что лучше лен или хлопок для холста
Какой материал холста лучше: лен или хлопок?
Если кратно – только лен. Есть подробно – тем более лен. Хлопок намного менее прочнее льна. Уже доказано, что хлопок вне зависимости от его обработки (тщательной проклейки и грунтовки) начинается распадаться через пару десятков лет. Европа уже давно не использует массового хлопковые холсты. Лет двадцать назад они даже изобрели смесовые холсты из льна с добавлением хлопка или полиэстера (синтетического волокна), но эти холсты тоже не выдержали конкуренцию по качеству и прочности с холстом из чистого натурального льна.
Но тут важно знать следующее: лен тоже бывает разный и его качество (сорт) также принципиально влияет на качество наконечного продута (холста).
Самый лучший лен – это бельгийский (он французский или фламандский) и итальянский. Именно из этого льна изготовляется добрая половина всех мировых холстов для живописи.
Российский (белорусский, подольский, гаврилоямский) лен – это преимущественно очесный лен и изготавливается из отходов, образовавшийся в результате счёсывания льна. Такой лен существенно грубее, и куда более ломкий. Соответственно и художественный холст получается такой же.
Существует и другие сорта льна, например, тот же китайский. Он в целом лучше российского, но из-за того, что китайцы вообще не умеют его правильно подготавливать (обрабатывать) (все-таки одно дело сам лен, а другие дело холст из него) сами холсты по итогу получается очень ненадёжные и проблемные.
Холст: лен или хлопок? Правда бывалого художника!
Сорок лет занимаюсь профессиональной живописью и только под конец свой жизни понял, сколько же я наделал фатальных ошибок. Очень жаль, что за них придется расплачиваться во многом уже моим потомкам.
После многократных мучений, собственных проб и ошибок, общения с бесчисленным числом экспертов и галеристов я пришел к выводу, что больше всего проблем с сохранностью живописи, с которым столкнусь современное искусство 20-21 века, называется двумя короткими словами. И эти слова – «хлопковый холст»!
Хлопок завоевал популярность в живописи благодаря исключительно своей дешевизне, поскольку большинство художников не отличалось обилием достатка. Других объективных причин популярности этой ткни нет и не было. Я тоже оказался в их числе тех, кто в погоне за экономией использовал этот материал в своих работах. И что я получил? Да ничего хорошего.
Многим моим работам более 30 лет и практически все они написаны на этом, с позволения сказать материале. Половина из них требуют восстановления или же практически полной переписки. Сейчас на старости лет я часто занимаюсь только тем, что переписываю свои старые произведения, вместо того чтобы создавать новые. Вот что такое хлопковый холст спустя время!
Знайте, хлопок – это всего лишь хлопчатобумажная ткань, а хлопчатобумажная ткань – это фактически бумага. Лютые хлопковые ткани катастрофически непрочные материалы. Особенно для масляной живописи, поскольку масло гораздо агрессивнее себя ведет с любой органической тканью, нежели современный акрил.
Многие уже как бы знают (да это и не секрет), что хлопковая нить сильно впитывает воду и менее устойчива к перепадам влажности. Но это только вершина айсберга. Правда состоит в том, что хлопок от этой влажности просто разрушается. В этом заключается его естественный жизненный цикл. Вода его убивает и та вода, которая содержится в воздухе, тоже.
Кто бы вам не говорил, что хлопок живет сотни лет, все эта чушь и не имеет в реальности никакого отношения. Счет «стабильной» жизни холста из хлопка идет на десятки лет. Далее начинаются проблемы.
Какой бы качественный грунт вы не использовали, на какой качественный подрамник вы не натягивали – вы никогда не избавитесь от вышеописанного недостатка хлопка. Все это как мертвому припарка.
Сейчас же существует современные смеси хлопка с синтетикой?
Безусловно такой холст проще грунтовать и натягивать на подрамник. Его менее ведет от влажности и перепадов температур. Но еще в конце прошлого века европейскими мастерами было установлено, что присутствии в хлопке синтетических волокон не спасает хлопок от его распада. Поэтому такой гибридный холст лишь попытка скрыть недолговечность хлопка в новой обёртке.
На какой ткани надо писать?
Выбирайте только лен. Если же хотите максимального качества, то знайте также еще кое-что. Лен тоже бывает разного сорта и эти сорта достаточно сильно отличаются по своему качеству.
Самый качественный лен – это западноевропейский лен. За способность его волокна к гибкости его еще назвали «длинный лен».
А вот весь лен восточнее Западной Европы (сюда попадает и Россия, и Белоруссия, и Китай) – это полудикий «короткий лен», который содержит много одервенелых волокон (костры) и по результату своей обработки дает мало гибкой нити для текстильной промышленности. Как результат холст из полудикого короткого льна очень ломкий и обладает достаточно низкой прочностью.
Теперь, когда придете в магазин и увидите привычное глазу и слуху репинский, подольский, ивановский, гаврилоямский холст, знайте это важное обстоятельство.
Каков выход из всего вышесказанного?
Какой холст выбрать на самом деле? Неутешительная правда!
Нет, это просто невыносимо… Больно и обидно видеть то, что происходит в нашей современной живописи. Вот так вот почитаешь в интернет статьи разных «мастеров» живописи или, того хуже, художников-преподавателей многочисленных мастер-классов и диву даешься – настолько же из нашего российского художника пытаются сделать глупого овоща, которому можно, простите, впаривать всё, что душе заблагорассудится.
К сожалению капитализм поставил во главу угла новую цель в человеческом социуме – обогащение любой ценой. В погоне за новой моралью капитализма люди задвинули остальные ценности глубоко на задний план. Естественно среди этих задвинутых целей оказалось и искусство, причем, как мне кажется, его пытаются задвинуть особо глубоко.
Проблем современной масляной и акриловой живописи настолько много, что осветить их одном материале невозможно даже теоретически.
Я лишь, как профессиональный реставратор Пушкинского музея, хотела бы озвучить одну из своих наболевших проблем, а именно: категорическим неудовлетворением тем, что выбирает и на чем пишет современный художник.
Да, речь пойдет о художественном холсте, поскольку именно он является самой популярной основой в масляной и акриловой живописи.
Как говорил мой учитель: «Всякий холст есть ткань, но не всякая ткань есть холст». Но только с годами понимаешь ценность этих слов.
И действительно, холст для живописи – это не просто обычная текстильная ткань, из который мы шьем одежду или обиваем мебель. Холст – это ткань из специального материла, которая должна соответствовать целому ряду достаточно жестких требований. Поэтому далеко не всякая ткань с покрытием, способная держать краски и которую можно встретить в наших художественных магазинах под названием «холст» в реальности можно называть действительно холстом.
Можно конечно прийти в магазин и купить первый попавшийся холст. Так и делают многие, но к сожалению в большинстве случаев результатом слепого выбора станет одно лишь разочарование. Обидно признавать, но практически все живописные холсты российского и китайского производства в реальности таковыми не являются, а представляют собой изделие из низкосортного льна или хлопка – коротковолокнистого очеса. Такая ткань категорически малопригодна для масла и акрила, поскольку достаточно быстро разрушается под воздействием естественных условий. Важно заметить: очес не спасает даже самая усердная проклейка и грунтовка по всем признанным стандартам живописи. Мало того, что холсты изготавливаются из очеса, так еще очень часто такое полотно проклеивают избыточным количеством клея и многократно грунтуют «разбавленным» грунтом. Иногда просто диву даёшься, как производителям удаётся продавать все это художникам и не сгорать от стыда.
Раз, как мы уже поняли, у производителей и продавцов совести нет совсем, остается взывать к рассудку самих художников. Поэтому запомните, дорогие мои: использовать «коротковолокнистый холст» – значит подвергнуть свои картины опасности не пережить даже скорое будущее. Технические характеристики очеса просто неспособны обеспечить необходимую сохранность красочного слоя. Также необходимо понимать, что подготовка холста из очеса к комфортному письму вынуждает художника применять избыточную проклейку и грунтовку, а зачастую и неправильные пропорции клея и грунта. А как иначе все дырки уберешь и все неровности сгладишь? И так далее. В результате все эти операции еще больше уменьшают прочность нитей полотна. Я уже не говорю о целой массе других сопутствующих проблем техники живописи и после письма, вроде пожелтения, потемнения, пожухлостей и трещин, к которым приводит использование неправильно подготовленного холстяного суррогата из коротковолокнистой нити.
И что же делать? К сожалению, выход только один – избегать коротковолокнистых холстов из очеса. Тем более, что такой холст, как вы уже поняли, «починить» (заклеить, загрунтовать или догрунтовать) невозможно.
Радует то, что мы живем не под железным занавесом и у нас еще есть возможность выбора обратиться к остальному миру.
Поэтому всем тем, кто обеспокоен сохранностью своих работ я рекомендую в живописи маслом и в живописи акрилом выбирать холст европейского производства, большинство из которых вполне свободно можно купить у нас в стране. Их достаточно немало и практически все они в среднем на голову превосходят наши отечественные так называемые холсты, поскольку производятся как раз исключительно из принципиально иного льна – длинноволокнистого.
Я конечно не эксперт в названиях и могу лишь порекомендовать несколько производителей, длинноволокнистый холст которых получил высокие оценки моих коллег художников-реставраторов.
1. Прежде всего это холст бельгийской мануфактуры Libeco Lagae – самого известного и крупного заготовителя длинноволокнистого льна в Европе. Длинноволокнистый лен Либеко Лагае часто называют реставраторским, поскольку многие западные коллеги используют именно этот холст при восстановлении и переносе живописи.
2. На второе место я бы поставила холсты итальянской фирмы Belle Arti. Белле Арти являются наиболее популярны в Америке и также используются в реставраторском деле, что являются подтверждением их высокого качества.
3. Третье место полное право могут занять также бельгийские холсты Claessens. Классенс являются своего рода эталонными холстам про профессионалов. Я пользовались ими всего два рада, но они произвели на меня неизгладимое впечатление.
4. На последок стоит также упомянуть об итальянских холстах Lanificio Prato. Производит эти холсты всемирно известный текстильный концерн Lanificio, которые не нуждается в каких-либо особых преставлениях. Также насколько мне известно о своих западных коллег именно холсты Ланифицио Прато активно используются большинством итальянских школ станковой живописи и изобразительных искусств.
Ну вот, пожалуй, все. На этом мои знания хороших тканных основ закончились. Безусловно, это не полный перечень достойных производителей, на которых можно остановить свой выбор. Наверняка существуют еще немало достойных холстов, где используется длинноволокнистый лен и которые могли бы стать полноценной заменой нашим отечественным преступно-суррогатным очесным смесям. Но я привела лишь те холсты, с которыми сталкивалась лично.
В заключении мне остается пожелать творческих успехов все российским художникам. Надеюсь, моя информация хоть немного поможет вам выжить среди моря неугомонной рекламы и желания продать.
Теперь вы вооружены информацией, а человек вооружённый всегда имеет больше шансов против невооруженного. По крайней мере, так говорил мой преподаватель живописи.
Виды холстов для живописи, какой выбрать.
Выбор холста, наверное, одно из самых трудных заданий для начинающего художника. Холст — это основа для Вашего шедевра, и если выбрать холст неправильно, то и шедевр может получится «не правильным» или попросту не получиться. Выбирая холст Вы как бы наперед уже определяете технику и способ написания картины. В чем секрет? Давайте рассмотрим поподробнее что такое холст и как же его правильно выбрать.
Выбирая холст, обратите внимание на материал. Вы ведь видели какое обилие холстов сейчас предлагают художественные магазины и интернет-сайты? Не стоит делать выбор холста наугад, небольшие знания помогут Вам определиться легко и быстро.
Из какого материала выбрать холст для масляных красок, хлопок или лен?
Холст из хлопка выбрать или нет.
Холсты из хлопка на сегодняшний день, наверное, самые распространенные и пользуются постоянным спросом. Выбрав хлопковый холст, вы не прогадаете, материал «послушный», на нем приятно и удобно писать картины в любой технике маслом. Насколько мне известно первыми холсты из хлопка начали использовать в США, только в прошлом веке. Как понимаете им нет еще и века, значит невозможно проверить насколько они долговечны.
Плюсом выбора холста из хлопка можно сказать:
Если говорить о минусах холста из хлопка, то стоит отметить:
Стоит ли выбирать холст из льна
Выбрав холст из льна Вы повторите старых мастеров, которые писали свои шедевры только на льняных холстах. Лен зарекомендовал себя как лучший материал для холста. Картины на льняных холстах пишутся уже не одно столетие, в отличии от хлопка который как материал для холста появился не так давно. Выбор льняного холста для живописи является среди художников «благородным» и самым хорошим.
Если говорить о плюсах льняного холста, то стоит отметить:
А как же минусы? Они есть при выборе холста из льна? Есть:
Холст из синтетики, выбрать или нет.
Признаюсь честно, на момент написания этой статьи, я ни разу не пользовался холстом из синтетического волокна. Более того в магазине в котором я покупаю свои художественные материалы, ни разу не видел синтетического холста. Это конечно веяние нового времени в живописи и большинство художественных салонов пока не рискуют их привозить. Искусственный холст – как можно такое выбрать, подумают большинство кто читает это. Но время идет вперед, и как раньше никто не мог даже подумать о хороших кистях из синтетики, то же самое сейчас с холстами.
Плюсы холстов из синтетики:
Минусы синтетических холстов :
Какая зернистость холста нужна для качественной живописи?
На каждом холсте написано какая у него зернистость. Как в них разобраться и какая лучше?
Есть три вида зернистости холстов:
Какой выбрать холст, загрунтованный или нет?
Выбор очевиден, Ваш холст должен быть загрунтованным для того чтобы на нем писать масляными красками. Не загрунтованный холст не подходит для письма, это 100%. Но как всегда у Вас есть выбор: купить загрунтованный холст, или не загрунтованный и естественно загрунтовать его самостоятельно. Как? В магазинах продается художественный грунт, которым нужно «доработать» холст.
Холст на подрамнике или на картоне, какой выбрать?
Тут выбор как всегда за Вами:
Также стоит сказать о фанере, ДВП и дерево на которых художники пишут этюды в студии или на пленэре. Отличный материал, но как понимаете не долговечен, писать на нем можно, но уделите внимание грунту этого материала. Фанера со временем может расслоиться, а ДВП дать волны от влаги, Дерево в данном случае будет более практично, если его хорошо загрунтовать и защитить, вы ведь видели деревянные иконы, к которым веками приходят верующие.
Конечно в первую очередь долговечность картины зависит от того в каких условиях она находится, насколько переменчив климат и уровень влаги в помещении, где она висит. Материал из которого сделан холст может существенно продлить или сократить время «жизни» Вашего шедевра.
Понравилась статья? Оцени! 🙂
18 комментариев к “Виды холстов для живописи, какой выбрать.”
Лучше холста из льна ничего человечество не придумало! А вот про искусственный холст я впервые слышу, сомневаюсь что может быть достойным соперником натуральным.
Не могу не согласиться с Вами Алексей! Но мне было бы интересно попробовать написать что-то на холсте из искусственного волокна, чтобы понять, как ведет себя краска и холст.
На синтетических холстах рисуют практически добрая половина австралийских художников. Европа также на них переходит. Но мы консервативны, до последнего цепляемся за старое, хотя большинство тех же самых льняных холстов, на которых рисуют художники, даже сложно назвать холстами..
Холст легко подвергается механическом влиянию, что это значит? Не первый раз встречаю эту фразу в отношении выбора холста, но никак толком не пойму, что же она значит?
Жанна, попробуйте нажать пальцем на холст. Холст из льна пружинит, на хлопковом же останется вдавленное место, которое можно исправить клинышками на подрамнике холста.
Spasibo! Ya kak raz iskala kak vibrat holst dlya maslyanoi jivopisi!
Yana, рад что, Вам помогла статья о видах холстов!
Так какие холсты лучше подходят для масляных красок?
Ответ в Вашем вопросе. Все холсты подходят для масляных красок, в зависимости от поставленной цели художники выбирают разные.
Льняной холст конечно лучше.
Но лучше покупать так называемый «льняной холст из длинных нитей». Он гораздо прочнее и практически не имеет узлов. Увы, но в России такие холсты не производят.
Спасибо, Андрей! Ваш сайт просто находка!
Благодарю, Вас Юлия!
Рад что сайт приносит пользу людям 🙂
Почему-то не сообщили, как натягивать холсты. Я, например, по опыту знаю, что льняной холст перед натяжкой нужно немного смочить. Тогда, когда вы его натяните, и он подсохнет, то будет тугой, как барабан. А вот хлопковый лучше натягивать сухим. Пробовал смачивать, — получается очень плохо. Сначала холст тоже тугой. Но когда высохнет, — висит как тряпка. Вот такие различия.
О натяжке холстов, это уже другая тема, на которую еще будет статья. Я бы не смачивал холст перед натяжкой. Лен может провисать и от перепада температур.
Зимой, когда пишу картину в помещении, а потом выношу холст на балкон, полотно чуть провисает, потом восстанавливается, чего не скажешь о хлопке.
Читаю некоторые комментарии художников и поражаюсь их безграмотности. Отвечаю ПЕРСОНАЛЬНО Alek Gross и также другим, кто занимается смачиванием холста перед натяжкой.
Запомните: вне зависимости от состава холста (лен, хлопок или лен с хлопком) смачивать холст ни в коем случае нельзя! Холст надо натягивать на полную силу и только сухим!
В противном случае в будущем холст может (и будет) «гулять» от перепадов влажности СУЩЕСТВЕННО БОЛЬШЕ.
Вы испортите картину! В цивилизованной Европе никто холст не смачивает. Если у вас проблемы с нормальной натяжкой, то покупайте качественные холсты, производства Италии, Франции, Бельгии США. Эти холсты обладают доставочной плотностью и не требуют разных кустарных танцев с бубнами.
Все разговоры о льне и хлопке выглядят уже мягко говоря смешным. Мы словно живем в прошлом. Весь художественный мир уже в начале века практически отказался от холстов из чистого хлопка! Все хлопковые холсты давно позиционируются как художественные материалы для студентов. Чувствуете разницу: для студентов! Кстати, то же касается красок. Только если деление красок на профессиональные и студенческие уже вопросов не завывает, то про деление холстов на соответствующие классы знают единицы
Если кто не понял, еще раз: мы лишь обсуждаем что лучше лен или хлопок, а от него уже отказались! Сейчас если и продаются хлопковые холсты в профессиональной нише, то только в смеси с полиэстером (синтетикой). Да и то эти холсты уже подвергнуты суровой критике и их не рекомендуют профессионалы, поскольку из-за разности натяжений нити, хлопковое со временем «отделятся» от синтетического волокна.
Вывод простой: холст должен быть только льняной, ну или только синтетический. Про хлопок забудьте раз и навсегда.
Я рекомендую покупать только льняные холсты, причем настоящее, а не то говно, что производят в странах СНГ. Хоть раз в жизни купите себе настоящий бельгийский холст (тот же Либеко Лагае) и почувствуете разницу.
никто снучайно не работал с таким материалом, из пленки, их которого желают мешки и шьют разные дешёвые сумки? Если его натянуть и загрунтовать, наверное жто тоже будет как и лён?
Навряд ли будет походим на лен.
Лен качественный и удобный материал, стоит дороже. Из дешевого материала не получится качественный, хотя для рисования маслом или акрилом наверняка подойдет.
Оставьте комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.