что лучше кв1 или т34
Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2
Танки КВ («Клим Ворошилов»)
Танки серии КВ были по-настоящему выдающимися советскими тяжелыми танками начального этапа Второй мировой войны. С 1939 по 1942 годы у всех вероятных противников СССР не было на вооружении столь бронированных танков. Разнообразие вооружения — от 76-мм танковой пушки до 152-мм гаубицы, в 1941 году делало эти танки страшным противником для всей немецкой бронетехники. Зачастую они оставались неуязвимы для противника даже тогда, когда подставляли немцам свой борт.
С 1940 по 1942 годы было выпущено около 3,5 тысяч танков КВ, в основном в модификации КВ-1, вооруженной 76,2-мм пушкой. Учитывая тот факт, что на начальном этапе войны ни Германии, ни ее союзники не обладали танками хоть как-то сопоставимыми с КВ по бронированию и огневой мощи, данная машина вместе с Т-34 могла серьезным образом повлиять на исход танковых сражений первого года войны, но этого не произошло по целому ряду причин.
Все опытные танки были приданы 20-й танковой бригаде и приняли участи в войне с Финляндией на Карельском перешейке. Свой первый бой они приняли 17 декабря 1939 года во время попытки прорвать Хоттиненский укрепрайон знаменитой линии Маннергейма. При этом дебют новой техники был смазан тем, что танк СМК подорвался на мине и был покинут экипажем. В то же время КВ в боевых условиях показал себя лучше, но быстро выяснилось, что его 76,2-мм пушка Л-11 слабовата для борьбы с дотами. Именно по этой причине началась разработка танка КВ-2, который должен был получить на вооружение 152-мм гаубицу, размещенную в башне увеличенного размера.
Сначала рассматривали возможность установки на танк 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов, но потом остановили свой выбор на 152-мм гаубице образца 1938 года М-10, которая обладала лучшими характеристиками. Установка такого мощного орудия потребовала от конструкторов создания новой башни, которая была просто огромной. Экипаж танка вырос до 6 человек (5 человек у КВ-1): механик-водитель, радист-пулеметчик, наводчик, заряжающий, замковый, закрывающий замок орудия, командир танка. Дополнительным вооружением танка были три 7,62-мм пулемета ДТ.
При этом КВ-2 получил более мощный доработанный дизельный двигатель В-2К, обладавший мощностью 600 л.с., позднее такой появился и на КВ-1. Правда, существенной прибавки характеристик танку это не дало. Из-за установки новой башни вес машины вырос на 10 тонн (боевая масса КВ-2 составляла 52 тонны), поэтому компенсировать такой прирост мощностью двигателя было трудно.
Одновременно с этим танки КВ-1 и КВ-2 отличались хорошим бронированием, которое было непреодолимым препятствием для большинства орудий ПТО тех лет. Толщина брони лобовых и бортовых листов составляла 75 мм, толщина кормы от 60 мм до 75 мм. Толщина брони сварных башен составляла 75 мм, литых — 95 мм, так как литая броня отличалась меньшей прочностью. Броня маски орудия у КВ-1 составляла 90 мм, у КВ-2 — 110 мм. В 1941 году бронирование ряда машин было увеличено еще сильнее за счет установки 25-мм броневых экранов.
Планы производства новых машин были грандиозными, но сбыться им помешала война. Фактически их серийное производство было начато в феврале 1940 года на ЛКЗ. Также к выпуску танков должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), но до войны там собрали считанные единицы КВ. К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии находилось 386 танков КВ-1 и 199 танков КВ-2.
Первые же столкновения с противником раскрыли высокую выживаемость КВ на поле боя. В некоторых случаях танки КВ-1 и КВ-2 в одиночку задерживали продвижение гитлеровцев. Но при этом танк в 1941 году еще был «сырым». Сказывались поспешность внедрения машины в производство и новизна его конструкции. Очень много хлопот танкистам доставляла трансмиссия, которая часто не выдерживала нагрузок тяжелого танка. Если в открытом боестолкновении танкам КВ не было равных, то в условиях отступления многие машины приходилось уничтожать или просто бросать даже из-за небольших поломок. Чинить или эвакуировать эти танки не было никакой возможности. А во второй половине 1942 года, когда у немцев появились новые, более мощные орудия, броня танков КВ перестала быть решающей в споре со средним танком Т-34, и их выпуск постепенно свернули.
Средний танк Т-34
Средний танк Т-34, или легендарная тридцатьчетверка, которую можно встретить на постаменте во многих городах страны, стала самым массовым советским танком периода Великой Отечественной войны. Машина выпускалась серийно с 1940 года. Танк оставался основным в Красной Армии до первой половины 1944 года, когда ему на смену пришел Т-34-85, являющийся модификацией Т-34. Всего в годы войны было построено более 35 тысяч танков Т-34, а выпуск Т-34-85, которые производились в СССР до 1950 года, превысил 30 тысяч единиц. И это без учета огромного количества боевых машин, которые были созданы на базе тридцатьчетверки.
Средний танк Т-34 серийно выпускался в Советском Союзе с 1940 года. Легендарная машина, ставшая одним из символов Великой Отечественной войны, была создана конструкторами Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Благодаря широким гусеницам и мощному дизельному двигателю В-2-34 (500 л.с.) авиационного типа средний танк Т-34 массой более 25 тонн отличался высокой подвижностью и был эффективен в маневренном бою. Машина отличалась хорошей максимальной скоростью — до 50 км/ч по шоссе и проходимостью. Отличным был и показатель удельной мощности — 19,5 лошадиных сил на тонну. Хорошим было и бронированием. Несмотря на сравнительно небольшую толщину брони — 45 мм, удачно выбранные углы наклона бронелистов часто приводили к непробитию и рикошету при попадании в танк.
Удачная конструкция среднего танка Т-34 позволила обеспечить машине хорошую защиту от огня противника, надежную ходовую часть и мощное вооружение. Изначально на танк ставилась 76-мм пушка Л-11 с длиной ствола 30,5 калибров. Но с февраля 1941 года наряду с этим орудием на танки начали ставить пушку Ф-34 с длиной ствола 41 калибр. Начиная с конца лета 1941 года, танки Т-34 выпускались только с последним орудием. Экипаж машины состоял из 4-х человек: механика-водителя, заряжающего, стрелка-радиста и командира танка.
Средний танк Т-34 оказал очень большое влияние на исход войны и на дальнейшее развитие всего мирового танкостроения в целом. Благодаря совокупности качеств, многие специалисты признавали именно Т-34 одним из лучших танков Второй мировой войны. При разработке данного танка советскими конструкторами и инженерами был найден оптимальный баланс между основными боевыми, эксплуатационными, ходовыми, технологическими и тактическими характеристиками машины. Высокая технологичность среднего танка Т-34 позволила в короткие сроки наладить его серийное производство на самых разных по оснащению машиностроительных заводах страны, часто танки в тылу строили женщины и дети. Основное производство данного танка с 1942 по 1945 годы было развернуто на заводах Урала и Сибири. В годы войны танк доказал свою исключительную технологичность.
Во время Великой Отечественной войны наряду с ростом количества выпускаемых танков, успешно решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии производства боевых машин. Сложные для изготовления первоначальные образцы литой и сварной башен были заменены более простой литой башней шестигранной формы. При этом соединение бронелистов производилось методом ручной сварки, которая в ходе усовершенствования производства была заменена автоматической сваркой. С 1940 по 1945 годы объем выпуска постоянно наращивался, а стоимость и трудозатраты на выпуск одного танка сокращались. За годы войны трудоемкость изготовления одного танка удалось снизить в 2,4 раза (в том числе дизеля — в 2,5 раза, бронекорпуса — в 5 раз), а стоимость машины снизилась практически в 2 раза (с 270 тысяч рублей в 1941 году до 142 тысяч рублей в 1945 году).
Еще в годы войны на базе Т-34 разрабатывались разные машины. К примеру, танк-истребитель Т-34-57, который вооружался танковой пушкой ЗИС-4. Всего в 1941 году было собрано не больше 100 таких танков, но они смогли продемонстрировать свою эффективность в боях под Москвой. На базе среднего танка Т-34 создавался огнеметный танк ОТ-34, а также знаменитые самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122.
В 1943 году в связи с массовым появлением на фронте новых моделей немецких танков, отличавшихся усиленным вооружением и бронированием, эффективность 76,2-мм танковых пушек Ф-34 стала недостаточной. Это вынудило советских конструкторов работать над повышением огневых качеств танка Т-34. После проработки ряда вариантов в серийное производство в начале 1944 года был запущен танк Т-34-85, отличавшийся более мощным 85-мм орудием С-53. Экипаж танка при этом вырос до 5 человек, танк получил новую более просторную башню на трех человек с усиленным бронированием, она была более удобной для экипажа и командира танка. Правда, и масса машины выросла до 32 тонн, что привело к незначительному падению динамических характеристик танка.
Тяжелый танк ИС-2
Советский тяжелый танк ИС-2, получивший свое название в честь Иосифа Сталина, выпускался серийно с декабря 1943 года по май 1945 года. За это время было собрано 3390 танков ИС-2. На тот момент ИС-2 был самым мощным и тяжелобронированным танком Красной Армии. Танки данного типа смогли сыграть очень важную роль в боях заключительного периода войны в 1944-1945 годах, особенно отличились данные тяжелые машины во время штурма городов. Индекс «2» в названии танка соответствует второй модели данного семейства, танки ИС-1 были очень малочисленны. Во время Великой Отечественной войны наряду с обозначением ИС-2 было в ходу и обозначение ИС-122, в этом случае индекс «122» обозначал калибр используемого в танке орудия.
Тяжелые танки ИС-2 успешно применялись Красной Армией на заключительном этапе войны в оборонительных и наступательных операциях, а также в штурмовых действиях. Обладая самой мощной танковой пушкой среди всех боевых машин тех лет, ИС-2 приобрел известность, как мощное противотанковое средство и в еще большей степени как незаменимая машина для прорыва сильноукрепленных оборонительных полос немецких войск и боях в городской застройки. Даже после завершения войны танки ИС-2, прошедшие модернизацию, долгое время оставались на вооружении Советской Армии и армий других государств. К примеру, часть машин была передана Китаю и Кубе.
Выбор 122-мм орудия обуславливался как очень хорошими бронебойными качествами: обеспечивалось пробитие 160-мм брони с дистанции 1000 метров, так и широкими возможностями для его промышленного производства. В годы войны конструкторы думали над тем, чтобы еще сильнее увеличить бронепробитие снарядов 122-мм пушки. Но, начиная с лета 1944 года, немцы начали испытывать проблемы с качеством брони. Она стала более уязвимой для советских снарядов, и проблема решилась сама собой. Причиной был недостаток у немцев марганца, из-за чего броню танков начали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем, такая броня отличалась повышенной хрупкостью.
Тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (ОГвТТП). По штату каждый такой полк состоял из 21 танка в составе 4-х рот по 5 танков в каждой плюс один танк командира полка. Обычно командир полка имел звание от подполковника до полковника. Ротами командовали офицеры в звании от старшего лейтенанта до капитана. Командирами танков были лейтенанты, а механиками-водителями — сержанты. Остальные члены экипажа согласно штатному расписанию были рядовыми. Согласно штату, численность ОГвТТП составляла 214 человек. Помимо отдельных полков, тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад трехполкового состава, численность такой бригады составляла 65 танков.
Танкостроение в СССР [Часть 3]
В предыдущей статье я упоминал о том, что в канун ВОВ в танковые войска СССР стали поступать новые машины, речь, разумеется, идёт о Т-34 и КВ-1, разработка которых стартовала ещё во второй половине 30-х. О создании этих без преувеличения великолепных танков я расскажу в этой статье.
Творческий поиск
Хотя уже к середине 30-х СССР состоялся как «танковая держава» должен отметить, что в последующие годы положение дел в этой сфере было далеко от идеала. Армия так и не получила тяжёлый танк с удовлетворительными эксплуатационными характеристиками; кроме того, Испанская, а затем и Финская войны в которых активно применялась противотанковая артиллерия, продемонстрировали недостаточность бронирования имеющихся на вооружении «коробочек».
Поскольку усиление бронирования неизбежно должно было сказаться на их скоростных характеристиках, это стало причиной установки на перспективные машины более мощного двигателя; при этом было сокращено количество вооружения в пользу установки более мощных танкобойных орудий.
Результатом инженерных изысканий с учётом данного тренда стала революция в танкостроении, воплотившаяся в создание «брони», какой не было ни у кого.
Танк БТ-20
Танк Т-34
Не хочу гнаться за дешёвыми сенсациями, но технологически легенда отечественного танкопрома была ничем иным как глубокой модернизацией БТ с дизелем В-2 (БТ-20), который получил более мощное бронирование и вооружение.
Было создано несколько прототипов; поскольку чисто гусеничный А-32 на сравнительных испытаниях летом 1939 года продемонстрировал лучшую проходимость и больший резерв модернизации, было принято решение о запуске его после некоторых доработок в серию.
Танк Т-34
Эти доработки заключались в усилении лобовой брони до 45 мм и замене 45-миллиметрового орудия 76-миллиметровым, при этом хочу обратить ваше внимание на то, что «тридцатьчетвёрка» на правах танка-истребителя изначально оснащалась танкобойным стволом Л-11, а впоследствии и более мощными Ф-32 и Ф-34.
Артиллерийское вооружение дополняли спаренный и курсовой пулемёты, в результате вес танка составил порядка 26,5 тонн. Уже упоминавшийся выше 500-сильный дизель разгонял машину до 70 км/ч на твёрдом покрытии, кроме того, будучи намного более экономичным, нежели любые варианты авиационного М-17 он обеспечивал запас хода в 350-400 км.
Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что появление в войсках Т-34 произвело фурор: невероятное доселе сочетание огневой мощи, бронирования, скорости и дальности хода вскружило немало голов в танкошлемах.
Однако не могу не отметить и наличие у «тридцатьчетвёрки» ряда «детских» болезней: так, например, четырёхступенчатая коробка скоростей была крайне неудобной и требовала от мехвода большой физической силы, поэтому ему нередко помогал стрелок-радист.
Т-34 иллюстрация боя
Он мог себе это позволить, так как убогий сектор обстрела курсового пулемёта частенько заставлял его «скучать» даже в бою, как, впрочем, и радиостанция, в которой от сотрясения при стрельбе постоянно крошились лампы.
Таким образом, он в некотором смысле был лишним членом экипажа, в котором при этом остро не хватало третьего номера для обслуживания орудия: двух человек, один из которых был командиром и долженствовал координировать действия своего экипажа, а то и всего подразделения для этого явно не хватало.
Вообще, командирские страдания при управлении танком и подразделением – отдельная тема, во многом обусловленная тем, что желая сэкономить на весе, отечественные танкостроители упорно оснащали довоенные машины вместо командирских башенок перископами, в которые очень хорошо было видно, где земля кончалась и начиналось небо – на большее они и днём-то не годились.
В качестве иллюстрации могу привести фрагмент из повести Кошкина «Когда горела броня», где один из главных героев вынужден периодически высовываться из люка, опасаясь, что какой-нибудь «до дури бесстрашный гитлеровец притаился рядом с гранатой».
В качестве прочих факторов снижающих боевую ценность Т-34 можно отметить отсутствие резиновых бандажей, которыми манкировали некоторые заводы-изготовители (СТЗ) и направленные вниз выхлопные трубы, в результате чего лязг и шлейф пыли демаскировали танковые колонны на расстоянии в несколько километров.
Стоит также упомянуть о том, что освоение новой техники, особенно дизельных двигателей также стало причиной характерных проблем. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что все вышеперечисленные недостатки были не более чем трудностями роста, а общий тренд лучше всех охарактеризовал генерал Гудериан после осмотра трофейной машины пророчески изрёкший, что «если русские доведут танк до большой серии, мы проиграем войну». Всего было выпущено более 61 000 машин.
Танк КВ-1
Должен отметить, что, несмотря на запуск в серию Т-35 параллельно с его производством продолжались инженерные изыскания долженствующие воплотиться в создание более совершенного тяжёлого танка. Во второй половине 30-х, когда стала очевидна роль тяжёлого бронирования, КБ Кировского завода разработало три перспективных варианта: многобашенные Т-100 и СМК, а также однобашенный КВ, полигонные испытания которых начались летом 1939 года.
С началом Финской войны все три прототипа было решено подвергнуть фронтовым испытаниям продемонстрировавшим бессилие вражеской противотанковой артиллерии против их брони, на КВ представленной бронелистами толщиной 60-75 мм.
Танк СМТ
Танк Т-100
Однако фронтовые испытания помимо достоинств выявили и недостатки новых машин, так помимо проблем обусловленных габаритами и массой тяжёлых танков эффективность орудий Л-11 при работе по фортификационным сооружениям линии Маннергейма оставляла желать лучшего.
Как следствие, «сорокапятки» Т-100 и СМТ были признаны конструктивным излишеством, для «противотанкового» варианта КВ было запланировано оснащение более мощным орудием, а непосредственно для финских дотов был разработан вариант КВ-2 оснащённы 152-миллиметровой «колотушкой».
КВ-1
КВ-2
Как вы наверняка знаете, в серию пошли КВ-1 и КВ-2 – эти машины, устроившие не одну феерическую бойню в первые два года ВОВ, снискали репутацию самых мощных танков её начала. Лишь появление на «роликах» врага более мощных танкобойных орудий стало причиной прекращения их производства – всего было выпущено 3225 и 240 единиц, соответственно.
Танкостроение в канун войны
Итак, в начале ВМВ произошёл качественный прорыв в отечественном танкостроении определивший превосходство советских танков над иностранными аналогами. Однако дефицит времени на освоение новой техники стал одной из причин того, что, несмотря на отдельные успехи, советские машины далеко не всегда могли эффективно противостоять врагу на поле боя.
Танковый завод в Челябинске
Тем не менее, уже в 1942-м, когда войска приобрели минимально необходимый опыт, а развёрнутые нередко в чистом поле заводы начали во всё возрастающих количествах гнать на фронт новую боевую технику, картина начала меняться. Этому также неслабо поспособствовало и создание более совершенных «коробочек», о которых я расскажу в следующей статье.
Научный форум dxdy
Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки
Танки КВ1 и Т-34
Последний раз редактировалось XP1 06.10.2011, 21:41, всего редактировалось 1 раз.
Заслуженный участник |
Последний раз редактировалось XP1 06.10.2011, 21:57, всего редактировалось 1 раз.
Заслуженный участник |
Последний раз редактировалось Maslov 06.10.2011, 23:19, всего редактировалось 1 раз.
Заслуженный участник |
Заслуженный участник |
Как позднее стало известно из допроса пленных, гитлеровцы, думая, что экипаж Т-34 покинул машину почыо, попытались отбуксировать танк к себе. С рассветом к машине подошел немецкий танк, и «тридцатьчетверку» зацепили тросами.
Взору наблюдающих представился поединок двух танков без единого выстрела:
«Они протащили было наш танк метров 10—15, как вдруг он ожил, и танк противника, словно споткнувшись, остановился. Оба танка сцепленные тросами, замерли на месте, слышен был только рев моторов.
Вот потащил вражеский танк, и юзом поползла «тридцатьчетверка». Затем рванул на себя Т-34 и немного протащил противника. Так повторялось несколько раз. Моторы ревели всеми своими «лошадиными» силами. Т-34, улучив момент, рванулся вперед и. потащил врага к нашим позициям, уже не останавливаясь, все быстрее и быстрее. Немцы открыли бешеный огонь по танкам. Выскочивший из башни немецкий танкист тут же был сражен своими же минами, а остальные два предпочли смерти пленение.
Наши минометные батареи открыли ответный минометный огонь. Т-34 притащил танк противника в расположение батальона» (Глушко И. М. Танки оживали вновь. М., 1977, с. 91.).
Нашел инструкцию по преодолению водных преград танками т-34(не оборудованнными и оборудованными простейшими приспособлениями) за 15 ноября 1943 г.
Подготовка обычного, не оборудованного танка
1. Натяжение гусениц танка должно быть нормальным, т. е. гусеничная цепь не должна иметь волнистости и должна лежать средней частью на опорных катках.
2. Тщательно закрыть чехлом радиостанцию.
3. Закрыть крышку люка механика-водителя и один из смотровых приборов водителя. Второй смотровой прибор оставить открытым для наблюдения механика-водителя при входе и выходе из воды.
Люк на крышке башни не закрывать.
4. На дульные срезы пушки и пулеметов надеть чехлы.
5. Надежно закрепить проволокой проушник тросов в буксирных крюках. Тросы надеть на передние или задние крюки танка, в зависимости от того, на каком берегу расположены средства буксировки. Свободные концы тросов соединить вместе серьгой с пальцем и закрепить их на башне.
Привязать веревки к рычагам управления, концы веревок вывести на башню и свободно закрепить.
Г. Подготовка и оборудование танка простейшими приспособлениями
Кроме подготовительных операций, перечисленных в предыдущем разделе, необходимо дополнительно выполнить следующие работы:
1. Промазать суриком (в крайнем случае солидолом) щели между откидным и бортовыми листами и между крышкой круглого люка и откидным листом. При значительных размерах щелей забить их паклей.
2. Уплотнить паклей и промазать суриком или солидолом аварийный люк и пробку в днище для слива газойля.
3. В патронники пушки и пулеметов вставить стреляные гильзы.
4. Уплотнить паклей и промазать суриком или солидолом шаровую установку пулемета, вывод штыревой антенны и крышки люков натяжных механизмов и шахт подвески.
5. В промежуток между нижним обрезом башни и крышей подбашенной коробки необходимо плотно забить паклю и промазать ее суриком или солидолом.
6. Все щели между маской и башней забить паклей и промазать солидолом или суриком.
7. Смотровые щели в башне забить паклей.
8. Сложить штатный брезент так, чтобы края брезента доходили до бортовых поручней и петли крышки круглого люка.
9. Между башней и крышей подбашенной коробки забить клинья, удерживающие брезент.
10. На края брезента уложить деревянные брусья размером 10 X 5 см так, чтобы можно было забить клинья между поручнями и брусьями. Задний брус закрепить металлическим клином, использовав для этой цели ключ для шпор. Ключ забить между брусом и петлей крышки круглого люка.
11. Для подготовки одного танка требуется 2.5-3.0 кг пакли, 2 кг сурика или солидола и три деревянных бруса с клиньями.
12. Оборудование танка простейшими приспособлениями требует 1-1.5 часа времени при интенсивной работе всего экипажа.
13. Всю подготовку танка необходимо производить вблизи берега. Время работы двигателя без охлаждения радиаторов не должно превышать 15-20 минут.
Д. Движение по маршруту
1. При входе в воду необходимо наметить ориентир на другом берегу в месте выхода и выровнять танк по направлению.
2. Разворачивать танк в воде не рекомендуется, так как гусеницы в воде легко выходят из зацепления.
3. Широкие реки с глубиной воды более 2.0 м необходимо преодолевать на первой передаче.
4 Узкие реки глубиной до 2-3 м преодолевать, как правило, на второй передаче с максимальным числом оборотов коленчатого вала двигателя (1600-1700 об/мин).
5. Не производить переключений передач в воде.
6. При выходе из воды на берег с большим углом подъема необходимо следить, чтобы танк не покатился назад, так как при этом возможно глушение двигателя и затопление танка.
7. В случае остановки двигателя при движении танка в воде необходимо выключить главный фрикцион и попытаться завести двигатель.
8. При выходе на берег танк необходимо поставить с наклоном вперед или назад и, открыв люки в днище, спустить воду. Снять уплотнение погона и маски, открыть люк механика-водителя, открыть жалюзи, снять брезент. Завести двигатель и дать ему работать 2-3 минуты.
Вынуть гильзы из патронников и снять чехлы с дульных срезов.
Проверить работу радиостанции.
9. При буксировке затопленного танка с заклиненной гусеницей необходимо за веревки, привязанные к рычагам управления, выключить бортовые фрикционы.
Так и не понял: движется он самостоятельно или нет.
- что лучше кбе или новотекс
- что лучше кв2 или кв1с в wot blitz