что лучше фифа или бабок
Выбираем между FIFA и PES
PES отправляет FIFA в нокаут? Что еще нужно сделать для полной победы над EA SPORTS
Главной победой команды из KONAMI стала новость о том, что официально представлять футбольный клуб «Ювентус» в виртуальном мире футбола теперь сможет только PES, а FIFA 20 останется довольствоваться Piemonte Calcio. Мы все уже привыкли играть такими командами, как Man Blue MD White и London FC, но то был PES, сейчас же именно любителям FIFA придется примерить на себе нелегкую участь приобретения Криштиану Рональдо из выдуманного клуба, а фанатам «Старой сеньоры» будет особенно больно визуализировать свой клуб там, где его нет.
Говорить об игровых процессах сравнивая PES и FIFA – просто моветон. Последняя FIFA 19 окончательно убило в симуляторе футбола симулятор. Все уже привыкли, что каждый год в новой FIFA необходимо найти беспроигрышную комбинацию и затачивать ее для побед, так было и в FIFA 14 с ее навесами, и в FIFA 15 с забросами за спину на скоростного имбу, типа Мусы или Ибарбо, и с FIFA 17, что научила ставить корпус от которого почти не было спасения, но их самый младший брат превзошел всех.
Если предыдущие версии обладали «хитростями», с помощью которых вскрывалась защита любого соперника, то FIFA 19 бросила «в лоб» явные приемы, из-за которых игра из футбола превратилась в аркаду заученных движений. Начнем с «time finishing». Эта штука позволила практически не искать умные и интересные ходы для развития атаки. Зачем?
Так вот, пока FIFA деградировал и купался в деньгах своей фан-базы, PES сделал огромный скачок в развитии симулятора футбола. Мне не хватит статьи описать многообразие способов конструирования атаки на ворота соперника, да и сколько порой раз придется придумать новых ходов в процессе одной игры, чтобы все-таки забить мяч в ворота соперника и не зевнуть контрвыпад.
Так чего не хватает разработчикам из KONAMI для полного доминирования?
Наша команда провела небольшой анализ, который мы решили разбить на несколько пунктов. Все это наши ожидания от нового PES, и заключается они в следующем:
1. MyClub. Новая PES выходит с заголовком – «Efootball». Пока не очень понятно, что именно поменяется от этого в главном онлайн-режиме симулятора, но нам бы хотелось очевидных вещей. Главное – создать понятный, конкурентный механизм турниров. Можно не придумывать «велосипед», а заимствовать идею у конкурентов, но в лучшем виде. Например, вспомнить эталонный ultimate team из FIFA 17, с очень понятной системой дивизионов. В каждом дивизионе до 10 матчей и определенная планка набранных очков для спасения или победы и перехода в следующий дивизион.
2. Легенды. Включение новых харизматичных футболистов в список легенд. PES в отличии от конкурента практически всегда делает из кумиров играбельных и важных персонажей, «электроники» на это часто забивают, что порой делает условного француза Бабайоко (когда-то «Челси», а ныне «Монако») приоритетнее, чем Гаттузо на той же позиции. Включение в список легенд Андрея Аршавина очень обрадовало российских болельщиков. Всем фанатам будет приятно видеть тех футболистов, которые запомнились нам чрезвычайным образом, но сыграть за них нет возможности ни на одном из виртуальных полей.
PES пора этим пользоваться. Можно включить в игру легендарного голландского опорника Эдгара Давидса. Его образ врезался в память всех болельщиков. А как забыть его дреды, очки для зрения и невероятно жесткий стиль игры. Тоже самое можно сказать об Эрике Кантона. В моем детстве все пацаны поднимали воротник футболки, как делал Эрик в знаменитой рекламе «Пепси», а о его вылазке на разборки с болельщиком до сих пор помнят все. «Манчестер Юнайтед» и «Ювентус» стали официальными партнерами PES, что может стать подспорьем для приглашения в проект данных звезд.
Например, в первый месяц главным трофеем в турнире может стать некогда известный своим умением жонглировать мяч на голове – Керлон. Если кто-то такого не помнит, то можете вбить его имя в YouTube, чтобы воочию наблюдать за этим трюком. Придать этому парню его фирменный стиль, но без «имбовости». Уверен, с возможностями разработчиков KONAMI, визуализация таких «фишек» будет на уровне. Еще лучше, чтобы футболисты были малоизвестны, это добавит вариативности составов команд и придаст интерес к каждому турниру. Условно говоря, FIFA выпускала целую сборную известных игроков к такому празднику, как Хэллоуин, а интересно ли это? Всего лишь имеющиеся игроки с чуть увеличенными характеристиками. А теперь представьте, к этому празднику выходят карточки Винни «секиры» Джонса с индивидуальным бустом на подкаты и агрессивность или Терри «мясника» Бутчера, в соответствующем оформлении, ну и конечно, великая фотография с окровавленной головой и футболкой.
Также можно к одному из турниров подготовить карточку Рикардо Куарежмы, знаменитого «технаря», добавить ему характеристик и главное выделить его знаменитую рабону и удары «шведой». Дать жизни уже известным игрокам с фирменными финтами и характеристиками поможет сделать правильный выбор тем игрокам, что любят «творить» и обыгрывать защитников изощренным способом, а также широко применять возможности игры. Также плюс в копилку и щелчок по носу режиму «Volta Football», который появится в FIFA 20, от который, как мне кажется, лучше не ждать чудес.
4. Трансферы и химия. Тут лучше ничего не менять. Отсутствие вышеперечисленного делает составы команд разнообразными, также, как и возможность прокачивать любого футболиста. Единственное, возможно, стоит упростить систему смены тактики. Иногда, надоедает выжидать необходимого тренера, дабы протестировать определенную стратегию.
Выбора между FIFA и PES больше нет. Даже последний фанат PES в редакции сдался!
Пожалуй, худший год для любителей компьютерного футбола.
Представьте: вы приходите в магазин. Подходите к продавцу и отдаете ему деньги. За это он смачно плюет прямо вам в лицо. И так каждый раз без каких-либо изменений. Вот так кратко можно описать серию игр FIFA. ЕА даже не думает о том, чтобы менять свой футсим. Она выпускает одно и то же который год. Зачем меняться, если и так схавают? Зачем выдавать в паках что-то достойное, если все равно будут донатить, чтобы получить очередную порцию отстойных карточек в FUT?
Почему это продолжают терпеть? Потому что нет альтернативы.
Если до 2013 года между FIFA и PES велась ожесточенная битва за геймера, то обновленный онлайн-режим Ultimate Team в FIFA 14 ярко выделил фаворита. В ЕА поняли, что будущее – не за баталиями с ИИ, и предложили проект, который прост и одновременно интересен. Konami за 7 лет так и не сделали достойную альтернативу, хотя постоянно выпускали футбол, который и геймплейно, и графически превосходит FIFA.
В этом году в Konami решили, что теперь тоже будут ориентироваться на онлайн. Обновили название на eFootball, сделали игрушку бесплатной и надеются привлечь новых игроков, которым надоело однообразие и гандикапы в FIFA.
Спойлер: нет, не привлекут. Все очень плохо.
Графика. FIFA не улучшилась, но eFootball стал намного хуже
Konami делала свою игру 2 года. В 2020 она поступила честно: рассказала, что не успела провести все запланированные работы, а потом выпустила простое обновление составов (то, что FIFA делает уже лет 5, но берет за это по 4 тысячи рублей).
Японцы решили перевести eFootball на новый движок – Unreal Engine 4. Графически это должно было дать большой буст, но случилось обратное: они испортили графику. Мемы про кошмар с лицами уже видели многие. Причем эти лица ровно такие же, как в PES 2020, зато фэйлов с мимикой теперь вагон.
А вот такие приколы с болельщиками
Здесь вам бы точно пришлось отдать свой телефон.
Газон выглядит отвратительно. Футболисты смотрятся рыхло и пиксельно даже на высокой графике. Кожа у игроков почему-то похожа на пластилин. Сетка неадекватно реагирует на мяч. Трибуны и болельщики тоже не отличаются детализацией. В общем, караул.
Самое смешное, что все это еще и умудряется тормозить. И даже с мощным ПК или PS5 – фризы в моментах с празднованием есть почти всегда. Подтормаживает и во время матча. Страшно подумать, что происходит у обладателей средненьких ноутбуков. Оптимизации ноль. Не помню, чтобы все было настолько плохо, с момента FIFA 09.
Что про FIFA 22? Она выглядит так же, как и FIFA 21. И как FIFA 20. И как… ну, вы поняли. Изменения заметят обладатели PS5 (там действительно все выглядит красиво). Из года в год ЕА проигрывали в графике японцам, но в этом году Konami сами все так испоганили, что придется отдать балл FIFA. Не потому, что они заслужили, а потому что конкурент самоустранился.
Режимы игры. Здесь даже без соперничества
Для онлайн-режима оставим отдельный пункт и посмотрим на остальное.
В FIFA есть режим Карьеры. Многие его все еще любят (в том числе и я). Да, до реализма уровня Football Manager здесь далеко, но приятные механики все еще на месте.
В FIFA есть Volta – за нее, кстати, хочется сказать спасибо. В этой части она хороша. «Электроникам» надо скорее добавлять ее в FUT, она прекрасно покажет себя там.
В FIFA есть разные режимы матча. Есть карьера за одного футболиста. Даже если вы хотите поиграть против ИИ, у вас есть выбор.
В eFootball есть…ничего! Убрали весь контент! Вы можете сыграть против ПК, выбрав из 9 клубов, можете поиграть онлайн против других игроков – и это все.
А, нет, поиграть онлайн тоже не сможете.
Онлайн. FIFA не лечит серверы, но у eFootball все еще хуже
Критиковать серверы ЕА можно вечно. Но у Konami официально худшие серверы в мире. Если вы не вылетаете в 50% матчей – вы счастливчик, и вам можно идти в казино или закупаться лотерейными билетами. И с такими проблемами eFootball хотят сделать кросс-платформенной?
Кошмар и с откликом. Помните эти задержки, как в PES 17? Так вот, они вернулись. Футболисты с задержкой реагируют на нажатия, отдавая пасы и пробивая по воротам не вовремя. Кстати, такая беда происходит даже в оффлайн-режиме. Играть во все это решительно невозможно.
Сравнивать Ultimate Team с myClub не получится, потому что пока в eFootball нет myClub – это просто онлайн-побегушки без сборки составов и разных соревнований. Понятно, что все это появится, и пока Konami тестирует сервера на массового потребителя. Но почему нельзя это было сделать в июле, а сейчас уже выпустить полноценный онлайн-режим?!
Геймплей. FIFA – не футбол, но ей и не надо быть реалистичной
У eFootball геймплей лучше. Просто потому, что FIFA вообще на настоящий футбол не похожа.
У японцев реалистичнее все: ИИ куда умнее, прием мяча сложнее, пасы отдавать сложнее, вратари похожи на настоящих. Здесь намного меньше скриптов, больше анимаций, геймплей плавнее, мяч ведет себя естественно. В общем, выбирайте практически любой аспект, и он будет лучше в eFootball.
Но здесь вот какой момент нужно понимать. FIFA – это аркада. Игрушка, нацеленная на массового пользователя. Если вы хоть изредка смотрите настоящий футбол, от геймплея FIFA вас может стошнить. Но среднестатистическому геймеру не надо разбираться в тонкостях тактики и том, насколько движения вратарей реалистичны. Ему хочется поиграть за Роналду, Месси, Мбаппе, и чтобы это все было доступно и легко.
Опять же: мы не критикуем Battlefield или Need For Speed за то, что они вообще не похожи на реальную стрельбу или реальные гонки. Нам хочется приятно провести время, пострелять и погонять. FIFA нет необходимости биться за схожесть с настоящим футболом. Она развлекает. А eFootball заставляет потеть и фактически не подпускает к себе новичков.
Разумеется, отдам балл за японцев, но только потому, что поглядываю и реальные матчи.
Вывод
У eFootball 11% (!) положительных отзывов в Steam. Это худший результат в истории! Понимаете, насколько все плохо? Konami сама себе вырыла могилу, сама в нее легла и присыпала песочком. Тотальный провал. FIFA может и дальше выпускать один и тот же продукт ближайшие лет 10, не опасаясь за доходы. Нет конкуренции. И это очень печально для всех любителей футсимов.
FIFA 21 или PES 21 – что лучше? Сравнили графику, геймплей и все остальное
Выбираем главный футсим.
FIFA или PES? Вопрос вечный, аргументы все те же: игра ЕА берет онлайн-режимом и лицензиями, у Konami лучше футбол и графика.
Подойдем к вопросу комплексно: оценим ключевые параметры обеих игр, посчитаем сумму баллов и решим, кто в этом году лучше.
Обзор PES 2021: честный аддон, который круче полноценной FIFA
Раунд 1. Режим Карьеры vs Мастер Лига
Карьера стала первым реально крутым режимом в FIFA. Прошло 17 лет, в нее все еще играют миллионы.
PES подрезал идею у ЕА. Название другое, смысл абсолютно тот же: покупать новых футболистов, прокачивать таланты, выигрывать за «Таррагону» Лигу чемпионов. И здесь FIFA побеждает по нескольким причинам.
Трансферы. В Мастер Лиге все сделано на уровне менеджеров, которые вы можете скачать в Play Market. Набираете свободных агентов (причем условный Бакайоко запросто перейдет в «Ротор» на смешные 500 тысяч в год), потом их перепродаете и так строите команду. «Ноттингем Форрест» с таким бустом может брать ЛЧ за 3 года. Контракты продляются элементарно – причем если футболист регулярно выходит в основе, можно снижать ему зарплату до бесконечности. Мастер Лига в PES 2021 – уровень FIFA 07.
Почему я не буду играть в FIFA 21. Видео Романа Петухова
В FIFA все куда сложнее. Здесь и ценники на игроков адекватнее, и их требования, а «хакнуть» рынок тяжеловато. Правда ИИ тоже неадекватный: Холанд может оказаться в «Ренне», а Пике в «Реале». Здесь обоим футсимам необходимо поучиться у Football Manager.
Прокачка игроков. Как она работает в PES, не понимает никто. В одном сэйве Чалов из ЦСКА растет до рейтинга 90, в другом – не растет вообще. Влияние тренировок и игр понять очень тяжело. FIFA дает больше глубины (можно сменить игроку позицию, тренировать отдельные скиллы самому, выходя на виртуальное поле). Тут интереснее.
Лиги. В FIFA больше лиг – а это большой плюс, когда вы хотите взять какой-нибудь «Аккрингтон» и вывести в АПЛ.
Все остальное. Зачем в Мастер Лиге заставки и интервью, если они ни на что не влияют?
Итог: FIFA – 4 балла, PES – 2 балла.
Раунд 2. Графика
Есть те, кому графика в FIFA нравится больше. Картинка действительно более кинематографичная: газон выглядит приятнее, освещение и цветовая гамма хороши. Удобнее играть в дневное время, потому что в PES тени от стадиона превращают игру в кошмар.
Но у Konami гораздо лучше выглядят футболисты, их модельки и лица. Плюс в PES изначально раза в 2 больше лиц. Просто сравните:
В PES пропорции футболистов лучше соблюдены. В FIFA сплошные дистрофики.
Итог: FIFA – 3 балла, PES – 5 баллов
Раунд 3. Геймплей
ЕА в какой-то момент поняла, что от футсима не нужно требовать реалистичности – нужно, чтобы в него было интересно играть. Поэтому в FIFA уже который год принципиально не меняют геймплей, а лишь подкручивают мелкие детали (скорость игроков, точность пасов и т.д.). Поэтому циклично появляются то проблемы с навесами, то сложности со скоростными игроками, то слишком меткие удары.
Мы еще коснемся геймплейной части в обсуждении онлайна, но ЕА делает симулятор для более казуального геймера. Если вы совсем не разбираетесь в футболе – FIFA вам определенно подойдет больше. Она не слишком реалистичная, но и освоить ее проще и быстрее.
Если вы сильно любите футбол, более глубоко и тонко его понимаете – в сторону FIFA вам просто запрещено смотреть. PES намного менее заскриптованный, футбол в нем мягче и разнообразнее, анимаций больше, игроки чаще ошибаются, мяч не ходит так же быстро, а удары в ближний не залетают так часто.
Любой компонент игры будет реалистичнее в Pro Evolution. Konami дорабатывает геймплейную часть каждый год. Вы запросто отличите PES 18 от PES 21. С FIFA такое не пройдет. Даже фанаты EA Sports вряд ли будут спорить, что футбол у конкурентов куда лучше.
Итог: FIFA – 2 балла, PES – 5 баллов
Раунд 4. Разнообразие
Насколько хорошо Konami подходит к проработке футбола, настолько же паршиво – ко всему остальному. FIFA смекнула, что простое рубилово против ПК не интересно – и добавила режим Карьеры. Потом Ultimate Team. Дальше – режим Истории и Вольту. Плюс несколько настандартных правил для самих матчей.
PES не делает ничего. Неужели технически сложно исполнить аналог мини-футбола? С геймплеем PES это выглядело бы шикарно.
В FIFA можно просто дольше играть – за счет разнообразия, более интересных и продуманных режимов.
Итог: FIFA – 5 баллов, PES – 2 баллов
Раунд 5. Ultimate Team против MyClub
Даже двухлетний ребенок придумал бы онлайн-режим лучше, чем MyClub в PES.
В FUT тоже можно доработать уйму моментов. Но Konami вообще не старались. Онлайн-режим – ключевой для футсимов, то, за счет чего ЕА доминирует и получает огромные доходы. Как японцы умудряются игнорировать столь очевидную вещь?
В Ultimate Team я впервые сыграл в 2013 году – и она сразу мне зашла. Она интуитивно понятна, ее просто освоить: как собирать команды, какие есть соревнования, как пользоваться трансферным рынком и за что начисляются монеты и награды.
Если вы зайдете в MyClub, вы ничего не поймете.
· При построении команды нет химии по клубам и сборным, как в FIFA – она растет от матча к матчу. Идея отличная. Но вы не можете менять тактику. Сначало надо купить сильного тренера, у которого только одна схема. Вы не можете ее менять ни до матча, ни во время. Вы не можете поднять линию атаки, уйти в глухую оборону или выпустить дополнительного защитника. Чем хуже у вас тренер, тем меньше звезд вы можете выставить на поле. Тот, кому пришла в голову такая реализация построения команды, должен быть сожжен живьем.
· Вы захотели подписать Обамеянга. В Ultimate Team вы идете на трансферный рынок, смотрите, сколько он стоит, и набиваете монеты. Можно продать собственных игроков. В PES вы не сможете накопить и приобрести любимого футболиста – остается только открывать миллион паков. Трансферный рынок отсутствует. Зато есть рынок скаутов. Если вы в нем разберетесь – вам можно ставить памятник. Если нет – скауты будут вам подписывать бистов с рейтингом 60.
· Соревнования в FUT понятные. Вы видите, за что бьетесь и за что начисляются монеты. В PES они начисляются случайным образом, кубки состоят из одного матча – короче, мрак и скука. А самое главное – зачем вообще что-то выигрывать, если вы не можете купить нужного футболиста?
А теперь вернемся к геймплейной части. В FIFA есть гандикап (когда игра нарочно подыгрывает более слабому игроку), в PES я его не заметил. Но более простой геймплей помогает Ultimate Team и делает MyClub еще менее привлекательным. Онлайн-битвы превращаются в потнейшие катки, где вы начинаете удерживать счет 1:0 с 60-й минуты. Без шуток: строить атаки очень сложно, а защищаться еще сложнее. Игры более плотные, нет таких разрывов между лиинями, футболисты отрабатывают в обороне, быстрее возвращаются, а система передач не такая быстрая и точная. Тяжело.
Если вы не хотите становиться профессиональным геймером (а если хотите – задумайтесь: что-то в вашей жизни идет не так), то получать удовольствие и расслабиться при фифашном геймплее проще.
Итог: FIFA – 3 балла, PES – 0 баллов.
Кто победил?
FIFA – это в первую очередь обертка. Но обертка красивая. Это как фильм, где много известных актеров, хорошие спецэффекты и должное промо. PES – кино с глубоким смыслом, которое претендует на то, чтобы стать великим лет через 10. Но сейчас вы скорее пойдете на блокбастер. Зайдите на Twitch и посмотрите, сколько зрителей у FIFA и сколько у PES. На момент написания обзора у PES 21 – 8 тысяч фолловеров. У FIFA 21 – 291 тысяча. Хотя FIFA вышла всего пару дней назад.
PES – это футбол. FIFA – бизнес на футболе. Но это не ЕА выигрывает битву – это Konami ее с треском проигрывает.
Купить FIFA 21 вы можете в магазинах МВидео или Эльдорадо.
Купить PES 2021 вы можете в магазинах МВидео или Эльдорадо.
Серия PES мертва, а eFootball 2022 – позорище года. Что нужно было делать, чтобы конкурировать с FIFA?
Пять советов, которые воскресили бы Pro Evolution Soccer.
Условно бесплатный футбольный симулятор eFootball 2022, наследник серии PES от Konami, вышел совсем недавно, но уже успел стать легендой. Крайне отрицательные отзывы и невероятно низкие 11% рейтинга в Steam – почти невозможные показатели для такого дорогого и популярного тайтла. А про уродливые лица и мимику слышали все.
Соперничество FIFA и Pro Evolution Soccer на этом можно считать законченным. Разработчики обещают исправить кучу всего, но после такого уже не встают. Konami уничтожили серию, любимую многими за реалистичность, превратив свой eFootball в самый стыдный футбольный симулятор в истории. О том, что с ним не так, уже написано очень много. Но чего мы все ожидали? Что должен был делать PES, чтобы быть хорошим конкурентом для FIFA?
Сфокусироваться на одиночных режимах
Это то поле, на котором у EA Sports получалось работать хуже. Карьера и матчи против бота всегда были там унылым однообразием, а в PES было интересно играть и с компьютером. Не говоря уже о возможности построить карьеру за одного игрока. Даже модный сюжетный режим FIFA игрался хуже, чем Become A Legend в самых неудачных версиях PES. Так зачем было уничтожать этот ресурс и выпускать онлайн-игру с непонятными перспективами?
Любой продукт улетит с рынка в тот же день, когда начнёт пренебрегать своими сильными сторонами. Тем, что делает его уникальным. Можете представить «Баунти» без кокоса? Или «Фанту», которая вдруг отказалась от апельсинового вкуса? KFC без курицы? Всё это – абсолютно проигрышные идеи, потому что они предлагают оставить насиженную нишу. Да, MyClub от PES – вообще не конкурент FUT, но развивая онлайн-режим, нужно было не забывать про фундамент.
Поправить дизайн и интерфейс
Вечная проблема Pro Evolution Soccer, полностью перешедшая в eFootball. PES всегда выглядел абсолютно асексуально на фоне яркой и сочной серии FIFA, где каждое меню красиво иллюстрировано и удобно расположено. При этом FIFA никогда не была дизайнерским шедевром. Она просто выглядела адекватно и правдоподобно. Так, как и должен выглядеть футбольный симулятор.
Даже если вы ударились головой и забыли про все фифашные недостатки, вроде заскриптованных моментов, однообразия и общей аркадности, зайдя в меню вы ненадолго испытаете ощущение праздника. Смотришь и думаешь, что вот сейчас немного порадуешь себя виртуальным футболом.
PES всегда был каким-то инопланетным в этом смысле. Неудобные менюхи, вырвиглазные цвета, шрифты тоже уродливые. Даже вот эта смесь футуристических форм и минимализма всегда была какой-то корявой. Ну можно же, бога ради, нанять нормального UI-дизайнера, который всё это адаптирует под вкусы европейской и американской аудитории?
Видимо, нет. И теперь получается интересная ситуация. Даже если вы прочитаете где-нибудь, что Konami выпустила апдейт, исправляющий игру, мотивация начнёт пропадать сразу после запуска. eFootball выглядит отвратительно и продаёт себя в отвратительной оболочке. С такой комбинацией нельзя конкурировать вообще ни с кем.
Не делать игру бесплатной
Удивительно, но немногочисленные защитники eFootball 2022 считают это достоинством игры. Да, она не идеальна, но эй, в конце концов за неё не просят денег, разве нет? Нет! Она и так не бесплатная. Всё, что вы получаете – неиграбельный огрызок, а за режимы, апдейты, премиум-паки, турниры и прочие хорошие вещи всё равно придётся платить. В итоге самая полная версия eFootball будет стоить не меньше, а то и больше, чем FIFA.
Более того, это плохо даже с точки зрения логики пользователя. У тех несчастных, кто заплатил за игру полную стоимость на релизе, хотя бы осталась бы мотивация проверять, что в ней изменилось. Или даже искать плюсы в текущей версии. Деньги-то всё равно ушли. Но нет, теперь eFootball работает по схеме: «Скачал. Посмеялся. Поплакал. Удалил». Потому что её бесплатный пробник воняет помойкой.
Если бы это действительно был качественный футбольный симулятор нового поколения, то аудитория была бы рада платить за него деньги. Тем более, после казавшегося логичным решения не выпускать новый полуготовый PES, дав игрокам вместо него более дешёвое сезонное обновление. Заодно бы и денег у Konami было больше, чтобы допилить свой eFootball в процессе.
Делать футбол похожим на футбол
Здесь ситуация та же, что и с одиночными режимами. Серия Pro Evolution Soccer была на вечном втором месте, но в ней всегда были вещи, сделанные лучше, чем в FIFA. И ровно эти вещи (и ничего больше) подарили ей преданную аудиторию PES-гиков, которые смеялись над фиферами из-за аркадности и скриптов.
Эти люди всегда могли сказать: «Да, тут меньше игроков и команд, зато это больше похоже на футбол». До релиза eFootball всё так и было. Pro Evolution Soccer с самых ранних частей славен тем, что в нём хорошая физика полёта мяча, игроки реалистично двигаются, а в процессе самой игры возникают уникальные и даже редкие ситуации. Совсем не похоже на FIFA, где все голы выглядят одинаково.
Теперь всего этого просто не существует. Каноничный движок PES заменили на Unreal Engine 4, построив модельки и физику заново. Получилось то, что получилось. И речь даже не про издевательски плохую мимику игроков. В большинстве отзывов геймеры жалуются на то, что в eFootball просто неудобно играть.
Передачи отдаются не туда и не с той силой, а так красиво и реалистично летавший мяч превратили в свинцовый шар, который двигается слишком медленно, а иногда просто останавливается. Сюда же добавляем все знаменитые баги с проваливающимся сквозь землю арбитром, цепляющимися друг за друга игроками, фантомными подкатами и прочим. Аркадная и нереалистичная FIFA сейчас похожа на настоящий футбол больше, чем наследник серии PES. А это и представить-то было нереально.
В погоне за славой Ultimate Team компания Konami в очередной раз забила на то, что делало их игру великой. А PES стал таким не из-за уникальных режимов, а только за счёт реалистичного футбола. Спросите у ветеранов спортивного гейминга, в каком шоке они были, когда увидели свой первый Pro Evolution Soccer. FIFA в те годы была деревянной до ужаса, а PES для впечатлительных глаз был неотличим от телетрансляции – особенно на дальней камере. Убийство своего главного качества – преступление.
Плотно заниматься лицензиями
Мы все понимаем, что бюджет Pro Evolution Soccer всегда был намного меньше, чем у FIFA. Поэтому нет смысла и мечтать о двадцати-тридцати играбельных лигах с логотипами, формами и лицами игроков. Естественно, это устраивало не всех. Даже признававшие достоинства PES геймеры часто ленились качать левые паки и апдейты, приводившие игру в какое-то подобие порядка. А играть за «Мерсисайд Ред» не так весело, как за настоящий «Ливерпуль».
Но даже здесь было чем заниматься. В предыдущих частях Konami решила сыграть на свободных рынках, купив лицензии на Россию и разные южноамериканские лиги. Решение крутое и стратегически верное, но как всё это выглядело? Настоящие лица игроков в РПЛ были далеко не у всех даже в топовых командах.
А представьте, как были бы ради болельщики условного «Урала» увидеть правдоподобных Подберёзкина или Панюкова. Думается, при должных стараниях, PES бы собрал куда большую русскоязычную аудиторию активных игроков. Ну неужели было сложно заплатить одному человеку, который бы месяцок попарился в местном редакторе, награждая лицензированных игроков нормальными лицами? Видимо, да.
Битва лицензий – один из главных пунктов, по которым EA Sports уделывала Konami каждый год. Но японцы даже не захотели грамотно распоряжаться теми лицензиями, которые им удавалось урвать. А ведь это один из важнейших элементов в футбольных симуляторах.
Если бы по этой части у PES был порядок, то серия могла бы жить, плавно развивать (или полностью переделать) MyClub и ждать, пока у FIFA случится какой-нибудь критический провал. Так хотя бы разрыв между популярностью этих тайтлов остался на прежнем уровне. Что ж, теперь у нас есть совершенно ненужный и насквозь поломанный eFootball 2022. И хороший ответ на вопрос: «Почему умерла серия PES?» Konami не ценила то, что имела, и пошла на неоправданный риск. Можно не сомневаться, что этот провал станет легендой видеоигровой индустрии.