что лучше лента или окей
Где дешевле: битва гипермаркетов
В гипермаркетах удобно и выгодно закупать товары на неделю вперёд. Там очень большой выбор, а цены обычно чуть ниже, чем в магазинах «возле дома». Мы сравнили цены в популярных гипермаркетах и узнали, где продаются самые дешёвые и дорогие продукты.
Мы составили продуктовую корзину из 10 продуктов и товаров бытовой химии популярных марок. Затем прошлись по пяти самым распространённым гипермаркетам и посмотрели цены. И вот что получилось.
Дороже всего товары стоят в гипермаркете «Лента» — 1 222,83 ₽ за нашу продуктовую корзину.
Несмотря на итоговую стоимость, цена на отдельные товары в магазинах различается. Например, в «Ашане» дешевле всего покупать гречку, стиральный порошок и гель для стирки, в «Карусели» — бананы, в «О’Кее» — молоко, блинчики, шоколад и зубную пасту, в «Магните» — яблоки и пельмени. В «Ленте» самых дешёвых товаров из списка нет.
Карты лояльности и скидки
У гипермаркетов «Ашан» и «Магнит» нет собственных карт лояльности. В «Ашане» скидки на товары не предусмотрены.
В гипермаркете «Магнит» из нашей продуктовой корзины со скидками продавались гель для стирки «Ласка» (192 ₽ со скидкой, 289 ₽ — без скидки), бананы (47,90 ₽ со скидкой, 74,60 ₽ — без) и яблоки (92,90 ₽ со скидкой, 122,10 ₽ — без). Если учесть скидки, набор продуктов стоил бы 1 031,10 ₽. Это на 13% меньше полной стоимости.
По карте лояльности «Карусель» можно получить скидки на некоторые товары в гипермаркете. Они отмечены специальным ценником. Из нашей продуктовой корзины со скидкой по карте лояльности продавались гель для стирки «Ласка» (157 ₽ со скидкой, 249 ₽ — без скидки) и яблоки (109 ₽ со скидкой, 129 ₽ — без). В гипермаркете также есть товары со скидками для всех покупателей. Если учесть все акции, набор продуктов для покупателя с картой лояльности обошёлся бы в 945,49 ₽. Это почти на 13% меньше полной стоимости.
С помощью карты можно копить баллы за покупку товаров, за каждые 100 ₽ в чеке начисляется 10 баллов. Баллами можно оплачивать покупки, каждые 10 баллов равны 1 ₽.
Карта стоит 9 рублей, для её покупки надо заполнить анкету на стойке информации в любом из гипермаркетов сети.
Карта покупателя «О’Кей» даёт право получить скидку до 50% на товары из специального каталога, его можно посмотреть на сайте сети. Каталог обновляется каждые 2 недели. Также скидки до 30% по карте действуют на товары отдела «Косметика и парфюмерия» и до 20% — на блюда кулинарии и пекарни. Из нашей продуктовой корзины со скидкой можно было купить только зубную пасту Colgate (44,99 ₽ со скидкой, 64,88 ₽ — без). Получается, набор продуктов для покупателя с картой лояльности стоит 1 075,71 ₽, на 2% меньше полной стоимости.
По карте «О’Кей» также можно получить скидку до 10% в течение 7 дней до и после дня рождения.
Карта продаётся на стойке информации и кассах в любом из гипермаркетов сети. В Москве её можно купить за 45 ₽. Чтобы получать скидку в день рождения, надо заполнить анкету.
Карта постоянного покупателя «Лента» предоставляет скидку 5% на все товары и до 50% на акционные предложения, они указаны на ценниках. Из нашей продуктовой корзины под акцию с повышенной скидкой попали зубная паста Colgate (47,99 ₽ со скидкой, 78,99 ₽ — без скидки) и яблоки (89,99 ₽ со скидкой, 154,79 ₽ — без). На все остальные товары была обычная скидка, она также указывалась на ценниках. Получается, набор продуктов для покупателя с картой лояльности обошёлся бы в 1 077,40 ₽. Это на 12% меньше полной стоимости.
С помощью карты можно копить бонусные баллы и оплачивать ими до 99% от суммы покупок. Карта также даёт право на скидку 15% в день рождения.
Карту «Лента» можно купить на информационной стойке в любом из гипермаркетов сети, заполнив анкету. Стоимость карты — 200 ₽.
Карты с кэшбэком в гипермаркетах
Как мы считали
Список популярных гипермаркетов по Москве и Московской области мы составили с помощью сервиса 2Гис. Из него выбрали 5 сетей, в которых больше всего точек: Ашан (27 филиалов), Лента (21 филиал), Карусель (20 филиалов), Магнит (15 филиалов), О’Кей (14 филиалов). Из списка исключили гипермаркет Metro (17 филиалов), так как заходить внутрь и покупать товары могут только клиенты, получившие специальную карту магазина.
В нашу продуктовую корзину вошли 10 товаров популярных марок: гречневая крупа ядрица «Мистраль», 500 г; молоко «Простоквашино», 2,5% жирности, 930 мл; пельмени «Ложкарёвъ» из отборной говядины и свинины, 1 кг; блинчики с мясом «Останкино», 420 г; бананы, 1 кг; яблоки Гренни Смит, 1 кг; шоколад молочный «Alpen Gold с фундуком», 90 г; зубная паста «Colgate Тройное действие», 100 мл; гель для стирки «Ласка Шерсть и шёлк», 1 л; стиральный порошок Losk Color автомат, 450 г.
Информацию о картах лояльности узнавали на сайтах и в колл-центрах магазинов. Цены на товары смотрели в гипермаркетах в Москве. Мы не учитывали скидки, акции и специальные предложения, указывали только полную стоимость товара. Фотографии с указанием цен есть в распоряжении редакции. Цены действительны на 6 – 15 мая 2018 года.
При написании текста Сравни.ру не сотрудничал ни с одним магазином и брендом.
О’кей или не окей
14 декабря в числе фудритейлеров России, торгующихся на бирже произошло пополнение. Депозитарные расписки сети магазинов О’кей начали торговаться на Мосбирже. Давайте посмотрим, какую конкуренцию могут оказать бумаги новичка таким мастодонтам, как X5 Retail и Магнит. Для этого изучим свежую презентацию и финансовые результаты истинно российской компании, зарегистрированной в Люксембурге.
Что касается роста компании, то он проходит лишь за счет развития сети дискаунтеров. Число гипермаркетов за последние 5 лет выросло всего на 6 единиц. А вот дискаунтеры «ДА», которые запустились в 2015 году выросли с 35 до 118 магазинов. Последние 3 года динамика замедлилась и не превышает 20%. Как заявило руководство, они планируют открывать 30-50 новых дискаунтеров в год. Ну собственно понятно, зачем им потребовался листинг на бирже и привлечение новых средств.
Из заявлений видно, что компания идет по пути развития именно этого формата магазинов, который занимает в выручке уже более 15%. Общая же выручка за первое полугодие 2020 года составила 85,1 млрд рублей, что на 6,5% выше показателей 2019 года. Как раз дискаунтеры внесли значимый вклад в выручку. Формат гипермаркетов максимально стабилен без поводов для роста. Первое полугодие 2020 года выдалось для всех ритейлеров успешным, однако, увеличить значительно выручку Группе так и не удалось.
За счет переоценки внеоборотных активов и убытка от курсовых разниц в 1,1 млрд рублей, О’кей получил убыток по итогам отчетного периода в 0,9 млрд рублей, против прибыли годом ранее. Радует, что операционные расходы остались в допустимых рамках. И то, что убыток был получен только в результате денежных переоценок.
Если мы взглянем на график денежных потоков с 2015 года, то увидим, что выручка не только остается на прежнем уровне, но и местами стагнирует. Нужно принимать во внимание инфляцию. Прибыль компании каждые два года уходит на отрицательную территорию. Маржинальность настолько низкая, что любой скачок курса приводит к переоценкам и убыткам. При всем при этом, Группа умудряется ежегодно платить дивиденды. Заявления руководства о намерении и дальше ежегодно платить дивиденды похвальны, но, где брать эти средства, пока не уточняется. Пока дивиденды платятся из долга.
Не хочется быть хейтером всех последних IPO на рынке, но цифры меня не только не впечатляют, но и очень расстраивают. На фоне поступательного развития во всех остальных ритейлерах, О’кей умудряется стагнировать по выручке и не развивать свою сеть гипермаркетов. Вливания денежных средств с листинга добавит ликвидности и даст толчок к открытию магазинов, но хотелось бы видеть развитие и без «займов». Хватит ли запаса денежных средств не ясно, ведь и так долговая нагрузка на высоком уровне. Net Debt/EBITDA равна 2,3x.
Инвестиции в О’кей должны быть с пометкой «супердолгосрочная идея». В такой ситуации я воспользуюсь своим принципом, не инвестировать с момента листинга компании на бирже, отдавая свое предпочтение проверенным идеям роста, таким как X5 Retail или Лента.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Инвестник — 13. Новая пирамида, выбор акций, «Окей» в нагрузку к «Ленте»
Здравствуйте. Disney презентовал свой стриминговый сервис, Сбербанк вдруг задумался о покупке гипермаркетов «Окей», а инвестклуб Т—Ж продолжает рассказывать и советовать.
Инвестклуб Т—Ж
Как выбирать дивидендные акции. Частный инвестор Юлия Семенюк поделилась личным опытом отбора дивидендных акций. О том, как принимать решения и оценивать компании, — в статье Юлии. В конце статьи вас ждет полезный бонус.
Можно ли заработать 10% в год на облигациях? Можно и больше. Но нужно помнить одно из правил инвестиций: чем больше доходность, тем больше риск. Доходность по государственным облигациям составляет 7–8% годовых. Чтобы заработать 10% годовых, придется покупать корпоративные облигации. Дмитрий Печников рассказал, как выбрать надежные корпоративные облигации и о каких рисках стоит помнить.
Сбербанк: чистая прибыль растет все медленнее. Сбербанк заработал на процентах и комиссиях 218 млрд рублей в 1 квартале 2019 года. Рост чистой прибыли постепенно снижается. С другой стороны, банк планирует в следующие годы увеличивать процент чистой прибыли, которую направляют на дивиденды. 16 апреля руководство объявит дивиденды за 2018 год: Герман Греф обещал, что заплатят хорошо. Прежде чем принимать решение, почитайте о возможностях и рисках Сбербанка.
Сможет ли МТС платить дивиденды с учетом штрафа от Америки. МТС решил заплатить штраф 56 млрд рублей американским властям за взятки в Узбекистане. Из-за этих событий прибыль МТС за 2018 год упала с 66,8 до 7,8 млрд рублей. Под угрозой могли оказаться дивиденды: чтобы заплатить штраф и выплатить дивиденды, придется взять кредиты. Но мы считаем, что МТС все сможет.
Сбербанк может купить «Окей»
Reuters опубликовал об этом новость, но из нее непонятно, что Сбербанк будет делать с ретейлером: мол, Сбербанк не планирует оставаться конечным собственником и не планирует покупать «Окей» в собственных интересах.
Что с этого любителям заговоров: ни о какой национализации экономики речи не идет. Стратегия «Окей» ничего не дала: после кризиса 2015 года компания вела осторожную политику расширения. С финансами у компании все грустно: выручка перестала расти, прибыль то есть, то нет. Сбербанк может купить акции «Окей», а потом перепродать дороже другому инвестору.
Что с этого инвестору: как вы помните, миллиардер Алексей Мордашов пытается купить «Ленту», но в дело вмешался «Магнит». «Лента» и «Окей» — схожие бизнесы, их основа — гипермаркеты. Слухи о том, что владельцы продают «Окей», можно рассматривать как возможное желание нового владельца «Ленты» купить вдобавок еще и сеть гипермаркетов «Окей».
Нас это интересует вот в каком разрезе: потенциальный покупатель «Ленты» миллиардер Алексей Мордашов, кажется, готов бороться за акции «Ленты», чтобы потом создать крупного игрока, купив следом «Окей». Возможно, олигарху придется увеличить цену покупки «Ленты», чтобы обойти «Магнит». Из-за этого вырастет цена, по которой выставят оферту держателям акций компании.
Walt Disney запустит свой стриминговый сервис
Что с этого инвестору: у Disney есть доля в другом стриминговом сервисе — Hulu. Сейчас онлайн-кинотеатры приносят 10% общего дохода компании. Студия производит фильмы, которые бьют рекорды по сборам. Онлайн-кинотеатры — еще один рынок сбыта. Подробней влияние сделки на акции Walt Disney разбирал Михаил Городилов в своей инвестидее.
Потенциальные дивиденды российских компаний
«Газпром». Руководство предложило акционерам 10,43 Р на акцию — о размере дивиденда говорили еще в январе. Текущая доходность — 6,6% годовых.
Минфин хочет, чтобы «Газпром» направлял на дивиденды 50% чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). «Газпром» заплатит 26,5% чистой прибыли по российским стандартам (РСБУ). А последние четыре года чистая прибыль по МСФО больше, чем по РСБУ.
Для нас проблема в том, что правительство может забрать недополученные дивиденды через повышение налогов на добычу полезных ископаемых.
«Детский мир». Компания платит дивиденды дважды в год — в мае и декабре. Руководство предложило заплатить финальный дивиденд 4,45 Р на акцию, текущая доходность — 5,1% годовых. «Детский мир» направляет на дивиденды 100% чистой прибыли. Компания может увеличить дивиденды только за счет роста бизнеса.
МТС. Телеком платит дивиденды дважды в год — в июле и октябре. МТС заплатит 19,98 Р на акцию, доходность при нынешней цене акций — 7,6% годовых. Это финальные дивиденды за 2018 год, их заплатят в июле.
По дивидендной политике МТС планирует платить не менее 28 Р на акцию в 2019–2021 годах. То есть в октябре могут заплатить так: 28 − 19,98 = 8,02 Р дивидендов на акцию. Акции МТС стоят 263,3 Р за штуку. За год можно получить дивидендную доходность 10,6% годовых.
Сбербанк. Источники американского издания Bloomberg сообщают, что Сбербанк может направить на дивиденды 43% чистой прибыли за 2018 год — 16,8 Р на акцию. Тогда текущая доходность составит 7% годовых по обыкновенным акциям, 9,3% годовых — по привилегированным.
Мы не очень понимаем, как у Bloomberg вышло 16,8 Р на акцию. Сбербанк заработал 832,9 млрд рублей, 43% — 358,14 млрд рублей. У банка 22,58 млрд акций. Получается 15,86 Р за акцию. Возможно, журналисты ошиблись.
В своих расчетах мы принимали долю чистой прибыли на дивиденды за 40,3%, исходя из постепенного роста доли с 36,2% за 2017 год до 50% за 2020 год. Но Сбербанк, судя по данным Bloomberg, за год увеличил долю прибыли на 6,8%: с 36,2% до 43%. Если учесть, что Сбербанк планировал плавно поднимать долю из года в год, то за 2019 год уже может получиться 49,8% чистой прибыли на дивиденды.
«Нижнекамскнефтехим». Заплатят 19,94 Р на акцию, доходность по текущей цене акций — 22,5% годовых. Почему такая большая доходность и в чем риски акций — мы разбирали неделю назад.
А что на этой неделе
Платят ежеквартальные дивиденды: Newmont Mining заплатит специальные дивиденды — 2,4% годовых в валюте, Foot Locker и Colgate-Palmolive — 0,6% за квартал. До какой даты купить акции, чтобы получить дивиденды, — смотрите в календаре.
Удачных инвестиций!
Сергей Шаболкин и инвестредакция
Вы тоже инвестируете? Присоединяйтесь к нашему уютному инвестклубу: расскажите, как вы выбираете инвестиционные инструменты, и мы опубликуем рассказ о вашем портфеле в Тинькофф-журнале.
Ненасытные. Российские торговые сети скупают друг друга. Почему из-за этого могут вырасти цены на продукты?
В России началась волна сделок по слиянию крупных торговых сетей. Отечественный рынок продовольственного ретейла меняется уже несколько лет, но в 2021 году изменения стали радикальными. В итоге в стране может остаться всего несколько крупных игроков, конкуренция снизится, а цены в магазинах еще больше вырастут, что особенно актуально на фоне многолетнего снижения реальных располагаемых доходов населения и подорожания отдельных продуктов. Чтобы сдержать цены, власти еще в прошлом году ввели жесткое регулирование, после чего президенту пришлось напоминать о рыночных методах воздействия. Снижение конкуренции всегда негативно отражается на потребителях. Специалисты опасаются, что так будет и на этот раз, когда на кону — обеспечение страны продуктами питания. Поглощай и властвуй — в материале «Ленты.ру».
Взбудоражили
Большую часть времени рынок продовольственного ретейла интересен только профессионалам, а новости с него редко выходят за пределы финансовых СМИ. Но в середине мая россияне два дня подряд узнавали о сделках, которые затрагивают многих. 18 мая вторая по показателю годового оборота торговая сеть «Магнит» объявила о приобретении другого крупного игрока — «Дикси». Новому владельцу достанутся 2612 торговых точек под брендом «Дикси» (в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях) и еще 39 под торговой маркой «Мегамарт» (преимущественно в Свердловской области) общей торговой площадью 854 тысячи квадратных метров. До сих пор «Магнит» управлял 21,5 тысячи магазинов, 14,9 тысячи из которых приходилось на формат «у дома».
Сумма сделки, как ожидается, составит 82,4 миллиарда рублей, которые будут выплачены собственными средствами «Магнита» и, отчасти, неиспользованными банковскими кредитными линиями. При этом выкупленные магазины «Дикси» сохранят прежние вывески и бренд, а сама сеть — нынешнее юридическое лицо. Не претерпит изменений и команда управленцев во главе с Вячеславом Султановым. Для упрощения логистики в распоряжение «Магнита» перейдут пять распределительных центров общей площадью 189 тысяч квадратных метров.
Сделка противоречит недавно принятой стратегии развития компании, в которой прописан органический рост (за счет открытия новых магазинов с нуля). Но глава «Магнита» Ян Дюннинг называет развитие через покупку конкурентов вполне приемлемым способом укрепить позиции в Москве и Санкт-Петербурге, куда сеть пришла на несколько лет позднее, чем во многие регионы (первые магазины были открыты в родном для Галицкого Краснодарском крае). Так, количество торговых точек в столичном регионе удастся удвоить — до 8,2 процента от общего количества супермаркетов.
Между тем «Дикси», основанная на два года раньше «Магнита», сама еще недавно участвовала в громкой сделке. В 2019 году компания объединилась с алкогольными сетями «Бристоль» и «Красное & Белое». В результате появился третий по размеру выручки продовольственный ретейлер России Mercury Retail Group Limited с более чем 13 тысячами магазинов по всей стране (8,1 тысячи из них работали под вывеской «Красное & Белое»). Тогда использовалась похожая схема: все три сети сохранили собственные бренды, управленцев и бизнес-модели. Теперь Mercury лишается одного из своих активов, однако распределение долей собственности в самом холдинге останется прежним: 51 процент у основателей «Дикси» и «Бристоля» Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49 — у владельца «Красного & Белого» Сергея Студенникова.
По одной из версий, акционеры Mercury решили сосредоточиться на развитии быстрорастущего алкогольного сегмента (на что будут пущены вырученные за «Дикси» деньги) и вскоре продадут входящую в холдинг сеть «Виктория». Аналитики подчеркивают благоприятность момента: в прошлом году «Дикси» добилась рекордных прибыли (7,2 миллиарда рублей) и рентабельности, что заметно повысило стоимость магазинов. Кроме того, успехи компании сделали бренд по-настоящему ценным для покупателя, из-за чего его и решено было сохранить.
Вдохновились
Уже на следующий день после покупки «Магнитом» «Дикси» принадлежащая владельцу «Северстали» Алексею Мордашову торговая сеть «Лента» приобрела российский филиал австрийской Billa за 215 миллионов евро (18,7 миллиарда рублей). В этом случае покупатель собирается полностью интегрировать новый актив в собственную сеть — в ближайшие месяцы прекратят существование и торговая марка Billa, и российское юридическое лицо, до сих пор принадлежавшее немецкой REWE Group.
Планируется, что «Лента» существенно нарастит присутствие в Москве — до сих пор оно было существенно ниже, чем в регионах, а больше всего магазинов (в форматах гипермаркетов, супермаркетов и минимаркетов) у сети традиционно в «родном» Санкт-Петербурге. После завершения сделки под управление «Ленты» перейдет 161 супермаркет по всей стране, в результате чего их общее число удвоится. «Кроме того, выгодное расположение торговых точек Billa даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы, что является частью нашего амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы», — говорилось в сообщении ретейлера.
Головная REWE Group объяснила продажу российской «дочки» желанием сосредоточиться на рынке Евросоюза. «Компания нацелена на лидирующие позиции на всех рынках присутствия, а ситуация на российском рынке ретейла — его размер, сложность, уровень развития — не позволяют достичь этой цели, несмотря на значительные инвестиции», — рассказали в немецком холдинге.
В середине июня стало известно о еще одной сделке с участием «Ленты», уже регионального масштаба. За 2,4 миллиарда рублей компания приобрела пермскую сеть «Семья» (включает 75 магазинов), принадлежавшую группе «ЭКС» бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Планируется, что за счет слияния присутствие «Ленты» в регионе вырастет с 1,3 до семи процентов, а сервис доставки существенно расширится. Особое внимание уделяется четырем гипермаркетам под брендом «Семьи», поскольку именно этот формат «Лента» считает приоритетным.
Примечательно, что еще в 2019 году «Магнит» пытался приобрести «Ленту» и даже посылал ее тогдашним владельцам «серьезное предложение», датированное 1 апреля. Несколько дней спустя основным собственником сети стала «Севергрупп» Мордашова, у которого уже тогда были планы на «безусловное лидерство в отрасли с точки зрения лояльности клиентов через создание уникального предложения». До лидирующих позиций по основным финансовым показателям и числу торговых точек «Ленте» еще далеко, но покупка конкурента говорит об амбициях компании и ее владельца, занимающего четвертое место в списке богатейших людей России.
На своих местах
В обозримом будущем «Лента» вряд ли сможет существенно улучшить позиции в списке крупнейших продовольственных ретейлеров. Сейчас она находится на четвертом месте с прошлогодней выручкой в 445,5 миллиарда рублей (рост на 6,7 процента за год) и чистой прибылью в 17,4 миллиарда (против убытка в 2,1 миллиарда в 2019-м). На одну строчку выше — Mercury Retail Group с 950 миллиардами рублей выручки (18 процентов роста), но в статистике за 2020 год учитываются показатели «Дикси» (281,4 миллиарда рублей), которые теперь будут приплюсованы к результатам «Магнита».
Первые две строчки с большим отрывом занимают X5 Group, в которую входят сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель», с 1,9 триллиона рублей выручки по итогам 2020-го и «Магнит» с 1,5 триллиона. Ниже «Ленты» российский филиал французского «Ашана» с 223 миллиардами, немецкой Metro с 224 миллиардами, а также «Светофор» (189 миллиардов), «О’кей» (152 миллиарда), «Монетка» (120 миллиардов) и «Вкусвилл» (114 миллиардов). При этом у всех конкурентов, уступающих «Ленте» по обороту, кроме «О’кей», гораздо больше магазинов. Совокупно первая десятка крупнейших ретейлеров занимает 37 процентов рынка.
Billa по итогам прошлого года не вошла в первую десятку, ее выручка составила всего 47,9 миллиарда рублей, чистый убыток — 725 миллионов. Такой результат почти не повлияет на текущее положение «Ленты» — в отличие от показателей «Дикси», которые позволят «Магниту» вплотную приблизиться к своему давнему главному конкуренту X5 Group. Оба они еще больше оторвутся от преследователей, а рынок сильнее монополизируется: фактически он разделится на «большую двойку» и всех остальных. Похожая ситуация традиционно наблюдается среди отечественных мобильных операторов, где к изначальной «большой тройке» из МТС, «Мегафона» и «Билайна» несколько лет назад добавился Tele2. Попытки компаний поменьше, таких как Yota или Skylink, составить настоящую конкуренцию лидерам на федеральном уровне не удались — сейчас они могут рассчитывать лишь на региональные ниши.
10 июня стало известно, что «Яндекс» ведет переговоры о покупке сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса». Российский интернет-гигант рассчитывает таким образом развивать сервис доставки «Яндекс.Лавка», также рассчитанный на состоятельных клиентов. Востребованы будут собственная кухня и налаженные закупочные и логистические цепочки «Азбуки вкуса», которая после 2014 года успешно справляется с российским продуктовым эмбарго.
Параметры сделки пока неизвестны. Неясно, сохранятся ли собственные магазины и торговая марка «Азбуки вкуса». Не называется и возможная сумма, которую придется заплатить покупателю. Специалисты приводят в пример покупку американским IT-холдингом Amazon сети дорогих супермаркетов Whole Foods. Впрочем, сам «Яндекс» пока никак не комментирует информацию. В прошлом году слухи приписывали ему приобретение Тинькофф Банка, которое в итоге не состоялось.
Формально такое положение вещей не противоречит действующим правилам. В законе о защите конкуренции не прописаны четкие требования, но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) старается не допускать, чтобы в какой-либо сфере оставалось меньше трех соперничающих компаний. Сделки по слиянию и поглощению, угрожающие нарушить баланс, как правило, блокируются. Особняком стоят естественные монополии — отрасли, в которых существование большого числа конкурирующих предприятий невозможно технически или неэффективно с экономической точки зрения, например, железнодорожные перевозки и водоснабжение.
На тоненького
На рынке продовольственного ретейла соревнуются много игроков, и, на первый взгляд, угроз для конкуренции нет. Однако ФАС уже несколько раз блокировала крупные сделки по покупке одних сетей другими. Еще в 2013 году ведомство не одобрило слияние X5 и «Седьмого континента». Чиновники указывали, что обе сети занимали доминирующее положение в некоторых отдельных регионах (главным образом в Москве), и предписывали закрыть часть торговых точек, чтобы было невыгодно обеим сторонам. В итоге владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов решил развивать компанию самостоятельно, но через четыре года потерял интерес к бизнесу и закрыл его, продав торговые точки «Азбуке вкуса», «Дикси» и «Ленте».
Тем не менее большинство сделок в последние годы получали одобрение ФАС и проходили успешно. Среди наиболее заметных — объединение крупнейших торговых сетей Сибири и Дальнего Востока — «Красного Яра», «Самбери» и «Слаты» — в холдинг «Восточный союз» в мае 2021 года. Новая компания сходу вошла в десятку крупнейших ретейлеров страны с прошлогодним оборотом в 120 миллиардов рублей (девятое место в рейтинге). Владельцы всех трех брендов получили по 33,33 процента акций и заявили, что не собираются отказываться от привычных и хорошо зарекомендовавших себя торговых марок, а вместо этого консолидируют бизнес-модели и операционные процессы.
Пять лет назад «Лента» за 174,9 миллиона долларов (11 миллиардов рублей на тот момент) купила у финского Kesko сеть супермаркетов «К-руока». Как и в случае с Billa, новые торговые площади были полностью интегрированы в компанию-покупателя и сменили вывески. В число крупнейших слияний и поглощений также входит уже упомянутое создание Mercury Retail за счет объединения «Дикси», «Бристоля» и «Красного & Белого» двухлетней давности и приобретение сетью «Дикси» калининградской «Виктории» в 2011 году за 914 миллионов долларов (25,6 миллиарда рублей по тогдашнему курсу).
Себе на уме
Отдельного внимания заслуживает нидерландский бренд Spar, развивающийся во всем мире по нестандартной для ретейла схеме. Вместо создания дочерней структуры в каждой отдельно взятой стране материнская компания продает лицензии на ведение бизнеса. По своей сути они отличаются от широко распространенных — особенно в международном бизнесе — франшиз: головная компания, продающая лицензию, почти не имеет права вмешиваться в дела местного партнера, ограничиваясь ролью советника. Первый российский магазин Spar был открыт в Москве в 2001 году.
С тех пор лицензии покупали многие компании, в результате чего в стране параллельно работают сразу несколько независимых друг от друга сетей под единой торговой маркой. Причем некоторые из них соперничают в одних и тех же регионах. Так, в начале 2020 года обанкротился один из крупнейших отечественных партнеров Spar — компания Мушвига Абдуллаева «Интерторг», владевшая 180 магазинами в Северо-Западном федеральном округе и Москве. Но их закрытие не привело к исчезновению бренда в крупнейших городах страны.
Несколько лет назад главного московского лицензиата Spar, «Спар-Ритейл», выкупила X5, переделав 26 магазинов сети под «Перекрестки». Однако работать по лицензии продолжили другие партнеры, сейчас крупнейшим в столице является «СПАР Миддл Волга», начинавшая свою деятельность в Нижегородской области. Таким образом, рассматривать магазины Spar в качестве единого бизнеса и оценивать их долю на рынке было бы неправильно.
Измельчали
Сделки последнего десятилетия по своему масштабу не идут в сравнение с теми, что совершались в 2000-х. В 2006-м в результате слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» была образована X5. Сперва «Пятерочка» выкупила «Перекресток» за 37,6 миллиарда рублей деньгами и своими акциями, затем владельцы «Перекрестка» заплатили 33,1 миллиарда за долю в объединенной компании. В последующие четыре года новый холдинг поглотил «Карусель», «Копейку» и «Патэрсон». В 2007-м филиал французского «Ашана» выкупил российское подразделение турецкой сети «Рамстор» за 6,5 миллиарда рублей, сменив вывески на некогда популярных гипермаркетах.
Аналитики отмечают, что по сравнению с 2000-ми годами российский рынок продовольственного ретейла выглядит сформировавшимся и довольно зрелым, что объясняет отсутствие столь же громких слияний и поглощений. Однако большинство специалистов называют происходящее монополизацией и опасаются снижения конкуренции. Некоторые указывают на неоднозначность ситуации и допускают, что соперничество будет происходить в различных эшелонах по отдельности: между лидерами в лице X5 и «Магнита» и догоняющими. Согласно еще одной точке зрения, в ближайшее время конкуренция может даже обостриться, но на длинной дистанции снизится на фоне общей консолидации рынка.