что лучше экономист или инженер
Инженеры vs экономисты: куда идут учиться выпускники и что востребовано?
Лента новостей
Все новости »
Закончился основной период сдачи ЕГЭ, вузы принимают заявления от абитуриентов. По-прежнему ли в чести юристы и экономисты или тренд сломлен, и молодежь потянулась к освоению технических профессий? Что рынок предлагает тем, кто хочет и может работать руками?
Цифры средние, и больше похожи на правду, говорят эксперты. Интерес к профессиям юристов и экономистов снизился, их на рынке и правда слишком много, но они в основном слабые. Зато талантливым и хорошо обученным по-прежнему готовы платить много.
Кто сегодня нужен рынку? Портал SuperJob по просьбе Business FM приготовил небольшой отчет. Топ-5 вакансий, требующих высшего образования и опыта работы от 1 года в Москве: менеджер по продажам или по работе с клиентами — первое место, 22% от всех вакансий, зарплата 50 тысяч; далее врач, зарплата та же; инженер на третьем месте с тем же предложением по деньгам и долей в 9% от всех вакансий; на четвертом месте секретарь-администратор, которому готовы платить уже 39 тысяч, а вот программист с опытом работы от года хоть и не так востребован — 5% предложений — может рассчитывать сразу на 78 тысяч. Топ-5 вакансий, на которые готовы брать без опыта работы, выглядит примерно так же, но во всех случаях, кроме менеджера по продажам, зарплату новичкам предлагают существенно меньшую. И программисты без опыта уже не так нужны — на пятом месте в этом списке их сменяют юристы.
Интересно, что все те же 50 тысяч работодатель готов платить продавцу со средне-специальным образованием и квалифицированному рабочему с опытом работы. То есть если из двух одноклассников один пойдет учиться на слесаря, а другой на юриста, к моменту, когда второй закончит юрфак, слесарь уже будет получать больше, чем то, на что может рассчитывать выпускник вуза. Все с дипломами. Руками работать некому. На одну вакансию меньше одного резюме, отсюда и предложение по зарплате, говорит руководитель направления исследований портала SuperJob Павел Лебедев.
Павел Лебедев руководитель направления исследований портала SuperJob «Средняя заработная плата сварщика в Москве — около 50 тысяч рублей; промышленный альпинист — 57 тысяч рублей, монтажник окон — 50 тысяч рублей, механик — 50, машинист экскаватора — 55 тысяч рублей. Это средние зарплаты по Москве».
Родители школьников уловили тенденцию. За пять лет количество желающих учиться в колледжах и училищах выросло более чем в два раза — с 8 до 21%. Одно «но»: потолок по зарплате у того же одноклассника-юриста гораздо выше, чем перспективы слесаря, если, конечно, последний не пойдет на повышение и не продолжит обучение в вузе. Интерес к техническим профессиям, безусловно, растет заявил Business FM ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров. Попасть в этот вуз стремятся более 10 тысяч абитуриентов ежегодно, в этом году Бауманский готов принять 3,5 тысячи студентов, количество бюджетных мест увеличилось на 100, столько же мест прибавилось и на платной основе. Однако конкурс становится жестче.
Анатолий Александров ректор МГТУ имени Баумана «На топовые специальности — информационные технологии, робототехника, интеллектуальные системы, нанотехнологии и композиты — конкурс зашкаливает до 25 человек на место. То есть такой интерес к профессиям инженерным возрастает».
За что бьются абитуриенты? Что ждет молодого инженера на выходе? Легко ли ему найти работу и сколько ему готовы предложить работодатели? К моменту получения диплома бауманцы уже имеют работу, утверждает Анатолий Александров:
«Их, начиная с третьего курса, разбирают, как горячие пирожки, каждый уже где-то к четвертому курсу точно имеет место работы. По заработной плате государственные предприятия, оборонка могут радовать наших ребят 22 или 60 тысячами рублей, то есть вот такой разбег. А специалисты информационных технологий — у них зарплата начинается от 60-100 тысяч рублей, то есть очень хорошо оплачиваемые специальности, все остальное посередине».
В науку тоже стало идти больше людей. Зарплата преподавателей на некоторых кафедрах может составлять 250 тысяч рублей, и хотя учеными, как правило, хотят стать все-таки не из-за денег, материальная составляющая теперь, по крайней мере, перестала отталкивать романтиков.
А куда же больше всего хотят пойти работать сами студенты и молодые специалисты? Исследовательская компания Universum опубликовала рейтинг самых востребованных работодателей. Топ-5 — это «Газпром», Google, «Роснефть», BMW Group и Сбербанк. Причем интересно, что в этих компаниях очень хотят работать как технари, так и все те же экономисты.
Кто дороже — инженер или экономист?
Инфографика РИА «Новости»
И предложил популяризировать профессию инженера, а также всячески поддерживать тех молодых людей, которые хотят стать высококвалифицированными техническими специалистами.
От разговоров власть стала постепенно переходить к реальным делам: уменьшать количество бюджетных мест на гуманитарных специальностях и увеличивать на технических. Мы проанализировали данные, выложенные на сайте ЧГУ им. И.Ульянова. Так, в этом году на экономический факультет должны принять 115 бюджетников, на факультет радиотехники и электроники — 100. Практически паритет.
Но изменились не только контрольные цифры приема. И это хорошо. А что видим в документе о стоимости обучения, который вуз утвердил на днях, перед самым началом кампании по поступлению в вузы? Резко возросла стоимость обучения на инженерных специальностях. 112 тысяч рублей за первый год придется отдать будущему радиотехнику или его родителям, если их чадо не сможет поступить на бюджет. Именно такая цифра стоит напротив практически всех инженерных специальностей в ЧГУ. При этом гуманитарии “стоят” в два раза дешевле — около 60 тысяч рублей.
Интересно, но эту сумму год назад называл заместитель министра образования РФ Алексей Пономарев, когда говорил о стоимости обучения на технических специальностях: “Сейчас мы хотим довести эти цифры в 2012-м до 112 тысяч рублей в год”. Довели.
Понятно, что обучить инженера — удовольствие дорогое. Нужны не только квалифицированные преподаватели, но и соответствующее оборудование. Но за последние годы во многих региональных вузах вряд ли прибавилось и то, и другое.
Есть и другая проблема. Власти заявляют о том, что стране не хватает инженеров, которые при этом получают зарплату гораздо меньше, чем экономисты и юристы. К тому же далеко не каждый выпускник-инженер может найти работу по специальности.
Так что, если хотите стать хорошим инженером, поступайте на бюджетное отделение. Потому что вряд ли сможете быстро окупить расходы на обучение 4 лет бакалавриата или 6 лет магистратуры. Думаю, вам и самим не составит труда посчитать ваши прямые затраты.
Чем экономист отличается от инженера-экономиста?
Экономист – многогранная и универсальная профессия, представители которой нужны любому предприятию, в какой бы сфере экономики они ни работали.
Стать успешным специалистом и развиваться в этой профессии вам помогут такие качества, как высокий интеллект, способности к логическому мышлению и математике, хорошая память, способность концентрировать внимание, внимательность, усидчивость, способность работать с большими объемами чисел и информации.
Если все вышеперечисленные качества при вас – ничто не помешает вам состояться на этом поприще. Понять является ли профессия экономист вашим призванием, можно пройдя тест на профориентацию.
Чем же отличается экономист от инженера-экономиста?
Любой экономист занимается анализом различной информации, перечень которой зависит от сферы деятельности предприятия. Если это банк, то экономист работает с информацией о финансовых рынках и т.п., если производство – то анализирует производственные показатели, рентабельность, затраты и так далее.
Экономист и инженер-экономист: ключевые отличия
Профессия инженер-экономист совмещает в себе две ипостаси – инженер и экономист. Но это не значит, что экономист будет заниматься, например, разработкой станков и оборудования. Нет, его деятельность все же направлена на экономические аспекты. Для функционирования и прогресса любой компании нужен человек, который может рассчитать и проанализировать различные внутренние экономические показатели.
Один фактор из того, чем экономист отличается от инженера экономиста – это то, что инженер-экономист не ведет бухгалтерию и бухгалтерскую отчетность, хотя обязан знать методы учёта. Основное, чем он занимается – калькуляция, или расчет затрат.
В своем анализе он использует показатели экономической эффективности, такие как, рентабельность, процент прибыли, полученный на единицу расходов, коэффициенты темпов роста производительности, затраты материальный и трудовых ресурсов на производство каждого вида продукции, расчетный срок окупаемости финансовых вложений. Используя эти данные, инженер-экономист разрабатывает меры по снижению затрат и издержек производства и повышению его прибыльности. Финансы, материалы, сырье, оборудование, основной капитал, зарплата, инновационные нововведения – ничто не должно ускользнуть от внимания инженера-экономиста.
Инженер-экономист должен обладать знаниями, необходимыми в работе. Он должен знать законодательные и нормативные акты, распоряжения, постановления, приказы, методические материалы, по которым проводится планирование, учет и анализ рабочей деятельности организации или предприятия.
Инженер-экономист владеет методами экономического анализа показателей хозяйственной и финансовой деятельности, методами подсчета экономической эффективности от внедрения современной техники и новейших технологий, рационализаторских изобретений. Также, он должен уметь определять эффективность организации труда, знать правила оформления и заключения договоров. Он должен организовать правильно оперативный и статистический учет данных, составлять отчетность по правилам и в срок. Естественно, он знает основы технологии того производства, на котором он работает. Он в курсе как работает рыночная экономика, по каким принципам организовано производство, управление и охрана труда.
Самая востребованная профессия: почему инженеров-экономистов сразу берут на работу
На промышленных предприятиях часто жалуются, что обычные выпускники-экономисты часто слабо приспособлены для работы в той или иной отрасли. Что касается инженеров, то у них не хватает знаний в области экономики. Поэтому в России разрабатываются профессиональные стандарты для профессии инженера-экономиста.
Особенности профессии
Специальность инженера-экономиста подразумевает пересечение двух видов деятельности, финансовой и технической. Он должен разбираться во всех технологических процессах, применяемых на производстве. Также, не занимаясь непосредственно бухгалтерией, инженер-экономист должен уметь анализировать запланированные или выполненные работы при помощи таких показателей, как рентабельность, процент прибыльности, расчетный период окупаемости и др.
В условиях производства переучить экономиста в инженера практически не представляется возможным. Точно так же инженеру не всегда легко вникнуть во все аспекты экономики. Поэтому по заказу промышленников в вузах страны теперь можно будет получить специальности инженер-экономист и инженер-маркетолог, которые смогут успешно выводить на продажу гражданскую продукцию.
Основным в работе инженера-экономиста является проведение технико-экономического анализа деятельности организации.
Обязанности инженеров-экономистов
Типовая должностная инструкция инженера-экономиста включает в себя такие обязанности:
Необходимые знания и навыки
Широкий спектр обязанностей инженера-экономиста предполагает и его широкую компетенцию. Поэтому для специалиста такого уровня обязательно знание всех нормативных актов, регламентирующих его основную деятельность. Также он должен разбираться в подготовке бизнес-планов и других внутренних документов, нюансах планово-учетной документации. Еще инженер-экономист непременно должен уметь:
Почему инженеров-экономистов сразу берут на работу
Инженеров-экономистов сразу берут на работу, так как практически все отрасли нуждаются в специалистах, которые хорошо разбираются в технологических процессах, организации и управлении производством, а также в планово-экономических и финансовых вопросах. Бакалаврам готовы предоставить работу нормировщиков, специалистов по вопросам экономики и организации производства на уровне цеха. Магистры сразу могут получить должность в планово-экономическом отделе, отделе договорной работы, ценообразования.
Будущее за инженерами, а не за экономистами
Комментарии 91
> Вот, если бы ребята знали, что после института, по рекомендации они могут попасть в некое учреждение, где все их потребности-квартира, машина, отдых за границей и прочие материальные блага-устранятся, а в обмен на это они должны будут просто заниматься любимым делом-Они бы действительно ВКАЛЫВАЛИ КАК ВОЛЫ в институте, а не списывали на экзаменах.
Большинство тех что вкалывают сейчас в институтах, и так будут иметь свое любимое дело с теми прибамбасами. И если не отдых, то жизнь за границей. А тем которым всё дай, им пофигу — они никогда учится не будут.
Извините, а что сможет помешать этим ребятам ленится, уже после того, как они попадут на блатное место? Если стимулом к работе для них будут исключительно попадание в то самое место?
>Меня зовут Кирилл, мне 20 лет…
… и я бородат.
Простите, не удержался =)
Ракеты строить это отлично! Менеджеры и экономисты должны создать вам условия 🙂
Многие думаю что на лучше пойти на экономиста или менеджера, потому что там не нужно думать( в.математику изучать или другие не самые простые дисциплины). Проблема в том современная экономика очень часто опирается на математические модели и думать нужно много и продуктивно, не говоря уже о стрессах в работе менеджера.
По поводу «группе только двое-трое», многие «двое-трое» потом сваливают заграницу.И потому в большинстве случаем собеседования с вчерашними студентами печальное зрелище.
Вывод:
Будущее за студентами (как экономистами так и инженерами) которые хорошо УЧИЛИСЬ(было бы желание), ЛЮБЯТ СВОЕ ДЕЛО и АДЕКВАТНЫ в запросах (студент первые месяцы работы зачастую убыточен).
в 20 лет я такие «полотна» тоже писал…
проблема в том, что чоболизация стране не поможет, поскольку у нас всегда создают 1 мегакорпорацию, которая даже СП не подотчётна, так деньги разворовывать сподручнее.
А надо создавать 2, 3, 4. Яркий пример — LG и Samsung.
Почему были хорошие открытия в СССР? были конкурирующие структуры — техбюро, проектировщики, архитекторы, заводы и т.д. конкуренция создавалась искусственно.
а в вашем проекте — всё закончится «освоением» бюджетных средств, таких «голодных ртов» и без вас в стране хватает.
Потом, вы смешиваете в кучу прикладную и теоретическую (фундаментальную) науки, фундаментальное в принципе не может «прям сейчас» изменять жизнь людей и уж тем более не стоит пихать всё в одну корзинку — цели и задачи разные и они просто разорвут вашу корпорацию в клочья.
Ещё — в данный момент страна отстала от основных игроков в развитии науки на 20-30 лет, как догонять?
Функционирование подобного «суперинститута» уткнётся в слабые места нашего государства в первый же месяц своей жизни — нет кадров, нет законов, нет инфраструктуры и т.д.
есть ещё 20-30 комментариев, но дальше даже продолжать не хочется.
> 1.Обеспечение государством. В принципе реально, но со временем, когда эффективность подтвердится.
> 2.Самообеспечение. Реализация проектов, которые возникают внутри корпорации.
оба варианта не сработают
1) ну вот не верю я в чудеса и все тут.
2) пока проекты начнут отрабатывать пройдет время, а деньги на такую идею нужны сразу и много. если брать уже отбивающийся проект, то его владельцам ваша корпорация нафиг не нужна, они и так занимаются любимым делом и деньги есть.
Все беды наши от большого ума. Я несколько раз работал заграницей на заграничные деньги и знаю как там всё устроено. Так вот там всё очень просто! У нас всё начинается с работы:
— Давайте выучимся (Зачем?!)
— Давайте изобретём (Для чего?!)
— Давайте организуем…
К этому прибавляются домыслы
— Поможет государство (С какого перепуга?!)
— Начнётся самообеспечение (У вас есть бизнес-план?! Или оно по щучьему велению начнётся?!)
Нормальное работающее решение давно придумано и работает. Заключается оно в том, чтобы идти от задачи и от заказчика.
— Есть заказчик, он говорит: «мне нужны вот такие результаты» — появляется специалист.
— Специалист говорит «нужны вот такие люди, техника, электричество, материалы, время, деньги»… Появляется организация.
— Организация говорит: «нужны вот такие учёные, в вот такими навыками, уменьями. » — появляются вузы
— ВУЗы смотрят на требования и говорят «нам нужны вот такие студенты» — и устраивают вступительные экзамены.
И сразу решаются все проблемы: нужно ли ЕГЭ, что делать после ВУЗа, чему учить… Пропадает блат и списывание… Все знают, что нужно делать и откуда брать деньги… Не надо ничего придумывать, эта машина уже есть и работает не первую сотню лет!
А люди сейчас делятся на три группы.
— Первая, ничего не понимает и пытается изобретать некие новые структуры, которые всех спасу. Это бессмысленное копошение.
— Вторая, всё понимает и её всё устраивает. Бессмысленное платное образование, коррупция, освоение гос. денег…
— Третья… тоже всё понимает, но она очень маленькая и её не слышно за криками первых двух.
А платное образование это полный бред! Вы нам заплатите, а потом делайте что хотите. Заграницей нет(!) платного образования. То есть оно всё платное, но почти никогда не платит обучающийся. Платит тот, кто потом возьмёт его на работу (часто это происходит сильно опосредованно, но всё равно именно так).