что лучше объемный звук или стерео
Наушники для игр: стерео или объемный звук?
Производители оборудования соблазняют игроков дополнительными функциями и элементами. Часто они довольно дороги и в конечном итоге оказываются не очень функциональными. То же самое справедливо для наушников с объемным звуком 5.1 или 7.1? Действительно ли игрокам нужны такие аксессуары?
Нужны ли геймерам наушники с объемным звуком?
Традиционные решение, например, наушники HyperX, на сегодняшний день являются самыми популярными среди геймеров. Сложно сказать, в чем причина этого. На это, безусловно, повлияла более низкая цена и большая доступность данного типа решений. Но чем стереонаушники лучше, чем наушники объемного звучания?
Что такое наушники объемного звучания?
Традиционные стереонаушники имеют два динамика, по одному на каждое ухо. Обычно они имеют диаметр около 40-50 мм для накладных моделей. С другой стороны, устройства с истинным объемным звуком 5.1 или 7.1 имеют несколько динамиков меньшего размера, предназначенных для воспроизведения объемного звука. Это означает, что они расположены в разных частях наушника — посередине, спереди или сзади. Теоретически это должно привести к лучшему звучанию, но как это происходит на практике?
Что нужно игрокам?
Звук, вопреки внешнему виду, чрезвычайно важен во многих играх. В основном это относится к многопользовательским играм, в которых пользователи соревнуются с другими игроками. Например, в «Counter-Strike: Global Offensive» играть без наушников практически бессмысленно. Без них игрок не услышит приближающегося врага и не зафиксируем момент начала обезвреживания бомбы. Но то же самое касается «Battlefield» или «Call of Duty». Тем не менее все эти игры довольно хорошо справляются с воспроизведением объемного звука на обычных стереонаушниках. Создатели позаботились о соответствующих решениях, благодаря которым можно отлично слышать, с какой стороны приближается соперник. Но разве с наушниками 5.1 или 7.1 не было бы еще проще?
Физика делает свое дело
Следует начать с того, что когда дело касается звука и его качества, физика имеет большое значение. Некоторые вещи просто невозможно улучшить из-за множества ограничений. Это хорошо видно в случае наушников с объемным звуком.
Прежде всего, многие драйверы меньшего диаметра необязательно должны обеспечивать более высокое качество звука. Напротив, сопоставимые по цене стереонаушники и наушники с объемным звуком могут существенно отличаться друг от друга в пользу первых. Кроме того, следует помнить, что объемный звук должен звучать — как это ни парадоксально — в просторном помещении, чтобы реально использовать его преимущества. Именно поэтому в кинотеатрах колонки разнесены.
В случае с наушниками нет должного расстояния между драйверами. Поэтому обычно речь идет только об имитации объемного звука. Также не следует забывать, что у каждого пользователя немного разное ухо, что также имеет большое значение. Даже структура ушной раковины влияет на восприятие звука.
Стерео наушники или с объемным звуком?
Ответ на этот вопрос довольно прост — лучше подойдут наушники со стерео преобразователями.
Выбирая наушники, стоит проверить их звучание, а также комфорт их расположения на голове. Это может стать решающим фактором при многочасовых игровых сессиях.
Моно или стерео: какой формат лучше использовать при работе с музыкой
Чем отличаются два формата звука и какой из них предпочтительнее для дорожек в DAW.
Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.
Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.
Что такое моно
Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.
Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.
Сигнал в моно. Изображение: TuneCore
Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.
Что такое стерео
Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.
Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.
Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.
Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.
Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore
Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.
Когда использовать дорожки в моно?
Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.
Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.
Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.
Когда использовать дорожки в стерео?
Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.
Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.
Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.
При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.
Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.
При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.
При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.
Сведение музыки в моно
При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.
Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.
Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.
Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.
Моносовместимость
Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.
Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.
При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.
Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.
Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.
Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:
Моно или стерео
Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.
Форматы многоканального звука. Что выбрать?
Вступление
Сегодня мы с Вами поговорим о существующем многообразии форматов воспроизведения звука в современном аудио-мире, об их особенностях, преимуществах, а также о том, что нужно знать и учитывать при выборе оптимального варианта домашнего акустического оформления.
Наиболее широко распространенной и используемой является стерео акустика. При проигрывании через эти звуковые системы используют две колонки, воспроизводящие левый и правый звуковой канал. Невзирая на свою простоту, данный тип акустических систем великолепно справляется с воспроизведением музыки и по сути своего конструкционного исполнения не такой уж и простой.
В линейке Hi-End стерео акустики используются весьма дорогостоящие и сложные в исполнении модели громкоговорителей топовых и всемирно известных компаний, таких как:
Хорошая и качественная стерео акустика, подключенная к соответствующему усилителю или ресиверу – это наиболее оптимальный вариант для широкого круга аудиофилов.
Но что делать, если вы хотите у себя дома спроектировать домашний кинотеатр, где будете смотреть фильмы на большом экране и погружаться в атмосферность происходящих там масштабных сцен, играть в современные электронные игры и досконально ощущать развитие сюжетной линии, будто вживую окунувшись в виртуальный мир? В этом случае Вам совершенно не обойтись без объемного многоканального звука.
Давайте рассмотрим существующее на сегодняшний день разнообразие форматов многоканального звука и их особенности, а также озвучим основные определения многоканального объемного «мира».
Объемный (многоканальный) звук
Звук, который при воспроизведении разделяется больше, чем на два канала, носит название многоканальный. Некоторые его так же называют объемным, что тоже правильно.
Основной принцип этого формата воспроизведения звука, как уже понятно из его названия, заключается в том, что каждому конкретному направлению звучания соответствует свой выделенный канал с отдельным независимым громкоговорителем, который имеет свое строго ориентированное в пространстве расположение и направление.
Основные полно-диапазонные каналы в объемном способе звучания
Также в развернутых системах объемного звука могут добавляться дополнительные каналы в каждом направлении звучания и даже в потолочной области по периметру помещения домашнего кинотеатра. Отдельным дополнительным улучшением в любом варианте многоканальной акустической системы, способным значительно украсить и расширить низкочастотную базу, будет служить использование дополнительного низкочастотного громкоговорителя – сабвуфера (его частотный диапазон 2-120 Гц).
Виды многоканального звука
Многоканальный звук может быть:
Для любой многоканальной системы необходим соответствующий декодер, который сможет правильно и точно сопоставить каждому каналу соответствующий звуковой поток.
Как получается объемный звук в наушниках
Содержание
Содержание
Прежде, чем понять, как появляется «трехмерный» звук и почему мы его не слышим через некоторые колонки, необходимо разобраться в устройстве нашего уха. Звук — это волна, давящая на барабанную перепонку. Нервные клетки преобразовывают эту вибрацию в электрический сигнал, который направляется в мозг. Разум распознает и интерпретирует волну, превращая ее в бах, визг, скрип и прочее. Благодаря этому мы способны отличить звук падения монеты от крика чайки.
Почему мы слышим 3D-звук
Мозг с помощью матушки эволюции пришел к выводу, что есть необходимость определить, с какой стороны рычит зверь, а с какой собрат по племени призывает спрятаться в уютную норку. Для этого пришлось научиться воспринимать окружающие звуки двумя ушами с разной скоростью. Разница в 0,7 миллисекунд между правым и левым ухом помогает определить, откуда кричит зверь с точностью до 3 градусов по горизонтали. Если угроза прячется на дереве или сидит на скале, точность определения локации снижается до угла в 15 градусов по вертикали. В целом этого достаточно, чтобы не быть съеденным.
Мозг — удивительный инструмент, способный различать отдельные музыкальные инструменты, тембр голоса, отражение звуковой волны от окружающих предметов: мебели, стен, потолка, окон. Мелодия, звучащая в пустой комнате, значительно отличается от той, что играет в помещении с мебелью. Идеально предать природный звук с помощью технических средств позволяет только бинауральное звучание — восприятие звука двумя ушами.
Первое устройство, компенсирующее разницу достижения звука к обоим ушам, презентовал Скотт Алисон в 1858 году — псевдофон (прибор, который перемещает пространственное расположение звуков так, что те, которые обычно поступают в правое ухо, начинают поступать в левое, и наоборот; был разработан для изучения процесса локализации звуков — прим. ред.). Благодаря особой заслонке в вертикальной и горизонтальной плоскостях, инженер создал иллюзию объемного звука. Спустя 75 лет ученым удалось добиться схожих результатов с помощью HRTF(функция, определяющая то, как именно человек воспринимает звук, исходящий из определенной точки в пространстве — прим. ред.).
Устройство наушников
В центре каждого динамика расположен магнит, рядом катушка и мембрана. Ток проходит через катушку, создавая магнитное поле, колебания воздействуют на мембрану. В результате этого движения создается высокое и низкое давление на окружающее воздушное пространство, появляется звуковая волна. Такого же результата можно добиться более примитивным способом, ударив палкой по пустой бочке — вибрация создаст сжатые потоки воздуха, которые принесут в наше ухо «мелодичный» звук.
Пляски с бубном
Основная проблема в передаче качественной записи объемного звука — строение человеческого тела. Уши человека, как и отпечатки пальцев или сетчатка глаза — уникальны. Это означает, что каждый из нас по-разному воспринимает один и тот же звук. Немного подумав, ученые решили — нужно решать проблему радикально, отрезав ушную раковину. Занимались этими странными делами в научно-исследовательской лаборатории Белла в 1931–1932 годах в США. Экзекуции подвергался манекен, в его слуховые проходы были внедрены микрофоны. На записывающие устройство транслировались звуки музыкальных инструментов хора.
Добившись идеального звучания в искусственной голове, ученые дали послушать запись с ушных микрофонов испытуемым. Подопытные отметили высокое качество звука, натуральность и возможность различить отдельные инструменты, объемное звучание. Но запись не была идеальной. Оказалось, что кроме раковин, влияние на восприятие оказывает строение ушного канала, расположение костей черепа. В лаборатории стали делать новые манекены по слепкам голов реальных людей. Собрав с десяток паттернов, ученые откалибровали звучание по усредненному варианту. Теперь бинауральные записи могут слушать практически все, чьи уши не сильно отличаются от среднестатистических.
В сети есть ролик для имитации обычного сеанса в барбершопе, после просмотра которого можно ощутить себя в парикмахерском кресле:
На второй объясняется секрет записи объемного звука. Все просто — нужно использовать два микрофона, установленных по схеме А–Б, а воспроизводить запись — в 7-канальном режиме.
Колонки не дают полноценный объем?
Восприятию звука мешают окружающие предметы, наше собственное тело, голова, извилистость ушной раковины. Колонка одновременно транслирует сигналы для двух ушей, в результате правое ухо слышит звуки, предназначенные для левого и наоборот. Наушники четко разделяют звук для каждого уха. Создатели игр и фильмов давно бьются над проблемой объемного звучания, и они нашли несколько интересных решений. Существуют аудиодрайвера, так называемые «искусственные ушные раковины», позволяющие имитировать местоположение источника в виртуальном пространстве. Эффект можно почувствовать в наушниках при просмотре видео:
Трехмерный звук, распространяемый в пространстве, имеет высоту, ширину и глубину. Для полного погружения в среду искусственно создается вибрация, добавляется 5–7 источников сигнала, воздействующих попеременно с разным отклонением на правое или левое ухо.
Настраиваем 3D-звук в наушниках
Требуемого эффекта помогают добиться Sound-драйверы. В последней Windows есть специальные настройки для наушников. Технология была разработана Windows Sonic и Dolby Atmos.
Потребуется OS Windows, мышка и один щелчок по правой кнопке на значке аудио, в выпадающем меню необходимо выбрать пункт «Пространственный звук», нажать «Включить» и можно смело воспроизводить еще один ролик:
Акустические системы: инструкция по выбору
«Стерео или многоканальность?» Именно так звучит сегодня основной вопрос при выборе акустики. И если многоканальность, то какая? Усечённая 4.0 (без сабвуфера) или редкая 4.1, типичная 5.1 или замороченная 6.1–7.1? А если стерео, то классическое 2.0 или трифоническое 2.1?
Увы, однозначно корректного ответа на сакраментальный вопрос «А что лучше?» не существует – всё зависит от личных предпочтений и от решаемых задач. Ну и, конечно, от бюджета.
В чём же разница между вышеупомянутым приятным звучанием и пресловутым высокодостоверным? Последнее, то бишь Hi-Fi, если закрыть глаза, мало отличимо от живого звука. В случае же просто приятного звучания любой слушатель с ходу определит, что, выражаясь фразой из старого анекдота про Леонида Ильича, «играет пластинка, кх-х-х, пластинка, кх-х-х, пластинка». Но играет качественно, и это главное.
Однако у многоканальной аппаратуры есть один недостаток, и выливается он в проблему с расстановкой колонок и проводкой тыловых кабелей (за исключением колонок, подключаемых по радиоканалу) в ограниченном пространстве. Поэтому если жизненное пространство вас стесняет или просто нет времени вникать во все тонкости расстановки, добро пожаловать в мир старого доброго стерео. Там уютно и укромно. Так что спорить, что лучше, стерео или «многоканал», абсолютно бессмысленно. «Лучше» – понятие относительное. Я бы даже сказал, индивидуальное. Тем не менее, следует признать, что перспектива за «многоканалом», даже если вся коллекция дисков до сих пор в стерео. Скажу откровенно, на правильной акустике лично мне нравится слушать стерео, но при условии, что запись сделана и сведена безукоризненно. А таковых дисков гораздо меньше, чем хотелось бы. Про «пиратскую» продукцию я и не говорю: тут мало что остаётся от исходных фирменных треков. Как правило, сграбленные песенки задирают по среднеквадратичному уровню, что даёт более яркое и громкое звучание на дешёвой аппаратуре, но приводит к сильнейшему клиппингу, который на хорошей аппаратуре «вылазит», подобно песочку на зубах. Не слушайте тех, кто утверждает, мол, при копировании в цифре оригинал полностью сохраняется. Ерунда! И дело тут вовсе не в джиттере (случайном коверкании отдельных нулей и единичек в цифровом потоке при искажении формы сигнала).
На мгновение отвлекусь, рассказав «чудесную» историю. Недавно легально скачал, честно заплатив денежки и выбрав достаточно высокий битрейт, некий Мр3-трек с одного официального сайта. Каково же было мое удивление, когда в полученном файле я обнаружил злосчастный клиппинг, причём удручающе неприятный… Всё. Больше я Мр3 покупать не буду. Ни разу ещё мне не попадалось приемлемого по качеству (даже с учетом сжатия) звука, в том числе, на дисках. А ведь существуют вполне нормальные Мр3 (в частности, на www.telarc.com), которые ещё и предлагаются бесплатно – чисто для ознакомления, конечно.
Как ни грустно признать, но любая, даже самая солидная фирма (за исключением разве что B&W – Ролл-Ройса в мире акустики) порой выпускает неудачные модели, и чаще всего – в бюджетной нише. Тут уж ничего не попишешь – таковы суровые реалии технологической гонки, подстегиваемой нещадной конкурентной борьбой. |
Стереоподзвучка
Когда-то компьютерные миниколонки делались пассивными, благо, в саундкартах имелся символический усилитель мощности. Те времена канули в лету. Теперь любая полубутафорская колоночка – активная и норовит что-то там усилить и озвучить, хотя её назначение – элементарная «подзвучка», и не более того. Стерео, как правило, получается натянутым, поскольку взаимопроникновение каналов в усилении никто толком никогда не измерял. На эту удочку могут попасться крайне экономные покупатели.
Мал золотник, да дорог (>50$)
Портативная акустика
Разновидность подзвучки, но уже с серьёзными функциональными намерениями. Характерное отличие данных акустических систем – малый размер и наличие питания от батарей. На российском рынке сия ниша представлена продукцией Creative, например, модель Travel Sound. Рекомендуется путешествующим владельцам ноутбуков (особенно суперлёгких) и Мр3-плееров. Когда производитель ноутбука, раздувая щеки, заявляет, что встроил сабвуфер объёмом 50 куб. см, то ему остаётся только посочувствовать. Природу не обманешь! Портативная акустика позволяет реально исправить ситуацию, однако презентацию с её помощью лучше не делать.
Ждать большой мощности в портативной акустике неоткуда. Тем не менее, уже можно с удовольствием смотреть DVD-фильмы. По крайней мере, озвучивание будет адекватным, голоса зазвучат узнаваемо, а множество звуков не уйдёт в тень или (зависит от частоты) не забьёт передний план.
Creative Travel Sound 500
Заправилы акустической моды вроде JBL не чураются делать портативные активные колонки, причём довольно оригинальные. Например, с раздвижным корпусом для усиления басовитости.
Полноценные активные стереопары
Оптимальная Solo1 mk2
Так что если лично вам важны нюансы стереоэффектов, то обращайте внимание на строгую синфазность правой и левой колонок. Напомню, запаздывание излученной звуковой волны во времени зависит от частоты и, хотя составляет порой миллисекунды, является важным фактором для формирования глубины и панорамы стерео. Для проверки сфазированности на слух существуют специальные тестовые диски, например, Аудио Доктор, выпущенный журналом Salon Audio Video в мартовском номере 2005 года.
Несколько получше по фазировке обстоят дела у Sven 332 (если бы не суховатый бас, быть ей лидером). Вообще, удачная получилась модель – звонкая на верхах и быстрая на низах. Вдобавок довольно чистые средние частоты и гармоничный внешний вид. Единственное неудобство – большой (по меркам настольной акустики) рост, поэтому лучше размещать колонки на отдельных полках-подставках.
Несмотря на кажущуюся простоту классической стереопары, многие фирмы в спешке ломают об неё зубы. Например, гонятся за мощностью в ущерб звучанию или, накрутив цену, наводят внешний лоск, позабыв о звуке как таковом. Случается, что проштрафившуюся модель улучшают на ходу; как следствие, в продаже может оказаться одновременно несколько модификаций, причём внешне похожих, как две капли воды. Так или иначе, выпускается множество моделей-середнячков, коих потребителям, предъявляющим к звуку повышенные требования, следует избегать. Но середнячки вполне способны удовлетворить негурманов звука
Не бойтесь компаний-новичков, ведь на старте они вынуждены выпускать действительно конкурентноспособные модели. Например, AVE-50 – звонко басовитая парочка с двумя микрофонными входами, выдерживающими подключение электрогитары. Но не забывайте принцип «доверяй, но проверяй», который ещё никто не отменял. Так, не советую брать AVE-60 и AVE-70 первой модификации без индивидуального прослушивания.
Если для вас важно дистанционное управление, причём за смешные деньги, то выбирайте между MicroLab Pro2 (осторожно – маркая ткань гриля) и темнокожим «молочным братом» – моделью Dialog серии «блюз». Звучание у них очень схожее, с зернистыми грубоватыми «верхушками» (обнаруживает чуткий слух). Очевидно, весь бюджет съело инфракрасное управление. Удалось ли избежать вышеупомянутых подводных камней в нетривиальной модели Dialog W3200 «собственной» разработки, не знаю.
«Блюзовый» Dialog: найдите три отличия
Совсем иное дело с фазировкой у JetBalance 381 (чудес не бывает, эта модель уже из другой ценовой категории – > 110 уе). Плюс роскошный бас и практически идеальные средние частоты. Регулировки выведены на лицевую панель одной из колонок. Правда, недостатки тоже имеются: система ловит импульсы напряжения в электросети (желателен хороший фильтр-пилот с заземлением нейтрали), вдобавок фактически отсутствует запас по увеличению ВЧ-тембра (обидно! у многих людей слух требует подъёма на высоких частотах).
JetBalance JB-381 (2 модификации) – наиболее «звучная» и элегантная стереопара на сегодняшний день
Об ещё одной продвинутой модели JetBalance – JB362 – распространяться не буду, так как буквально на днях ей был посвящен отдельный обзор (см. обзор «Классика жанра. Обзор стереопары JetBalance JB-362»).
Очень прилично и мощно звучит Defender модели «полтинник», судьбоносная модификация которой вот-вот должна появится в продаже. Вынужден предупредить: это самая объемно-габаритная стереопара в стане мультимедиа из числа полочных. На удивление по «хай-файному» сбалансированное звучание у неказистого внешне (стиль ретро) «сороковника», но эту модель, по слухам, скоро снимут с производства.