что лучше договор займа или инвестиционный договор
Договоры займа между «своими»: риски
Чтобы привлечь в бизнес деньги, но сохранить над ним контроль, многие компании прибегают к займам от взаимозависимых лиц — дочерних и материнских компаний, учредителей, руководства. Но судебная практика показывает, что такие займы могут создать налоговые проблемы и для займодавца, и для заёмщика. Разберемся, какие есть риски и как их избежать.
В чём суть проблемы
Пристальный интерес налоговых органов к договорам займа между взаимозависимыми лицами в первую очередь связан с нерыночным характером таких операций. Дело в том, что условия этих договоров сильно отличаются от обычных: беспроцентные займы, займы на длительное время (в том числе бессрочные), просроченные займы, по которым нет требований о возврате и уплате штрафов.
Получить такое финансирование на открытом рынке практически невозможно. А значит, подобные условия связаны исключительно с взаимозависимостью заёмщика и займодавца. Например, это касается ситуаций, когда такие договоры заключаются между материнской и дочерней компаниями или между должностными лицами, которые приходятся друг другу родственниками или друзьями.
С точки зрения налогового законодательства сделки, которые совершаются на нерыночных условиях, не должны ничем отличаться от обычных сделок, а любые доходы, недополученные в результате таких сделок, должны быть учтены для целей налогообложения (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). А значит, займы между взаимозависимыми юридическими лицами могут иметь серьёзные налоговые последствия. Рассмотрим примеры.
Как смотрят на это суды
При проверках займов между «своими» налоговые органы ищут скрытые от налогообложения доходы. Речь идёт не только о доначислении займодавцу процентов по договору беспроцентного займа, которые он мог бы получить, если бы передал эти деньги независимому лицу. Налоговые органы смотрят на этот вопрос гораздо шире, проверяя и процентные займы и признавая сам заём доходом заёмщика. Такой подход нашёл поддержку и у судов.
Пример 1. ВС доначислила налог предпринимателю, который взял беспроцентный займ у нескольких ООО, где был участником
Представим ситуацию. Организация предоставила своему участнику — индивидуальному предпринимателю — заём без процентов и без указания срока возврата. При этом речь идёт не о единичной сделке: участник получил займы на одинаковых условиях от нескольких компаний, которые контролировал, и не вернул ни одного из них. По мнению инспекторов ФНС, подобные займы были выданы на нерыночных условиях, а также свидетельствовали о том, что заёмщик не собирался возвращать полученные средства.
Оценив эти обстоятельства, Верховный Суд РФ пришёл к выводу, что все договоры были формальными, поэтому суммы займов должны признаваться доходом заёмщика для целей налогообложения (Определение ВС от 03.04.2019 № 304-ЭС19-3151 по делу № А03-384/2018).
В результате заёмщик, который получал займы в статусе ИП, утратил право на применение УСН, так как превысил лимит по величине дохода (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Поэтому переквалификация займа привела к значительным доначислениям по всей деятельности учредителя.
Пример 2. Суд переквалифицировал займ, который учредитель-ИП взял у своей компании, в дивиденды и доначислил НДФЛ
Схожий подход применили судьи ВС РФ и в Определении от 09.04.2019 № 307-ЭС19-5113 по делу № А26-3394/2018. Здесь уже деньги выдавались под процент, который реально уплачивался учредителем, однако ФНС удалось убедить суд в том, что эти средства являются не займами, а дивидендами.
Дело в том, что стороной договора займа выступал учредитель, но не как простое физлицо, а как ИП. Все полученные средства он переводил на личные счета, в предпринимательской деятельности не использовал и не возвращал их займодавцу. При этом деньги выдавались на длительный срок (более пяти лет), а ставка по займу была установлена в размере 2/3 учётной ставки ЦБ РФ.
По мнению ИФНС, совокупность этих фактов означала, что полученные деньги учредитель использовал для личных нужд и возвращать не планировал. Следовательно, он присвоил прибыль «своей» компании, поэтому эти займы нужно рассматривать как дивиденды. В дополнение инспекторы проанализировали и деятельность компаний-займодавцев и установили, что выданные займы соответствовали сумме нераспределённой прибыли.
В результате физлицу был доначислен НДФЛ со всей суммы полученных займов, так как доходы в виде дивидендов в рамках УСН не облагаются налогом (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Одновременно учредителя оштрафовали за то, что он не представил декларацию по НДФЛ в отношении доначисленных сумм.
Что касается условия об уплате процентов, то оно сыграло против налогоплательщика, поскольку размер процентов был чётко привязан к учётной ставке ЦБ РФ. Включение в договор подобного условия суд признал недобросовестным поведением обеих сторон, направленным исключительно на уклонение от уплаты НДФЛ с материальной выгоды по повышенной ставке 35 % (у заёмщика) и от исполнения обязанностей налогового агента (у займодавца).
В данном случае займодавца не оштрафовали за неудержание НДФЛ с дивидендов, хотя все условия для этого были. Оценивая возможные налоговые последствия при займах между взаимозависимыми лицами, это тоже нужно принимать во внимание.
Пример 3. Суд переквалифицировал заём в безвозвратную финпомощь и доначислил налог на прибыль
Наконец, ВС РФ также встал на сторону налоговиков в деле об учёте в расходах процентов по договору займа. У заёмщика не было реальных источников, за счёт которых он мог бы возвратить заём. Займодавец об этом знал, но постоянно продлевал срок возврата займа. ФНС посчитала, что это подтверждает фиктивность займа. Суд переквалифицировал его в безвозвратную финансовую помощь, переданную на развитие дочернего предприятия. В результате суммы процентов, которые заёмщик учитывал в расходах при методе начисления, были исключены, что привело к доначислению налога на прибыль (Определение ВС РФ от 08.04.2019 № 310-ЭС19-3529 по делу № А09-1493/2018).
Сдать отчётность и сформировать платёжку по налогу на основе декларации бесплатно
Как снизить риски
Как видим, займы между взаимозависимыми юридическими лицами, особенно беспроцентые, могут иметь серьёзные налоговые последствия. Если суд признает заёмные отношения фиктивными, это может привести, в частности, к доначислению налога на прибыль и НДФЛ. При этом даже если заёмщик реально уплачивает проценты за пользование займом, это не гарантирует, что займ не переквалифицируют. Как минимизировать риски?
Отказаться от займов на нерыночных условиях
Займы должны соответствовать рыночным условиям как «де юре», так и «де факто». Это значит, что при оформлении заёмных отношений между «своими» мало включить в договор те же условия, что и в договоры с неаффилированными лицами. Нужно также фактически подтверждать реальность сделки. А для этого отслеживать исполнение договоров и требовать возврата денег по окончании срока займа. Также не стоит без обеспечения выдавать займы и продлевать договоры, если известно, что у заёмщика плохое финансовое состояние.
Вернуть деньги по формальным займам
Мы советуем провести ревизию уже имеющихся заёмных отношений и оценить их с точки зрения признаков формальности. И если такие признаки обнаружатся, то стоит предпринять меры по возврату средств, чтобы уменьшить риск переквалификации займа и налоговых доначислений.
Взвесить риски по беспроцентным займам
Риск договора беспроцентного займа в том, что заёмщик фактически пользуется деньгами бесплатно. А значит, займодавцу могут доначислить доход в виде неполученных процентов (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Это возможно, если заёмщик применяет УСН «Доходы».
Рассчитайте, какой налог заплатили бы обе стороны, если бы займ выдавался под рыночный процент, и сравните эту сумму с текущими налоговыми обязательствами сторон. Если сумма налога с учётом процентов будет выше реальной, то риски велики и от заключения такого договора беспроцентного займа стоит отказаться. Если же он уже заключён, стоит изменить его условия и установить проценты. Гражданский кодекс позволяет придать этому условию обратную силу, распространив его действие на период с даты выдачи займа (п. 2 ст. 425 ГК РФ).
Эти меры значительно снизят риски переквалификации займов и налоговых доначислений.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как оформить инвестиционную (венчурную) сделку в российской юрисдикции: структура, процедура и перечень документов
Способов оформления инвестиционных сделок в российской юрисдикции не так уж и много, на данный момент основных два — внесение инвестиций в виде вклада при увеличении уставного капитала компании и конвертируемый заём, который по факту является разновидностью первого способа (если говорить именно об инвестиционной, а не заёмной стороне этого инструмента). Помимо указанных, для заведения инвестиций в компанию также используется продажа казначейской доли, правда в силу того, что казначейская доля в компании — довольно редкое явление, то и применяется данный способ тоже довольно редко, хоть он и очень удобен в плане оформления. О нём я также расскажу ниже.
Весь процесс оформления венчурной сделки можно разделить на следующие этапы.
1. Знакомство инвестора и стартапа, обсуждение условий инвестиционной сделки
В рамках переговоров стороны обмениваются информацией о себе, своих планах и взаимных ожиданиях. На данной стадии на практике часто возникает развилка — либо инвестор (стороны) после получения первичной информации о проекте (друг друге) сразу переходит к стадии due diligence — проверке проекта (друг друга) на предмет выявления и оценки возможных рисков, либо стороны переходят к обсуждению базовых параметров инвестиционной сделки и подписанию первичного соглашения о намерениях — так называемого term sheet, а due diligence проходит уже после подписания term sheet.
Ответ на вопрос, как правильно — сначала провести due diligence или сначала обговорить базовые параметры возможной инвестиционной сделки, зависит от специфики проекта, а также от того, что стороны понимают под term sheet.
В российской юрисдикции потенциальные участники инвестиционной сделки всё чаще подписывают term sheet (соглашение о намерениях), которое содержит в себе элементы соглашения о порядке ведения переговоров (ст. 434.1 Гражданского кодекса РФ), NDA (соглашения о неразглашении конфиденциальной информации), заверений об обстоятельствах (гарантий) и так далее. Term sheet часто содержит базовые параметры будущей инвестиционной сделки, а также описание последствий уклонения той или иной стороны от её заключения.
1.1. Подробнее о due diligence — процедуре выявления и оценки инвестиционных рисков
Due diligence — это что-то похожее на то, когда потенциальный жених (невеста) приходит в гости к родителям своей невесты (жениха) (простите за, возможно, старомодный пример, но он мне всё же кажется уместным) и узнаёт всё о быте семьи, их взглядах, истории, привычках, традициях и прочих имеющих важное для него значение деталях. Такая встреча может явиться началом конца отношений, а может вселить ещё большую уверенность в правильности выбора. То есть в рамках указанной процедуры потенциальный инвестор изучает всю подноготную стартапа, а стартап (да! и это тоже важно и правильно) — всю подноготную (ну или почти всю) инвестора.
В рамках due diligence проверяется:
2. Составление проектов документов инвестиционной сделки и внесение в них правок
Абсолютное большинство инвестиционных сделок в России структурируется по модели вхождения инвестора в компанию через увеличение уставного капитала или по модели конвертируемого займа (хотя конвертируемый заём является разновидностью первого способа).
В случае, если инвестор заходит в компанию через увеличение уставного капитала, то инвестором обычно готовятся проекты следующих документов: новый устав компании (если инвестора не устраивает прежняя редакция, что случается довольно часто), корпоративный договор (который устанавливает особые правила корпоративной игры с упором на далёкое будущее), протокол об увеличении уставного капитала и принятии вклада инвестора (да, не смотря на то, что этот документ чисто операционный и внутрикорпоративный, нередко его проект тоже готовится инвестором).
Иногда инвестор предлагает включить в структуру сделки также инвестиционное соглашение. Более подробно о нём расскажу ниже.
В случае, если инвестор планирует зайти в компанию через конвертируемый заём, то к документам, указанным в первом случае, добавляется договор займа.
Проекты инвестиционных документов готовятся инвестором с упором на договорённости, достигнутые сторонами в процессе переговоров, а также данные, полученные по результатам due diligence (проверки компании). После составления проекты документов направляются участникам и руководству компании (а также иным заинтересованным лицам, к примеру, к сотрудникам-держателям опционов). Каждая заинтересованная сторона вправе представить правки для их рассмотрения.
Бывает, что на этой стадии происходит срыв инвестиционной сделки. К примеру, кого-то из будущих подписантов не устраивает то или иное положение корпоративного договора или устава компании в новой редакции. Автор сам, будучи фаундером стартапа, как-то раз отклонил редакции документов потенциального инвестора по причине намерения последнего приобрести уровень корпоративного контроля в компании заведомо превышающего ценность вкладываемых им инвестиций.
Конечно, на данной стадии как для инвестору, так и компании важно не «перегнуть палку». Нередко инвесторы хотят слишком сильно и необоснованно закрутить гайки, а участники стартапа хотят сохранить за собой прежнюю безграничную свободу. Здесь важен баланс интересов и умение слышать и слушать друга друга, а также адекватно оценивать риски.
Рассмотрим каждый документ в отдельности.
Устав
Нередко бывает, особенно на ранних стадиях, что инвестор заходит компанию со своим уставом. Как правило, такие уставы тщательно выверены и уже не раз использовались в предыдущих сделках. Так что сразу отказываться от нового устава, предложенного инвестором, фаундерам вряд ли стоит, бывает, что такие «инвесторские» уставы оказываются более удобны для всех участников компании. К примеру, гораздо удобнее, когда уставом предусмотрен созыв общих собраний участников компании по электронной почте, а не путём отправки участникам бумажных писем (мелочь, а приятно, как говорится).
Новый устав (или правки в него) в рамках инвестиционной сделки регистрируется одновременно с регистрацией изменений размеров долей участников компании, основанием для регистрации является протокол общего собрания участников (решение единственного участника компании) и заявление по форме Р13001.
Примечание. Внимание! С 25 ноября 2020 года заявления по форме Р13001 и Р14001 применяться не будут, вместо них вводится новая единая форма Р13014, утвержденная приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Внести изменения в устав компании и ЕГРЮЛ можно будет только с помощью этой формы.
Корпоративный договор
В отличие от устава корпоративных договоров в компании может быть сколь угодно много и заключаться они могут не только между всеми участниками компании, но и между некоторыми из них, а также между участниками компании и любыми иными третьими лицами. Корпоративные договоры не нужно заверять нотариально, но об их заключении нужно уведомлять компанию (то есть генерального директора). Корпоративные договоры имеют первостепенную значимость для обеспечения интересов сторон инвестиционной сделки. С помощью этого документа инвестор может в той или иной степени обеспечить предсказуемое поведение фаундеров и других участников компании (миноритариев) в отношении тех или иных вопросов.
Как правило, в корпоративных договорах прописываются особенности голосования участников компании по определённым вопросам (например, что какой-то участник обязуется проголосовать «за» кандидатуру нового директора, если инвестор проголосует «за» эту кандидатуру), особенности продажи участниками своих долей в компании (например, что тот или иной владелец доли в компании не сможет продать её, если потенциальный покупатель не предложит инвестору выкупить одновременно и его долю, или что цена доли при продажи не может быть выше или ниже заранее определённой величины), особенности выхода участников из компании, KPI проекта и так далее.
Протокол общего собрания участников (решение единственного участника) компании о принятии вклада от инвестора и увеличении уставного капитала
Данный документ обязательно заверяется нотариально (вернее, нотариус удостоверяет подписи каждого участника компании на этом документе). На основании него оформляется заявление по форме Р13001 (как я уже отмечал ранее, с 25 ноября 2020 года эта форма утратит силу и будет использоваться Р13014), которое подаётся в налоговую инспекцию для внесения в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) информации о новом размере долей участников компании.
Инвестиционный договор
Инвестиционное соглашение может также предусматривать новые обязанности генерального директора компании, которые после подписания соглашения последним, про сути, становится частью договора (трудового или оказания услуг) между ним и компанией. Это довольно важный аспект в тех случаях, когда CEO является наёмным сотрудником компании.
Данный документ, как и корпоративный договор не надо заверять нотариально. Отличие инвестиционного договора от корпоративного состоит в том, что в корпоративном договоре сама компания (в лице генерального директора) может не участвовать в качестве его стороны (подписанта), когда как стороной инвестиционного соглашения, как правило, является само юридическое лицо (компания) в лице генерального директора.
2.1. Конвертируемый заём
Для оформления конвертируемого займа используются следующие документы: устав (опционально), корпоративный договор (обязательно), протокол общего собрания участников или решение единственного участника об увеличении уставного капитала (обязательно), договор займа (обязательно), инвестиционный договор (опционально).
2.2. Продажа казначейской доли
В чём принципиальное отличие продажи казначейской доли от продажи доли, принадлежащей участнику компании? В том, что при продаже казначейской доли вырученные деньги (инвестиции) поступают кэш-ин, то есть в распоряжение компании, а при продаже доли, принадлежащей участнику компании, вырученные от продажи доли деньги поступают кэш-аут, то есть непосредственно продавцу (участнику) и компания не имеет никаких прав на них (то есть не может ими распоряжаться).
Поэтому продажу казначейской доли можно рассматривать как отдельный способ оформления инвестиционной сделки (кэш-ин сделки).
Продажа казначейской доли оформляется заключением договора купли-продажи доли между инвестором (покупателем) и самой компанией в лице генерального директора на основе протокола общего собрания участников компании. Данный договор не подлежит нотариальному удостоверению на основании пункта 11 статьи 21 Закона об ООО.
Плюсами структурирования инвестиционной сделки путём продажи казначейской доли является то, что она очень проста в оформлении, не нужно ничего заверять нотариально, что инвестору можно дать какую угодно рассрочку (в отличие от заведения инвестиций через увеличение уставного капитала, где рассрочка может составлять не более 6 месяцев).
Минусами структурирования инвестиционной сделки путём продажи казначейской доли является то, что такую долю довольно трудно добыть — нужно, чтобы какой-либо участник вышел из компании.
3. Исполнение сделки
Как я уже отмечал, нотариальному удостоверению в рамках инвестиционной сделки подлежит только протокол общего собрания участников об увеличении уставного капитала компании, остальные документы оформляются в простой письменной форме.
Однако если говорить об опционе на долю в компании, то он также заверяется нотариально, поскольку предусматривает отчуждение доли в компании. Я не просто так заговорил об опционе в этом разделе статьи. Оформление опциона в рамках инвестиционной сделки всё чаще становится актуальным, потому что он непосредственно связан с исполнением инвестором своих обязательств.
Нередко инвесторы перечисляют инвестиции траншами, но при этом приобретают всю долю в компании сразу. В таких ситуациях возникает риск того, что инвестор, владея уже всей долей в компании, по какой-либо причине перестанет перечислять транши. Подобный кейс я довольно подробно разобрал в этой статье, такое действительно случается и для таких случаев лучше заранее подготовить опцион.
Опцион позволяет в случае допущения инвестором просрочки очередного транша забрать у последнего всю долю во внесудебном порядке и тем самым вывести его из компании, предложив впоследствии его долю новому инвестору для закрытия возможного кассового разрыва, который нередко возникает в таких случаях.
Опцион удобен тем, что для его исполнения достаточно лишь грамотно прописать случаи, при которых он «сработает». Так, если мы опционом защищаемся от просрочек инвестора, то прописываем в нём, что в случае возникновения просрочки инвестором очередного транша (график платежей, как правило указывается в самой инвестиционной сделке) основатель имеет право возмездно/безвозмездно забрать долю инвестора. Для того, чтобы это случилось, основатель после возникновения просрочки берёт выписку со счёта в банке, заверяет её подписью сотрудника банка (и оттиском печати банка), приходит с указанным документом и опционом к любому нотариусу (хотя лучше к том нотариусу, у которого изначально и оформлялся опцион), представляет их нотариусу и после их проверки нотариусом подписывает акцепт, на основании которого нотариус исполняя опцион, направляет заявление по форме Р14001 в налоговую инспекцию для регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
3.1. Отчётность и KPI
Чтобы не попасть в подобные ситуации лучше вообще не прописывать KPI, а если уж они и предусматриваются в инвестиционных документах, то санкции за их недостижение должны соответствовать, что называется, стартап-истории. Стартап — это экспериментальная модель бизнеса, которая ищет оптимальную бизнес-модель и нередко стартапу приходится делать пивот (изменение бизнес-модели), отказываясь от прежних KPI и ставя перед собой новые вызовы. Я сам в качестве фаундера проходил эту историю и убежден в том, что KPI в венчуре скорее вредят, нежели помогают.
Что касается отчётности, то на мой взгляд, она должна быть и любой инвестор имеет право в перманентном режиме отслуживать динамику проекта. Единственная рекомендация на этот счёт — отчетность не должна занимать большое количество времени, она должна быть максимальна проста, релевантна и удобна в предоставлении и ознакомлении. В идеале прикрутить какой-либо удобный сервис, куда статистика будет стекаться в автоматическом режиме и к которому у каждого инвестора будет доступ. Кстати, если у кого-то будут примеры отличных сервисов с указанным функционалом, буду рад, если поделитесь в комментариях.
С уважением, предприниматель, инвестиционный и корпоративный юрист Евгений Рябов
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Переток денег внутри группы компаний: займ, вклад в УК или имущество, перевод долга и другие работающие методы
Многосубъектность же зачастую сталкивается с задачей перенаправления денег, скопившихся в одном секторе бизнеса (обычно низконалоговом), в другой (там где они фактически нужны): на пополнение оборотных средств, на покупку имущества и т.п. Учитывая, что это фактическое перекладывание денег из одного кармана в другой, логично чтобы оно не влекло налоговых обязательств у внешне самостоятельных налогоплательщиков.
И вообще в 80% клиентских компаний мы обнаруживаем, что деньги внутри бизнеса ходят плохо. Больше того, чем эффективнее бизнес оптимизирован, тем хуже ходят деньги. Не забывайте и о том, что накапливаемая «кредиторка» является сильным аргументом для назначения выездной налоговой проверки.
Между тем займы далеко не единственный способ внутреннего финансирования, для этого есть и другие инструменты, однако их использование требует учета отдельных нюансов. И мы с вами ими поделимся:
Для начала нужно определить исходные данные, влияющие на выбор конкретного инструмента безналогового движения денег или их комбинации. Предполагаемое финансирование осуществляется на возвратной или безвозвратной основе? Связаны ли инвестор и получатель средств «родственными» отношениями в разрезе корпоративного участия в уставном капитале друг друга? Возможно ли финансирование из чистой прибыли либо принципиально учесть переданные средства в расходах при налогообложении? Насколько допустима демонстрация во вне длительной дебиторской задолженности (если речь идет о займах), которая также может быть расценена контролирующими органами и банками как доказательство принадлежности субъектов к единой группе. Практические ситуации зачастую очень многогранны и многоаспектны и оказывают существенное влияние на выбор конкретного инструмента.
Вот базовые из них.
1. Предоставление денег по договору займа
Вы относительно беспрепятственно можете пользоваться договором займа, если в группе компаний из низконалоговых центров прибыли (розница на ЕНВД, хранитель активов на УСН) требуется переместить деньги в компанию с высокой скоростью оборота (закуп, например), а значит у заемщика не будет проблем с их возвратом и займы не «зависнут».
Что требуется: оформить договор займа, одобрить сделку (по критерию крупной или с заинтересованностью, если она подпадает под эти критерии).
Простота в оформлении. Проценты по займу в большинстве случаев уменьшают налогооблагаемую прибыль (ст. 269 НК РФ). Идеален для возвратного финансирования.
Займы должны возвращаться. Если все же возврат денег не предвидится, зависшая кредиторская задолженность может вызывать вопросы контролирующих органов, кредитующих банков.
Если же возврат денег невозможен, то механизмы безналогового финансирования могут быть следующими:
2. Вклад в уставный капитал/паевой фонд/складочный капитал
Это наиболее известный способ предоставления компании ее участниками любого имущества. Участник коммерческой организации (АО, ООО, Производственного кооператива (ПК), Хозяйственного партнерства (ХП), Полного товарищества (ПлТ)) может внести вклад в Уставный (и аналогичный ему для других форм компаний) капитал (УК), причем как на стадии создания организации, так и в процессе ее деятельности.
Вклад в уставный капитал коммерческой организации освобождается от налога на прибыль у получающей стороны (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК).
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером).
Дополнительные нюансы
Например, для оплаты доли в уставном капитале в ООО в 10 тысяч рублей участник вполне может внести 15 млн рублей. При этом величина номинальной стоимости его доли составит 10 000 рублей. Именно так и будет указано в ЕГРЮЛ. И данный взнос (в том числе, в части превышения реального размера вклада над номинальной стоимостью доли) не включается в налогооблагаемую базу принимающей стороны (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК). Это не мы придумали, так написано в налоговом кодексе и это подтвердил суд.
Вклад в уставный капитал учитывается в составе расходов на приобретение доли в случае выхода участника из компании, продажи своей доли и т.п. Если есть понимание, что доля в последующем может быть отчуждена, либо организация будет официально ликвидирована, то финансирование такой компании лучше строить по пути вкладов в уставный капитал.
В случае, если собственник внес в УК общества вклад, превышающий номинальную стоимость его доли, полученный при продаже (выходе, ликвидации) доход также можно будет уменьшить на всю сумму реально понесенных расходов по приобретению доли, то есть в полном объеме.
Фактически безвозвратный способ финансирования.
Также это способ требует внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении новой величины уставного капитала с уплатой соответствующей гос. пошлины и визитом к нотариусу.
3. Вклад в имущество без увеличения уставного капитала
участие в уставном капитале получающей/передающей стороны.
предполагает безвозмездную передачу участником (акционером) своей компании неких благ (денежные средства, доли (акции) в других юридических лицах, недвижимое имущество и т.п.). При этом уставный капитал не увеличивается, номинальный размер долей участников не меняется, вносить изменения в ЕГРЮЛ не надо.
безвозвратный способ. Возможен не для всех организационно-правовых форм. Перечисленные средства нельзя учесть в составе расходов на приобретение доли при получении последующего дохода (при ее продаже, при выходе из общества или его ликвидации).
Если устав принимающей стороны не содержит исключений из общего правила, то вклад в имущество возможен только деньгами и только пропорционально всеми участниками (акционерами).
В Налоговом кодексе предусмотрены два льготных механизма, которые позволяют освобождать безвозмездные по своей сути вклады от налогообложения:
3.1. Взнос в имущество по пп. 11 п. 1 ст. 251 НК. Особенности:
Собственники компании должны оформить соответствующее решение о внесении вклада (вкладов) в имущество организации. Вклад в имущество могут осуществлять не все участники (или не пропорционально долям участия), если такая возможность закреплена в Уставе. Порядок принятия решения о внесении вкладов в имущество организации также может быть детально проработан в корпоративном договоре.
Плюсы и минусы данного способа очевидны: Подобный вклад может внести только один участник с долей более 50% (минус).
Величина уставного капитала не меняется (плюс), при этом величина доли финансирующей стороны так же не меняется (и плюс, и минус в зависимости от ситуации), как и не увеличиваются его официальные расходы на приобретение доли (минус).
«Дочерний подарок»
«Экономические отношения между основным и дочерним обществами могут предполагать не только вложения основного общества в имущество дочернего на стадии его учреждения, но и на любой стадии его деятельности. Кроме того, экономическая целесообразность в отношениях дочернего и основного обществ может вызывать необходимость и обратной передачи имущества. При этом отсутствие прямого встречного предоставления является особенностью взаимоотношений основного и дочернего обществ, представляющих собой с экономической точки зрения единый хозяйствующий субъект».
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
3.2. Вклад в имущество в целях увеличения чистых активов (ЧА) по пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Ключевой особенностью этого способа является отсутствие требования обязательной величины доли в уставном капитале, принадлежащей финансирующей стороне. При этом движение может быть только односторонним: в адрес компании. Принципиальное условие: осуществление вклада именно в целях увеличения чистых активов. Самое любопытное, что такой способ установлен только для хозяйственных товариществ и обществ, то есть невозможен в производственных кооперативах и хозяйственных партнерствах. Величина доли передающей стороны также не изменяется.
Взнос в имущество в целях увеличения ЧА является более удобным и универсальным, по сравнению с взносом в имущество по подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
Важный нюанс: вкладом в целях увеличения чистых активов может быть не только передача имущества (включая деньги), но и освобождение получателя от исполнения ранее возникших обязательств. Например этим инструментом можно прекратить обязательства компании по займу перед ее участником. Для этого достаточно принять решение о прощении долга в целях увеличения чистых активов Общества.
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
3.4 в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками. Данное правило распространяется также на случаи увеличения чистых активов хозяйственного общества или товарищества с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества или товарищества перед соответствующими акционерами или участниками, если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации или положениями учредительных документов хозяйственного общества или товарищества, либо явилось следствием волеизъявления акционера или участника хозяйственного общества, товарищества, и на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества невостребованных акционерами или участниками хозяйственного общества, товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества;
4. Реорганизация
Реорганизация юридического лица, особенно в форме выделения, является отличным способом безналоговой передачи имущества, в том числе и денежных средств. Однако, как правило, в своей практике этот все же непростой инструмент мы используем именно для передачи недвижимого имущества без налоговых последствий, нежели сугубо денежных средств. Если цель оправдывает средства, то на реорганизацию можно и «заморочиться».
передача имущества без налоговых последствий. В том числе, с возможностью выделения имущества (денежных средств) в общество с «третьим» лицом в составе его участников.
При выделении образуется второе юридическое лицо, которое не является правопреемником реорганизованной организации в части ее налоговых обязательств, за исключением случаев, когда налоговый орган докажет, что единственной целью выделения было уклонение от погашения задолженности перед бюджетом (п. 8 ст. 50 НК).
Выделение подразумевает «отпочкование» от старой компании новой компании. Имущество передается по передаточному акту и его стоимость не является расходом у старого юридического лица и не является доходом у новой компании. То есть нет никаких последствий по налогу на прибыль.
Передача имущества в рамках выделения не является реализацией. У компании на ОСН нет обязанности начислить НДС или его восстановить (п. 8 ст. 162.1, п. 3 ст. 170 НК РФ). Новая компания не может принять НДС к вычету, но и НДС платить не обязана.
При этом выделяемая компания может применять сразу с момента своего создания любой режим налогообложения (прежде всего УСН): таким образом мы можем выделить имущество на «упрощенца».
При процедуре выделения из ООО участниками нового юрлица могут стать:
В случае с акционерным обществом при выделении возможны только первые два варианта. Либо новая компания становится 100% «дочкой» реорганизуемой, либо участниками выделенной компании становятся те же самые акционеры в тех же пропорциях.
Кроме того, разрешены смешанные реорганизации в форме выделения, когда можно из АО выделить ООО или наоборот.
5. «Оплата по договору».
В случае отсутствия корпоративного родства и желания предоставлять деньги по договору займа, напрашивающимся решением может стать осуществление платежа по договору поставки/подряда/возмездного оказания услуг и т.п. Конечно, если времени нет, пойти по этому пути можно. Но при условии, что в будущем у налогового органа передающей стороны реальность сделки не вызовет сомнений с непреодолимым в таком случае желанием исключить произведенные оплаты из расходов при налогообложении прибыли. Либо проведенную оплату вообще не учитывать в расходах.
Принципиальный момент: любые отношения должны иметь деловую цель. Не забывайте, что помимо ФНС назначением ваших платежей особо интересуются банки с Росфинмониторингом. По этой причине мы не поддерживаем идею «продать что-нибудь ненужное», либо оплатить маркетинговые и консультационные услуги в адрес никак не связанного с этой сферой деятельности лица.
Изначально построение любой юридической модели бизнеса должно происходить только на основе его организационной структуры и в связи с его реально существующими бизнес-процессами. Только так можно включить в модель законные способы налоговой экономии, не вызывающие вопросы контролирующих органов. И только так можно обеспечить регулярный возврат денежных средств в бизнес и/или возможность их перераспределения в группе. Создание Центра рефинансирования, о котором повествуем далее.
6. Оплата третьему лицу, переводы долга и т.п.
Скорейшая потребность в совершении платежа может быть разрешена прямым перечислением денег стороннему адресату. Благо действующее законодательство это прямо позволяет.
1. Кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
2. Если должник не возлагал исполнение обязательства на третье лицо, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, в следующих случаях:
должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства.
Учесть перечисленное в составе расходов вряд ли удасться. Экономического обоснования совершения платежа у «инвестора» скорее всего не будет. В такой ситуации возникает кредиторская задолженность, судьбу которой нужно будет решать отдельно (погашение, прощение долга в целях увеличения чистых активов и т.п.).
Здесь же переводы уже имеющегося долга в группе компаний для перенаправления денежного потока в нужное русло. Как правило, подобные переуступки/займы/оплаты «за друга» превращаются в финансовую паутину, излишне демонстрирующую в действительности единство всей группы и регулярно вызывающую головные боли у фин.директоров.
7. Финансирование совместной деятельности
Возможным способом финансирования какого-либо проекта в группе компаний может стать использование договора Простого товарищества (договора о совместной деятельности). Об особенностях данной конструкции лучше узнать из наших отдельных материалов. Кратко же суть в следующем: два и более коммерческих субъекта (в том числе и ИП) объединяют свои вклады для совместного ведения предпринимательской деятельности. В этом варианте получатель средств и их источник могут заключить подобный договор, если, конечно же, в этом есть экономический смысл, например, открытие нового направления деятельности.
вклады в Простое товарищество не образуют налогов, а полученная прибыль от совместной деятельности облагается по соответствующей «своей» ставке налога у товарища.
вся деятельность в простом товариществе облагается НДС. Хотя иной раз это не минус, а плюс, позволяющий и спец.режим применять, и НДС, так принципиально важный контрагентам, уплачивать.
Отношения между товарищами регулируются договором простого товарищества, который устанавливает размеры вкладов, порядок ведения совместной деятельности и взаимодействия в ходе нее, а также принципы распределения полученной прибыли. Уникальность данной гражданско-правовой конструкции состоит в том, что она позволяет не только связать между собой несколько хозяйствующих субъектов, имеющих целью достижение совместного результата, но и достаточно гибко подходить к регулированию налоговых последствий деятельности каждого.
8. Выход физического лица из ООО. Выплата дивидендов
Раз уж речь зашла о специфических инструментах, упомянем и выход физического лица из ООО.
Передача денежных средств физическому лицу на безвозвратной основе.
Их скорее всего больше, чем плюсов. Но, опять же, если цель оправдывает средства, то переток денежных средств здесь можно оформить выходом участника из ООО. При выходе физическое лицо должно заплатить НДФЛ с разницы между полученной действительной стоимости доли и его расходами, связанными с приобретением доли (на вклад в уставный капитал, на покупку доли). В этом случае участник прекращает свое участие в компании.
Закон об Обществах с ограниченной ответственностью (ФЗ «Об ООО») позволяет участнику Общества выйти из него путем отчуждения своей доли Обществу независимо от согласия других его участников или самого Общества. Но только, если это предусмотрено уставом (ст. 26 Закона). При этом логично, что невозможна ситуация, когда из ООО выходит его единственный участник либо в результате выхода не остается ни одного (п. 2 ст. 26 ФЗ «Об ООО»).
Заявление участника о выходе из Общества должно быть нотариально удостоверено (п. 1 ст. 26 ФЗ «Об ООО») и подано на имя Общества. С даты получения заявления участник считается прекратившим участие в ООО и с этого же момента его доля переходит к Обществу, о чем руководитель компании должен уведомить налоговый орган в течение 30 дней для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (см. ст. 23 ФЗ «Об ООО»). С момента получения Обществом такого заявления участника он автоматически лишается возможности участвовать в собраниях участников, требовать предоставления документов и иным образом принимать участие в жизни компании.
В течение трех месяцев со дня получения заявления о выходе Общество обязано выплатить вышедшему участнику действительную стоимость доли, Уставом (можно изменить срок выплаты, увеличив его максимум до 1 года, а также предусмотреть рассрочку платежа и т.п.) (п. 6.1., п. 8 ст. 23 ФЗ «Об ООО»).
Действительная стоимость доли, хотя и определяется в соответствии с законом на основании данных бухгалтерского баланса, на практике должна оцениваться с учетом рыночной стоимости имущества общества за вычетом его обязательств. На это неоднократно указывали высшие судебные инстанции (определение ВАС от 22 ноября 2007 года N 14448/07, постановление Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2009 г. N 6560/09).
Здесь же возможным способом перечисления физическому лицу денежных средств является официальная выплата дивидендов. Минусы очевидны: выплата осуществляется из чистой прибыли с последующей уплатой НДФЛ 13%.
9. Вексель как проверенный инструмент для перетока денег в группе компаний
Несмотря на то, что слово «вексель» в умах налоговых органов вызывает стойкую ассоциативную связь со «схемами» и «необоснованной налоговой выгодой», точечное использование этого инструмента остается весьма успешным и по сей день. И ценность векселя в его множественной природе:
Словосочетание «ничем не обусловленное обязательство» указывает на абстрактный характер вексельного обязательства, т.е. на отсутствие у векселедержателя обязанности доказывать, откуда он получил вексель и рассчитался ли за него; должник в любом случае обязан оплатить предъявленный ему вексель.
Более того, поскольку чаще всего векселя передаются от одного лица к другому на основании бланкового индоссамента (т.е. без указания лица, приказу которого должен платить должник), любое лицо, владеющее векселем, признается его законным держателем, т.е. зачастую невозможно проследить всех владельцев конкретного векселя (особенно если это физические лица и ИП, не обязанные вести бухгалтерский учет), что и позволяет предпринимателям решать те или иные задачи.
Как любая ценная бумага, вексель должен соответствовать установленной для него форме и содержать совершенно конкретные реквизиты, перечисленные в Положении о простом и переводном векселе. В то же время, вексель может быть составлен на простом листе бумаги, т.е. использование специальных бланков не требуется.
Для простоты понимания, как вексель может быть использован в перетоке денежных средств в группе компаний, приведем пример: ООО Торговый дом имеет непогашенный долг по договору поставки перед ООО Закуп, счета которого по каким-то причинам заблокированы. Отдельным соглашением они новируют данное обязательство в вексельное с выдачей Торговым домом своих векселей. Полученные векселя ООО Закуп передает дочерней компании в качестве вклада в целях увеличения чистых активов. Далее ООО Закуп предъявляет векселя к погашению Торговому дому, получая требуемую ему сумму денежных средств. Все свои обязательства погасили, деньги получили. Достаточно примитивный пример, задача которого продемонстрировать уникальные особенности векселя, эффективно решающего точечные вопросы.
Другой пример, когда нужно перенаправить средства из одного бизнес-направления в другое с одинаковым составом участников:
ООО Ткани взамен погашения дебиторской задолженности получает от своего должника вексель. Этот вексель общество передает своему единственному участнику в виде выплаты дивидендов. При получении векселя физическим лицом облагаемый НДФЛ доход возникает у него только в момент фактического получения им денежных средств по векселю (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.04.2000 г. №440/09). То есть, налога нет. Затем этот же единственный участник другой компании передает ей вексель в чистые активы без налоговых последствий. Далее ООО Стройка предъявляет вексель к погашению, получив требуемое ему финансирование.
10. Создание центра рефинансирования
Компании из сектора розничная торговля, уплатив ЕНВД, воспользовались самым низким налогообложением из всех возможных. Если они будут передавать денежные средства далее по любому основанию в группе компаний, например, по «услуговому» договору, то у получателя средств возникнет налог. Для него это выручка.
Здесь же розничные компании учреждают юридическое лицо, даже если оно на ОСН это не страшно, поскольку оно не ведет НДСной деятельности. Компания-Розница делает вклады в чистые активы, эти денежные средства безвозвратные. То есть компании из сектора розничной торговли не могут потребовать их обратно (но могут, теоретически, потребовать выплату дивидендов).
А Финансовый центр далее вкладывается в какие-то новые направления, в приобретение оборудования и т.п., участвуя в уставных капитал получателей средств и осуществляя вклады в их чистые активы.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь