что лучше писать или печатать
Человек лучше усваивает информацию, делая заметки от руки, чем набирая на клавиатуре
Психологи из Принстонского университета и Калифорнийского университета провели сравнительное исследование эффективности записей лекций от руки и записи материала при помощи компьютера. Они выяснили, что относительно понимания и изучения преподаваемого материала записи от руки выигрывают у компьютерных.
«Во время записи лекций люди стараются записывать материал под диктовку, и по возможности полностью,- объяснила Пэм Мюллер [Pam A. Mueller], одна из авторов исследования. – В нашем случае студентам приходилось выбирать, что они запишут, поскольку от руки получается писать медленнее. В результате дополнительная обработка поступающей информации сыграла им на руку».
Специалисты дают разные объяснения преимуществам записи от руки для запоминания и обработки информации. Одно из них утверждает, что обработка информации, происходящая во время записи, улучшает эффективность обучения и сохранения в памяти. Другое – что обучение осуществляется благодаря возможности обратиться к предыдущим частям записи и повторить записанное.
Если вам нужно записывать простой текст, то на компьютере это получается делать быстрее, в результате вы можете сохранить преподаваемый материал почти слово в слово. Но записи сложного материала, с диаграммами, пояснениями, и прочими отличающимися от простого текста фрагментами, заметно усложняют задачу. Вопрос в том, что лучше подходит для обучения – полная запись в виде «диктанта», которая не была особенно обработана мозгом, или конспект, который был обдуман в процессе составления.
Изучив то, как разные студенты запомнили прочитанные лекции, психологи обнаружили, что «компьютерщики» и те, кто записывал от руки, показали разные результаты. С вопросами на простую эрудицию и запоминание, типа исторических дат, обе группы справлялись одинаково. Но когда вопрос требовал анализа информации и сопоставления нескольких фактов, записывавшие лекцию от руки студенты отвечали на него существенно лучше.
На втором этапе тестирования психологи предупредили любителей компьютеров, чтобы те старались не записывать лекции слово в слово – но даже этого оказалось недостаточно. Инстинктивное желание записать всё побеждало, и чем больше слов студент набивал на клавиатуре, тем хуже он усваивал материал.
На последнем этапе студентам перед экзаменом разрешалось просматривать свои записи. Можно было бы предположить, что более полные, дословные записи, сделанные на компьютере, послужат лучшим материалом, чем краткие конспекты. Но и здесь запись от руки уверенно победила.
Несмотря на победу бумаги и ручки, психологи считают, что новые технологии будут и дальше проникать в жизнь студентов. Возможно, появятся и такие, которые облегчат их жизнь, не ухудшая одновременно усвоения материала (та же чудо-ручка Livescribe, к примеру). Ну а пока – с этого года в школах Финляндии, например, уже отменили уроки чистописания. Как это скажется на интеллекте и знаниях людей, покажет время.
Написать от руки или набрать на клавиатуре – что полезнее для развития мозга?
В современном мире мы все реже пользуемся карандашом и бумагой, и все чаще – различными гаджетами. Казалось бы, так проще и продуктивнее, однако в случае письма новые технологии имеют свою «цену», отражаясь на работе мозга и эффективности процессов обучения
Сегодня и дети, и взрослые все меньше пишут от руки, предпочитая набирать тексты на клавиатуре компьютера или смартфона. В некоторых странах, таких как Норвегия и Финляндия, даже программы начальных школ предусматривают набор текста на цифровых устройствах вместо обычного письма, которому попросту не учат. Использование компьютера действительно во многом облегчает жизнь школьнику, однако, по некоторым данным, это отрицательно влияет на успеваемость.
Ученые из Норвежского университета естественных и технических наук (Тронхейм) посчитали важным оценить долгосрочные последствия такой практики, и ранее уже выяснили, что, к примеру, рисование активирует области мозга не так, как набор текста, и это более благоприятно отражается на обучении.
С точки зрения процессов взаимодействия компонентов системы двигательных действий, при разных способах записи текста в мозге действительно могут быть задействованы разные процессы. «Традиционный» способ записи требует более точной координации движений рук; он также дает мозгу больше виртуальных «крючков», на которые можно «повесить» воспоминания об ощущениях, вызванных нажимом ручки и раздающемся при этом звуке, видом написанных букв и т.д. Все это улучшает память, а сенсорная информация облегчает контакт между различными частями мозга и способствует обучению.
Ученые предположили, что при письме от руки, так же как и при рисовании, мозг решает сложные задачи, требующие интеграции различных навыков, а это означает, что во время любой такой деятельности будут активироваться схожие области в глубоких структурах теменной доли мозга. И эта активация будет намного сильнее, чем при наборе текста на клавиатуре.
В новом исследовании приняли участие взрослые молодые люди и 12-летние школьники. Им предложили напечатать на клавиатуре, а также с помощью стилуса на сенсорном экране написать и нарисовать 15 разных слов либо соответствующих им изображений. Эксперимент сопровождался записью электроэнцефалограммы.
Оказалось, что при письме от руки в теменной и центральной областях коры головного мозга наблюдалась характерная активация в тета-диапазоне, которая, как известно, связана с более высокой производительностью рабочей памяти и способностью кодировать новую информацию. При рисовании активация теменных областей имела пусть немного отличающийся, но схожий характер. Но при вводе текста с помощью клавиатуры в мозге наблюдался совсем иной тип активности в тета-диапазоне, связь которого с обучением на сегодня не выявлена.
У детей эти тенденции были менее четкими, что может быть связано с большим количеством артефактов на записи ЭЭГ, так как дети совершают больше необязательных движений. Может быть также, что к 12-летнему возрасту ритмы мозга еще не окончательно сформировались.
Конечно, ученые не предлагают запретить использование в школе цифровых устройств и полностью вернуться к традиционному способу. Однако, по их мнению, детей надо с раннего возраста приучать и рисовать, и писать от руки, чтобы сформировать у них оптимальные для обучения алгоритмы нейронных колебаний.