что лучше русский или математика
Выбор предметов ЕГЭ 2022: как правильно выбрать предметы для сдачи
С чего начать подготовку к ЕГЭ? С определения предметов и постановки цели – а зачем я сдаю ЕГЭ? Рассказываем о разных способах выбора предметов для сдачи ЕГЭ, сложных и легких экзаменах и о том, на кого стоит идти учиться в 2022 году.
Содержание
Обязательные предметы ЕГЭ
Обязательные предметы ЕГЭ нужно сдать, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании. Если 11-классник собирается поступать в колледж, то ему можно сдать только обязательные экзамены.
Обязательные предметы ЕГЭ – это русский язык и математика. По математике можно выбрать базовый или профильный уровень. Базовый уровень сдают абитуриенты гуманитарных направлений, профильный – технических. Если раньше школьники сдавали базовую математику для подстраховки, чтобы точно получить аттестат, то с 2020 года можно выбрать только один экзамен.
Обязательно изучите спрос и предложение на рынке труда
В ближайшие годы на рынке труда будет спрос на врачей, инженеров различного профиля, маркетологов, аналитиков, программистов и других специалистов современных профессий. Как правильно выбрать предметы ЕГЭ? Учитывать эти тенденции. Подбор профессии по предметам ЕГЭ поможет уже в 11 классе построить карьерный план и начать двигаться по нему.
Обратите внимание на востребованные профессии будущего:
Не все эти профессии можно освоить в университетах, но получить фундаментальное образование и дополнительно пройти обучение возможно уже в 2020 году. Выбирать профессии по предметам ЕГЭ – это взгляд в будущее, на перспективу 5-7 лет.
А что нравится Вам?
Определение профессии по предметам ЕГЭ исходя из зарплат и востребованности на рынке может привести к тому, что обучение для вас окажется неинтересным и не хватит мотивации доучиться до конца. Поэтому не стоит забывать про свои мечты и способности.
Выбор предметов ЕГЭ по уровню сложности
Сложные предметы ЕГЭ: профильная математика, физика, история, биология, химия, литература, информатика.
Легкие предметы ЕГЭ: русский язык, обществознание, базовая математика, география, иностранные языки (при условии их владением).
Но это всё индивидуально. Единственные дисциплины, у которых есть точный уровень сложности: базовая и профильная математика.
Ходит миф, что гуманитарные предметы легче технических: высокобалльников по истории намного больше, чем по профильной математике. Здесь важно учитывать, что 80 баллов по профильной математике – это высокий результат, с которым можно поступить на бюджет; 80 баллов по истории – это средний результат, бюджет под вопросом. Дело не в сложности: проходные баллы на гуманитарные направления на порядок выше. Поэтому выбирать предметы ЕГЭ по уровню сложности не стоит – вряд ли где-то окажется легко.
Подбор направления по предметам ЕГЭ
Каждому направлению во всех вузах соответствует определенный набор предметов ЕГЭ. В разных учебных заведениях он может отличаться. Например, добавляется иностранный язык.
Выбрать направление по предметам ЕГЭ поможет памятка:
Подобрать профессию по предметам ЕГЭ
Выбор предметов ЕГЭ и направления в вузе ведёт нас к большему – определению профессии. Если подбор специальности осознанный, то выпускник не столкнется с тем, что после вуза будет работать совершенно в другой сфере.
Памятка «Определение профессии по предметам ЕГЭ»:
Подбор вуза по предметам
С направлением и профессией определились, теперь встает вопрос – как выбрать вуз по предметам ЕГЭ. Выбор вуза основывается на специализации вуза и на отзывах студентов – какие направления в вузе сильные, а какие нет.
Памятка “Выбор вуза по предметам ЕГЭ”:
Выбор факультета
Выбор факультета по предметам ЕГЭ – это некорректный запрос. Факультет в вузе объединяет несколько направлений (специальностей), поэтому выбирают направление, а не факультет. О выборе направления рассказали выше.
Вывод
Окончательно определиться с предметами каждому 11-класснику придется зимой последнего учебного года. Но не стоит тянуть до последнего, ведь времени на подготовку к ЕГЭ остается всё меньше. Как выбрать предметы, которые сдавать на ЕГЭ, вы уже знаете. Осталось дело за малым – применить рекомендации на себе.
«Взаимосвязь наук: математика и русский язык»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
математика и русский язык
Секция «Прорыв в науку»
Руководитель: Саитова Анфиса Нагировна,
1.1 «Без грамматики не выучишь математики» 4
1.2. Множества и подмножества 5
1.3. Симметрия букв и слов. 5-6
1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках. 6-9
1.5. Математика и русская литература. 9-10
2.1. Правила чтения буквенных выражений. 11
2.3. Склонение количественных числительных. 11
Использованная литература 14
Какой предмет важнее – математика или русский язык?
“Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – скажут одни.
Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих сторон, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В. Ломоносов: «Все науки в грамматике нужды имеют».
Вот и мы в своей проектной работе решили проверить, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка и наоборот.
Цель исследования: показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и на сколько одна из этих наук проникла в другую.
Гипотеза: межпредметная связь математики и русского языка позволяет углубить и расширить знания, развивает интерес познавательный интерес к данным наукам.
Актуальность : учащиеся часто отдают предпочтение какой-то одной области науки и считают, что если в будущем они захотят связать свою жизнь с филологией, например, стать журналистом или окончить институт культуры, то математика им совершенно не пригодится. Попробуем в своей работе доказать обратное и убедить сверстников в том, что даже на таком уроке, как русский язык, математические знания и формулы помогут справиться с поставленной задачей.
Исследование включало в себя ряд этапов:
а) изучение специальной литературы;
б) сбор фактического материала;
в) анализ собранного материала;
г) отбор нужной информации, то есть выбор наиболее ярких конкретных примеров.
В работе использовались поисковые методы исследования, то есть сбор научного материала его анализ и синтез.
Новизна исследования : предпринята попытка провести связь между двумя науками
Область практического использования результатов : на практике теоретическая часть научной работы может быть использована для углубления знаний по математике и русскому языку, при проведении факультативных занятий.
I .Математика в русском языке
1.1 «Без грамматики не выучишь математики».
Математика и русский язык. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики».
Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Учили каждую букву по ее названию.
Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька». Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».
Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.
После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «
Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.
Сотни тысяч обозначались так.
Миллион обозначали из запятых или лучей.
Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.
1.2. Множества и подмножества
« Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».
(С. Ковалевская – русский математик)
Практически при выполнении каждого упражнения мы применяем понятия множества и подмножества. Множество представляет собой объединение некоторых объектов, предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.
Например. Дано множество слов:
Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс
Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В Ì А и
1.3. Симметрия букв и слов
В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, природы и человека. С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Она встречается и в русском языке.
Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и
горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы:
Буквы с горизонтальной осью симметрии
Буквы с вертикальной осью симметрии
Буквы, не имеющие ось симметрии
Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии
В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю
А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш
А вот такие слова как: ША L АШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.
1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках.
Связь русского языка с областью математики разнообразно проявляется в мире фразеологизмов, включающих в свой состав числительные. Очень много можно найти в русском языке фразеологизмов, стихотворений, поговорок, пословиц с числительными. Мы постарались найти их с каждой цифрой. Представляем некоторых в таблице:
Один на один. (С. Маршак)
Одного поля ягоды – похожи друг на друга по своим качествам.
Обещал ребятам Павлик:
Единицу я исправлю.
Завтра двойку получу
Продают ежам булавки.
раз-два и обчелся – очень мало, что даже можно пересчитать
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (загадка)
Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
Да полсотни гусят. да двадцать бочонков
Нанырявшись по морям,
В два счета – очень быстро.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом.
Тринадцать дней и ночей.
За тридевять земель – очень далеко.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
На нашей улице шестнадцать домов.
На стене часы висят,
Делят все на шестьдесят.
Все минуты точно делит
На секунды циферблат.
Шестьдесят гусей на тридцать
Помножить я не смог. (А. Барто)
Семь дней в неделе.
Семь пятниц на неделе.
На седьмом небе – в состоянии высшего счастья.
Рассыпался горох на семьдесят дорог.
Семьсот тонн металла.
Восемь шариков воздушных-
Восемь братцев непослушных.
Каждый, хвостиком дразня,
Уплывает от меня. (Г. Глушнев)
К восьмистам прибавить двести.
Девять – нечетное число. Арабская цифра 9. Земля – одна из девяти планет, обращающихся вокруг Солнца.
Десять дней Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять дней подряд
Он лечит несчастных зверят.
Не из робкого десятка; не робкого десятка – о смелом, храбром человеке.
И я нетерпением поглядывал на часы, ожидая, когда наконец стрелки покажут одиннадцать.
Сто ужей на двух ребят
В сто крат – во много раз.
Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу. (Я. Аким)
На уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл, назвав их одним математическим термином.
1. Хоть пруд пруди (с избытком, хватит всем) (Много)
2. С гулькин нос (гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)
3. От горшка два вершка (вершок – старинная мера длины, равная 4,4см) (Маленький)
1.5. Математика и русская литература.
В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно не обращают внимания, так как они для читателя не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить. В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.
«Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»
Решение : Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+xy/4 = (xy+4y)/4. Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4: (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2. 3x/(x+4) = 2 3x = 2x+8 x = 8 Ответ: было 8 косцов
И.С. Тургенев «Муму» «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
Решение: Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:
1) 2*72см = 144см (2 аршина)
2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).
Задача от Григория Остера « 38 попугаев»
История о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.
Итак, математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. Если грамотно использовать математические факты, то художественное произведение становится достоверным и реальным.
II . Русский язык в математике.
2.1. Правила чтения буквенных выражений
При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:
3у «три игрек», а не «три игрека»,5х «пять икс», а не «пять иксов».
Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе:
3х=120 «три икс раны ста двадцати», 0,8у=-2,4 « ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым».
Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.
Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге:
2.3. Склонение количественных числительных.
Например, возьмем число 16849.
И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять
Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти
Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти
В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять
Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью
П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах
III . Взаимосвязь наук: математика и русский язык
Нельзя обойти вниманием и то, что в рамках русского языка существует огромное количество ребусов, включающих в себя и изображения, и символы, и знаки препинания, и буквы, и цифры. В ребусах и шарадах очень часто переплетаются знания русского языка и мира математики. Цифры помогают ожить словам, слова могут превратиться в цифры.
4.
В своей проектной работе мы хотели показать математику и русский язык как две неразрывные науки. Говорят, что числа правят миром. Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – русский язык. Ещё великий учёный, скульптор, художник эпохи Возрождения Леонардо до Винчи в своё время сказал: «Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство». Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чём говорит. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Трудно в жизни сделать что-то крупное, имея познания только в естественных или гуманитарных науках. «Вдохновение нужно в поэзии, как в математике»,- эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают в дальнейшем процессе обучения. Мы поняли, как все наши школьные предметы близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая нам разобраться в трудных вопросах жизни.
Как изменится ЕГЭ и ОГЭ в 2022 году: 10 важных ответов
Рособрнадзор разъяснил, как сдавать госэкзамены и зачем усложнили несколько предметов
Единый госэкзамен в 2022 году существенно изменится. Родителям выпускников объяснили, сколько предметов и в каком формате нужно будет сдавать на ЕГЭ и ОГЭ, зачем усложнили математику и обществознание, когда обновится открытый банк заданий ФИПИ и будут ли школьники писать экзамен дистанционно. Об этом — руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев и директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.
Сколько экзаменов нужно сдавать?
Как рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в рамках Всероссийской онлайн-встречи с родителями, сейчас они отправили на рассмотрение в Минпросвещения РФ предложение вернуться к доковидным порядкам проведения экзаменов. «Объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу», — подчеркнул чиновник.
В частности, речь идет о том, чтобы в 9 классе было два обязательных предмета для сдачи ОГЭ — русский язык и математика — и два по выбору. Точно так же должно быть в ЕГЭ в 11 классе. В том числе Рособрнадзор намерен вернуть в качестве обязательного предмета базовую математику: для тех, кто хочет получить аттестат и не выбирает профильную математику, которая требуется по ряду специальностей.
Зачем усложнили математику?
В онлайн-встрече с родителями также участвовала директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ, учредитель — Рособрнадзор) Оксана Решетникова. Она помогала с ответами про изменения КИМ (контрольных измерительных материалов) ЕГЭ в 2022 году.
К примеру, она объяснила, зачем усложнили экзамен по профильной математике: «Профильная математика избавилась от балласта (заданий, которые выполнялись всеми ребятами), который мало дифференцировал [детей] по уровню подготовленности, мало говорил о том потенциале ребенка, который пригодится в технических, инженерных вузах». При этом, по словам Решетниковой, внеслись задания, дающие ребятам больше возможности проявить себя.
Итоговые сочинения проверяют вручную
Родители спросили главу Рособрнадзора о том, как оценивается одно из требований итогового сочинения — самостоятельность написания (наличие заимствований — прим. URA.RU). «Проверка — это ручная работа. Программного обеспечения для этого у нас нет. Проверяет эксперт, учитель», — лаконично ответил Музаев.
Все одиннадцатиклассники перед экзаменами пишут итоговое сочинение. В этом учебном году оно запланировано на 1 декабря (дополнительные дни — 2 февраля и 4 мая 2022 года). Ранее ученые и репетиторы рассказали URA.RU, как лучше всего готовиться к сочинению и ЕГЭ по русскому языку.
Зачем ускорили ЕГЭ по обществознанию?
В проекте изменений КИМ единого госэкзамена по обществознанию и истории в 2022 году было обозначено уменьшение времени, данного для ЕГЭ, — с 235 до 180 минут. Как заметила Решетникова, в экзаменах по этим предметам были убраны задания, которые в последние годы сводились к натаскиванию. «Создаются шаблоны, и мы видим несамостоятельные сочинения, которые уже не несут в себе никакого содержательного значения. Мы их изъяли, но именно они были самыми объемными по времени». Кроме того, уточнила она, другие объемные задания были заменены другими, где ответ в разы короче.
В октябре в рамках онлайн-консультаций Рособрнадзора руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова заявила, что составители экзамена решают, сколько времени все-таки добавить.
Появятся ли новые дополнительные предметы?
Рособрнадзор постоянно спрашивают, когда и какие предметы станут обязательными наравне с русским языком и математикой. По словам Музаева, каждый пытается выйти с такой инициативой — продвинуть предмет, который любит. «Все предметы важны. Позиция Минпросвещения и наша: та модель, которая существует, — самодостаточна. И мы не планируем вводить дополнительно какой-то обязательный предмет», — успокоил чиновник.
Когда обновится открытый банк заданий ФИПИ?
Как пояснила директор ФИПИ, с августа идет общественное обсуждение предложенных изменений в ЕГЭ 2022 года. Разработка банка заданий началась одновременно с этим. «В январе мы опубликуем новые задания в банке и обновим навигатор подготовки к ЕГЭ», — заверила Решетникова.
Она дополнила, что в каждом КИМе свою форму изменили не более 3-4 заданий. Содержание осталось прежним. До обновления банка Решетникова предложила ознакомиться с форматом заданий в демонстрационном варианте экзамена (выложен на сайте ФИПИ) и начать подготовку к ЕГЭ. По ее словам, сейчас заканчивается общественно-профессиональное обсуждение. На этой неделе проходят научно-методические советы по всем учебным предметам. Окончательные демонстрационные варианты будут опубликованы не позднее начала ноября.
Будет ли дистанционная сдача ЕГЭ?
Сейчас действительно существуют пункты проведения экзамена на дому, признал Музаев. Но такой формат предлагается ребятам с ОВЗ, инвалидам. Глава Рособрнадзора отметил, что ЕГЭ пройдет в очной форме: нет технологий для прохождения экзамена дистанционно. Ученики, находящиеся на самоизоляции, смогут пройти тестирование в дополнительные дни.
Когда будем сдавать ЕГЭ на компьютере?
Сейчас компьютеры используются во время экзамена по информатике и устной части ЕГЭ по иностранному языку. Технология такого проведения экзамена, поделился Музаев, была разработана ими как минимум пять лет назад, и ее можно тиражировать на другие предметы. «Но ЕГЭ тогда растянется на месяцы, потому что в единый момент мы не сможем сдавать его: из-за отсутствия необходимого количества оборудования», — констатировал он. При этом чиновник заметил, что поэтапно рано или поздно ряд предметов будет переходить на компьютеры. Но не в ближайшие годы.
Какой будет пересдача в 2022 году?
Если школьник не сдал экзамены в 2021 году по тем условиям, которые были (из-за COVID), в 2022 году ему придется писать ЕГЭ уже по положению этого года: два обязательных предмета и два по выбору.
Родители также активно интересовались возможностью пересдачи ЕГЭ, если ребенок писал его досрочно — в 10 классе. Для этого требуются удовлетворительные оценки по всем предметам в школе и заявление на досрочную сдачу экзамена — до 1 февраля. Ребенку нужно учиться по индивидуальному плану, освоение которого он должен подтвердить. Но важно понимать, предупредил Музаев, если школьник этот экзамен провалит, он не сможет его пересдать в 11 классе.
Поэтому руководитель Рособрнадзора посоветовал целенаправленно готовиться к экзаменам и спокойно сдавать его в отведенное время. Для тех, кто просто хочет проверить свои силы, можно обратиться в Центры оценки качества образования, которые есть практически во всех субъектах, и написать ЕГЭ там.
Когда будет уточнен формат ГИА?
По словам Музаева, максимум до 1 декабря станет точно известно, сколько экзаменов нужно будет сдавать и в каком формате они будут проводиться.