что лучше для навигатора gps или глонасс
ГЛОНАСС или GPS – плюсы и минусы
Статья о системах ГЛОНАСС и GPS: характеристики спутниковых систем, их особенности и сравнительный анализ. В конце статьи — видео о принципах работы GPS и ГЛОНАСС. Статья о системах ГЛОНАСС и GPS: характеристики спутниковых систем, их особенности и сравнительный анализ. В конце статьи — видео о принциах работы GPS и ГЛОНАСС.
Машина без спутниковой связи выглядит динозавром в современных реалиях. Навигатор, помогающий в незнакомой местности, экономящий время благодаря информации о пробках, GPSтрекер, отслеживающий все перемещения и даже кнопка «sos» на чрезвычайный случай — все это лишь малая часть возможностей автомобильных технологий.
Сейчас сферы влияния поделены между российской ГЛОНАСС, американской GPS (Global Positioning System) и понемногу набирающей обороты китайской BeiDou. Выбор системы для собственного автомобиля может обуславливаться патриотическими мотивами, а может основываться на грамотном взвешивании преимуществ и недостатков этих разработок.
Основы спутниковой связи
Предназначение каждой спутниковой системы – определение точного местонахождения какого угодно объекта. В контексте автомобиля эта задача осуществляется посредством специального устройства, помогающего установить координаты на местности, известного как навигатор.
Спутники, взаимодействующие с конкретной навигационной системой, отправляют ей персональные сигналы, отличные друг от друга. Для четкого определения пространственных координат навигатору достаточно информации от 4 спутников. Таким образом, это не простой автомобильный гаджет, а один из элементов сложного механизма космического позиционирования.
Преимущество современных систем в том, что они обладают способностью запоминания схемы расположения спутников даже в выключенном состоянии. Это значительно повышает эффективность прибора, когда нет необходимости каждый раз заново отыскивать орбиту спутника. Для автомобилистов, регулярно обращающихся к навигатору, разработчики предусмотрели функцию «горячего старта» — максимально быстрой связи устройства со спутником. При редком использовании навигатора старт будет «холодным», то есть, в этом случае соединение со спутником будет более длительным, занимающим от 10 до 20 минут.
Создание систем
Хотя первым спутником Земли была советская разработка, вначале родилась именно американская GPS. Ученые обратили внимание на перемены в спутниковых сигналах, зависящие от его перемещения по орбите. Тогда они задумались над методикой расчета не только координат самого спутника, но и привязанных к нему земных объектов.
В 1964 году заработала исключительно военная навигационная система под названием TRANZIT, ставшая первой в мире разработкой такого уровня. Она способствовала запуску ракет с подводных лодок, но точность расположения объекта рассчитывала только на расстоянии 50 метров. К тому же объект этот должен был оставаться абсолютно неподвижным.
Следующая, модернизированная версия появилась спустя 3 года вместе с новым спутником Тиматионом-1 и его собратом Тиматионом-2. Совместно они поднялись на более высокую орбиту и объединились в единую систему, названую «Навстар». Начинала она так же, как военная разработка, но затем было принято решение сделать ее общедоступной для нужд гражданского населения.
Эта система функционирует до сих пор, насчитывая в своем арсенале 32 спутника, обеспечивающих полное покрытие Земли. Еще 8 аппаратов имеются в резерве на некий непредвиденный случай. Двигаясь на существенном расстоянии от планеты по нескольким орбитам, спутники завершают оборот почти за сутки.
Первый советский спутник 1967 года рождения должен был стать единственным, достаточным для расчета координат. Но скоро в космосе появилась целая оборудованная радиопередатчиками система, известная населению как Цикада, военные называли ее Циклоном. Ее задачей стало определение терпящих бедствие объектов, чем она и занималась вплоть до появления ГЛОНАССа в 1982 году.
Советский Союз был разрушен, страна находилась в бедственном положении и не могла изыскать резервы для доведения до ума высокотехнологичной системы. Вся система включала в себя 24 спутника, но из-за финансовых трудностей почти половина из них не функционировала. Поэтому в то время, в 90-х годах, ГЛОНАСС даже близко не могла конкурировать с GPS.
На сегодняшний день российские разработчики намерены догнать и обогнать американских коллег, что уже подтверждает более быстрое обращение вокруг Земли наших спутников. Пусть исторически российская спутниковая система ощутимо отставала от американской, из года в год этот отрыв сокращается.
Преимущества и недостатки
На каком уровне сейчас обе системы? Какую из них предпочесть рядовому обывателю для своих житейских задач?
По большому счету, многим гражданам безразлично, какую именно спутниковую навигацию использует его техника. Они обе доступны без ограничений и взимания платы всему гражданскому населению, в том числе для использования в автомобиле. Если смотреть с технической точки зрения, то шведская спутниковая компания официально заявила о достоинствах ГЛОНАСС, намного качественнее работающей в северных широтах.
Спутники GPS практически не появляются севернее 55-й параллели, а в южном полушарии, соответственно, южнее. Тогда как при угле наклона в 65 градусов и высоте нахождения в 19,4 тыс.км спутники ГЛОНАСС поставляют отличные, стабильные сигналы в Москву, Норвегию и Швецию, что так оценили зарубежные специалисты.
Хотя обе системы имеют большое количество спутников во всех орбитальных плоскостях, другие эксперты все же отдают пальму первенства GPS. Даже при активной программе усовершенствования российской системы на данный момент американцы имеют 27 спутников против 24 российских, что дает большую четкость их сигналам.
Достоверность сигналов ГЛОНАСС составляет 2,8 м по сравнению с 1,8 м у GPS. Однако эта цифра достаточно усреднена, потому что спутники могут выстроиться на орбите таким образом, что показатель погрешности возрастет в несколько раз. Причем такая ситуация может постичь обе спутниковые системы.
По этой причине производители стараются оснастить свои устройства двухсистемной навигацией, принимающей сигналы и GPS, и ГЛОНАСС.
Если говорить о выявленных недостатках обеих навигационных систем, их можно распределить следующим образом:
Двухсистемность
В общей сложности на орбите постоянно крутится более пяти десятков спутников обеих мировых держав. Как уже было сказано, для получения достоверных координат достаточно хорошего «обзора» 4 спутников. На ровном пространстве, в степи или в поле, любой приемник сумеет зафиксировать одновременно до десятка сигналов, тогда как в лесу или горной местности связь стремительно исчезает.
Таким образом, цель разработчиков состоит в том, чтобы каждое принимающее устройство было способно связываться с максимальным количеством спутников. Это снова возвращает к идее совмещения ГЛОНАСС и GPS, что уже практикуют в Америке для служб спасения. Как бы ни складывались отношения государств, человеческая жизнь превыше всего, а двухсистемный чип с большей скоростью и четкостью определит местоположение попавшего в беду человека.
Такой синтез избавит и автомобилистов от неспособности сориентироваться в незнакомой местности из-за того, что навигатор слишком медленно налаживает соединение и слишком долго обрабатывает информацию. Причиной тому служит потеря спутника из-за банальных помех: высокого здания, эстакады или даже крупногабаритной фуры по соседству. Но если автонавигатор будет оснащен двухсистемным чипом, вероятность его «зависания» значительно уменьшится.
Когда подобная практика станет повсеместной, навигатору будет безразлична страна происхождения системы, ведь он сможет одновременно отслеживать до 40 спутников, выдавая фантастически точное определение местонахождения.
Видео о принципах работы GPS и ГЛОНАСС:
Спутниковые системы навигации GPS и ГЛОНАСС
Многие автовладельцы используют навигаторы в своих автомобилях. При этом некоторые из них не знают о существовании двух различных спутниковых систем – российской ГЛОНАСС и американской GPS. Из этой статьи вы узнаете, в чем же их отличия и какой спутниковой навигации следует отдать предпочтение.
Как работает навигационная система
Навигационная система в основном используется для того, чтобы определить местоположение объекта (в данном случае автомобиля) и скорость его движения. Иногда от неё требуется и определение некоторых других параметров, например, высоты над уровнем моря.
Вычисляет она эти параметры, устанавливая расстояние между самим навигатором и каждым из нескольких спутников, расположенных на земной орбите. Как правило, для эффективной работы системы необходима синхронизация с четырьмя спутниками. По изменению этих расстояний она и определяет координаты объекта и другие характеристики движения. Спутники ГЛОНАСС не синхронизируются с вращением Земли, из-за чего обеспечивается их стабильность на большом промежутке времени.
Видео: ГлоНаСС vs GPS
Что лучше ГЛОНАСС или GPS и в чем их разница
Системы навигации в первую очередь предполагали их использование в военных целях, и только потом стали доступны для обычных граждан. Очевидно, что военным необходимо использовать разработки своего государства, потому что иностранная система навигации может быть отключена властями этой страны в случае возникновения конфликтной ситуации. Более того, в России призывают использовать систему ГЛОНАСС и в повседневной жизни военным и государственным служащим.
На большинство современных устройств для навигации устанавливается комбинированная система, которая поддерживает как российскую спутниковую систему, так и американскую. Именно такие устройства являются наиболее точными и обладают самой низкой ошибкой в определении координат автомобиля. Также возрастает и стабильность принимаемых сигналов, ведь такой аппарат может «увидеть» больше спутников. С другой стороны, цены на такие навигаторы намного выше односистемных аналогов. Оно и понятно – в них встраиваются два чипа, способные принимать сигналы от каждого типа спутников.
Видео: тест GPS и GPS+ГЛОНАСС приемников Redpower CarPad3
Таким образом, наиболее точными и надежными навигаторами являются двухсистемные устройства. Однако их преимущества связаны с одним существенным недостатком – стоимостью. Поэтому при выборе навигатора нужно подумать – а нужна ли настолько высокая точность в условиях каждодневного использования? Также для простого автолюбителя не очень важно, какой навигационной системой пользоваться – российской или американской. Ни GPS, ни ГЛОНАСС не дадут вам заблудиться и доставят к желаемому месту назначения.
Как выбрать GPS-навигатор
GPS навигатор – очень полезный прибор, позволяющий точно установить свое местоположение в незнакомом месте и выбрать оптимальный маршрут движения, когда вы направляетесь в путешествие в новый регион в первый раз. Для этого навигатор определяет ваши координаты с помощью спутниковой системы глобального позиционирования, принимая сигнал с нескольких спутников, а также подбирает путь с помощью картографического софта.
На какие характеристики нужно смотреть при выборе навигатора
GPS навигатор – по сути, является специализированным планшетным компьютером. Поэтому характеристик у него много и все они важны. При выборе следует самое пристальное внимание уделить следующим характеристикам:
Давайте разберемся, что конкретно стоит покупать и как удобство использования GPS навигатора зависит от его характеристик.
Ценовой диапазон
Как и любая бытовая электроника, GPS навигаторы доступны в широком ценовом диапазоне. Стоимость прибора может составлять от нескольких тысяч рублей за недорогие решения компаний Prology, Dunobil, Navitel, DEXP до нескольких десятков тысяч за топовые модели навигаторов Garmin.
Недорогие приборы обычно оснащаются экранами с длиной диагонали 4,3 или 5 дюймов и обладают базовым функционалом – наличие только навигационных и некоторых мультимедийных функций, обычно проигрывание музыкальных файлов. В моделях подороже обычно лучше экран и постоянно обновляется не только информация о текущей ситуации на дорогах, но есть масса сведений о заправках, лежачих полицейских, подробные данные о сложных развязках, магазинах и пр.
Экран навигатора
Фактически навигатор является специализированным планшетным компьютером. А это означает, что одним из самых важных узлов является его экран. Длина диагонали экрана в навигаторе может составлять:
От длины диагонали экрана зависят и его габаритные размеры. Поэтому при покупке надо принимать компромиссное решение. С одной стороны – чем больше экран устройства, тем удобнее им пользоваться, так как изображение имеет большие размеры. С другой – навигатор крепится таким образом, чтобы он был хорошо виден, поэтому часто закрывает водителю часть обзора. Поэтому наиболее распространены модели с длиной диагонали от 5 до 6,1 дюйма.
Важный момент – разрешение экрана. Чем оно выше, тем качественнее картинка. Кроме того, разрешение зависит от диагонали экрана. Модели с длиной диагонали 5 дюймов и менее в большинстве случаев оснащены дисплеями с разрешением 480 на 272 пикселя. Этого вполне достаточно для того, чтобы картинка была разборчивой. У экранов с большей длиной диагонали разрешение может составлять 800 на 480 или 1024 на 600 пикселей.
Играет роль и тип экрана. Часто дисплеи GPS-навигаторов делают на основе TFT или LCD матрицы, но есть и модели с IPS матрицами, обладающие лучшими углами обзора.
Навигационный софт
Пожалуй, эта часть по важности сопоставима, а то и важнее, чем качество экрана GPS-навигатора. Ведь прибор покупается для решения конкретной задачи – выбор оптимального маршрута и/или получение информации о трафике. Решается это с помощью навигационной программы. Наиболее распространены:
а также Автоспутник, Сити Гид, Штурман и ряд других программ.
Немного подробностей о навигационных приложениях
Navitel (Навител) – навигационный софт российской разработки. Пользуется популярностью за хорошее картографическое покрытие территории России, подробную детализацию и адреса. Софт используется на навигаторах разных производителей. Ориентироваться по нему очень удобно, сервис регулярно обновляется.
Garmin – подойдет тем, кто путешествует по всему миру. Работает только на навигаторах Garmin, но зато охватывает почти весь мир. Есть множество дополнительных возможностей, например, информация о пробках. Но есть и недостаток. Если вам потребуются карты кроме тех, которые уже установлены в устройстве, скачать и установить их просто так не получится – только за отдельную плату. Аналогичного подхода придерживается производитель навигаторов и одноименного софта Штурман.
iGo – хороший картографический сервис для путешественников по Европе. Используется в навигаторах различных производителей, часто устанавливается одновременно с другими навигационными приложениями, благо операционные системы Android или Windows CE это позволяют.
Progorod, 7 Дорог, 2Gis – российские навигационные сервисы, активно развивающиеся и завоевывающие рынок. Карты в основном ориентируются на подробное и дательное информирование пользователей о картографии в крупных российских городах. Очень интересен в этом плане 2Gis, содержащий массу информации о месте размещения различных организаций и режиме их работы.
Выбор конкретного навигационного софта должен определяться в первую очередь полнотой и качеством покрытия интересующего вас региона, а также удобством его использования для владельца и наличия регулярных обновлений. Поэтому для каждого случая выбор будет своим. Обычно для России выбирают Навител, для Европы – iGo, для США – Garmin.
Аппаратная начинка GPS-навигатора
От того, насколько современной будет начинка купленного навигатора, зависит то, насколько удобно с ним будет работать. Производительность и тактовая частота процессора, а также объем ОЗУ напрямую скажутся на скорости работы программы и отсутствии «тормозов», а объем встроенной памяти – на возможность использования дополнительного софта, например, других навигационных приложений.
Большинство навигаторов оснащаются 128 Мбайт ОЗУ, но встречаются и модели с 512 Мбайт и 1 Гбайт ОЗУ. В устройствах с увеличенным объемом ОЗУ обычно имеется расширенный набор мультимедийных функций.
Встроенной памяти под пользовательскую информацию и дополнительный софт может быть от 256 Мбайт (в недорогих моделях) до 8 Гбайт. Средний и наиболее распространенный показатель – 4 Гбайт. Не стоит забывать, что GPS навигаторы оснащаются слотом для карты памяти microSD, на которой обычно и хранится дополнительный навигационный софт в случае его использования.
Тактовая частота процессора может составлять от 500 до 1500 МГц. Конечно, чем она больше, тем лучше. Но на значение тактовой частоты нужно смотреть в связке с типом операционной системы. Для Windows CE достаточно чипа с тактовой частотой от 500 до 1000 МГц, для Android – лучше, чтобы она была выше – 1300 или 1500 МГц.
Операционная система
GPS навигаторы работают на ОС Windows CE, Android, Garmin. Garmin – операционная система, используемая только на одноименных устройствах. Основная масса навигационного оборудования работает на Windows CE или Android.
Windows CE не требует процессора с высоким значением тактовой частотой. Устройства на этой операционной системе отлично справляются с навигационными задачами, а вот мультимедийные функции в них обычно представлены в базовом функционале (как правило, mp3- проигрыватель). В этих устройствах всегда ставятся качественные GPS-приемники, уверенно принимающие сигналы со спутников в любых условиях и обеспечивающие точное позиционирование.
Навигатор на Android более продвинут в плане мультимедиа и всегда оснащается более производительным процессором. Если вы хотите приобрести многофункциональное устройство, которое не только обеспечивает ориентирование в незнакомом месте, но и может использоваться для других задач, в том числе просмотра фильмов, чтения, прослушивания музыки, стоит выбирать модель на этой операционной системе.
Получение информации о пробках, голосовые подсказки и дополнительные функции
Одна из самых полезных и востребованных функций в GPS-навигаторе – загрузка в прибор информации о пробках. Организуется она через встроенный модуль GSM или по Bluetooth со смартфона. Поэтому желательно, чтобы они имелись в приборе. В навигаторах Garmin для этих целей используется отдельный модуль и антенна. Обратите внимание, что загрузка информации о пробках есть не во всех навигаторах. Бюджетные устройства этой функцией не оснащаются.
Наличие в навигаторе приемника ГЛОНАСС не является обязательным. Оно будет полезно для более точной навигации, когда речь идет об использовании в северных регионах, где ГЛОНАСС обеспечивает получение более точных результатов, чем GPS. Кроме того, прием сигналов от российских и американских спутников полезен для повышения точности позиционирования. Особенно, если речь идет об использовании техники в лесу или местах с плотной застройкой.
Еще одна полезная функция – наличие голосовых подсказок. Согласитесь, гораздо удобнее, не переключать постоянно внимание с дороги на навигатор, особенно, когда приближается сложная развязка, а слышать сообщения: «Приготовьтесь. Через 300 метров поворот направо». Поэтому, навигатор с голосовыми подсказками удобнее, но и стоит дороже.
Еще одна полезная дополнительная функция – наличие FM-трансмиттера. Если он имеется в навигаторе, его можно без проблем и прокладки проводов подключить к автомобильной мультимедийной системе. Достаточно включить автомобильный тюнер и трансмиттер и настроить их на одну частоту. После этого голосовые подсказки и воспроизводимые музыкальные файлы будут транслироваться в аудиосистему машины. Полезны для организации удобной беспроводной связи интерфейсы Wi-Fi и Bluetooth.
Для развлечений пригодятся мультимедийные функции. Обычно это mp3-плеер, но также встречаются устройства с видеопроигрывателями, возможностью чтения электронных книг и пр. Интересна возможность использования навигатора в качестве видеорегистратора. Если в приборе есть такая функция, отпадает необходимость в покупке отдельного регистратора.
Обязательно обратите внимание, от чего питается прибор. Навигатор может работать от автомобильной бортсети или аккумулятора. В первом случае будет нужно решить вопрос с его подключением к сети, а во втором – не забывать о регулярной зарядке и времени автономной работы, зависящем от емкости аккумулятора. Первый вариант системы электропитания выглядит предпочтительнее, так как устройства на аккумуляторах регулярно требуют подзарядки.
Таким образом, главное, при выборе GPS навигатора – выбор наиболее полной для вашей местности навигационной программы, а также подбор экрана достаточных размеров и оптимального набора дополнительных функций: подсказок, информации о пробках и мультимедийных функций. Надеемся, что описание функциональных возможностей позволит вам сделать оптимальный выбор, исходя из заложенной на покупку суммы.
Спутниковая навигация GPS/ГЛОНАСС
Спутниковой навигацией пользуются водители, велосипедисты, туристы – даже любители утренних пробежек отслеживают собственный маршрут при помощи спутников. Вместо того чтобы расспрашивать прохожих, как найти нужный дом, большинство предпочитают достать смартфон и задать этот вопрос ГЛОНАСС или GPS. Несмотря на то, что модули спутниковой навигации установлены в каждом смартфоне и в большинстве спортивных часов, только один человек из десяти понимает, как работает эта система и как в море девайсов с функциями GPS/ГЛОНАСС найти подходящий.
Как устроена спутниковая навигационная система
Аббревиатура GPS расшифровывается как Global Positioning System: «система глобального позиционирования», если переводить дословно. Идея использовать спутники на околоземной орбите для определения координат наземных объектов появилась в 1950-е, сразу после того, как Советский Союз запустил первый искусственный спутник. Американские ученые отслеживали спутниковый сигнал и обнаружили, что его частота меняется, когда спутник приближается или отдаляется. Поэтому, зная свои точные координаты на Земле, можно вычислить и точное расположение спутника. Это наблюдение и дало толчок для разработки глобальной системы расчета координат.
Первоначально открытием заинтересовался флот – разработку начала военно-морская лаборатория, но со временем было решено создать единую систему для всех вооруженных сил. Первый спутник GPS вывели на орбиту 1978-м. Сейчас сигналы передают около тридцати спутников. Когда навигационная система заработала, военные ведомства США сделали подарок всем жителям планеты – открыли свободный доступ к спутникам, так что каждый может пользоваться Global Positioning System бесплатно, был бы приемник.
Вслед за американцами Роскосмос создал свою систему: первый спутник ГЛОНАСС вышел на орбиту в 1982 году. ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, работающая по тому же принципу, что и американская. Сейчас на орбите находятся 24 российских спутника, которые обеспечивают координирование.
Чтобы воспользоваться одной из систем, а лучше двумя одновременно, нужен приемник, который будет получать сигналы от спутников, а также компьютер для расшифровки этих сигналов: местоположение объекта вычисляется, исходя из интервалов между полученными сигналами. Точность вычислений – плюс-минус 5 м.
Чем больше спутников «видит» устройство, тем больше информации может предоставить. Для определения координат навигатору достаточно увидеть всего два спутника, но если он запеленгует хотя бы четыре спутника, девайс сможет сообщить, например, скорость передвижения объекта. Поэтому современные навигационные устройства считывают все больше параметров:
Какие могут возникнуть погрешности в работе GPS/ГЛОНАСС
Спутниковая навигация хороша тем, что доступна круглосуточно из любой точки планеты. Где бы вы ни находились, если у вас есть приемник – вы сможете определить координаты и построить маршрут. Однако на практике сигнал спутников могут глушить физические препятствия или погодные катаклизмы: если вы проезжаете подземный туннель, а сверху к тому же бушует шторм, сигнал может не «добить» до приемника.
Эту проблему решили за счет технологии A-GPS: она предполагает, что приемник обращается через альтернативные каналы связи к серверу. Тот, в свою очередь, использует данные, полученные от спутников. Благодаря этому можно пользоваться навигационной системой в помещениях, туннелях, в непогоду. Технология A-GPS рассчитана на смартфоны и прочие персональные устройства, поэтому, выбирая навигатор или смартфон, уточняйте, поддерживает ли он этот стандарт. Так вы сможете быть уверенными, что устройство не подведет в ответственный момент.
Владельцы смартфонов иногда жалуются, что навигатор работает не точно или периодически «отключается», не определяет координаты. Как правило, это связано с тем, что в большинстве смартфонов функция GPS/ГЛОНАСС по умолчанию отключена. Для расчетов координат устройство использует сотовые вышки или беспроводной интернет. Проблема решается настройкой смартфона, активацией нужного способа определения координат. Также может потребоваться калибровка компаса или сброс настроек навигатора.
Виды навигаторов
Навигационные программы для смартфонов
Одна из самых простых программ, рассчитанных на тех, кто не хочет вникать в функционал: MapsWithMe. Она позволяет загрузить из сети карту нужного региона, чтобы затем пользоваться ею, даже если соединения с интернетом не будет. Программа покажет местоположение на карте, отыщет отмеченные на этой карте объекты – их можно сохранять в закладки и пользоваться потом быстрым поиском. На этом функционал исчерпывается. Программа использует только векторные карты – другие форматы загрузить нельзя.
Владельцы устройств на Android могут воспользоваться программой OsmAnd. Она подходит водителям и пешеходным туристам, поскольку позволяет автоматически проложить маршрут по автодорогам или горным тропинкам. ГЛОНАСС-навигатор будет вести вас по маршруту голосовыми командами. Кроме векторных карт, можно использовать растровые, а также отмечать путевые точки и записывать треки.
Ближайшая альтернатива OsmAnd – приложение Locus Map. Оно подойдет для пешеходных туристов, поскольку напоминает классическое навигационное устройство для туристов, какие были в ходу до появления смартфонов. Использует и векторные, и растровые карты.
Туристические устройства
Смартфоны и планшеты могут заменить специальное GPS/ГЛОНАСС-устройство для туризма, но у такого решения есть свои недостатки. С одной стороны, если есть смартфон, не нужно покупать никаких дополнительных девайсов. На большом ярком экране легко работать с картой, выбор приложений широкийо – мы указали всего несколько программ, охватить все предложения невозможно. Но у смартфона есть и недостатки:
Для многодневных походов по дикой местности разработаны специализированные устройства, во влагозащищенных корпусах и с мощными аккумуляторами. Однако при выборе такого прибора важно уточнять, чтобы он поддерживал и векторные, и растровые карты. Растровая карта – это изображение, привязанное к координатам. Вы можете взять бумажную карту, отсканировать ее, связать с координатами ГЛОНАСС – и получится растровая карта. Векторные карты – не картинка, но набор объектов, которые программа размещает на изображении. Система позволяет запустить поиск по объектам, но самостоятельно создать подобную схему сложно.