что лучше колесникова или петерсон
Сравнительная характеристика технологий по ФЭМП
Сравнительная характеристика технологий по ФЭМП, авторов Колесниковой, Помораевой и Петерсон
Наиболее широкое признание в практической деятельности по ФЭМП в дошкольных учреждениях,получили:
* Парциальная программа «Математические ступеньки», автор Е. В. Колесникова;
* Математический курс «Игралочка» и «Игралочка – ступенька к школе» по программе «Школа 2000….», автор Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасова.
* Методика Помораевой И. А. и Позиной В. А. входящая в примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• соответствуют ФГОС ДО.
• разработаны с учётом индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей;
• достаточно содержательны, предполагают формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
• методики работы данных программ широко используют игровые мотивации и
не предполагают прямого обучения, что повышает активность ребенка в
осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий.
Методика Помораевой И. А. и Позиной В. А
Методика авторов Помораевой И. А. и Позиной В. А. представлена пособиями, которые входят в УМК к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой и рекомендована педагогам, работающим по данной программе.
В основе данной программы лежит методика Метлиной Л. С., благодаря чему в системе работы прослеживается последовательность, системность, четкая конкретика, разнообразие приемов и методов при решении каждой программной задачи.
Программа предполагает формирование математических представлений у детей, начиная с первой младшей группы (от 2 до 3 лет).
Предложенная система работы включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию ЭМП;
Количество занятий,соответствует учебному плану:
Подготовительная группа – 76 занятий в год;
В других возрастных группах – 32 занятия в год.
Для закрепления у детей математических
представлений, предлагается использовать
«Математика для малышей» и
«Математика для дошкольников».
К недостаткам программы можно отнести то, что конспекты для проведения занятий предполагают очень большое количество раздаточного и демонстрационного материала.
Но к сожалению в УМК, данный материал не входит, что значительно
т. к. педагог вынужден
раздаточный и наглядный
Парциальная программа «Математические ступеньки»
Данный цикл является авторским, разработан Е. В. Колесниковой и представлен учебно-методическим комплектом по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
По каждой возрастной группе УМК,включает в себя:
Данная программа и учебно-методический комплект по ее реализации соответствует принципу развивающего обучения.
В методическом пособии представлено подробное планирование занятий, которое позволяет педагогу широко использовать словесный, наглядный и проблемно поисковый методы обучения. Каждое занятие построено с учётом принципа интеграции образовательных областей, а так же обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для
дальнейшего продвижения «минимум», Использование рабочей тетради и
готового демонстрационного материала намного облегчают педагогу работу по подбору дидактических материалов
Планируя работу по программе Колесниковой педагогам надо иметь в виду,что :
1. В младшей и подготовительных группах, учебная нагрузка не соответствует учебному плану.
Для второй младшей группы автор предлагает только 16 занятий на год, вместо положенных 32.
2. Особенностью технологии Колесниковой, является развивающее обучение. В образовательной деятельности отсутствует динамика. В УМК недостаточно внимания уделено практическим методам обучения.
1. Во второй младшей и подготовительной группах, занятия по программе Колесниковой начинать со второй половины учебного года.
в первом полугодии использовать занятия по методике Помораевой и Позиной (16 занятий).
2. При проведении занятий не обязательно строго копировать приведённые в методическом пособии конспекты, а проявлять творческое отношение, вносить изменения и дополнения, проводить обучение с использованием дидактических пособий и игрушек, вовлекать детей в игровые упражнения и задания, требующие выполнения практических действий.
Курс математики «Игралочка»
Разработан авторами Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой. Данный математический блок является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000.»и делится на четыре этапа обучения:
«Игралочка» Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.
«Игралочка» Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.
«Игралочка – ступенька к школе» Математика для детей 5-6 лет. Часть 1
«Игралочка – ступенька к школе» Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.
Учебно-методический комплект для каждой возрастной группы представлен следующими пособиями:
методические рекомендации для педагога
рабочая тетрадь для ребенка;
раздаточный материал (на каждого ребёнка
Математический блок программы «Школа 2000.» для дошкольников представляется наиболее насыщенным по сравнению с другими программами данного типа.
Построение занятий по математике,базируется на основных современных подходах к процессу образования: системно-деятельностном; развивающем и личностно-ориентированном.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Работа с детьми по данному курсу ведется на высоком уровне трудности, т. е. в зоне их «ближайшего развития», или «максимума». Начиная с самых первых занятий, детям наряду с более простыми заданиями предлагаются и такие, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение таких заданий формирует у детей
умение преодолевать трудности. В итоге дети, обучающиеся по методике
Петерсон, знают намного больше своих сверстников и опережают их по развитию.
Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.
Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.
Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.
Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.
НОД по ФЭМП в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.
Математика по Петерсон: плюсы и минусы
Гномы, эльфы, факиры со змеями и три поросёнка — разбираемся, в чём суть программы Петерсон, какие у неё преимущества и недостатки. Действительно ли методика такая сложная, как принято считать? Спойлер: нет!
Об авторе методики
Людмила Георгиевна Петерсон — российский педагог, математик и доктор педагогических наук. Профессор кафедры начального и дошкольного образования, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. В 2002 году Людмилу Петерсон наградили Премией Президента Российской Федерации в области образования.
Методика Петерсон для дошкольников и младших школьников — это курс математики, который набрал популярность начиная с 1990-х годов. Давайте разберёмся, в чём заключается суть методики Петерсон, разложив программу на преимущества и недостатки.
Плюсы методики Петерсон
1. Программа учит думать самостоятельно
Методика преподавания математики Петерсон отличается от традиционных программ. Обычно учитель объясняет тему, демонстрирует решение, дети копируют способ решения, применяют в заданиях, пишут контрольную и идут дальше.
А у Петерсон ребёнок должен докопаться до решения сам. Так он учится справляться с трудностями и не ориентироваться на готовые шаблоны, а активизировать мозг. Когда додумался до ответа сам, уже не забудешь. Ориентация на понимание, а не зазубривание.
В «Фоксфорде» применяется авторская программа, но курс математики в начальных классах во многом опирается на учебно-методический комплекс Петерсон. Вот что рассказывала на дне открытых дверей Алёна Сергеевна Решетникова, преподаватель математики 1–2 классах начальной онлайн-школы «Фоксфорда»:
«За основу берётся деятельностный подход — ребята сами пытаются открыть правило или формулу. Мы вместе к этому приходим. При этом я использую интерактивные задания, яркие презентации и раздаточные материалы, чтобы удерживать внимание юных школьников».
2. Программа опирается на визуализацию
К слову о ярких презентациях — Петерсон считает, что ассоциации и наглядные картинки помогают эффективно усваивать информацию, поэтому учебники снабжены красочными иллюстрациями. Чтобы ребёнку было интересней ориентироваться в материале, вводятся сказочные персонажи — гномы, эльфы, три поросёнка.
3. Подходит всем
Бытует миф, что методика Петерсон в школе подходит только одарённым детям, а ребёнку со средними способностями будет сложно. Ещё ходят слухи, что программа гораздо сложнее традиционной — настолько сложнее, что перейти с другой методики на Петерсон по мере обучения в школе не представляется возможным.
Но это не так. Метод Петерсон, скорее, сложен для родителей — бывает трудно отойти от привычных понятий об обучении и свыкнуться с необычными заданиями. Детям, которые не обременены стереотипами о том, «как должно быть», формат Петерсон нравится.
«Если дети знают математические хитрости, они могут справиться с любой задачкой». Алёна Решетникова
Этим математическим хитростям и другим лайфхакам учат в домашней онлайн-школе «Фоксфорда». Цель наших педагогов — привить любовь к математике и показать, что она не так страшна, как кажется.
4. Учебники удобно оформлены
Помимо визуальных рядов и ярких иллюстраций, учебные пособия по методике преподавания Петерсон составлены так, чтобы ребёнку было увлекательно учиться.
Например, записывать решение задач, примеров, рисовать, соединять фигуры, решать ребусы можно прямо в учебнике — просто вписываешь ответ в нужное окошко. Большое число заданий — сравнить, найти закономерность, решить ребус, раскрасить правильным цветом, закончить узор, объяснить почему так, а не так. И это всё — прямо в пособии.
5. Домашка не занимает много времени
Согласно Петерсон, ученик должен самостоятельно выполнять домашнюю работу за 15–20 минут. Это перекликается с принципами домашней онлайн-школы «Фоксфорда» — здесь учебная нагрузка гораздо меньше, чем в обычной школе, где за домашкой сидят по несколько часов или весь вечер. Как правило, домашка в «Экстернате Фоксфорда» состоит из 5–10 тестовых заданий или нескольких творческих. Если ребёнок был внимателен на уроке, то домашнюю работу он сделает быстро, в среднем, уходит не больше 30–60 минут в средней школе. В начальной тратится ещё меньше времени — в основном ребята закрепляют материал.
Минусы методики Петерсон
1. В учебнике отсутствует теория
Поколение нынешних родителей привыкло, что в учебнике точных наук сначала идёт теоретический раздел, а затем закрепление материала на практике. У Петерсон всё иначе — теории как таковой нет вообще. В учебнике сразу начинаются практические задачки. Предполагается, что теорию даёт учитель на занятии.
2. Методику убрали из официальной программы
В 2014 году учебники Петерсон исключили из официальной школьной программы — в Минобрнауки посчитали, что они «недостаточно патриотичны». Решение властей вызвало возмущение научного сообщества, учителей и родителей — десятки тысяч людей протестовали и подписывали петиции.
Сейчас учебники по закону могут использоваться в школе, если педагог посчитает нужным, в качестве дополнительных пособий. Но теперь найти учебное заведение, где учат по Петерсон, сложнее. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — одна из таких школ.
3. Успех обучения зависит от педагога
Эффективность программы сильно опирается на учителя. Он должен уметь вести научную дискуссию, а не просто объяснять тему и давать шаблонные решения. Педагог должен знать, как организовывается работа в группах и строится диалог с учениками. Иногда учителя хотят работать по Петерсон, но просто не знают как.
В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» учителя сознательно выбрали методику математики Петерсон — так, по словам Алёны Сергеевны, она перепробовала много программ и остановилась на Петерсон как на самой интересной.
Если педагог не умеет работать по Петерсон, результаты будут плачевные. Дети сидят над домашкой в слезах, а родители разводят руками — из-за непривычного построения учебника помочь ребёнку весьма трудно. Поэтому важно, чтобы педагог знал, как подавать материал по этой методике.
«При работе с 1–2 классом я использую ярких персонажей, увлекательно рассказываю и преподаю материал в формате игры. А ещё регулярно меняю вид деятельности — так малыши не устаю и сохраняют интерес к происходящему». Алёна Решетникова
Резюме
Можно долго спорить о плюсах и минусах Петерсон, но то, что программа отличается от традиционной, — это факт. Главное — чтобы педагог умел работать по такой методике, тогда учёба будет в удовольствие, ведь Петерсон учит думать самостоятельно и докапываться до решений, пособия снабжены иллюстрациями, уровень программы ориентирован на любого ученика, а домашние задания не должны занимать много времени.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» работают по авторской учебной программе, но курс математики во многом опирается на методику Людмилы Петерсон. А если какой-то темы в курсе не хватает, либо она не раскрывается в полной мере, то учителя подключают пособия и материалы из других систем и методик. Результат — эффективное сбалансированное обучение. Приходите, чтобы составить о программе собственное мнение.