что лучше декларация соответствия или сертификат соответствия
Как проверить подлинность сертификатов и деклараций?
Как проверить подлинность сертификатов и деклараций?
— приеме-передачи продукции при совершении купли-продажи,
— проведении тендеров, торгов и выборе поставщиков товаров (продукции),
— таможенном оформлении при пересечении границ,
— проверках Роспотребнадзора, Ростехнадзора и прочих контролирующих Органов,
— пуске в эксплуатацию оборудования,
— выборе партнеров для долгосрочных проектов,
— подозрении потребителя в несоблюдении требований безопасности продукции.
Выданные и оформленные должным образом сертификаты соответствия, декларации соответствия и свидетельства о госрегистрации (СГР) в обязательном порядке вносятся в соответствующие государственные реестры, большинство которых доступны пользователям интернета, необходимо только найти нужный реестр и с помощью простой формы поиска найти нужную информацию.
Для Вашего удобства мы собрали наиболее часто используемые реестры, которые могут пригодиться для проверки подлинности сертификатов, деклараций, СГР и прочей разрешительной документации.
Как найти сертификат или декларацию в Реестре на сайте Росаккредитации?
В России, как и на территории стран Евразийского Экономического Союза (ЕЭС), действует обязательная процедура подтверждения соответствия продукции. Выданные в установленном порядке обязательные сертификаты и декларации публикуются в Едином реестре Федеральной службы Росакредитации www.fsa.gov.ru
Для проверки подлинности сертификата соответствия, необходимо перейдите на портал Росакредитации fsa.gov.ru и выбрать в меню «Технологичность» и в нем раздел «Электронные реестры».
В общем окне поиска сертификатов объединены четыре реестра (типы сертификатов):
Проверить подлинность сертификата соответствия можно на сайте Росакредитации или перейдя по ссылке у нас на странице.
Проверить подлинность сертификата соответствия
Проверить сертификат соответствия можно:
Вводить данные для поиска сертификата можно частично.
Сортировать данные из реестра сертификатов можно и по:
-типу объекта сертификации (единичное изделие, партия, серийный выпуск),
— группам продукции ЕАЭС, РФ,
— техническим регламентам (ТР ТС, ТР ЕАЭС, ТР РФ, 126-ФЗ),
— виду заявителя (уполномоченное изготовителем лицо, продавец, поставщик, изготовитель, исполнитель).
Статус каждого сертификата в реестре для удобства поиска обозначен цветом:
Как проверить подлинность декларации соответствия?
В общем окне поиска деклараций объединены четыре реестра (типы деклараций):
Декларация о соответствии требованиям технического регламента Евразийского Экономического Союза (технического регламента Таможенного Союза)
Декларация о соответствии, оформленная по единой форме Евразийского Экономического Союза.
Декларация о соответствии требованиям технических регламентов РФ
Декларация о соответствии, включенной в Единый перечень продукции Российской Федерации.
Поиск декларации о соответствии можно осуществить по следующим данным:
— Номер декларации ТС
ВНИМАНИЕ! При проверке декларации требуется вводить, только последние 6 символов: Например В.53822.
Проверить подлинность декларации о соответствии можно на сайте Росакредитации или перейдя по ссылке у нас на странице.
Проверить подлинность декларации о соответствии
Единый реестр свидетельств о государственной регистрации (СГР) – это общий информационный ресурс, содержащий открытые данные о СГР продукции, производимой и реализуемой в странах Таможенного Союза. Он формируется с применением средств объединённой информационной системы Евразийского экономического союза. Ведёт главный Реестр свидетельств о государственной регистрации Евразийская экономическая комиссия.
Проверить СГР в реестре Роспотребнадзора
Общий реестр СГР ведет Евразийская Экономическая Комиссия посмотреть его можно на сайте Евразийской Экономической Комиссии. Как следует из названия, в этом реестре собраны все свидетельства о государственной регистрации. Реестр ЕЭК содержит информацию обо всех свидетельствах на территории ЕАЭС, а реестр Роспотребнадзора — только о выданных в России.
Напомним, что с 20 июля больше не надо оформлять «бумажные» свидетельства о государственной регистрации, достаточно внесения записи о свидетельстве в вышеупомянутый реестр.
Для того, чтобы найти в реестре необходимое СГР нужно заполнить форму, введя следующие данные:
название фирмы производителя или получателя
номер свидетельства СГР.
Проверить СГР в общем реестре ЕАЭС
Какие сведения о СГР открыты в Едином реестре?
Единый реестр позволяет не только проверить подлинность СРГ, но и узнать общие данные о товаре, его производителе, импортёре.
Общий реестр СГР содержит следующие сведения о каждом свидетельстве:
регистрационный номер документа;
текущий статус СГР: действующее, приостановленное (при необходимости коррекции документов либо выявлении нарушений производства) и аннулированное (при потере актуальности продукции);
даты изменения статуса СГР (если изменения происходили);
учётный номер бланка СГР;
подробные данные о производителе товара (полное наименование компании или информация о зарегистрировавшем ИП физическом лице, адреса офисов, филиалов и производственных площадей);
данные о заявителе на оформление СГР (название компании или ИП, место жительства зарегистрированного как ИП физического лица, адрес офиса, адрес производства, номер документов, удостоверяющих статус юридического или физического лица – в РФ это ОГРН или ИНН предпринимателя);
наименование сертифицированного центра, который выдал СГР, и его адрес;
информация о товаре (в том числе наименование, данные о типе продукции, марке, модели, артикуле, форме выпуска и т.п.);
название документа или ряда документов, в соответствии с которыми производился продукт;
данные входящего в Право Таможенного акта, в согласии с требованиями которого выдано СГР;
данные о документах, которые подтверждают соответствие товара требованиям определённого технического регламента, либо Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (которые были утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299);
На сайте Роспотребнадзора можно проверить санитарно-эпидемиологические заключения. Для поиска необходимого документа нужно использовать номер заключения, содержащий информацию о его выдаче и виде продукции.
Подлинность сертификатов, деклараций и других разрешительных документов можно проверить самостоятельно имея минимальную информацию о поставщике или производителе данной продукции или копию самого документа или номер документа.
Если Вы не нашли свой документ, то возможно, стоит подождать 1-2 дня, т.к. из-за технических особенностей выгрузка информации в реестр происходит с задержкой. В любом случае Вы можете связаться с нашими специалистами, если есть сложности с поиском своего документа в реестре.
Отправьте заявку сейчас и получите бесплатную консультацию по оформлению сертификата, декларации или свидетельства о государственной регистрации (СГР).
Запреты и ограничения: сертификат соответствия или декларация?
В ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру является соблюдение запретов и ограничений. В частности, статьей 7 приведенного правового акта определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Государствами-членами ЕАЭС при введении мер нетарифного регулирования могут быть определены таможенные процедуры, под которые не допускается помещение соответствующих товаров.
В свою очередь освобождение от обязанности по соблюдению запретов и ограничений заложено в ТК ЕАЭС исключительно для случаев помещения под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений, если они перевозятся:
Согласно положениям статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора). Экспортный контроль проводится в соответствии с национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС.
Расширение практики межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и снятие с участников ВЭД обязанности по предоставлению одних и тех же документов в разные органы также нашло отражение в ТК ЕАЭС.
Так, в статье 80 ТК ЕАЭС содержится право участников ВЭД не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документов и сведений, если сведения о таких документах могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. При декларировании достаточно указать сведения об этих документах в таможенной декларации.
Как и прежде, наличие документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, является одним из условий выпуска товаров (статья 118 ТК ЕАЭС). Исключения, когда соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров устанавливаются Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. В таком случае товары считаются условно выпущенными. Порядок подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, устанавливается законодательством государств-членов (статья 126 ТК ЕАЭС).
В Проекте Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принятом 26 июля 2018 года Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении, заложена аналогичная действующему законодательству норма о представлении документов после выпуска товаров (статья 107 Закона). Так, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее 45 календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
Чаще всего в нашей практической деятельности мы сталкиваемся с вопросами, связанными с выдачей сертификатов соответствия и оформлением деклараций соответствия. Когда оформляется сертификат, а когда декларация? В чём разница между этими двумя документами? И, конечно, можно ли использовать сертификат соответствия, выданный другому лицу. Давайте разбираться.
Итак, и сертификат соответствия, и декларация о соответствии – документы, подтверждающие соответствие продукции установленным (обычно ГОСТом или техническим регламентом) требованиям по безопасности (а по ряду продукции – и по функциональным свойствам и качеству). Первоначально выдавались в рамках системы сертификации ГОСТ Р и других систем. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», на различные виды продукции вводятся Технические регламенты (ТР). С их введением обязательная сертификация и декларирование соответствия этих видов продукции исключается из существующих систем и проводится по требованиям, правилам и схемам, установленным принятыми техническими регламентами.
Сертификат соответствия – это основная форма подтверждения соответствия продукции, декларация о соответствии в настоящее время оформляется на более узкий перечень продукции. Перечни продукции, на которую оформляются сертификаты соответствия и декларации о соответствии утверждены Постановлением Правительства России от 1 декабря 2009 г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Если в данном перечне продукция отсутствует, она может попадать под действие одного или нескольких технических регламентов Таможенного союза.
В системе технических регламентов ЕАЭС форма оценки определяется регламентом, которому продукт должен соответствовать. При этом существует несколько принципов используемых регламентом для регулирования этого вопроса:
В этой связи в вопросе определения формы оценки соответствия далеко не последнее значение играет описание продукции, и её грамотная идентификация. Например, обычное кресло можно идентифицировать как предмет для бытового применения и в этом случае на него оформляется декларация, а можно заявить, что это мебель для школьных и дошкольных учреждений, тогда нужен сертификат.
Как известно, подтверждение соответствия является достаточно затратной в финансовом плане процедурой. Поэтому, зачастую импортеров волнует вопрос, связанный с возможностью предъявления при декларировании товара, подлежащего обязательной сертификации, документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, полученных иным лицом, не являющимся производителем импортируемого товара. Ответ на данный вопрос содержится в статье 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которой для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия. То есть согласно приведенной норме предъявить таможенному органу сертификат соответствия на продукцию имеет право лишь лицо, получившее данный документ. В свою очередь, существующая в некоторых таможенных органах практика предъявления сертификата на основании доверенности, полученной от заявителя, по нашему мнению, является не правомерной, так как в силу Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (в нашем случае лица, получившего сертификат соответствия), что не приемлемо при таможенном декларировании.
Немного другим образом обстоит дело с сертификатом соответствия, полученным производителем товара. Позиция, связанная с возможностью использования данного документа иными лицами содержится в письме ГТК России от 4 мая 2001 г. № 07-21/17494, согласно которому действие сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск) распространяется на весь объем продукции, произведенный определенным изготовителем в течение срока, указанного в сертификате, независимо от тех контрактов, при исполнении которых осуществляется поставка сертифицированного товара, или участников торговых договоров.
К сожалению, формат данной статьи не позволяет вместить большее количество информации, касающейся поднятой темы. Но, в качестве практического совета хотелось бы порекомендовать всегда проверять документы, подтверждающие обязательную сертификацию товаров, на сайте Федеральной службы по аккредитации. Это позволит сэкономить вам не только время и финансы, но и избежать длительных разбирательств с таможенными органами.
Отличие декларации соответствия от сертификата
Российским законодательством предусмотрено две формы подтверждения соответствия — декларирование и сертификация. Процедура оценки соответствия осуществляется согласно техническим регламентам ТС и в отечественной системе ГОСТ Р. Чем декларирование отличается от сертификации? Рассмотрим подробно в статье.
Принципиальная разница
Существуют две основные системы подтверждения качества продукции: технические регламенты Таможенного союза и ГОСТ Р. Обе они предусматривают либо декларирование, либо сертификацию товаров. Таким образом, для производства, импорта и реализации одного продукта нужно оформить декларацию, другого — сертификат.
Перечни товаров, подлежащих той или иной проверке, представлены в самих техрегламентах. Кроме того, существуют перечни продукции (ПП РФ №982), для которых предусмотрено декларирование или сертификация в системе ГОСТ Р.
Условия выдачи
При получении сертификата ТР ТС и декларации ТР ТС заявителем напрямую может выступать только компания-резидент ЕАЭС. Иностранной организации необходимо найти представителя из страны ТС, который сможет заказать разрешение от своего имени. Аналогичная ситуация и с декларацией/сертификатом ГОСТ Р — иностранный заявитель должен иметь партнера в России.
Срок действия СС ГОСТ Р, включая добровольный, не может превышать 3-х лет. Для остальных разрешений срок увеличивается до 5 лет. Сроки зависят от выбранной схемы оценки соответствия. Оформление декларации занимает от 2-х дней, а сертификатов — немного дольше.
Стоит учитывать, что декларирование в некоторых случаях может проводиться на базе собственных доказательств предпринимателя. В случае сертификации все проверки проводят эксперты только аккредитованных лабораторий.
Процесс составления
Для декларации не предусмотрено определенного бланка. Вся необходимая информация отражается на обычном белом листе А4. На ДС ТР ТС не ставится печать и подпись органа по сертификации, ее заверяет только заявитель. Это дает возможность высылать разрешение в электронном варианте и распечатывать в любом количестве экземпляров.
Для сертификатов предусмотрены бланки государственного образца. Они имеют несколько степеней защиты (голографический знак, гильошная сетка) и номер, присвоенный типографией. Бланк в системе ТР ТС имеет желтовато-коричневый цвет, а ГОСТ Р — желтый. Все обязательные разрешения фиксируются в Едином реестре на сайте Росаккредитации.
При заполнении сертификационного документа обязательно прописываются следующие данные:
Ответственность заявителя
К еще одной существенной разнице между двумя документами относят юридическую ответственность. При декларировании заявитель самостоятельно формирует доказательную базу. Поэтому вся ответственность за информацию возлагается на декларанта. При сертификации все испытания проводятся при участии органа по сертификации. Соответственно, аккредитованный орган и несет ответственность за сведения в разрешении.
Что касается качества выпускаемого в обращение товара, то тут вся ответственность ложится на предпринимателя.
Как пройти сертификацию/декларирование?
Для получения разрешения заявитель должен обратиться в сертификационный центр “ГОСТ Р”. Для этого нужно заполнить заявку и подготовить определенные документы:
Кроме того, потребуется образец продукции.
Перечень документов может меняться в зависимости от сферы деятельности организации, вида изделий и т.д. Подробную информацию сообщат специалисты сертификационного центра.
Чем отличается декларация ТР ТС от сертификата ТР ТС?
В чем основные отличия сертификата и декларации? Как происходит проверка продукции в каждом из случаев? Как оформляются эти документы, какую силу они имеют и кто несет ответственность за достоверность информации, указанную в них? Подробно рассказывают эксперты компании “ЛенТехСертификация”.
Внешний вид документов
С точки зрения внешнего вида, разница между сертификатом и декларацией ТР ТС в том, что первый документ оформляется на специальном бланке, имеющем несколько степеней защиты. Декларация ТР ТС, в свою очередь, заполняется на обычном листе формата А4. Существует принятая форма документа, однако, никаких специальных бланков при этом не предусмотрено.
Проверка продукции
При сертификации продукция в обязательном порядке проверяется в соответствующей аккредитованной лаборатории, входящей в Единый реестра органов по сертификации и лабораторий. При декларировании заявитель сам волен выбирать исполнителя и может обратиться в любую компанию, предлагающую подобные услуги.
Оформление: в чем отличия сертификата от декларации соответствия?
Сертификат ТР ТС оформляется на основании протоколов, составленных во время испытаний продукции и занимается оформлением документа орган по сертификации. Декларацию же самостоятельно оформляет заявитель, хотя после этого она все-таки проходит через сертификационный орган для регистрации и внесения в Единый реестр. Чтобы подробнее разобраться во всех особенностях заполнения и оформления документов, рекомендуем заглянуть в соответствующую статью нашего блога.
Ответственность за достоверность информации
При оформлении сертификата ответственность делится между заявителем и органом по сертификации, в то время, как при декларировании вся ответственность за достоверность данных ложится исключительно на плечи заявителя. Что это значит? Что если во время последующих проверок, контрольных закупок и т.п. будет обнаружен факт мошенничества, то отвечать придется только заявителю.
Знак соответствия
Здесь отличия сертификата и декларации ТР ТС только в том, что на сертификате кроме самого знака указывается также номер органа по сертификации.
Юридическая сила документов
Оба документа обладают одинаковой юридической силой и действуют на всей территории Таможенного союза.
Отличие сертификата соответствия от декларации о соответствии: коротко о главном
Чтобы не запутать наших читателей, можно резюмировать следующим:
Приглашаем обращаться за получением документов о соответствии в компанию “ЛенТехСертификация”. Наши эксперты всегда готовы ответить на все возникающие вопросы и подробнее рассказать про интересующие процедуры. Звоните по телефону или заполняйте форму обратной связи — мы сориентируем вас по срокам и оперативно примемся за работу.
Узнать сроки и стоимость получения документов
Мы свяжемся с вами в течение 15 минут
Задать вопрос Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Декларирование и сертификация: с чувством, с толком, с расстановкой
Если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, то вывести ее на рынок, не пройдя процедуру сертификации или декларирования, не удастся. Первый вопрос, который встает перед ответственным бизнесом: как не стать жертвой лжесертифакаторов и тем самым не испортить репутацию своей компании?
«Черные» сертификаторы и лаборатории-фантомы
Как известно, спрос рождает предложение. Вот и спрос на фальсифицированные сертификаты, к сожалению, пока достаточно высок. Соответственно, и предложений на рынке достаточно.
Усугубляет ситуацию тот факт, что в течение нескольких предыдущих десятилетий серьезных мер противодействия этому негативному явлению не предпринималось. Это, в свою очередь, привело к формированию в обществе некоего нигилизма по отношению к процедуре сертификации.
Росаккредитация намерена изменить ситуацию. Уже несколько лет служба ведет серьезную борьбу с «черными» сертификаторами, фантомными испытательными лабораториями и органами по сертификации, нелегальными дилерскими сетями по продаже сертификатов.
В 2017 году Росаккредитация последовательно и неоднократно предупреждала, что нужно тщательно выбирать орган по сертификации, не обращаться к посредникам.
Стало в порядке вещей заказывать услугу сертификации у посредников. Притом что это неаккредитованные лица и их деятельность неподконтрольна службе
Инициативу поддержали и другие органы исполнительной власти. Например, ФТС. И это закономерно. От 60 до 80 процентов фальсифицированных сертификатов оформляются на импорт.
Под угрозой оказываются известные торговые марки и их репутация. Причем, как правило, топ-менеджмент компаний даже не подозревает, что на их продукцию сертификаты оформляют с нарушениями. Этим занимаются специалисты более низкого звена, отвечающие за логистику и заинтересованные в ускоренном выводе продукции на рынок.
Начиная с 2018 года Росаккредитация к режиму предупреждения подключила формат name and shame. Этот принцип широко применяется во всем мире и подразумевает публичное оглашение названий компаний, которые сознательно нарушили закон. В нашем случае – осознанно решили приобрести сертификат без проведения испытаний, подтверждающих соблюдение обязательных требований к безопасности выпускаемой продукции. На сайте Росаккредитации регулярно публикуются сводки о результатах проверочных мероприятий и перечень заявителей, обратившихся за услугами к сомнительным контрагентам.
Часть нарушений со стороны бизнеса объясняется незнанием законодательства в части ответственности за нарушение требований сертификации. Для повышения уровня грамотности таких заявителей разберем конкретные ситуации и определим, кто прав и виноват в каждой из них.
Итак, заявителю нужно сертифицировать продукцию. Он обратился в орган по сертификации, который включен в реестр аккредитованных лиц.
На момент создания Росаккредитации в национальном реестре аккредитованных лиц находилось 1800 органов по сертификации. Сейчас их число сократилось до 1000. Но из них реально работает порядка 300 органов. В принципе этого достаточно. Например, в Германии их 350. Что же делают остальные органы по сертификации? Можно предположить, что регистрируют декларации о соответствии.
Так как процесс не требует специальной компетенции, Росаккредитация не так давно создала общедоступный электронный сервис по регистрации деклараций. Он позволяет производителям и поставщикам самостоятельно пройти данную процедуру. Причем бесплатно.
Сегодня порядка 5–7 процентов деклараций (всего в стране регистрируется около 1 млн деклараций в год) зарегистрированы именно таким образом. Почему так мало? Вероятно, производитель надеется, что, обратившись в орган по сертификации с целью регистрации декларации, он передает ему ответственность за безопасность продукции. Но это не так.
Орган выполняет исключительно учетную функцию. По закону только заявитель несет ответственность за недостоверное декларирование
Стоит сказать, что регистрация декларации в органах по сертификации создает серьезные препятствия для очистки рынка от небезопасной продукции. Так, в случае отзыва аттестата аккредитации у органа действие зарегистрированной им декларации может приостановить только заявитель.
Однако зачастую в такие недобросовестные органы обращаются фирмы-однодневки, которые просто исчезают к моменту закрытия органа. А декларация остается в реестре. И удалить ее никто не вправе. Так же как и инициировать проверку в отношении декларируемой продукции: доказательств того, что она опасна, нет.
Уголовная ответственность за сертификацию не по правилам
Еще одна болевая точка для бизнеса – контрольно-надзорная деятельность службы. В случае выявления нарушений в работе органа по сертификации Росаккредитация обязывает органы по сертификации принимать меры в отношении выданных ими документов. Параллельно Росаккредитация информирует об этом смежные органы надзора с просьбой проверить продукцию, на которую органом-нарушителем был выдан сертификат.
Если ведомство подтверждает, что продукция опасна, у Росаккредитации есть все основания обратиться в правоохранительные органы, в том числе на основании статьи 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности в части неправомерных выдачи или использования официального документа, удостоверяющего соответствие небезопасных для жизни или здоровья потребителей товаров требованиям безопасности».
Ранее эта статья применялась только в отношении алкогольной продукции. Однако в этом году Росаккредитация совместно с правоохранительными органами будет формировать правоприменительную практику в отношении более широкой номенклатуры продукции. Например, сейчас дается уголовно-правовая оценка ряду сертификатов на цемент и автокомпоненты. Напоминаю, что ответственность будет распространяться на эксперта, подписавшего сертификат.
Справка
В первом полугодии 2018 года Росаккредитацией было составлено протоколов об административных правонарушениях на более чем 301 млн руб. К выплате судами назначено более 243 млн руб. (с учетом дел, возбужденных по заявлениям с 2017 года).
В практике Росаккредитации были такие случаи, когда аккредитованные лица не пускали представителей службы для проверки их деятельности. Для решения этой проблемы в конце 2016 года Росаккредитация подписала соглашение о взаимодействии с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Теперь в особенно тяжелых случаях мы можем наносить внезапный визит с силовым сопровождением.
Это позволяет зафиксировать уклонение организации от правомерной проверки, получить объяснения такого поведения от собственников помещения. Зачастую причина агрессии – отсутствие испытательной лаборатории или органа по сертификации по месту осуществления деятельности. Данный факт фиксируется в акте проверки. А это – нарушение критериев аккредитации и основание для приостановки аттестата аккредитации.
Правда, до такого развития событий редко доходит. Недобросовестные организации, поняв, что пахнет жареным, в экстренном порядке ликвидируют юридическое лицо, оставляя «в наследие» рынку напечатанные ими сертификаты соответствия и декларации.
Отмечу, что с 30 июля 2018 года вступили в силу поправки в закон об аккредитации. В соответствии с ними Росаккредитация имеет право приостановить действие аккредитации в случаях невозможности выездной проверки:
Это существенно повысит дисциплину тех, кто намеренно препятствует проверкам Росаккредитации.
Несколько лет назад Росаккредитация подготовила законопроект о признании недействительными деклараций и сертификатов, выданных органами по сертификации, аттестат аккредитации которых был аннулирован.
Добросовестным заявителям таких органов не стоит бояться утверждения документа: по законопроекту им будет предоставлена возможность передать «дело сертификата» в любой другой выбранный заявителем орган с соответствующей областью аккредитации. Зачем загонять бизнес в затраты, если «дело сертификата» существует. Это лишь создаст предпосылки для обращения бизнесменов к следующим жуликам.
Смысл изменений в том, чтобы дать возможность добросовестным бизнесменам реабилитироваться
Автоматически будут аннулироваться только сертификаты в строго описанных и урегулированных случаях. Например, в тех, когда в установленные сроки не был проведен инспекционный контроль.
Решая перечисленные выше проблемы, Росаккредитация плотно взаимодействует с другими органами власти. И хотя проблема недостаточной скоординированности действий остается, прогресс есть.
Так, в результате плотного сотрудничества с ФТС налажен один из лучших межведомственных электронных документооборотов. Принцип работы таков: ФТС в отношении каждого сертификата, предоставляемого на границе, делает запрос в базу данных Росаккредитации.
В ответ в автоматическом режиме в таможенную службу приходит информация, выдавался документ или нет. Отсутствие документа в базе – профиль риска. В свою очередь, Росаккредитация, выявляя не проводящие испытания лаборатории, передает информацию о них в ФТС. Это значит, что все протоколы этой лаборатории становятся «профилем риска». Таким образом удалось создать систему управления рисками: сигнал с профилем риска – повод для дополнительной проверки.
Число таможенных деклараций на пробы и образцы за 7 месяцев 2018 года увеличилось на 36 процентов по отношению к аналогичному периоду 2017 года. В отношении плодоовощной продукции за тот же период зафиксирован рост в 6,3 раза
В конце 2017 года Росаккредитацией и ФТС были подготовлены разъяснения. В них в том числе обозначено, что образцы, пересекающие границу для проведения испытаний, должны декларироваться на таможне определенным образом. Это позволяет создать цепочку прослеживаемости.
Сейчас в пилотном режиме отрабатываем формат в отношении организаций, где инициированы проверочные мероприятия. Если выясняем, что в истории сертификации нет информации о перемещении образцов через границу, используем это как дополнительную доказательную базу нарушения.
Система межведомственного электронного документооборота будет совершенствоваться. С этой целью Росаккредитация консультируется с участниками ВЭД, с ТПП РФ. Это позволяет службе удостовериться, что решения взвешенны и не оказывают негативного влияния на добросовестных участников бизнес-сообщества. Здесь включается объективный фактор – зачастую наши нормативные документы не позволяют однозначно трактовать требования.
Приведу два примера.
Лаборатория проводит сертификационные испытания. Получает результат с соблюдением всех установленных процедур, но допускает техническую ошибку при оформлении протокола испытаний. Выявив ошибку, лаборатория исправляет ее, изменив номер итогового документа согласно требованиям своей системы менеджмента.
Поскольку номер протокола указывается в сертификате соответствия, необходимо внести изменения и в него. Но процедура внесения в сертификат изменений не предусмотрена действующим законодательством. Значит, нужно выпускать новый сертификат. Чтобы его выпустить, формально нужно провести новые испытания и повторный анализ производства. Это экономически бессмысленно. Выйти из этой вполне рабочей ситуации в рамках правового поля затруднительно.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 предусмотрено, что орган для принятия решения по сертификации должен назначить минимум одно лицо для анализа всей информации и результатов оценивания. Данный сотрудник не должен принимать участия в оценке заявителя.
При этом единой формой сертификата Евразийского экономического союза предусмотрено, что сертификат подписывается руководителем органа по сертификации и экспертом (экспертом-аудитором). Это не соответствует международной практике и приводит к неправильной трактовке положений стандарта органами по сертификации.
Большим достижением Евразийской экономической комиссии стал выпуск новой редакции типовых схем оценки соответствия. Теперь сертификат соответствия продукции не может подписываться экспертами (экспертами-аудиторами), заверившими акт о результатах анализа состояния производства, где данная продукция была изготовлена.
Служба осознает сложность соблюдения наднационального законодательства Евразийской экономической комиссии. Поэтому мы выступаем с инициативой создать разъяснения на национальном уровне, детально описывающие правила подтверждения соответствия продукции. В Беларуси и Казахстане такой документ есть. Не так давно Минпромторг поддержал инициативу Росаккредитации. Сейчас проект такого документа готовится. В нем будут детально прописаны:
Создание регламента станет серьезным подспорьем для добросовестного бизнеса в части четкого исполнения законодательства.
В заключение еще раз напомним российским производителям и поставщикам продукции две простые истины:
А Росаккредитация позаботится, чтобы испытания действительно были проведены и сертификаты имели законную силу.
заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации