что лучше макдональдс или шаурма
30 Nov 2020 в 12:35
30 Nov 2020 в 12:35 #1
Вопрос в названии темы. Хочу уточнить, что если вы предпочитаете КФС или БК, то нажимать «Макдональдс», если у вас не шаверма, а шаурма, то стоит попробовать шаверму.
30 Nov 2020 в 12:38 #2
Так это разные блюда. Под пивко конечно макдак, а шавуха это вкусно, если в хорошем месте куплена.
30 Nov 2020 в 12:38 #3
2 месяца жрал шаверму еври дэй хотя бы раз. полет нормальный.
30 Nov 2020 в 12:39 #4
Так это разные блюда. Под пивко конечно макдак, а шавуха это вкусно, если в хорошем месте куплена.
30 Nov 2020 в 12:39 #5
30 Nov 2020 в 12:39 #6
TO THE MOON AND BACK
30 Nov 2020 в 12:40 #7
30 Nov 2020 в 12:40 #8
2 месяца жрал шаверму еври дэй хотя бы раз. полет нормальный.
Для элиты можно в Мясную лавку, там топ бургеры, чизбургер за 400 рубликов, там вери вкусно, но дорохо
30 Nov 2020 в 12:41 #9
Так это разные блюда. Под пивко конечно макдак, а шавуха это вкусно, если в хорошем месте куплена.
а еще если просить шавермойоллу мазать лаваш только 1-м соусом, она не будет розлазиться, не будет течь снизу, та и вообще будет более вкусной (меньше беспонтового жира) если бы так работало на форуме, то таверна была бы намного лучше.
Для элиты можно в Мясную лавку, там топ бургеры, чизбургер за 400 рубликов, там вери вкусно, но дорохо
нужно будет попробовать.
30 Nov 2020 в 12:43 #10
30 Nov 2020 в 12:43 #11
30 Nov 2020 в 12:44 #12
нужно будет попробовать.
30 Nov 2020 в 12:45 #13
Мак, если надо похавать и куда-то идти.
Шаверна если похавать и домой, т.к. из-за нее изо рта воняет
30 Nov 2020 в 12:47 #14
Покупая шаверму вы спонсируете Аль-Каиду
30 Nov 2020 в 12:48 #15
30 Nov 2020 в 12:49 #16
Шо то говно шо это. Разница в том, что в маке/KFC есть хотя бы надежда на какой-ннибудь контроль качества, а вот полагаться на Ашота-обрыгана в шаурмичной не стоит. Разве что это шавуха в нормальном заведении типа пекарни.
30 Nov 2020 в 12:49 #17
В Киеве 50 на 50 Шава, но я брал всего в паре-тройке мест и было через раз.
Не знаю как щас, но пару лет назад в Украине не было КФС, но я пробовал КФС в другой стране. 2 дня норм, но на третий от этих крылышек уже как-то тошно, но чисто раз в пару месяцев покушать можно.
А вообще Маком я не наедаюсь. Бесят эти беспонтовые булки с разрыхлителем, поэтому если хочется бургер, то лучше поискать в какой-нибудь кафехе, благо щас они в почти любом меню есть.
15 фактов о еде в Макдоналдсе, узнав которые вы позабудете дорогу в него
Популярность Макдоналдса не спадает, но многие эксперты по-прежнему утверждают, что такая еда губительна для здоровья людей.
Мясо в картошке фри?
Не так давно корпорация уверяла всех приверженцев вегетарианства, что вместо говяжьего жира картошка фри готовится на 100% оливковом масле. Отчасти слово Макдоналдс сдержал, только вот еще до попадания во фритюрницу картофель проходит обработку с использованием небольшого количества натурального говяжьего ароматизатора!
Булочки не из хлеба
Макдоналдс не желает иметь убытки. Поэтому в скоропортящуюся выпечку добавляется столько консервантов, что она может оставаться «свежей» несколько лет. Один из волшебных ингредиентов — сульфат кальция, который также известен как гипс. Но еще хуже — сульфат аммония, способный вызвать тошноту и понос.
Дороже здорового питания
Цены на фастфуд растут, а качество еды падает. На стоимость обеда в Макдоналдсе можно купить немало полезных продуктов в магазине, из которых получится питательный суп для всей семьи. В любом случае, чтобы питаться экономно, нужно готовить самостоятельно.
С виду аппетитный сезонный бургер в Макдоналдс, судя по названию с ребрышками. Как оказалось после проверки, ребрышек в нем нет и в помине. Это лишь имитация, полуфабрикат сформирован так, чтобы котлета напоминала мясо на ребрышках.
Быстрый набор веса
В 2004 году американский режиссер-документалист Морган Сперлок провел любопытный эксперимент: 30 дней мужчина питался исключительно в Макдоналдсе. За это время он набрал 11 килограммов, доказав окружающим, что фастфуд приводит к быстрому ожирению. А чрезвычайно высокий уровень холестерина становится причиной множества заболеваний, в том числе и сердечных приступов.
В 2005 году английское медицинское издание The New England Journal of Medicine опубликовало доклад, в котором говорилось, что продолжительность жизни нынешнего поколения детей в Америке может сократиться из-за ожирения. Здоровье несовершеннолетних напрямую зависит от питания, а фастфуд часто становится причиной детского ожирения и сахарного диабета. Но Макдоналдс не забывает открывать все новые игровые комнаты и выпускать все новые коллекции игрушек для своих маленьких посетителей.
Сомнительное мясо для котлет
В Макдоналдсе утверждают, что котлеты готовятся из высококачественного бескостного мяса с лучших комбинатов, и соблюдается строжайший контроль всей цепочки производства. В действительности же мясо идет с ферм, где животных содержат в антисанитарии, колют антибиотиками и гормонами роста. Более того, фраза «100% говядина» может подразумевать наличие в фарше коровьих глаз или потрохов.
Высокое содержание фосфатов
Большинство блюд Макдоналдса «богаты» высоким содержанием фосфатов, что увеличивает риски возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и проблем с почками. Особые опасения вызывают куриные блюда этого ресторана быстрого питания.
Сахар в картошке фри
Понятно, что никто и не думал, что картошка фри может быть полезной. Только для ее приготовления еще и применяется глюкоза, которая быстро превращается в жир и сильно влияет на уровень сахара в крови. Такая картошка фри насытит вас, но лишь на короткое время, а следующее чувство голода будет сильнее предыдущего.
Бессмертная картошка фри
В 2008 году экспериментатор решил узнать, как будет выглядеть картошка фри из Макдоналдса и KFC через несколько лет. А теперь взгляните на фотографию картошки, сделанную уже в 2012 году. Впечатляет?
Кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы в булках
Многие полагают, что самое вредное в любом бургере из Макдоналдса — котлета. Как показывают исследования, булка не менее опасна. Кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы и натрий приводят к тому, что уже спустя 20 минут после съеденного БигМака в вас снова просыпается голод.
Как готовятся наггетсы
Известный шеф-повар Джейми Оливер продемонстрировал, как в Макдоналдсе готовятся наггетсы: берутся остатки куриной кожи, жира, потрохов и даже костей, затем перемалываются, а потом из этого месива машина формирует всем привычные «куриные» кусочки. Стоит отметить, что дети из Великобритании отказались есть получившиеся наггетсы, чего не скажешь об американских детях. Корпорация утверждает, что не использует такие технологии, о которых рассказал Джейми Оливер.
Множество ресторанов быстрого питания Макдоналдс оказываются рассадником антисанитарии. Поступают массовые жалобы посетителей на грязь и качество продуктов. Работники нарушают нормы гигиены как во время приготовления блюд, так и во время уборки залов.
Больше месяца на переваривание трансжиров
Трансжиры представляют собой ненатуральные изомеры жирных кислот, образующиеся, в частности, при производстве маргарина и растительных масел. Маргарин и другие видоизмененные растительные масла повышают уровень холестерина и увеличивают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, транжиры вмешиваются в метаболизм клетки (замещая ненасыщенные жирные кислоты), способствуя развитию определенных видов злокачественных новообразований. А в БигМаке содержится 1,5 гр трансжиров, а на их переваривание требуется 51 день!
Бургеры из розовой слизи
В своем шоу «Пищевая Революция» шеф-повар Джейми Оливер рассказал, из чего на самом деле делаются котлеты для гамбургеров. Во время производства будущих котлет используются непригодные в пищу отходы мясного производства, предварительно отмытые в гидроксиде аммония для обеззараживания и придания розового цвета. Приготовленная смесь выглядела как розовая слизь, а при добавлении загустителя и красителя приобретала вид настоящей котлеты…
ФАС обвинила кафе «Wаурма» в незаконном использовании лого McDonald’s
В Пермском крае ФАС возбудила дело против сети кафе «Wаурма» из-за использования товарного знака компании McDonald’s, говорится в сообщении ведомства, опубликованном на сайте ведомства.
Причиной возбуждения дела стало незаконное использование логотипа компании McDonald’s в нескольких кафе в разных районах Перми. Они «используют в своих обозначениях перевернутую букву «M» с закругленными вершинами, сходную до степени смешения с товарным знаком компании «McDonald’s», сообщает ФАС.
РБК обратился за комментарием в кафе быстрого питания «Wаурма».
В ведомстве указали, что в России право на использование товарного знака принадлежит ЗАО «Москва — Макдоналдс». В Пермском крае использование данного логотипа осуществляется ООО «Региональная сеть предприятий питания» на основании договора коммерческой концессии, заключенного между ООО «СПП» и ЗАО «Москва — Макдоналдс». «Никаким другим организациям и индивидуальным предприятиям право использования товарного знака компании «McDonald’s» не предоставлялось», — уточнили в ведомстве.
В соответствии с Гражданским кодексом России, товарный знак является интеллектуальной собственностью и служит средством индивидуализации товаров юридических лиц и предприятий, которым принадлежит исключительное право его использования. Использовать зарегистрированные товарные знаки и сходные с ними обозначения для товаров других организаций без разрешения правообладателя запрещено. «Такие действия имеют признаки недобросовестной конкуренции», — пояснила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией пермского управления антимонопольной службы Мария Герасимова.
Дело против использовавших в названиях кафе товарный знак «McDonald’s» индивидуальных предпринимателей возбудили по п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, ответственность за его нарушение прописана в Кодексе административных правонарушений (КоАП).
Согласно статье 14.33 КоАП, недобросовестная конкуренция, которая выразилась во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, влечет штрафы: для должностных лиц в размере 20 тыс. руб. (либо дисквалификацию на срок до трех лет); для юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 тыс. руб.
Самый лучший фастфуд: как шаурма захватила мир
Шаурму высотой два с половиной метра и весом почти 1200 килограммов приготовили в Турции. Для этого потребовалось мясо семи коров. А для установки блюда на шампур вызывали подъемный кран! Рекорд турецких поваров попал в книгу Гиннесса.
По всей Земле, от Австралии до Гренландии, существуют точки продажи шаурмы. В Европе шаурмафии уже объявили войну: в Венеции с формулировкой «ради сохранения культурного наследия» закрыли сотни уличных ларьков с кебабом и его вариациями. Так же поступили в Вероне и Флоренции. Власти Италии заявили, что не против фастфуда, но из-за него города могут потерять свое лицо. Однако неясно, почему под прицел попала именно шаурма, которая, по мнению миллионов людей, является лучшим блюдом на свете! С чем связана мировая известность шаурмы? Об этом рассказали эксперты программы «Тайны Чапман» и ее ведущая Анна Чапман на РЕН ТВ.
Шаурма или шаверма?
Шаурма так прочно вошла в нашу жизнь, что по ней даже измеряют уровень благосостояния! Так называемый индекс шаурмы позволяет определить, насколько хорошо люди живут в том или ином регионе. Чтобы вычислить этот показатель, надо разделить свою зарплату на стоимость шаурмы в городе и на 30 дней. В итоге получим, сколько порций можно себе позволить в сутки. Согласно статистике, лидируют по этим показателям Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Москва находится на шестом месте рейтинга, Санкт-Петербург – на 19-м. В самом конце – Новосибирская и Кемеровская области.
В России получила распространение арабская версия донер-кебаба. Шаурма – московский вариант названия, шаверма – питерский. Историки кулинарии утверждают: что бы ни говорили продавцы, это одно и то же блюдо. Почему же тогда оно называется по-разному? По словам экспертов, арабское название блюда русскому человеку произнести сложно – там есть звук, который звучит и как «у» и как «вэ» – отсюда и путаница.
«Собери котенка»
В 2000-е шаурму в российских городах не раз пытались запретить, однако чаще всего владельцы общепита просто называли блюдо по-другому. Так, например, в Москве вместо шаурмы появились «лаваши в тесте», «мясные роллы» и даже «мексикано».
Блюдо высокой кухни
Сегодня найти свежую и вкусную шаурму – абсолютно выполнимая миссия. Правда, до сих пор люди периодически травятся шаурмой. Не так давно Роспотребнадзор уничтожил более 1,5 тонн этого блюда по всей стране. В 250 точках продаж были нарушены санитарные нормы. С острыми болями в желудке в больницы попали жители Ростова, Воронежа, Тувы, Тюмени и Южно-Сахалинска. Причем среди них оказались не только безденежные подростки. В конце минувшего десятилетия шаурма совершила маркетинговый прорыв – из еды для разнорабочих и студентов она стала модным фастфудом.
Донер полюбился немцам
Кажется, что шаурма была в жизни городского жителя практически всегда, особенно если дело касается Европы. Но на самом деле это относительно новое блюдо, ему чуть больше 50 лет. Появилось оно в Германии. В 1970-х годах приготовленное на вертикальном гриле мясо в хлебе произвело фурор. Произошло это благодаря мигранту из Турции Кадыру Нурману.
Шаурма захватывает мир
Из Турции донер-кебаб распространился по всему миру. В Сирии, Ливане и на Аравийском полуострове его назвали шаурма. Это измененное турецкое «чевирме», что значит «заворачивать». В 1920-е годы донер-кебабы вместе с мигрантами из стран Ближнего Востока проникли в Грецию, там блюдо получило название «гирос». Готовят его с печеным картофелем и йогуртом, а заворачивают в питу.
В Армении своя версия кебаба – бртуч. В него кладут сыр. Во Франции блюдо подают в панини, из особых ингредиентов – соус «Цезарь» и картофель фри. А в Израиле – куриные потрошки, желудочки и печенка. В Индии – свекла, морковь и соус чили. В Бразилии – уксус и растительное масло. В Мексике – тортилья, кактус и колбаски чоризо.
Шаурму можно найти и в далекой Африке, в государстве Габон. Там ее делают из мяса буйвола и особого кислого и мягкого хлеба, больше похожего на блин. Лук африканцы недолюбливают, в начинку добавляют огурцы, помидоры и – самое главное – жидкое масло перца. Оно настолько острое, что режет глаза!
Шаурма покорила даже космос! В Швейцарии ее установили на метеозонд, туда же прикрепили камеру и отправили блюдо в околоземное пространство. Идея пришла в голову владельцам кафе в Цюрихе. Полет длился около двух часов. Шаурма благополучно поднялась в стратосферу на высоту 37 тысяч километров, обморозилась и вернулась домой. Правда, приземлилась она на дерево и застряла в ветках.
Полезный фастфуд
Традиционный турецкий донер-кебаб – довольно тяжелое блюдо, поэтому современные повара стали добавлять в него много свежих овощей, а вместо жирной баранины начали использовать курицу. В итоге получился не очень вредный и сытный сэндвич, который сразу же приглянулся вечно занятым европейцам!
Иногда в России в шаурму добавляют морковку по-корейски, но это скорее экзотика. Зато очень часто под лавашом или в пите можно встретить… капусту! Не красную, которую любят немцы, и не пекинскую, а нашу, российскую, белокочанную!
Историки кулинарии не знают, кто первым добавил капусту в шаурму и какими мотивами руководствовался. Может быть, неизвестный ливанский, сирийский или турецкий повар хотел увеличить объем начинки за счет достаточно дешевого продукта. Может, хотел привлечь российского потребителя чем-то хорошо ему знакомым. Шаурма с белокочанной капустой в составе никак не ассоциируется с турецким, сирийским или ливанским блюдом. Недаром в современной России ближневосточном фастфуду дали милое и простое русское имя – «шавуха».
Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в новых выпусках программы «Тайны Чапман» с Анной Чапман!
Döner King изнутри. Как журналист «Про бизнес» училась готовить шаурму
Из продукта с сомнительной репутацией шаурма выросла в тренд, который признают и школьники, и бизнесмены. Горожане делятся опытом, где самая вкусная шаурма, составляют рейтинги лучших мест. Но всерьез за эту нишу взялись совсем недавно — одно за одним в Минске открываются заведения сети Döner King. Чем отличается эта компания от других точек с шаурмой, как устроены ее бизнес-процессы и за сколько минут можно приготовить настоящую шаурму — наш журналист Анастасия Бондарович проработала один день в заведении сети.
— Уже и не вспомнишь, когда шаурма перестала быть «продуктом из котиков» и стала хайповой темой. Сейчас ее потребители — не только сомнительные типы. Недавно в Instagram прошел флешмоб: модные девушки ели шаурму, а СМИ и компании друзей стали составлять рейтинги лучших мест…
В общем, весьма странно, что с таким ажиотажем предприниматели не обращали на эту нишу внимания. Наверное, были заняты изучением блокчейна. 🙂 А вот Döner King удивил — скоро под этим брендом откроется 5-ая точка. И цены у нее весьма низкие — например, маленькая куриная шаурма стоит 3 рубля. В чем секреты этой сети? Я отправляюсь изучить их кухню и познакомиться с управленцами.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Рассказывать о бизнесе на шаурме нам будет коммерческий директор компании Павел Свирид. Раньше Павел работал в ритейле — например, в сетях ГИППО и «Доброном», потом попробовал себя на руководящей позиции в сети пиццерий и решил продолжать развитие в этой сфере.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
А за качество вкуса отвечает бренд-шеф Вартан Санамянц. Он также куратор и соучредитель сети ресторанов «Шауroom» в России, ведущий программ на белорусском ТВ.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Döner King — что это за сеть?
Казалось бы, просто шаурма — а на самом деле в компании работает под 150 человек. Это и собственная производственная база, и логистика, административная часть, персонал заведений.
Это действительно не семейный ресторан турецких эмигрантов, а бизнес с серьезным подходом. Учредителем сети является бизнесмен, который работает и в других направлениях сферы продуктов питания на белорусском рынке. А сам бренд можно встретить и в других европейских странах — Германии, Франции и, что неудивительно, Турции.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Главное отличие от тех же точек на Ждановичах Павел видит в поставленных бизнес-процессах: «Они работают по принципу ручного управления, и это не дает возможности развиваться и контролировать качество. Мы первые, кто поставил процессы на более качественный уровень. Это касается жестко выверенной матрицы меню, технологического процесса приготовления блюд, стандартизации бизнес-процессов. Собственная сырьевая база также дает огромное преимущество». Также он видит отличия от сетей фастфуда, ведь здесь — стритфуд. То есть минус посадочные места и скорость, плюс свежесть и приготовление продукта с нуля.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Бренд стартовал в Беларуси год назад с точки на улице Притыцкого. Компания не ожидала, что спрос будет настолько высоким, и развитие идет быстрее, чем они рассчитывали. Вторая точка открылась на Уманской, и работает она круглосуточно. Сюда я и попадаю на свой рабочий день.
Ну и жарко же тут!
На кухне 25 «квадратов» — три больших вертела с мясом по 60−75 кг и все остальные заготовки, оборудование, мойка. На такую площадь сотрудников здесь немало — 7 человек, включая уборщицу. Менеджер руководит командой, ведет хозяйственную часть, при необходимости заменяет сотрудников.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
А вот и первое отличие от более известных нам сетей фастфуда — у членов команды разные должности. Здесь есть менеджер, сотрудники на кассе и выдаче, повара и уборщица. Выходит, без профильного образования можно пожарить котлету для гамбургера в «Макдональдс», но нельзя скрутить шаурму! По словам Павла Свирида, приготовление шаурмы нельзя сравнить со сборкой фастфуда. Например, степень запекания мяса для шаурмы может определить только повар, как и толщину среза мяса.
Форма поваров и линейных сотрудников отличается. Повара работают в перчатках. Павел также отмечает: команду стараются делать универсальной. Например, сборщик должен иметь возможность заменить кассира и наоборот. Поэтому вводное обучение все проходят одинаково.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Перейдем к меню. Это можно не заметить, но кроме шаурмы есть и другие блюда — гамбургеры, супы, десерты, салаты, напитки. По словам бренд-шефа, уровень продаж остальных блюд тоже неплохой, пусть шаурма и лидирует. Меню адаптировано под белорусскую аудиторию — так, в других странах заведения бренда не предлагают блюда американской кухни, а в Беларуси соусы менее острые.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
В дальнейшем компания собирается вводить новые блюда в меню, в том числе блюда восточной кухни. Ведь тех же видов шаурмы или кебаба в турецкой кухне на самом деле больше, чем можно купить где-либо в Беларуси.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Почти все продукты приезжают с собственного производства — мясо, булочки для бургеров, соусы… В общем, все, кроме лаваша. Супы здесь разогревают, салаты уже готовы, а вот бургеры готовят с нуля. Это дольше, чем в других сетях, но зато продукт точно свежий.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Качество блюд в сети ежедневно контролирует бренд-шеф, объезжая каждую точку — мониторит, осматривает, дегустирует.
Учимся делать шаурму
Под руководством бренд-шефа я начинаю делать то, что местные повара повторяют по сотне раз в день. Когда поступает заказ, он выводится на экран — повара видят, что надо готовить.
Итак, лаваш, потом соус:
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
После соуса капуста, соленый огурец, мясо, которое нарезают специальными слайсерами.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
А в новом заведении сети эту работу будет выполнять робот-шаурмист. Это прибор, который нарезает нужное количество мяса с вертела и овощей, определяет степень готовности. Он сокращает количество персонала как минимум на одного человека.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Затем добавляем соус, и можно плотно закручивать.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Показатель хорошо выполненной работы — плотно скрученная шаурма. Такой вот простой критерий оценки.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Шаурму кладут на гриль с двух сторон, затем в бумажный пакет и в фирменную упаковку. Готовый заказ передают сотруднику, который раскладывает все по пакетам с номером заказа, отмечает на приборе его готовность и отдает клиентам.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Была бы я опытной — сделала бы это за 3 минуты, как это получается у поваров. Впрочем, из-за спроса клиенты ждут дольше заявленного времени, но компания старается работать как можно быстрее. В час пик привлекаются дополнительные повара, увеличивается количество рабочих столов. При необходимости заказы принимаются через мобильные терминалы.
Мой вывод — крутить шаурму не сложнее, чем готовить гамбургеры в Burger King. С правильной нарезкой мяса и определением его готовности справится робот.
Тогда зачем повара…
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Что ж, по поводу «поварской» части разобрались, а что с обслуживанием? Пересказывать стандарты сервиса, признаться, даже неинтересно: сотрудник должен поздороваться, узнать потребность, передать заказ, пожелать приятного аппетита… Все это ему рассказывают на обучении после найма, тестируют — и вот, стандартные правила вежливости и нехитрые приемы допродаж уже можно использовать на практике.
Как приготовить шаурму по рецепту бренд-шефа Döner King— смотрите видео:
О развитии и планах
Да, очереди здесь бывают такие, что думается — бизнес идет хорошо. Павел подтверждает: действительно, уровень продаж перегоняет намеченные планы. Выручка вырастает ежемесячно на 12−18%. Несколько точек находятся на этапе самоокупаемости.
Но почему никто всерьез не воспринимал этот рынок раньше? «Думаю, что и на сегодня не все до конца осознают этой серьезности. Видимо, всему свое время», — комментирует Павел. Еще один барьер — «всегда сложно быть первопроходцем». В этой сфере мой собеседник считает эту компанию первой, кто представил достойное позиционирование. Как это часто бывает на белорусском рынке, конкурентную среду компания считает не очень насыщенной.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Компания явно на этапе достигаторства, и на активный маркетинг тут нет ни времени, ни надобности. Но Павел не исключает, что в дальнейшем потребуется маркетинговая кампания.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Руководство не раскрывает, сколько заведений планирует открыть в ближайшее время. Но подчеркивает, что вскоре выйдет в регионы. Ближайшее открытие — около ГУМа, на месте бывшей блинной «МамаДома». Павел подчеркивает: занятие бывшего места блинной и близкое расположение к «Макдональдсу» доказывает, насколько востребован этот формат.
Под конец рабочего дня…
С позитивным бренд-шефом работалось весело, но недолго — и хорошо, ведь условия действительно жаркие. Работа тут, конечно, нелегкая — шаурма за шаурмой по 12 часов. За сутки работы две смены используют 3−4 «шишки» мяса. С каждой шишки можно накрутить 300−400 штук шаурмы.
Зато было время понаблюдать и сделать выводы. На рынке действительно не хватало демократичных мест со стритфудом. Точки открываются в местах с высокой проходимостью, а стоимость шаурмы едва ли не самая низкая в городе — на мой взгляд, даже при полном отсутствии стандартов такая бизнес-модель может легко масштабироваться. При наличии средств и амбиций, конечно.
Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Любопытно, что сети фастфуда приучили белорусов к четкости, вежливости, скорости, а мастера шаурмы «старой закалки» — нет. Возможно, поэтому на первых порах люди не обратят внимание на долгие очереди и то, что репутация большой современной сети здесь только зарождается. Не обратят, потому что за редким исключением раньше шаурма была только на рынках, где персонал не всегда говорит по-русски, а нервы щекочет от возможного риска — отравлюсь или не отравлюсь.
Гораздо интереснее будет посмотреть на развитие этого бизнеса, если на рынок выйдет еще один амбициозный игрок. Или, скажем, существующие шаурмичные решат расшириться — например, знаменитое кафе «Мираж», чью шаурму маленького размера порой не могут съесть и два человека. Или если рестораны, пугающие клиентов высокими ценами, решат сделать ставку не на сервис и красивый дизайн, а на быстрый и относительно дешевый стритфуд. Ну, а пока что мы видим рынок стритфуда на самом старте, и места тут еще много.