что лучше чоппер или эндуро
«Все будут ездить на эндуро». Разбираемся, какие мотоциклы подходят для поездки на рыбалку или в дальнее путешествие
Цитата, вынесенная в заголовок, известна многим мотоциклистам. Но она совсем не поясняет, куда ездить и почему именно на этой технике. Мотопутешественник Александр Дежкунов, накатавший на таких мотоциклах не один десяток километров, попробует объяснить, что может подтолкнуть к покупке эндуро и какой кубатуре отдать предпочтение.
Эти мотоциклы принято делить на три группы, но классификация достаточно условная. В общем подход достаточно прост: чем выше масса мотоцикла, тем меньше в нем эндуро и внедорожности. Ключевыми параметрами для выбора подходящего мотоцикла будут ответы на вопросы: куда (где), кто и зачем. Несомненно, можно и на хард эндуро по шоссе 1000 км за день махнуть или на литровом турэндуро прорываться через лесовозные колеи – как известно, слабоумие и отвага не знают границ. Но мы все-таки о том, как использовать технику рационально и с наибольшим удовольствием.
Хард эндуро. Для самых «диких»
Это мотоциклы для агрессивной езды преимущественно в стойке и исключительно на бездорожье. Основной диапазон кубатуры одноцилиндровых двигателей – 125-450 куб. см. На большинстве моделей нет «поворотников», их нельзя использовать на дорогах общего пользования (да и проблематично в силу конструкции).
Если вы любитель экстрима и живете в местности, где за воротами начинаются лесные дороги с оврагами, либо в хозяйстве есть большой пикап, микроавтобус или автомобиль с прицепом, на которых «хард» можно довезти до подходящей местности и «отжечь», – это ваш вариант. Хард эндуро – из названия и так все понятно.
Выбор как объема, так и типа двигателя (двухтактный или четырехтактный) – отдельная большая тема без очевидного верного ответа. Можно лишь с учетом тяжести условий, уровня навыков и величины финансов варьировать выбор от достаточно «народных» японцев до недешевых спортивных КTM.
Honda CRF250X
Yamaha WR250F
KTM 350 EXC-F
Husqvarna FE350
SUZUKI RMX450Z
Софт эндуро. Нежнее, еще нежнее
На них можно передвигаться и по бездорожью, и по дорогам общего пользования. Кубатура моторов в основном такая же, как у «хардов». Главное отличие – более «гражданская» конструкция с чуть меньшим запасом прочности, не такие энергоемкие подвески и «зажатые» двигатели, наличие «поворотников» и более удобное сиденье.
Эта группа уже позволяет не только получить удовольствие от преодоления бездорожья, но и выполнять вполне конкретные задачи: передвигаться по сельской местности, ездить на рыбалку и охоту, а также отправляться в небольшие путешествия по достаточно глухим местам.
В принципе, софт эндуро подходят и для езды по городу – высокая посадка обеспечивает неплохой обзор, а мощности двигателя достаточно для уверенного маневрирования в потоке. На борт «софта» теоретически можно брать и пассажира, но практически лишь при сильной необходимости – второй человек на мотоцикле будет чувствовать себя как бедный родственник.
YamahaTTR250
Yamaha WR250R
Suzuki DR250 Djebel
Honda XR250 Baja
Suzuki DRZ400S
И если «внедорожников» объемом 250-400 куб. см на рынке достаточно, то вот «шестисотки» софт эндуро вещь крайне редкая – модели можно пересчитать по пальцам одной руки.
Yamaha TTR 600
Есть еще один аппарат от австрийского производителя, который при официальном позиционировании как туристический эндуро в силу серьезной энерговооруженности, наличия спартанского сиденья и с учетом требовательности к пилоту уместнее отнести к софт эндуро. Это 690 Enduro R от KTM. Очень редкий пример современной «честной» внедорожной техники.
КТМ 690 Enduro R
Туристические эндуро. Сел и катись
Самые популярные эндуро, а потому и выбрать есть из чего. Именно к этой группе относится цитата из заголовка. Туристический эндуро можно использовать и как повседневный мотоцикл, и как средство для путешествий. Их разберем более подробно.
Но для начала немного горькой правды: турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. Заранее невыполнимая установка – сделать мотоцикл, идеально подходящий и для бездорожья, и для шоссе. Можно лишь построить универсальную технику. И тут вспоминается фраза, которую когда-то прочитал на форуме клуба владельцев Honda Transalp: универсальная вещь одинакова плоха для всего. И в этом своя правда. У универсального турэндуро слабый двигатель на шоссе, а на бездорожье он слишком тяжел.
Туристический эндуро – мотоцикл для дорог с любым качеством покрытия. Но именно дорог. Я бы все многообразие моделей турэндуро вместил в интервал от 50% асфальта/50% гравийки до 95% асфальта/5% гравийки.
Смысл выбора правильного мотоцикла под конкретные условия применения (допустим, путешествия) – это не просто доехать до конкретного места, но еще и получать максимум удовольствия в процессе езды.
Условно все турэндуро я бы разделил на четыре подгруппы. О них поговорим дальше.
Одноцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 600-800 куб. см. Эти мотоциклы лучше всего подходят под определение «турэндуро», на таких аппаратах можно далеко уехать от асфальтовых дорог. Многие не согласятся, но я бы рекомендовал использование одноцилиндровых турэндуро без пассажира. Только без второго номера «одностволки» полностью раскроют свой потенциал за пределами асфальта и подарят удовольствие при посещении красивых мест.
Выбор здесь богат: более «туристические» Suzuki XF 650 Freewind, Aprilia Pegaso 650, BMW F650 GS и более «внедорожные» Suzuki DR 800 Big, BMW F650 GS Dakar, Yamaha XTZ 660 Tenere. «Внедорожные» одноцилиндровые турэндуро наиболее интересны как мотоциклы для покорения всех уголков мира на двух колесах. Для формулы 50% асфальта/50% гравийки лучше всего подойдут BMW F650 GS Dakar и Yamaha XTZ 660 Tenere.
Aprilia Pegaso 650
Suzuki DR 800 Big
BMW F650GS Dakar
Yamaha XTZ 660 Tenere
Двухцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 400-750 куб. см – с этой группы начинаются модели, наиболее подходящие для поездок с пассажиром. Меньшая вибронагруженность и большая эластичность двухцилиндрового мотора – выбор райдеров, которым важнее комфорт при езде по дорогам, чем красоты удаленных уголков. При этом мощности двигателя недостаточно для быстрых прохватов по хорошей трассе и уверенных обгонов, особенно при наличии пассажира.
Это отличная техника, если вы планируете загрузить багаж, водрузить «+1» и в спокойном размеренном ритме со скоростью 100-110 км/ч отправиться в дальние края со съездами на гравий и хорошие грунтовые дороги. Но заранее нужно быть готовым к тому, что особого удовольствия от вождения на хорошем асфальте мотоцикл не доставит. Как, в принципе, и на гравийке (при наличии пассажира). Как и в случае с «одностволками», есть более «туристические» и более свежие Suzuki DL 650 V-Strom, Honda XL700 Transalp и довольно возрастные «внедорожные» Honda XL600/650 Transalp, Honda XRV750 Africa Twin, Yamaha XTZ750 Super Tenere.
Отдельного упоминания заслуживают две легендарные модели Honda – Transalp 600 и Africa Twin 750. Феноменальная надежность и сочетание потребительских качеств позволяют этим немолодым мотоциклам древней конструкции быть актуальными до сих пор. «Туристить» по удаленным локациям на них можно довольно долго.
Для двоих предпочтительнее «Африка». Подобные мотоциклы с карбюратором интересны для поездок в страны с низким и нестабильным качеством топлива. Правда, стоимость аппаратов в хорошем состоянии демократичной никак не назовешь.
Если не ставить целью конкретно путешествия, то я бы рассматривал тот же Transalp как мотоцикл «съездить на рыбалку за 100 км по шоссе и дальше по полевым и лесным дорожкам до реки». Для долгих поездок нужно мудрить с сиденьем – уже через час езды на «Трансальпе» чувствуется дискомфорт. Если же хочется посадить пассажира, загрузить максимум скарба и отправиться «на дальняк» преимущественно по асфальтовым дорогам, то в плане комфорта и при относительно невысокой цене в сегменте 650-к оптимальным выбором видится Suzuki DL650.
Honda XL600 Transalp
Honda XRV750 AfricaTwin
Yamaha XTZ750 Super Tenere
Suzuki DL650V-Strom
Двух- и трехцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 800 куб. см. В этой категории упомяну всего пару мотоциклов. Теоретически можно было бы не выделять их в отдельную подгруппу. Но два современных аппарата – BMW F800GS и Triumph Tiger 800 – занимают свою нишу. Это мотоциклы для достаточно азартных водителей – наряду с отличными подвесками они обладают достаточно веселыми мощными двигателями, позволяющими при должном умении откручивать ручку «газа» на гравийках и грунтовках. Быстро, весело, задорно и желательно без пассажира. Главным минусом можно назвать разве что высокую стоимость аппаратов.
BMW F800GS
Triumph Tiger 800XС
Турэндуро с объемом двигателя 1000+ куб. см – это настоящая находка для длительных путешествий вдвоем по дорогам с твердым покрытием. Но для литровых «слонов» в термине «туристический эндуро» второе слово практически теряет свой смысл. Виной всему «сухая» масса за 200 кг, которая после заправки жидкостями и загрузки мотоцикла скарбом приближается к 300 кг. Фактически это «дорожники» с более всеядной подвеской и увеличенным клиренсом. Желание «поэндурить» пропадает, как правило, после первого же падения – груженый мотоцикл с высоким центром тяжести поднять в одиночку на рыхлых покрытиях практически нереально.
Но если изначально рассматривать мотоциклы исключительно как туристические аппараты с мощными моторами, прямой посадкой, комфортным сиденьем (в том числе и для пассажира), отличной ветрозащитой, удовольствие от езды будет дополнять удовольствие от окружающих видов. Наиболее популярные литровые турэндуро начального ценового диапазона (и самые возрастные соответственно) – Aprilia ETV1000 Caponord, Honda XL1000 Varadero, Suzuki DL1000V-Strom, и конечно же, иконы и законодатели класса – BMWR1100GS и BMWR1150GS. Из свежего: BMW R1200GS и R1250GS, Triumph Tiger 1200, Honda CRF1000 Africa Twin, Yamaha XT1200Z SuperTenere.
Из наиболее удачных попыток добавить эндуро к туризму следует отметить свежую литровую Africa Twin. И естественно, куда же без самых азартных «внедорожников» – спортивных KTM. 990, 1090, 1190 и 1290 не для масс и не для спокойного туризма, эти мотоциклы предназначены для динамичной езды в режиме ралли, что предполагает серьезные требования к пилоту. Да и кощунство на такой продуманной технике просто ездить. Так что желающим «летать на литре» прямая дорога к австрийцам.
Кардан или цепь, литые колеса или спицованные, V-образный, рядный двигатель или «оппозит» – выбрать есть из чего. Откровенно неудачных моделей в этом списке нет, разве что от ранних карбюраторных Varadero стоит отказаться по причине высокого расхода топлива при больших пробегах.
Honda XL1000 Varadero
BMW R1150GS
Triumph TigerExplorer 1200
Honda CRF 1000 AfricaTwin
Yamaha XT1200Z Super Tenere
KTM 990 Adventure
Есть также целый ряд прекрасных аппаратов вроде Yamaha TDM 850/900, Kawasaki Versys 650/1000, Honda VFR800X Crossrunner и VFR1200X Crosstourer, Ducati Multistrada 1200 и т.д. Де-юре они позиционируются как туристические эндуро. Но в силу своей абсолютной паркетности даже для частичного использования на гравии я бы их не рассматривал. Это отличные мотоциклы, но для асфальта любой степени убитости.
Небольшая ремарка для тех, кто однозначно планирует открывать для себя красивые места, путешествуя вдвоем. Если хочется забираться подальше, а «второй номер» предрасположен к самостоятельному вождению, то лучше путешествовать на двух подходящих мотоциклах. Даже если вместо свежего условного «литра» за 8-10 тысяч долларов купить две более возрастные одноствольные 650-ки – количество полученных положительных эмоций на живописных дорожках будет в разы больше.
Наш вердикт
Почему же все будут ездить на эндуро? Видимо потому, что прямая посадка, отличная ветрозащита и поглощающие неровности подвески обеспечивают наилучший комфорт при езде по всем видам (в том числе наших не самых лучших) дорог по сравнению с другими классами мотоциклов. А ценить комфорт с возрастом начинаем мы все.
P.S. В этой статье упомянул только самые популярные модели, потому как тема более чем обширная и подробный обзор одной статьей не обойдется. Минус всего класса – значительная высота по седлу, поэтому при невысоком росте выбор существенно сужается. Предварительно «примериться» к конкретной модели мотоцикла можно на сайте cycle-ergo.com, введя свои параметры.
Сезон заканчивается – пора решать, на чем ездить в следующем году! Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса
Такие разные мотоциклы
Настало время научиться отличать мотоциклы друг от друга по внешнему виду и характеристикам. А то только и знаешь, что Yamahа да Harley Davidson. Пригодится, если подбираешь себе байк или скучаешь по старинным симуляторам мотогонок вроде «Harley Davidson race to the rally». В конце концов мотоциклы – это очень круто. Даже плохой текст не способен их испортить.
1. Чоппер
Обычно дамы говорят про него: «Большой, красивый, как «Harley Davidson». А ведь и правда…
Появились они в середине прошлого века, в годы не очень весёлые, а именно после войны. То буйное поколение, породившее «Битлз» и сексуальную революцию, старалось сделать из громоздких тягловых кобыл прекрасных арабских скакунов. Сложно назвать старые Harley Davidson и Indian кобылами, но то поколение считало их именно такими. Они не нашли ничего лучше, чем просто снять с прославленных мотоциклов всё, что на их взгляд было лишним: ветровое стекло, передние крылья, сигналы поворота, задние фары, кофры, спинки пассажирского сиденья. Большие колеса заменялись меньшими, более легкими версиями, заднее при этом – шире переднего. Уменьшали переднюю фару и размер бензобака. Для облегчения веса снималась даже задняя подвеска. Вилка сильно выносилась вперед, а руль неудобно задирался вверх. Обилие хромированных деталей – неотъемлемая часть этого класса мотоциклов. Удобно? Не очень, зато подобный конь на долгие годы стал атрибутом крутого парня, одинокого волка, бороздящего шоссе 66 под раскаты Steppenwolf, живущего одним днём и не боящегося даже дьявола.
Со временем, правда, создатели стали учитывать и такую немаловажную деталь, как комфорт при езде. На самом деле серийно выпускающиеся мотоциклы никак нельзя называть чоппером, ведь это творение инженерной мысли самого водителя. Но некоторые производители выпускают мотоциклы в стиле «чоппер». У таких «коней» – большие сидения (для самого байкера и для пассажира). Очень часто в чопперах есть аудиосистема. Ну, и самое главное – большой размер, ведь мотоцикл – для больших крепких парней, а не для сопляков. На нем обычно не стоит сильных двигателей. А вот крутящий момент таких мотоциклов очень высокий, он позволяет трогаться почти без прибавления газа.
Стоит отметить, что отечественные байкеры умудрялись делать чопперы из «Урала» и»Днепра». Советские переделки очень старались походить на зарубежных коллег, и иногда даже получалось.
Посадка этого мотоцикла прямая, что позволяет «ездоку» сидеть, гордо откинувшись назад и, благодаря вынесенным вперед подножкам, удобно расположить ноги. Такие красавцы, как правило, очень тяжелы и хоть и неповоротливы, как тролли, управлять ими всё равно комфортно и легко, благодаря крутящему моменту и мягким амортизаторам.
Одним словом, мотоцикл – для крутых ребят вроде лубочных Харли Девидсона и ковбоя Мальборо, ну, и легендарных Билли и Уайатта из «Беспечного ездока», которые сделали этих коней элементом массовой культуры.
2. Спортбайк
Как ни странно, но в России это самый популярный вид мотоцикла, что не может не удивлять, ведь в этой стране меньше всего места для езды на подобный байках.
Для ценителей такой мотоцикл выглядит не менее эффектно, чем красивый благородный чоппер. Кому-то покажется кругловатым и напоминающим почтовую марку, но на самом деле, когда ты видишь его вживую, каждая клетка организма пропитывается его мощью! Да и специальный легкий пластик, которым покрыт этот спортбайк, стоит едва ли не больше, чем хром на чоппере.
Спортбайк – мотоцикл для скорости: рамы из алюминиевого сплава, 4-цилиндровые двигатели с 16-клапанными 2-вальными головками цилиндров, переменные фазы газораспределения. Такого коня редко встретишь на улице, ведь для езды по пробкам он не предназначен. Да и не очень удобно бороздить дорожные заторы на таких красавцах, сам посуди: сидеть не удобно, ведь у них агрессивная, лежачая посадка; подножки расположены выше, чем у других типов мотоциклов, за счет этого ноги прижаты к телу. Это мотоциклы для любителей острых ощущений, для тех, кто привык видеть окружающую действительность размытой. Они легкие, большое внимание уделяется аэродинамике. Обычно пластиковые обтекатели полностью закрывают мотоцикл. Они направляют поток воздуха по бокам. Большинство спортивных мотоциклов разгоняются от 0 до 60 миль/ч за 3,5 секунды! Это быстрее, чем 99% хвалёных спортивных автомобилей.
Однако сей красавец обойдётся тебе в немалую копеечку. Да что там, очень-очень дорого! Да и после потребует нешуточных вложений. А ещё хвалёный пластик довольно успешно ломается. Поэтому водить спортбайк рекомендуется только лицам, имеющим представление о том, что такое езда на мотоцикле. Во-первых, чтобы не угробить такую красоту, а во-вторых, учиться ездить на нём равносильно перебеганию дороги на красный свет на оживленной трассе. Если ты учился ездить на таком, поздравляю – можешь не писать об этом в комментариях.
3. Эндуро
Основные отличия от кроссового – задняя и передняя фара, спидометр, зеркала, глушитель, поворотники.
Настоящий зверь! Ему плевать, есть дорога, нет её – он проедет везде! Любим многими за то, что довольно лёгок в осваивании, управлении, да и сам по себе очень лёгкий. Благодаря этой изящности и лёгкости дарит безграничную свободу перемещения. Бездорожье ему не страшно, лишь бы водитель его не боялся.
С виду может эндуро и похож на кроссовые мотоциклы, но предназначен для иных целей: гонок и езды по самым отпетым местам, где танки не пройдут. Да есть и внешние отличия: задняя и передняя фара, спидометр, зеркала, глушитель, поворотники.
На нём не разовьёшь астрономической скорости, да и зачем тебе это? Впрочем, на эндуро очень удобно постигать азы вождения мотоцикла, так как в управлении и торможении ему практически нет равных. Да и манёвренность ему на руку, особенно если ты пытаешься выбраться из пробки первым. Опытные наездники показывают на них фигуры высшего пилотажа, обскакивая все возможные кочки, потому что лучше «коня» для этих дел не найти, кроме, разве что, кроссового.
Кому-то внешне он напомнит тощего барана, однако те, кто хоть раз испытал прелесть езды на эндуро, знают, что в своей «дисциплине» ему нет равных.
4. Классик
Классика, она везде классика – золотая середина между теми, кто боится сумасшедшей скорости спортбайка и кто считает себя недостаточно брутальным для чоппера, или же идеальный вариант для тех, кому не хватило денег на первые два. Кстати, если бы не классик, не было бы и чоппера, потому что те первые жертвы мотоциклетной моды были именно из этого благородного семейства.
Многие постигают азы вождения мотоцикла на классике. Правда, потом остаются верны этой модели всю свою жизнь, потому что это самый идеальный мотоцикл на каждый день, мотоцикл для тех, кому не нужен пафос (да-да, не все мотоциклисты пафосные), по сути, мотоцикл-автомобиль. Надежный, очень удобный и красивый. А что ещё нужно? Да, он не выглядит, как создание иной цивилизации, не разовьёт сверхзвуковую скорость, не пройдёт там, где пройдёт эндуро, зато идеально подойдёт для езды по городу. Мотоцикл для тех, кто просто очень любит двухколёсных коней, не собирается большую часть времени бороздить трассы и ставить сверхзвуковые рекорды. Зато на нём очень удобно сидеть (не приходится откидываться, как в кресле-качалке, или ложиться пузом на бак), легко управлять, да и 400 кубов не так уж мало.
5. Кроссовый мотоцикл
Очень похож на эндуро (или наоборот, эндуро похож на него), но, в отличие от него, имеет одну профессиональную направленность: это лучший «конь» для любых соревнований на внедорожье. Да-да, грязные, как Сатана, мотоспортсмены, пытающиеся проехать через грязище и говнище, ограждённое флажками, ездят именно на таких красавцах.
Для дороги они не предназначены: гонки, прыжки, полёты, трюки – всё это – пожалуйста, но на ровной дороге ты на нём скорее с ума сойдёшь, чем доедешь до цели. Хотя эти мотоциклы необычайно лёгкие, и производители всячески пытаются уменьшить их вес. Одним словом, если видишь лёгкий эндуро, больше похожий на мопед, на котором можно прыгать, как на горном козле, – это кроссовый мотоцикл.
P.S.: стоит отметить, что выпускается специальная детская версия для детских соревнований за недетские деньги.
6. Туристический (touring)
Если, говоря про классик, мы сравнивали его с автомобилем, то стоит отметить, что этот монстр больше походит на машину. Во-первых, он удобнее: один из немногих мотоциклов, в котором всё сделано для удобства не только водителя, но и пассажира. Также есть аудиосистема, вместительные кофры – в общем, всё, чтобы наслаждаться ездой.
Характерными отличиями от всех остальных собратьев являются объемные обтекатели, удлиненные ветровые стекла, чтобы защищать от непогоды и встречного ветра, и увеличенный топливный бак. У этих мотоциклов действительно есть все, вплоть до подлокотников у сидений, которые больше напоминают удобное кресло.
На самом деле, с «туристами» всё не так просто. В свою очередь они делятся на:
Full-Dress – характеризуются очень большими обтекателями, широким кузовом, по сравнению с другими коллегами по цеху, часто встроен жесткий багажник, включая сумки и установленные сверху коробки. И в довершение ко всему – большой крутящий момент двигателей.
Dual-Sport – это «джипы» в мире мотоциклов. Им не страшен ни песок, ни глина. Характерными особенностями являются высокий центр тяжести, высокое сиденье, высокий дорожный просвет, небольшой ветровик и увеличенный объем топливного бака. Ну, и самое приятное – цена ниже, чем у собратьев.
Sport tourist – некий гибрид спортивного мотоцикла и круизера. Однако это распространяется не столько на внешний вид, сколько на характеристики. Он не такой громоздкий, как круизер, и не такой дорогой. Водитель не лежит на мотоцикле, как на спорте, поэтому сильно не устает при езде. Ну, и в дополнение – больше обтекателей, более длинная колесная база и больший угол поворота руля.
7. Круизер
Чрезвычайно эффектные мотоциклы для города и загородных поездок. Большие, красивые и эффектные. А в довесок ко всему легко управляются на высоких скоростях, правда, на низкой можно легко завалиться вместе с «конём», если резко повернуть руль или с силой приложиться к переднему тормозу.
Иногда неотличим от чоппера. По сути, круизер может быть одновременно и чоппером, а чоппер – круизером. И если чоппер больше ориентирован на крутость и стиль, то создатели круизера задумываются о такой мелочи, как удобство. На нём не совершишь долгого вояжа, зато он в разы удобнее спортбайков.
И ещё раз: выглядит он просто загляденье. Большинство мотоциклов Harley-Davidson – это круизеры. В общем, ты понял – один из самых популярных типов мотоциклов, на котором лучше не съезжать с асфальта. Правда, рукам становится адски неудобно, если едешь на очень большое расстояние.