что лучше кремация или захоронение человека православие
Православная Жизнь
Вместо могильной плиты — табличка, установленная под молодым саженцем. Сегодня активно ведутся дискуссии: по-прежнему ли хоронить умерших по православному обычаю или предавать кремации, как это предлагают на законодательном уровне. На вопросы по этому поводу отвечает протоиерей Павел Криворучко.
В апреле 2019 года правительство подало в Верховную Раду законопроект № 8248. В документе предлагают украинцам мероприятие по усовершенствованию сферы захоронения, среди которых кремация и биозахоронение. При этом не нужна могильная плита или памятник — только информационная табличка. Ещё интересно, что таким способом можно хоронить своих близких можно будет не только на кладбищах, но и в парках, лесопосадках, скверах — там, где городские власти выделят для этого место.
— Отец Павел, хотела у вас спросить, в последнее время всё активнее ведутся споры: кремировать умершего или захоронить, как это положено по традиции. Что об этом говорит Православная Церковь?
— Православная Церковь не одобряет кремацию, поскольку такой способ погребения противоречит церковной традиции. Здесь есть некая богословская проблема, поскольку способ погребения противоречит учению о воскресении из мёртвых. Не в том дело, что Господь не сможет воскресить кремированных, но в том, что нужно уважительно относится к останкам умерших. Когда Спаситель испустил дух, тело Его сняли с креста, омыли, умастили благовониями, повили плащаницей и положили во гробе, Он там пребывал три дня до Своего Воскресения. Христиане всегда старались тела умерших не сжигать, поскольку тело Спасителя было не сожжено, а погребено. Мы относимся к человеческому телу уважительно в первую очередь потому, что оно — храм для души. Наступит время, когда все тела восстанут, люди будут воскрешены.
— Действительно ли умершего беспокоит, что происходит после смерти с его телом?
— Все мы надеемся в итоге встретиться с Господом и по Его заповеди ждём всеобщего воскресения. Бог каждого человека создал по Своему образу и подобию. Поэтому мы к своему телу должны также относится с уважением.
— Почему кремация становится популярной в наши дни?
— Есть общая причина: оставление традиций. Даже в советское время неверующие люди хоронили своих близких традиционно, предавая земле, хотя в то время была и кремация.
За рубежом уже придумали биоурны, с их помощью со временем на месте праха усопшего вырастет дерево или растение. Урны изготовлены из скорлупы кокосового ореха, торфа для уплотнения и целлюлозы. Корпус урны состоит из двух ярусов: в верхнем расположен питательный слой для семян, а в нижнем — место, куда будет помещён прах умершего человека. Дизайн урны продуман так, что позволяет семенам прорастать, не соприкасаясь с пеплом. После того, как урна начнёт разлагаться, корни растения будут уже достаточно окрепшими, чтобы прорасти сквозь пепел и прочнее врасти в землю. Эти урны подходят для любого вида растений: будь-то деревья, кустарники или травянистые растения, — у них нет срока годности, поэтому их можно приобрести заранее и держать до нужного времени столько, сколько понадобится. Создатели этой новинки считают, что их творение позволит человеку вернуться в природу и таким образом обрести новую жизнь. А ещё управлять поливом растений можно с помощью специальных программ, установленных на гаджеты.
— У правительства есть ещё новая идея. Это называется не кремация, а биозахоронение. То есть вроде бы языческие обычаи уже не напоминает, тело не сжигается, но опять-таки это не совсем погребение.
— Это не христианский подход к смерти и человеческому телу. Как я уже говорил ранее, тело — храм души, а биозахоронение предусматривает захоронение в парках, где люди выгуливают своих домашних животных и порой сами проводят время. Таким образом, к телу человеческому и погребению не относятся по-человечески.
— Часто сторонники кремации приводят в пример чистые, маленькие, ухоженные кладбища Европы. Может быть, с них следовало бы брать пример?
— Действительно, чем кладбище чище, тем лучше. Но, в первую очередь, кладбище должно напоминать о бренности человеческой жизни, о нашей смертности и о вечности. Действительно, в некоторых городах Европы кладбища намного чище, но там чище и улицы, и парки, и скверы — это никак не говорит о том, что чистота связана с кремацией. Даже в Западной Европе не все согласны на кремацию, там же тоже есть православные христиане. В Америке кремировать положено по закону. Там в основном собирается церемония в крематории, садятся на лавочку, при них заехал гроб, сожгли, потом урну вынесли, и её хоронят. Мы же стремимся в Европу, поэтому и у нас начинают насаждать эти традиции.
— Насколько я знаю, в больших городах за рубежом земля для захоронения стоит очень дорого. Может быть, некоторые руководствуются идеей кремации только в целях экономии средств?
— Я думаю, если уже негде человека похоронить, но на кладбище есть родственник почившего, то не будет грехом, если новопреставленного похоронят на могиле его ранее почившего родственника.
— А как быть с теми людьми, кто погиб в катастрофе, или его тело невозможно достать из-под земли, как у шахтёров бывает? Что тогда делать?
— В таком случае совершается заочное отпевание. Бывают случаи, когда тело умершего не представляется возможности принести в храм для отпевания: человек утонул в море, или его тело сгорело, или послужило пищей для животных и рыб. В этом случае важна молитва. Церковь молится и об этих почивших людях.
— Бывают случаи, когда люди кремировали своих родственников, но потом, спустя время, они воцерковляются и понимают, что совершили очень большую ошибку. Как можно их утешить? Что им делать?
— Если люди сделали это сознательно, конечно же, им нужно молиться о прощении своих грехов. Нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного. Главное человеку найти в себе силу, осознать, что он сделал ошибку, и прийти с покаянием к Богу.
— Как быть, если человек сам пожелал, чтобы после смерти его кремировали?
— Элладская Православная Церковь перестала отпевать тех, кто сознательно захотел себя кремировать, считая это действие антицерковным. Однако, при исследовании вопроса с архиереем, возможно, он разрешит совершить литию.
— Если всё-таки примут этот законопроект, что хоронить нельзя, только биозахоронение, тогда как?
— Церковь, как бы там ни было, старается сохранить традиции, но иногда нам приходится идти в ногу со временем, от этого никуда не деться. Есть вещи, которые от нас не зависят: правительство и законы меняются. Кремация лишает нас возможности иметь мощи святых. Есть множество примеров людей, которые и в миру несли молитвенный подвиг, подвиг юродства или ещё какой-либо подвиг и становились святыми. Например, святая блаженная Матрона Московская, святая блаженная Ксения Петербургская, и множество других примеров ещё можно привести. Представьте себе, что было бы, если бы их святые тела были сожжены.
Доктор богословия: Умершим нужна молитва, а не памятник
Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?
Кстати, святые относились к погребению совсем не так, как большинство из нас, для которых тело остается единственным символом связи с умершими. Видимо, тут в людях действует подсознательный материализм или атеизм. Посмотрите, какие величественные надгробия, пирамиды, мавзолеи сооружали и продолжают воздвигать! А вот святые относились к этому по-иному. Многие из них завещали ученикам выбросить свое тело диким зверям. Другие, видя благоговейное отношение к себе собратьев, просили закопать свое тело так, чтобы о месте никто и не знал. Наш русский святой преподобный Нил Сорский так завещал, и до сих пор неизвестно место его погребения. Святые исходили из библейских слов самого Бога: «Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Эта же мысль повторяется и в православном заупокойном богослужении: «Паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых». То есть Церковь прямо говорит о теле умершего: это прах, пепел, земля и ничего более. Поэтому способ превращения тела в «прах» не имеет никакого религиозного значения, никак не отражается на состоянии души умершего и играет чисто психологическую роль, как любая традиция.
Значит, и то, сколько денег мы потратили на похороны, памятник, не показатель нашей любви к умершему. Но как тогда мы можем выразить нашу любовь к нему? Что для него теперь важно? Отпевание?
Ошибаетесь! Если сами близкие не будут молиться за своего родного, если ради него не станут воздерживаться от грехов, не понудят себя к исповеди и причащению, не постараются помочь нуждающимся, то все эти внешние поминовения, как не связанные с подвигом своей души, окажутся бесплодными. Разве не ясно, что если уж мы о своем родном не молимся, то неужели другие будут это делать? Думаете, священники или те пономари, которые читают поминальные записки, молятся? Вот как откровенно пишет об этом наш святой Феофан Затворник: «Если никто не воздохнет от души, то панихиду протрещат, а молитвы о покойном не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служащим и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают. Да и где им на всех наболеться?!»
Поэтому тот, кто действительно имеет любовь к усопшему, должен не только позаботиться о совершении чина погребения, но должен и сам молиться о нем, должен ради близкого начать жить по заповедям Божьим. Ибо Богу не имена в записках нужны, а молитвы, тогда Он помогает усопшему.
Нелегкий выбор: кремация или погребение?
Можно ли кремировать умерших православным христианам — или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно — есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.
Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).
«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.
Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.
Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб».
На всякий случай, уточним — под «мощами» в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.
Еще отрывки из того же чина отпевания:
«Земля еси и в землю отыдеши» (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), «земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем». «Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается». «Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем».
Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.
Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: «Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом».
А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:
«…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».
В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).
Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать «нетленные мощи»?
Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.
С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории «кафедрой безбожия», а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние «индифферентные» верующие.
Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается «темницей для души». А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.
Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.
Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, «кладбищенская мафия», делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.
Еще одним важным моментом является желание семей похоронить всех родственников рядом для лучшей организации поминальных дней, да и просто для почитания дорогих людей. Но если рыть новую могилу рядом со старой на одном участке кладбищенские предписания зачастую не разрешают, то «подхоронить» урну с прахом новопреставленного к старым могилам вполне возможно.
В таких случаях даже самые ригористичные священнослужители обычно не слишком критикуют кремацию усопших. Правда, как справедливо заметил один батюшка, нелогичным выглядят ссылки на «бедность», якобы помешавшую организовать традиционного погребение покойника — и последующая установка ему же сверхдорогого памятника. Себя и священника обмануть ведь несложно — а с Богом такое не пройдет…
Выходит, что отношение Православия к кремации вроде как ясно, но это отношение официально нигде не регламентировано. Ну нет ни одного Канона, который бы прямо запрещал сожжение тел покойников перед погребением!
Каноны ведь, как и другие заповеди, являются, среди прочего, констатацией того или иного греха в среде верующих, и вызваны необходимостью регламентировать их поведение. А ни первым христианам, ни их потомках в Византии и «варварских королевствах» Европы в голову не приходило сжигать тела своих усопших сродников.
Ну, а когда кремация появилась в Европе, тогда Церковь была уже слишком разобщена, чтобы сформулировать общие и обязательные для всех новые каноны.
Поэтому большинство самых пламенных речей священнослужителей с критикой «новомодных веяний» обычно заканчиваются выхолащивающими суть всего сказанного концовками — «как бы умерший православный не был похоронен, его все равно можно отпевать, поминать, и его загробная участь зависит не от способа погребения, а только лишь от Суда Божьего». Что, кстати, тоже совершенно правильно.
И при всем уважении к решению работников Патриархии «жестко сформулировать отношение Церкви к кремации», маловероятно, что из этого выйдет что-то дельное. Хотя бы потому, что Межсоборное присутствие — это не слишком авторитетный орган, осуществляющий лишь совещательные функции — что-то вроде Общественной палаты, которую политики порой цитируют, но законы принимают все-таки в Госдуме.
И пока соответствующее решение не примет Архиерейский или Поместный Собор, все прочее в лучшем случае будут принимать к сведению. И выполнять лишь тогда, когда оно совпадет с личными убеждением верующего или священника.
Но может, оно и к лучшему. В конце концов, приведенные в этой статье мнения авторитетных иерархов известны уже давно. И тех, кто их не хочет выполнять, вряд ли напугают какие-то прещения. Опять же, среди последних вряд ли будет отлучение или запрет на поминовение — таких жестких мер ныне не предпринимают даже в отношении больших грешников.
Ну, а сложности с обеспечением «правильного» погребения усопшему христианину должны провоцировать не столько официальные запреты Церкви, но и принятие мер, которые облегчают этот процесс. А это уже задача не церковных институтов, а и власти, и всего общества.
Читайте самое актуальное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?
Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.
– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.
До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.
Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша, вам практически любой похоронный агент возразит: еще как наша!
Наверное, ничего удивительного в этом нет. СМИ слишком часто рассказывают о том, как в очередной раз кремировали известного и уважаемого человека. Кремация, по крайней мере для светских людей, – это уже привычное дело. Вот на днях Русская служба новостей сообщила: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Об этом рассказал президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш». В Москве, где действуют 23 православных монастыря и сотни храмов, ежегодно кремируют не менее 60 000 человек. Цифру можно немного увеличить, поскольку Павел Кодыш отмечает, что «в Москве в год умирают 120 тысяч человек».
Мы попытались узнать, почему люди отправляют своих родных в печь
Мы попытались узнать, чем руководствуются люди, которые отправляют своих родных и близких в печь. Привлекает цена на кремацию? Мода на популярный сегодня способ погребения? Наследие советского прошлого, когда впервые стали превращать людей в пепел в промышленном масштабе? Нехватка земли или дороговизна кладбищенских участков? Или это желание современного человека не думать о смерти? Попытка вычеркнуть любые напоминания о похоронах, покойниках и траурных церемониях?
Русская Православная Церковь неоднократно высказывалась по поводу кремации. В мае 2015 года Архиерейский Собор рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению. «Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как к храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», – сообщается в специально подготовленном меморандуме «О христианском погребении усопших». Слова Святейшего Патриарха Кирилла тоже не требуют пояснений и комментариев: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры».
Кремация «под ключ»
Кремация – это дешево и современно. Это один из главных аргументов, который приводят сторонники огненных похорон. Чтобы получить информацию из первых рук, звоню в крематорий при Николо-Архангельском кладбище.
– 7100 рублей, – отвечает сотрудник крематория. – В эту цену входит музыкальное сопровождение. Еще регистрация умершего, перенос гроба, сама процедура кремации, прощание, гравировка и герметизация урны.
Правда, еще нужно приобрести урну, заплатить за гроб, который после церемонии прощания сжигают вместе с телом усопшего. Естественно, нужно не забыть про транспорт.
Чтобы окончательно понять, какие деньги нужно иметь, чтобы кремировать человека, обратился в Единую ритуальную службу. Здесь все предложения уже сформированы «под ключ».
– Цена на кремацию в 2 раза выросла с 1 июля. У нас гроб и транспорт стоят 17 000 рублей. В эту же сумму входят постель, подушка и тапочки, – на тапочках сотрудник агентства сделал особый акцент. – У нас принято христиан в тапочках на кремацию привозить.
В среднем за кремацию со всеми необходимыми атрибутами придется отдать в районе 30 000 рублей. Это без захоронения.
В Петербурге покойника сожгут, поместят в урну и разместят в колумбарии за 35 000 рублей. Это всего на 10 тысяч дешевле, чем традиционные похороны.
– Разница все-таки есть, – поясняет девушка. – За могилкой нужно же еще следить. Ограда, а потом и памятник. А урна с прахом хранится в нише вечно. Она не требует дополнительного ухода.
Поразительная закономерность. Подавляющее число сотрудников ритуальных фирм советовали мне воспользоваться услугами крематория. Аргументация простая: это в ногу со временем и никаких лишних движений. И только одна женщина с нескрываемым сочувствием сказала:
– Да уж похороните вы как полагается – в землю! В землю! Ну, 10 тысяч добавьте, ничего страшного!
Бесплатный участок на кладбище – или платная ниша в колумбарии?
После процедуры сожжения тела урну еще нужно захоронить. Чтобы уточнить стоимость этой услуги, обратился в ГБУ «РИТУАЛ». Это государственное бюджетное учреждение города Москвы. Через этот сайт выхожу на Рогожское кладбище. Захоронить урну в открытом колумбарии, то есть в стене, здесь нельзя. Но можно купить место для урны в специальной нише.
– Это что-то вроде гранитного саркофага, – пояснили по телефону. – Цена зависит от рядности. Первый и пятый ряды стоят 70 000 тысяч рублей.
Первый ряд – это почти на уровне земли. А пятый ряд находится на высоте двух с небольшим метров.
– Это что-то вроде антресоли в коридоре, – слышу разъяснение по телефону. – Чуть повыше стоимость за второй ряд, третий и четвертый.
– Сколько это будет стоить? – спрашиваю.
Место для урны в нище Рогожского кладбища стоит 90 тысяч рублей
– 90 тысяч, – ответил сотрудник Рогожского кладбища.
За эти деньги можно организовать скромные традиционные похороны для нескольких человек.
Разместить урну с прахом в открытом колумбарии на Химкинском кладбище предложили за 31 500 рублей. Это если ячейка будет расположена на уровне груди. За табличку придется заплатить отдельно – 5000 рублей. Еще нужно прибавить гравировку. Сумма за гравировку складывается из количества знаков. Получается что-то около 40 тысяч рублей. Итого, чтобы кремировать и упокоить останки в открытом колумбарии на Химкинском кладбище, придется заплатить в среднем 75 000 рублей.
На Люблинском кладбище захоронить в землю урну с прахом можно за 110 000 рублей. Столько стоит 1 квадратный метр земли. Скамейка и ограда не предусмотрены – места слишком мало для такой роскоши.
«Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке»
Московская область, Перепечинское кладбище. Здесь столичные власти предоставляют участок под два захоронения совершенно бесплатно. На Перепечинке, как зовут это место агенты, заплатить нужно только за копку могилы.
– В 20 000 рублей уложиться можно, – рассказывает сотрудник похоронной фирмы. – На кладбище ребятам на круг придется накинуть за копку могилы. Это такая традиция, – добавляет он.
Организовать традиционные похороны за 20 000 рублей предложили сразу несколько ритуальных служб. Правда, придется обойтись без венков, оркестра и прочего шика.
Похоронить любого неработающего жителя Москвы можно и без денег. На языке ритуальных агентов это называется «проводить в последний путь на безвозмездной основе». Единственное условие – трудовая книжка покойного должна быть закрыта.
Сторонники кремации могут возразить: мол, а как же памятник? А уход? Ограду же нужно красить. И делать это по возможности нужно каждую весну. А могила проседает, особенно когда свежая! Урна же с прахом, если из меди, – очень долговечная…
– Кремация – это удобнее и быстрее. Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке. Я имею в виду в духовном плане, – делится своими мыслями Дмитрий – диспетчер московского ритуального агентства.
«Земля должна быть для живых людей, а не для мертвых»
Вот и в Кирове люди обсуждают свой крематорий. Построить «социально-значимый объект» в городе решил предприниматель Андрей Катаев. Кремировать кировчан планируют по «низкой цене». 12 000 рублей – и дело сделано. А еще заплатить нужно за урну, гроб и транспорт.
Интересно, как будет проведена эта работа? Что это могут быть за акции?
К традиционному способу захоронений господин Катаев относится прохладно.
– На кладбищах грязно. Ну нет у нас такой культуры, как, например, в Европе, – рассуждает Катаев. – Для священников похороны – это бизнес: они отпевают. Для «ритуальщиков» – это бизнес, они хоронят в землю – это их хлеб, – отмечает Катаев.
То есть г-н Катаев решил, что кировчане не умеют вести себя на кладбище и лучше всего усопших отправлять в печь. И для него это совсем не бизнес!
В интервью предприниматель с энтузиазмом рассказывает о том, что «земля должна быть для живых людей, а не для мертвых». Это его слова. В них выражено его отношение к умершему человеку.
Создается впечатление, что дебатировать вопрос о кремации и не нужно, поскольку рано или поздно кремировать будут всех и везде. По крайней мере в этом уверены те, кто открывает новые крематории в стране.
Землю под захоронения даже в «дорогой и нерезиновой» Москве дают бесплатно. Сэкономить на кремации больших денег не получается, но количество урн с пеплом, по сравнению с могилами, всё увеличивается. Вот и подруга моя, которой всего 22 года, уже спокойно относится к тому, что ее тело могут сжечь.
В следующем материале мы рассмотрим, как насаждалась кремация в большевистской России. Узнаем, как к этому отнесся простой народ. И попробуем ответить на главный вопрос: почему сегодня люди с такой легкостью выбирают огненные похороны без всякого принуждения и давления? Что изменилось за 100 лет в сознании общества, и почему очередной крематорий в глубинке нашей страны – это если еще и не традиция, но уже закономерность?