что лучше рудн или вшэ
Лучшие российские университеты – в третьей сотне глобального рейтинга
Кого из выпускников отдельных отечественных вузов ждут иностранные работодатели
Фото агентства городских новостей «Москва»
Некоторые российские вузы иногда попадают в многостраничный список лучших мировых высших учебных заведений. Правда, в основном в третью или четвертую сотню. В отечественном Минобре уровень конкурентоспособности вузов измеряют их привлекательностью для иностранцев и предупреждают, что «модная» профессия может оказаться невостребованной, если выбрать неправильный вуз.
Самой востребованной новой профессией в РФ в 2021 году стал врач телемедицины. Спрос на таких специалистов за время пандемии вырос в пять раз, свидетельствуют результаты исследования сервиса «Зарплата.ру». При этом на терапевтов и педиатров спрос вырос почти в 10 раз. Сегодня им якобы предлагают зарплату до 130 тыс. руб., говорится в исследовании.
Среди востребованных профессий будущего – специалисты навигации и строительства в условиях Арктики (вахта – до 160 тыс. руб.) и робототехники (до 90 тыс. руб.). Стабильно востребованными остаются профессии пилота дронов (от 50 тыс. руб.), специалиста по кибербезопасности (от 100 тыс. руб.), инженера 3D-печати (от 50 тыс. руб.) и дизайнера виртуальной реальности или VR-архитектора (от 90 тыс. руб.).
Специалисты этих профессий востребованы не только в России. Российское высшее образование старается занять свое место в международной системе оценки, однако пока в сотню лучших стабильно попадают лишь единицы отечественных заведений. В первой сотне рейтинга лучших университетов мира для поступления в 2022 году, по версии QS World University Rankings, оказался единственный представитель России – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, занявший 78-е место с 65,6 балла.
Всего в рейтинге QS принимали участие 1,3 тыс.высших учебных заведений из 97 стран, допущены к исследованиям были более 600 вузов. В рейтинг также попали такие российские вузы, как СПбГУ (242-е место, 39,2 балла), Новосибирский государственный университет (246-е место), МГТУ имени Н.Э.Баумана (281-е место), НИУ ВШЭ (305-е место), РУДН (317-е место). По данным на официальном сайте QS, в список лучших и престижных попали 48 российских вузов, но только 28 из них набрали баллы («балльный» список замыкает Национальный научно-технический университет – 24,4).
В исследовании лучшие учебные заведения мира определены на основе шести критериев, один из которых репутация вуза среди работодателей. В опубликованном в среду десятом ежегодном рейтинге лучших вузов России RAEX-100 говорится, что вес критерия оценки востребованности работодателями выпускников вуза составляет 30%. Одним из важнейших показателей конкурентоспособности российских вузов является количество обучающихся иностранцев. Итоги RAEХ-100 показали, что ограничения, связанные с эпидемической обстановкой, притормозили рост доли иностранных студентов в российских университетах: за год она увеличилась с 11,7 до 11,9%.
В апреле глава Минобрнауки Валерий Фальков рассказывал, что наиболее перспективные профессии 2021 года – это биотехнолог, айтишник, врач и учитель. Министр отмечал, что ряд вузов, предлагающих обучение по непрофильным для них, но модным специальностям, занимаются «откровенной халтурой», не думая о том, что будет с абитуриентом через 10–15 лет, сможет ли он найти себе работу.
|
Вузы не справляются с вызовами реальной экономики, признает главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ Ирина Абанкина. «Речь идет об отставании вузовских программ от современных требований рынка труда. Падения качества образования нет, но мы фиксируем отставание от потребностей современного рынка труда, бизнеса, экономики», – говорит она.
«Наши выпускники, даже не зная иностранного языка, являются конкурентоспособными там, где используется профессиональный язык, – утверждает декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова. – Это в первую очередь такие сферы, как IT-технологии (программисты и разработчики экосистем), нанотехнологии, медицина, а также пищевые производства и технологии. Как ни странно, специфика российской педагогики сегодня привлекает особое внимание во многих странах. Поэтому нашими педагогами тоже интересуются за границей, но только с точки зрения конкретных авторских методик».
По словам эксперта, с российским образованием не всегда легко найти работу на Западе. «Во-первых, специалистам требуется подтверждение образования со стороны самого вуза, а во-вторых, требуется подтверждение профессиональной квалификации. Такой порядок внедрили и в России – так называемое соответствие профессиональным стандартам. Это ограничивает возможности для наших специалистов, желающих работать за границей», – говорит Баранова.
К числу наиболее востребованных в мире российских выпускников относятся IТ-специалисты, специалисты с инженерным, конструкторским образованием, сказала «НГ» руководитель молодежного направления компании hh.ru Ирина Святицкая. «Прямой поиск специалистов в РФ ведут ограниченный круг стран: Кипр, Китай, Германия, США, Канада. Профиль наиболее востребованных специалистов зависит от страны работодателя. Наиболее активный спрос, конечно же, отмечается на IТ-специалистов. Но есть и страновые особенности. Например, в Германии востребованы российские медики и биологи, в Китае – специалисты по внешнеторговым отношениям, в США и Канаде – специалисты по геологоразведке, добыче и обработке сырья, инженеры», – говорит эксперт. Она отмечает, что название вуза по важности в принятии решения о найме со стороны иностранного работодателя уступает опыту работы, набору профессиональных и «мягких» навыков и проектам, в которых принимал участие соискатель. «Как правило, в вакансиях не предъявляют конкретных требований к наличию диплома того или иного российского вуза», – говорит Святицкая.
Представительство российских университетов в рейтинге значительно расширилось. Если в 2015 году в предметные рейтинги QS входило 10 российских университетов, в 2016 году – 17, в 2017 году – 27, в 2018 году – 24, в 2019 году – 31, в 2020 году – 36, то в 2021 году – уже 39. В 2021 году в обозначенный рейтинг впервые вошли такие университеты, как Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) и Сколковский институт науки и технологий. Помимо этого, в обозначенный рейтинг вернулся выпавший ранее Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина. Российские университеты представлены в 39 предметных рейтингах QS из 51. При этом наиболее широко – в таких предметных рейтингах, как «Физика и астрономия» (16 университетов), «Математика» (15 университетов), «Информатика и информационные технологии» (14 университетов), «Машиностроение, аэрокосмическая и промышленная инженерия» (13 университетов), «Химия» (12 университетов) и «Экономика и эконометрика» (12 университетов), отметили в Минобре.
С точки зрения востребованности выпускников у работодателей наиболее значимо вхождение университета в высшие рейтинговые диапазоны, например, в топ-100, заявили в ведомстве. И в данном рейтинговом диапазоне представленность российских университетов также существенно увеличивается. Так, в соответствии с предметным рейтингом QS, опубликованным в марте 2021 года, в топ-100 вошло 16 российских университетов. При этом показатель 2020 года – 13 университетов, показатель 2019 года – 10 университетов, показатель 2017-2018 годов – 9 университетов, 2016 года – 8 университетов.
Российские университеты представлены в топ-100 по 21 предметной области. Наиболее часто российские университеты входят в топ-100 в таких предметных областях как «Нефтяная инженерия» (7 российских университетов), «Математика» (4), «Политика и международные отношения» (4), «Физика и астрономия» (4), «Социальная политика» (3), «Философия» (3).
В отраслевых и предметных рейтингах QS, опубликованных в марте 2021 года, наиболее высокие баллы (80 и более) по оценкам представителей компаний-работодателей имеют 13 российских университетов: МГИМО, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, НГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, НИЯУ МИФИ, РУДН, СПбГУ, Санкт-Петербургский горный университет, ТПУ.
При этом наибольшее число отраслевых и предметных областей, по которым университеты получили высокие оценки среди работодателей, – у МГУ им. М.В. Ломоносова (34), на втором месте – НИУ ВШЭ (12), на третьем – СПбГУ (9). Также достаточное количество высоко оцененных отраслевых и предметных направлений представителями компаний-работодателей у МГТУ им. Н.Э. Баумана (8), МФТИ и РУДН (по 6 областей).
Больше всего российских университетов с высокой репутацией у работодателей отмечены в следующих предметных областях: «Физика и астрономия», «Математика» и «Информатика и информационные технологии». Если говорить о более широких направлениях – отраслях, то это «Естественные науки», «Социальные науки и менеджмент», «Инженерные науки и технологии», «Искусство и гуманитарные науки».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Стоит ли НИУ ВШЭ своих денег или чему я научилась в универе
Вышкинские маркетологи не дремлют
Цены здесь скорее для затравочки и для того, чтобы хоть где-то в этой статье были объективные данные с указанием источника…
Как видите, образование в Вышке не дешёвое, и может кого-то заинтересует вопрос о соотношении цены и качества. Как раз для таких людей я и пишу эту статью.
Что за бред? Для людей пишет она статью, ага, держи карман шире…
Да, я пишу эту статью, чтобы получить хорошую оценку в универе)) Если не верите, вот скриншот с почты:
Помогите, пожалуйста, набрать бедным студентам баллы за экзамен…🙏
И в качестве благодарности они сюда больше не полезут
Итак, продолжим. Маркетологи НИУ ВШЭ действительно не дремлют и за время своего бодрствования успели построить нехилый университетский бренд. Я знаю об этом не понаслышке, потому что когда-то была одной из тех, кто писался кипятком при упоминании священных букав. Считается, что у работодателей такая же реакция на студентов из Вышки. В любом случае, брендинг НИУ ВШЭ это совершенно другая история, а я расскажу о том, что я вынесла за 3 года обучения в университете (кроме хлеба из столовой).
Да любой бы научился учиться, если бы поступил на 70% скидку с невозможностью платить полную сумму, в случае чего, и перспективой вернуться в родной город (я из Воронежа).
И всё же. Я не была отличницей в школе и виртуозным прохвостом тоже (иначе поступила бы на бюджет гыыы), но когда я убалтывала родителей на скидку, то понимала, что придется научиться работать. Мне говорили, что в Вышке жесткая конкуренция, все рвут друг другу глотки за эти скидки и студент студенту волк.
Мне максимально повезло с потоком — никаких «животных», кроме котят и заек))
Однако я поняла, что значит системно работать и учиться. Если я что-то не понимала, то шла в библиотеку, решала дополнительные задания, углублялась в тему, в общем, делала всё то, что советуют в курсах по повышению эффективности обучения.
Итогом стало то, что я перешла на бюджет после первого курса обучения, и поняла, что если получилось это (а мне казалось, перейти на бюджет нереально), то получится всё. Вопрос только в усилиях и времени.
Короче, мне уже противно стало от этой похвальбы, поэтому переходим к следующему жизненному уроку.
Раунд! ахаххаха Именно этому и должен учить универ!
Утверждение настолько спорное, насколько это возможно. А до этого не умела что ли? Я и до сих пор не умею, если честно… Сейчас объясню.
Я имею в виду критическое мышление, которое приравниваю к способности думать в целом, потому что если вы не анализируете свои мысли, то, вероятно, это не ваши мысли.
Заслуга Вышки в том, что во всех работах, проектах, заданиях нужно постоянно указывать источники. Вы постоянно ищете научное или твердое практическое подтверждение своим идеям, иначе вы в пролёте. Это жесткое требование привело меня к тому, что больше половины высказываний и споров абсолютно не аргументированы и пусты. Не надо так. Проверяйте источники.
Постоянная проектная работа тоже учит думать. Почему? Это задание, на которое нет ответов, вообще никаких, как решишь, так и будет. Тебя просто забрасывают в незнакомую сферу (ну-ка кто с ходу разработает маркетинговую стратегию для… хм, да для того же vc.ru))🥴 и предлагают весь широкий ассортимент маркетинговых инструментов для решения кейса.
Окей, это не все навыки, которые я получила в Вышке, но эти мне кажутся основными. Еще хочу сказать, что ВУЗ это фон и обстановка для работы и учебы, а не само действие, но это невероятно важно, потому что именно окружение и обстановка помогают расти быстрее.
А теперь ответ на поставленный в начале статьи вопрос: «Стоят ли эти навыки таких денег?»
Спасибо за активность))
А отвечу я вот что: мне кажется, что в России вообще стоит пересмотреть систему школьного и высшего образования 🙃, потому что, если бы я точно знала, что хочу стать маркетологом в 17 лет, то была бы в полном восторге от своего образования и писала бы статьи на другие темы.
Академических достижений ради, а не самоутверждения для, добавьте, пожалуйста, эту статью в закладки и лайкните.
Здоровья вам и вашим близким!
Согласна по поводу переоценки системы образования, но из существующих вариантов Вышка одна из лучших, спасибо, что пояснила в статье, почему именно
Блин, а так хотелось к вам на работу попасть, очень жаль, что не берёте
Ок. Закончил мехмат. Какая работа есть?
Отторжение на уровне названия.
Бизнесс-информатика стоит 570к за 4 года. И это не считая повседневных расходов и на аренду жилья для иногородних. За сколько «отобьется» это образование? Может ли выпускник потративший 650к на обучение по специальности «Мировая экономика» составить экономическое обоснование таких трат для себя и своих родителей?
Это 570к не за 4 года, а за один год. плюс ежегодная индексация. В этом году, правда, не будет в связи с коронавирусом.
Прошу прощения, не увидел что за один год. Мой разум видимо отказывался обрабатывать информацию, что любое российское образование может столько стоить.
писался кипятком при упоминании священных букав. Считается, что у работодателей такая же реакция на студентов из Вышки.
Это из серии «По результатам опроса на факультете экономики выяснили, что самые умные студенты учатся на факультете экономики»
так в этом штука. я написала «считается», потому что у кого-то считается, а у кого-то нет
Каждый год в России выбрасывают около 17 млн тонн продуктов на 1,6 трлн рублей.