что лучше линкор или крейсер
Чем отличаются линкор и крейсера?
Основное отличие в том, что у них разное назначение и потому разная конструкция.
Крейсер предназначен, главным образом, для действий в одиночку или в составе малых групп на вражеских коммуникациях: он топит транспорты и может противостоять конвою. Поэтому он шустрый и хорошо вооружен, но не слишком.
Соответственно, крейсер меньше линкора, слабее вооружен и хуже защищён, зато имеет более высокую скорость.
Российский фрегат «Ярослав Мудрый»
Фрегат — класс военно-морских кораблей, предназначенных для поиска и уничтожения атомных подводных лодок в море, противолодочного охранения, противовоздушной и противоракетной обороны авианосцев.
Американский фрегат «Оливер Х. Перри»
Эсминец
Российский эсминец проекта 956 «Сарыч» (ближе) и американский эсминец типа «Спрюэнс» DD-987 «О’Бэннон» (дальше)
Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной службы, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений, а также дымовых завес.
Крейсер
Российский крейсер «Петр Великий»
Крейсер — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие.
Это универсальный тип кораблей, отличающийся внушительными размерами и большим количеством многоцелевого вооружения. Автономность крейсера на самом высшем уровне.
Американский крейсер USS Bunker Hill (CG-52)
Линкор
Американский линкор «Айова»
Линейный корабль (сокр. Линкор) — класс тяжёлых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.
Линкоры активно использовались в 20 веке, но ближе к началу века 21 стали морально устаревать. На сегодняшний день ни в одном флоте крупных мировых держав линкоров не числится. Они либо стоят в портах в роли музеев, либо в буквальном смысле разрезаются для переплавки металла и изготовления новых перспективных типов кораблей.
Линкор, дредноут, крейсер, эсминец – что это за корабли, боевое применение, сходство и различия
Названия военных кораблей звучат красиво и загадочно: линкор, эсминец, дредноут, крейсер. Но людям, далёким от военно-морской тематики, порой сложно понять, о чём идёт речь. Постараемся разобраться, что это за корабли и какие боевые функции на них возложены.
Линкор
Слово «линкор», как и многие военные термины, является сокращением, образованным от словосочетания «линейный корабль». Это был класс боевых кораблей с мощным бронированием и тяжёлыми артиллерийскими установками на борту.
Залп главного калибра линкора «Айова». Wikimedia Commons / Phan J. Alan Elliott
Фактически линкоры были наиболее крупными военными кораблями после авианосцев. Они достигали в длину 150-280 метров, а их водоизмещение варьировало в пределах от 20 до 70 тысяч тонн. Численность экипажа такого корабля составляла от полутора до трёх тысяч человек, главный орудийный калибр – от 280 до 460 мм, т.е. в стволе главного орудия спокойно помещался человек. Название «линейный корабль» произошло от тактики боевых действий, при которой корабли выстраивались в линию для усиления ударной мощи.
Линкоры составляли основу боевых флотов во время первой мировой войны. Их основным предназначением была борьба с надводными кораблями аналогичного класса и поддержка сухопутных войсковых операций при помощи своей мощной артиллерии.
Развитие подводного флота и авиации постепенно снижало эффективность линкоров, и морские сражения второй мировой войны это ярко продемонстрировали. Несмотря на толщину брони и большое количество крупнокалиберных орудий на борту, эти корабли в условиях современной войны оказались не слишком жизнеспособными. Они представляли собой большую, хорошо заметную цель, которую довольно легко уничтожить с самолёта или подводной лодки гораздо меньшего класса.
В настоящее время линкоры практически повсеместно выведены из состава военных флотов. Сегодня они либо выполняют функцию музейных экспонатов, либо отправлены на переплавку.
Дредноут
Британский линкор «Дредноут». Wikimedia Commons / US Navy Historical Center Photo # NH 63367
После этого все боевые корабли данного типа, вооружённые артустановками максимального калибра, стали называть дредноутами. В России аналогом дредноутов были линкоры – линейные корабли. С течением времени толщина брони и калибр главных орудий увеличивались, но соответственно росла и стоимость судов. К началу второй мировой войны дредноуты были во флотах всех ведущих государств. Однако боевые действия быстро выявили их слабые места – слабую защищённость против атак из-под воды и с воздуха. Последний дредноут был построен на верфях Британии в 1946 году.
Крейсер
Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Wikimedia Commons / Александр Вепрёв (CC BY-SA 3.0)
В ХХ столетии крейсерами стали называть боевые корабли универсального назначения, которые выполняли широчайший ряд задач: участвовали в обороне флотилий и конвоев, уничтожали лёгкий флот противника и торговые суда, обеспечивали высадку десантов и оказывали сухопутным войскам огневую поддержку, ставили минные заграждения и т.д. Начиная со второй половины ХХ века военные корабли начали приобретать определённую специализацию и действовать преимущественно в группах. В настоящее время крейсеры сохранились только во флотах США и России.
В настоящее время крейсеры оснащаются газотурбинными и атомными силовыми установками, а также несут на борту весь спектр современного корабельного вооружения – зенитные установки, торпедные аппараты, ракетные комплексы и т.д. Водоизмещение крейсера составляет примерно 10 тысяч тонн. Это наиболее крупные корабли, помимо авианосцев, выполняющие боевые задачи как в составе групп, так и самостоятельно.
Эсминец
Название этого класса кораблей является сокращением от слов «эскадренный миноносец». Первые эсминцы предназначались для формирования минных полей, а их вооружение было довольно слабым – малокалиберная артиллерия и торпедные аппараты. В настоящее время основным предназначением эсминцев является поражение надводных, подводных и воздушных целей в составе эскадры. Кроме того, эсминцы выполняют разведывательные и патрульные задачи, поддерживают огнём высадку десанта, ставят минные заграждения и дымовые завесы.
Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков». Wikimedia Commons / Сергей Федюнин, Mil.ru (CC BY 4.0)
Водоизмещение эсминцев в России составляет 6,5 тысяч тонн, в других странах этот показатель варьирует от 2,5 до 10 тысяч тонн.
Боевые корабли. Крейсеры
Сегодня можно сказать, что цикл «Боевые самолеты» вполне себе состоялся, и летать ему и летать. Но есть еще одна тема, которая мне нравится ну не меньше (а может, и больше) чем самолеты Второй мировой.
Это крейсеры. Или крейсера. Как поставить ударение, обе вариации считаются правильными.
И не без оснований.
А на кого, простите, любоваться? На авианосцы? Простите, авианосец и морская эстетика – они даже рядом не плавали. Плавучий склад с самолетами и аэродром – ну что в нем красивого? На мой взгляд – ничего.
Примерно такое же отношение и к линкорам. Ну большой сундук, ну огромные пушки. А по сути – корабль-слабачок. Ни скорости, ни маневренности, от подводной лодки защити, от самолетов защити, курс ему проложи, чтобы без опасностей был, и тогда… Если все сложится, то господин линкор куда-то там шарахнет за горизонт.
И может быть даже и попадет, тогда, конечно, слов нет, красота будет. Если попадет.
Крейсер же – это крейсер. Если посмотреть в историю, а мы сейчас посмотрим, то это был изначально класс не по водоизмещению или еще чему, а по предназначению.
И главным назначением крейсера было именно крейсирование. То есть самостоятельные действия и выполнение задач независимо от основного флота.
И здесь список не просто большой, он еще и разнообразный. Охрана вышеупомянутых здоровяков, борьба с эсминцами противника (о вредоносные расходники морей!), рейдерство, то есть захват и потопление судов снабжения противника, проводка конвоев, постановка минных заграждений, поддержка десантов и многое другое.
В общем, крейсер – штука самостоятельная напрочь, а потому (с моей точки зрения) даже более универсальная, чем линкор или авианосец. По крайней мере, крейсер в состоянии наделать дел без привлечения эскадры прикрытия. Примеров в истории полным-полно, а вот когда господа линкоры начинали корчить из себя героев-одиночек, все заканчивалось очень и очень печально. Пеной на волнах. Доказано «Бисмарком» и «Ямато».
Термин «крейсер» как таковой родился в XVII столетии. «Крейсер» — это скорее было назначение корабля, чем его конструктивное устройство.
Крейсерами обычно были достаточно маленькие и проворные суда. В те времена линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное одиночное плавание, например, к другим континентам. Кроме того, они были еще стратегически важными единицами, чтобы рисковать ими в патрульных или разведывательных миссиях.
Потому-то крейсерами назначались в 18-м веке в основном фрегаты. Среднего размера корабли, довольно быстрые и манёвренные, оснащенные для дальних походов, со средним же вооружением на одной-двух орудийных палубах.
Если почитать рассказы о пиратах Карибского моря тех лет, то выяснится, что как раз фрегат был мечтой каждого крутого парня с Тортуги. Просто потому, что был идеальным крейсером, позволявшим грабить транспорты испанцев.
Но и не фрегатом единым жив флотоводец. А потому на роль крейсеров запросто назначались шлюпы, корветы, бриги, в общем, вопрос стоял исключительно в дальности действия.
В середине XIX века крейсерские функции стали выполнять парусно-паровые винтовые корабли различных типов: фрегаты, корветы, шлюпы, клипера.
А первыми назвали крейсер крейсером американцы. Да не простые, а из Конфедеративных Штатов Америки, во время Гражданской войны в этой стране.
У КША не было такого флота, как у Севера, потому южане сделали ставку именно на рейдеры. Конфедерация впервые стала официально применять термин «крейсер», хотя он по-прежнему объединял корабли по назначению, а не по конструктивному признаку. Крейсер «Алабама» два года пил кровь у флота США, захватив 69 призов и потопив один военный корабль, пока его не угомонили у побережья Франции.
А за другим крейсером, «Шенандоа», который захватил около 40 кораблей, гонялось до сотни американских военных кораблей, но так и не поймали.
Именно в Гражданскую войну в США крейсер состоялся как класс кораблей, предназначенных именно для рейдерства.
Если термин «крейсер» устаканили американцы, то первый шаг к тому, что крейсера стали такими, какими мы их привыкли видеть, сделали в России.
В 1875 году в состав Российского императорского флота вошёл фрегат «Генерал-адмирал», ставший первым в мире броненосным крейсером. В отличие от бронепалубных крейсеров, эти корабли обладали не только броневой палубой, но и бронированием борта в районе ватерлинии — бронепоясом.
Интересно, но кроме нас броненосные крейсера стали строить только британцы. Но потом дошло и до остальных, и все страны мира бросились разрабатывать и строить для своих броненосцев более быстрых помощников.
Эволюционируя, крейсера подошли к Первой мировой войне вполне самостоятельным классом кораблей, который существовал и, более того, устраивал такие зарубы, в которых было жарко и без линкоров. Сражения у мыса Коронель, у Фолклендских островов, в Гельголандской бухте, у Доггер-банки – все эти эпизоды Первой мировой тесно связаны именно с крейсерами.
Ну и заодно были выделены из общего семейства два таких замечательных класса, как линейные крейсера и тяжелые.
Вообще, пересказывать историю крейсеров смысла просто не вижу, думаю, достаточно обозначить классы этих кораблей, которые будут рассмотрены.
1. Линейные крейсера. Незаслуженно загубленный Вашингтонским договором класс, у которого могло быть весьма великое будущее. Но – стали линкорами, и ничего тут не поделать.
2. Тяжелые крейсера. Очень интересный класс, потому что каждая страна изгалялась, как могла в плане создания таких кораблей.
3. Странные крейсера. Не знаю, как их правильно называть, но это те, кто в классы не попадал по-человечески. Те же немецкие «Дойчланды» и советский «Проект 26».
5. Вспомогательные крейсера. Хоть и не совсем крейсера, но у экипажа того же «Джервис Бей» не было времени задумываться о соответствии. А назвали крейсером – иди на «Адмирала Шеера»… Хотя и немцы тоже вписали кучу страниц в историю.
6. Броненосные и бронепалубные крейсера.
7. Ракетные крейсера.
Вообще, класс прошел интересный путь, от небольших и маневренных судов до откровенных громадин «Рипалса», «Фон дер Танна» и «Петра Великого».
Учитывая, что крейсеры строили все, от признанных авторитетов до совсем уж нетривиальных южноамериканцев, шведов и испанцев, есть где разгуляться и кого с кем сравнить.
Особенно интересны, на мой взгляд, итальянские и японские корабли. Там было много интересных решений, а почему-то внимания им особо не уделяли. Так что рискнем попробовать и поговорить о реально боевых кораблях, возможно, незаслуженно обойденных вниманием.
В качестве примера могу привести деяния нашего крейсера «Красный Кавказ». Можно взять и сравнить с его работой любой из наших линкоров. Или все три сразу. Однозначно «Красный Кавказ» перевесит.
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Российский корвет «Стерегущий»
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
Фрегат проекта 22350
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.
Топ самых мощных линкоров Второй мировой войны
С момента установки на корабли пушек начинается извечное соперничество снаряда и брони. После осознания уязвимости величественного парусного флота к огню орудий, инженеры и кораблестроители начинают устанавливать на военные суда броню. В 19-м веке появляются первые броненосцы, завершившие свое развитие к началу 20-го века и ставшие главной ударной и наиболее могущественной силой флота. Им на смену приходят линкоры-дредноуты, еще более крупные, мощные и тяжело бронированные. Пик развития линейных кораблей пришелся на Вторую мировую войну, когда соперничество снаряда и брони достигло апогея, породив наиболее мощные и величественные суда из когда-либо созданных человеком.
6. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V»
Перед Второй мировой военные флоты ведущих морских держав интенсивно вооружались современными линкорами. Великобритания считалась законодателем моды в сфере военного кораблестроения и наиболее мощной морской державой на протяжении уже нескольких веков, но после Первой мировой войны ее лидерство стало постепенно угасать. В итоге Владычица морей подошла к войне с наименее сильным «главным» линкором.
Средний калибр линкора был представлен шестнадцатью 133-миллиметровыми орудиями в 2-орудийных башнях. Эти пушки должны были стать универсальными, ведя как зенитный огонь, так и выполняя функцию борьбы с вражескими миноносцами. Если со второй задачей такие пушки вполне справлялись, то против авиации они оказались неэффективными из-за малой скорострельности и несовершенства систем наведения. Также линейные корабли «Кинг Джордж» были оснащены двумя разведывательными гидросамолетами с одной катапультой.
Бронирование британских судов строилось по классическому принципу «все или ничего», когда основные и наиболее важные узлы корабля прикрывались самой толстой броней, а оконечности корпуса и палубы оставались практически небронированными. Толщина главного броневого пояса достигала впечатляющих 381 мм. В целом бронирование было достаточно неплохим и сбалансированным. Качество самой английской брони по-прежнему оставалось отличным. Нарекания вызывала лишь откровенно слабая противоминная и противоторпедная защита.
Главная силовая установка развивала 110 тысяч лошадиных сил и позволяла линкору разгоняться до 28 узлов. Расчетная дальность плавания экономичным 10-узловым ходом достигала 14 тысяч миль, однако в реальности все выходило куда скромнее.
Всего англичанам удалось построить пять кораблей такого типа. Линкоры создавались для противостояния немецкому флоту в Атлантике, однако служить им пришлось во многих уголках света. Наиболее воюющими из британских линкоров оказались «Кинг Джордж V», долгое время бывший флагманом английского Королевского флота, и «Принс оф Уэлс», принявший бой вместе со злополучным «Худом» против легендарного «Бисмарка». В конце 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией, остальные же его собратья пережили войну и были благополучно отправлены на слом в 1957 году.
Помимо кораблей типа «Кинг Джордж V», англичанам во время войны удалось заложить новый «Вэнгард» — более крупный и мощный линейный корабль, лишенный многих недостатков предыдущих линкоров. По водоизмещению и вооружению (50 тысяч тонн и восемь 381-миллиметровых орудий) он напоминал немецкий «Бисмарк». Но достроить этот корабль англичане смогли лишь в 1946 году.
5. Линейные корабли типа «Литторио / Витторио Венето»
После Первой мировой войны Италия переживала не самые лучшие времена. Денег на строительство новых линкоров не хватало. Поэтому выпуск новых судов всячески откладывался по финансовым соображениям. К разработке современного линейного корабля Италия приступила лишь после закладки во Франции, основного соперника в Средиземноморье, мощных и быстроходных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», которые полностью обесценивали старые итальянские линкоры.
Главным театром военных действий для итальянцев виделось Средиземное море, исторически считавшееся «своим». Это и наложило отпечаток на облик нового линкора. Если для англичан автономность и большая дальность плавания были ключевым фактором при разработке собственных линейных кораблей, то итальянские конструкторы могли ею пожертвовать в угоду усилению огневой мощи и бронирования. Головные «Литторио» и «Витторио Венето» были крупнее «Кинг Джорджа» — их полное водоизмещение составляло порядка 45 тысяч тонн при длине около 240 метров. Линкоры вступили в строй весной 1940 года.
Вооружение главного калибра составляли девять мощных 15-дюймовых (381 мм) орудий в трех 3-орудийных башнях. Итальянцы пошли по пути максимальной форсировки старых орудий аналогичного калибра, увеличив длину стволов с 40 до 50 калибров. В итоге итальянские пушки оказались рекордсменами среди 15-дюймовых орудий в Европе по дульной энергии и мощи снаряда, уступая по бронепробиваемости лишь более крупнокалиберным пушкам американской «Айовы» и японского «Ямато».
Вес бронебойного снаряда достигал 885 кг при высокой начальной скорости в 870 м/с. За это пришлось расплачиваться крайне низкой кучностью и точностью стрельбы, которая считается главным недостатком этого типа линкоров. В отличие от англичан, итальянцы разделили среднюю артиллерию на противоминную и зенитную. Для борьбы с атакующими эсминцами использовались двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий в четырех 3-орудийных башнях. Для стрельбы по самолетам имелись двенадцать 90-миллиметровых орудий, которые дополнялись 37-миллиметровыми автоматами. Опыт войны показал совершенную недостаточность зенитной артиллерии итальянских линкоров, как и большинства подобных кораблей других стран.
Авиагруппа линкоров типа «Литторио» состояла из трех гидросамолетов и одной катапульты для их запуска. Главный броневой пояс был разнесенным и при не слишком впечатляющей толщине обеспечивал защиту от 380-миллиметровых снарядов.
Основная энергетическая установка выдавала 130 тысяч лошадиных сил и разгоняла итальянский линкор до 30 узлов. Столь высокая скорость была большим преимуществом и давала возможность выбирать оптимальную дистанцию боя либо вообще уклоняться от огня более сильного противника. Дальность плавания была довольно скромной (4,5—5 тысяч миль), но вполне достаточной для Средиземноморья.
4. Линейные корабли типа «Ришелье»
После Первой мировой войны Франция оказалась в схожем с Италией положении касательно состояния и дальнейшего развития военно-морского флота.
После закладки в Германии «карманных линкоров» типа «Шарнхорст», французы вынуждены были в срочном порядке проектировать корабли для борьбы с ними. Получившийся в итоге «Дюнкерк» оказался настолько удачным, что послужил базой для создания полноценных линейных кораблей типа «Ришелье».
Полное водоизмещение «Ришелье» составляло почти 45 тысяч тонн, а максимальная длина — порядка 250 метров. С целью уместить в ограниченное водоизмещение максимально возможное вооружение и тяжелое бронирование, французы вновь применили оригинальную схему размещения вооружения главного калибра, опробованную на «Дюнкерке».
«Ришелье» нес восемь 380-миллиметровых орудий длиной 45 калибров в двух 4-орудийных башнях. Вес бронебойного снаряда составлял 890 кг при начальной скорости 830 м/с. Такое размещение позволяло экономить суммарный вес каждого орудия по сравнению с 3- и особенно 2-орудийными башнями. Кроме того, всего две башни главного калибра вместо трех или четырех требовали меньшей длины главного броневого пояса для защиты орудий и артиллерийских погребов, упрощали систему хранения и подачи боеприпасов, управление огнем.
Но в такой смелой схеме были и свои недостатки. Повреждение любой из башен приводило к выходу из строя половины артиллерии корабля, поэтому французы разделили каждую из башен бронеперегородкой. Каждая пара орудий имела независимое наведение и подачу боеприпасов. На практике же 2-башенная схема оказалась ненадежной. Французские моряки говаривали, что система поворота башен могла выйти из строя в любую минуту. Кроме того, кормовой сектор корабля не был защищен орудиями главного калибра, что отчасти компенсировалось большими углами поворота передних башен.
Гордостью французских кораблестроителей были бронирование и защита в целом. По показателям живучести «Ришелье» превосходил своих конкурентов из Англии и Италии, был примерно равен более крупным «Бисмарку» и «Айове» и уступал лишь гораздо более тяжелому «Ямато». Главный броневой пояс имел толщину 330 мм и 18-миллиметровую подкладку. Наклоненный под 18 градусов пояс давал в итоге почти полметра брони. Недостроенному «Жан Бару» довелось получить около пяти тяжеленных 406-миллиметровых американских снаряда главного калибра. Корабль это пережил.
Силовая установка «Ришелье» выдавала 150 тысяч лошадиных сил, а скорость более 31 узла была одной из лучших в классе, формально уступая лишь «Айове». Максимальная дальность плавания составляла порядка 10 тысяч миль экономичным ходом.
Всего французы планировали построить три линкора подобного типа. В строй удалось ввести только два — «Ришелье» и «Жан Бар», которые не без приключений пережили войну. Эти суда стали одними из самых сбалансированных и удачных кораблей данного класса. Многие специалисты отдают им пальму первенства в линкоростроении. Они совмещали в себе достаточно мощное вооружение, отличное бронирование и высокую скорость хода. При этом имели средние размеры и водоизмещение. Тем не менее многие положительные стороны были хороши лишь на бумаге. Как и итальянские линкоры, французские «Ришелье» и «Жан Бар» не покрыли свою историю бессмертными подвигами. Им удалось пережить войну и даже послужить после нее, пройдя модернизацию. Что касается эстетической стороны, то автор статьи ставит их на первое место. Французские линкоры получились по-настоящему красивыми и изящными.
3. Линейные корабли типа «Бисмарк»
Германия после Первой мировой одной из первых приступила к проектированию новых современных линкоров. Как стране, проигравшей войну, ей было запрещено строить крупные военные корабли. Поэтому стартовые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» можно было назвать линкорами лишь с натяжкой. Тем не менее серьезный опыт немецкими инженерами был получен. А уже после подписания в 1935 году Англо-Германского морского соглашения, фактически отменившего Версальские ограничения, Германия начинает разработку и строительство самых крупных и мощных кораблей, когда-либо состоявших на вооружении немецкого флота.
Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги. Главная артиллерия, как на «Ришелье» и «Витторио Венето», была представлена 380-миллиметровыми орудиями. «Бисмарк» нес восемь орудий в четырех 2-орудийных башнях, по две на носу и корме. Это было шагом назад на фоне 3- и 4-орудийных башен конкурентов.
Артиллерия главного калибра выходила более живучей, но требовала больше места, брони и, соответственно, веса для ее размещения. Пушки «Бисмарка» ничем особенным кроме традиционного немецкого качества на фоне «пятнадцатидюймовок» французов и итальянцев не выделялись. Разве что, в отличие от последних, прагматичные немцы сделали ставку на точность стрельбы в ущерб мощи и весу снаряда (800 кг). Как показало время — не зря.
Бронирование «Бисмарка» можно назвать умеренным и не совсем обычным. Используя схему с четырьмя башнями главного калибра, немцам приходилось бронировать до 70% длины корпуса. Толщина главного бронепояса доходила до 320 мм в нижней его части и до 170 мм в верхней. В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с выдающимися максимальными толщинами, но общая площадь бронирования была выше, чем у любого из конкурентов. Может быть, именно такая схема бронирования и позволила «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы англичан, оставаясь на плаву.
Главная энергетическая установка была слабым местом проекта. Она развивала около 150 тысяч «лошадей», разгоняя «Тирпица» и «Бисмарка» до 30 узлов, что было очень неплохим результатом. Вместе с тем она не отличалась надежностью и в особенности экономичностью. Реальная дальность плавания была практически на 20% ниже заявленных 8,5—8,8 тысячи миль.
Всего немцам удалось ввести в строй два судна такого типа.«Бисмарку» в 1941 году пришлось принять бой, ставший самым известным морским сражением Второй мировой. Немецкий отряд из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» столкнулся с английскими кораблями. И хотя англичане имели преимущество в виде линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Худ», залпы «Бисмарка» за считанные минуты отправили на дно красу и гордость Королевского флота — флагманский крейсер «Худ» вместе со всем экипажем. В результате дуэли повреждения получили и немецкие корабли. Шокированные и разъяренные англичане отправили на поимку «Бисмарка» целую эскадру. Немецкому линкору практически удалось уйти от погони, но самолеты англичан повредили рулевое управление корабля, а потом на протяжении долгого времени расстреливали обездвиженное судно из всех орудий. В итоге команда «Бисмарка» открыла кингстоны и потопила свой корабль.
После потери одного из двух линкоров немцы спрятали оставшийся «Тирпиц» в норвежских фьордах. Даже бездействующий и спрятанный, этот корабль на протяжении всей войны оставался постоянной головной болью англичан, оттягивая на себя огромные силы. В конце концов «Тирпиц» удалось потопить только с воздуха специально разработанными огромными 5-тонными бомбами.
2. Линейные корабли типа «Айова»
Ко Второй мировой войне США подошли в роли лидера по экономическому и производственному потенциалу. Обладательницей самого мощного военно-морского флота была уже не Великобритания, а ее партнер за океаном. К концу 1930-х годов американцам удалось разработать проект линкора в рамках Вашингтонского соглашения. Сначала это были корабли типа «Саут-Дакота», которые в целом соответствовали европейским конкурентам. Затем настало время еще более крупных и мощных линкоров типа «Айова», называемых многими специалистами лучшими судами этого класса.
Длина таких линейных кораблей достигала рекордных 270 метров, а полное водоизмещение превышало 55 тысяч тонн. «Айова» должна была противостоять японским линкорам типа «Ямато». Тем не менее американские кораблестроители сохранили калибр главной артиллерии в 16 дюймов (406 мм), примененный на «Саут-Дакоте». Но орудия главного калибра удлинили с 45 до 50 калибров, нарастив мощь орудия и вес бронебойного снаряда с 1016 до 1225 кг. Кроме самих пушек, при оценке огневой мощи кораблей типа «Айова» следует отметить самую совершенную среди линкоров того периода систему управления артиллерийским огнем. В ней помимо баллистических вычислителей и оптических дальномеров применялся радар, значительно повышавший точность стрельбы, особенно в плохих метеоусловиях.
Кроме того, учитывая совершенство систем наведения и качество боеприпасов, американские линкоры являлись абсолютными лидерами по зенитному вооружению.
А вот бронирование не было сильной стороной «Айовы». Цитадель в центральной части корабля была прикрыта скромным 307-миллиметровым главным броневым поясом. В целом, линкор был бронирован на уровне «Саут-Дакоты» и европейских линейных кораблей с меньшим водоизмещением, а «Ришелье» он даже уступал. Не слишком полагаясь на свою бронезащиту, американцы пошли по другому пути.
Линкоры типа «Айова» получили мощнейшую среди аналогичных кораблей силовую установку в 212 тысяч лошадиных сил. Для сравнения, на предшественнике мощность турбин достигала всего 130 тысяч «лошадок». «Айова» теоретически могла разогнаться до рекордных 33 узлов, превосходя по скорости хода абсолютно все линкоры Второй мировой. Таким образом, американские линейные корабли обладали преимуществом в маневре, имея возможность выбирать для себя оптимальные дистанцию и условия артиллерийского боя, частично компенсируя не самое крепкое бронирование.
Всего американцы планировали построить шесть кораблей данного типа. Но принимая во внимание уже построенные четыре линкора типа «Саут-Дакота» и все более возрастающую роль авианосцев, в США ограничились серией из четырех кораблей — «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури», «Висконсин». Все линейные корабли принимали активное участие в войне на Тихом океане. 2 сентября 1945 года на борту «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии.
Послевоенная судьба линкоров типа «Айова», в отличие от большинства судов этого класса, сложилась не совсем обычно. Корабли не были сданы на металлолом, а продолжили свою службу. Американцы активно использовали свои линкоры во время войны в Корее и Вьетнаме. В середине 1980-х уже старые к тому времени суда прошли модернизацию, получив современную электронную начинку и управляемые крылатые ракеты. Последним конфликтом, в котором принимали участие линейные корабли, стала война в Персидском заливе.
1. Линейные корабли типа «Ямато»
Японские военные понимали, что экономически соперничать со своим основным соперником на Тихом океане, Соединенными Штатами Америки, невозможно. Поэтому было решено добиться качественного превосходства, чтобы компенсировать количественное отставание. Это противостояние вылилось в рождение самых крупных и мощных линкоров в истории.
При проектировке этих кораблей японцы старались сделать максимально вооруженное и наиболее защищенное судно в мире. Отбросив Вашингтонские соглашения, в обстановке строжайшей секретности они в 1937 году заложили гигантский линкор «Ямато», полное водоизмещение которого превысило 70 тысяч тонн, а длина достигала 260 метров.
Зенитные орудия японцев, не уступая по качеству европейским, отставали от американских по точности стрельбы и скорости наведения. Малокалиберные автоматические зенитные пушки, число которых за время войны возросло с восьми встроенных автоматов до полусотни, все равно качественно уступали «Бофорсам» и «Эрликонам» американцев.
Бронирование линкоров типа «Ямато», как и главная артиллерия, было «самым-самым». Причем, стремясь установить на свои корабли броню максимальной толщины, японцы постарались уменьшить длину цитадели. В итоге главный броневой пояс прикрывал только примерно половину судна в центральной части. Зато его толщина была впечатляющей — 410 мм. Следует отметить, что японская броня по качеству уступала лучшей на то время английской и немецкой по причине закрытия доступа в Японию самых современных технологий производства броневой стали и отсутствия поставок ряда редких легирующих элементов. Но все равно «Ямато» оставался самым тяжело бронированным кораблем в мире.
Главная силовая установка японского суперлинкора была довольно скромной и выдавала около 150 тысяч лошадиных сил, разгоняя огромный корабль до 27,5 узла. «Ямато» был самым медленным среди линкоров Второй мировой. Зато корабль нес самую большую авиагруппу разведывательных самолетов — целых семь штук на двух катапультах.
Японцы планировали ввести в строй три линкора этого типа, но смогли достроить только два — «Ямато» и «Мусаси». Третий, «Синано», был переделан в авианосец. Судьба кораблей сложилась печально. Японские моряки шутили, что линкоры типа «Ямато» больше и бесполезнее даже таких огромных и бесполезных вещей, как Китайская стена и египетские пирамиды.
Найдены дубликаты
Есть забавная книженция о таких линкорах. Там Бисмарк и Мусаси громят современные авианосные соединения бриттов и амеров.
Сказка, но интересная.
Впечатляет, это же сколько инженерной мысли, сколько труда вложено в эти махины.
Ямато с Мусасей, конечно, огонь.
на картинке не кинг джордж
Снаряды для Ямато придумывали под первитином.Ибо ничем другим объяснить наличие зенитных ОФ я не могу.да и бронебойные были так себе.
А по теме, Ямато еще известен тем, что жрал горючку прямо как тот верблюд из мультика про 3х Богатырей «Быстр, вынослив и кормить совсем не нужно»
Все линкоры жрали горючки в больших объемах
Как только в конце увидел Ямато, Мусаси, сразу вспомнилось аниме «Симфония Морской стали».
А потом еще «Космический линкор Ямато» 🙂
Вашингтонские метания в стиле Британской империи
Вашингтонское морское соглашение долбануло и по Британии. Точнее, по бюджету «Владычицы морей», и долбанул не хуже бронебойных снарядов немецких линкоров и крейсеров в Ютландском сражении.
Договорившись с остальными участницами, Британия начала строить свои тяжелые крейсера, и… стало понятно, что это очень накладное дело. «Хокинсы» оказались кораблями. немного несуразными, так что от них Адмиралтейство быстренько отделалось и началась история кораблей типа «Каунти».
Вообще, это были три подтипа кораблей, но отличия в проектах были настолько минимальны, что рассматривать можно почти оптом. И вышло так, что все 13 тяжелых крейсеров (тип «Кент» — 7, тип «Лондон» — 4, тип «Дорсетшир» — 2) хоть и были построены, но обошлись в такую сумму, что стало понятно: для охраны и защиты торговых коммуникаций колоний и метрополии надо что-то подешевле. Иначе овчинка не будет стоить выделки.
Так появились два «полутяжелых» крейсера типа «Йорк» (рассмотрим в следующей статье), а потом британцы ударными социалистическими темпами начали строить флотилию легких крейсеров. В чем, надо сказать, в отличие от немцев, весьма преуспели, и на момент начала Второй мировой войны Британия имела 15 тяжелых и 49 легких крейсеров.
Солидно, правда? А вообще концепция британского флота предусматривала 20 тяжелых и 70 легких крейсеров. Это так, для сведения.
Возвращаемся к нашим героям. «Каунти» стали прямым продолжением семейства «Хокинсов», задачи у них были примерно те же: поиск и отлов крейсеров противника и вразумление их с помощью главного калибра. А для вспомогательных крейсеров и прочей мелочи существовал вспомогательный калибр.
Естественно, не возбранялось рейдерство и британским кораблям.
Если сравнивать «Каунти» с современниками, то можно заметить, что в плане скорости, бронирования и ПВО это были не самые лучшие корабли. Зато просто огромная дальность плавания, мощное артиллерийское вооружение и прекрасные бытовые условия для экипажей делали эти корабли чуть-ли лучшими в классе именно для решения таких задач, которые были первоначально заявлены.
И если не обращать внимания на довольно старомодный вид, который получился благодаря трем высоким и тонким дымовым трубам и высокому борту, то, вообще-то, корабли получились что надо. Красивые даже.
А когда еще выяснилось, что и мореходные качества вполне, то неудивительно, что основная часть службы этих кораблей прошла в северных и полярных водах при сопровождении арктических конвоев.
Но на момент начала постройки, пребывая в некоторой растерянности от содеянного (все эти морские соглашения и договоры), британцы внезапно почувствовали себя беззащитными перед возможной угрозой своим транспортным коммуникациям.
А после того как командир «Рэли» угробил на камнях вверенный ему тяжелый крейсер, количество вменяемых тяжелых крейсеров типа «Хокинс» сократилось до четырех. А легкие крейсера, оставшиеся еще от Первой мировой войны, явно не отвечали современным требованиями в плане дальности и скорости.
И британцы бросились строить вашингтонские крейсеры.
Естественно, это должны были быть корабли водоизмещением 10 000 тонн, вооруженные орудиями главного калибра 203 мм, зенитными орудиями 102 мм и автоматическими пушками Виккерса («пом-пом») 40 мм.
Больше всего дебатов вызвал вопрос о количестве орудий в башнях ГК. Одно, два или три? Одноорудийные башни занимали слишком много места, что препятствовало размещению на кораблях достаточного количества орудий, и их трудно было задействовать все сразу. Это хорошо показала эксплуатация «Хокинсов». Трехорудийные башни еще не были доведены конструктивно, потому золотой серединой стало размещение главного калибра в двухорудийных башнях.
Таким образом, каждый крейсер должен был нести восемь 203-мм орудий в четырех башнях. Всего на суд комиссии Адмиралтейства было предложено четыре проекта, которые отличались друг от друга только бронированием. Присутствовали були, призванные защищать корабль от торпед и снарядов, попадавших ниже ватерлинии.
Однако на деле бронирование вышло недостаточным. Особенно стоило беспокоиться о бортах в районе машинных и котельных отделений, там корабль могли запросто пробить даже орудия эсминцев. Горизонтальное бронирование тоже было не очень, поскольку броня над теми же отделениями и снарядными погребами не защищало их от снарядов калибров 203 и 152 мм. Были сомнения и о том, что броня способна выдержать попадание авиабомб среднего калибра (не выдержала).
Потому победителем был признан проект «Д», который имел относительно неплохую защиту погребов, способную выдержать попадание падающего под углом 140° снаряда калибра 203 мм с расстояния около 10 миль. В остальном броня могла быть раскритикована в соответствии с пунктами, перечисленными выше. Полная масса брони крейсера проекта «Д» составила 745 тонн.
Но проект «Д» принят не был, а был под обозначением «Х» направлен на следующий конкурс, где были представлены другие проекты. Например, один из проектов («Y») предполагал убрать одну из кормовых башен, оставив только шесть орудий главного калибра, зато вооружить корабли авиацией. То есть вместо башни смонтировать катапульту и разместить на борту минимум два гидроплана. Одновременно боезапас увеличить с 130 до 150 снарядов на орудие.
В общем, если посмотреть, то «полутяжелые» «Йорк» и «Эксетер» как раз были сделаны по этому проекту.
Адмиралтейству не понравились все три предложенных проекта. У одного было все-таки недостаточное бронирование, второй не обладал должной огневой мощью, потому к постройке был принят проект, который разработал сэр Эсташ Теннисон д’Эйнкурт, один из создателей линейного крейсера «Худ».
Сэр Эсташ, который в кораблях однозначно соображал, предложил очень оригинальную вещь: оставить почти все, как есть, но изменить следующие параметры:
— повысить мощность машин на 5 000 л.с.;
— удлинить корпус на 100 см;
— сузить корпус на 20 см;
— уменьшить боекомплект каждого орудия на 20 снарядов.
Корабль с такими параметрами однозначно становился быстрее на 1,5-2 узла. А высвободившийся вес можно было направить на усиление брони.
Причем с броней сэр Эсташ тоже обошелся весьма прогрессивно.
Здраво рассудив, что от снарядов крупных калибров она все равно не спасает, толщину брони борта в районе котельных отделений уменьшили наполовину, сделав ее непроницаемой для снарядов 120-130 мм.
Зато была увеличена горизонтальная броня над котельными и машинным отделениями (на 7 мм) и вертикальная броня артиллерийских погребов (на 25 мм).
Расчетная скорость кораблей оценивалась как 31,5 узла при стандартном водоизмещении и 30,5 узла при полном.
Вот в таком виде на проекте были поставлены все соответствующие подписи. Первый корабль серии был назван «Кент», по нему, как было принято, назвали и весь тип. Естественно, эти корабли считались тяжелыми крейсерами вашингтонского класса.
Адмиралтейство сразу же выразило желание заказать не менее 17 таких крейсеров. Но адмиралов пришлось окатить холодной водой из Темзы, то есть ограничить бюджетом.
Так что вместо 17 кораблей были заказаны пять, а потом еще пришли австралийцы, которым корабль понравился, и заказали для себя еще два крейсера. Итого – семь.
«Кент», «Бервик», «Суффолк», «Корнуолл», «Камберленд», «Австралия» и «Канберра». Два последних, понятно, австралийские.
Новые крейсера были гладкопалубными высокобортными кораблями с тремя высокими трубами и двумя мачтами. Их стандартное водоизмещение оказалось варьировалось в пределах 13425–13630 т. Нормально, химичили все.
Корабли имели следующие размеры:
— наибольшая длина: 192,02–192,47 м;
— длина между перпендикулярами: 179,79—179,83 м;
— осадка при стандартном водоизмещении: 4,72—4,92 м;
— осадка при полном водоизмещении: 6,47—6,55 м.
Первоначально на кораблях хотели установить мачты-треноги, но из соображений экономии веса их заменили более легкими мачтами.
«Кент» стал единственным крейсером этого типа, получившим кормовую галерею, как у линкоров того времени. Галерея несколько увеличила длину корабля, но через некоторое время была демонтирована вообще.
В мирное время экипажи крейсеров составляли 679-685 чел., у флагманского корабля – 710-716 чел.
Эти крейсера, имея прекрасную мореходность, пользовались немалой популярностью как среди офицеров, так и матросов Королевского флота. Корабли считались «сухими» и комфортными для экипажа, имея весьма просторные и грамотно скомпонованные помещения.
Ну а для командования большим плюсом стала мореходность крейсеров, которые внезапно оказалась весьма устойчивыми артиллерийскими платформами.
Броня же осталась не самой сильно стороной. Окончательный вариант бронирования машинных отделений, башен главного калибра и погребов боезапаса выглядел следующим образом:
— бронирование бортов в районе машинных отделений — 25 мм;
— броневая палуба над машинными отделениями — 35 мм;
— броневая палуба над рулевым устройством — 38 мм;
— броневые переборки в районе машинных отделений — 25 мм;
— броня боковая и крыши башен ГК — 25 мм;
— броневые полы башен ГК — 19 мм;
— барбеты башен ГК — 25 мм;
— траверзы погребов башен «В» и «X» — 76 мм;
— боковые траверзы погребов башен «В» и «X» — 111 мм;
— траверзы погребов башен «А» и «Y» — 25 мм;
— боковые траверзы погребов орудий 102-мм — 86 мм.
В целом, как видите, так себе. Не зря эти крейсера повсеместно называли «жестяными консервными банками» или просто «жестянками».
Энергетические установки крейсеров были различны. Корабли имели четыре паровые турбины мощностью 80.000 л. с., вращающих четыре винта. «Корнуолл», «Камберлэнд», «Кент» и «Суффолк» получили турбины Парсонса, остальные — Брауна-Кертиса.
Турбины питались паром от восьми котлов, работающих на нефти-сырце. Дым от сгорающей в котлах нефти первого котельного отделения отводился к передней и средней дымовым трубам, а второго — к средней и задней.
Трубам пришлось перенести много усовершенствований. Когда на испытаниях выяснилось, что дым из низких труб напрочь застилает батарею 102-мм зенитных орудий и кормовой пост управления огнем, трубы решили удлинить. Сперва на «Камберлэнде» накинули метр, когда убедились, что не помогло, было решено удлинить до 4,6 м две передние трубы, а затем и все три. На австралийских крейсерах их удлинили еще больше — до 5,5 м.
Во время ходовых испытаний крейсера серии показали весьма хорошие результаты. В среднем максимальная проектная 31,5-узловая скорость при стандартном водоизмещении и 30,5-узловая — при полном оказались больше на целый узел.
Позднее, во время эксплуатации, максимальная скорость кратковременно достигала 31,5 узла, постоянная — 30,9 узла.
Запас нефти (3425 – 3460 тонн) позволял совершать переходы на 13 300 – 13 700 миль при экономическом ходе 12 узлов. При скорости 14 узлов дальность плавания уменьшалась до 10 400 миль, при полном ходе (30,9 узлов) – 3 100 – 3 300 миль, при 31,5 уз – 2 300 миль.
Для того времени – превосходный показатель.
Артиллерия ГК состояла из восьми 203-мм орудий Виккерса Mk VIII образца 1923 года, размещенных в четырех двухорудийных башнях Mk I с гидравлическим приводом.
Благодаря достижению максимального угла возвышения орудий 70° (вместо заданных 45°) главный калибр крейсеров мог вести и зенитный огонь. Условно, поскольку для нормального зенитного огня требовалась скорострельность. А она не блистала. 4 выстрела в минуту. Отлично для нормального морского боя и ни о чем в плане зенитного заградительного огня.
Орудия крейсеров на расстоянии 10 000 м пробивали 150-мм броню, на расстоянии 20 000 м — 80 мм. Боезапас на каждое орудие в мирное время составлял 100 снарядов, в военное — от 125 до 150.
Недалеко от миделя находилась платформа главной зенитной артиллерии с четырьмя орудиями Виккерса Mk V калибра 102-мм на станках Mk III.
Первая пара этих орудий размещалась по обеим сторонам третьей дымовой трубы, вторая — на несколько метров дальше к корме. Боезапас на одно орудие составлял 200 снарядов. В 1933 году на крейсере «Кент» по обе стороны первой дымовой трубы дополнительно установили третью пару таких же орудий.
Намечавшееся вооружение крейсеров восьмиствольными зенитными автоматами «пом-пом» не состоялось, поэтому пришлось обойтись установкой четырех зенитных пушек Виккерса Mk II калибра 40 мм. Они также размещались парами по обоим бортам на платформах между первой и второй трубами. Их боезапас составлял 1000 снарядов на орудие.
В состав вооружения крейсеров входили также четыре 47-мм (3-хфунтовых) салютных орудия Гочкиса Mk II L40 и 8-12 пулеметов Льюиса калибра 7,62-мм.
Было и традиционно сильное для британских кораблей торпедное вооружение. Восемь 533-мм торпедных аппаратов в двух четырехтрубных поворотных установках QRII, впервые используемых на таких крупных кораблях, размещались на главной палубе по обоим бортам под платформой главной зенитной артиллерии.
Проектом предусматривалось оборудование для перезарядки ТА, но по факту ни на одном из крейсеров оно не было установлено. То есть, боекомплект состоял из восьми торпед.
Авиацию все-таки впихнули. И все крейсеры получили по легкой поворотной катапульте типа SIIL(Slider MkII Light), позади третьей дымовой трубы.Гидросамолеты были сперва Fairey «Flycatcher», а потом их заменили на Hawker «Osprey».
Для подъема самолетов с воды и установки на катапульту служили подъемные краны, располагавшиеся по правому борту.
Конечно, на протяжении всей службы кораблей вооружение подвергалось различным модернизациям. Особенно это касалось зенитного вооружения. К началу Второй мировой войны все-таки старые автоматические орудия Виккерса заменили-таки на «пом-помы» о восьми стволах, разместив их на платформах по обе стороны от первой дымовой трубы.
А на крышах ангаров гидросамолетов прописались счетверенные 12,7-мм пулеметы Виккерса MkIII/MkI.
Торпедные аппараты со временем были демонтированы на всех кораблях.
Крупнокалиберные пулеметы Виккерса убрали в 1942—1943 годах (их сохранили только «Корнуолл» и «Канберра»), а еще в 1941 году начато вооружение крейсеров одноствольными 20-мм зенитками «Эрликон» MkIV. С 1943 года устанавливались те же зенитки, но в спаренном варианте, и в 1945 году количество «Эрликонов» на кораблях уже достигало 12-18.
К середине 1943 года из авиационного оборудования остались только подъемные краны, служившие теперь для подъема шлюпок и моторных катеров.
Первым крейсером типа «Кент», на котором установили радарное оборудование, стал «Суффолк». В начале 1941 года на нем смонтировали радар воздушного обнаружения тип 279, антенны которого устанавливались на верхушках мачт. Этот радар, работающий в 7-метровом диапазоне и принятый на вооружение в 1940 году, окупил себя во время боя в Датском проливе.
Идея «зашла», и крейсера начали получать радары тип 281, 273, 284 и 285.
Боевое использование крейсеров типа «Кент» достойно отдельной статьи, поскольку наши герои отметились везде, где только можно было. И Атлантика, и полярные воды, и, естественно, Тихий океан.
Говоря об успешном или нет боевом пути крейсеров, скажем так: неплохо.
«Суффолк» был поврежден прямым попаданием 1000-кг бомбы 17.04.1940, ремонт – 10 месяцев.
«Кент» 17.09.1940 получил в борт немецкую авиаторпеду, ремонт длился почти год.
«Канберру» просто размолотили снарядами японские крейсера в сражении у о. Саво 9.08.1942, крейсер пытались спасти, но он затонул через 7 часов.
Но о боевом пути британских тяжелые крейсеров семейства «Каунти» поговорим отдельно, оно того стоит.
По поводу работы в рамках Вашингтонских соглашений хотелось бы сказать вот что. Можно сказать, что «Кенты» были тем самым первым блином, который выходит комом.
Британские конструкторы и адмиралы очень хотели впихнуть в 10 000 тонн водоизмещения все. Увы, на этом обломали мозги многие, и британцы исключением не стали. Потому в результате метаний и компромиссов у них получились именно такие корабли.
Британцы начали строить тяжелые крейсера, призванные защищать океанские коммуникации, поскольку повторять экономическую блокаду Первой мировой войны им очень не хотелось.
Отсюда вышло, что в жертву дальности плавания и мореходности принесли скорость, бронирование, а впоследствии и вооружение.
Действительно, мореходные качества у «Каунти» были более чем превосходны. По дальности плавания они превосходили своих многочисленных японских и американских собратьев, не говоря уже о рассчитанных на службу в средиземноморской луже итальянских и французских кораблях. И в результате конвойная служба у них вполне удалась. Но «Каунти» и были под нее заточены.
Но по другим показателям «Каунти» во многом уступали вашингтонским крейсерам других стран.
Их скорость в 31,5 узла была стандартной для британского флота, но заметно уступала скорости ранних итальянских, французских и японских крейсеров, достигавшей 34,5 (французский «Турвиль» и японский «Аоба») и даже 35,5 узла (японский «Мёко» и итальянский «Тренто»).
Броня – это вообще жизнь для корабля. 25-мм броня бортов и башен крейсеров пробивалась не только 152-мм снарядами легких крейсеров, но и 120-127-мм снарядами эсминцев. Ну реально несерьезно.
Откровенно слабым было зенитное вооружение «Кентов». Зенитная артиллерия, изначально недостаточная, неоднократно менялась и дополнялась в процессе службы и модернизации, но крейсера так и не получили достаточного количества стволов. Это подтвердили японцы, утопив фактически без потерь (3 самолета – это смех) два тяжелых крейсера «Дорсетшир» и «Корнуолл».
В целом идея океанских защитников, способных длительное время действовать на морских коммуникациях, удалась. Крейсера, способные защищать и охранять конвои транспортов и просто маршруты от посягательств противника, у британцев получились.
Потопление «Корнуоллом» немецкого рейдера «Пингвин» — лишнее тому подтверждение.
Но это получились весьма узкоспециализированные корабли, и британские конструкторы очень быстро это поняли. Последующие подтипы «Каунти» стали своеобразной работой над ошибками.