что лучше гироскутер или трюковой самокат
Что лучше: гироскутер или электросамокат?
Представьте, что вам не приходится просыпаться сильно заранее, чтобы постоять в пробке и не опоздать в офис. Каждое утро вы с высоко поднятой головой объезжаете все намертво застывшие автомобили по пути на работу или учебу, причем вам не пришлось променять личный транспорт на толкотню в общественном. Ничьи локти не упираются вам в ребра, душный автобус не трясет вас по кочкам, и даже не приходится спускаться в метро за очередной порцией отдавленных ног и спёртого воздуха.
Это не сценарий киноутопии, а самая настоящая реальность — если вы примите решение обзавестись личным компактным электротранспортом. Осталось выбрать, что лучше гироскутер или электросамокат? Чуть ранее мы уже сравнивали электросамокат и электровелосипед, почитать обзор можно по ссылке: Электросамокат или электровелосипед?
А в этой статье мы сравним по важным показателям электросамокат и гироскутер, так как оба вида транспорта наиболее компактные, с ними легко можно войти в метро или автобус при необходимости или найти для них место в офисе.
Комфорт передвижения
Начнем наш сравнительный обзор с простоты освоения транспорта. Самокат значительно выигрывает у гироскутера или сигвея, так как на нем не нужно учиться кататься вообще. У самоката есть два устойчивых колеса и ручка, гарантирующая легкую управляемость и маневренность. В отличие от электросамоката, встать и поехать на гироскутере не так просто. Нужно потратить как минимум полчаса на то, чтобы научиться держать на нём равновесие и управлять на поворотах, спусках и подъемах.
Если выбирать, что лучше — сигвей или электросамокат, то показатель комфорта в передвижении также перевешивает в пользу самоката. Даже если не затрагивать модели с удобными сидениями (похожие на мини-скутеры), при использовании электротранспорта нужно помнить о том, что он имеет свойство рано или поздно разряжаться. И если вдруг такое случилось с вашим гироскутером или мини-сигвеем, то придется нести устройство в руках весь путь домой. А на электросамокате всё ещё можно ехать, как на обычном — просто отталкиваясь ногой, не пользуясь мотором.
Параметры электротранспорта в пути
Рассматривая электротранспорт как способ добраться из одной точки в другую, а не как игрушку, важны такие показатели:
Таблица сравнения гироскутера и электросамоката
Для вашего удобства мы представим сравнение электросамоката и гироскутера в простой таблице.
Гироскутер или электросамокат? Что лучше?
Появляется всё больше и больше видов электротранспорта, поэтому становится всё сложнее понять, какой же из них лучше и подходит именно вам.
В этой статье мы попробуем рассмотреть
все плюсы и минусы гироскутеров и электросамокатов
и, опираясь на это, определить, что из них лучше.
Для начала нужно ответить на такой вопрос: для чего приобретается гироскутер или электросамокат?
— для развлечения, чтобы покататься во дворе или на площади,
— или как транспорт, чтобы добираться до какого-либо места,
— или же и для того, и для другого?
Итак, начнём по порядку.
1. Каким должен быть электротранспорт для развлечения?
Вывод: если вам нужен электротранспорт для развлечения, то подойдёт как электросамокат, так и гироскутер. Судя по плюсам и минусам, рассмотренным нами, однозначного победителя здесь нет.
2. Какие параметры должны быть у электротранспорта для езды из точки А в точку В?
Вывод: если вам нужен компактный персональный электротранспорт для езды по городу или за его пределами, чтобы добраться до какого-либо места, то, выбирая между гироскутером и электросамокатом, однозначно, выбирайте второе. Ведь плюсы электросамокатов здесь очевидны, а гироскутер проигрывает почти по всем пунктам.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: так что же лучше электросамокат или гироскутер?
Как видите, гироскутер является неплохим выбором если вам нужно просто для развлечения покататься в парке, во дворе или по площади, там, где хорошие дороги и нет необходимости в долгой работе батареи. Справедливости ради стоит отметить, что если вы хотите почувствовать что-то новое от езды, то гироскутер, возможно, вам подойдёт, чтобы ощутить чувство, как будто вы парите над землей.
Электросамокат же подходит как для развлечения, так и для использования его как полноценного транспорта, чтобы добираться до нужного места, нужно только правильно подобрать модель. Кроме того, он прослужит намного дольше.
Но на некоторые виды электросамокатов нужны водительские права. Прочитать об этом вы можете в нашей статье.
Итак, судя по рассмотренным нами плюсам и минусам этих двух видов электротранспорта, побеждает электросамокат. Потому что определённые модели подходят как для развлечения, так и для езды по делам по городу или за его пределами. Ну, а 2 в 1 всегда лучше)))
Чтобы правильно подобрать нужную модель электросамоката, ознакомьтесь с нашей статьёй «Как выбрать электросамокат», если же и после этого у вас возникают вопросы, то смело обращайтесь к нашим специалистам, они с удовольствием вам помогут в выборе.
Редакция катается на странных транспортных средствах
Редакция «Афиши Daily» проверила, удобно ли кататься на гироскутере, сегвее, электроскутере и моноколесе по Москве.
Электросамокат
Модель: Novelty Electronics L2
Вес: 14 кг
Диаметр колеса: 23 см
Максимальная скорость: 25–30 км/ч
Максимальная дальность поездки (на одной зарядке): 25 км
Цена: 44 990 р.
Вика Лобанова
Шеф-редактор раздела «Красота»
Никакими средствами ускорения, кроме метро и трамваев, я обычно не пользуюсь. Пробовала прокатные велосипеды летом, но в какой-то момент приложение дало сбой, и я без сожаления перестала на них кататься. Самоката у меня тоже никогда не было, тем более такого быстрого. Однажды я каталась с собакой на самокате подруги, но поскольку мой пес практикует хаотичный бег, я упала на первом же повороте и больше ничего такого не делала.
Электросамокат, который мне дали на тест, оказался страшно тяжелым. Я вообще силач, но 14 негабаритных килограммов, которые бьют по ногам на каждой ступеньке, таскать мне не очень понравилось. Сложить и разложить его самостоятельно, когда я пыталась утрамбовать его в багажник машины, тоже не получалось, хотя в инструкции процесс выглядит очень просто. На этом минусы заканчиваются и начинаются плюсы, очень много плюсов.
Во-первых, на самокате не надо учиться кататься — встаешь и едешь. Во-вторых, если не хочешь ускоряться, он работает и в режиме обычного самоката. Если хочешь ехать быстрее, не надо даже отталкиваться, просто нажимаешь на кнопку и держишь равновесие. За все время я даже ни разу не упала и ни в кого не въехала (хотя на руле не помешал бы звонок, если едешь в толпе). Но в потоке я старалась не ездить и объезжала людей по обочине. Самокат вроде бы разгоняется до 30 км/ч, но я этого, конечно, не проверяла — без шапки в холодную погоду быстро надувает уши, поэтому будем считать, что едет он довольно быстро. Еще у него есть фонарь впереди, и вообще он весь светится, что, по-моему, супер.
Мой самокат был на обычной зарядке от розетки, и за два дня не заряжала его ни разу, хотя дважды доехала до работы и обратно (точнее, до метро и от метро) и еще минимум час кружила по редакции. Если не хочется расходовать энергию, можно выключить электродвигатель и ездить просто так, а включать потом, когда понадобится. Я так делала в метро. Эскалаторы вверх, кстати, там были отдельной пыткой, потому что надо всю дорогу держать часть самоката на руках, пока заднее колесо стоит парой ступенек выше. А вот со спуском никаких проблем нет. В один из дней я оказалась с самокатом на «Парке культуры» в час пик, и я пропустила поездов пять, катаясь по платформе вперед-назад, чтобы вычислить самый свободный вагон. Наземным транспортом я не пользовалась, потому что как раз заменяла его самокатом — получалось быстрее.
Самое неудобное в городе для самокатиста — это подземные переходы без пандусов, брусчатка и полное отсутствие длинных заасфальтированных прямых безо всяких препятствий. К моему дому от метро ведет тихая улица длиной в километр, на ней мне приходилось по 12 раз спрыгивать с самоката и спускать или поднимать его на бордюр, потому что я не умею и боюсь прыгать на нем.
Будь у меня такой самокат, я бы разработала классный быстрый маршрут и ездила бы так на работу в хорошую погоду, потому что это намного быстрее, чем я хожу пешком к метро и от метро. Для сравнения: 15 минут и 12 минут я проезжала за 5 и 4 минуты. То есть экономится 18 минут из общей часовой дороги на работу. Это очень круто.
Гироскутер
Модель: Smart Balance Transformers LED
Вес: 12 кг
Диаметр колеса: 20 см
Максимальная скорость: 15 км/ч
Максимальная дальность поездки (на одной зарядке): 20 км
Цена: 16 990 р.
Паня Кириллина
Комьюнити-менеджер
Гироскутер — смешной вид транспорта, который на городской не совсем тянет, зато прекрасно подходит для рекреационных целей. На его освоение у меня ушло минут пять — за которые, впрочем, несколько раз поранишь ноги, прежде чем перестанешь бояться и сообразишь, как вовремя на него запрыгнуть. Штуковина управляется ногами: нажмешь мысом — поедешь вперед, надавишь пяткой — покатишься назад; для поворотов ноги надо задействовать попеременно. Если верить инструкции, заряда хватает на 15–20 километров, но столько даже в режиме теста я не смогла проехать: стопа довольно быстро устает, потому что ни на секунду не расслабляется.
Горделивая манера держать осанку прямой у людей, которых вы постоянно видели на гироскутерах в парках, — не более чем побочный эффект, они, оказывается, не специально принимают такой индюшачий вид: это самое устойчивое положение. Как это работает с точки зрения физики и гравитации, понять обывателю не представляется возможным, но гироскутер вполне крепко стоит на своих двух колесах, не заваливается, даже когда стоишь на месте, с него вообще можно не слезать. Разумеется, пока не доедешь до бордюра, лестницы и любого другого препятствия: небольшие колеса с ними не справляются. Именно поэтому передвигаться на нем по городу почти невозможно — брать 10-килограммовую махину в руки каждые 10 минут изматывает больше, чем тренировка в спортзале. Тем более что максимальная скорость — 10 километров в час: далеко не уедешь. Хотя больше и не надо, если не хотите поломать ноги, развеселившись на крутом спуске.
В результате я тестировала гироскутер в уютном пространстве редакции с редкими выездами на территорию прилегающего бизнес-центра — каталась туда-сюда, раздражала коллег, выслушивала шутки про EDM-музыку, которая по правилам жанра органично бы лилась прямо из встроенных колонок, но таковых в моей модели не оказалось. А шутки были ожидаемые: вселенная пабликов «ВКонтакте» давно и крепко связала воедино гироскутеры, EDM и вейп — так что если решились приобрести, будьте готовы к пренебрежительным взглядам. В конце концов, гироскутер — это весело, верхом на нем чувствуешь, что оседлала облачко, ну или по-детски воображаешь себя дементором из «Гарри Поттера»: так же плавно и беззвучно перемещаешься. А лучше всего купить его детям и хранить у себя дома ровно под этим предлогом — вы же серьезный человек.
Сегвей
Модель: Novelty Electronics 36V Citivision
Вес: 49 кг
Диаметр колеса: 43 см
Максимальная скорость: 16 км/ч
Максимальная дальность поездки (на одной зарядке): 35 км
Цена: 119 000 р.
Артем Лучко
Редактор разделов «Мозг» и «Технологии»
Сегвей — средство передвижения для самых неторопливых людей в мире. Я ехал от Даниловской мануфактуры до района Арбат где-то полтора часа — за это время можно было бы дойти и пешком. Даже когда я чудом разгонялся (более 10 км/ч) и начинал получать удовольствие от скорости, аппарат начинал мерзко пищать, клониться назад и тормозить. Видимо, производители сделали все, чтобы я не покалечился, — если бы у сегвея был резкий тормоз, ездок тут же бы вылетел на асфальт. Но без пары синяков мой тест-драйв все равно не обошелся.
Главная проблема сегвея — это его вес. Поначалу ты просто не понимаешь, как вообще эту 50-килограммовую телегу смерти затаскивать на бордюр, на лестницу или даже в лифт, и чувствуешь себя беспомощным пенсионером с огромной тележкой с продуктами. Все это сплошная мука: при этом громоздкий аппарат бьется в голени и пачкает обувь. Особенно тяжело приходится в переходах — стаскивать по ступеням вниз тяжело, но поднимать наверх подобно Сизифу — не пожелаешь даже врагу. Пандусы вдоль ступеней не очень-то спасают (особенно металлические рельсы), а про общественный транспорт речи быть не может.
У сегвея довольно широкая колесная база, и поначалу трудно почувствовать его габариты. При этом стоит задеть одним из колес бордюр, столб или другое препятствие, и ты падаешь. Я свалился дважды — оба раза самым нелепым образом. Первая авария случилась на парковке у «Тульской»: на дорогу выбежала девушка, которую я пытался объехать с криком «извините». В поворот я не вписался, а угодил в бордюр. Второй раз я съезжал по пандусу в переходе около метро «Октябрьская», притерся колесом к стене и свалился, уступая проход дедушке. Третья глупая травма случилась уже в переходе: я не ожидал, что сегвей прибавил мне 20 см в росте, и влетел лбом в балку под потолком.
Ехать на сегвее по новой плитке одно удовольствие, а заезжать на утопленные бордюры стало проще, но даже они заставляют аккуратничать, тормозить, ставить колеса перпендикулярно въезду — иначе по неопытности можно легко свалиться. Толкаться на людных перекрестках на таком не самом маневренном транспортном средстве утомительно. Особенное неудовольствие — взгляды прохожих, которые будто бы рады, что тебе приходится непросто; в их глазах читается примерно: «Ну что, довыделывался?»
Идеальное место для сегвея — какой-нибудь парк при образцово-показательном доме престарелых. Главный плюс аппарата — его очень легко освоить: встаешь на платформу, а интуиция сама подсказывает, что делать дальше. Ездить на нем, стоит сказать, очень приятно — ты практически паришь над дорогой, чувствуешь себя не то правящим древнеримской колесницей, не то принимающим парад на ЗИЛе.
Любопытное наблюдение — при виде человека на сегвее активизируются уличные попрошайки. Причем их запросы резко растут: один подбежавший мужчина попросил 3 тысячи рублей, через 15 минут через всю улицу меня пытался догнать другой, но уже безуспешно.
Моноколесо
Модель: Inmotion V3 pro
Вес: 10 кг
Диаметр колеса: 43 см
Максимальная скорость: 18 км/ч
Максимальная дальность поездки (на одной зарядке): 20 км
Цена: 37 990 р.
Алла Дианова
Продюсер
Научиться кататься на колесе легко, если ты хорошо умеешь управлять своим балансом, но я не из таких. Чтобы более-менее уверенно ехать, мне понадобилось два дня — или 5 часов в сумме.
Ездить на нем почти не опасно. Если ты чувствуешь, что падаешь, — просто спрыгиваешь в сторону. Единственное, все время хочется его поймать, чтобы оно не улетело, не поцарапалось и не сломалось. И тут нужно быть внимательнее — можно ушибиться. Моноколесо быстро разгоняется, но когда начинаешь ехать слишком быстро, оно говорит: «Please, slow down». Попав в толпу людей, между ними можно легко маневрировать. На пространстве тротуара ты занимаешь столько же места, как и гуляя пешком.
Кататься удобно, а по новой плитке едет вообще отлично. Но основная проблема — с бордюрами. То ли от неумения, то ли они и правда слишком высокие — заехать на них удается не всегда. Приходится останавливаться и поднимать колесо. То же самое с переходами. Но у аппарата имеется ручка, так что проблемы нет. Весит, правда, килограмм 10–12, — наверное, не каждому такой под силу, — но мне было приемлемо. В дождь не каталась, но с неглубокими лужами проблем тоже не было. В сумерках вполне комфортно — впереди колеса есть фонарик.
Однажды я решила проехаться с колесом в трамвае: подъехала к остановке, слезла, взяла за ручку, подняла в трамвай. Колесо удобно держать за ручку (она вытаскивается до комфортного уровня) и катить — как чемодан. В целом удобно, места в транспорте занимает мало.
Окружающие смотрят с удивлением, спрашивают, что это, удобно ли ездить и как вообще на него залезть. Когда медленно переезжаешь дорогу по зебре, водители бесятся. Дети вслед кричат, что лучше гироскутер.
Заряда батареи мне хватило на три дня катания. На зарядку понадобилось полдня, хотя, может, и меньше, я не смотрела — просто вставила и ушла.
В целом сама бы я такой не купила, потому что у меня с балансом не очень, и я все время норовлю куда-то уехать. А кому-то подойдет и для ежедневного использования в городе или для забавы в парке.
Что лучше гироскутер или самокат? Выбираем лучшее
Плюсы и минусы в обоих случаях.
Купить идеальный подарок всегда нелегко, особенно если выбор моделей и возможностей столь велик. Судить о том, что лучше самокат или гироскутер в каждом конкретном случае, нужно по особенностям, функциям и условиям езды, а также желанию катающегося.
Smart-технологии на улицах города
Гироскутер – одна из последних разработок в области транспорта и активного отдыха. Лаконичный и одновременно необычный дизайн, вызывают живой интерес и желание прокатиться. У многих поначалу возникает психологический барьер, прежде чем встать на гироскутер двумя ногами. Непонятно, как стоять на двух колесах расположенных по бокам и не упасть еще до начала движения, как управлять без руля. К тому же удерживать равновесие нужно по ходу движения, а страх упасть назад намного больше, чем набок, как с велосипеда.
Все тревожные моменты исчезают в течение первых 20 минут. Именно столько времени нужно, чтобы научиться кататься. На всякий случай, лучше попросить кого-нибудь подстраховать Вас.
Важно!
Батареи гироскутера требуют подзарядки, поэтому необходимо понимать и рассчитывать максимально возможное время катания.
Не зря гироскутер называют умным гаджетом. Принцип основан на языке тела и нескольких гироскопических стабилизаторах. Немного подавая тело вперед, начинаем двигаться. Чтобы сдать назад, нужно немного наклонить корпус назад. Повороты выполняются путем переноса веса тела на определенную ногу. Спина при этом должна быть ровной, а наклоны незначительными (около 10 градусов) и плавными.
Гироскутер развивает скорость до 20-25 км/ч. Чем больше подаете тело вперед, тем быстрее мчится платформа. Не стоит осваивать этот транспорт без средств защиты. И всегда рекомендуем одевать шлем.
Важно!
Гироскутер не предназначен для езды по бездорожью, ямам и трещинам. На нём можно преодолевать подъёмы и спуски, но угол склона не должен превышать 15-20%.
Одним из плюсов гироскутера является компактность и легкость. Гироскутер занимает мало места, его легко переносить, и имеются специальные сумки для транспортировки. В некоторых моделях встроены колонки и светодиодная подсветка.
Кажется, что прогулка по парковым дорожкам на стильном гаджете с любимой музыкой это максимум. Безусловно, для прыжков и трюков, как на самокате, гироскутер не подходит, но нет предела мастерству. Некоторые владельцы устраивают перегонки с извилистыми виражами, играют в футбол или… танцуют.
Интересно!
Во время катания в руках можно держать сумку, перевозить пиццу или книги. Главное, чтобы груз не нарушал равновесия.
Существенным минусом по сравнению с самокатом выступает высокая цена. Из-за большой популярности гироскутеров, появилось огромное количество некачественных подделок. Такие модели отличаются быстро садящейся батареей и плохой балансировкой (пользователю тяжело держать равновесие и управлять), что влечет за собой риск получения травм при катании.
Говорить о вреде качественных моделей гироскутеров излишне. Любое транспортное средство сопряжено с травмами, даже трехколесный велосипед. А польза очевидна. Может показаться, что водитель просто стоит, но в действительности все мышцы находятся в тонусе. А необычные ощущения от управления умным транспортом нельзя сравнить с чем-то еще. Поэтому не стоит отказывать себе и ребенку в таком удовольствии, только из-за сомнительной травмоопасности.
Современный самокат
Безопасность и комфорт. Самокат имеет самые низкие показатели по травматизму. Но при катании на специальных трюковых моделях рекомендуется использовать защитные средства. Самокаты с полиуретановыми колесами больше подойдут для обустроенных парковых дорожек. А для грунтовых дорог и большого количества плитки лучше выбирать модели с надувными колесами.
Стоимость и обслуживание. По сравнению с гироскутером, относительно невысокая стоимость самоката делает этот транспорт доступным всем. Простая конструкция не требует особых затрат на обслуживание. Расходные материалы: подшипники и колеса всегда находятся в свободной продаже.
Компактность. Практически все самокаты, кроме трюковых, имеют складные механизмы, сумки и ручки для транспортировки. Самокаты для малышей изготавливают из прочного пластика. Такие модели могут не складываться, но их легкость и миниатюрность не доставляет неудобств при транспортировке. Самокат всегда можно взять с собой в поездку.
Обратите внимание!
Для маленьких детей от 1-2 лет, лучше приобрести самокат. Гироскутер ребенок сможет освоить с 7-8 лет.
Кто же лучше?
Как выбрать гироскутер, электросамокат, электровелосипед или другой вид электротранспорта
Содержание
Содержание
Электрические средства передвижения становятся популярнее год от года. Если пару лет назад моноколесо производило впечатление инопланетного транспорта, то сейчас им сложно кого-то удивить. А электросамокаты из модного гаджета превратились в повседневное средство передвижения для десятков тысяч людей.
Огромное количество моделей и внушительный список характеристик могут сбить с толка при выборе подходящей модели. Чтобы этого не случилось, давайте подробно познакомимся с основными техническими характеристиками портативных транспортных средств.
Электросамокаты
Данный вид электротранспорта пользуется наибольшей популярностью. Это связано с удобством использования — под их габариты найдется место даже в маленькой квартире, а внушительный запас хода (до 25–30 км, иногда и 70 км) вместе с максимальной скоростью до 30 км/ч (в некоторых моделях до 85 км/ч) делают его одинаково подходящим для прогулок в выходной день и ежедневных поездок на работу.
Конструкция обычного самоката проста и большинству пользователей знакома с детства. Современные электрические модификации отличаются наличием батарейного блока, панели управления, контроллера и мотора, являющегося неотъемлемой частью одного или обеих колес.
Батарейный блок
Батарейный блок — самый дорогой компонент. При выходе из строя ремонт обойдется пользователю до половины стоимости транспортного средства. Батарея напрямую влияет на запас хода — чем выше емкость АКБ, тем более длинный маршрут можно преодолеть на одной зарядке. Для современных взрослых моделей запас хода находится на уровне 20–30 км.
Цифра, указанная в спецификациях, получена в условиях, приближенным к идеальным — ровная поверхность без подъемов, оптимальная температура окружающей среды. На практике значение может быть заметно меньше.
Основные факторы, влияющие на снижение запаса хода:
Расположение батареи. В большинстве моделей аккумулятор находится внутри деки. В некоторых — в рулевой стойке. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.
Преимуществом расположения аккумулятора в рулевой стойке является лучшая защита от воздействия влаги. Недостатки: нарушенный центр тяжести более уязвим к внешним воздействиям
Преимущества расположения аккумулятора в деке: лучше развесовка, ниже центр тяжести, менее восприимчив к ударным воздействиям, проще обслуживание. Недостатком является уязвимость к воздействию влаги: после попадания под дождь или катания по лужам в деке может скопиться вода, что со временем приведет к выходу из строя электронных компонентов.
Высокая стоимость батареи делает узел привлекательным средством удешевления конечного изделия. Недобросовестные производители очень часто экономят именно на этом элементе. Определить качество установленной батареи в магазине практически невозможно. Однако это можно сделать еще на этапе выбора, обратив внимание на технические характеристики.
Например, если выбираете самокат в ценовой категории до 15000 рублей и какой-то экземпляр выделяется заметно большей емкостью АКБ — в лучшем случае она не соответствует заявленной. В худшем — можно нарваться на модель с некачественной батареей, которая будет перегреваться, иметь высокий саморазряд, некачественную пайку. Любой из этих факторов может значительно снизить срок полезного использования.
Даже качественная батарея имеет ограниченный ресурс и постепенно теряет заводские характеристики. В современных моделях самокатов чаще применяются литий-ионные источники энергии (Li-ion, LFP, LiPo). По своим показателям значительно превосходят никель-металлогидридные батареи, которые применялись ранее. При одинаковых характеристиках литиевые аккумуляторы до двух раз легче, имеют в три раза больший ресурс, у них отсутствует «эффект памяти». Срок службы таких элементов составляет 500–800 циклов заряда.
Для продления ресурса АКБ и снижения вероятности преждевременной поломки:
Избегайте луж и катания в дождливую погоду. Некоторые модели с завода имеют сертифицированную защиту от влаги, но проверять лишний раз в любом случае не стоит. Из-за температурных перепадов (нагрев АКБ) и вибраций, возникающих во время езды, резиновые уплотнения изнашиваются.
Исключите катание при низких температурах. Они не лучшим образом сказываются на сроке службы батареи. Дальность пробега на одном заряде снижается на 30–50 %, образующийся внутри корпуса конденсат грозит вывести батарею из строя.
В случае отказа от зимней эксплуатации, не забывайте периодически заряжать батарею (не реже одного раза за два месяца простоя).
Для хранения самоката лучше всего подходит температура 15–20 градусов. Между гаражом, балконом и теплой квартирой лучше выбрать последний вариант.
Используйте только оригинальные зарядные устройства.
Приборная панель и контроллер
Приборная панель — важный элемент, через который пользователь получает информацию о режиме езды, состоянии батареи скорости, подключенном Bluetooth-устройстве и другом. Во многих моделях на ней находится кнопка включения.
По конструкции приборные панели сильно отличаются: от нескольких диодных индикаторов, отображающих лишь основную информацию, до дисплея со спидометром.
Некоторые модели поддерживают синхронизацию со смартфоном по Bluetooth. Скачав официальное приложение, пользователь значительно увеличит степень информативности (вплоть до получения значений напряжения каждой ячейки батареи), и получит дополнительные возможности по настройке транспортного средства. Например, ограничение максимальной скорости, выбор режима езды.
Контроллер является самой неприметной частью электросамоката: установлен незаметно, какую функциональность выполняет — понятно не всем. Его важнейшая задача — передавать электрическую энергию от батареи к мотору-колесу и обратно (рекуперация).
Кроме того, контроллер отвечает за скорость вращения мотора, динамику езды. На нем лежат функции по защите: двигателя — от перегрузок, батареи — от глубокой разрядки, системы в целом — от замыкания, перегрева компонентов.
При проектировании электросамоката контроллер выбирает производитель. Но это не значит, что от пользователя ничего не зависит. Как минимум, перед покупкой стоит ознакомиться с отзывами, поискать информацию на официальном сайте производителя.
Колесо и мотор
Диаметр колес современных моделей варьируется в диапазоне от 5 до 12 дюймов. Маленькие колеса более подробно «информируют» водителя о неровностях дороги. Большие способны «проглотить» незначительные неровности дороги (например, стыки плитки) и обеспечивают больший клиренс, что может быть удобно при выездах загород.
Выбирать размер стоит исходя из задач:
Колеса от 5 до 7 дюймов. Подойдут для непродолжительных прогулок в ближайший парк, езде по асфальтовым дорогам. Модели такого типоразмера обычно легче, обладают более скромными характеристиками.
Колеса от 8 до 9 дюймов. Модели таких самокатов станут идеальными спутниками в городе. Подойдут для ежедневных поездок на работу, продолжительных сеансов катания по разным типам поверхности: от асфальта до грунтовой дороги. В этой категории представлено большинство моделей на рынке.
Колеса от 10 до 12 дюймов. Рассчитаны на взрослого человека, максимальная нагрузка достигает 100–120 кг, в некоторых вариантах и 150 кг. Встречаются модели с сиденьем. Помимо обычных городских модификаций в этой категории много вариантов электротранспорта для бездорожья. Они обычно полноприводные (электромотор в каждом колесе), оборудованы подвеской, колеса заметно шире обычных, резина с глубоким протектором.
Модели, рассчитанные на большую нагрузку, и сами весят больше, белее громоздки. Передвигаться с таким в общественном транспорте не всегда удобно. Вес «внедорожников» достигает 35–50 кг.
Покрышки на самокатах бывают трех видов:
Выбор привода
В зависимости от ведущего колеса самокат может быть передне-, задне- или полноприводным. Каждый вариант имеет свои сильные и слабые стороны.
Передний привод. Владельцы таких самокатов отмечают лучшие впечатления от управления при спокойной, размеренной езде. Кроме того, в экстренной ситуации разорвать контакт колеса с дорожным покрытием проще у переднеприводных моделей. Что может уберечь от столкновения.
Недостатком является худшая управляемость на высоких скоростях, также при одинаковых характеристиках переднеприводные модели показывают себя хуже на подъеме в гору. Выше вероятность механического повреждения мотора-колеса. В случае заклинивания ездока опрокидывает через руль.
Задний привод. Обеспечивает лучшую управляемость на высоких скоростях, лучше подниматься в гору. Меньшая вероятность механического повреждения и травмирования в случае заклинивания.
Полный привод. Чаще всего это модели повышенной мощности для езды по пересеченной местности.
Мотор-колесо
Современные модели самокатов используют бесщеточный двигатель, расположенный непосредственно в колесе. Такая конструкция зарекомендовала себя с хорошей стороны негромкой работой, надежностью, достаточной мощностью и небольшим весом.
Мотор-колесо электросамоката имеет простую конструкцию (статор с обмотками из проводника, ротор с магнитами). Для понимания принципа работы достаточно школьного курса физики. На статор подается напряжение, в результате чего вокруг обмоток появляется магнитное поле. Оно взаимодействует с постоянными магнитами ротора, заставляя его крутиться. Непрерывность вращения обеспечивается последовательной подачей напряжения на разные обмотки статора.
Основной характеристикой мотора является мощность. Именно она определяет динамику самоката, максимальную скорость, угол подъема. В электромоторе мощность зависит от общего количества обмоток и количества витков в них. Поэтому мощный мотор физически не сможет поместиться в небольшое колесо.
Для того, чтобы самокат имел достаточную динамику, мощность мотора стоит выбирать в соответствии с весом ездока. Строгих закономерностей не существует.
За общее правило для выбора мощности можно принять: 200–250 ватт для людей с весом до 70 кг, 250–300 ватт для веса от 70 до 90 кг, 350 ватт и выше для ездоков с весом 90+ кг.
Сегвеи и гироскутеры
Первым видом персонального электротранспорта, завоевавшим популярность, стали Сегвеи — самобалансирующиеся транспортные средства одноименной компании с двумя колесами, расположенными по обе стороны от водителя.
Первая модель была представлена в декабре 2001 года. Развиваемая скорость достигала 10‒16 км/ч, а запас хода — около 15 км. С тех пор выпущено бесчисленное количество моделей и модификаций как оригинальных Сегвеев, так и творений других производителей. Сегвеи приобрели популярность среди игроков в гольф, почтальонов, патрульных полицейских, на них проводятся экскурсии.
Со временем модели модифицировались. Сначала появились мини-сегвеи, в которых вместо полноценного руля использовался укороченный вариант, для управления коленями. Затем рулевая стойка полностью исчезла, дав старт новому типу устройств — гироскутерам (начало 2010-х гг.).
Изменения были продиктованы рынком — компактные устройства стоят значительно дешевле — и техническим прогрессом, благодаря которому электроника и батарея поместились в небольшом корпусе.
В настоящий момент существуют две компоновки гироскутеров: двухплатные и трехплатные. Двухплатные менее стабильно работают при езде по неровностям и при ударах. Трехплатные имеют отдельную материнскую плату и две отдельные платы управления моторами. Такие модели дороже, но надежнее.
Пользователь также должен быть уверен в прочности корпуса. Это особенно актуально в случае использования гироскутера взрослым человеком. Конструкция транспортного средства предполагает наличие двух подвижных относительно друг друга частей.
Если производитель сэкономил на качестве металла, гироскутер во время катания может сложиться пополам. Слабым местом так же являются крепления колес. При выборе модели уделяйте особое внимание параметру «максимальная нагрузка». Здесь лучше предусмотреть запас.
Из-за ограниченного места в корпусе и необходимости питания сразу двух моторов, пробег на одном заряде меньше, чем у самокатов. Типичный показатель 12–15 км.
Свое влияние на автономность оказали и компактные габариты. Аккумуляторная батарея располагается в одной из частей металлического основания. И, по сравнению с самокатами, занимает примерно в 1,5-2 раза меньше места. В результате, емкость акб на гироскутерах не превышает 4 А*ч.
Рекомендации по продлению ресурса батареи и устройства в целом такие же, как на самокате. С единственным дополнением — гироскутеры более уязвимы к влаге.
По типу используемых колес гироскутеры делятся на два типа:
Модели с бескамерными колесами. Чаще всего здесь встречаются модели от 6 до 8 дюймов. Они компактнее и легче вариантов с большим размером колес и камерной конструкцией шин. В этой категории встречается много детских и подростковых вариантов. Минусом бескамерных покрышек является сильная тряска на плохом дорожном покрытии.
Модели с камерными колесами. Обычно это 10–дюймовые гироскутеры. Камерные покрышки обеспечивают хорошую амортизацию, а бОльший диаметр колес позволит увереннее чувствовать себя на легком бездорожье. Такие гироскутеры на 1,5-2,5 кг тяжелее своих бескамерных аналогов.
Двигатели — важнейший компонент гироскутера. От них зависят максимальная скорость, динамика, максимальный угол подъема. К сожалению, значение, указанное в характеристиках, не всегда соответствует действительности. Оценить качество использованных компонентов необходимо прямо в магазине. Но не по спецификациям, а на практике. Для этого надо провести пару несложных тестов:
Включите питание гироскутера. Попробуйте руками нарушить самобаланс устройства, надавив на переднюю часть платформы с обеих сторон. Если модель поддается легко, ее лучше обойти стороной. Модели, в которых установлены качественные моторы, в самобалансе могут сопротивляться значительным усилиям.
Во избежание травм тест лучше проводить человеку, который хорошо знаком с управлением. Подъезжаем к стене, упираемся в нее руками и пытаемся ехать вперед. Если в модели установлены некачественные моторы, которые не могут работать с большим током, произойдет «перегруз», гироскутер потеряет контроль и выключится. Качественные моторы будут уверенно сопротивляться без выключения устройства.
Синхронизация с телефоном и световая индикация
Многие модели гироскутеров на борту имеют модуль Bluetooth. Он позволяет:
Воспроизводить музыку через встроенные динамики (если есть). В таком случае гироскутер превращается в портативную колонку.
Подключиться к фирменному приложению. Если производитель предусмотрел такую возможность, то перед пользователем открываются широкие возможности индивидуальной настройки и получения подробной информации (о заряде батареи, пройденном пути, маршруте, средней и максимальной скорости и т.д.).
При подключении к фирменному приложению пользователю доступны такие настройки как (могут отличаться в зависимости от модели устройства):
Чувствительность управления. Параметр пригодится в случае, если гироскутер используется людьми разного веса. Например, если чувствительность управления настроена на ездока с весом 80–90 кг, то гироскутер может «не почувствовать» ребенка. И наоборот, настроенное под низкий вес, устройство покажется слишком чувствительным взрослому человеку.
Модели гироскутеров с управлением через приложение стоят дороже. Однако они будут очень полезны в том случае, если устройство покупается для нескольких людей (ребенка и взрослого, детей с большой разницей в возрасте).
Электровелосипеды
Еще один класс портативных транспортных средств на электротяге. От ТС, рассмотренных выше, велосипеды отличаются большей универсальностью и разнообразием моделей. Среди электровелосипедов представлены:
Компактные складные модели. Основная характеристика которых — не максимальные показатели скорости и автономности, а размеры в сложенном состоянии.
Полноразмерные складные модели. Более универсальные устройства. Складная конструкция позволяет разместить их в небольшой квартире или пронести в свободный общественный транспорт.
Полноразмерные нескладные модели. По большей части это обычные скоростные велосипеды, дополненные электротягой.
4. Специальные модели. Нестандартные варианты, спроектированные для решения узкоспециализированных задач. К примерам таких велосипедов можно отнести электрифицированные модели для даунхилла (экстремальная гоночная дисциплина, суть которой заключается в прохождении трассы — часто крутого спуска — на время).
По наличию дополнительных элементов в конструкции электровелосипеды близки к самокатам. Разница заключается в способе управления электрической тягой. Если электросамокаты ориентированы на постоянное движение без участия ездока, то для электровелосипедов это лишь один из вариантов вмешательства электротяги. А всего их три:
Работа без электротяги. Перед нами обычный механический велосипед. Дальность езды ограничена лишь физическими возможностями велосипедиста. В случае разрядки или выхода из строя электронной начинки велосипеда, возвращаться домой значительно приятнее на велосипеде (по сравнению с самокатом).
Режим помощи педалирования. В этом случае электромотор велосипеда активируется при вращении педалей, облегчая работу велосипедисту. При прекращении работы педалями электродвигатель тоже выключается. Интенсивность помощи настраивается на панели управления. Такой вариант крайне полезен при крутом или затяжном подъеме.
Полностью электрическая тяга. Управление осуществляется при помощи ручки газа. Интенсивность и максимальная мощность настраиваются на панели управления. В этом режиме крутить педали не обязательно, а велосипед превращается в своего рода электромопед.
То, насколько быстро велосипед сможет ехать самостоятельно или в режиме помощи, зависит от мощности электродвигателя. Для быстрой езды со скоростью около 40 км/ч потребуется мощный двигатель. Например, модель, оснащенная мотором мощностью 400–500 Вт, сможет передвигаться со скоростью до 35–40 км/ч, мотор 1000 Вт разовьет скорость до 55 км/ч.
По типу двигателей электровелосипеды принципиально различаются на:
Модели с мотор-колесом. Используется бесколлекторный электродвигатель постоянного тока. Крепится на переднем или заднем колесе, на месте ступицы.
Модели с электродвигателем над колесом (обычно задним), который передает крутящий момент через ременную или цепную передачу.
Технологически совершеннее первый вариант. При бережной эксплуатации мотор-колесо не требует дополнительного обслуживания, более герметичен, не занимает дополнительного места у рамы, тише работает, имеет высокий КПД.
Цепной электродвигатель лишен этих достоинств. Единственным преимуществом использования такого варианта является более высокий крутящий момент при одинаковой мощности.
Чем мощнее мотор, тем больше его вес. Аккумулятор тоже потребуется мощнее. Поэтому, если высокая скорость не является приоритетной целью, достаточно мотора мощностью 250 Вт. Его хватит для неспешной езды по любому рельефу и дорожному покрытию со скоростью до 25–30 км/ч.
При выборе аккумулятора предпочтение стоит отдать литий-ионному или литий-полимерному типу. Свинцово-кислотный аккумулятор до двух раз тяжелее литиевого и быстрее разряжается, но стоит дешевле. Подойдет для тех, кто ищет бюджетный вариант, если вес велика не особо важен.
Моноколеса
Первое моноколесо, доступное для покупки, появилось в начале 2010-х годов в США. За 30 лет до этого в мультфильме «Утиные истории» появился персонаж, предсказавший, а может и определивший появление этого вида транспорта — Робоутка. Хороший пример того, как технический прогресс делает когда-то фантастические вещи реальностью.
Сейчас уницыклы выпускаются под десятками брендов, по несколько моделей у каждого. Это объясняется тем, что данный вид электрического транспорта получился весьма удачным. Большая вариативность характеристик позволят найти подходящий вариант каждому. Остается разобраться, на что обращать внимание в первую очередь.
Механизм работы
Моноколесо использует мощность мотора для поддержания ездока в вертикальном положении. Если наклоняешься вперед, оно старается восстановить равновесие, подъехав под нас. Чем сильнее наклон, тем быстрее оно подъезжает. В какой-то момент, если мы продолжим наклоняться, у мотора не хватит мощности, чтобы подъехать под нас, что приведет к падению.
Это называется продавливанием моноколеса. Поэтому от мощности устройства напрямую зависит безопасность. Чем выше мощность модели, тем меньше вероятность продавливания.
Размер колеса
На рынке встречаются модели с размером колеса в диапазоне от 10 до 22 дюймов. Чем меньше диаметр, тем оно приземистее и легче по весу, обладает лучшей маневренностью. Чем больше — тем оно более плавное и тяжелое.
90 % выпущенных моделей находятся в промежутке от 14 до 18 дюймов. Здесь и стоит выбирать свой первый уницикл взрослому человеку. Все что меньше — детские и подростковые модели. Варианты более 18 дюймов — дорогие мощные модели, с которыми новичку будет сложнее справиться.
Аккумулятор и двигатель
Мощность колеса зависит от двух составляющих — мощности мотора и мощности батареи. Важно, чтобы оба параметра соответствовали друг другу. При одинаковых параметрах мощности батареи модель с более мощным двигателем не сможет показать большого превосходства.
Для безопасного и комфортного передвижения необходимо выбирать модель с мощностью мотора от 800 Вт, все что больше — лучше, меньше — небезопасно.
В моноколесах применяются исключительно литиевые источники энергии. Это объясняется их легким весом и лучшими техническими характеристиками. При средней скорости 10–15 км/ч, стоит выбирать модель с дальностью хода от 30 км. Этого хватит на 2-3 часа катания.