что лучше мостурфлот или созвездие
Без иностранцев и шведского стола. Как проходят речные круизы в России в 2020 году и почему этот рынок растет в пандемию
Рынок речных круизов в России наверстывает упущенное из-за пандемии. Впрочем, несмотря на рост интереса к путешествиям по рекам нашей страны, рассчитывать даже на прошлогодние показатели не приходится. И тем не менее речники находят, чем привлечь не только новых, но и бывалых пассажиров — запускаются новые маршруты, а в этом году в рейс отправился первый за 60 лет российский теплоход. О том, как индустрия переживает «ковидные времена», — в материале Forbes Life
Теплоходы ждут иностранцев
Первых пассажиров после зимы российские теплоходы в этом году должны были принять в конце апреля — начале мая, но из-за введенных к тому моменту ограничений все суда остались на якорях. Навигация началась лишь в последних числах июня.
«Можно сказать, что нам еще повезло: требования, которые судовладельцам предъявил Роспотребнадзор, достаточно щадящие, в основном они касаются питания — никакого шведского стола, питание в две смены. Это легко выполнить, хотя были предложения, чтобы прием пищи был только в каютах, никаких экскурсий, а дистанция между пассажирам на палубе — не менее полутора метров. С такими условиями проще было в рейсы вообще не выходить», — сказал Forbes Life Андрей Михайловский, гендиректор круизного центра «Инфофлот», одного из крупнейших круизных туроператоров России.
У российских речников хоть и прогорела почти половина сезона, но по сравнению с морскими круизами они в выигрыше, соглашается с коллегой Федор Егоров, глава российского представительства круизной компании Dreamlines. Ведь у морских операторов навигация толком так и не началась. «Если брать популярные у российских клиентов компании — Costa Cruises, MSC Cruises, Royal Caribbean, — то только первые две начали навигацию, да и то с ограничениями: короткие круизы вдоль берегов Италии и только для местных. У Royal Caribbean же пока действует приостановка круизов до конца октября», — сказал Егоров.
Из-за отсутствия иностранцев россияне, сами того не зная, серьезно выиграли: их стали пересаживать на более комфортные суда
И хотя закрытые границы привели к росту интереса к внутреннему туризму вообще, и к речным круизам в частности (Михайловский оценивает только августовский прирост продаж в 30%), но на показатели 2019 года рассчитывать не приходится. В прошлом году, по данным «Инфофлота», в круизы по рекам России отправились около 400 000 пассажиров (годовой рост в среднем 13%), из которых 150 000 — это иностранные туристы. В этом году иностранные пассажиры на теплоходы не попали, и часть судов так и осталась на якоре. К примеру, у трех крупнейших судоходных компаний России, входящих в «Речной альянс», — «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие» (все вместе оперируют флотом в 46 теплоходов) — в рейсы в этом сезоне не вышли 17 лайнеров.
Но, по словам Михайловского, из-за отсутствия иностранцев россияне, сами того не зная, серьезно выиграли: операторы начали пересаживать их на суда, которые изначально были зарезервированы под иностранцев. «Они лучше по комфорту, в итоге за те же деньги пассажиры получили более высокий сервис», — говорит эксперт. Это привело к росту возвратных туристов. «В этом году из-за закрытия границ вырос процент новичков. И мы наблюдаем такую картину: они сходили в круиз, вернулись и уже бронируют круизы на следующий год», — заверяет представитель «Инфофлота». Но все равно, чтобы вернуться на объемы 2019 года, потребуется один-два сезона точно, считает Федор Егоров.
Цены на круизы растут
Одна из причин, по которой россияне отказываются от речных круизов, — цены на путешествие. Туристы возмущаются, что стоимость круизов по рекам России бывает дороже, чем аналогичные по времени путешествия на 15-20-палубных морских круизных лайнерах где-нибудь в Средиземном море или Персидском заливе. Эксперты говорят, что высокой стоимости речных круизов (причем не только в России) есть объяснение.
Морские лайнеры приносят прибыль компаниям круглый год: в зависимости от погодных условий они могут оперативно перебазировать суда между различными регионами плавания. С теплоходами так не получится: с начала ноября до конца апреля в России нет навигации, теплоходы вмерзают в лед и приносят своим владельцам только затраты — на зарплату команде, на ремонт, на реновацию.
Комфорт 40-50-летних теплоходов уже не удовлетворяет клиентов, и компаниям приходится серьезно вкладываться в реновацию кают и общественных пространств. На теплоходах появляются бассейны, новые рестораны и бары. А переделка кают не ограничивается лишь заменой кроватей — это капитальный ремонт, в ходе которого, как правило, расширяют душевую зону, меняют мебель, устанавливают новую технику. По словам представителя круизной компании «Созвездие» (владеет шестью теплоходами) Валерии Соковой, реновация одной каюты категории «стандарт» обходится в среднем от 500 000 до 700 000 рублей, «люкса» — около 1 млн рублей.
«На речных круизах надо быть готовым к созерцанию природы за чашечкой кофе как главному развлечению»
«Основные проблемы в продаже речных круизов — это качество продукта, — говорит Федор Егоров из Dreamlines. — Для тех, кто привык к уровню морских лайнеров или даже турецких отелей, будет сложно перестроиться. На речных круизах надо быть готовым к созерцанию природы за чашечкой кофе как главному развлечению. К сожалению, казино, бродвейских шоу и качественных концертов там нет». Но это компенсируется интересными и частыми стоянками и красотой природы — за этим и надо идти в речной круиз.
Сейчас самый дешевый вариант речного круиза начинается от 12 800 рублей — столько стоит трехдневное путешествие в конце сентября 2020 года по маршруту Москва — Дубна — Москва на теплоходе «Лунная соната» (компания «Созвездие») за одного человека. Четырехдневный круиз Москва — Тверь — Углич — Мышкин — Москва на теплоходе «Александр Бенуа» («Созвездие») в июне 2021 года стоит 29 290 рублей. Такой же круиз на теплоходе «Михаил Булгаков» компании «Мостурфлот» в мае 2021 года стоит 20 700 рублей. 19-дневное путешествие из Москвы до Астрахани и обратно на теплоходе «Георгий Жуков» компании «Водоходъ» в июне 2021 года сейчас можно забронировать за 105 500 рублей.
Круиз из Москвы в Казань и обратно (16 дней) на лайнере «Лев Толстой» («Водоходъ») в июне 2021 года обойдется в 126 000 рублей с человека. Более короткий круиз из Москвы в Казань и обратно (10 дней) в августе 2021 года на лайнере «И.А.Крылов» («Мостурфлот») стоит 43 800 рублей. В стоимость речных круизов, помимо самого путешествия по маршруту, включено трехразовое питание и безалкогольные напитки, некоторые береговые экскурсии, а также вся развлекательная программа на борту.
Речной сезон в России длится до начала ноября, затем теплоходы отправляются к месту зимовки, где остаются до конца апреля. «Пока можно сказать, что мы достаточно ровно пережили это время: случаев банкротства на нашем рынке не было», — заверяет Андрей Михайловский.
Бронирование круизов на следующий год идет на уровне предыдущего, говорят участники рынка. При этом цены, по словам пресс-секретаря «Мостурфлота» Александра Филимонова, повысились в среднем на 5%.
Лайнер за 3 млрд
В этом году, несмотря на пандемию и ограничения, на речном круизном рынке произошло большое событие — первых пассажиров принял новый теплоход «Мустай Карим». Это первое подобное круизное судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. В нем есть 160 больших кают, рестораны, бары, «винная библиотека», спорткомплекс с сауной и хамамом. «У нас, к сожалению, устоялся стереотип, что речной рынок застыл где-то в 1980-х, и единственное, что появилось нового с того времени, — это телевизоры и холодильники в каютах. На самом деле это давно не так», — сказал Андрей Михайловский из «Инфофлота». Федор Егоров из Dreamline уверен, что появление нового лайнера на реках нашей страны «увеличит спрос на все речные круизы».
«Мустай Карим» построен на нижегородском заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) по проекту PV300 для круизной компании «Водоходъ». Это крупнейший российский судовладелец и туроператор на российском рынке речных круизов. По данным компании, ее флот состоит из 26 теплоходов. По итогам 2019 года перевезено порядка 110 000 человек. Как рассказали Forbes Life в «Водоходе», строительство «Мустая Карима» обошлось в 3 млрд 227 млн рублей. Компания владеет судном на основании договора лизинга. На покрытие лизинговых платежей этого года «Водоходъ» получил господдержку в размере 247 млн рублей.
Заместитель генерального директора по развитию компании «Водоходъ» Илья Суховольский заверяет, что теплоход «привлек большое внимание туристов» — загрузка первых рейсов достигла 70%. При этом отдых на «Мустае Кариме» значительно дороже, чем на других теплоходах. К примеру, цена на одного человека в круизе Москва — Углич — Москва на «Лунной сонате» 1988 года постройки («Созвездие») начинается от 17 990 рублей, на «Мустае Кариме» цена на такой же круиз стартует от 27 300 рублей.
Из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно (14 дней) на «Мустае Кариме» в июне 2021 года можно сходить за 126 800 рублей с человека. Круиз по аналогичному маршруту, правда, на три дня короче, на теплоходе «Михаил Булгаков» 1979 года постройки компании «Мостурфлот» в мае 2021 года стоит 53 800 рублей. «Теплоход новый, он выше классом, пока это эксклюзивный продукт на рынке, и он не может сравняться по цене с обычными судами, постройки 70-80-х годов прошлого века», — объясняет разницу в ценах Федор Егоров из Dreamlines.
В ожидании «брата»
Новый «Мустай Карим» не долго будет одинок: уже в следующем году у него появится «брат-близнец» по имени «Петр Великий». Теплоход строится на заводе «Лотос» под Астраханью по тому же проекту PV300. Оператором станет компания «Мостурфлот». Как рассказал Forbes Life пресс-секретарь круизной компании Александр Филимонов, готовность «Петра» в настоящий момент составляет около 50%. «Это будет первый российский полноценный теплоход, который сможет не только выходить в море, но и идти по нему вдали от берега. Планируются круизы на 10-12 дней по всем прикаспийским государствам», — рассказал Филимонов.
«Главная задача оператора круиза — вытащить человека из своей каюты: чтобы он покупал алкоголь, ел, пил и развлекался»
Будет ли «Водоходъ» заказывать второй подобный лайнер, покажет время. По словам представителя компании Ильи Суховольского, оператор проанализирует опыт эксплуатации «Мустая Карима», если он окажется положительным, компания «рассмотрит вопрос продолжения строительства новых теплоходов такого типа». Еще один момент, который повлияет на новый заказ, — господдержка. «На сегодняшний день строительство таких судов без мер господдержки, практически невозможно», — говорит Суховольский.
При этом в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) говорят, что готовы внести коррективы в проект PV300. Дело в том, что у лайнеров этого типа отсутствует прогулочная палуба, и пассажиры «Мустая Карима» восприняли такую конструктивную особенность неоднозначно. В недавнем интервью ТАСС глава ОСК Алексей Рахманов сказал, что суда можно будет сделать не на 300, а на 200 пассажиров. Это повысит комфортность. Кроме этого, может появиться прогулочная палуба, «ведь главная задача оператора круиза — вытащить человека из своей каюты: чтобы он покупал алкоголь, ел, пил и развлекался». «Может быть, мы когда-нибудь договоримся даже о снятии запрета на азартные игры», — строит планы Рахманов.
Всего же, по словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Бориса Кабакова, сейчас на российских верфях строится 20 пассажирских судов. В ближайшее время их число вырастет почти вдвое. «Мы должны построить 39 судов различного тоннажа», — заявил Кабаков на Морской коллегии при Правительстве РФ в августе.
По Байкалу и Енисею
Новые теплоходы и каюты — не единственное, что готовят круизные компании своим клиентам. Активно разрабатываются и новые маршруты: в этом году, например, операторы обкатали два уникальных экспедиционных круиза, которые начнут активно предлагать в сезоне-2021.
Один из них — круговые круизы по Байкалу, которые запустила компания «Созвездие». Первый рейс намечался на июнь, но из-за пандемии перенесен на 2021 год. Второй запланированный рейс состоялся в срок — 9 сентября. Путешествие проходит на самом большом байкальском теплоходе «Империя». Уникальность маршрута в том, что за неделю туристы смогут увидеть весь Байкал, пройдя его с юга на север и обратно. Обычно на такие путешествия уходит не меньше двух недель, что существенно дороже и не всегда удобно по времени. Оператор обещает, что в следующем году предложит клиентам уже четыре таких рейса.
«Водоходъ» в этом году предложил экспедиционный круиз по Енисею на теплоходе «Максим Горький» от Красноярска до Дудинки. Лайнер недавно прошел реновацию, в результате чего на его борту теперь всего 52 каюты, появился большой ресторанно-развлекательный комплекс, а на верхней палубе — зона спа c тренажерным залом. «Этот маршрут мы прорабатывали два года и запустили этим летом, — говорит Илья Суховольский из «Водохода». — Подобной экспедиции по Енисею вы точно нигде не встретите».
Объявление
Объявление
Присутствуют: 435. Участников: 7, гостей: 428.
Рекорд одновременного пребывания 1,936, это было 16-10-2021 в 14:01.
Сегодня день рождения у
Набирающие популярность
Программа мероприятия «Зимние забавы» Москва-Калязин-Углич-Мышкин-Москва
Первый день 22 января 2022 года:
Тип судна: Танкер. [пр. 866] тип ТН
Разряд плавания: Речное
Подтип: тип.
Тип судна: Сухогруз. [пр. 92-040] тип АМУР
Разряд плавания: Река-море
.
Завершили сезон. Фото на память
Приглашаем на блогерский прогулочный рейс по Москве-реке, который организует речная компания Rivetrickets.ru.
Перепечатка материалов возможна только с согласия администрации Форума Речных Путешественников.
Мнение администрации форума может не совпадать с мнениями авторов.
Не взлетим, так поплаваем:
все круизы по рекам России
Этим летом нам не избежать круизов по рекам России.
20 круизных компаний, 100 теплоходов от Волги до Енисея — надеемся, эта статья поможет тебе разобраться в однообразии предложений и заплатить не 20 тысяч рублей, а хотя бы 18.
2020, 2021. Крупнейшие круизные операторы взяли вынужденную паузу. Многие люди шарахаются от слова «лайнер», смутно припоминая, что это вроде как рассадник вируса. А ещё границы на замке. И никуда нельзя.
2020, 2021. Идеальное время для российских круизных компаний, чтобы заявить о себе. Хотя… кого мы обманываем? Теплоходы и без лишних рекламных телодвижений и денежных вливаний снова под завязку забьются пенсионерами. Ну и, пожалуй, врачами — не в Грецию же их отправлять.
В это сложно поверить, но в июне по рекам России отправятся более 100 круизных теплоходов. Почти все они — в этой подборке. А ещё 21 круизная компания, тысяча маршрутов и куча странных фотографий.
Как искать круизы?
Найти круиз проще всего через cruclub.ru, dreamlines или mcruises.ru — это авиасэйлз, скайсканнер и момондо в мире круизов. Правда на этих сайтах в продаже круизы только на 30-50 теплоходов.
Также можно искать на сайтах крупных игроков — «Инфофлот», «Водоходъ», «Мостурфлот», — но здесь тоже всё сложно: в продаже собственные круизы и круизы партнёров. Поэтому если ищешь жемчужину или хочешь сэкономить — изучи все предложения. Скорее всего на каждом сайте тебя ждёт скидка 3-10% как новому клиенту или просто хорошему человеку.
Цены могут шокировать, состояние лайнеров вогнать в депрессию, а соотношение «цена-качество» сделать физически больно — тем более, когда есть с чем сравнивать. А ещё тебя ждёт дурацкое расписание на многих маршрутах, сайты из прошлого века… Но других круизов у России для нас пока нет. А на немногие современные варианты даже швейцарцы вынуждены откладывать полгода.
Как поехать в круиз на теплоходе по России
Когда ехать, как выбрать места и что посмотреть в такой поездке
Я путешествую по России на теплоходах с 2008 года и не могу остановиться.
В 2008 году я планировала отпуск, но денег на заграничный тур не было. Друзья рассказали, как ездили на теплоходе по России. Я загорелась и тоже решила попробовать — отправилась из Санкт-Петербурга к островам Валааму и Кижам. Это стоило дешевле, чем тур за границу.
Тот круиз мне очень понравился: было здорово каждый день гулять по новым городам, а вечером плыть дальше. С тех пор я была в таких поездках три раза и посетила больше десяти российских городов. В последние два путешествия мы с мужем даже брали детей.
Расскажу, когда лучше ехать, что взять с собой, как выбрать теплоход, каюту и какие города я посетила.
Когда лучше ехать
Сезон круизов идет с конца апреля до первых чисел ноября. Самые дорогие туры — на майские праздники. Самые дешевые — на позднюю осень.
Перед выбором дат лучше посмотреть среднемесячную температуру в регионе и выбрать самый сухой и теплый месяц. В ноябре холодно везде — я не представляю, как люди плавают в конце сезона.
По средней полосе России лучше путешествовать в мае. В это время тепло, но сильной жары нет, да и под ливни я попадала всего один раз. Экскурсии получились не самые приятные, но я хотя бы не мерзла. А в Карелии прохладнее, чем в средней полосе, — туда лучше ехать в июле. Я была там в августе и сильно замерзала.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как покупать тур
Сколько вы потратите, зависит от места покупки тура, времени, оставшегося до круиза, и действующих скидок.
Где покупать. Самые крупные круизные компании в России — «Инфофлот», «Мостурфлот» и «Водоходъ». Удобнее всего покупать туры у них на сайтах. Там можно посмотреть свободные места, оплатить путевку, а документы скачать в личном кабинете.
Один раз я обратилась в турфирму-посредник. Менеджер могла за минуту посмотреть свободные места в интернете. Но она решила заодно узнать, какую комиссию получит от круизных компаний за мой тур, и долго обзванивала все по очереди. А потом, когда я выбрала и оплатила путевку, пришлось еще отдельно приезжать за ней и платежным ваучером. В общем, с тех пор я к посредникам не обращаюсь.
Чем раньше покупать, тем больше выбор мест и скидка. Для путешествий с ребенком мы всегда бронируем трехместную каюту без двухъярусных кроватей. Таких мало, и даже в декабре их трудно забронировать на май.
Круизные компании делают скидку 5—15% за раннюю бронь. Если до конца июня купить тур на следующий год, в «Инфофлоте» сэкономите 12%, а если до конца декабря — 8%. Путевку можно вернуть, но со штрафом. Сумма зависит от того, сколько времени осталось до начала круиза. Конкретных сумм возврата круизные компании не публикуют: все считают индивидуально.
Чтобы получить скидку, нужно внимательно изучать сайты круизных компаний. Например, «Инфофлот» дарит скидку 10%, если день рождения выпадает на даты круиза, включая пять дней до и после него, и молодоженам в течение года после свадьбы.
Какие бывают теплоходы
В основном теплоходы бывают эконом- и премиум-класса. Только в некоторых компаниях есть еще классы винтаж и люкс.
Теплоходы экономкласса часто называют «стандартом». Они небольшие, со скромной обстановкой, на них не всегда есть детские комнаты и спортзалы. Лучше всего обычно выглядит ресторан — его фото всегда есть на сайтах. Люди смотрят и думают, что весь теплоход такой. А по факту в каютах бывает даже сломанная мебель.
Теплоходы экономкласса — это «Леонид Соболев», «Александр Суворов», «Константин Симонов», «Григорий Пирогов», «Феликс Дзержинский». Круиз на таком теплоходе обойдется в 3500—4000 Р в сутки.
Теплоходы классов премиум и люкс красивее. Меню там разнообразнее. Есть вайфай, современные спортивные тренажеры, сауна, прокат игр, библиотека и интересная детская комната.
Премиум-теплоходы — это «Константин Коротков», «Александр Пушкин», «Санкт-Петербург», «Лунная соната», «Лебединое озеро», «Дмитрий Фурманов», «Сергей Есенин». Моя свекровь плавала на «Александре Бенуа» и очень его хвалила. Там хорошо кормили, интересно развлекали, а ее каюта была только что после ремонта.
Цена за человека в трехдневном круизе по маршруту Москва — Углич — Москва в 2020 году
Теплоход | Класс | Двухместная двухъярусная каюта | Двухместная одноярусная каюта | Люкс |
---|---|---|---|---|
«Григорий Пирогов» | Эконом | 12 600 Р | 19 000 Р | 21 550 Р |
«Феликс Дзержинский» | Эконом | 13 200 Р | 16 900 Р | 33 700 Р |
«Дмитрий Фурманов» | Премиум | — | 19 900 Р | 37 490 Р |
«Сергей Есенин» | Премиум | — | 27 900 Р | 43 500 Р |
Теплоходы класса люкс и винтаж есть у «Мостурфлота». Люксовых всего два — «Александр Грин» и «Княжна Виктория». На борту красиво, как в дорогих отелях, есть массажный салон и лифты, а во всех каютах — балконы, кондиционеры и большие ванные с душевыми кабинами. Но цены на многие круизы почти совпадают с ценами на премиум-теплоходах — это 5000—6000 Р в сутки с человека.
в среднем стоит круиз на винтажном теплоходе в сутки
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Какие бывают каюты
Цена билетов зависит от того, сколько в каюте ярусов и мест, какой у нее класс комфорта и на какой она палубе.
Мы с мужем и детьми путешествуем только в одноярусных каютах. На многих теплоходах нет таких для четверых, поэтому нам пришлось сузить выбор.
стоит билет в одноместной каюте на теплоходе «Александр Суворов» из Казани в Углич
Если плыть одному в двухместной каюте, придется доплатить 40—50% за второе пустующее место. А если второй пассажир — ребенок до 14 лет, на его билет часто бывают скидки. У «Инфофлота» скидка — фиксированные 15%, но она не действует на люксы.
Ребенок до пяти лет путешествует бесплатно, если спит в одной кровати с родителем или на диване. По желанию можно доплатить только за питание для ребенка. В 2019 году мы доплачивали 800 Р в сутки.
Р дешевле взрослого» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
По типу комфорта каюты бывают такие: стандарт, полулюкс и люкс. Во всех есть кондиционер и радио. По радио приглашают на завтрак, обед и ужин. Свое радио можно отключить, но вы все равно услышите соседское. Кондиционеры в каютах бывают и советские, и современные — как повезет.
Во всех каютах ежедневно убирают, раз в несколько дней меняют полотенца и постельное белье. Везде есть запасное одеяло или плед, в случае чего их бесплатно выдадут на ресепшене.
Р до 80 800 Р в зависимости от каюты» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
То, что каюта — люкс, не гарантирует, что она хорошая. Однажды я плавала на «Григории Пирогове» в люксе. Он оказался очень маленьким, а диван в нем был сломан. В итоге весь круиз на кровати спал ребенок, а мы с мужем — на полу.
Палуб обычно три или четыре. На самой нижней вместо окон иллюминаторы. Над ней находится главная палуба, через нее пассажиры заходят на борт. Выше — средняя палуба, а самая верхняя — шлюпочная. На шлюпочной часто нет кают, зато стоят шезлонги.
Где не стоит брать каюту. Над машинным отделением мою каюту однажды сильно трясло, и я не могла спать. Еще хуже было в каюте возле музыкального зала: в 10 вечера там начался концерт. Я просила закрывать дверь в зал, но гостям было жарко — они все равно ее открывали. Концерт закончился поздно, и я не выспалась.
С тех пор я никогда не беру каюту возле музыкального зала. Где они находятся, узнаю на сайте круизной компании. Но где машинное отделение, заранее не понять.
Развлечения на борту
На теплоходе можно посидеть в баре, позагорать в шезлонгах или послушать по радио о местах, мимо которых вы плывете. Рассказывает методист — «голос» теплохода.
На многих теплоходах есть сауна, но я ходила в нее всего раз. Пока я грелась, теплоход сильно качало, и в маленьком жарком помещении мне стало плохо.
Еще на теплоходах работают детские аниматоры, а для взрослых устраивают концерты. Расписание обычно висит на палубе. С аниматорами как повезет. Одна девушка занималась с детьми без энтузиазма. А в другом круизе аниматор постоянно играла с детьми, рисовала с ними и пускала огромные мыльные пузыри.
Аниматоры проводят для детей простые мастер-классы. Однажды мы делали оригами, но аниматор был неопытный и сам смотрел инструкцию в телефоне. В какой-то момент он запутался и не знал, что делать дальше. На другом теплоходе мы делали оберег из ткани и ниток. Ребенку было сложно, но нам все равно понравилось.
На концертах иногда поет аниматор, а иногда — приглашенные певцы. Еще в музыкальных салонах часто есть рояль. На нем играет приглашенный пианист или кто-то из гостей.
Когда теплоход заходит в первый шлюз на маршруте, пассажиры бегут на это смотреть. В шлюзах есть камеры. Теплоход заходит в камеру через ворота и цепляется к буйкам с краю. Если ему нужно подняться, камера наполняется водой, а если спуститься — вода уходит. Когда достигнут нужный уровень воды, в камере открываются другие ворота, и теплоход плывет дальше.
Развлечения в городах
На берегу туристов разбивают на группы по 20 человек и ведут на экскурсии. С гидами как повезет: одни взахлеб рассказывают о своем городе, а от других все сбегают на середине прогулки. Читать заранее отзывы о гидах бесполезно: сегодня работает один, а завтра — другой.
На выбор обычно предлагают две-три экскурсии, но пойти можно только на одну. Записаться нужно вечером перед экскурсией. Если группа не набирается, приходится записываться на другую. Есть и дополнительные экскурсии стоимостью до 2000 Р с человека. Их проводят одновременно с основной или после.
В 2008 году в Петрозаводске нам предлагали пешую экскурсию. Вместо нее я поехала на автобусную, на водопад Кивач. Сколько доплатила, уже не помню. Водопад был за городом, а на обратном пути нас все равно провезли по Петрозаводску и рассказали о нем. Так я посмотрела и город, и водопад.
Питание
На теплоходе трехразовое питание в одну или две смены. Если гостей мало и ресторан вмещает всех, то питание в одну смену. А иногда и двух ресторанов мало, тогда кормят в две. Смену можно выбрать при посадке, но перед самым отплытием мест в одной из смен может не быть. А менять смену во время круиза нельзя.
Питание в две смены мне не нравится. У меня такое было на «Григории Пирогове» и «Президенте». Если теплоход рано причаливал к пристани, первая смена вставала на завтрак ни свет ни заря. А бывало, что теплоход отплывал из города поздно вечером. Тогда первую смену кормили, когда все поднимались на борт, а вторая ждала еще полтора часа, пока официанты уберут посуду и заново накроют столы.
На теплоходах кормят по меню или в формате шведского стола. Иногда только обед и ужин по меню, а завтрак — шведский стол. В меню нужно выбрать одно из двух-трех блюд. Заказывают их за сутки.
На всех теплоходах предлагают традиционные для России блюда без острых специй: котлеты, запеченную курицу, рыбу. Порции средние, а еда в целом вкусная. Не припомню, чтобы при мне кто-то оставлял полную тарелку.
Если есть все, что дали, то останешься сытым. А если отказаться от еды, то непонятно, что потом есть. На «Григории Пирогове» можно было купить что-то вкусненькое в ресторане, но только если теплоход плыл. А на стоянках не продавали даже воду.
По каким маршрутам я плавала
Мой первый круиз был из Санкт-Петербурга в 2008 году. Маршрут назывался «Серебряное ожерелье России». Он охватывал Валаам, Мандроги, Кижи, Лодейное поле и Свирьстрой в Карелии. Я не помню, сколько стоила путевка, но в 2020 году на теплоходе «Леонид Соболев» она стоит от 38 600 Р с человека.
Без теплохода я бы не осилила такое путешествие: на машине между городами сотни километров — пришлось бы дольше ехать до них, чем потом гулять. А на теплоходе мы путешествовали шесть дней и большую часть времени я отдыхала. После того и полюбила круизы.
В 2014 году я пять дней плавала на «Григории Пирогове» по маршруту Москва — Калязин — Ярославль — Тутаев — Мышкин — Москва. Сейчас тур стоит от 15 600 Р за человека.
В Калязине уровень воды был маленький, и мы не смогли причалить к городу — только проплыли мимо знаменитой затопленной колокольни. Вместо Калязина нас отвезли в Дубну. Но там был отличный экскурсовод, и в городе нам понравилось.
В 2016 году я поплыла на «Президенте» по тому же маршруту, только без Калязина и Ярославля, зато с Угличем. Пятидневный круиз обошелся в 50 800 Р за двоих взрослых и ребенка. Но из Москвы теплоход почему-то не отправлялся несколько часов, и всю первую половину путешествия мы отставали от графика. В итоге в Углич приплыли ближе к четырем часам вечера. Время прибытия заранее не объявили, и когда все собрались на экскурсию, мой ребенок спал. Пришлось пробежаться по городу самим, когда он проснулся.
мы заплатили за пятидневный круиз
Какие покупать сувениры
Мышкин славится мышками. На набережной я как-то купила детские тапки в виде мышек. Они теплые и стоили 800 Р за пару. В Ярославле продают дешевую льняную одежду, но себе я ничего не подобрала. Из Валаамского монастыря обычно везут четки, крестики и иконы. Из Углича — минеральную воду, сыры и одежду изо льна.
Что взять в путешествие
На теплоходе со мной всегда наличные, вода, аптечка и теплые вещи.
Наличные. В круизе не везде можно заплатить картой. На причалах продают сувениры, вяленую рыбу, что-то для перекуса, но принимают только наличные. На теплоходах тоже часто нет банкоматов и терминалов для оплаты. Поэтому в круиз я обязательно беру с собой наличные из расчета 1000 Р в день на человека. Обычно деньги еще остаются.
Перекус. Ужины на теплоходах бывают поздние, и я беру из дома что-то для перекуса: яблоки, бананы, печенье.
Аптечка. На теплоходах есть медпункты, но я всегда боюсь, что там не окажется нужных лекарств. А на остановках в маленьких городах аптеку бывает трудно найти. Поэтому я обычно беру с собой стандартный набор: пластыри, зеленку, жаропонижающие, обезболивающие и лекарства на случай отравления.
Теплая одежда. На реке прохладнее, чем в городе, поэтому зонт, ветровка и свитер в круизе не помешают.
Главное о круизах на теплоходах
Цены, конечно, капец. На вандроуках регулярно публикуют круизы типа по южному побережью Европы и там можно побывать во всяких Римах, Барселонах.
чтобы не быть голословным. https://vandrouki.ru/2020/novyj-god-nedelnyj-kruiz-po-sredizemke-za-399e-s-cheloveka-2/
Дмитрий, тож сейчас посмотрел, более менее интересный тур по трем российским городам от 60 штук, я за эти деньги могу в европу слетать или две недели в пятизвездочном отеле в турции провести))
Раиса, мы сравниваем цены