что лучше карьерный рост или профессиональный и почему
Карьерный и профессиональный рост: есть ли разница?
Профессиональный рост часто отождествляется с карьерным, хотя на самом деле это совершенно разные понятия. Что включает в себя профессиональный рост? Как именно можно «вырастить» профессионала в себе? Обо всем этом подробнее расскажет Страна советов.
При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным, и тогда довольны остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника. Однако в некоторых случаях профессиональный и карьерный рост идут не «рука об руку», а порознь. Почему так происходит?
Дело в том, что профессиональный рост и карьерный рост осуществляются, если можно так выразиться, в разных плоскостях. Профессиональный рост направлен на расширение профессиональной компетенции сотрудника или же на погружение в одну определенную узкую область профессии. В свою очередь, карьерный рост практически всегда направлен вверх и подразумевает освоение сотрудником новых навыков, расширение его полномочий.
Карьерный рост, как правило, более заметен, чем профессиональный. Ведь профессиональный рост не сопровождается такими значительными изменениями: повышение заработной платы, повышение социального статуса, обретение некоторых привилегий. Заметить профессиональный рост специалиста можно по более качественному или более быстрому выполнению им поставленных задач, повышению востребованности данного специалиста среди постоянных клиентов и т. д.
Многие специалисты жалуются, что на текущем месте работы возможности профессионального роста им недоступны. Однако, если посмотреть «глубже», может оказаться, что это далеко не так. Ведь критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.
Так, для одних профессиональный рост — это достижение целей с минимальными затратами ресурсов, для других — признание в профессиональных кругах, третьим важнее всего повышение заработной платы. Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.
С чего должен начинаться профессиональный рост? В идеале — с правильного выбора профессии. Если свою профессиональную деятельность специалист начал не по собственному желанию, а в силу каких-то сторонних обстоятельств, то профессиональный рост в таком случае будет сильно осложнен. Только большая заинтересованность человека в своей профессии способна побудить его развивать свои профессиональные навыки и умения, обретать новые знания, опыт.
Во многих компаниях для повышения профессионального уровня сотрудников проводятся различные семинары и тренинги. Если специалист стремится профессионально вырасти, ему следует принимать участие в подобных мероприятиях, а также самостоятельно развивать собственную базу профессиональных знаний: изучать специализированную литературу, осваивать новые методики и закреплять их на практике.
К примеру, мастер-парикмахер может попробовать себя в новых сложных стрижках и прическах, повар — в приготовлении блюд иностранной кухни, педагог может попробовать новаторские методики обучения. Границ для самосовершенствования нет и каждый специалист, будь он простым механиком или топ-менеджером крупной компании, может начать свой профессиональный рост.
Почему профессиональное развитие стало важнее карьерного роста для большинства россиян
Специалисты международного рекрутингового агентства Kelly Services провели ежегодное исследование, в котором изучили уровень лояльности российских работников, а также факторы, необходимые для достижении карьерных целей, сохранения мотивации и вовлеченности в работу. По результатам исследования, в котором участвовали 230 000 респондентов из 31 страны, включая 10 339 человек из России, приобретение новых профессиональных навыков для большинства россиян оказывается важнее, чем карьерный рост и продвижение по службе. При этом, многие работники готовы даже пожертвовать более высокой заработной платой в обмен на получение дополнительных навыков.
Согласно результатам исследования Kelly Global Workforce Index (KGWI) уровень лояльности россиян к своему работодателю увеличился на 11%. По сравнению с прошлым годом, 37% российских респондентов говорят о том, что они полностью «лояльны» своему текущему работодателю. По этому показателю российские респонденты существенно опережают европейцев (26%) и работников азиатско-тихоокеанского региона (29%).
Одновременно с увеличением лояльности российских работников, сократилось количество сотрудников, которые собираются искать работу в следующем году (49%), что свидетельствует о стабилизации занятости последние годы. Во всем мире, процент работников, намеренных искать работу в следующем году составил 61% опрошенных. В европейском регионе, количество респондентов, планирующих менять работодателя, немногим выше и остается в без изменений на протяжении последних четырех лет (68%), в азиатско-тихоокеанском регионе этот показатель за аналогичный период незначительно вырос и составил 64%. (См. рис. 1).
Рис.1. Собираетесь ли вы заниматься поиском работы в следующем году? (да в %)
«Рост лояльности работников и желание совершенствоваться в профессии, является, прежде всего следствием политических и экономических изменений в нашей стране. Люди чутко реагируют на конъюнктуру рынка и понимают, что в период экономического спада только наиболее эффективные кадры будут востребованы работодателями. Для нашей отрасли это означает, что нам будет теперь еще сложнее привлекать высокопрофессиональных специалистов, потому что они опасаются потерять стабильную работу в нестабильное время. С другой стороны, на рынке может появиться довольно много неспециалистов, что существенно усложнит процесс выбора лучших кандидатов замедлится – такую ситуацию мы уже отмечали в 2008-2009 годах», ─ отмечает Екатерина Горохова, Генеральный директор Kelly Services.
Оказавшись перед выбором между продвижением по служебной лестнице и возможностью профессионального роста, абсолютное большинство российских работников (61%) выберут освоение новых профессиональных навыков, по сравнению с 39% заинтересованными в карьерном росте. (См. рис.2)
Рис.2. Когда вы рассматриваете возможности продвижения по службе, какое утверждения лучше всего описывает вашу краткосрочную цель?
Работники не только признают, что профессиональное развитие имеет важное значение, но и демонстрируют готовность пожертвовать более высокой заработной платой и карьерным ростом в обмен на возможность приобретения новых навыков. 48% российских респондентов подтвердили, что они готовы расстаться с высокой зарплатой ради приобретения новых навыков. В мире этот показатель работники ценят гораздо выше (57%), чем более высокую оплату труда или возможность карьерного роста. Работники азиатско-тихоокеанского региона намного охотнее отказываются от повышения зарплаты или продвижения (66%), чем их европейские коллеги (57%). (См. рис.3).
Рис.3. Сможете ли вы отказаться от более высокой заработной платы и/или карьерного роста ради приобретения новых навыков? (Доля ответивших “совершенно точно откажусь” и “откажусь”, %).
Одним из наиболее интересных открытий, по результатам исследования, оказалось то, что приоритет развития профессиональных навыков по отношению к карьерному росту характерен не только для квалифицированных и технических специальностей, где ценность профессиональных навыков зачастую является ожидаемой. На самом деле, профессиональное развитие является первостепенной задачей для неспециалистов и низкоквалифицированных технических сотрудников в чуть большей степени (66%), чем для квалифицированного и технического персонала (60%).
В процессе развития профессиональных навыков сотрудники используют различные ресурсы для удовлетворения своих карьерных амбиций, включая обучение, наставничество и оценку. Эти ресурсы могут быть предоставлены за счет работодателя, работника или за счет их обоих. Наиболее распространенным инструментом профессионального развития является обучение, предоставляемое работодателем. Этим ресурсом пользуются 53% российских сотрудников. Вторым в списке наиболее часто используемых ресурсов оказалось обучение, организуемое и оплачиваемое за счет личных средств сотрудника. 43% российских респондентов используют этот ресурс. Среди других наиболее распространенных ресурсов можно выделить наставничество (25%), тесты на профессиональную пригодность (21%) и профессиональный карьерный коучинг (32%). (См. рис.4).
Рис.4 В процессе подготовки к следующему этапу развития вашей карьеры, какими из перечисленных ресурсов вы пользовались, чтобы определить свои сильные стороны? (Доля респондентов по поколениям, %).
Если говорить о ресурсах, используемых отдельными поколениями, то значительное число работников бэби-бумеров (53%) и поколения Y (46%) воспользовались в прошлом году обучением, предоставленным работодателем, чтобы раскрыть свой потенциал. Вместе с тем доля таких работников среди представителей поколения X составила 40%. Обучение за счет сотрудника чаще всего проходят бэби-бумеры (43%) и работники поколения X (36%), а реже всего представители поколения Y (32%).
Также, выбор в между обучением за счет работодателя и обучением за счет собственных средств варьируется в зависимости от принадлежности к той или иной профессии. В сфере здравоохранения и продаж наиболее часто работники выбирают обучение за счет работодателя (65%), работники сферы безопасности, наоборот, реже остальных проходят обучение за счет компании (39%).
Среди специалистов сферы ИТ один из самых высоких показателей по численности сотрудников, предпочитающих проходить обучение за счет личных средств (38%), а сотрудники колл-центров реже всех остальных готовы платить за свое обучение (33%). (См. рис.5).
Рис.5. В процессе подготовки к следующему этапу развития Вашей карьеры/продвижению по службе, какими из перечисленных ресурсов Вы пользовались в прошлом году? (Доля респондентов по профессиям, %)
Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services: «Продвижение по служебной лестнице по-прежнему является очень важным фактором для части работников, хотя не настолько значимым как профессиональное развитие.
Многие компании зачастую используют повышение как инструмент поощрения сотрудников, хотя возможно было бы эффективнее вкладывать средства в их обучение и профессиональное развитие, которые обеспечивают приобретение навыков, позволяющих сохранять конкурентоспособность в условиях быстро меняющейся экономики».
Информация об исследовании:
Профессиональный и карьерный рост: в чем отличия
Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.
Профессионалами не рождаются.
Во-первых, не будем путать рост профессиональный и карьерный. В последнем случае — это определенное продвижение по службе: получение новых служебных должностей, званий и т.д. (развитие по вертикали). Профессиональный же рост — это, скорее, приобретение новых и улучшение качества уже накопленных знаний, умений и качеств в рамках какой-то конкретной профессии (развитие по горизонтали). Кто-то из нас может улучшать свои профессиональные качества, но это не всегда будет обусловливать его повышение по карьерной лестнице, хотя и увеличивает такую вероятность. Здесь нужно учитывать наличие свободных вакантных ставок, саму политику, структуру организации и т.д. Но за желанием развиваться профессионально не обязательно скрывается желание продвигаться по службе. Причины и стремления могут быть абсолютно разными.
— Профессиональный рост нужен прежде всего молодым специалистам, выпускникам ВУЗов, которые еще только осваивают практические аспекты своей профессии и повышают свои профессиональные качества для того, чтобы более уверенно чувствовать себя в своей работе, — объясняет психолог Минского городского клинического психиатрического диспансера Сергей Зизюк. — Это та категория, для которой еще все новое и интересное, получившая возможность на деле испытать себя и свои знания. Однако это происходит далеко не всегда, так как во время «моды на высшее образование» и убежденности в его всеобщей необходимости юноши и девушки часто выбирают специальность исходя не из личных интересов, а на основе представлений о престижности профессии или под нажимом родителей. В процессе обучения многие из них могут не обнаружить в себе нужных способностей, качеств или интереса к выбранной специальности, после завершения обучения пожалеть о затраченном времени и денежных средствах и в итоге так и не найти смелости работать не по специальности. Впоследствии такие люди «прирастают» к месту и часто оказываются несчастными, поскольку нелюбимая работа занимает большую часть жизни. Ни о каком желании профессионально развиваться здесь, конечно, речь идти не может.
Среди старшего населения за желанием профессионально развиваться может скрываться потребность в улучшении своего материального или социального положения, уважении со стороны коллег, окружающих и т.д. Однако, когда эта потребность будет удовлетворена или изменятся ценности (например, успешная в своей работе женщина рожает ребенка, и забота о нем становится более приоритетной, чем профессиональное развитие), закончится и стремление к профессиональному росту. В таком случае специалист словно консервирует свои знания и навыки. Набирает силу обратный процесс — профессиональное старение, слабая восприимчивость нового и убежденность, что свой опыт является самым правильным. Останавливаясь на достигнутом, специалист упускает новое в профессии. Именно поэтому молодым и взрослым коллегам часто сложно найти общий язык, а, например, качество материала в учебных заведениях может давно не соответствовать требованиям рынка труда.
Таким образом, можно заметить, что за желанием развиваться профессионально обычно скрывается что-то еще. Кто-то хочет через признание своего профессионализма добиться уважения других, кто-то жаждет новых возможностей для заработка (хочет улучшить свое материальное благополучие), а кто-то мечтает о повышении, желая добиться власти. Исключение составляют настоящие энтузиасты и фанаты своего дела, которых, к сожалению, не много. В любом случае смысл, причину и цель своего профессионального развития каждый определяет для себя сам.
Для решения профессиональных проблем в психотерапии часто применяется техника профессионального логоанализа, которая имеет свою структуру:
Оценка своей профессиональной жизни.
Выясняется понимание отличия профессионала от специалиста. Отмечаются собственные проявления профессионализма, представления о требованиях к личности профессионала, собственные профессиональные качества. Описывается профессиональное становление и самоопределение, проявления профессионального старения. Определяются проблемы самореализации, конфликты самоопределения, кризисы профессионального становления.
Реальное профессиональное «Я»
Выявляется профессиональная самооценка — профессиональные качества, компетентность, активность, ответственность, способность к самореализации. Фиксируются актуальные внутренние и внешние противоречия в профессиональном развитии, становлении личного и профессионального пространства.
Анализируется профессиональный опыт, преимущества и ограничения, кризисы и вершины, их причины, способы решения. Отмечаются события и люди, повлиявшие на выбор профессии.
Стимуляция творческого воображения
Описывается желательное профессиональное совершенствование, образ идеального профессионального «Я». Создается модель идеального специалиста своей профессии, отмечаются качества непрофессионала. Оцениваются реальные и декларируемые профессиональные ценности. Рассматриваются пути достижения профессионального совершенствования, планы на будущее, возможные трудности и пути их преодоления.
Вырабатываются стратегии достижения совершенства. Оформляются ценности и смысл профессионализма. Определяются главные цели и возможности их достижения.
Создается символическая эпитафия на профессиональном памятнике.
Эта техника обязательно выполняется письменно, после чего может обсуждаться со специалистом. Следует обратить внимание на те моменты, которые труднее всего поддаются описанию. Не следует пытаться описать все за один раз. Лучше опираться на внутренние ощущения. Выполнение такой техники позволяет глубоко оценить свой профессиональный путь, посмотреть на свою профессиональную деятельность не как на рутину, а как на сознательную, осмысленную работу.
Чем отличается карьерный рост от профессионального
Понятия карьерного и профессионального роста очень близкие и могут друг друга дополнять, но все же различия есть. Профессиональный рост предполагает овладение специальностью на высоком уровне. У настоящего профи процесс познания никогда не заканчивается. Он постоянно стремится углубить свои знания в узком вопросе, приобрести дополнительные навыки, повысить мастерство. Хороший специалист может решить самую сложную проблему в пределах специальности. Путем самообразования, занятий на различных курсах он расширяет рамки своей компетенции.
Профессиональный рост отмечается повышением востребованности данного специалиста, более качественным и быстрым выполнением работы, ростом заказов на его услуги. Он не всегда сопровождается повышением по службе, ростом заработной платы или приобретением статуса успешного человека.
Каждый работник сам для себя определяет критерий профессионального роста. Один задается целью освоить новейшую технологию, для другого важно признание коллег или конкурентов, третьему необходимо повышение оплаты труда. Специалистом высокого класса стать легче, если изначально выбрана профессия по душе, а работа вызывает интерес и приносит удовлетворение.
В идеале человек, глубоко овладевший свой профессией, вправе рассчитывать на карьерный рост. Но в реальной жизни так бывает не всегда. Часто благодаря другим своим качествам (организационным, лидерским способностям), человек быстро продвигается по служебной лестнице. Он не владеет всеми тонкостями профессии, но ему это и не нужно: перед ним стоят другие задачи. Он занимается глобальными вопросами развития компании, перспективным планированием, созданием команды и оптимальной организацией труда. Для выполнения отдельных узких задач руководитель имеет штат специалистов. Конечно, в общих вопросах он должен разбираться, но к высокому профессионализму это не имеет отношения.
Для любой компании будет оптимальным вариантом, когда руководитель является хорошим организатором, признанным лидером, досконально знающим свою специальность. Для этого человек должен постигнуть все тонкости своего дела и в результате получать более высокие должности. Примером такого карьерного и профессионального роста является работа в науке.
Человек может начать свою карьеру с должности лаборанта. Выполнив диссертационную работу на соискание кандидата наук, он расширил свои знания, освоил различные методики. Это дает ему право занять должность научного сотрудника. Проведя более глубокие исследования и защитив докторскую диссертацию, он переходит на следующую ступеньку заведующего отделом. Такой карьерный рост сопровождается повышением оплаты труда, более высоким социальным статусом, определенными льготами.
Нет таких работ и специальностей, где нельзя самосовершенствоваться и стремиться к карьерному росту. Но этот процесс требует самоотдачи в работе и тогда Вас непременно заметят и предложат повышение по службе.
По материалам сайта поиска работы и подбора персонала Карьерист.ру
Не все то золото, что блестит или в чем разница между профессиональным и карьерным ростом
Так ли нам необходим карьерный рост? На первый взгляд, это достаточно странный вопрос, особенно, если он задан в коллективе молодых и амбициозных людей. И ответ вроде бы очевиден. Ну кто же не жаждет быть успешным в своей карьере? Это абсолютно естественно, что каждый хотя бы раз задумывался о своем карьерном росте. Я бы сказала, что практически нет человека, который бы не планировал построить успешную карьеру в начале своего трудового пути. Вторым после уровня зарплаты фактором, который мы оцениваем при устройстве на работу, является именно возможность карьерного роста. И это правильно! Это здоровое стремление для амбициозных, перспективных, умных и способных людей. Но, тем не менее, вопрос этот у меня все-таки возник. Сразу хочу заметить, это не анализ какой-то конкретной ситуации или четкая характеристика процессов, это одна из точек зрения, основанная на среднестатистичких ситуациях, которую не стоит расматривать как единственную истину и неоспоримое правило. Итак, давайте разбираться, а так ли нужна нам карьера или мы хотим что-то другое?
Карьерный рост
Прежде чем ответить на тот вопрос, давайте разберемся, что же такое этот самый рост и почему мы к нему стремимся.
Когда мы говорим о карьере, мы условно имеем в виду не только повышение в должности и ответственности, но и повышение оплаты труда, социального статуса, получение привилегий и пр.
Определения карьеры и карьерного роста звучат так:
Карьерный рост это закономерный процесс для развивающихся профессионалов. Это в идеале. А всегда ли это происходит именно так?
Итак, движение вверх! Молодой специалист приходит на свою первую работу (если мы говорим об ИТ) и начинает строительство своей карьеры с junior специалиста. Работает, развивается и потихоньку карабкается вверх, становится специалистом уровня middle, потом senior, а может даже и team lead. Потом понимает, что эта работа его уже не устраивает, потому что карабкаться некуда, все уже занято и не известно, когда освободится (особенно это касается небольших и средних ИТ компаний). Он начинает искать другие возможности. Другую возможность он видит, как правило, в смене компании.
Теперь уже проще найти новую компанию, уже есть опыт работы, багаж знаний и арсенал навыков. Очень часто, правда, случается так, что новая компания не готова брать на должность выше, так как, по их мнению, багаж легковат, а арсенал не такой уж и полный, поэтому предлагается должность пониже (но есть бонус в зарплате). Да это и не важно. Ведь молодой специалист опять начинает свое движение вверх. Очень часто, на этой компании также дело не заканчивается, ведь там тоже есть потолок.
Какой-то замкнутый круг. Другими словами, все, что нас привлекает, именно в карьерном росте, это повышение оплаты труда и приобретение регалий или определенного положения или статуса, ну или, в крайнем случае, полномочия, позволяющие править (такое тоже имеет место быть). Карьерный рост просто заметен окружающим невооруженным глазом вот и все! То есть мы размениваемся и теряем время просто для того, чтобы окружающим было заметно, что мы двигаемся вверх. Об этом ли мы мечтали, на заре своей трудовой деятельности? Удовлетворить свои амбиции или самоутвердится в глазах окружающих?
Сразу возникает справедливое замечание о том, что с карьерным ростом приходит и профессиональный, а значит мы развиваемся. Ведь именно отсутствие развития профессионального и личностного тяготит больше всего и именно из-за отсутствия такого развития человек чувствует себя несостоявшимся, неудовлетворенным своей работой, ненужным в этой среде. Не отсутствие карьерного роста, а отсутствие профессионального развития заставляет нас искать новую работу. Поэтому такое утверждение не совсем верно. Карьерному росту не всегда соответствует профессиональный, и часто карьерный рост также не приносит удовлетворения (это понимание приходит со временем, когда проходит эйфория от новой атмосферы), потому что это не тождественные понятия (карьера и профессиональный рост), это процессы параллельные и могут двигаться в противоположные стороны. Ведь, правда, ну кто из нас никогда не сталкивался с руководителем полным бездарем, самодуром и с совершенно несоответствующими своему положению знаниями и навыками? В какую сторону ушел его профессиональный рост?
Чтобы более наглядно это продемонстрировать давайте разберемся, что такое рост профессиональный и сравним его с карьерным.
Профессиональный рост
Профессиональный рост – это рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов труда человека, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.
Профессиональный рост не так заметен, как карьерный, его можно заметить по более качественному и быстрому выполнению поставленных перед специалистом задач, по росту его показателей, по повышению востребованности среди клиентов и т. д. Профессиональный рост, как правило, не сопровождается повышением статуса, зарплаты и пр. Хотя для руководителей специалисты, которые развиваются профессионально, более востребованы, и в конце концов получают то, к чему стремятся карьеристы — хорошую зарплату, должность, а самое главное приобретают профессиональный авторитет.
Именно потому, что большинство людей путают или смешивают понятия карьерного и профессионального роста, они начинают неправильное движение. Некоторые настолько зациклены на карьерном росте при непонимании сути этого процесса, что совершенно неадекватно оценивают свои успехи и стремления в профессиональной плоскости.
Здесь опять возникает закономерное замечание по поводу того, что ведь есть же предел и профессиональному росту? Не могу с этим согласиться. Нет предела совершенству. Развитие профессиональное может осуществляться в нескольких направлениях, причем вы сами определяете это направление. Развиваться можно вглубь профессии, становясь уникальным, неповторимым знатоком своего дела, востребованным профессионалом или же расширять свою профессиональную компетентность и осваивать профессию в целом и получать при этом навыки и знания для решения сложнейших задач, осведомленность обо всех процессах, возможность качественно анализировать свои и чужие действия/операции. Карьерный же рост требует не столько повышения уровня имеющейся компетенции, сколько получение новых компетенций. И это не процесс ради процесса как у профессионалов, а процесс ради необходимости.
Куда расти?
Как видим понятия эти совершенно разные. Не лучше и хуже, а разные. И только мы сами можем выбрать, что нам необходимо: зарплата, регалии, положение, признание, знания, авторитет и т. д. Самое важное не путать эти понятия, тогда понимание наших потребностей приобретет более четкие очертания.
При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным, и тогда довольны остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника. И я еще раз хочу подчеркнуть не карьерный рост сопровождается профессиональным, а именно профессиональный — карьерным (в большинстве случаев). Это важно осознавать.
Часто специалисты жалуются, что на текущем месте работы возможности профессионального роста им недоступны. Однако, если посмотреть «глубже», может оказаться, что это далеко не так. Ведь критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.
Так, для одних профессиональный рост — это достижение целей с минимальными затратами ресурсов, для других — признание в профессиональных кругах, третьим важнее всего повышение заработной платы, четвертым важно иметь рычаги воздействия на подчиненных. Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.
Вот несколько простых вопросов:
Если вы утвердительно ответили на все, то вы занимаетесь тем, что любите, и нет никаких преград для роста и совершенствования никогда, нигде и не при каких обстоятельствах.
А для того чтобы не оказаться на месте того специалиста, который теряет время на бессмысленный танец «2 шага вперед и 1 шаг назад» определитесь, что для вас важно. Я уверена, после этого станет понятно, как двигаться дальше, развиваться и расти профессионально, чтобы неминуемо получить более высокую зарплату, хорошую должность и уважение коллег (может быть даже на новом месте работы, но планомерно и естественно) или рискнуть уже сейчас. Заодно придет и осознание того, остановилось ли ваше профессиональное развитие или оно еще и не набрало нужные обороты, есть ли, куда расти и что нужно менять.