что лучше частота процессора или оперативная память
Запуск компьютера
Что важнее, тактовая частота процессора или размер оперативной памяти?
Компьютер состоит из нескольких различных компонентов, и каждый из этих компонентов вносит вклад в функционирование машины. Люди, которые собирают компьютеры, и люди, которые имеют достаточные знания о работе компьютера, хорошо осведомлены о многих различиях между компонентами компьютера, но существует огромное число людей, не разбирающихся в подобных вопросах.
Что определяет скорость процессора?
Тактовая частота процессора является важнейшей характеристикой компьютера, от значения которой зависит скорость вычисления. Продавцы компьютеров указывают тактовую частоту процессора в первой строчке спецификации. Ведь этот параметр фактически определяет скорость работы компьютера, а заодно и его цену. Значения тактовой частоты указывается в герцах. Скорость процессоров в самых мощных системах составляет 3 ГГц и выше. В настоящее время на рынке представлены модели, с частотой начиная от 1,6GHz и заканчивая мощнейшими Intel Core i7, с тактовой частотой на ядре в 3,9 ГГц.
Просто наличие в системе быстрого и мощного процессора недостаточно для получения звания суперкомпьютера. Для высопроизводительной системы важно иметь достаточное количество оперативной памяти. Наличие достаточного объема оперативной памяти позволяет быстро и эффективно обрабатывать массивы данных и лучше справляться с многозадачностью. Чем больше оперативной памяти, тем быстрее процессор может обрабатывать данные, которые он поместил там ранее. Таким образом, скорость компьютера в значительной степени зависит и от количества оперативной памяти.
Сегодня есть системы оснащенные модулями оперативной памяти объемом в 8 Гб, что является поистине феноменальным. Для обычного пользователя 2 Гб оперативной памяти более чем достаточно. Смартфоны и планшеты, которые доступны на текущий момент, обычно оснащены 1 Гб оперативной памяти.
Любой пользователь обычно на компьютере выполняет несколько задач, например, просмотр веб-страниц, прослушивание музыки, редактирование HD видео и редактирования документов и электронных таблиц, играет в компьютерные игры. Необходимо, чтобы компьютер был оснащен процессором с достаточно быстрой тактовой частотой и большим объемом оперативной памяти, чтобы с любой из этих функций компьютер легко справлялся.
В случае с процессорами AMD Ryzen все понятно — там внутренняя шина напрямую зависит от частоты ОЗУ, так что чем последняя больше, тем быстрее передаются данные между кластерами ядер и тем быстрее работает CPU.
Но в случае с Intel такого нет, кольцевая шина этих процессоров не зависит от частоты ОЗУ. К тому же большая часть игровых ноутбуков работает на медленной памяти с частотой 2400-2666 МГц без каких-либо проблем в играх, как и многие относительно старые топовые Core i7, которые вообще пашут вместе с DDR3 на частоте 1600 МГц и в ус не дуют. Чтобы этот обзор был полезен обоим лагерям, мы расскажем, так ли нужна быстрая память для современного игрового ПК на процессоре Intel, нужно ли так внимательно обращать внимание на тайминги и сколько оперативной памяти нужно современному ПК для игр и работы. Посмотрим, так ли нужны низкие тайминги, и как FPS в тяжелых играх зависит от частоты ОЗУ.
В этой статье мы будем рассматривать реальную игровую систему с реальными настройками графики. Иными словами, не будет никаких тестов в HD с минимальным пресетом, чтобы максимально нагрузить процессор — все игровые бенчмарки прогонялись в народном разрешении 1920х1080 на максимальных настройках, чтобы упор был именно в видеокарту. В противном случае, если упор идет в процессор, низкий FPS будет еще терпимой проблемой — вы скорее всего будете получать фризы и непрогруженные текстуры. Конечно, если вы суровый челябинский геймер, едва ли это вас остановит, но мы все же рассматриваем реальные игровые условия.
Также мы рассматриваем ситуацию, когда видеокарте хватает собственной памяти — в противном случае вы опять же можете столкнуться с проблемами производительности в играх, и быстрая ОЗУ едва ли вас спасет, потому что она все еще будет чуть ли не на порядок медленнее видеопамяти. Перейдем к тестовой системе.
Процессором выступил инженерный Core i9-9900K в разгоне до 4.8 ГГц, который точно не станет бутылочным горлышком в системе, куплен проц на али. Видеокарта — топ предыдущего поколения, Nvidia GTX 1080 Ti. Ну и главный компонент — это 32 ГБ ОЗУ DDR4-3400 с таймингами 16-18-18-36 CR1 4-мя планками по 8 ГБ. Все игры и система запускались с быстрых NVMe SSD Samsung.
Что будет, если задрать тайминги в облака?
Первое, что мы проверим — что будет, если мы очень сильно увеличим тайминги ОЗУ. Что же это такое? По сути оперативная память — это набор ячеек, которые могут хранить 0 или 1. Однако процессору, чтобы добраться до определенной ячейки, нужен ее точный адрес — банк памяти, строка и столбец. Тут все очень похоже на реальные адреса — на письме вы должны указать город, улицу, дом и лишь потом только квартиру.
При это процессор — очень ответственный почтальон, он должен точно знать, сколько у него займет по времени обращение к определенной ячейке. И как раз это время и есть тайминг, и всего выделяют 4 основных или первичных, а также с десяток вторичных и нередко под полсотню третичных. Максимальный вклад в быстродействие памяти дают именно первичные тайминги, поэтому именно их мы и будем рассматривать.
И, очевидно, чем тайминги меньше, тем быстрее процессор сможет добираться до нужных ячеек и тем быстрее он будет работать с ОЗУ, поэтому выглядит разумным покупать тот комплект памяти, у которого минимальные задержки на своей частоте.
Но так ли сильно тайминги влияют на производительность? Давайте проверим. В моем случае ОЗУ DDR4 на частоте в 3400 МГц работала на неплохих таймингах 16-18-18-36. Давайте сильно их завысим, до 20-22-22-60, и посмотрим, как это сказалось за быстродействии памяти. Тут нужно понимать, что ОЗУ с настолько высокими таймингами с такой частотой вы в продаже не найдете, то есть мы рассматриваем случай даже хуже крайнего.
Итак, тест памяти и кэша в AIDA64 показал, что при таком завышении таймингов слегка снизилась скорость копирования и на 10% увеличилась задержка доступа к ОЗУ. Последнее как раз и было ожидаемо с учетом того, что мы сильно увеличили тайминги, но в общем и целом падение сложно назвать катастрофическим.
А как обстоят дела в играх? Посмотрим на Assassin’s Creed: Odyssey. Эта игра выжимает все соки из системы и неплохо нагружает даже быстрый 8-ядерный процессор, да и заняла она целых 7 ГБ ОЗУ. И что же мы видим? Средний FPS не изменился абсолютно, он около сотни.
Ладно, а как себя поведет игра World War Z на API Vulkan? Он низкоуровневый и в теории может лучше работать с железом. Но и здесь разницы нет — что с оптимизированными, что с задранными таймингами FPS непоколебим и составляет 180.
Может в Far Cry New Dawn картина изменится, как-никак эта игра не очень хорошо оптимизирована под многопоток? И да, разница действительно есть, но ее сложно назвать значительной — средний FPS при увеличении таймингов снизился с 125 до 122, то есть лишь на 2%.
Какой отсюда можно сделать вывод? Даже если поставить откровенно гипертрофированные тайминги, разница в FPS минимальна или ее нет совсем. С учетом того, что продающиеся наборы ОЗУ нередко уже из коробки имеют неплохие тайминги для своей частоты, нет никакого смысла переплачивать за дорогие комплекты с небольшими задержками — вы едва ли уловите разницу в FPS. И это же, в теории, касается процессоров AMD.
Почему так происходит? Все просто — подавляющее большинство современных и не очень процессоров и имеют по три или даже четыре уровня кэша. И информация из ОЗУ заранее пишется в кэш, и лишь потом с ней работает CPU. А с учетом того, что кэша третьего уровня много, нередко пара десятков мегабайт, влияние задержек доступа к памяти становится минимальным.
Играемся с частотой памяти
Окей, а есть ли вообще смысл в большой частоте ОЗУ? Мы решили проверить три варианта. Первый — это DDR4-2133, минимальная пользовательская частота для последнего поколения памяти. Да, вы можете сказать, что большая часть процессоров даже на неразгонных платах поддерживает частоту хотя бы 2400 МГц, но мы решили пойти по самому минимуму и рассмотреть вариант, когда в компьютере стоит самая дешевая память с AliExpress.
Второй вариант — это DDR4-2933. Именно такую память способны поддерживать современные процессоры Intel Core 10-ого поколения, они же Comet Lake, на всех платах даже без разгона. С учетом того, что возможности по оверклокингу у таких процессоров чисто номинальные и вы от силы получите несколько лишних процентов производительности, возникает вопрос — а есть ли вообще смысл переплачивать за платы на чипсете Z490, раз CPU почти не гонится, и остается только разгон памяти?
Ну и третий вариант — это текущая конфигурация на DDR4-3400. Такая частота доступна подавляющему большинству современных процессоров Intel, даже если это урезанные Core i3, при этом планки на ней стоят вменяемых денег.
Во всех случаях были выбраны средние тайминги для каждой из частот — то есть те, которые будут доступны на любых магазинных модулях. Для DDR4-2133 это 12-14-14-29, для DDR4-2933 это 15-17-17-35, ну и для DDR4-3400 это 16-18-18-36.
Для начала — все тот же тест ОЗУ из AIDA64. Тут уже падение скоростей чтения и записи сложно назвать слабым — шутка ли, DDR4-3400 быстрее стоковой DDR4-2133 в полтора раза. А вот задержки увеличились не очень сильно, приблизительно на 20% — сказывается то, что тайминги в обоих случаях были неплохо оптимизированы.
Перейдем к тестам в играх, и начнем с все той же Assassin’s Creed Odyssey. Падение частоты больше чем на 20%, с 3400 до 2933 МГц, игра просто не заметила — средний FPS не изменился совершенно. А вот на DDR4-2133 игра уже выдала только 93 кадра в секунду, то есть падение производительности составило порядка 5%.
В World War Z API Vulkan показывает, что он дейсвительно ближе к железу, чем DirectX — уже на 2933 МГц мы видим падение частоты кадров с 180 до 178, а на 2133 МГц мы получаем только 169 FPS. Иными словами, максимальная потеря кадров составила 7% — не так уж и мало.
Ну и переходим к Far Cry New Dawn, и вот тут даже переход на DDR4-2933 снижает FPS на пару процентов, а на DDR4-2133 вы не досчитаетесь уже 13 кадров в секунду, что составляет 11% — достаточно внушительная потеря.
Какой можно сделать вывод? DDR4-2133 для игр брать точно не стоит, во всех протестированных играх такая память ощутимо снижает итоговый FPS. А вот DDR4-2933 показывает себя на удивление неплохо — я ожидал, что в тяжелом Assassin-е будут просадки частоты кадров, но их там не было от слова совсем. Так что Intel не зря выбрала такую частоту дефолтной для своих псевдо новых процессоров — память на ней едва ли будет узким местом в системе.
Что касается обьема ОЗУ, совсем недавно популярный зарубежный Youtube-канал Linus Tech Tips, подтвердил, то, о чем мы уже не раз говорили, объём DDR4 в 4GB почти непригоден для использования, так как после простой загрузки Windows 10 половина памяти уже была занята.
С 8 гигабайтами ОЗУ работать становиться куда приятней. Можно смело запускать 3 ролика в 4K или 27 простых вкладок. В играх потребление памяти зависит от конкретного тайтла, но 16 Гб можно смело назвать золотой серединой. C 8 Gb ОЗУ тоже жить можно, но при этом файл подкачки используется на 20% от своего объёма, так что для дополнительных фоновых процессов неплохо бы обзавестись китом памяти на 16 Gb.
Дальнейшее наращивание объёма оперативной памяти не даёт почти никакого эффекта. Этих же 16 Гб будет сполна хватать для рендера, 32 Gb ОЗУ может понадобиться либо профессионалам, либо если вы любите открывать все и сразу.
Более 32 Gb может потребоваться художникам и создателям контента, которые держат открытыми сразу несколько рабочих программ.
Ну и глобальный итог — нет особого смысла гнаться за очень быстрой памятью. Если между DDR4-2933 и DDR4-3400 разницу уже нужно искать под лупой, то уж при переходе на DDR4-4000 вам потребуется микроскоп. А ведь стоит последняя достаточно дорого, и, сэкономив на ней, вы вполне можете взять более быструю видеокарту и гарантированно получить прирост производительности в играх.
Так что на данный момент имеет смысл остановиться на 8 или лучше 16 Гб памяти с частотой около 3 ГГц, причем не нужно дополнительно ужимать тайминги, стандартного XMP-профиля вполне хватит.
Мой Компьютер, специально для Пикабу.
Частота оперативной памяти и процессора: должны ли они совпадать?
Приветствую, дорогие читатели моего блога! Тема сегодняшней публикации – частота процессора и частота оперативной памяти. Вы узнаете, что важнее для производительности компьютера и какое соотношение следует выбирать.
Как это работает
Не буду изобретать велосипед и приведу аналогию, уже давно придуманную известным блогером (а, чтобы и мой замечательный и полезный блог обрел заслуженную известность, вы можете поделиться этой статьей в социальных сетях). Хорошим тоном считается сравнивать камень и оперативку со сборочным конвейером и складом.
Действительно, процесс похожий: как конвейер собирает детали, так ЦП производит расчеты. Готовая продукция, а часто промежуточный результат, отправляется на склад (в оперативку). В этом случае многоядерный процессор – цех с несколькими сборочными линиями. Частота оперативки – скорость, с которой специально обученный рабочий возит вещи между конвейером и складом вперед назад.
Двое таких рабочих – это спаренные модули памяти. Если у них синхронизированы перекуры (тайминги ОЗУ), то эффективность логистики увеличивается (активируется двухканальный режим). Остальные аналогии вы можете придумать сами, почитав подробнее об оперативной памяти и ее основных характеристиках.
Возможны неприятные явления в виде простоя конвейера (процессора), когда рабочие не успевают возить детали на склад (память работает существенно медленнее, чем камень).Возможны – не значит, что это действительно случится.
Как правильно подобрать комплектующие под материнку
С публикацией о лучшем выборе ЦП для системного блока вы можете ознакомиться здесь. Однако при сборке компьютера в первую очередь следует учитывать параметры материнской платы – базы, к которой крепятся все прочие детали.
Многие в курсе, что заказывать комплектующие в интернет-магазине дешевле и удобнее. Однако большинство магазинов не указывают в спецификации ЦП поддерживаемые типы памяти. К счастью, их легко можно найти на сайте производителя.
При этом все спецификации по материнке, как правило, указаны. Нас, в первую очередь, интересует поддерживаемая память – тип, и т.д., чипсет (так как на всякий камень «дружит» с каждым чипсетом) и слот ЦП (который, естественно, должен соответствовать). Еще один параметр – максимальный объем ОЗУ, который можно поставить.
Не стоит покупать ОЗУ с тактовой больше чем поддерживает материнка – она попросту или не будет работать, или переключится на меньшую. Естественно, частота шины материнки и оперативки должны и могут совпадать.
Опять же, если частота больше у какой-либо детали, вся система синхронизируется под меньшую. Зачем переплачивать за неиспользуемые опции? Ориентируясь на максимальную производительность, будьте готовы раскошелиться – дополнительные герцы и байты стоят хороших денег. В плане соотношения частоты памяти ЦП и оперативки, у пользователей часто возникает вопрос: должны ли они совпадать, и зависит ли этот параметр ОЗУ от камня? Полностью могут не совпадать, но будет хорошо, если они будут иметь одинаковые значения. Частота памяти CPU, при этом может быть и больше, и меньше(относительно ОЗУ).
Сегодня(в 2021 году) можно собрать конфигурацию, где частота ОЗУ будет выше, чем частота памяти у ЦП. Здесь все будет зависеть в большей степени от характеристик двух комплектующий(материнки и озу). Естественно, это не дешево. А на старых ПК в большенстве случаев не актуально.
Если же, речь идет об основном показателе частоты ЦП(не памяти), то тут к счастью, производители решают проблему за нас: сегодня сложно собрать конфигурацию, у которой частота процессора будет ниже частоты оперативки: детали могу попросту быть несовместимы.
Так, вполне нормально работает, например, компьютер с четырёхъядерным процессором и тактовой частотой 4,1 ГГц в связке с 8 Гб оперативки DDR4 (2,6ГГц), частота которой ниже. Зависит ли от этого общая производительность системы? Не особо.
Учитывайте, что все же на производительность, в первую очередь, влияют параметры процессора.
Рекомендации
Как сказано выше, отталкивайтесь от параметров материнской платы. Про лучшие материнские платы за 2018 год для игрового ПК по мнению блога читайте здесь. Какую конкретно выбрать, рассчитывайте исходя из финансовых возможностей.
На этом, дорогие читатели, я прощаюсь с вами, всего лишь до завтра. Не забудьте подписаться на рассылку, чтобы получать уведомления о новых публикациях.
Что лучше частота процессора или оперативная память
Технологии шагнули очень далеко вперед
Что важнее частота процессора или оперативная память?
Что важнее частота процессора или оперативная память?
Что лучше больше оперативной памяти или мощнее процессор? Мои мысли
Много оперативки? Или меньше оперативки, но мощный процессор? Что лучше? Вот знаете — я еще лет пять тоже задавался этим вопросом и был уверен — лучше когда много оперативки, так как на то время мне ее постоянно не хватало! Постоянно, всю жизнь этой оперативки мне не хватало, может поэтому я так и думал..))
Но время шло, я разбирался, и начал все понимать. Итак, я сегодня в этой маленькой заметке напишу свое мнение на тему — что лучше много оперативной памяти или мощный процессор.
Давайте я вам покажу на примере. Вы покупаете процессор начального уровня, которого хватает для обычных офисных задач, да и в игры на средних или ниже поиграть можно (видеокарта представим что уже есть). У процессора 2 ядра. Но вот оперативки вы ставите много, пусть будет 16 гигов. И что происходит? А вот что — процессор выполняет свои задачи, все программы получают в достатке памяти, все работает шустро. Но остается свободными например 8 гигов. Но при этом вы по прежнему не может поиграть в игру на высоких настройках — потому что оперативка тут никак не поможет, в нашем случае виноват именно процессор.
То есть оперативки нужно ставить столько, чтобы хватало. Если будет больше — то толку от нее просто не будет, она будет простаивать, в лучшем случае она будет использоваться для Windows-кэша. Вся ваша производительность будет упираться в процессор.
Такая же ситуация и наоборот — если вы купите мощный процессор на 8 ядер, то он не сможет показать всю свою мощь, если оперативки например будет стоять 4 гига. Процессор будет выполнять команды по прежнему быстро — но в 4 гига оперативки много не поместится и будет скидываться в файл подкачки. В итоге процессор будет ждать пока данные прочитаются из файла подкачки.
Поэтому все должно быть сбалансировано, все что я могу сказать.
Если процессор 2 ядра, то можно ставить и 4 гига оперативы, но все же лучше больше. Если 4 ядра — то 8-12 гигов. Если больше ядер — то тоже можно ставить 8 гигов, но если вы будете играть, то лучше все таки больше.
Это все я пишу имея ввиду игровые компы. Но в остальном — картинка примерно такая же. Исключение — только если вы используете какую-то специфическую программу, которая постоянно что-то рассчитывает, считает, и ей не нужно много памяти, но скорость работы зависит от процессора. Это именно тот случай, когда возможно хватит и 4 гига, но вот процессор должен быть мощным.
То есть все индивидуально, но в общих чертах я описал.
Если в компе стоит процессор на 2 ядра и оперативы 16 гигов — это глупо. Если стоит процессор на 8 ядер и оперативы 4 гига — также глупо. Нужно соблюдать баланс в общем.
На этом все. Надеюсь моя заметка кому-то помогла. Удачи вам.
На главную! 19.10.2017
Как узнать скорость процессора?
Существует несколько способов определения скорости/частоты процессора на компьютере. Ниже приведен список методов по определению частоты процессора.
Примечание: Перед выполнением любого из следующих шагов важно понимать, что настройки могли быть скорректированы или компьютер мог быть разогнан. Это означает, что настройки могу быть выше, чем фактическая скорость процессора компьютера. Лучший способ определения скорости процессора это лично посмотреть на сам процессор компьютера (см. аппаратные средства).
Программное обеспечение
Различные программные утилиты дают возможность просмотра данных компьютера (в том числе процессора), например программа Speccy. Также частоту процессора можно посмотреть зайдя в свойства компьютера (нажать кнопкой мыши по ярлыку Мой компьютер и выбрать Свойства).
Документация
Если компьютер приобретен официально у производителя оборудования или в магазине техники то, в комплект должна входить документация, список спецификаций аппаратных частей компьютера.
При загрузке
Большинство современных компьютеров показывают частоту процессора компьютера, в то время как он загружается. Например, при загрузке компьютера Вы можете увидеть следующую надпись:
Intel Pentium (TM) IV 2500
Приведенный выше пример показывает, что компьютера работает на базе процессора Intel Pentium 4 на частоте 2.5 ГГц или 2500 МГц.
Примечание: К сожалению (или к счастью) процесс загрузки компьютера происходит очень быстро, поэтому у Вас может быть мало или вообще не быть времени прочитать все, что находиться на экране. Кроме того многие платы и производители компьютеров могут иметь экран BIOS при загрузке компьютера, который отображает название компании или логотип производителя материнской платы. Нажмите ESC для отображения текста за логотипом. Наконец, некоторые компьютеры дают возможность нажать клавишу Пауза (Pause) на клавиатуре, чтобы приостановить процесс загрузки и прочитать весь текст.
Если компьютер не имеет документации или не указывает или не удается прочитать данные процессора во время загрузки, то есть возможность, что скорость процессора будет указана в настройках CMOS. Эта информация будет отображаться в основных или дополнительных параметрах настройки CMOS.
Аппаратные средства
Самый точный способ определения скорости процессора компьютера – это самому посмотреть на него (физически). Важно отметить, что этот вариант может быть не доступен, если на процессор крепится не съемный радиатор.
Выключите компьютер, откройте корпус, найдите процессор и снимите с его радиатор (кулер).
Совет: Если компьютер находиться на гарантии, то не стоит открывать корпус и срывать пломбы! Используйте другой способ для определения данных процессора, так как если Вы это сделаете, то потеряете гарантию.
После того как процессор был найден, то скорость процессора, кэша и другая информация может быть расположена на его верхней части. Например, на нем может быть список чисел похожих на этот – 2500/1024/200/2.5V что означает:
Примечание: После отключения радиатора от процессора не исключено, что термопаста, которая находиться на стыке процессора и радиатора, может быть стерта. Позаботьтесь о том, чтобы у Вас была термопаста для того чтобы нанести ее на процессор после осмотра.
Страница нашего партнера Тереза-Киев, ванилин и ароматизаторы в ассортименте.
Быстродействие процессора
Быстродействие— это одна из характеристик процессора, которую зачастую толкуют по-разному. В этом разделе вы узнаете о быстродействии процессоров вообще и процессоров Intel в частности.
Быстродействие компьютера во многом зависит от тактовой частоты, обычно измеряемой в мегагерцах (МГц). Она определяется параметрами кварцевого резонатора, представляющего собой кристалл кварца, заключенный в небольшой оловянный контейнер. Под воздействием электрического напряжения в кристалле кварца возникают колебания электрического тока с частотой, определяемой формой и размером кристалла. Частота этого переменного тока и называется тактовой частотой.
Микросхемы обычного компьютера работают на частоте нескольких миллионов герц. (Герц — одно колебание в секунду.) Быстродействие измеряется в мегагерцах, т. е. в миллионах циклов в секунду.
ЗамечаниеЕдиница измерения частоты названа герцем в честь немецкого физика Генриха Герца. В 1885 году Герц экспериментальным путем подтвердил правильность электромагнитной теории, согласно которой свет является разновидностью электромагнитного излучения и распространяется в виде волн.
Наименьшей единицей измерения времени (квантом) для процессора как логического устройства является период тактовой частоты, или просто такт. На каждую операцию затрачивается минимум один такт. Например, обмен данными с памятью процессор Pentium II выполняет за три такта плюс несколько циклов ожидания. (Цикл ожидания— это такт, в котором ничего не происходит; он необходим только для того, чтобы процессор не «убегал» вперед от менее быстродействующих узлов компьютера.)
Различается и время, затрачиваемое на выполнение команд.
Различное количество тактов, необходимых для выполнения команд, затрудняет сравнение производительности компьютеров, основанное только на их тактовой частоте (т. е. количестве тактов в секунду). Почему при одной и той же тактовой частоте один из процессоров работает быстрее другого?Причина кроется в производительности.
Процессор 486 обладает более высоким быстродействием по сравнению с 386-м, так как на выполнение команды ему требуется в среднем в два раза меньше тактов, чем 386-му. А процессору Pentium — в два раза меньше тактов, чем 486-му. Pentium III — приблизительно на 50% быстрее процессора Pentium, работающего на той же частоте, потому что они могут выполнять значительно больше команд в течение того же количества циклов (не беру в сравнения современные процессоры, ибо главное принцип действия).
Поэтому нельзя сравнивать производительность компьютеров, основываясь только на тактовой частоте; необходимо принимать во внимание то, что на эффективность системы влияют и другие факторы.
Оценивать эффективность центрального процессора довольно сложно. Центральные процессоры с различными внутренними архитектурами выполняют команды по-разному: одни и те же команды в разных процессорах могут выполняться либо быстрее, либо медленнее.
Тактовая частота процессора и маркировка тактовой частоты системной платы
На сегодня тактовая частота шин процессоров AMD Athlon 64 и Intel 64 повысилась от 400 до 1066 МГц. Как правило, быстродействие шины процессора выбирается в соответствии с типом памяти, поддерживаемой процессорами Intel или AMD. В основном тактовая частота шин современных процессоров зависит от быстродействия самого процессора, а также от используемых модулей памяти SDRAM, DDR SDRAM или RDRAM.
В современных компьютерах используется генератор переменной частоты, обычно расположенный на системной плате; он генерирует опорную частоту для системной платы и процессора. На большинстве системных плат процессоров Pentium можно установить одно из трех или четырех значений тактовой частоты. Сегодня выпускается множество версий процессоров, работающих на различных частотах, в зависимости от тактовой частоты конкретной системной платы. Например, быстродействие большинства процессоров Pentium в несколько раз превышает быстродействие системной платы.
При прочих равных условиях (типах процессоров, количестве циклов ожидания при обращении к памяти и разрядности шин данных) два компьютера можно сравнивать по их тактовым частотам. Однако делать это следует осторожно: быстродействие компьютера зависит и от других факторов, в частности от тех, на которые влияют конструктивные особенности памяти. Например, компьютер с более низкой тактовой частотой может работать быстрее, чем вы ожидаете, а быстродействие системы с более высоким значением номинальной тактовой частоты будет ниже, чем следовало бы. Определяющим фактором при этом является архитектура, конструкция и элементная база оперативной памяти системы.
Во время изготовления процессоров проводится тестирование при различных тактовых частотах, значениях температуры и давления. После этого на них наносится маркировка, где указывается максимальная рабочая частота во всем используемом диапазоне температур и давлений, которые могут встретиться в обычных условиях. Система обозначений довольно проста, так что вы сможете в ней самостоятельно разобраться.