что лучше для души кремация или захоронение
Кремация или погребение?
Уход из жизни дорогого человека всегда сопровождается большим стрессом. Тем не менее, родственники обязаны в ближайшее время решить ряд важных вопросов, уделить время организации похорон. Достаточно часто на этом этапе близкие люди сталкиваются с серьезной проблемой: какой способ погребения выбрать? Традиционное захоронение со всеми полагающимися обрядами и почестями или современная кремация останков? В большинстве случаев, ответ на вопрос будет зависеть от личных предпочтений и мировоззрения. Однако у каждого их этих способов есть и вполне резонные доводы, которые стоит учесть, перед обращением в ритуальное агентство.
Особенности традиционного погребения
Один из самых древних и популярных способов, к которому обращается подавляющее большинство населения во всем мире — погребение в землю. Классические похороны практиковались еще античными эллинами, проводились в Древнем Китае. Подобие похорон можно проследить и в древнем Израиле, где тела оставляли на открытом воздухе в специально отведенных местах. Современное погребение в традиционном стиле предполагает:
В зависимости от исповедуемой веры и принятых в ней нормах в гроб помещают ритуальную атрибутику.
Особенности кремации
Сожжение тела было востребовано жителями древней Греции и Рима. Практикуют его буддисты и индуисты. Кремация умершего, от латинского «cremo» — гореть, стала единственным спасением во время чумы и других эпидемий. Помогала быстро отдать почести воину, погибшему в бою на чужеземной территории. Но несмотря на вековую известность, к широкому использованию крематориев европейские народы пришли только в конце XIX века. Это связано с жесточайшим запретом всех христианских религий, согласно которым после пришествия Спасителя, умершие снова обретут жизнь, но возможно это будет только при наличии тела.
Первые крематории устраивались под открытым небом. Тело усопшего попросту сжигали на костре. Современные традиции и методы сильно отличаются от древних и включают:
Захоронение урны производят либо в нише колумбария, либо на традиционном кладбище внутри семейного склепа или в порядке подзахоронения в могилу одного из близких родственников покойного.
Как православная церковь относится к кремации
Верующие люди знают легенду о втором пришествии Христа. Согласно христианским представлениям только после естественного разложения тела, душа обретает свободу и получает право на воскрешение. Поэтому долгое время сожжение в пламени крематория не только не приветствовалось, но и возбранялось, а захоронение в землю считалось лучше для души. В современных реалиях священнослужители стали относиться к обряду кремации терпимее. Многие батюшки готовы отпеть умершего перед сожжением, так как точных указаний к образу погребения в священном писании нет.
Что дешевле: кремация или похороны
Погребение на кладбище классическим способом воспринимается более естественно. Близкие люди из старшего поколения едва ли оценят идею испепеления останков. К тому же, священники рекомендуют выбирать именно этот способ захоронения.
Однако классические похороны связаны с рядом недостатков:
Кремация умершего выигрывает по многим параметрам:
Но при этом у семьи не будет места на кладбище для привычного поминания в великие праздники. К тому же, многим нужно время, чтобы привыкнуть к смерти, и им трудно осознать, что от близкого человека остался только пепел. Также при выборе способа похорон нужно ориентироваться на пожелания и предпочтения самого покойного.
Кремация или захоронение? Что лучше для души?
Тема погребения неоднократно поднимается в моих разговорах с клиентами. Многих волнуют вопросы: какой способ захоронения лучше для состояния души, важно ли это душе, что чувствует душа, когда тело сжигают или погребают в землю?
Лично я считаю, что кремация – метод захоронения, который является наиболее экологичным, как для планеты Земли, так и для души. Дело в том, что душа еще некоторое время после смерти чувствует связь с физическим телом. Эта связь постепенно истончается и исчезает, и данный процесс является весьма индивидуальным. Кому-то важно, чтобы тело было похоронено определенным образом по всем традициям той религии, которую исповедовал человек при жизни, а для кого-то ритуалы являются формальностью.
Могу заметить, что при кремации связь с телом разрывается быстрее, душа не привязывается к месту захоронения. При погребении в землю по православным или мусульманским традициям происходит естественное разложение тела. Душа может ощущать процесс распада, и это достаточно непростые переживания. Так, моя семья похоронила тетку в ноябре по православным традициям. Вопросов по вариантам захоронения не возникло, поскольку соблюдение православных ритуалов было очень важно для моих близких. Спустя некоторое время умершая родственница проявилась во сне моей сестры и рассказала, как она ощущала процесс распада тела. Она сообщила, что тело сразу замерзло и не разлагалось, так как стояла минусовая температура. Но по весне тело оттаяло, и процесс разложения произошел молниеносно. Не было червей и насекомых. Оттаявшее тело просто очень быстро разложилось. При захоронении в жаркую погоду, например, летом, мертвое тело разлагается иначе. В этом случае в теле присутствуют живые микроорганизмы, в том числе черви.
Вспомнив свои прошлые жизни и исцелив момент смерти, можно избавиться от фобий или хотя бы снизить реакцию тела на них (оцепенение, тошнота, судороги, мурашки и т.д). В настоящее время я неравнодушна к ампутантам и червям, но я уже не могу назвать это фобией, поскольку больше не испытываю тех проявлений тела, которые присутствовали при взгляде на человека без ноги или червей.
Таким примером я хочу показать, как важно уделить внимание процессу захоронения тела, особенно, если тело было повреждено или разорвано на части. Если такое произошло в прошлом воплощении, то в текущей жизни человек может ощущать себя нецелостным, разрозненным, он может не знать, куда ему двигаться и что делать. Исцелением в этом случае является сбор всех частей тела, сшивание энергии души. Все это можно осуществить в трансовом состоянии в месте под названием «жизнь между жизнями: пространство исцеления». Регрессологи особое внимание уделяют этому пространству. Здесь действительно можно залатать душевные раны и исцелить внутреннюю боль.
Возвращаясь к теме захоронения, хочу подытожить свой ответ. Очень важно, чтобы тело было погребено так, как хотел человек при жизни. У каждого из вас свое мнение на данную тему, но мы не можем решать, что лучше и что экологичней за наших родственников. В идеале желательно еще при жизни человека узнать его предпочтение в захоронении. Так душа ушедшего будет спокойней и сможет без дополнительных переживаний продолжить свой путь. Если решение человека вам неизвестно, то я рекомендую кремацию, как наиболее экологичный способ погребения. Одновременно замечу, что в связи с ростом захоронений в землю, на кладбищах Москвы не хватает места для новых могил. Очень многие кладбища в пределах Москвы имеют статус закрытых, то есть там разрешено только подхоранивание к родственным могилам, новые создавать запрещено из-за отсутствия земельного ресурса. Отсюда, наше православие уже снисходительно смотрит на кремацию. По крайней мере, никто не отказывает в оказании православных услуг отпевания, если похороны осуществляются не в землю, а через сожжение. Мир меняется, и традиционные устои так же претерпевают изменения.
В завершении, хотелось бы добавить, что, безусловно, существуют и другие способы погребения: бальзамирование, мумификация, поедание тела животными, эндоканнибализм. В прошлом тела оставляли в скалах, на ветвях деревьев в гробах и без. Но для настоящего времени такие способы погребения нельзя назвать стандартными. Да, такие ритуалы относят нас в культуры Тибета, Египта, Африки, Австралии, Южной Америки. И возможно о таких ритуалах тоже нужно знать. Но я пишу о современном человеке, о его вопросах и выборе.
Душа после кремации
Единственное, что, пожалуй, способно объединить множество существующих в мире религий — это вера в существование человеческой души. Душа после кремации — тема, мучающая многих. Как правильно поступить в этой нелегкой для каждого ситуации.
Кремация или погребение: что лучше для души
Наша душа, как известно, — есть некая бессмертная субстанция: олицетворение чистоты и энергии. В то время как тело — это, всего лишь навсего, — ее вместилище, и его время существования на Земле ограничено. Рано или поздно в жизни каждого наступает неотвратимый момент, когда осуществляется, скажем так, процесс избавления души от тела. И, в зависимости от принадлежности людей к тому или иному вероисповеданию, выбирается способ его (тела) упокоения.
У одних это захоронение, другие же (как, например, древние египтяне) возводят, а точнее, — возводили невероятных масштабов гробницы и мумифицировали тела великих людей своей эпохи, помещая их, в конечно итоге, в эти грандиозные сооружения. Впрочем, — далеко не все египетские пирамиды являются гробницами… Но мы сейчас не об этом.
Возвращаясь к теме ухода человека из жизни, надо отметить, что одним из наиболее распространенных сегодня в мире способов освобождения души от тела является кремация последнего. Особенно популярна кремация в Европе и в Америке.
Кремирование человека
В буквальном смысле слово “кремация” cremare, в переводе с латинского, обозначает процесс сжигания трупов. (Звучит, конечно, несколько зловеще — но стоит относиться к этому спокойно.)
Надо сказать, что сжигание тела — это еще не конечный этап всего процесса прощания с человеком. После кремации прах усопшего обычно передают его родственникам, чтобы те решили, как поступить с ним дальше: захоронить или же развеять.
Некоторые, впрочем, никоим образом не хотят расстаться с овеществленной памятью о своем близком — и ставят урну с прахом в комнате на тумбочку у изголовья… чтобы быть всегда рядом…
Воистину — неисповедимы пути твои, Господи…
Что происходит с душой и телом человека после кремации
Это понятно, я думаю, и без лишних пояснений: тело усопшего, в конечном итоге, превращается в пепел и прах. И в этом, в принципе, нет ничего страшного: ведь большинство религий считает, что тело есть темница Души… Буддисты же и индуисты и вовсе уверены, что процесс сжигания идет душе только на пользу, ускоряя процесс ее высвобождения…
Важно при этом помнить, что, как считается во многих религиях, — тело можно предать огню или земле лишь на третий день после смерти. Именно столько времени требуется для того, чтобы душа сумела покинуть свой сосуд. То есть, проводить кремацию нужно не раньше, чем через три дня после того, как умер человек. Этот срок необходим еще и для того, чтобы отделились друг от друга тело астральное (первое тело духовного свойства) и тело казуальное (тело личности).
Важно понимать, что сожжению предается лишь земная, умершая оболочка души, которая не испытывает боли и не чувствует ее. Ну, а если уж так случилось, что кремировать умершего (или погибшего) пришлось раньше — тонкая материя, «задержавшаяся» рядом с телом, может испытать небольшой стресс…
Но бывают случаи и бытовой гибели: сгорание человека, скажем, при пожаре: и в этом случае вовсе не значит, что будет повреждена его душа. Просто этот процесс невольного кремирования, опять-таки, послужит для нее неким стрессом.
И все же — что лучше: кремация или захоронение? В принципе, на сегодняшний день, разницы в том, будет ли человек кремирован или просто захоронен, практически нет. Боли человек после смерти не ощущает. Хотя на эту тему можно встретить и иные свидетельства…
Вечный ад или способ очищения
Не вредит ли, все же, душе кремация тела?
Этот вопрос вполне закономерно возникает у родственников человека, покинувшего наш мир. Тем более, что отношение церкви к кремации до сих пор неоднозначно. Прямо скажем: и православная церковь, и иудаистская сожжение трупов отнюдь не приветствовала и не приветствует. А в Греции, например, кремирование и вовсе по сей день запрещено законом.
Тем не менее, на протяжении времени мы видим, как то, что еще вчера считалось невозможным и запретным, сегодня вполне себе нормально существует.
Православные каноны церкви, несмотря на еще относительно недавнюю их установку «земля еси и в землю отидеши», — сегодня, в большинстве своем, уже и не осуждают кремацию. Отпевание тела умершего происходит в наши дни даже в крематориях. А мысль о том, что с приходом Страшного Суда воскреснут лишь те, кто был захоронен – теперь есть мысль ошибочная. Ведь, по новой версии, когда тело кремируют — душа остается нетронутой, а для воскрешение в Судный день телесная оболочка вовсе не требуется.
Ссылки на библию по поводу кремирования
Ни в Старом, ни в Новом Завете прямо не упоминается о том, что сожжение тела человеческого после его смерти является грехом. И в то же время, есть пометки о том, что грехом является сожжение человека на жертовнике. В свою очередь, существует мнение, что прах кремированного необходимо, все же, предать земле.
Место погребения при этом обязательно нужно обозначить. В православии такую роль выполняет памятник или же крест. Христианин, который был кремирован после своей смерти, имеет право на панихиды и отпевания ровно так же, как и все остальные (кроме тех смертных, кто совершил суицид). И после кремации душа его возносится на небеса так же, как это было бы и после погребения.
Как кремировали людей в прошлом
Кремирование как способ избавления от бренного тела усопшего было популярным еще задолго до нашей эры. Так, древние жители Скандинавского полуострова не хоронили своих собратьев. Для того, чтобы проститься с телом человека и отпустить его душу, применялась техника погребального костра. Тело умершего обматывали тканью и водружали на костер.
Существовали также и меры, которые при сожжении трупов важно было соблюдать. Особая актуальность такого способа прощания наблюдалась и в средние века, когда во многих регионах Европы свирепствовала чума. В этой связи ученые тех времен полагали, что закапывать тела в такой ситуации попросту опасно, так как эпидемия в этом случае может распространиться и дальше.
Так все же: хоронить в землю или кремировать?
Таким образом, как мы видим из всего вышеизложенного, кремация в наше время стала процессом, который равносилен традиционным похоронам. Но, несмотря на это, далеко не каждая семья, потеряв близкого, решается на этот шаг, боясь суеверий, что по-прежнему распространяются различными культами, сектами и их фанатиками.
Если же оценить этот метод прощания с человеком объективно, оказывается, что он не так уж и плох. В пользу кремации, например, существуют и определенные аргументы:
Вот только с одним невозможно, пожалуй, поспорить: среди славян кремация и по сей день — не самый распространенный метод прощания с умершими. Ведь традиции такого рода прививаются в культурных социумах годами и десятилетиями, чтобы степень шока в сознании людей от этого, прямо скажем, визуально не самого гуманного процесса, снижалась постепенно, из поколения в поколение.
Кроме того, в связи с тем, что эта процедура у нас не самая распространенная — не всегда есть к кому и обратиться за помощью в ее осуществлении. Особенно это касается небольших поселений, где мест кремирования не так уж много. Но, все же, они есть, и найти их можно, обратившись в организации по оказанию населению ритуальных услуг.
Как кремируют людей
Многие наверняка представляют себе весь этот процесс подобным картинкам фильмов ужасов в лучших их жанрах. Но это не совсем так. В крематориях во время кремации все происходит довольно просто и лаконично. Используется гроб, в который помещается покойный на третий день после своей смерти. Затем гроб с человеком отправляется в специальную камеру, где под воздействием высоких температур он сжигается до состояния праха.
Этот прах собирают потом в специальные погребальные урны, чтобы передать их родственникам. А вот на что нужно обращать внимание, когда выбрана кремация человека, — так это на соблюдение похоронной процедуры согласно вероисповеданию умершего. Т.е., если речь идет о христианах, то весь ритуал должен проходить по общепринятым правилам, с отпеванием и панихидой.
Впрочем, — слабонервным рекомендуется не смотреть:
Что делать после ритуала кремации?
Ближайшие родственники покойного могут получить на руки прах в крематории. Прах передается в специальной погребальной урне. А вот что делать с ней дальше – решать им самим.
В целом, Православная церковь рекомендует хоронить урну, как подобает по ее канонам. Но, в зависимости от последней просьбы покойника и усмотрений родственников, можно не переживать о том, оставить ли прах после кремации где-то поблизости с собою или его захоронить. Ведь если в завещании человек попросил, например, свой прах развеять в каком-то особом месте, — стоит тогда так и поступить. Ведь Богу или Высшим силам не важно, из каких атомов или иных частиц вернуть потом человека к его новой жизни… В случае, если она, конечно, наступит.
Кремация и бальзамирование тела
И еще — давайте рассмотрим основные методы прощания с телом покойного:
Как видите, о первом методе говорить особенно подробно здесь незачем, так как он — привычный для православной культуры. Что же касается второго метода, то в его пользу были приведены доводы, позволяющие оценить его по достоинству. Но вот о бальзамировании в наше время едва ли кто-то подробно наслышан о них напоминают нам лишь широко разрекламированные мумии из эпохи Древнего Египта и, пожалуй, высохшая фигура Ленина, до сих пор покоящаяся в московском Мавзолее.
Бальзамирование — это способ, который используется (и, в большей степени, использовался) для сохранения тела с минимальными его повреждениями. Так, трупы, которые датируются еще пятым тысячелетием до нашей эры, сохранились и по сей день достаточно хорошо, в сравнении с окаменелыми частичками их «ровесников». Но подобный метод сегодня мало популярен, да и секрет составляющего бальзамов, использовавшихся египтянами, нашей цивилизацией давно утрачен.
И, в заключение сей прискорбной темы — еще несколько слов о некоторых ее подробностях:
Поминки и ритуальные традиции
Если человек болеет тяжелой болезнью, наша традиция настоятельно советует ему исповедоваться. Есть в этом смысл или нет — сказать трудно, но существует немало случаев, когда страдающие от рака люди, например, находясь на смертном одре, просили привести им священника для исповеди. И часто после того, как только они исповедовались, их муки достаточно быстро прекращались.
Что же касается процедур, связанных с захоронением, то все происходит обычно следующим образом:
Следом, после проведения погребального ритуала, все желающие приходят в дом родственников и поминают усопшего. Стол для поминок должен быть без излишеств. Наличие изысканностей не приветствуется. Родственники раздают конфеты и сладости окружающим с просьбой помянуть ушедшего близкого им человека.
На третий день после похорон организовываются поминки. Это же происходит и на девятый, и на сороковой день и традиция эта поддерживается затем ежегодно.
Считается, что душа покидает наш мир на сороковой день.
Кремировать или хоронить?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Когда умирает близкий, горе оглушает нас. Но решение приходится принимать в большинстве случаев очень быстро. Мы вспоминаем, что говорил усопший, пытаемся понять его волю, видим наши реальные возможности. Расслышать голос разума в деле организации похорон бывает трудно не только из-за нахлынувших эмоций, но и из-за массы суеверий, предрассудков и заблуждений в отношении к смерти и погребению.
Мы обратились за советом к московским священникам Иоанну Захарову, настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), и Николаю Петрову, клирику храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподавателю Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы.
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва
Можно ли кремировать?
Мне кажется, этот вопрос некорректно поставлен. Но сложно ответить, когда не видишь человека, который задает вопрос, не знаешь его конкретной ситуации, обстоятельств, возможностей. Скорее всего, родных беспокоит вопрос другой: что будет, если я кремирую своего родственника?
В любом случае Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, со снисхождением относится к факту кремации. После кремации прах должен быть предан земле.
Кремируют ли православных?
Кремируют. Кто-то от безысходности. Некоторые кремируют потому что его родственник просил об этом. А почему он просил, еще надо разобраться. Скорее всего он не хотел доставлять проблем и лишних расходов со своими похоронами, но этот вопрос сложный. На могилу уже не придешь. А приходишь на могилу, в которой лежит некий глиняный сосуд с пеплом о непонятно чего. Кремация на самом деле жуткая вещь.
Кремировать или хоронить?
Можно ли кремировать христианина?
Можно, но не нужно. Православная Церковь считает нормой захоронение почивших христиан в земле, а к кремации относится со снисхождением: если есть возможность похоронить, то лучше это сделать.
Что происходит с душой, если человека кремировали
Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва
Почитание мощей в христианстве предполагает, что к телу усопшего относятся очень благоговейно, тем более мы знаем, что Господь воскресит именно тело, хотя и не обязательно, чтобы что-то сохранилось от него. Но тем не менее тело в христианстве принимает участие в духовной жизни человека.
Но если даже кого-то сожгли, кремировали, то ничего страшного для души нет, отпевание совершается. С душой происходит то же, что и со всеми другими. Мы верим, что Господь может воскресить, даже если тело сильно пострадало, но осознанно идти на кремацию, с христианской точки зрения, не стоит.
Нелегкий выбор: кремация или погребение?
Можно ли кремировать умерших православным христианам — или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно — есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.
Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).
«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.
Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.
Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб».
На всякий случай, уточним — под «мощами» в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.
Еще отрывки из того же чина отпевания:
«Земля еси и в землю отыдеши» (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), «земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем». «Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается». «Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем».
Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.
Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: «Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом».
А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:
«…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».
В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).
Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать «нетленные мощи»?
Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.
С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории «кафедрой безбожия», а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние «индифферентные» верующие.
Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается «темницей для души». А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.
Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.
Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, «кладбищенская мафия», делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.
Еще одним важным моментом является желание семей похоронить всех родственников рядом для лучшей организации поминальных дней, да и просто для почитания дорогих людей. Но если рыть новую могилу рядом со старой на одном участке кладбищенские предписания зачастую не разрешают, то «подхоронить» урну с прахом новопреставленного к старым могилам вполне возможно.
В таких случаях даже самые ригористичные священнослужители обычно не слишком критикуют кремацию усопших. Правда, как справедливо заметил один батюшка, нелогичным выглядят ссылки на «бедность», якобы помешавшую организовать традиционного погребение покойника — и последующая установка ему же сверхдорогого памятника. Себя и священника обмануть ведь несложно — а с Богом такое не пройдет…
Выходит, что отношение Православия к кремации вроде как ясно, но это отношение официально нигде не регламентировано. Ну нет ни одного Канона, который бы прямо запрещал сожжение тел покойников перед погребением!
Каноны ведь, как и другие заповеди, являются, среди прочего, констатацией того или иного греха в среде верующих, и вызваны необходимостью регламентировать их поведение. А ни первым христианам, ни их потомках в Византии и «варварских королевствах» Европы в голову не приходило сжигать тела своих усопших сродников.
Ну, а когда кремация появилась в Европе, тогда Церковь была уже слишком разобщена, чтобы сформулировать общие и обязательные для всех новые каноны.
Поэтому большинство самых пламенных речей священнослужителей с критикой «новомодных веяний» обычно заканчиваются выхолащивающими суть всего сказанного концовками — «как бы умерший православный не был похоронен, его все равно можно отпевать, поминать, и его загробная участь зависит не от способа погребения, а только лишь от Суда Божьего». Что, кстати, тоже совершенно правильно.
И при всем уважении к решению работников Патриархии «жестко сформулировать отношение Церкви к кремации», маловероятно, что из этого выйдет что-то дельное. Хотя бы потому, что Межсоборное присутствие — это не слишком авторитетный орган, осуществляющий лишь совещательные функции — что-то вроде Общественной палаты, которую политики порой цитируют, но законы принимают все-таки в Госдуме.
И пока соответствующее решение не примет Архиерейский или Поместный Собор, все прочее в лучшем случае будут принимать к сведению. И выполнять лишь тогда, когда оно совпадет с личными убеждением верующего или священника.
Но может, оно и к лучшему. В конце концов, приведенные в этой статье мнения авторитетных иерархов известны уже давно. И тех, кто их не хочет выполнять, вряд ли напугают какие-то прещения. Опять же, среди последних вряд ли будет отлучение или запрет на поминовение — таких жестких мер ныне не предпринимают даже в отношении больших грешников.
Ну, а сложности с обеспечением «правильного» погребения усопшему христианину должны провоцировать не столько официальные запреты Церкви, но и принятие мер, которые облегчают этот процесс. А это уже задача не церковных институтов, а и власти, и всего общества.
Читайте самое актуальное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.