говорят многие, но ответственность брать на себя никто не хочет. Губернатор взял, так пытаясь отсечь заразу. А есть ли другие варианты победить в этой войне?
Особенно тогда, когда, к примеру, люди покупают поддельные паспорта о вакцинации, а после ездят по городам и странам, не соблюдая карантин. И я сейчас не о чудодейственной силе вакцинации, нет. Я исключительно об образе действия и мышления, а это первостепенно важно. Ведь, да, к власти хватает вопросов. К чему, например, было проводить массовые мероприятия — все эти «Алые паруса», — зная о предстоящем коллапсе? Почему провалена вакцинация? Где внятная стратегия? Но тем актуальнее вечный принцип: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Хорошо, тебе не нравятся инициативы власти, но что ты сам предлагаешь? Жестокая логика, да, но и времена беспощадные. Ущемляет QR-код? Он и у меня вызывает массу вопросов; отдает антиутопией в стиле Евгения Замятина или Олдоса Хаксли. Однако разве до этого у вас не было гаджета, ежедневно передающего всю информацию о вас? Разве только сейчас нас стал прессовать «цифровой фашизм»? Мы давно живем в Матрице — так чего ж только тут спохватились? И одно дело, когда нужно работать и выживать, а другое — когда просто хочется потусоваться.
Человек ненасытного потребления, блестяще описанный в книге Брета Истона Эллиса «Американский психопат», — раб. И он прав, когда заявляет об этом. Но он раб не только QR-кода, но в первую очередь собственного комфорта. Он не способен отказаться от милых привычек. И потому бесстрашно танцует над ковид-пропастью, заигрывая и играясь со смертью.
COVID-19 — это болезнь не только физическая, психологическая, но и болезнь социальная. И ее нельзя победить быстро, потому что коронавирус есть плоть от плоти того времени, в котором мы существуем. Той эпохи, в которой не нужны образование и медицина, в которой врачи получают меньше эскортниц, в которой верят не священникам и ученым, а коучам и колдунам. И тут, возможно, стоит быть хоть чуточку старомодным, чтобы вспомнить древнюю истину: «Подобные эпидемии даются для переосмысления, осознания чего-то действительно важного». Но…
После Франко-прусской войны Гюстав Флобер написал в своем дневнике: «Что бы ни случилось, люди все равно останутся идиотами». Интересно, что бы он написал сейчас?
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
Параллели между чумой и коронавирусом: сначала эпидемию недооценивают, а потом следует всплеск насилия (Der Tagesspiegel, Германия)
Некоторые воспоминания об эпидемиях прошлого вполне актуальны и поныне. Бывший сенатор Берлина Кёртинг — потомок врача, пережившего вспышку чумы 1771 года. Эрхарт Кёртинг в 1997-1999 годах был сенатором по вопросам юстиции, а в 2001-2011 годах — сенатором по вопросам внутренних дел земли Берлин. Кроме того, он — потомок врача Иоганна Якоба Лерхе, который в 1771 году пережил вспышку чумы в Москве. В этой статье Кёртинг приводит воспоминания своего предка и делает определенные выводы относительно нынешней ситуации
Удивительно бывает наблюдать за тем, как одинаково ведут себя люди в разные исторические времена. Это касается, в частности, их реакции на эпидемии. Мы видели, как в Китае поначалу замалчивали вспышку эпидемии коронавируса, а теперь наблюдаем за тем, как распространяются всевозможные теории заговора и раздаются призывы не только к вполне обоснованным дискуссиям о мерах по борьбе с эпидемией, но и к демонстрациям, которые вполне могут вылиться в акты насилия.
Мой предок Иоганн Якоб Лерхе был врачом в России. В Галле в 1791 году вышла его биография, в которой он, в частности, рассказал о вспышке чумы в России в 1771 году. Читая ее, я иногда не могу избавиться от ощущения, что дело происходит в наши дни.
«Чума появилась в Москве еще в декабре 1770 года в больнице Ланда, а вскоре после этого — на большой ткацкой фабрике. Тамошние врачи не могли прийти к общему мнению и считали, что это был сыпной тиф с метастазирующими опухолями, с которыми они раньше неоднократно сталкивались. Было опубликовано официальное сообщение, в котором говорилось, что болезнь, замеченная в Москве, не является чумой, и что людям можно не беспокоиться понапрасну. В итоге было упущено ценное время.
13 июля я в добром здравии прибыл в Москву. Чума распространилась уже не только среди ткачей, но и по многим районам города. Впрочем, доктора Скиада и Кульманн, а также многие хирурги отрицали это. Но когда я приехал и констатировал, что болезнь, от которой стремительно умирало все больше людей, была именно чумой, я в письменном виде уведомил об этом генерал-лейтенанта Еропкина, возглавлявшего комиссию по борьбе с чумой. И все врачи и хирурги разом принялись обсуждать, какие меры следовало принять по предотвращению чумы и по борьбе с ней.
Из-за массовых процессий число заболевших росло
В конце августа тайный советник и сенатор Михайло Собакин получил от царского двора приказ взять на себя семь районов города. Другую половину, также семь районов, получил генерал Еропкин. Каждому врачу, хирургу и штабному хирургу досталось по одному району. Количество зараженных чумой множилось каждый день; 7 августа их число в Симоновском монастыре достигало 300, и сколько бы их ни умирало, столько же появлялось новых. Повсюду возникали скопления людей, из-за чего число зараженных каждый день росло. И не было от этого спасения, потому что по улицам вместе ходили как здоровые, так и больные люди.
Последних никак не изолировали. Кроме того, не было обустроено достаточное количество карантинных домов, где можно было бы разместить зараженных. Ответственные за это лица утверждали, что у них не было достаточных полномочий для таких действий. Еще не хватало людей, которые вывозили и хоронили бы умерших, а те, кто занимался этим до сих пор, почти все поумирали. Вскоре эту работу поручили арестантам, многие из которых потом тоже умирали. Когда 27 сентября прибыл господин Григорий Орлов, дела пошли получше — с этого момента денег не жалели и обещали щедрые вознаграждения.
6 сентября в Симоновском лазарете умерли 80 человек, в городе 460; 7 сентября 498; 8 сентября 677, в лазарете 88, а в Троицкой деревне в карантине 23 человека. 11 сентября в городе умерло больше 800 человек, в лазарете 80; на следующий день в городе умерло на 150 человек меньше. 13 сентября число умерших достигло максимума — 895, в последующие дни — 800 и 700.
Если сложить все вместе, то получилась ужасающая цифра. В декабре, когда чума уже отступила, было подсчитано, что умерло более 60 тысяч человек, хотя в Москве оставалась лишь четвертая часть людей. Дело в том, что господам было велено покинуть город, а за ними последовали тысячи других людей; хотя они вроде бы были здоровы, но кто был готов им помешать? В тоге чума перекинулась и на сельскую местность, а также на многие другие города, так что умерли по меньшей мере 30 тысяч человек.
Мертвых просто выбрасывали из домов на улицу
Москва оказалась охвачена неописуемой бедой. Ежедневно отовсюду вывозили мертвых и больных; тут и там прямо на улице лежали трупы: кто-то умер прямо на ходу, кого-то выбросили из дома. В санитарной инспекции стала ощущаться нехватка людей и телег, так что некоторые трупы оставались лежать в домах по три-четыре дня.
Но еще хуже ситуация стала после всплеска недовольства народных масс. Один подлый купец, у которого онемела ступня, утверждал, что ему якобы явилась Богоматерь с иконы в церкви у Варварских ворот и пожаловалась на непочтительное отношение людей, но при этом заверила, что хочет сотворить чудо и вскоре победит чуму.
Контекст
Le Figaro: чума в Одессе 1811 года глазами французских дворян
Science: Поволжье было очагом эпидемии средневековой чумы?
К церкви потянулись люди, и не было этим процессиям конца; а чума между тем свирепствовала все больше и больше. Архиепископ Амвросий затеял недоброе и попросил о помощи генерала Еропкина, который предоставил в его распоряжение пятерых солдат. Он отправил их к Варварским воротам поздним вечером, чтобы те забрали ящик денег и икону Богоматери.
Вот только там было много народу, и люди бросились за солдатами. Это произошло вечером 15 сентября. Народ разозлился на архиепископа и объявил его еретиком. Поэтому люди бросились к церковным колокольням и принялись бить в набат, собирая народ. Все решили, что начался пожар, и из домов высыпали на улицу люди, хотя не видели никакого огня. Узнав, что произошло, они начинали хлопать в ладоши, и так начался бунт.
Убили архиепископа и выкинули больных на улицу
Архиепископ бежал из города в Донской монастырь. Но рано утром бунтовщики обнаружили его, и народ бросился к церкви, где тот проводил утреннюю службу. Его выволокли из монастыря и сорвали с него одежду. Некоторые хотели отвести его в Кремль, где тому следовало бы публично покаяться и извиниться перед людьми. Другим же этого показалось мало, и они попросту пробили ему голову и закололи ножами до смерти. Его труп остался там лежать до самого следующего дня.
После этого бунтовщики отправились к Даниловскому монастырю, где находились 180 больных. Они выволокли их на улицу и избили хирурга и его помощника. Кроме того, они выпустили людей из карантинного дома у Серпуховских ворот. До более отдаленных мест они не добрались и вернулись в город. Их товарищи между тем уже вовсю мародерствовали в доме архиепископа, взламывали сундуки и подвал, забирали себе ценные вещи, а остальные ломали.
Сейчас, 250 лет спустя, в Германии также, к сожалению, раздаются обвинения и угрозы в адрес вирусологов.
«Они разрушили дом доктора Мартенса, который, впрочем, заблаговременно укрылся в сиротском приюте. Затем бунтовщики отправились к больнице генерала Ланда. Узнав об этом, оттуда бежали все — доктор Шафонский, главный хирург Вайль, оперирующий врач Энгель и аптекарь. Другие врачи бежали в сельскую местность. Таким образом, об обследовании больных несколько дней никто даже и не думал, а больницы, где находились чумные пациенты, были уничтожены. Вместе с тем стало известно о росте числа заболевших и умерших. А поскольку больные и здоровые люди перемешались между собой, приходилось ожидать дальнейшего ухудшения ситуации».
После бунта чума стала распространяться еще быстрее
Бунт подавили солдаты генерала Еропкина. При этом погибли более 250 бунтовщиков.
«Я во время бунта оставался дома, где в этот момент находился один подполковник-артиллерист, у которого была надежная охрана. Бунтовщики в большинстве своем были рабочими ткацких фабрик, которые всегда были смелыми и дерзкими, а к ним еще присоединились слуги многих городских господ.
Хотя бунт был подавлен, кое-где еще оставались отдельные очаги недовольства. Так, днем 23 сентября я ехал по улице, на которой стояли 12-15 мужиков. Один из них, увидев меня, бросил в меня камень, но, к счастью, промахнулся и лишь разбил стекло. Аналогичный случай произошел и еще раз, но тогда меня не было в карете.
После бунта чума стала распространяться еще быстрее: с 1 по 9 октября от нее умерли 5400 человек. Позднее, когда наступили холода, число зараженных стало сокращаться, и в день умирало всего по 600-700 человек, а в лазаретах — по 100-120. 21 октября в городе умерло всего 400 человек, а 15 ноября — 150, потом число умерших пошло на убыль, а с 6 января сошло на нет».
Статьи по теме
«Он создал санитарную комиссию по борьбе с чумой, председателем которой был назначен генерал Еропкин. Кроме Симоновского и Данилоского монастырей, лазарет был устроен также в Покровском монастыре, а потом еще и в большом Лефортовском дворце, чтобы больных больше не приходилось без конца вывозить слишком далеко.
Был организован также сиротский приют для детей, родители которых умерли, а также несколько карантинных домов. За людьми, помещенными туда, был хороший уход. А покидая его, они получали новую одежду, тулуп и пять рублей в придачу. Впрочем, излечиться от чумы удалось лишь немногим».
Некоторые, сталкиваясь с этим вопросом, отрицают сам факт наличия эпидемии. Они утверждают, что все не так плохо, что нельзя допускать, чтобы болезнь вела к изменению нашей повседневной жизни, что есть простые возможности по борьбе с эпидемией. В Москве 1771 года люди молились иконе Богоматери. Сейчас находятся политики вроде Си Цзиньпина, Трампа или Болсонару, а в Германии — правых популистов из партии «Альтернатива для Германии», которые приуменьшают опасность эпидемии.
А когда ничто не помогает, начинаются поиски виноватых. Я не хочу заниматься сравнениями той ситуации с 2020 годом. Ведь и сейчас, как и в 1771 году, есть люди, склонные к насилию, причем для многих как тогда, так и сейчас эпидемия была и есть лишь желанный повод для бунта.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.