что лучше электромонтер или сварщик
Электрики, сварщики и газовщики: Какие профессии возглавят рейтинг рабочих специальностей
В России для молодых людей составят список рабочих специальностей, который поможет девушкам и юношам определиться с будущим местом работы. В прошлом году рейтинг самых востребованных рабочих специалистов возглавили электрик и газовщик.
Депутат Государственной Думы России Виктор Зубарев предлагает разработать для молодёжи список дефицитных рабочих профессий.
К составлению «шорт-листа» парламентарий планирует привлечь экспертов и бизнесменов, которые точно знают, каких специалистов не хватает на их предприятиях. Это, по мнению Зубарева, сократит уровень безработицы среди молодых людей, передают «Невские новости».
В последнее время на рынке очень много вакансий для рабочего персонала, но молодёжь идти на эти места не хочет. И причина в том, что не все школьники мечтают учиться в средне-специальных учебных заведениях, где можно получить профессию сварщика или электрика. Многие после 9-го класса идут в 10-й, а потом поступают в вуз.
И после окончания университета молодёжь сталкивается с проблемой трудоустройства. Они не могут устроиться по специальности из-за отсутствия опыта работы. А в это время предприятия, где требуются рабочие специалисты, простаивают. Особенно это повсеместно происходит в регионах, потому что нынешние молодые люди всё больше мечтают учиться в Москве.
Депутат считает, что если у молодёжи будет список востребованных рабочих специальностей с указанием заработной платы, то это поднимет авторитет рабочих профессий.
Предложения отправлены министру просвещении Ольге Васильевой.
В 2018 году один из самых популярных порталов по трудоустройству в России составил рейтинг рабочих специальностей. В список самых востребованных попали профессии электромонтер, слесарь-ремонтник, газовщик, электромонтажник и электрик.
Заработки достойны, а востребованность высока: чем интересна профессия сварщика в России
В последние годы в России остро ощущается дефицит кадров среди рабочих специальностей, и профессия сварщик — одна из таких. По данным порталов по поиску работы, в нынешнем году количество вакансий для специалистов этого профиля превышает 80 тысяч, при этом уровень заработной платы значительно опережает средний по стране.
Почему мальчишкам, которые оканчивают школу, стоит обратить внимание на эту специальность? Какие трудности и подводные камни стоит учитывать при обучении и трудоустройстве? Сколько зарабатывает сварщик в России в месяц и как повысить свою стоимость для работодателя? ФАН предлагает ответы на эти вопросы.
Профессия сварщик — особенности и возможности
Сварщики — это специалисты, которые работают с металлом. Их задача — соединять элементы конструкций с формированием надежного шва. Специалист отвечает за качество шва, от которого зависит прочность и долговечность конструкции в целом.
Сварщики могут быть задействованы в самых разных отраслях, среди которых:
В зависимости от квалификации специалиста привлекают к объектам различной сложности. Без опыта сварщик может практиковаться на малоответственных должностях — например, оттачивать свое мастерство в местном ЖЭУ, выполняя сварку трубопроводов. По мере роста опыта и квалификации растут возможности трудоустройства и заработка.
Квалифицированные специалисты востребованы на судоверфях, в строительстве мостов и нагруженных инженерных сооружений. Элитой профессии признаются специалисты, задействованные в нефтегазовой отрасли, которые выполняют сварку нефтепроводов и газопроводов.
Виды деятельности сварщика
Профессия подразделяется на несколько специализаций:
Востребованность этих специальностей на рынке труда различается. Больше всего вакансий адресованы электрогазосварщикам и специалистам, работающим на полуавтомате. Меньше всего — электрогазосварщикам трубопроводов и газорезчикам, однако в таких редких специализациях заработная плата обычно оказывается выше, чем для специалистов широкого профиля.
Уровень заработной платы
Он различается в зависимости от квалификации специалиста. В этой профессии недостаточно просто получить диплом и остановиться на достигнутом уровне. На начальном этапе молодой специалист, которому при выпуске из училища или колледжа присваивают третий разряд, вряд ли может рассчитывать на оклад более 20 тысяч рублей в месяц.
Квалификацию необходимо повышать и непрерывно практиковаться. По мере увеличения опыта и прохождения курсов можно получить следующий профессиональный разряд. Уровень зарплаты специалистов четвертого и пятого разрядов в два раза выше начального. Максимальный профессиональный уровень сварщика — шестой.
Факт. На предприятии повышение квалификации сотрудника оплачивает работодатель. Официальное трудоустройство в начале карьеры — хорошая возможность совершенствоваться и расти в профессии, увеличивать заработок без собственных вложений. Если сварщик работает вахтовым методом и без постоянного трудоустройства, проходить курсы придется за свой счет. Средняя стоимость дополнительного обучения составляет 13-20 тысяч рублей.
Самые «дорогие» на рынке труда среди сварщиков — специалисты шестого разряда с аттестатом НАКС и НГДО. Эти сертификаты выдает Национальное агентство контроля сварки после прохождения обучения и сдачи квалификационного экзамена. Специалисты с сертификатом НАКС имеют право работать на объектах нефтегазовой отрасли и с нефтегазодобывающим оборудованием. Вакансий на рынке труда для таких мастеров немного, но уровень заработной платы может достигать 120-150 тысяч рублей, так что стремиться есть к чему.
Плюсы и минусы профессии сварщик
Основной плюс профессии — исключительная востребованность на рынке. Найти работу сварщику не составит труда в любом городе России, а при желании работать вахтовым методом он сможет увеличить заработок. Вахтовики традиционно зарабатывают больше специалистов, которые работают на местах, но такой образ жизни подразумевает частые разъезды, необходимость проживать в общежитиях, посменную работу в течение вахты и период отдыха, который не оплачивается работодателем.
К плюсам также стоит отнести:
К хорошему специалисту будут обращаться за помощью, когда нужно сварить ворота, отремонтировать алюминиевый катер, восстановить или проложить трубы, сделать сварку отопительной системы в доме, квартире. Сарафанное радио служит отличной рекламой.
Для сварщиков, которые работают на предприятиях, действуют особые условия предоставления отпуска и пенсии. Так, согласно трудовому законодательству, если специалист вынужден 80% рабочего времени трудиться в помещении, к основному отпуску продолжительностью 28 дней прибавляют еще 14 дней. При выполнении наружных работ ежегодный календарный отпуск увеличивается на 7 дней.
Факт. Сварщик имеет право выхода на пенсию раньше срока — в 55 лет, если его общий трудовой стаж составляет не менее 25 лет, из которых 80% времени он трудился по специальности.
Основной недостаток профессии — потенциально опасные условия труда. Ежедневно сварщик работает со сложным, нередко взрывоопасным оборудованием, и инструментами. Ослепительный свет, критично высокие температуры и токсичные испарения могут серьезно навредить здоровью. Поэтому для рабочего предельно важно соблюдать технику безопасности и использовать индивидуальные средства защиты.
Как долго учиться на сварщика: колледж после 9-11 класса
Чтобы освоить эту специальность, достаточно закончить ПТУ или колледж. Период обучения определяется начальным образованием. После девятого класса для прохождения программы требуется 2 года и 10 месяцев, после 11 класса — 1 год и 10 месяцев. Выбирать нужно учебные заведения, которые осуществляют обучение по специальности «Сварочное производство».
После окончания училища специалист получает диплом и профессиональный разряд. Повышать его можно через год трудовой деятельности. На курсах обучения сварщика можно получить «узкую» специализацию, например:
Преимущество курсов — их насыщенность практическими занятиями и короткий период. За два-четыре месяца при наличии среднего специального образования можно освоить новую специальность или получить дополнительные навыки для расширения собственных возможностей на рынке труда. А чем больше возможностей у специалиста, тем проще ему найти работу с высокой заработной платой.
Как найти работу после обучения
Вот несколько рекомендаций, которые помогут построить карьеру в этой востребованной специальности.
Возможно, работа вахтовым методом и пугает, но на практике, особенно для молодого специалиста без семьи, оказывается не таким уж и плохим решением. Вахтовикам оплачивают проезд, проживание и питание. В результате весь заработок за период вахты остается на руках.
Есть ли смысл учиться на сварщика,электрика или сантехника после 9 класса?
И как потом получить высшее образование? Сначала отучиться в колледже,а потом поступать в строительный ВУЗ после колледжа?
Хороший сварной без работы не останется никогда. А очень хороший будет зарабатывать 150+
Не отбрасывай любые знания, навыки и науку. Никто не знает что тебе пригодится, никто не знает какие науки и знания будут тебя кормить. Так что бери все, до чего дотянешься.
А зачем тебе ВУЗ. Хороший электрик или сантехник более перспективная специальность. Да и карьерный рост до бригадира имеется
Если тебя родители не гонят из дома, и семейный бюджет позволяет, закончи 11 классов и поступи в университет. На четвертом курсе уже сможешь зарабатывать достаточно, чтобы жить самостоятельно. Через 5,5-6 лет получишь диплом. Например, инженера-электрика.
Многие подростки мечтают как можно раньше начать зарабатывать, стать самостоятельными. Но я тебе честно скажу, заработать ты всегда успеешь. А вот возможностей получить качественное образование с возрастом будет становиться все меньше. История знает гениев, добившихся успеха, бросив учебу. Но для большинства людей справедлива формула: чем раньше ты бросишь учебу, тем быстрее твоя лестница-в-небо упрется в потолок.
Не спеши, насладись моментом. Твои старания с лихвой окупятся уже к тридцати годам. И ты обгонишь по доходам всех тех, кто решил начать эту гонку раньше других.
заканчивать 11классов. А техникуме можно учиться параллельно ( правда может быть это не везде). В тех-е. к экзаменам не подготовят.
Автор уснул. Ему похую.
Иди на электрика. Дальше можно ремонты делать или в авто электрику пойти. Не по локоть в дерьме, как сантехник.
Учитесь! После колледжа спокойно поступайте в институт.
На сварщика стоит, на остальных не уверен
есть, тк ты это все окончишь только к 27 годам, и откосишь от армии)
Рабочие профессии всегда нужны. Рекомендую электрика или сантехника. сварщики нужны реже.
После ПУ/техникума можно поступить в СУЗ на любую другую специальность, или сразу в ВУЗ, также не ограничивая себя в специальности.
Если дисциплины пересекаются, то можно на основании диплома получить «автомат».
Есть смысл получить высшее образование, лучше техническое, а курсы сварщика, если они так уж тебе нужны, можно пройти и потом.
Развивай мыль. Какое высшее образование? Что даст тебе оно? Это как в лотерее. Угадаешь, какая специальность будет востребована, устроишься на хорошую работу. Если нет, «свободная касса». А верхнее образование можно получить и позже.
В армейку ещё сгонять не забудь.
Давай сразу в корень, а есть ли смысл жить?
Идите на вышку(на инженера),
эта вышка впоследствие(если сами будете учиться), когда надо, поможет самому разобраться в средне-технических специальностях
Ну у меня муж сначала закончил 11 классов, потом колледж 3 года на электрика, работал на вахтах и хорошо зарабатывал и заочно вышку получил уже на инженера-энергетика. Сейчас уже зам. главного энергетика на заводе, работает и очень хорошо, и без всяких карантинов, всё стабильно.
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)