что лучше эндуро или дорожник
Учимся ездить на некрасивых мотоциклах, у которых сезон 12 месяцев в году
Пришел ноябрь, а вместе с ним — конец мотосезона-2020. Даже самые безбашенные мотоциклисты уже поставили в гаражи свои «спорты» и нэйкеды — ездить стало холодно, скользко, опасно. Удовольствия никакого. Я тоже распрощался со своей 310-кой до весны и тут же загрустил — уж очень не хочется на полгода забыть про удовольствие от езды на мотоцикле. От отчаяния принялся изучать специализированные сайты и профильные YouTube-каналы на тему зимних покатушек на двухколесном транспорте. Оказывается, есть класс мотоциклов, для которых сезон не заканчивается никогда. Это эндуро. Зимой на них даже интересней ездить. Но только по бездорожью. Если вы думали, что найдете в этой статье инструкцию, как в снегопад прохватить по проспекту 150 км/ч на Yamaha R1, то закрывайте страницу. Эндуро — это другой мир. Мир некрасивых, грязных мотоциклов, рядом с которыми не фоткаются девочки. Для более глубокого изучения вопроса я взял несколько уроков эндуро-езды. До этого я ни разу не съезжал на мотоцикле с асфальта.
Чем эндуро отличается от кросса?
Давайте сразу разберемся с классами. Эндуро — это огромный сегмент, включающий в себя различные модели от легких внедорожных мотоциклов до тяжелых тур-эндуро типа BMW R1250 GS, KTM 1290 Super Adventure или Honda Africa Twin. Гонять по сугробам на баварском «Гусе» — так себе затея, поэтому любители зимней мотоезды предпочитают легкие эндуро, которые иногда даже не ставят на учет. Рядовой обыватель запросто примет такой мотоцикл за кроссовый. В чем же отличие?
— В эндуро-мотоцикле есть электростартер и мягкая подвеска, которая позволяет прыгать по бревнам и комфортно передвигаться по ямам и ухабистым лесным дорогам. На кроссовых моделях нет аккумулятора и светотехники. Там все сделано для снижения массы. И подвеска у них более жесткая. Отмечу, что эндуро-модели тоже бывают без фар и поворотников, но тогда они считаются спортинвентарем и не могут быть поставлены на учет, — рассказал Onliner инструктор Геннадий, который организует любительские эндуро-покатушки под Минском.
Спортивные дисциплины мотокросса и эндуро-соревнований тоже отличаются. Кросс — это замкнутая трасса, созданная искусственно. Здесь присутствуют эффектные вылеты, красивые развороты. В целом мотокросс — это скоростной и динамичный спорт в том числе для зрителей. Эндуро же в первую очередь интересен райдеру. Эндуро-соревнования могут иметь трассу протяженностью в десятки километров, и мотоциклисты не всегда знают, что их ждет за новым поворотом. Препятствия могут быть самыми разными, вплоть до устья реки, бревен и крутых склонов. Часто эндуристы ездят по лесу. Международные соревнования обычно проходят в живописных местах. Отдельно принято выделять мототриал (странные байки без сидений), но это уж слишком узкий сегмент.
Если кратко, мотокросс — это закрытая трасса, на которой спортсмены наматывают круг за кругом, а эндуро — это езда по пересеченной местности с разнообразными препятствиями.
Не сложно ли ездить зимой?
— Ездить на эндуро зимой сложнее, чем летом, но это очень интересно. Если мы говорим о людях, которые участвуют в гонках, то они просто обязаны кататься зимой, чтобы не терять навыки. Но и для обычных мотоциклистов зимние выезды лишними не будут. Как известно, в начале сезона наблюдается всплеск аварий с участием байков. Конечно, это связано в том числе с автомобилистами, которые отвыкают от присутствия двухколесной техники на проезжей части, но свою роль играет и то, что байкеры по полгода не прикасаются к мотоциклу и подзабывают особенности управления. А если ты всю зиму ездишь по лесу на эндуро, то ты хотя бы не потеряешь рефлекторные навыки управления этой техникой, — считает Геннадий.
Негативный первый опыт
Мои первые часы обучения эндуро-езде прошли еще при сухой погоде и плюсовой температуре. Спустя 15 минут после старта мне хотелось развернуться и закончить урок. Грязь под колесами, виляющий влево-вправо зад, постоянное ощущение нестабильности. Ехать по пересеченной местности с непривычки реально страшно. Когда я сдал на категорию А, первые «мотокилометры» на асфальте были более приятными.
Важно понимать, что эндуро-заезд проходит не только по утоптанным лесным дорожкам, которые вы видите на фотографиях в этой статье. На практике тебе постоянно приходится преодолевать глубокие ямы, атаковать грязевые лужи, переезжать из одной глубокой колеи в другую. Иногда ты едешь по краю возвышенности, и малейшая потеря сцепления неминуемо приводит к падению. Поскользнуться и распластаться на земле — проще простого. Хорошо, если не накроет 120-килограммовым байком.
— Если ты за тренировку не упал 20 раз — это не эндуро-урок, — шутят профессионалы.
То ли мне было стыдно сказать инструктору стоп-слово, то ли роль сыграла мужская гордость (раз уж взялся — делай до конца!), но я продолжил урок. В первый час езды я по привычке сидел на байке. Посадка слегка отличается от «гражданской»: тело нужно немного подать вперед, локти поднять и слегка растопырить в стороны. Но в целом принцип езды такой же, как на обычном дорожном мотоцикле, — едем туда, куда смотрим, руки расслаблены, за байк держишься ногами, обхватив бак, на рычагах переднего тормоза и сцепления всегда находится по паре пальцев. Глядя на инструктора, я недоумевал — как он постоянно едет в стойке и не устает? Как он переключает передачи? Как пользуется задним тормозом? Но уже во время второго урока я 90% времени стоял на подножках.
Когда ты сидишь, тебе сложнее балансировать. Стойка позволяет, во-первых, повысить устойчивость (ведь практически вся масса тела в таком случае давит на подножки, расположенные достаточно низко, а низкий центр тяжести улучшает устойчивость байка), а во-вторых, дает возможность более точно ловить баланс и «проглатывать» ямы. По сути у тебя становится две подвески. Первая — демпфирующие элементы мотоцикла, вторая — полусогнутые ноги и руки. У новичков руки очень быстро устают.
В стойке сложнее держать мотоцикл ногами, поэтому машинально держишься за байк руками. Нужно учиться расслаблять кисти и предплечья. Для этого есть упражнение — необходимо стать на подножки на неподвижном мотоцикле и наклоняться взад-вперед, отпустив руль. Еще в стойке могут уставать спина и ноги. На прямых и ровных участках можно садиться, чтобы отдохнуть.
Баланс
«Баланс» — это самое важное слово для эндуриста. В лесу под колесами может оказаться все что угодно: корень дерева, бревно, яма, глубокая лужа, крутые подъемы и спуски. Чтобы научиться преодолевать эти препятствия, важно научиться работать с балансом. Проще говоря, нужно знать, в какую сторону и как наклонить свое тело. Это ощущение приходит только с опытом, равно как и навык корректной работы с органами управления эндуро-байка.
Например, на крутых спусках нужно максимально сдвигать тело назад, включать вторую передачу и притормаживать исключительно задним тормозом. А для того чтобы заехать на гору, нужно наклониться вперед и поперечными движениями корпуса ловить равновесие, не забывая при этом газовать. Потеряешь импульс — остановишься прямо на подъеме и скатишься. В крутую гору лучше подниматься на второй передаче и регулировать тягу на колесе с помощью сцепления. Газ откручиваешь по максимуму и левым рычагом дозируешь порцию крутящего момента. У новичка это получается далеко не каждый раз.
Первое падение
На одном из первых занятий у меня произошло первое падение. Как уже отмечалось выше, эндуро — это когда ты не знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом или горкой. Заехав кое-как на крутой холм, я не рассчитывал сразу за апексом подъема увидеть такой же крутой спуск. В итоге растерялся, не успел затормозить и сдвинуть тело назад, поэтому хорошенько грохнулся. Учитывая, что это было мое первое падение на мотоцикле вообще, я довольно сильно испугался.
— Даже когда ты начинаешь ездить на мотоцикле по городу, будь готов, что однажды тебе придется упасть. А если ты взялся за эндуро, то здесь падения будут постоянно. Если к этому не готов — лучше вообще найти себе другое занятие. Способов получить эмоции в этом мире масса, — подбодрил меня инструктор. Урок после падения усвоен: не видишь — не едь. На эндуро частенько приходится останавливаться, чтобы оценить ситуацию вокруг.
Отряхнул грязь, поднял мотоцикл, едем дальше. Теперь перед завершением заезда на любую возвышенность сбавляю газ, чтобы остановиться, как только заднее колесо преодолело препятствие. Говорят, в эндуро чем сложнее участок — тем интереснее. Значит, для меня пока самое интересное — это подъемы, за которыми сразу же начинаются спуски.
Не холодно кататься?
Если на обычном мотоцикле мерзнешь уже при +7, то на эндуро мне было тепло даже в −2, когда моросил дождь со снегом. На бездорожье ты постоянно работаешь физически, балансируя, поднимая байк и перебирая ногами по земле при крутых подъемах. Здесь главное — не вспотеть. Поэтому старый зимний пуховик на такие занятия лучше не брать. Снизу — термобелье, защита, штаны. Сверху — термобелье, защита, кофта, легкая куртка. Больше всего мерзнут руки. Если перчатки успели промокнуть, не лишней будет запасная пара.
Экипировка
Летом в городе многие мотоциклисты из экипировки используют только шлем и перчатки. На эндуро даже в теплую погоду важно защищаться по-полной: черепаха, наколенники, высокие кроссовые ботинки, кроссовый шлем. От обычного кроссовый шлем отличается выступающим «подбородком» и козырьком. Еще у него нет визора. Можно надевать очки, но они сильно потеют, поэтому я ездил с открытым лицом. Это не лучший вариант — ветки деревьев, грязь и песок могут попасть в глаза. Ситуацию с запотеванием спасают спреи для очков. Есть шлемы специально для эндуро. Они схожи с кроссовыми, но оснащены визором.
Это дорогое хобби?
Давайте считать. Самый доступный 250-кубовый эндуро-мотоцикл стоит в салоне в районе 2 тысяч долларов. На рынке хватает китайских моделей за эти деньги. Не будем называть отдельные бренды, все они плюс-минус одинаковые. Конечно, для покорения серьезных хард-эндуро-трасс эти мотоциклы не годятся, но для новичка — отличный вариант. Те, кто брезгует покупать «китай», могут присмотреться к подержанным японским моделям. Ну а если денег куры не клюют, можно начинать с KTM 150 EXC-TPI (у минского дилера он стоит 27,5 тысячи рублей).
Желательно уметь крутить гайки самому. Из-за падений такие мотоциклы часто ломаются, и иногда ремонт приходится устраивать в чистом поле. Масло в подобных эндуро-моделях меняется не по километражу, а по моточасам: раз в 10—15 часов. Как правило, в 250-кубовых моделях 1 литр масла. Если не хотите постоянно подтягивать цепь (она у китайских моделей часто «тягучая»), можно отдать еще 170 долларов за «дидовскую» цепь и новые звезды.
Дополнительно нужно купить полный набор экипировки, шлемом и перчатками здесь не ограничишься. За весь комплект придется отдать около тысячи долларов. Если кататься в том числе зимой, то до места покатушек байк нужно как-то доставлять. Здесь все индивидуально. Кто-то может хранить мотоцикл на даче (а значит, поближе к лесу), кто-то может возить его на прицепе, кто-то — в грузовом бусе.
Что лучше эндуро или дорожник
Хочу рассказать про мотокросс на любительском уровне. Как, зачем и почему к нему пришел обычный мотоциклист навроде меня. Ничьих нежных чувств покоробить не хочу, но сравнивать буду с алкоголем, с другими мото направлениями и давать собственную субъективную оценку. Кстати фото не моё и не меня. Поэтому ахтунг. На старт… Внимание… Под кат!
Как-то наблюдал в продуктовом магазине в алкогольном отделе интересную картину. Парень выбирал пиво, и как опытный потребитель, он долго высматривал среди многочисленных претенденток, ту самую бутылку (или парочку), с которой собирался провести вечер. Если вы любите пиво, то понимаете о чем речь — светлое, темное, с горчинкой, нефильтрованное, легкое, крепкое. Каждое под своё настроение. Даже безалкогольного есть несколько видов. Каждая марка имеет свой особый вкус. Людям же, которые не потребляют пиво, совершенно не понятно, как можно так долго выбирать. И такими людьми в том магазине оказались две девушки (зашедшие видимо за шампанским). Чем дольше парень ходил вдоль полок, брал в руки разные бутылки, тщательно их изучал и думал, тем громче девчонки хихикали и даже местами ржали и хрюкали. Парень их даже не замечал.
Тоже самое с мотоциклами. Если Вы реально подсевший на мототему, то со временем хотите перепробовать все, находите свой любимый или если особо увлеченный, имеете их несколько. Спорт, турист, стрит, кафешник, мотард, скремблер, классик… Среди них может появиться легкий эндуро или, что еще более радикально, кроссач. Если же Вы довольствуетесь эндуро как единственным мотоциклом для повседневной езды, то Вы самый продвинутый мотоциклист. Так как это и есть самый правильный мотоцикл. Как безалкогольное пиво — подходит для дорожной и для внедорожной езды. На каждый день.
Мотоциклисты они как алкоголики. Обычно они начинают свой путь с легких напитков, потом переходят на что-то покрепче и в итоге находят подходящий градус. Кто-то в одиночку попивает вечерами по чуть-чуть коньячку, для хорошего сна. Кто-то немного поддает с утра перед работой, и потом еще к вечеру после, беленькой. Кто-то отрывается с пятницы по понедельник и набирается так, что непонятно как приходит на работу. Со словами «как сделать так чтобы отпустило пожалуйста». Кто-то уходит в глубокий запой на несколько недель или даже месяцев и человека потом не узнать. Как будто у него была такая белка, что теперь он стал совсем другой. Кто-то жахает с корешами через день, чего-нибудь сносящего башню. Некоторые вообще постоянно под синевой. А когда мы этого не делаем, мы собираемся вместе и говорим об этом. Прям клуб анонимных алкоголиков) Те, кого уже так просто ничего не берёт, смешивают напитки разной крепости. Об этом и поговорим.
Далее искал овраги и канавы побольше и там осваивал прыжки. С каждым разом становилось понятно, что это очень весело, но и навернуться можно неслабо. Не понимая почему мот то отстреливает меня головой вперед, то наоборот спиной на землю, пришел к осознанию того, что покатушки покатушками, а мне нужен опытный собутыльник. Товарищ, недавно тоже зачем-то прикупивший кроссач, был таким же неопытным в этих делах. Как пить и чем закусывать мы не знали. Пошли в кроссовую школу. Оказалось – никакой выпивки, только накат. О-о, так это мы умеем! Накатим! Накатывали там по убитой трассе часами, падали в разные стороны, экспериментировали со скоростью и подходами к трамплинам. Каждое занятие с инструктором добавляло крупицы понимания. Смотрели как наваливают другие и хотелось быстрее, выше, сильнее. Добил мотик вусмерть. Наконец получил рекомендацию сменить моц. Тут я подумал, что и тренера вместе со школой тоже надо сменить.
Свежая 450-ка после убитой 250-ки, это просто самогон на колесах! Перешел в новую школу, началась зима… Купил шипованную резину и погнал! Контролируемые заносы заднего и сносы переднего колеса, дрифты, повороты веером, сумасшедший момент прямо с холостых, борьба с мощью, торможения в пол, езда стоя, на одной ноге, с одной рукой, на всю ручку и прочая мотоэквилибристика приводила меня в полнейший восторг и опьянение.
Сначала я думал, что зимние тренировки неплохо подготовят меня к моим дорожным покатухам по весне. К весне я понял, что где дорожник и где кроссач – это две разные планеты. На планете с повышенным градусом, пониженной гравитацией и ответственностью жить гораздо веселей. Теперь дорожник стал просто быстрым средством передвижения, но час его был короток. Недолго думая, поставил его на прикол и все свободное время отдавал своему новому увлечению, которое оказалось почти круглогодичным. Только межсезонье с осенне-весенне лужами и проливными дождями выпадает.
Получив уверенные навыки езды и обращения с кроссачом, забурился было обратно в леса. Тропинки, луга, топи, леса. Скорость меньше, грязи больше, нежданчики под каждым кустиком. Застрял где-нибудь в колее/болотине по колено да давай там кочевряжится, ручищами говнища разгребать, мотоботами да шлемом лужи вычерпывать. Разогнался по тропинке, по держаку, тут вдруг на скользкой траве-мураве тебя размотало и полетел неведомо куда. Мухоморы все по кустам пособрал да попереломал. После мухоморов помчал дальше, налетел на пенёк невидимку, ударился о дерево ходячее, упал в испражнения лосиные, желудями да шишками присыпало, звери чудные из лесу так и повыпрыгивали. Встал, отряхнулся. Шишки достал из штанов, покатил уже помаленьку. Деревья поперек тропинок лежат коварно и поджидают. Кто бы не под прямым углом попробовал переехать. Ага, вот он ходом решил проскочить! «Уяк!» только и вскрикнул залётный. Тетерев из дупла выскочил, переднее колесо в сторону уехало, ключицы да рычаги только и береги. А не то, так и останешься тут у ручья воду прохладну пить да ягоды под листиками собирать. Деревья так и норовят ветками стянуть экипировку, прямо на ходу. Не гоже гонять по лесам по полям. Что по Подмосковной равнине, что в волшебном лесу – одни приключения. Выискивать заброшенные карьеры – лениво. Просто по грунтовкам наваливать – слишком просто. Ралли рейды со всеми их сложными организационно-логистическими моментами — слишком сложно. И вообще я могу легко потеряться в лесу. Комаров кормить по болотам — не романтик. Это к бардам. Короче тема эндуро меня не увлекла и еще несколько выездов в лес только укрепили меня в желании вернуться на подготовленную трассу.
Мне хотелось летать! Полёта хотелось! Как в авиации почти. Я видел как опытные кроссмены и кроссдети перелетали столы (и меня заодно) и впадал в транс. Рожденный ползать летать не может, а тут открывались такие перспективы! Нефильтрованное пиво только поначалу кажется кислым. А накрывает оно покруче обычного! Просто к нему надо прийти. Распробовать и понять!
Тренировки продолжились и целью был полёт! Оказывается, чтобы взлететь надо выпить совсем не много. Главное взлететь так, чтобы потом приземлиться. Прыжок начинается на подходе к трамплину, когда оба колеса еще на земле. «О сколько мне открытий чудных!» Оказалось, что много зависит от подвески и ею нужно активно пользоваться. Заставлять ее распрямляться или сжиматься когда это нужно. Теперь, кроме стандартного набора из КПП, тормозов и ручки газа, к управлению добавились еще передняя и задняя подвеска. А также сцепление и оба тормоза. Все это работало в комбинациях или по отдельности и определяло как и куда ты едешь, сколько летишь и как приземляешься. Мир из 3Д превратился в 7Д! Положение тела, состояние грунта, когда привстать, где прикрыть или оставить газ открытым, какое колесо имеет зацеп. Это как знать математику на уровне школы, а потом вдруг попасть в математический ВУЗ. Только этот гранит науки был слаще медовухи! Мотоцикл открывался для меня заново. Каждая мелочь стала иметь реальное значение.
И тут я снова получил рекомендацию сменить мот. Теперь с 450 на 250 кубов. Сначала мне не понравилась эта идея. Но нефильтрованное пиво можно пить маленькими глотками. Тогда Вы сможете распробовать его получше и так тоже даёт. Слово тренера – закон. Лучше пить меньше, да лучше. А подобрать подходящую закуску к пиву, это как правильно настроить подвеску мотоцикла. За этим лучше обратиться к специалистам.
Подвеска. Что знает о ней дорожный обыватель? Она может быть помягче или пожестче. От неё как-то зависит управляемость и стабильность мотоцикла. Но, если Вы ее максимально зажмете, то это вовсе не означает что Вы получите самый управляемый и стабильный мотоцикл, не правда ли? У подвески дорожника должен быть рабочий ход, чтоб на ямах не подпрыгивать, а не неровностях не раскачиваться. У кроссача это не столько вопрос управляемости и комфорта. Это вопрос разгона, торможения, полета и приземления. И если ее затюнить и правильно настроить, то Вы не узнаете свой мотоцикл! Вот где-где, а в мотокроссе, даже на любительском уровне, подвеска реально влияет на качество езды и время круга. Разница чувствуется сразу!
Для любителей поковыряться с мотоциклом тут тоже полный комплект. Любой внедорожный мот предоставит Вам возможность приложить руки в гараже к бутылочке. Если это кроссач, то перебирать и улучшать двигатель и подвеску Вы можете столько, сколько посчитаете нужным. Вы можете позвать друзей попросите их взять с собой закуску и перебирать всё это вместе! Всякого рода улучшайзинга тут пруд пруди. Мне хватает стоковых деталей и расходников, а с ремонтом и обслуживанием я обращаюсь за помощью к спецам. То бишь гаража у меня нет и выпить особо не с кем)
А вот если Вы хотите открыть для себя новую ветку мотожизни, при этом выкручивать мотоцикл до последнего, познать все его нюансы и пределы, играть с ним, бросать его в глубокие заносы, выходить из них, взлетать над трассой и дубасить на всю катушку, если Вам нужен реальный драйв, высокие физические нагрузки, скорость и адреналин, дух соревновательства и гонки, всё и сразу — тогда Вам сюда! Эндуро, супермото, мотокросс. Налево пойдешь – грибов наберёшь, прямо пойдешь – далеко забредешь, направо пойдешь – в сказку попадешь. Царевну лягушку вряд ли повидаешь, добрых молодцев везде повстречаешь.
Из минусов: нет романтики дороги, нет приключенческой неизведанности, нет неожиданных «событий». Не столько тусовка, сколько спорт. Есть привязка к местности. А для разнообразия трасс надо вывозить мот куда-то.
Поэтому одно не заменяет другое. Это вопрос предпочтений. Сходите на пробное занятие. Найдите и попробуйте. Расслабьтесь и получите удовольствие. И посмотрите что будет наутро. Сделайте выбор. Это интересно. Это спорт. Это хобби. Это мото!
Кажись всё как на духу выложил да порассказал, ничего де не позабыл. Вот и сказочке конец, а кто в камментах отпишется, тому с полки пирожок!
ЗЫ: За уроками обращайтесь в специализированные места и не пытайтесь повторить это дома!
«Все будут ездить на эндуро». Разбираемся, какие мотоциклы подходят для поездки на рыбалку или в дальнее путешествие
Цитата, вынесенная в заголовок, известна многим мотоциклистам. Но она совсем не поясняет, куда ездить и почему именно на этой технике. Мотопутешественник Александр Дежкунов, накатавший на таких мотоциклах не один десяток километров, попробует объяснить, что может подтолкнуть к покупке эндуро и какой кубатуре отдать предпочтение.
Эти мотоциклы принято делить на три группы, но классификация достаточно условная. В общем подход достаточно прост: чем выше масса мотоцикла, тем меньше в нем эндуро и внедорожности. Ключевыми параметрами для выбора подходящего мотоцикла будут ответы на вопросы: куда (где), кто и зачем. Несомненно, можно и на хард эндуро по шоссе 1000 км за день махнуть или на литровом турэндуро прорываться через лесовозные колеи – как известно, слабоумие и отвага не знают границ. Но мы все-таки о том, как использовать технику рационально и с наибольшим удовольствием.
Хард эндуро. Для самых «диких»
Это мотоциклы для агрессивной езды преимущественно в стойке и исключительно на бездорожье. Основной диапазон кубатуры одноцилиндровых двигателей – 125-450 куб. см. На большинстве моделей нет «поворотников», их нельзя использовать на дорогах общего пользования (да и проблематично в силу конструкции).
Если вы любитель экстрима и живете в местности, где за воротами начинаются лесные дороги с оврагами, либо в хозяйстве есть большой пикап, микроавтобус или автомобиль с прицепом, на которых «хард» можно довезти до подходящей местности и «отжечь», – это ваш вариант. Хард эндуро – из названия и так все понятно.
Выбор как объема, так и типа двигателя (двухтактный или четырехтактный) – отдельная большая тема без очевидного верного ответа. Можно лишь с учетом тяжести условий, уровня навыков и величины финансов варьировать выбор от достаточно «народных» японцев до недешевых спортивных КTM.
Honda CRF250X
Yamaha WR250F
KTM 350 EXC-F
Husqvarna FE350
SUZUKI RMX450Z
Софт эндуро. Нежнее, еще нежнее
На них можно передвигаться и по бездорожью, и по дорогам общего пользования. Кубатура моторов в основном такая же, как у «хардов». Главное отличие – более «гражданская» конструкция с чуть меньшим запасом прочности, не такие энергоемкие подвески и «зажатые» двигатели, наличие «поворотников» и более удобное сиденье.
Эта группа уже позволяет не только получить удовольствие от преодоления бездорожья, но и выполнять вполне конкретные задачи: передвигаться по сельской местности, ездить на рыбалку и охоту, а также отправляться в небольшие путешествия по достаточно глухим местам.
В принципе, софт эндуро подходят и для езды по городу – высокая посадка обеспечивает неплохой обзор, а мощности двигателя достаточно для уверенного маневрирования в потоке. На борт «софта» теоретически можно брать и пассажира, но практически лишь при сильной необходимости – второй человек на мотоцикле будет чувствовать себя как бедный родственник.
YamahaTTR250
Yamaha WR250R
Suzuki DR250 Djebel
Honda XR250 Baja
Suzuki DRZ400S
И если «внедорожников» объемом 250-400 куб. см на рынке достаточно, то вот «шестисотки» софт эндуро вещь крайне редкая – модели можно пересчитать по пальцам одной руки.
Yamaha TTR 600
Есть еще один аппарат от австрийского производителя, который при официальном позиционировании как туристический эндуро в силу серьезной энерговооруженности, наличия спартанского сиденья и с учетом требовательности к пилоту уместнее отнести к софт эндуро. Это 690 Enduro R от KTM. Очень редкий пример современной «честной» внедорожной техники.
КТМ 690 Enduro R
Туристические эндуро. Сел и катись
Самые популярные эндуро, а потому и выбрать есть из чего. Именно к этой группе относится цитата из заголовка. Туристический эндуро можно использовать и как повседневный мотоцикл, и как средство для путешествий. Их разберем более подробно.
Но для начала немного горькой правды: турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. Заранее невыполнимая установка – сделать мотоцикл, идеально подходящий и для бездорожья, и для шоссе. Можно лишь построить универсальную технику. И тут вспоминается фраза, которую когда-то прочитал на форуме клуба владельцев Honda Transalp: универсальная вещь одинакова плоха для всего. И в этом своя правда. У универсального турэндуро слабый двигатель на шоссе, а на бездорожье он слишком тяжел.
Туристический эндуро – мотоцикл для дорог с любым качеством покрытия. Но именно дорог. Я бы все многообразие моделей турэндуро вместил в интервал от 50% асфальта/50% гравийки до 95% асфальта/5% гравийки.
Смысл выбора правильного мотоцикла под конкретные условия применения (допустим, путешествия) – это не просто доехать до конкретного места, но еще и получать максимум удовольствия в процессе езды.
Условно все турэндуро я бы разделил на четыре подгруппы. О них поговорим дальше.
Одноцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 600-800 куб. см. Эти мотоциклы лучше всего подходят под определение «турэндуро», на таких аппаратах можно далеко уехать от асфальтовых дорог. Многие не согласятся, но я бы рекомендовал использование одноцилиндровых турэндуро без пассажира. Только без второго номера «одностволки» полностью раскроют свой потенциал за пределами асфальта и подарят удовольствие при посещении красивых мест.
Выбор здесь богат: более «туристические» Suzuki XF 650 Freewind, Aprilia Pegaso 650, BMW F650 GS и более «внедорожные» Suzuki DR 800 Big, BMW F650 GS Dakar, Yamaha XTZ 660 Tenere. «Внедорожные» одноцилиндровые турэндуро наиболее интересны как мотоциклы для покорения всех уголков мира на двух колесах. Для формулы 50% асфальта/50% гравийки лучше всего подойдут BMW F650 GS Dakar и Yamaha XTZ 660 Tenere.
Aprilia Pegaso 650
Suzuki DR 800 Big
BMW F650GS Dakar
Yamaha XTZ 660 Tenere
Двухцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 400-750 куб. см – с этой группы начинаются модели, наиболее подходящие для поездок с пассажиром. Меньшая вибронагруженность и большая эластичность двухцилиндрового мотора – выбор райдеров, которым важнее комфорт при езде по дорогам, чем красоты удаленных уголков. При этом мощности двигателя недостаточно для быстрых прохватов по хорошей трассе и уверенных обгонов, особенно при наличии пассажира.
Это отличная техника, если вы планируете загрузить багаж, водрузить «+1» и в спокойном размеренном ритме со скоростью 100-110 км/ч отправиться в дальние края со съездами на гравий и хорошие грунтовые дороги. Но заранее нужно быть готовым к тому, что особого удовольствия от вождения на хорошем асфальте мотоцикл не доставит. Как, в принципе, и на гравийке (при наличии пассажира). Как и в случае с «одностволками», есть более «туристические» и более свежие Suzuki DL 650 V-Strom, Honda XL700 Transalp и довольно возрастные «внедорожные» Honda XL600/650 Transalp, Honda XRV750 Africa Twin, Yamaha XTZ750 Super Tenere.
Отдельного упоминания заслуживают две легендарные модели Honda – Transalp 600 и Africa Twin 750. Феноменальная надежность и сочетание потребительских качеств позволяют этим немолодым мотоциклам древней конструкции быть актуальными до сих пор. «Туристить» по удаленным локациям на них можно довольно долго.
Для двоих предпочтительнее «Африка». Подобные мотоциклы с карбюратором интересны для поездок в страны с низким и нестабильным качеством топлива. Правда, стоимость аппаратов в хорошем состоянии демократичной никак не назовешь.
Если не ставить целью конкретно путешествия, то я бы рассматривал тот же Transalp как мотоцикл «съездить на рыбалку за 100 км по шоссе и дальше по полевым и лесным дорожкам до реки». Для долгих поездок нужно мудрить с сиденьем – уже через час езды на «Трансальпе» чувствуется дискомфорт. Если же хочется посадить пассажира, загрузить максимум скарба и отправиться «на дальняк» преимущественно по асфальтовым дорогам, то в плане комфорта и при относительно невысокой цене в сегменте 650-к оптимальным выбором видится Suzuki DL650.
Honda XL600 Transalp
Honda XRV750 AfricaTwin
Yamaha XTZ750 Super Tenere
Suzuki DL650V-Strom
Двух- и трехцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 800 куб. см. В этой категории упомяну всего пару мотоциклов. Теоретически можно было бы не выделять их в отдельную подгруппу. Но два современных аппарата – BMW F800GS и Triumph Tiger 800 – занимают свою нишу. Это мотоциклы для достаточно азартных водителей – наряду с отличными подвесками они обладают достаточно веселыми мощными двигателями, позволяющими при должном умении откручивать ручку «газа» на гравийках и грунтовках. Быстро, весело, задорно и желательно без пассажира. Главным минусом можно назвать разве что высокую стоимость аппаратов.
BMW F800GS
Triumph Tiger 800XС
Турэндуро с объемом двигателя 1000+ куб. см – это настоящая находка для длительных путешествий вдвоем по дорогам с твердым покрытием. Но для литровых «слонов» в термине «туристический эндуро» второе слово практически теряет свой смысл. Виной всему «сухая» масса за 200 кг, которая после заправки жидкостями и загрузки мотоцикла скарбом приближается к 300 кг. Фактически это «дорожники» с более всеядной подвеской и увеличенным клиренсом. Желание «поэндурить» пропадает, как правило, после первого же падения – груженый мотоцикл с высоким центром тяжести поднять в одиночку на рыхлых покрытиях практически нереально.
Но если изначально рассматривать мотоциклы исключительно как туристические аппараты с мощными моторами, прямой посадкой, комфортным сиденьем (в том числе и для пассажира), отличной ветрозащитой, удовольствие от езды будет дополнять удовольствие от окружающих видов. Наиболее популярные литровые турэндуро начального ценового диапазона (и самые возрастные соответственно) – Aprilia ETV1000 Caponord, Honda XL1000 Varadero, Suzuki DL1000V-Strom, и конечно же, иконы и законодатели класса – BMWR1100GS и BMWR1150GS. Из свежего: BMW R1200GS и R1250GS, Triumph Tiger 1200, Honda CRF1000 Africa Twin, Yamaha XT1200Z SuperTenere.
Из наиболее удачных попыток добавить эндуро к туризму следует отметить свежую литровую Africa Twin. И естественно, куда же без самых азартных «внедорожников» – спортивных KTM. 990, 1090, 1190 и 1290 не для масс и не для спокойного туризма, эти мотоциклы предназначены для динамичной езды в режиме ралли, что предполагает серьезные требования к пилоту. Да и кощунство на такой продуманной технике просто ездить. Так что желающим «летать на литре» прямая дорога к австрийцам.
Кардан или цепь, литые колеса или спицованные, V-образный, рядный двигатель или «оппозит» – выбрать есть из чего. Откровенно неудачных моделей в этом списке нет, разве что от ранних карбюраторных Varadero стоит отказаться по причине высокого расхода топлива при больших пробегах.
Honda XL1000 Varadero
BMW R1150GS
Triumph TigerExplorer 1200
Honda CRF 1000 AfricaTwin
Yamaha XT1200Z Super Tenere
KTM 990 Adventure
Есть также целый ряд прекрасных аппаратов вроде Yamaha TDM 850/900, Kawasaki Versys 650/1000, Honda VFR800X Crossrunner и VFR1200X Crosstourer, Ducati Multistrada 1200 и т.д. Де-юре они позиционируются как туристические эндуро. Но в силу своей абсолютной паркетности даже для частичного использования на гравии я бы их не рассматривал. Это отличные мотоциклы, но для асфальта любой степени убитости.
Небольшая ремарка для тех, кто однозначно планирует открывать для себя красивые места, путешествуя вдвоем. Если хочется забираться подальше, а «второй номер» предрасположен к самостоятельному вождению, то лучше путешествовать на двух подходящих мотоциклах. Даже если вместо свежего условного «литра» за 8-10 тысяч долларов купить две более возрастные одноствольные 650-ки – количество полученных положительных эмоций на живописных дорожках будет в разы больше.
Наш вердикт
Почему же все будут ездить на эндуро? Видимо потому, что прямая посадка, отличная ветрозащита и поглощающие неровности подвески обеспечивают наилучший комфорт при езде по всем видам (в том числе наших не самых лучших) дорог по сравнению с другими классами мотоциклов. А ценить комфорт с возрастом начинаем мы все.
P.S. В этой статье упомянул только самые популярные модели, потому как тема более чем обширная и подробный обзор одной статьей не обойдется. Минус всего класса – значительная высота по седлу, поэтому при невысоком росте выбор существенно сужается. Предварительно «примериться» к конкретной модели мотоцикла можно на сайте cycle-ergo.com, введя свои параметры.
Сезон заканчивается – пора решать, на чем ездить в следующем году! Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса