что лучше фифа или папка
Расставим все точки над i или категорически трезвое и неподкупное сравнение FIFA и PES
Противоречия между западом и востоком были и будут всегда. Проходят эти сражения и на нашем с вами поле, поле интерактивных развлечений. Gears of War и Quantum Theory, Splinter Cell и Metal Gear Solid, продолжать список можно очень долго, но куда яростней баталий ежегодно проводят два знаменитых футсима: FIFA и PES. От небезызвестных EA и Konami соответственно. Эту эпопею можно сравнить с не менее эпичной киносагой Star Wars. Каждый год с выходом новых симуляторов футбола силы, как и в киноэпопее, вроде бы равны, но иногда, с промежутком в несколько лет, та или иная футбольная империя таки наносит ответный удар…
Осенью каждого года постоянно повторяется одна и та же картина: на некоторое время футбольные и игровые форумы, сайты становятся полем для словесных баталий для фанатов серий FIFA и PES. Правда в последнее время вечная битва бобра с ослом проходит примерно в одинаковой монотонной форме. Где то в начале октября народ качает чаще всего, реже покупает свежие выпуски ФИФА и ПЕС и смотрят, как эта самая ФИФА опозорится в этот раз.
Лидирующая позиция Pro Evolution Soccer стала на столько незыблемой и непоколебимой, что даже апокалипсис не смог бы её сдвинуть с лидирующей позиции. С момента смены японцами движка в версии 2008 все попытки EA в виде адаптировать PS2 для ПК выглядели потрясающе глупо. 9-ая ФИФА была особенно оригинальна. Тогда заявили что движок все-таки, наконец- то перенесут и всё будет прекрасно и здорово, но в итоге вышло, что в лучшем случае это ФИФА 08 прокаченная до версии 1.5. Но отрицать, что была сделана величайшая работа в истории EA, по-моему, отрицать нельзя. В лоб переносить было настолько в лом, что они просто решили сделать дикий промежуточный вариант. То есть формально то движок новый, но отличается в нём только лица и то, что текстуры слегка по чётче, а остальное от и до то же самое, в особенности анимация, которая перекочевала туда вообще без малейших изменений. Ну да ладно. С того момента вроде бы никто уже не гнался друг за другом и каждая серия жила своей жизнью. Образно выражаясь, PES менял один фешенебельный отель на другой, FIFA же, накопив деньжат на съёмную квартиру, как в версии 09, смачно плюхнулась в болото в следующем году. Отброс под названием FIFA 10 каждый имеет право именовать по-своему. Кто-то скажет, что это отборный ушат де***а, кто то скажет, что это концентрация футбольного отстоя, ну или просто необычайная бабуйня, но ни в коем случае, что это нормальный проект про футбол.
Этим чудом EA окончательно задели и без того обделённых PC геймеров. Летом «электроники» анонсировали таки нормальную версию с XBOX 360 и PS3 как вариант PC версии. Что потрясающе, ни разу в этом году не была пущена в сеть сказка про белого бычка в виде вездесущего пиратства на ПК. Konami же плевала на всё это с высокой колокольни и продолжала поступательно, мелкими шажками улучшать свою серию Pro Evolution Soccer, что для этой серии очень даже привычно.
Обе игры успели и постичь успеха и потерпеть фиаско, но случаев когда оба франчайза оценивались игроками положительно известно крайне мало. И дело здесь вовсе не в качестве игр а в принципиальности борьбы проектов Konami и Electronic Arts. Чаще всего геймер делает выбор в пользу одной из серий и в дальнейшем смотрит на вышедшие проекты через призму любимого футсима. В этом плане много людей удалось повидать. Больше всего меня поразил фанат FIFA 2010, который писал исключительно заглавными буквами, и его основным лозунгом было «EA форэвер». То есть товарищу было абсолютно всё равно в каком виде игра выходит, но главное то, что она от «электроников». К чему я всё это веду? Дело в том, что за очень долгое время и ФИФА и ПЕС вышли довольно одинаковыми, хорошими играми. Но вернёмся на пару лет назад.
Хотели? Получите, распишитесь.
С Pro Evolution Soccer 2008 ситуация в принципе не однозначная. В 2008 году никто и подумать не мог, что первая игра на новом движке станет началом конца для PES в его привычном понимании, ибо предыдущие поколения франчайза, то есть части с 1ой по 6ую, создавались по очень простой формуле динамика + меньшая чем в ФИФА аркадность геймплея. Очень многие вместо второго слагаемого ставили вожделенный реализм, который прям таки являлся мечтой геймеров того времени. Каждый грезил о том, чтобы физика была идеальной, графика фотореалистичной, а мастер-лига по проработке не уступала футбольным менеджерам. С тех пор прошло 6 лет, а от того уравнение, грубо говоря, осталось лишь то, что игра называется всё ещё Pro Evolution Soccer. Динамики больше нет и в помине, аркадность тоже напрочь отсутствует. И да, лёт тронулся, отныне хрустальная мечта вашего детства – реализм геймплея, наверно, настала. Но есть одна мааааааленькая проблема. Слово реализм во многих случаях можно заменить словом маразм. За недолгий срок японцы растеряли многие свои качества: задор с огоньком в глазах и то, что доступно только мастерам – умение сочетать. Konami буквально с головой ударились в идею аутентичности игрового процесса, забыв вообще обо всём, усердно работая только над этим аспектом. В общем, верные фанаты серии PES, теперь у вас есть всё чего вы хотели. Все игроки бегают предельно реалистично, то бишь медленно, новомодная система паса, с обязательным указанием направления и без какой либо автоматики и достаточно качественные 3D модели. В последнее время все нововведения Konami очень просто предугадать. Осталось ещё чуть –чуть и наступит парадокс, несколько лет назад невозможный в принципе. Pro Evolution Soccer может стать вообще не массовой игрой. Станет только развлечением для ортодоксальных фанатов серии. А то будут потехи в N-ом году когда ПЕС станет официально поддерживать коробку передач, с помощью которой вы будете переключаться между футболистами.
Футбольные войны: эпизод 11. Истина где то рядом.
На фоне PES 11 FIFA 11, которая, страшно сказать, является ФИФой 09, с координально усовершенствованной визуальной частью и доведённой до ума физикой, смотрится как финал Лиги Чемпионов по сравнению с матчем Амкар-Торпедо 2005го года, сыгравших тогда 0:0 и без единого голевого момента. Причина такого в картинке. Графическая часть FIFA 11 конечно уступает своему конкуренту. В PES 2011 и полигонов больше и текстуры чётче. Всё бы ничего. Да тут Konami снова начудили. Так как у нас здесь новый уровень реализма, то и камеру над полем подняли повыше, чтобы тактически всё было видно: куда лучше отдать пас, какие зоны открыты и т.д. И увиденное отправляет нас в год 2006ой, когда вышла разрекламированная Company of Heroes-стратегия, делавшая решающую ставку именно на графику. В стандартном положении камеры игра выглядела прилично, но не более. Чтобы увидеть всю спартанскую работу Relic по проработке визуальной части, приходилось чёрт знает сколько колёсиком мыши приближать вид до самой земли. И тогда да, внешний вид впечатлял. Но это была стратегия-жанр, где войсками надо управлять, а не детализированные погоны рассматривать. Не нужно это было совершенно. В PES 2011 похожая история. В режиме повтора или любого другого увеличенного ракурса игра радует глаз классными моделями как минимум. А там, наверху этого не видно. Так что абсолютно всё годовое увеличение чёткости текстур отправляется прямиком коту под хвост.
А главная притча во языцех — это конечно анимация. Именно за её счёт визуальную часть ФИФЫ и ПЕСа можно поставить на одну ступень. Это год назад серьёзных упрёков к качеству шлифовки в Pro Evolution Soccer не упоминалось, сравнивать было не с чем. Сейчас случай другой, мало того что в FIFA анимации в миллион раз лучше, так они ещё и плавные. Как раз именно этого и не хватает PES. Если FIFA 11 это качественное кино с почти живыми и вполне натуральными актёрами-футболистами, то Pro Evolution напоминает такой хреновый кукольный спектакль, где всем действом руководит пьяный в доску кукловод. Дёрнул за нить, игрок свалился, дёрнул ещё раз игрок пошёл исполнять финт. По системе Станиславского скажу – «НЕ ВЕРЮ». Не естественно всё это и коряво. Отдельным пунктом гордости у разработчиков значится 1000 новых движений. Ну добавили и что? Основные анимации то всё те же и качество их всё то же. В купе с новой камерой всё это скоро будет напоминать 3D режим football manager`а, в котором по какому то ужасному недоразумению ещё и игроками управлять надо. Не думаю что разработчики халтурят, просто технология не позволяет.
И я уверен, что многие сейчас подумали — бред чушь и ересь, что в футбольной игре важна анимация и что игра которая делает ставку на реализм сильно проступает из за шлифовки движений. Знаете, здесь можно применить принцип одного известного футбольного тренера Валерия Овчинникова, который однажды заявил, что если всем командам дать один и тот же бюджет, один и тот же состав по возможностям, то только тогда мы сможем действительно узнать как работает тренер и насколько успешно он это делает. Здесь то же самое. Мне, как любителю классического PES очень сложно понять всю прелесть медитативного геймплея нынешней части. Вот будь вместо этого представления брёвен живая анимация из FIFA, тогда можно было бы посмотреть чем же этот самый геймплей лучше, как о нём говорят. Но честно говоря, таких людей, которые могут абстрагироваться от всего и со стороны посмотреть на оба франчайза не будет НИКОГДА. Пока будут существовать футбольные видеоигры, мир всегда будет делиться на фанатов реализма и фанатов динамики. И только от этого будет зависеть, какой из двух проектов вам придётся по душе.
FIFA 19 или PES 2019? Выбираем лучший футбол этого года ⚽️
Борьба между футбольными симуляторами FIFA и PES началась еще со времен первой PlayStation. За более чем два десятка лет каждая из этих серий сколотила вокруг себя огромное число фанатов. Однако многих до сих пор волнует вопрос: что же лучше — PES или FIFA? Если вы не знаете, что выбрать, в этой статье мы постараемся объяснить, какая из этих игр кому подойдет. Советуем также ознакомиться с нашими отдельными обзорами FIFA 19 и PES 2019.
Что красивее?
Какой футбол реалистичнее?
Если говорить о реалистичности футбола, то здесь первенство уже долгое время удерживает серия PES. В 2018 году ничего не изменилось. PES 2019 действительно позволяет ощутить всю красоту футбола.
Каждая команда и даже футболист играют совершенно по-разному, имеют свои тактики, плюсы и минусы. В FIFA 19 же с этим все более аркадно. Зачастую матчи однотипны и не имеют такого огромного разнообразия в непредсказуемости ситуаций как в PES.
Где лучше атмосфера?
Для начала стоит определиться с тем, что для вас атмосфера. Если вам важна именно игра в футбол в том виде, в котором его придумали, PES 2019 — более интересная. Если же вы хотите услышать реалистичные звуки трибун и любите, чтобы эмблемы топовых клубов вроде мадридского Реала были точными копиями своих аналогов, тогда вам в FIFA.
К тому же в FIFA 19 есть русские комментаторы, которые существенно прибавляют атмосферности во время матчей, рассказывая о достижениях и проблемах футболистов и выкрикивая протяжное «Гооооол». В PES 2019 русской озвучки нет, да и английские комментаторы не блещут красноречием.
В каком футболе больше контента (режимы, клубы, стадионы)?
Здесь лидерство достается FIFA. В ней больше интересных режимов, есть сюжет с интересной историей о футболе, но самое главное, в FIFA 19 лицензированы почти все известные клубы и стадионы. Реал Мадрид здесь — Реал Мадрид, а не какое-то выдуманное название как в PES.
К тому же в FIFA 19 появились Лига чемпионов и Лига Европы, в то время как в PES 2019 их больше нет. Зато в футболе от Konami с недавних пор можно поиграть за РФПЛ, в то время как из FIFA эту лигу решили убрать.
Что лучше для новичков?
Научиться играть можно быстрее в PES, но научиться побеждать сильных соперников легче, как ни странно, в FIFA. Дело в том, что PES гораздо глубже в плане тактики, финтов и индивидуальных характеристик, чем FIFA. Это в свою очередь и плюс, и минус.
Если вам не лень часами сидеть и изучать один финт, в надежде постичь всю его пользу, то вам точно в симулятор от Konami. Если же вы хотите играть в футбол без танцев с бубном и постоянного чтения мануала, FIFA — ваш выбор.
Где лучше онлайн?
Перед тем, как писать обзоры FIFA 19 и PES 2019 мы наиграли по 25-30 часов в каждой из этих игр на PS4 Pro. Честно говоря, серьезных проблем с серверами в обеих играх замечено не было, но неприятные косяки все же встречались. В PES 2019 — это долгий поиск соперников и тормоза во время матчей. Случается редко, но все же.
В FIFA 19 проблема встречалась больше в интерфейсе. К примеру, купили какого-то игрока, потом хотим его принять в команду, а тут нам сразу вылетает сообщение, что мол подождите, пока EA решит свои проблемы с серверами. Эх, сколько лет прошло, а избавиться от этих косяков все еще не смогли.
Что касается именно онлайн-режимов, в PES 2019 главным является MyClub, в то время как в FIFA 19 — Ultimate Team. Честно говоря, Konami так и не удалось дотянуться до уровня EA в этом вопросе. Чего стоит одно только трансферное меню в FIFA 19, в котором можно потратить десятки часов на выгодные сделки и заработок монет.
Профессионалам будет интереснее играть именно в FIFA, поскольку по ней чаще проводятся киберспортивные турниры и официальные чемпионаты. В PES 2019 всего этого гораздо меньше, а те режимы, что есть — быстро приедаются. Один только кооператив может немного развеселить при игре с друзьями. В остальном же онлайн у этой игры сильно уступает конкуренту.
Что в итоге?
Несмотря на то, что мы нашли больше положительных сторон именно в FIFA 19, мы не можем однозначно утверждать, что этот футбольный симулятор стопроцентно лучше. Кому-то важен геймплей, а поэтому он будет смотреть в сторону PES. Кто-то хочет получить максимум контента, включая сюжет, Лигу чемпионов, трансферов и интереснейший онлайн. В этом случае FIFA 19 более актуальна. Как бы то ни было, обе игры хороши и понравятся любителям виртуального футбола.
Хотим обратить ваше внимание, что статья напичкана личным мнением автора, а поэтому в некоторых моментах оно может не совпадать с вашим.
Выбора между FIFA и PES больше нет. Даже последний фанат PES в редакции сдался!
Пожалуй, худший год для любителей компьютерного футбола.
Представьте: вы приходите в магазин. Подходите к продавцу и отдаете ему деньги. За это он смачно плюет прямо вам в лицо. И так каждый раз без каких-либо изменений. Вот так кратко можно описать серию игр FIFA. ЕА даже не думает о том, чтобы менять свой футсим. Она выпускает одно и то же который год. Зачем меняться, если и так схавают? Зачем выдавать в паках что-то достойное, если все равно будут донатить, чтобы получить очередную порцию отстойных карточек в FUT?
Почему это продолжают терпеть? Потому что нет альтернативы.
Если до 2013 года между FIFA и PES велась ожесточенная битва за геймера, то обновленный онлайн-режим Ultimate Team в FIFA 14 ярко выделил фаворита. В ЕА поняли, что будущее – не за баталиями с ИИ, и предложили проект, который прост и одновременно интересен. Konami за 7 лет так и не сделали достойную альтернативу, хотя постоянно выпускали футбол, который и геймплейно, и графически превосходит FIFA.
В этом году в Konami решили, что теперь тоже будут ориентироваться на онлайн. Обновили название на eFootball, сделали игрушку бесплатной и надеются привлечь новых игроков, которым надоело однообразие и гандикапы в FIFA.
Спойлер: нет, не привлекут. Все очень плохо.
Графика. FIFA не улучшилась, но eFootball стал намного хуже
Konami делала свою игру 2 года. В 2020 она поступила честно: рассказала, что не успела провести все запланированные работы, а потом выпустила простое обновление составов (то, что FIFA делает уже лет 5, но берет за это по 4 тысячи рублей).
Японцы решили перевести eFootball на новый движок – Unreal Engine 4. Графически это должно было дать большой буст, но случилось обратное: они испортили графику. Мемы про кошмар с лицами уже видели многие. Причем эти лица ровно такие же, как в PES 2020, зато фэйлов с мимикой теперь вагон.
А вот такие приколы с болельщиками
Здесь вам бы точно пришлось отдать свой телефон.
Газон выглядит отвратительно. Футболисты смотрятся рыхло и пиксельно даже на высокой графике. Кожа у игроков почему-то похожа на пластилин. Сетка неадекватно реагирует на мяч. Трибуны и болельщики тоже не отличаются детализацией. В общем, караул.
Самое смешное, что все это еще и умудряется тормозить. И даже с мощным ПК или PS5 – фризы в моментах с празднованием есть почти всегда. Подтормаживает и во время матча. Страшно подумать, что происходит у обладателей средненьких ноутбуков. Оптимизации ноль. Не помню, чтобы все было настолько плохо, с момента FIFA 09.
Что про FIFA 22? Она выглядит так же, как и FIFA 21. И как FIFA 20. И как… ну, вы поняли. Изменения заметят обладатели PS5 (там действительно все выглядит красиво). Из года в год ЕА проигрывали в графике японцам, но в этом году Konami сами все так испоганили, что придется отдать балл FIFA. Не потому, что они заслужили, а потому что конкурент самоустранился.
Режимы игры. Здесь даже без соперничества
Для онлайн-режима оставим отдельный пункт и посмотрим на остальное.
В FIFA есть режим Карьеры. Многие его все еще любят (в том числе и я). Да, до реализма уровня Football Manager здесь далеко, но приятные механики все еще на месте.
В FIFA есть Volta – за нее, кстати, хочется сказать спасибо. В этой части она хороша. «Электроникам» надо скорее добавлять ее в FUT, она прекрасно покажет себя там.
В FIFA есть разные режимы матча. Есть карьера за одного футболиста. Даже если вы хотите поиграть против ИИ, у вас есть выбор.
В eFootball есть…ничего! Убрали весь контент! Вы можете сыграть против ПК, выбрав из 9 клубов, можете поиграть онлайн против других игроков – и это все.
А, нет, поиграть онлайн тоже не сможете.
Онлайн. FIFA не лечит серверы, но у eFootball все еще хуже
Критиковать серверы ЕА можно вечно. Но у Konami официально худшие серверы в мире. Если вы не вылетаете в 50% матчей – вы счастливчик, и вам можно идти в казино или закупаться лотерейными билетами. И с такими проблемами eFootball хотят сделать кросс-платформенной?
Кошмар и с откликом. Помните эти задержки, как в PES 17? Так вот, они вернулись. Футболисты с задержкой реагируют на нажатия, отдавая пасы и пробивая по воротам не вовремя. Кстати, такая беда происходит даже в оффлайн-режиме. Играть во все это решительно невозможно.
Сравнивать Ultimate Team с myClub не получится, потому что пока в eFootball нет myClub – это просто онлайн-побегушки без сборки составов и разных соревнований. Понятно, что все это появится, и пока Konami тестирует сервера на массового потребителя. Но почему нельзя это было сделать в июле, а сейчас уже выпустить полноценный онлайн-режим?!
Геймплей. FIFA – не футбол, но ей и не надо быть реалистичной
У eFootball геймплей лучше. Просто потому, что FIFA вообще на настоящий футбол не похожа.
У японцев реалистичнее все: ИИ куда умнее, прием мяча сложнее, пасы отдавать сложнее, вратари похожи на настоящих. Здесь намного меньше скриптов, больше анимаций, геймплей плавнее, мяч ведет себя естественно. В общем, выбирайте практически любой аспект, и он будет лучше в eFootball.
Но здесь вот какой момент нужно понимать. FIFA – это аркада. Игрушка, нацеленная на массового пользователя. Если вы хоть изредка смотрите настоящий футбол, от геймплея FIFA вас может стошнить. Но среднестатистическому геймеру не надо разбираться в тонкостях тактики и том, насколько движения вратарей реалистичны. Ему хочется поиграть за Роналду, Месси, Мбаппе, и чтобы это все было доступно и легко.
Опять же: мы не критикуем Battlefield или Need For Speed за то, что они вообще не похожи на реальную стрельбу или реальные гонки. Нам хочется приятно провести время, пострелять и погонять. FIFA нет необходимости биться за схожесть с настоящим футболом. Она развлекает. А eFootball заставляет потеть и фактически не подпускает к себе новичков.
Разумеется, отдам балл за японцев, но только потому, что поглядываю и реальные матчи.
Вывод
У eFootball 11% (!) положительных отзывов в Steam. Это худший результат в истории! Понимаете, насколько все плохо? Konami сама себе вырыла могилу, сама в нее легла и присыпала песочком. Тотальный провал. FIFA может и дальше выпускать один и тот же продукт ближайшие лет 10, не опасаясь за доходы. Нет конкуренции. И это очень печально для всех любителей футсимов.
Серия PES мертва, а eFootball 2022 – позорище года. Что нужно было делать, чтобы конкурировать с FIFA?
Пять советов, которые воскресили бы Pro Evolution Soccer.
Условно бесплатный футбольный симулятор eFootball 2022, наследник серии PES от Konami, вышел совсем недавно, но уже успел стать легендой. Крайне отрицательные отзывы и невероятно низкие 11% рейтинга в Steam – почти невозможные показатели для такого дорогого и популярного тайтла. А про уродливые лица и мимику слышали все.
Соперничество FIFA и Pro Evolution Soccer на этом можно считать законченным. Разработчики обещают исправить кучу всего, но после такого уже не встают. Konami уничтожили серию, любимую многими за реалистичность, превратив свой eFootball в самый стыдный футбольный симулятор в истории. О том, что с ним не так, уже написано очень много. Но чего мы все ожидали? Что должен был делать PES, чтобы быть хорошим конкурентом для FIFA?
Сфокусироваться на одиночных режимах
Это то поле, на котором у EA Sports получалось работать хуже. Карьера и матчи против бота всегда были там унылым однообразием, а в PES было интересно играть и с компьютером. Не говоря уже о возможности построить карьеру за одного игрока. Даже модный сюжетный режим FIFA игрался хуже, чем Become A Legend в самых неудачных версиях PES. Так зачем было уничтожать этот ресурс и выпускать онлайн-игру с непонятными перспективами?
Любой продукт улетит с рынка в тот же день, когда начнёт пренебрегать своими сильными сторонами. Тем, что делает его уникальным. Можете представить «Баунти» без кокоса? Или «Фанту», которая вдруг отказалась от апельсинового вкуса? KFC без курицы? Всё это – абсолютно проигрышные идеи, потому что они предлагают оставить насиженную нишу. Да, MyClub от PES – вообще не конкурент FUT, но развивая онлайн-режим, нужно было не забывать про фундамент.
Поправить дизайн и интерфейс
Вечная проблема Pro Evolution Soccer, полностью перешедшая в eFootball. PES всегда выглядел абсолютно асексуально на фоне яркой и сочной серии FIFA, где каждое меню красиво иллюстрировано и удобно расположено. При этом FIFA никогда не была дизайнерским шедевром. Она просто выглядела адекватно и правдоподобно. Так, как и должен выглядеть футбольный симулятор.
Даже если вы ударились головой и забыли про все фифашные недостатки, вроде заскриптованных моментов, однообразия и общей аркадности, зайдя в меню вы ненадолго испытаете ощущение праздника. Смотришь и думаешь, что вот сейчас немного порадуешь себя виртуальным футболом.
PES всегда был каким-то инопланетным в этом смысле. Неудобные менюхи, вырвиглазные цвета, шрифты тоже уродливые. Даже вот эта смесь футуристических форм и минимализма всегда была какой-то корявой. Ну можно же, бога ради, нанять нормального UI-дизайнера, который всё это адаптирует под вкусы европейской и американской аудитории?
Видимо, нет. И теперь получается интересная ситуация. Даже если вы прочитаете где-нибудь, что Konami выпустила апдейт, исправляющий игру, мотивация начнёт пропадать сразу после запуска. eFootball выглядит отвратительно и продаёт себя в отвратительной оболочке. С такой комбинацией нельзя конкурировать вообще ни с кем.
Не делать игру бесплатной
Удивительно, но немногочисленные защитники eFootball 2022 считают это достоинством игры. Да, она не идеальна, но эй, в конце концов за неё не просят денег, разве нет? Нет! Она и так не бесплатная. Всё, что вы получаете – неиграбельный огрызок, а за режимы, апдейты, премиум-паки, турниры и прочие хорошие вещи всё равно придётся платить. В итоге самая полная версия eFootball будет стоить не меньше, а то и больше, чем FIFA.
Более того, это плохо даже с точки зрения логики пользователя. У тех несчастных, кто заплатил за игру полную стоимость на релизе, хотя бы осталась бы мотивация проверять, что в ней изменилось. Или даже искать плюсы в текущей версии. Деньги-то всё равно ушли. Но нет, теперь eFootball работает по схеме: «Скачал. Посмеялся. Поплакал. Удалил». Потому что её бесплатный пробник воняет помойкой.
Если бы это действительно был качественный футбольный симулятор нового поколения, то аудитория была бы рада платить за него деньги. Тем более, после казавшегося логичным решения не выпускать новый полуготовый PES, дав игрокам вместо него более дешёвое сезонное обновление. Заодно бы и денег у Konami было больше, чтобы допилить свой eFootball в процессе.
Делать футбол похожим на футбол
Здесь ситуация та же, что и с одиночными режимами. Серия Pro Evolution Soccer была на вечном втором месте, но в ней всегда были вещи, сделанные лучше, чем в FIFA. И ровно эти вещи (и ничего больше) подарили ей преданную аудиторию PES-гиков, которые смеялись над фиферами из-за аркадности и скриптов.
Эти люди всегда могли сказать: «Да, тут меньше игроков и команд, зато это больше похоже на футбол». До релиза eFootball всё так и было. Pro Evolution Soccer с самых ранних частей славен тем, что в нём хорошая физика полёта мяча, игроки реалистично двигаются, а в процессе самой игры возникают уникальные и даже редкие ситуации. Совсем не похоже на FIFA, где все голы выглядят одинаково.
Теперь всего этого просто не существует. Каноничный движок PES заменили на Unreal Engine 4, построив модельки и физику заново. Получилось то, что получилось. И речь даже не про издевательски плохую мимику игроков. В большинстве отзывов геймеры жалуются на то, что в eFootball просто неудобно играть.
Передачи отдаются не туда и не с той силой, а так красиво и реалистично летавший мяч превратили в свинцовый шар, который двигается слишком медленно, а иногда просто останавливается. Сюда же добавляем все знаменитые баги с проваливающимся сквозь землю арбитром, цепляющимися друг за друга игроками, фантомными подкатами и прочим. Аркадная и нереалистичная FIFA сейчас похожа на настоящий футбол больше, чем наследник серии PES. А это и представить-то было нереально.
В погоне за славой Ultimate Team компания Konami в очередной раз забила на то, что делало их игру великой. А PES стал таким не из-за уникальных режимов, а только за счёт реалистичного футбола. Спросите у ветеранов спортивного гейминга, в каком шоке они были, когда увидели свой первый Pro Evolution Soccer. FIFA в те годы была деревянной до ужаса, а PES для впечатлительных глаз был неотличим от телетрансляции – особенно на дальней камере. Убийство своего главного качества – преступление.
Плотно заниматься лицензиями
Мы все понимаем, что бюджет Pro Evolution Soccer всегда был намного меньше, чем у FIFA. Поэтому нет смысла и мечтать о двадцати-тридцати играбельных лигах с логотипами, формами и лицами игроков. Естественно, это устраивало не всех. Даже признававшие достоинства PES геймеры часто ленились качать левые паки и апдейты, приводившие игру в какое-то подобие порядка. А играть за «Мерсисайд Ред» не так весело, как за настоящий «Ливерпуль».
Но даже здесь было чем заниматься. В предыдущих частях Konami решила сыграть на свободных рынках, купив лицензии на Россию и разные южноамериканские лиги. Решение крутое и стратегически верное, но как всё это выглядело? Настоящие лица игроков в РПЛ были далеко не у всех даже в топовых командах.
А представьте, как были бы ради болельщики условного «Урала» увидеть правдоподобных Подберёзкина или Панюкова. Думается, при должных стараниях, PES бы собрал куда большую русскоязычную аудиторию активных игроков. Ну неужели было сложно заплатить одному человеку, который бы месяцок попарился в местном редакторе, награждая лицензированных игроков нормальными лицами? Видимо, да.
Битва лицензий – один из главных пунктов, по которым EA Sports уделывала Konami каждый год. Но японцы даже не захотели грамотно распоряжаться теми лицензиями, которые им удавалось урвать. А ведь это один из важнейших элементов в футбольных симуляторах.
Если бы по этой части у PES был порядок, то серия могла бы жить, плавно развивать (или полностью переделать) MyClub и ждать, пока у FIFA случится какой-нибудь критический провал. Так хотя бы разрыв между популярностью этих тайтлов остался на прежнем уровне. Что ж, теперь у нас есть совершенно ненужный и насквозь поломанный eFootball 2022. И хороший ответ на вопрос: «Почему умерла серия PES?» Konami не ценила то, что имела, и пошла на неоправданный риск. Можно не сомневаться, что этот провал станет легендой видеоигровой индустрии.