что лучше международные отношения или зарубежное регионоведение
Выбор программы: зарубежное регионоведение в РАНХиГС
РАНХиГС буквально пленил меня своей атмосферой, жизнерадостными лицами студентов и профессорами, которые были рады рассказать о своих факультетах и направлениях. Меня буквально бросало из одной стихии в другую: я не могла выбрать между международными отношениями, журналистикой, зарубежным регионоведением и государственным и муниципальным управлением. Однако при знакомстве со студентами ИГСУ (Института государственной службы и управления) и деканом факультета международного регионоведения и регионального управления в приемной комиссии мой выбор был сделан окончательно. Декан факультета — Валентина Вячеславовна Комлева. Честно говоря, я никогда до этого не видела в человеке столько любви к своей программе.
Я набрала достаточное количество баллов, чтобы быть уверенной в том, что я поступлю, но волнение оставалось до окончательного выставления списков поступивших.
Однозначно, да. Университет включает в себя 4 отделения, 17 кафедр, 22 научных центра и 9 научных лабораторий. В нашем институте проводятся дискуссионные клубы, конференции и моделирования, различного рода постановки и концерты.
Здесь есть несколько библиотек. Каждая библиотека оснащена всей необходимой электроникой и у каждой свой дизайн, что позволяет выбрать наиболее комфортную именно для себя.
Кроме того, у нас проходит масса общеакадемических мероприятий, организуемых студенческим советом академии, в который входят самые активные студенты вуза, желающие тренировать свои профессиональные навыки и получать новые знания и умения. Я тоже вхожу в студенческий совет. РАНХиГС — действительно рай для таких активных и увлеченных студентов, как я.
Возможно, через 20-30 лет вы сможете увидеть именно меня в качестве представителя Российской Федерации на заседаниях ООН.
Зарубежное регионоведение ИГСУ имеет два профиля: информационно-аналитическое обеспечение международного сотрудничества и управление международными проектами и программами. Я выбрала именно управление международными проектами и программами. Помимо прочего, этот профиль включает программы международного сотрудничества. Работники посольств, эксперты по экономическим или политическим особенностям того или иного региона, аналитики и прогнозисты, работники международных организаций, органов государственной власти и муниципального управления — далеко не все, кем может работать зарубежный регионовед.
Программа предусматривает изучение двух иностранных языков. Английский обязателен, а второй иностранный язык — французский, немецкий, испанский или итальянский — можно выбрать. Соответственно, при выборе второго иностранного языка студент выбирает и регион своей дальнейшей специализации. Кроме того, мы изучаем регионоведение, религиоведение, международное право, международные экономические отношения и многие другие дисциплины, которые позволяют студенту не только углубить и довести до совершенства знания о своем регионе, но и быть в курсе ситуации во всем мире. Ведь, зная культурные и экономические особенности страны, мы можем найти правильный подход при ведении переговоров и составлении программы международного сотрудничества.
Если говорить про минусы, то для каждого они свои. Для кого-то это длинная очередь в столовой или наличие слишком большого количества изучаемых дисциплин, необходимость переходить из корпуса в корпус или огромное количество проводимых конференций на территории академии. Я для себя выделяю только один минус, и он состоит в том, что студент чисто физически не может посетить все проводимые мероприятия академии из-за их широкого выбора. Каждая неделя настолько наполнена концертами, заседаниями и конференциями, что побывать на всех просто нереально. Мероприятия студенческого совета, научного студенческого общества, студенческих советов факультетов и студенческого спортивного клуба «Cенатор» — это наша настоящая студенческая жизнь, и ее настолько много, что у простого рядового студента, не состоящего в студсовете, просто разбегаются глаза от всех мероприятий.
Название «зарубежное регионоведение» говорит само за себя. Мы изучаем региональные особенности — политические, экономические, культурные. Сильный акцент делается на изучении истории стран и правовых особенностей региона, на общих дисциплинах и на изучении иностранных языков. Моим любимым предметом было международное право. Оно включает также изучение международных организаций и международных отношений. Для меня это было важно и актуально, так как я сама являюсь главным организатором проекта «Модель ООН РАНХиГС». Невероятно интересно проходили занятия по регионоведению и истории Европы. Уже со второго курса у нас идет разделение дисциплин по выбранным профилям. Это дает преимущество при выборе программы магистратуры.
Модель ООН — это ролевая игра, в ходе которой студенты и учащиеся старших классов в течение пяти дней воспроизводят работу органов Организации Объединенных Наций. Участники Модели ООН — делегаты, председатели, наблюдатели и эксперты — выступают в роли официальных представителей стран-членов ООН и членов международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня их комитета. На Модели делегаты абстрагируются от личной точки зрения и отстаивают официальную позицию представляемой ими страны. Конечная цель каждого комитета — принятие резолюции по данному вопросу.
Каждый студент сможет почувствовать себя делегатом той или иной страны. Это отличный шанс для каждого из студентов набраться опыта в ведении деловых переговоров и отстаивания своей позиции. Я считаю, что каждый студент должен попробовать себя в обсуждениях мировых вопросов для того, чтобы стать хорошим государственным деятелем и уверенно чувствовать себя на международной арене.
Уже третью сессию заседаний Модели ООН РАНХиГС я являюсь генеральным секретарем данной конференции. За два года существования проекта мы смогли повысить количество участников от 100 до 300 человек. Мы моделируем 7 комитетов на русском, английском и французском языках.
Каждое занятие мы углублялись в мировые религии, их особенности и отличия друг от друга. Мы изучали тотемизм, магию, шаманизм, такие религии, как иудаизм, христианство и ислам, различные ответвления от них и изменение религий в зависимости от времени и региона. Мы узнали, с чего все начиналось, как человечество реагировало на религии в разные эпохи и как они воспринимаются сегодня. Как известно, религия с давних времен имеет очень сильное влияние на человека и принимаемые им решения, поэтому в нашей профессии невероятно важно знать, что разрешено и запрещено в той или иной религии. Это важно учитывать при выборе дресс-кода на переговорах, при ведении диалога и выборе способа общения.
Вообще это очень увлекательная дисциплина, по прохождению которой история страны становится намного понятнее и доступнее. Уже можно четко определить, какие из правителей не отступали от своей религии и жили предоставленными канонами и заповедями, а кто больше следовал девизу «я сам себе царь». И даже, анализируя современные ситуации на международной арене, мы видим влияние религии на жизнь человечества.
Для меня, как, думаю, и для большинства студентов после окончания бакалавриата первоочередным делом является поступление на магистратуру. В дальнейшем я надеюсь получить работу в государственных органах и работать для продвижения имени и повышения статуса нашей страны. Также я рассматриваю для себя работу в ООН, так как действительно ценю деятельность данной организации и очень увлечена работой на международной арене. Возможно, через 20-30 лет вы сможете увидеть именно меня в качестве представителя Российской Федерации на заседаниях ООН. Конечно, пока это только мечты, но, почему бы и нет?
Зарубежное регионоведение — кем работать, особенности профессии и зарплата специалиста
Современной, востребованной, а в то же время интересной специальностью является «Зарубежное регионоведение» — что это такое и кем работать, — разберем подробнее.
В процессе учебы гарантируется увлекательный процесс преподавания, который поможет изучить несколько иностранных языков, побывать на практике заграницей, устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу.
Описание специальности «Зарубежное регионоведение»
Кафедра подготавливает специалистов для конкретного региона. Окончив высшее учебное заведение, можно проявить себя консультантом по политической ситуации изучаемого региона, экономического статуса, историческим и культурным ценностям и др.
Выделяют несколько специализаций, по следующим регионам:
Содружество независимых государств (СНГ).
Крупные Вузы России для обучения по специальности
Получить профильную специальность можно не только в учебных заведениях Москвы, а также и в других регионах. Специальностью можно владеть в 73 региональных университетах 21 города России.
ТОП 8 ведущих высших образовательных учреждений России
Первая позиция по праву принадлежит Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова с рейтингом 647 балла.
Второе место занимает Московский НИУ «Высшая школа экономики» – 606 рейтинг.
Третью позицию занимает Национальный исследовательский государственный университет из Томска – 568 рейтинг.
Четвертую позицию удерживает Ростовский Южный федеральный университет с рейтингом 557 баллов.
Пятое место отведено Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого с рейтингом – 548 баллов.
Шестое место у Екатеринбургского Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина – 547 рейтинг.
Седьмая позиция у столичного Российского университета дружбы народов (РУДН) – 546 баллов.
Восьмое место принадлежит Московскому государственному институту международных отношений (университет) (МГИМО) – 536 баллов.
Какие экзамены сдают абитуриенты
Высшие учебные учреждения имеют право вводить сдачу дополнительных наук для приема на факультет.
Традиционные вступительные испытания по следующим наукам:
русский язык – обязателен;
история – профильный предмет, на усмотрение вуза;
география – на усмотрение вуза;
обществознание – на усмотрение вуза;
иностранный язык – на усмотрение вуза.
Сроки обучения и формы обучения
Длительность обучения, после завершения СОШ, составляет четыре года, а по окончании присваивается ученая степень «бакалавр».
Если обучение проходит по заочной, очно-заочной или вечерней системе, — то пять лет.
Отдельные вузы могут предлагать дистанционное обучение, но такая система возможна, если уже есть профильное образование.
Ряд высших учебных заведений предлагают продолжить обучение и поступить в магистратуру.
Магистратура дает ряд преимуществ: облегчение поступления в аспирантуру, получение более углубленного и фундаментального опыта, полагаться на более значимую должность и достойной вознаграждение, так как хорошие регионоведы всегда имели высокий спрос на российском и зарубежном рынках труда.
Кем можно работать после обучения
Сфера деятельности регионоведов весьма обширна, выпускники могут работать в любой из них:
исторические и археологические исследования;
социально-культурная деятельность и туризм;
Окончив обучение по специальности «Зарубежное регионоведение», можно получить 27 востребованных профессий.
Популярностью пользуется следующие профессии:
менеджер по межкультурной коммуникации;
GR-менеджер и другие профессии.
Зарплата регионоведа в Москве
Регионовед, по отзывам, — престижная специальность, познавательная и разносторонняя работа, и, соответственно, достойная оплата.
Заработная плата может колебаться в зависимости от профессии, опыта работа, региона.
В Москве, например, работая переводчиком можно зарабатывать от 50 тыс. руб., искусствоведом – от 60 тыс. руб., дипломатом – 60-80 тыс. руб., аналитиком или экспертом – от 100 тыс. руб. в месяц.
Если заниматься дипломатической службой, активно принимать участие в международном развитии отношений, то со временем можно рассчитывать на карьерный рост и увеличение дохода от собственной деятельности.
Зарубежное регионоведение: какие горизонты откроет профессия в этой области?
Зарубежное регионоведение сегодня – одно из самых перспективных направлений подготовки во всем мире. Студенты, обучающиеся по профильным образовательным программам, становятся универсальными специалистами-аналитиками по изученному региону – они получают глубокие знания в области экономики, политики, международных отношений, культуры, а также осваивают в совершенстве профильный язык. Какие же программы реализуются на этом направлении в Институте международных отношений КФУ?
В этом году набор на направление «Зарубежное регионоведение» осуществляется по трем профилям подготовки: «Афроазиатские исследования», «Регионы и страны евроатлантической цивилизации» и «Германо-российские исследования». Каждое из направлений предполагает усиленную языковую подготовку – выбор профильного языка встанет перед каждым поступившим уже в начале первого семестра обучения.
Особого внимания заслуживает поистине уникальный профиль подготовки «Германо-российские исследования». Подобными программами могут похвастаться лишь единичные вузы в России.
Этот шанс получают все студенты профиля подготовки, которые по прошествии трех курсов смогут сдать международный экзамен по немецкому языку на уровень не ниже, чем B2. С учетом того, как выстроена система обучения языку в рамках образовательной программы – сделать это реально. Если, конечно, трудиться.
Немаловажно и то, что адаптироваться и влиться в процесс обучения в Регенсбурге студентам Института международных отношений КФУ не составит труда: в период обучения в России образовательная программа полностью дублирует учебный план Регенсбургского университета.
Студенты же первых двух упомянутых профилей подготовки в течение обучения проходят стажировку в одной из стран региона специализации: Испании, Бразилии, Франции, Великобритании, Германии, Китае, Корее, Японии и др. Она направлена не только на языковую подготовку, но и на погружение во все необходимые зарубежному регионоведу аспекты – экономику, политику, культуру.
В этом году на направление подготовки выделено 6 бюджетных мест, 45 – контрактных. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по истории, русскому языку и иностранному языку.
А для тех, кто уже завершил обучение в рамках бакалавриата и думает о поступлении в магистратуру, в 2020 учебном году на направлении стартует магистерская программа «Современный Китай: политика, экономика и культура». Она направлена на изучение современного Китая и восточноазиатского региона в целом. Под программу выделено 10 бюджетных мест и 5 контрактных.
По всем вопросам обращайтесь к специалистам Центра профориентационной работы и международного сотрудничества:
Что лучше регионоведение или международные отношения
Накануне Дня открытых дверей о факультете Международных отношений рассказал его декан Ю.Булатов.
Юрий Алексеевич, факультет Международных отношений — это легенда, визитная карточка МГИМО. Он широко известен в России и во всем мире. И, конечно же, у факультета есть свои традиции. Какие они?
Прежде всего, отмечу, что создание нашего факультета явилось отправной точкой на пути формирования МГИМО. Факультет носит имя вуза, а традиции закладывались уже во время учебы его первых выпускников. Наши «традиции» — это, прежде всего, высокий уровень подготовки специалистов-международников, первый выпуск которых состоялся в 1948 г. Мы гордимся уникальным преподавательским составом и добротной, наработанной годами программой обучения, заключающейся в оптимальном сочетании теоретических и прикладных дисциплин. Факультет Международных отношений МГИМО — это своеобразная «кузница кадров» МИД России. Мы готовим специалистов для работы в загранучреждениях и центральном аппарате МИД России, а также для других структур — государственных и частных, так или иначе связанных с внешнеполитической и международной деятельностью.
Факультет обладает уникальным составом преподавателей иностранных языков. Всего на факультете преподается более 50 иностранных языков, включая редкие европейские и восточные. «Книгой рекордов Гиннесса» мы признаны вузом с преподаванием самого большого количества государственных иностранных языков. Знание редких иностранных языков позволяет выпускнику факультета стать уникальным специалистом по странам Европы, Америки, Азии и Африки не только в России, но и за рубежом.
На факультете существует два направления — «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения». В чем различие программ? Как абитуриенту выбрать программу?
Раньше факультет был поделен на две части (Восток-Запад). Сейчас также существует два отделения: «Дипломатия и политика зарубежных стран» и «Международные отношения» (по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения» соответственно). Это обусловлено структурой, которая существует в МИДе и предусматривает деление на региональные и функциональные департаменты.
Программа отделения «Дипломатия и политика зарубежных стран» по направлению «Зарубежное регионоведение» у нас традиционная, она существует с 1943 года. Поэтому она обкатана, находится в постоянном движении и совершенствуется. Большинство выпускников именно данной программы идет на работу в МИД России, где они крайне востребованы, т. к. студенты приходят со знанием редких языков. На факультете ведется подготовка международников со знанием европейских, восточных и африканских языков с обязательным изучением английского.
Отделение международных отношений сравнительно небольшое. Не так давно его еще называли экспериментальным. Сейчас оно уже доказало свою жизнеспособность. Здесь мы готовим специалистов широкого профиля по международным отношениям — в программе нет дисциплин, связанных с изучением истории, экономики, права и внешней политики какой-либо одной страны или региона. Здесь преподаются более широкие аспекты международных отношений. Это, в первую очередь, подсистемы международных отношений Восток-Запад. Изучается не только дипломатия России, что обязательно, но и дипломатия иностранных государств. Большое внимание уделяется изучению деятельности международных организаций. Т. е. речь идет о подготовке специалистов-международников широкого профиля для работы как в системе МИД, так и в других государственных, частных и неправительственных структурах.
С сентября 2011 г. на факультете действует еще одно отделение — совместная программа факультета Международных отношений и Международного института энергетической политики и дипломатии. Эта программа составлена на базе традиционных курсов факультета, а также специализированных курсов МИЭП. Думаю, что в результате мы получим весьма подготовленных специалистов-международников в области энергетической дипломатии.
То есть программа «Зарубежное регионоведение» больше подходит тем студентам, кто ориентируется на дальнейшую карьеру в МИД России?
Во многом это так. Видите ли, многие студенты при поступлении на факультет задаются вопросом, куда лучше подавать документы — на отделение «Дипломатия и политика зарубежных стран» или на «Международные отношения»? Предпочтение первоначально отдается «Международным отношениям». Это в первую очередь объясняется тем, что там изучают «международные» языки — английский, французский, немецкий. По направлению «зарубежное регионоведение», как правило, изучаются редкие языки, а это не каждому по плечу. Студенты сосредоточены на глубоком изучении конкретного региона и страны. Но когда речь идет о поступлении на работу в МИД, студенты-международники с традиционным набором европейских языков сталкиваются с большей конкуренцией, т. к. выбор идет между ними и студентами с других факультетов и институтов. Регионоведам в этом отношении гораздо проще. Поэтому те, кто хочет посвятить себя работе на дипломатическом поприще, учат редкие языки и совершенствуют себя в исследованиях избранного региона. Выпускники факультета МО со знанием редких языков, той или иной страны и региона наиболее востребованы для работы в МИД России.
При поступлении ваши студенты уже знают, чего они хотят в плане карьеры и достижений?
Они обладают высокой мотивацией стать специалистами-международниками. Сам процесс учебы довольно непростой. Но, когда есть интерес, трудности нипочем. У студента должно быть желание учиться, а мы делаем все необходимое, чтобы его заинтересовать.
На факультете ведется серьезная языковая подготовка студентов. Как студенты совершенствуют свои знания вне стен института?
Во-первых, студенты ездят на стажировки, в ходе которых шлифуют свои знания. Важно отметить, что стажировки во время обучения на Факультете предполагают поездки в регион и изучаемые страны несколько раз. Обычно на три месяца, полгода, год.
Во-вторых, участие в мероприятиях, проводимых факультетом и МГИМО в целом. Речь не идет только о встречах с официальными лицами, хотя эта форма работы является составной частью подготовки международников. Большое внимание уделяется проведению языковых вечеров. Например, на факультете проводятся арабские, турецкие, греческие вечера, созданы испанские и итальянский театры, ведут активную деятельность научные студенческие клубы и сообщества. Все это важно и нужно, поскольку позволяет познакомиться с современной культурной жизнью изучаемой страны и ее литературой. В итоге мы получаем активную, насыщенную событиями студенческую жизнь. В то же время, это еще одна из форм погружения в будущую профессию. Ребята обычно с удовольствием участвуют в этих мероприятиях.
Наверное, на Факультете много ярких личностей?
В прошлом году факультет МО отметил свой 70-летний юбилей. Оценивая этапы большого пути, хотелось бы особо подчеркнуть, что яркие личности у нас были всегда, и в первую очередь это наш золотой фонд — профессорско-преподавательский состав МГИМО. На нашем факультете преподают известные ученые и уникальные специалисты, включая дипломатов в ранге Чрезвычайных и Полномочных Послов России, заслуженных деятелей науки Российской Федерации, историков, страноведов, экономистов, лингвистов.
Однако яркие личности воспитываются смолоду. Суть проблемы заключается в поиске талантливых студентов — как отобрать и определить потенциально «яркую» личность, способную выдержать непростую учебу на факультете. Мы используем имеющиеся у нас возможности и ресурсы. На факультете активно действует система довузовской подготовки. Также у нас проводятся олимпиады — к примеру, олимпиада по истории. Ее призеры и победители получают высший бал по данной дисциплине при поступлении в МГИМО.
Я бы сказал, что наши яркие личности из числа абитуриентов — это таланты всероссийского масштаба. В 2013 в России 78 человек стали победителями всероссийской олимпиады по истории и, что для нас важно, 27 из них поступили в МГИМО, причем большинство выбрало факультет Международных отношений. Каждый из них — яркая личность, а все вместе они образуют «созвездие». Беспокоит, правда, зачастую слабая подготовка по языкам. Ребятам приходится много работать, уже будучи студентами. Не всегда этот процесс проходит безболезненно. Но самое главное — это не только поступить в университет, но и стать хорошим специалистом в избранной области, не ошибиться в выбранной профессии.
Со своей стороны мы активно поддерживаем и поощряем целеустремленных и талантливых студентов. Отличники учебы получают высокие стипендии, в том числе именные стипендии Президента России, Правительства РФ, министра иностранных дел России, мэрии г. Москвы, именные стипендии известных российских ученых, Благотворительного фонда В.Потанина, ряда ведущих российских банков. На нашем факультете премируются победители конкурсов переводчиков, студенческих олимпиад, авторы лучших научных докладов на студенческих конференциях. Лучшие студенты факультета имеют возможность пройти летнюю ознакомительную и преддипломную практику в центральном аппарате МИД России. Студенты выпускного курса получили также возможность проходить преддипломную практику в администрации Президента России.
Как вы видите развитие факультета?
Главная цель факультета и МГИМО в целом — стать мировым образцом в деле подготовки специалистов-международников. И для реализации такой высокой цели у нас есть основания. Если вы посмотрите на кадровый состав работников ООН, то увидите, что большинство сотрудников этой международной структуры из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки составляют костяк выпускников факультета Международных отношений и МГИМО в целом.
Выбор программы: зарубежное регионоведение в РАНХиГС
Как у тебя возникла идея поступать в РАНХиГС, и почему ты выбрала именно институт государственной службы и управления?
РАНХиГС буквально пленил меня своей атмосферой, жизнерадостными лицами студентов и профессорами, которые были рады рассказать о своих факультетах и направлениях. Меня буквально бросало из одной стихии в другую: я не могла выбрать между международными отношениями, журналистикой, зарубежным регионоведением и государственным и муниципальным управлением. Однако при знакомстве со студентами ИГСУ (Института государственной службы и управления) и деканом факультета международного регионоведения и регионального управления в приемной комиссии мой выбор был сделан окончательно. Декан факультета — Валентина Вячеславовна Комлева. Честно говоря, я никогда до этого не видела в человеке столько любви к своей программе.
Сложно было поступить на этот факультет?
Я набрала достаточное количество баллов, чтобы быть уверенной в том, что я поступлю, но волнение оставалось до окончательного выставления списков поступивших.
Ты не разочаровалась? Тебе нравится учиться здесь?
Однозначно, да. Университет включает в себя 4 отделения, 17 кафедр, 22 научных центра и 9 научных лабораторий. В нашем институте проводятся дискуссионные клубы, конференции и моделирования, различного рода постановки и концерты.
Здесь есть несколько библиотек. Каждая библиотека оснащена всей необходимой электроникой и у каждой свой дизайн, что позволяет выбрать наиболее комфортную именно для себя.
Кроме того, у нас проходит масса общеакадемических мероприятий, организуемых студенческим советом академии, в который входят самые активные студенты вуза, желающие тренировать свои профессиональные навыки и получать новые знания и умения. Я тоже вхожу в студенческий совет. РАНХиГС — действительно рай для таких активных и увлеченных студентов, как я.
Возможно, через 20-30 лет вы сможете увидеть именно меня в качестве представителя Российской Федерации на заседаниях ООН.
Что из себя представляет зарубежное регионоведение в РАНХиГС?
Зарубежное регионоведение ИГСУ имеет два профиля: информационно-аналитическое обеспечение международного сотрудничества и управление международными проектами и программами. Я выбрала именно управление международными проектами и программами. Помимо прочего, этот профиль включает программы международного сотрудничества. Работники посольств, эксперты по экономическим или политическим особенностям того или иного региона, аналитики и прогнозисты, работники международных организаций, органов государственной власти и муниципального управления — далеко не все, кем может работать зарубежный регионовед.
Программа предусматривает изучение двух иностранных языков. Английский обязателен, а второй иностранный язык — французский, немецкий, испанский или итальянский — можно выбрать. Соответственно, при выборе второго иностранного языка студент выбирает и регион своей дальнейшей специализации. Кроме того, мы изучаем регионоведение, религиоведение, международное право, международные экономические отношения и многие другие дисциплины, которые позволяют студенту не только углубить и довести до совершенства знания о своем регионе, но и быть в курсе ситуации во всем мире. Ведь, зная культурные и экономические особенности страны, мы можем найти правильный подход при ведении переговоров и составлении программы международного сотрудничества.
А есть что-то, что тебе не нравится?
Если говорить про минусы, то для каждого они свои. Для кого-то это длинная очередь в столовой или наличие слишком большого количества изучаемых дисциплин, необходимость переходить из корпуса в корпус или огромное количество проводимых конференций на территории академии. Я для себя выделяю только один минус, и он состоит в том, что студент чисто физически не может посетить все проводимые мероприятия академии из-за их широкого выбора. Каждая неделя настолько наполнена концертами, заседаниями и конференциями, что побывать на всех просто нереально. Мероприятия студенческого совета, научного студенческого общества, студенческих советов факультетов и студенческого спортивного клуба «Cенатор» — это наша настоящая студенческая жизнь, и ее настолько много, что у простого рядового студента, не состоящего в студсовете, просто разбегаются глаза от всех мероприятий.
На каких предметах делается акцент в обучении?
Название «зарубежное регионоведение» говорит само за себя. Мы изучаем региональные особенности — политические, экономические, культурные. Сильный акцент делается на изучении истории стран и правовых особенностей региона, на общих дисциплинах и на изучении иностранных языков. Моим любимым предметом было международное право. Оно включает также изучение международных организаций и международных отношений. Для меня это было важно и актуально, так как я сама являюсь главным организатором проекта «Модель ООН РАНХиГС». Невероятно интересно проходили занятия по регионоведению и истории Европы. Уже со второго курса у нас идет разделение дисциплин по выбранным профилям. Это дает преимущество при выборе программы магистратуры.
Расскажи о проекте «Модель ООН РАНХиГС».
Модель ООН — это ролевая игра, в ходе которой студенты и учащиеся старших классов в течение пяти дней воспроизводят работу органов Организации Объединенных Наций. Участники Модели ООН — делегаты, председатели, наблюдатели и эксперты — выступают в роли официальных представителей стран-членов ООН и членов международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня их комитета. На Модели делегаты абстрагируются от личной точки зрения и отстаивают официальную позицию представляемой ими страны. Конечная цель каждого комитета — принятие резолюции по данному вопросу.
Каждый студент сможет почувствовать себя делегатом той или иной страны. Это отличный шанс для каждого из студентов набраться опыта в ведении деловых переговоров и отстаивания своей позиции. Я считаю, что каждый студент должен попробовать себя в обсуждениях мировых вопросов для того, чтобы стать хорошим государственным деятелем и уверенно чувствовать себя на международной арене.
Уже третью сессию заседаний Модели ООН РАНХиГС я являюсь генеральным секретарем данной конференции. За два года существования проекта мы смогли повысить количество участников от 100 до 300 человек. Мы моделируем 7 комитетов на русском, английском и французском языках.
Ты упомянула религиоведение. Что вы изучали на занятиях по нему?
Каждое занятие мы углублялись в мировые религии, их особенности и отличия друг от друга. Мы изучали тотемизм, магию, шаманизм, такие религии, как иудаизм, христианство и ислам, различные ответвления от них и изменение религий в зависимости от времени и региона. Мы узнали, с чего все начиналось, как человечество реагировало на религии в разные эпохи и как они воспринимаются сегодня. Как известно, религия с давних времен имеет очень сильное влияние на человека и принимаемые им решения, поэтому в нашей профессии невероятно важно знать, что разрешено и запрещено в той или иной религии. Это важно учитывать при выборе дресс-кода на переговорах, при ведении диалога и выборе способа общения.
Вообще это очень увлекательная дисциплина, по прохождению которой история страны становится намного понятнее и доступнее. Уже можно четко определить, какие из правителей не отступали от своей религии и жили предоставленными канонами и заповедями, а кто больше следовал девизу «я сам себе царь». И даже, анализируя современные ситуации на международной арене, мы видим влияние религии на жизнь человечества.
Где бы ты хотела работать после окончания учебы?
Для меня, как, думаю, и для большинства студентов после окончания бакалавриата первоочередным делом является поступление на магистратуру. В дальнейшем я надеюсь получить работу в государственных органах и работать для продвижения имени и повышения статуса нашей страны. Также я рассматриваю для себя работу в ООН, так как действительно ценю деятельность данной организации и очень увлечена работой на международной арене. Возможно, через 20-30 лет вы сможете увидеть именно меня в качестве представителя Российской Федерации на заседаниях ООН. Конечно, пока это только мечты, но, почему бы и нет?
«Эта была та самая аналитическая работа, за которой я и пришел на Зарубежное регионоведение»
Мы поговорили со студентом 4 курса направления «Зарубежное регионоведение» ИОН РАНХиГС Дмитрием Федоренко о его опыте обучения, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, о годичной языковой программе в Пекине и практике в ГК «Росатом».
— Почему ты выбрал программу бакалавриата «Зарубежное регионоведение»?
Меня со школы интересовала история, обществознание, экономика. Примерно в конце 10 класса начал следить и интересоваться политической повесткой. Смотрел новости, понимал, что происходит, но детально и аналитически к изучению инфополя не подходил. Когда встал вопрос, куда поступать после школы, то главным критерием для меня было что-то связанное с международными отношениями, экономикой и политикой. В ИОНе я наткнулся на программу бакалавриата «Зарубежное регионоведение». Посмотрел ее, познакомился с преподавателями на Дне открытых дверей и на приемной комиссии. В целом меня все устроило, и решил в итоге выбрать это направление. Весь первый курс я старался общаться со старшекурсниками, следил за программой, смотрел, что они проходят, присутствовал в конце года на встрече, где студентам подробно рассказывали о каждом из направлений, в частности и о Зарубежном регионоведении. Все это окончательно помогло мне убедиться в том, что я не ошибся в выборе профиля.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в период обучения?
Основные трудности — это объем работы, многогранность материала. Студент должен понимать, что, когда поступаешь на Зарубежное регионоведение, просят много делать, но не просто для галочки, а чтобы действительно, начать разбираться в этом.
— Какие самые важные моменты для себя ты бы смог выделить на программе «Зарубежное регионоведение»?
Самое главное, на мой взгляд, на программе «Зарубежное регионоведение» — это преподаватели, потому что за время обучения они становятся для тебя наставниками, друзьями, которые не только готовы помочь разобраться в изучаемой теме, но и оказывают содействие в дальнейшем становлении на жизненном пути, могут подсказать, как лучше действовать в той или иной ситуации. Каждая лекция — это своего рода семинар, после которого у тебя остается еще куча вопросов, но не из-за того, что тема была плохо раскрыта, а потому что тебе на самом деле интересно учиться и хочется узнать больше.
— Расскажи, пожалуйста, о стажировке в Гонконге. Как ты туда попал?Это была недельная стажировка от ИОНа, в Институт Гонконга (City University of Hong Kong). Все что нужно было сделать — подать свои документы и заявку на оплачиваемую стажировку от ВУЗа. Знание китайского не требовалось, так как стажировка была не языковая. Главный критерий отбора — успеваемость. Я прошел и так попал в Гонконг.
— Как был организован учебный процесс? Чем отличался от нашего?Насколько мне удалось понять и прочувствовать, учебный процесс не особо сильно отличается от нашего. Но я заметил довольно строгую иерархию между преподавателями и студентами. Там преподаватель более недосягаем, чувствуется дистанцированность. У тебя есть возможность подойти к нему, писать совместно с ним исследовательскую работу, но все это будет в строгих, формальных рамках. У нас, как я уже говорил, преподаватель может стать близким другом, наставником, который будет помогать не только в обучении, но и посодействует в получении работы, советы даст. И еще, студенты там больше вовлечены в жизнь института. У нас пришел на пары, отучился и можешь быть свободен, заниматься своими личными делами. Там же студенты массово во всем участвуют. Не за баллы, не за какие-то другие бенефиты, а потому что это им это правда интересно.
— Что тебя больше всего удивило в этой поездке?
Для меня открытием стала учебная атмосфера в гонконгском ВУЗе, о которой я рассказал. Еще меня очень сильно впечатлила столовая. У них это огромный фуд-корт, и ты можешь выбирать разную кухню, которую захочешь, при этом цены на еду довольно низкие.
— Какие полезные навыки ты приобрел после стажировки в Гонконге?
Я по-другому открыл для себя город. Узнал, какие процессы происходят внутри, как взаимодействуют муниципальные чиновники с более вышестоящими чинами. В результате я получил общую базу знаний в сфере, которой раньше не интересовался и не знал.
— Насколько я знаю, ты брал академический отпуск на год для того, чтобы учиться в Пекине. Расскажи, что это была за учебная программа?Вообще, это программа никак не связана с РАНХиГС и ИОН. Это грант от правительства Китая в сотрудничестве с Министерством образования РФ. Ты выбираешь, куда хочешь поступить, можешь даже подать заявку на получение бакалавриата. Выбираешь три университета, в котором хочешь учиться, в порядке приоритетности для себя. Основным критерием для получения гранта является успеваемость (средний балл твоих оценок), потому что там прикладывается аттестат, и смотрят, насколько ты перспективен и ответственен как студент. Если бы не коронавирус, то я бы улетел в сентябре 2020 в Пекин и весь учебный год провёл там. А так я провел этот год в России. У меня был годичный курс китайского языка, то есть со мной учились люди, которые в дальнейшем пойдут на бакалавриат или магистратуру в Китае.
— Как было организовано твое обучение в Китае из России?
Я сидел дома и из-за разницы во времени подключался к парам в пять утра. В день было по три пары и к 11:30-12:00 (по МСК) заканчивал. У нас в группе были корейцы, эквадорцы, египтяне такая интернациональная группа, и мы все общались исключительно на китайском языке. За год, что так проучился, я значительно повысил свой уровень китайского, поэтому очень доволен, что мне удалось получить грант и обучаться там.
— Как тебе удалось попасть на практику в ГК «Росатом»?
Все после второго курса обязаны проходить двухнедельную производственную практику. Наша кафедра дала нам список компаний, где можно это осуществить. Единственным критерием для прохождения практики в «Росатоме» было то, что преподаватель сам выберет студентов, которые туда пойдут. Выбирали по успеваемости. В итоге отобрали меня и еще двоих человек.
— Как проходила практика? В чем заключалась работа?
Я анализировал документы, данные, статистику и на их основе составлял аналитические справки и записки для начальника отдела. Эта была та самая аналитическая работа, за которой я и пришел на Зарубежное регионоведение.
— Тебе помогли навыки/ знания, которые ты получил, обучаясь на программе «Зарубежное регионоведение»?
Конечно, помогли. Пары Сергея Владимировича Демиденко (декан Школы политических исследований ИОН РАНХиГС) — это абсолютно то, чем я занимался в «Росатоме». Каждую пару нам давали задание: мы писали текст, аналитическую записку, справку. Он учил нас особым подходам к структурированию текста, тому, как нужно разбираться в теме. Его пары были преимущественно нацелены на получение практических навыков. Всегда изучали актуальную повестку, события и на их основе писали те самые аналитические материалы.
— Какие лайфхаки ты можешь дать абитуриентам, которые выбирают Зарубежное регионоведение?
Это прозвучит банально, но самое главное не забивать, потому что если в какой-то момент пустить все на самотёк, то это течение тебя с собой заберет, утянет на дно, и ты не будешь просто все успевать, оставаться в актуальном с преподавателями, со студентами, с материалом. Нужно хорошо учиться, чтобы тебя отметили, взяли на практику, где ты сможешь себя хорошо показать. Важно нарабатывать опыт, развивать софт и хард скиллы, которые покажут тебя как специалиста и повысят шанс на получение достойной работы.