что лучше мшк или мшнк
От клипа до драмы: 9 московских киношкол
Московская школа кино
В МШК преподают согласно британской системе академического качества. Это значит, что занятия ведут практикующие специалисты, а особый отдел (так называемый центр по связям с индустрией) обеспечивает поступательную интеграцию студентов в кинопроизводство. Те, кто учится здесь, работают по реальным «брифам», так что задача может заключаться, например, в съемке «пилотной серии» сериала или рекламного ролика, либо в написании сценариев по заданию кинокомпаний и телеканалов. Кроме того, студенты участвуют в тематических мероприятиях и питчингах. Выпускники МШК уже работают на российском кинорынке. Например, они принимали участие в создании таких фильмов, как «30 свиданий», «Авантюристы» и «Чемпионы».
Высшие курсы сценаристов и режиссеров
Высшие курсы сценаристов и режиссеров — вторая по популярности образовательная площадка после ВГИКа. Здесь обучают режиссеров и продюсеров, которые могут работать в кино и на телевидении. Среди преподавателей — Никита Михалков, Владимир Меньшов, Андрей Звягинцев, Владимир Хотиненко, Александр Митта и Павел Лунгин. Все курсы рассчитаны на 1,5 года очного дневного обучения. Ближайший набор пройдет 1 июня; начало занятий — 12 января.
Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова
Школа подходит только для тех, кто хочет снимать документальное кино и работать в рамках документальных театров. Чтобы попасть сюда, необходимо пройти довольно жесткий отборочный тур. Правда, дело того стоит, ведь создатель школы Марина Разбежкина — один из ведущих кинорежиссеров и сценаристов российского документального кино. Программа обучения рассчитана на 14 месяцев; 80% времени отводится на практические занятия. За время обучения каждый слушатель успевает подготовить два фильма или два спектакля: курсовой и дипломный.
Московская школа нового кино
Московская школа нового кино находится там же, где и МШК, — в торгово-выставочном комплексе Artplay. Принцип обучения тоже сходный: практика и еще раз практика. В МНШК преподают режиссеры Дмитрий Мамулия и Артур Аристакисян, операторы Олег Лукичев, Евгений Привин и Фред Клемен. Работы выпускников МНШК несколько раз входили в программу крупных кинофестивалей: например, «14 шагов» Максима Шавкина показывали в Каннах, фильм «Восточный рабочий» Рината Бекчинтаева и Егора Шевченко — на Международном кинофестивале в Локарно, а «Саламанку» Александры Кулак и Руслана Федотова — на Роттердамском кинофестивале.
«Школа Александра Митты»
Школа российского режиссера и сценариста Александра Митты организует краткосрочные курсы и мастер-классы. Среди преподавателей — Виталий Манский (курс «Создание документального фильма»), Сергей Мокрицкий («Операторское мастерство глазами режиссера»), Дмитрий Астрахан («Режиссерская мастерская») и Гюзель Султанова («Второй режиссер: между творчеством и производством»).
«Академия коммуникаций Wordshop»
Школа подойдет для тех, кто хочет научиться снимать рекламу, музыкальные клипы и креактивное видео. В списке факультетов — «Продюсирование видеопроизводства, post-production», «Режиссура видео», «Сценарии сериалов и ситкомов», «Сценарное мастерство, короткий и полный метр», «Музыкальное продюсирование». «Академия Коммуникаций Wordshop» относится к особому типу учебных заведений — «portfolio school». Это значит, что главная цель обучения здесь — это создание портфолио и трудоустройство.
Курсы «Свободное кино»
Курсы «Свободное кино» — одна из доступных с точки зрения бюджета московских киношкол. Здесь есть несколько направлений обучения: «Техника и технология кинопроизводства», «Второй режиссер», «Исполнительный продюсер», «Режиссер монтажа» и другие. Занятия проходят, как правило, два раза в неделю. Среди преподавателей — кинорежиссер и продюсер Гюзель Султанова, режиссер, продюсер и сценарист Олег Штром, сценарист и режиссер Владимир Кудряшов, продюссер и режиссер Дмитрий Куповых.
Киношкола «2morrow»
Школа была создана в рамках фестиваля экспериментального европейского кино «2morrow». Все курсы здесь доступны онлайн и организованы в интерактивной форме. В киношколе «2morrow» учат писать сценарии, организовывать съемки, подбирать актеров, оформлять площадку, делать грим, монтировать видео и решать связанные с кинопроизводством юридические вопросы. Среди лекторов — актриса Анна Котова, член Европейской киноакадемии Елена Афанасьева, кинокомпозитор Оливье Либутри (Франция), киновед, режиссер и один из кураторов фестиваля «2morrow» Кирилл Адибеков.
Кинокурсы при «Мосфильме»
Идея создания курсов принадлежит генеральному директору киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссеру-постановщику Карену Шахназарову. Занятия ведут работники «Мосфильма», заслуженные деятели кино и преподаватели ВГИКа. После обучения слушатели проходят практику в составе съемочных групп. Студенты изучают несколько профильных дисциплин: историю мирового кино, историю зарубежного и русского театра, историю звукового кино, историю костюма, основы кинорежиссуры и кинодраматургии, кинооператорское мастерство, кинопроизводство и др. Мастер-классы ведут Станислав Говорухин, Александр Адабашьян, Вадим Абдрашитов, Владимир Хотиненко. Обучение длится от трех до восьми месяцев.
Интеграция в индустрию происходит «со школьной скамьи». Тем не менее, в конечном итоге всё зависит от студента: как он воспользуется предложенными возможностями школы, будет ли учиться эффективно. Обучение — это процесс, за который отвечает как образовательная площадка, так и ученики.
Когда абитуриенты спрашивают, какие гарантии трудоустройства им может предоставить киношкола, мы честно отвечаем, что никаких гарантий нет и быть не может. В кино мало просто уметь писать сценарии, снимать фильмы или исполнять роль, — нужно уметь «почувствовать» саму жизнь, поймать дух определенной эпохи или своего собственного поколения.
Школа, со своей чтороны, помогает выработать свой авторский стиль: найти нужный тон для отражения окружающей действительности. С первых дней студенты оказываются вовлечены в разнообразные практические работы — от создания сценария до съемок. Но мы знаем, что как правило, студенты киношкол не ищут легких путей ни в жизни, ни в профессии. Они всегда находятся в процессе поиска своего собственного «языка», поскольку нельзя научиться «делать», не научившись «видеть».
Где учиться киноискусству в России?
27 августа у всех работников отечественного кино — профессиональный праздник. Его отмечают не только актёры и режиссёры, но и сценаристы, операторы, каскадёры, гримёры и все, кто присутствует на площадке во время съемочного процесса. Мы решили вспомнить истторию праздника и подумать, куда пойти учиться, чтобы каждый год с чистой совестью отмечать этот день.
День российского кино
Впервые этот праздник отметили во времена Октябрьской революции 1917 года — тогда советская власть, понимая потенциал кино как средства пропаганды, вплотную начала контролировать производство кинокартин в стране. В 1919 годукинематограф в СССР был национализирован, и вся кинопромышленность стала подконтрольна Народному комиссариату просвещения.
Напомним, что первые фильмы в мире были созданы братьями Люмьер, первый киносеанс прошёл в Париже в 1895 году. Первый же российский фильм был показан в 1908 году — это была семиминутная картина «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова. В 1926 году Сергей Эйзенштейн снял ленту «Броненосец Потёмкин», которая вошла в золотой фонд советского и мирового кинематографа.
С тех пор кино сильно изменилось: из чёрно-белого стало цветным (и даже 3D), из немого — насыщенным звуками и музыкой. Усложнилась драматургия,стала другой аппаратура и потребности публики. Чтобы заниматься кино, нужно многое знать и уметь. Где же можно освоить кинопрофессии сегодня?
ВГИК — одно из старейших (основан в 1919 году) учебных заведений России, готовящее профессионалов киноискусства. Университет выпускает режиссеров, продюсеров, операторов, сценаристов, киноведов, художников и так далее. Тут можно освоить профессию, связанную не только непосредственно с кино, но и с телевидением.
МШК — это часть Universal University (туда входят Британская высшая школа дизайна, Scream School и много чего ещё), который славится тесными связями с индустрией. В Школе учат не только классическим, но и самым современным кинопрофессиям — например, оттуда можно выйти шоураннером или саунд-дизайнером.
ВКСР основан в 1960 году и является одним из старейших учебных заведений, выпускающих профессионалов киноискусства. Учатся тут 1,5 года очно по таким специальностям, как «Режиссура», «Кинодраматургия», «Продюсерство кино и ТВ» и так далее.
«КАДР» — это киношкола на базе студии «Ленфильм» в Санкт-Петербурге. Обучение проходит по вечерам, программы рассчитаны на 1-2 года (потому что общеобразовательным предметам тут не учат, дают только теорию и практику на базе киностудии). Тут множество специальностей — от актёрского мастерства до искусства анимации. Школа лучше всего подойдёт для тех, кто очарован кино и хочет сменить профессию.
В МШНК дают дополнительное образование режиссёра, оператора, сценариста, актёра. Школа очень современная и сотрудничает с ведущими киношколами мира — например, с Немецкой академией кино и телевидения dffb или Пражской киношколой FAMU. Тут часто проводятся мастер-классы значимых фигур киноиндустрии — таких, например, как Пол Верховен, Андрей Звягинцев, Альберт Серра и другие.
Эти курсы предназначены для профессиональной переподготовки и длятся от 3 до 6 месяцев. Они были созданы для того, чтобы обеспечить киноинсхдустрию молодыми специалистами «среднего звена» — вторыми режиссёрами, ассистентами режиссёра по костюмам и реквизиту, художниками-декораторами, видеоинженерами, админинистраторами съемочной группы, монтажёрами и так далее. Обучение тут — принципиально бесплатное, но придётся пройти сложный отбор по резюме и творческому собеседованию.
В России много других учебных заведений, которые занимаются подготовкой специалистов для киноиндустрии. И многие люди приходят в них уже во взрослом возрасте — имея высшее образование, опыт работы в других сферах. Люди, которые хотят что-то сказать этому миру. И в условиях постоянного роста количества медиаконтента становится всё больше киношкол, готовых предложить чему-то научиться. При выборе курса главное помнить, что для обучения киноискусству очень важна связь с индустрией — и на это в первую очередь стоит обратить внимание.
Что лучше мшк или мшнк
Мы отмечаем рост количества киношкол в России за последние годы.
При этом в России курсов, школ и государственных вузов, где можно получить образование в сфере кино — около 50. Это в 8 раз меньше, чем в США по количеству, или в 4 раза меньше в пересчете на душу населения.
Примеры государственных: ВГИК, СПбГУКиТ, Казанский, Орловский, Московский институты Культуры, УГАХА и др.
Примеры негосударственных: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт кино и телевидения (ГИТР)», Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов и др.
Высшее профессиональное образование (1–2 года). Курсы существуют на базе другого высшего (или как минимум среднего профессионального). Есть Лицензии на ведение образовательной деятельности, но нет гос.аккредитации. Дипломы и сертификаты уважают в профессиональной среде. То есть профессиональные долгосрочные курсы по сути приравнены к высшему образованию.
Примеры: МШК, МШНК, ВКСР, Школа А. Митты, Академия Н.С. Михалкова, WORDSHOP, Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, Высшая школа кино «Арка», Школа-студия ШАР и др.
В госуниверситетах это либо подготовительные курсы для абитуриентов, либо курсы повышения квалификации или переподготовки для уже обученных специалистов в той же самой или смежных областях.
Такие курсы существуют, например, во ВГИКе и СПБГУКиТ и других гос и не гос, но специализированных вузах. Например, в ГИТР они тоже есть, есть и в МИТРО (Высшая школа Останкино) и пр.
Это либо курсы для начинающих, где учащиеся могут прежде всего сориентироваться в профессии, чтобы выбрать дальнейший путь. Либо курсы, которые готовят профессионалов в какой-либо специфической области, например, видеомонтажа в специальной компьютерной программе или овладение программами CGI и пр., и другими особыми узкопрофильными навыками.
Базовые: «Артерия кино» Сергея Тютина, «Свободное кино» Дмитрия Куповых и др.
Колледж — первая ступень обучения в некоторых вузах. Таковой есть, например, во ВГИК. После него можно поступить в институт на особых условиях. Подобное заведение есть и в МИТРО — Детская Академия Останкино.
Это более редкое явление, чем профессиональные курсы. Контингент таких ОУ — школьники, окончившие 9 или 11 классов.
Примеры: «Киноколледж № 40», Колледж при ВГИК, «Московская международная киношкола», Театральный художественно-технический колледж.
Как правило это специализированные курсы дистанционного обучения в крупных школах и вузах. Таковые больше распространены в сфере обучения анимации.
Самая известная среди них — школа студии WIZART, Институт анимации Дорогова, AnimationSchool, Школа анимационного кино, Фильмошкола.ру и др.
Примеры: СПбГУКиТ или частные курсы, которые изначально создавались как онлайн-школа.
Выпускница киношколы о том, как решиться на полный метр
Где учиться режиссуре и что нужно понимать перед тем, как идти в кино
Российская индустрия развлечений с каждым годом крепнет, несмотря на финансовые проблемы: всё больше людей решаются писать сценарии, придумывать хорошие сериалы, сниматься и снимать отечественное кино. На первый взгляд снять собственный полнометражный фильм — задача непосильная, однако везде можно найти свой подход. В сентябре открылся набор в Московскую школу нового кино, в лабораторию полного метра Бакура Бакурадзе для тех, кто готов попробовать свои силы в большом кино. Мы узнали у выпускницы МШНК Светланы Самошиной, как решиться на такой шаг.
↑ Кадр из короткометражного фильма Светланы Самошиной «Как жизнь без любви»
Светлана Самошина
выпускница МШНК
МШНК — мое второе образование. Первое высшее я получила в СПбГУ на филологическом факультете. Я специализировалась на американской литературе 50-х и творчестве Уильяма Берроуза. До МШНК я работала в рекламе, уйдя туда из кино, зарабатывала деньги и не понимала, для чего я это делаю. Даже поступая в школу, я не была уверена, чего именно я хочу. Смогу ли и хочу ли я стать режиссером? Мне хотелось получить опыт, знания от общения с мастерами, возможность разобраться в себе.
Московская школа нового кино только открылась, и там набирали лабораторию Бакур Бакурадзе и Николай Хомерики. Собственно, именно фигуры мастеров меня и привлекли. Мы — первый выпуск МШНК. Эта школа не просто дает какие-то практические навыки — она по-настоящему перепрограммирует твой взгляд. Через полгода учебы я летела на каникулы в Нью-Йорк снимать материал, который после стал частью документального фильма, который я сейчас монтирую, и просто поняла, что я больше ничем, кроме режиссуры, заниматься не хочу.
За эти два года я снимала учебные этюды, один из которых — «Ты, наверное, даже не помнишь» с Ольгой Шакиной и Пашей Табаковым, его премьера была на «Снобе». Параллельно я работала над документальным фильмом «Звук и Тишина» о четырех немолодых женщинах из Нью-Йорка, Парижа, Берлина и Лондона, связанных с музыкой. Сейчас я его монтирую. Защищалась я короткометражным дипломом «Как жизнь без любви», который попал в программы фестивалей «Кинотавр», «Video Like», «Короче», «Меридианы Тихого», «Konik Film Festival», на «Kolkata Short Film Festival» в Индии мы получили приз за лучшую операторскую работу. 17 сентября фильм выйдет в кинопрокат в рамках альманаха «Новые русские — 2».
↑ Учебный этюд «Ты, наверное, даже не помнишь»
Мне нравится, что мы живем в то время, когда абсолютно любой человек может снять короткометражный фильм. Главное, как мне кажется, чтобы было о чём снимать, чтобы было то, что ты хочешь сказать. Я не думаю о своем месте в российском кинематографе, я хочу снимать кино и надеюсь, что это кому-то будет интересно и нужно. Важно чтобы была история, которая вас устраивает, два прекрасных актера в кадре и съемочная команда, которая вас во всём поддерживает.
При этом каждый берущийся за полнометражное кино обязательно должен быть готовым к ответственности за сказанное. Мы должны чувствовать ответственность за то огромное количество информации, которое нас окружает, и порождать ее, только будучи уверенным в том, что то, что ты делаешь, является высказыванием. Я пишу сейчас свой дебютный полный метр и свято верю, что если у тебя есть хороший сценарий, то обязательно найдутся люди, которым будет интересно участвовать в его производстве. Картина «Как жизнь без любви» была участником ряда фестивалей, сейчас мы выходим в прокат в рамках альманаха «Новые русские — 2». После окончания проката фильм начнет жить в сети.
↑ «Как жизнь без любви» вошел в альманах «Новые русские — 2»
Лично мне в России не хватает хороших комедий. Сценарий, который мы пишем, имеет отсылки к советским комедиям, к их искренности. Мне интересен женский мир, то, как женщины воспринимают реальность, часто искажая ее. Женщины — основные персонажи моих работ в данный момент, может быть, потому что я, будучи женщиной, про них больше понимаю. Мой первый полный метр, который я буду разрабатывать в этом году в лаборатории вместе со сценаристкой Анной Арушанян, тоже про женщин.
Это история про мать и двух дочерей, которые едут из Петербурга в Москву на машине. Они не доедут до Москвы, но их жизни кардинально изменятся. Это роуд-муви, комедийная драма: мне хочется рассказывать важные вещи легко и через шутку. Это будет фильм о том, как люди забывают о своих истинных желаниях под грузом многозадачности и множества ненужных целей. О том, можно ли быть счастливым, полагаясь на ложные ценности, если в погоне за ними мы забываем, что счастье — «здесь и сейчас».
Для новичков главное — получение опыта всеми возможными способами. Можно сколько угодно читать и слушать лекции о работе с актерами, организации кинопроцесса, но это всё остается теорией, которая в любом случае будет отличаться от того, что ждет тебя на реальной съемочной площадке. Мне кажется, нужно много снимать. В школе мы снимали много этюдов, и это безумно полезно, потому что с каждым заданием ты учишься на своих ошибках. Я думаю, что полезно работать на реальных площадках. Я работала как скрипт-супервайзер на пилоте сериала Николая Хомерики и как второй режиссер на «Орлеане» Андрея Прошкина. Работа на «Орлеане» научила меня очень многим именно практическим вещам, за что я очень благодарна Андрею. Но, естественно, важна фигура режиссера, у которого ты работаешь на площадке.
↑ Кадр из короткометражного фильма «Как жизнь без любви»
Профессионализм и уверенность в себе — взаимодополняющие друг друга понятия. Тяжело быть уверенным в себе, понимая, что тебе не хватает профессионализма. Мне кажется, важнее профессионализма и уверенности в себе — понимание того, что ты хочешь, как ты видишь свой фильм, умение донести свое видение до своей команды. Сегодня режиссуре можно учиться на улице, для этого всё есть: фильмы в свободном доступе, книги, огромное количество литературы о кино в Интернете, сама жизнь, которая вас окружает на улице и за которой можно и нужно наблюдать. Я думаю, что главное и единственное, что дает киношкола, — это фигура мастера, который тебя направляет, формирует твой взгляд, люди, которые вместе с тобой учатся в лаборатории. Это место, где смогут собираться люди, делиться своими идеями, думать, писать, имея возможность консультироваться друг с другом и тем, у кого гора опыта за плечами.
ДОЛГОЕ НАЧАЛО ДЛИННОГО ПУТИ (Поступление в Московскую Школу Кино)
Как я уже говорила, решение поступить в школу кино было для меня очень неожиданным. Тогда, в жарком мае 2013-го я относилась к этому очень просто. Ведь я только заполнила анкету на сайте, а это абсолютно ни к чему не обязывает. Тем более, я совершенно не представляла, как буду все это оплачивать. Чтобы растянуть удовольствие, я выбрала последний поток для собеседования, а это было аж в сентябре.
Тогда мне казалось, что до сентября еще очень долго и ситуация как-нибудь прояснится сама. В тот момент я была на 200% уверена, что ни в какой школе учиться не буду. Но на всякий случай приоткрыла дверцу и подмигнула своей мечте.
Контент-маркетинг правит миром, или почему я очень сильно захотела в эту школу
Лето у меня началось очень ярко и так же продолжилось – я меняла квартиру, много работала и иногда бегала на московский кинофестиваль. Про школу вспоминала очень редко – в основном тогда, когда у них проходило какое-нибудь интересное событие. Так я попала на открытый мастер-класс Георгия Малкова – куратора моего курса и известного российского продюсера. Несомненно, у Георгия есть огромный талант убеждения, и с его мастер-класса я вышла с двумя открытиями. Во-первых, Георгий – очень адекватный и приятный человек, что немаловажно для «стратегического партнера» на ближайшие два года, во-вторых, я выбрала очень интересную и сложную профессию! «Пожалуй, стоит попробовать!» – подумала я, и на всякий случай начала откладывать деньги на учебу.
После мастер-класса мне на глаза попалась статья в «Афише» о нашей школе, где студентка ныне уже второго уровня очень привлекательно рассказывала о том, как они учатся и сразу же делают реальные проекты. Это был еще один серьезный довод для моего внутреннего критика. Потому что, подавая заявление на обучение, я преследовала вполне меркантильную цель – попасть в индустрию, и как можно раньше начать в ней работать. А не слушать теоретическую жвачку в течение пяти лет, чтобы затем выйти и повязать шарфик, как говорил один наш преподаватель.
Такими темпами к августу я «подсела» на сайт МШК, жадно читала каждый материал, который они публиковали, и записывалась на все подряд мастер-классы. Там же на сайте я читала и тихо завидовала (белой завистью) одной из наших «старших» студенток, которая в рамках учебного процесса съездила в Канны и уже работала в одной из дистрибуционных компаний. Но самым большим шоком для меня стал день открытых дверей, на котором показали трейлер ЧЕМПИОНОВ. «Что же это за чудо-школа такая, если студенты первого курса продюсируют такое кино?» – подумала я и с ужасом поняла, что если я не поступлю, то это будет моей самой большой ошибкой в жизни. До собеседования оставалось 20 дней.
Выходит продюсер! (пока ненастоящий)
Как и полагается прилежной студентке, готовиться я начала в самый последний момент. Ну то есть совсем в самый последний. По условиям поступления нужно было за три дня до собеседования прислать в приемную комиссию анализ любого российского фильма и поделиться мыслями, почему он провалился в прокате или наоборот – в чем магический секрет его успешных сборов (что случается в российском кино гораздо реже). То есть почувствовать себя настоящим продюсером, которому подарили готовый фильм и он теперь должен его успешно прокатить в кинотеатрах.
Не мудрствуя лукаво, я взяла для анализа ДУХЛЕСС, хотя бы потому, что анализировать успех всегда приятнее. Была еще одна немаловажная причина – во времена работы в Кинобизоне мне посчастливилось познакомиться с одним из его продюсеров и поговорить о выпуске фильма. Я до сих пор вспоминаю его горящие глаза, веру в свой, годами выстраданный, фильм. Во время того интервью я как будто уже две недели отучилась в школе, настолько полезной и концентрированной оказалась информация не только о фильме, но и о рынке в целом. Это была статья, которой я по-настоящему гордилась, и она даже попала в десятку самых читаемых материалов месяца.
Я очень сильно желала успеха фильму. Итоги известны– все у них случилось. И 17 сентября я села писать свой проникновенный текст. Перечитывая его сейчас, я смеюсь сама над собой – какой же глупенькой я была местами. А иногда удивляюсь (ведь некоторые вещи я писала просто наугад, «плавая» в тонкостях дистрибуции), потому что, рискуя тогда, попадала в точку! Сейчас нам об этих тонкостях рассказывают на лекциях вот уже второй семестр. В общем, “предвступительный” экзамен я сдала ровно за один день до дедлайна. Но ведь был еще и вступительный.
Американские горки и близость провала
Мне очень хотелось поразить приемную комиссию. Я представляла ее как в старом советском кино про творческие вузы: ты стоишь перед длинным столом, за которым заседает 10 человек-легенд из индустрии, и все очень внимательно тебя допрашивают.
Презентацию я готовила неделю, что для опытного маркетолога считается серьезным сроком. Несмотря на то, что мне очень нравилась моя презентация, и что в целом я была уверена в своих силах, в день перед экзаменом меня «накрыло». Теперь такое со мной случается часто, в основном перед питчингами или занятиями, на которых предполагается публичное выступление.
Особенности эмоционального состояния во время обучения заслуживают отдельного поста, поэтому пока я вспомню только свои первые «эмоциональные американские горки», как я их теперь называю. Целый день перед собеседованием я не находила себе места, извела всех подруг своим нытьем и в итоге абсолютно уверилась, что места в школе мне не видать. Даже заранее сожалела своей судьбе и уже придумала, куда потрачу накопленные на обучение деньги. Но на следующее утро все оказалось гораздо прозаичнее.
Собеседование проводила очаровательная со-куратор курса Наталья Иванова-Достоевская, и мои планы по выступлению перед страшной комиссией моментально расстроились. Все шло отлично до ее фразы: «Я не уверена насчет вашей кандидатуры». На мой немой вопрос она ответила, что я и так все знаю, и мне вообще не нужно учиться ни в какой школе (как позднее выяснилось, это была еще одна проверка на прочность моего «продюсерского характера»). Я, конечно, предполагала, что могу провалить собеседование, но чтобы провалить его по причине знания – это было бы очень смешно. И грустно, конечно. Поэтому следующие три дня в ожидании решения комиссии я провела в уже знакомом состоянии легкого сумасшествия. Я вдруг поняла, что это очень-очень-очень важно для меня. Утром 24 сентября почта тихонько тренькнула, и я открыла вложенный файл. В нем было четыре самых важных в моей профессиональной жизни слова «Вы успешно прошли собеседование»…