что лучше самбо или мма
Боевое самбо или ММА
Выбирая для себя секцию боевых искусств, нужно проанализировать существующие виды единоборств, перед тем, как сделать взвешенный выбор. Мы рассмотрим и сравним такие дисциплины как боевое самбо и ММА. Выделим плюсы и минусы каждого из них, определим особенности, чтобы вы могли для себя решить – какой вид единоборства подходит вам лучше: боевое самбо или ММА.
Основные отличия боевого самбо и ММА
ММА и боевое самбо – одни из популярнейших контактных видов спорта, которые обучают уникальной системе нападения и защиты. Считается, что данные виды единоборств – лучший выбор для тех, кто хочет обучиться эффективной самозащите.
Боевое самбо – боевое искусство, где не пренебрегают удушающими и болевыми приемами, что нередко сопровождается травматизмом при неправильном подходе. Боевое самбо было искусственно создано еще во времена СССР и основано на комплексе боевых элементов, взятых из традиционных единоборств множества союзных стран.
ММА – это сокращенная аббревиатура от Mixed Martial Arts, что переводится как смешанные боевые искусства. ММА сочетает как старые, так и новые техники, направления и школы. Основное, что объединяет дисциплину – это полный контакт. Иначе говоря, это поединки, где применяют удары в партере и клинче.
Боевое самбо изначально создавалось для тренировки и обучения представителей силовых структур самозащите. Так как единоборство включает элементы разных школ, чтобы обучиться основным техникам, понадобиться не менее года. Про ММА можно сказать то же самое.
Кардинальных отличий между двумя стилями не так много, основное – это то, что в боевом самбо тренировки и соревнования проходят в куртках-самбовках. По этой причине в данном виде боя есть приемы, сопровождающиеся захватом куртки, что особенно полезно в уличной самозащите. В ММА бойцы выступают или в рашгардах (обтягивающих футболках) или с голым торсом, что исключает возможность захвата за одежду.
Плюсы и минусы боевого самбо
Плюсы:
Минусы:
Плюсы и минусы ММА
Плюсы:
Минусы:
Как видите – боевое самбо и ММА крайне схожи в своей философии и подходах к ведению боя. Если вы не знаете, что выбрать – боевое самбо или ММА, приходите в бойцовский клуб «Атаман». Здесь опытные специалисты в боевых дисциплинах помогут вам подобрать наиболее подходящий вид единоборств, проведут подробную консультацию и составят индивидуальный план тренировок.
Чем отличается ММА от Боевого Самбо?
Давайте выясним, чем отличается ММА от боевого самбо, чтобы тем, кто еще не сделал выбор в пользу одного из двух боевых искусств, было проще определиться.
Характеристики ММА и боевого самбо
ММА – это смешанные боевые искусства или по-простому называется бой без правил. Хотя, конечно, определенный набор правил в данном виде спорта имеется: нельзя кусать противника, бить по горлу, тыкать в глаза и т.д. ММА создан на базе панкратиона, древней борьбы, где удары ног и рук сочетаются с элементами борьбы. Аббревиатура ММА была заявлена в конце 20-го века президентом организации Battlecade Риком Блюмом.
Боевое самбо – это вид боевых искусств, зародившийся в СССР, который направлен на самозащиту. Это совмещение тенденций восточных и других мировых единоборств. Главной задачей боевого самбо является защита. Здесь применяются приемы самообороны, совершается практика подножек, подсечек и бросков, но наступление на соперника отсутствует.
Главным отличием самбо от ММА является использование куртки. Однако, учитывая тот факт, что боевое самбо очень похоже на реальный поединок, тренировки проводятся и без куртки, что лишает бойцов возможности схватиться за одежду. Экипировка самбиста состоит из самбовки, пояса и шорт, борцовок и защиты для паха.
Итак, боевое самбо отличается от ММА элементами экипировки, а также техникой ударов.
Купить экипировку для ММА и самбо в Спортфайтер
В любом случае, какой бы вид борьбы Вы не выбрали, в нашем интернет-магазине Вы обязательно найдете подходящую экипировку и амуницию для различных видов единоборств. Весь наш товар от ведущих иностранных производителей имеет высокое качество и доступные цены.
Заказывайте товар в нашем интернет-магазине! Вы также получите ряд преимуществ при покупке через наш сайт:
Вы можете сделать заявку-онлайн или набрать наш номер телефона, и наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами и проконсультируют по всем интересующим Вас вопросам.
Если бы ММА появились 80 лет назад, то назывались бы самбо
«If sambo was easy, it would be called jiu jitsu». В январе 2013 года эта фраза открыла англоязычный «цитатник» Хабиба Нурмагомедова. Говорят, после церемонии взвешивания UFC on FX 7 статистика поисковых запросов Google по слову «sambo» резко возросла. А после самого турнира, на котором Хабиб брутально избил черного пояса по бразильскому джиу-джитсу Тьягу Тавареса, секции БЖЖ стали пустеть. Потому что, если бы ММА появились 80 лет назад, то назывались бы самбо.
Царская разведка и «силовики» большевистской России
Официальной датой рождения «САМозащиты Без Оружия» принято считать 16 ноября 1938 года. Но работа по его созданию началась еще в 20-х годах прошлого столетия. Оно изначально было разделено на два направления. Первое должно было стать системой воспитания юношей молодого Советского государства, а второе — эффективным средством подготовки сотрудников силовых структур. Сегодня эти направления известны как спортивное и боевое самбо.
Отцами-основателями можно с равным правом назвать трех человек. Под номером один идет Виктор Спиридонов. В 1905 году он в составе разведывательной группы участвовал в русско-японской войне. Вернувшись с фронта, Спиридонов увлекся джиу-джитсу (не путать с произошедшим от него бразильским джиу-джитсу). А в 1923 году, уже будучи одним из учредителей Пролетарского спортивного общества «Динамо», организовал в Москве секцию «нападения и защиты».
Второй — Василий Ощепков. Как и Спиридонов, он тоже связан с Японией. Только гораздо более тесно. Оставшись полным сиротой еще в детском возрасте, живший на Сахалине Ощепков попал в поле зрения царской разведки. Его направили на японский остров Хонсю, где он с сентября 1907 года обучался в духовной семинарии при Токийской православной миссии. Там же он начал практиковать дзюдо. Спустя 4 года Ощепков был принят в легендарный институт Кодокан, основанный создателем этого вида единоборств Дзигоро Кано. В 1913 году русский студент получил первый дан, а в 1917-м — стал третьим европейцем, заслужившим второй дан по дзюдо.
В 1936 году Ощепков был преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Одним из его студентов на отделении дзюдо был Анатолий Харлампиев — третий человек в списке основателей самбо. Именно ему принадлежит идея создания «боевого» направления нового вида единоборств. В 1983 году о Харлампиеве снимут фильм «Непобедимый» с Андреем Ростоцким в главной роли. По сюжету герой приезжает в Среднюю Азию, где изучает тюркскую борьбу кураш. Это лишь малая часть национальных бойцовских традиций, вложенных Спиридоновым, Ощепковым и Харлампиевым в самбо.
Помимо кураша, в нем присутствуют черты кулачного боя, русской, грузинской, армянской, финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, а также японского дзюдо, сумо и других видов единоборств. 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)». Ощепков, к сожалению, этого дня не дождался. В ночь с 1 на 2 октября 1937 года он был арестован и спустя 8 дней скончался в камере Бутырской тюрьмы…
Отличие от дзюдо
Один из главных вопросов, который интересует всех, кто слышал о самбо, но глубоко в тему не углублялся. Действительно, российская борьба произошла от дзюдо. И имеет с ним очень много общих черт. Но различий также хватает. Как уже упоминалось выше, основателем дзюдо считается Дзигоро Кано. Вы наверняка его видели. Черно-белая фотография мастера украшает практически все залы, в которых следуют «Мягкому пути» (именно так с японского переводится дзюдо), а также присутствует в альбомах большинства групп о единоборствах в соцсетях.
Дзюдо почти на сто лет старше самбо и является гораздо более традиционным видом. Этим объясняется самое явное отличие. В дзюдо поединок проходит на классическом четырехугольном татами, а спортсмены облачены в не менее классические японские кимоно. Соревнования по самбо проходят на круглых борцовских коврах. В качестве экипировки используются куртка-самбовка и короткие шорты. Также спортсмены надевают специальную обувь. В дзюдо, напомним, борются босиком.
Что касается правил, то в дзюдо не применяются болевые приемы на ноги. В самбо они, напротив, являются чуть ли не главной «фишкой». Особенно стоит отметить ущемление ахиллова сухожилия. Этим, к слову, можно объяснить более низкую стойку самбистов. Основа дзюдо — это амплитудные броски и удушающие приемы. Последние по-японски называются симэ вадза и делятся на два типа: дыхательное удушение (когда блокируется гортань) и «кровяное» удушение (когда давление приходится на сонные артерии противника).
В спортивном самбо удушающих нет. Несколько лет назад их вроде бы хотели ввести. Но вопрос так и остался в подвешенном состоянии. Отметим также, что в боевом самбо удушающие приемы разрешены.
Достижения сборных СССР и России
В отличие от дзюдо, самбо пока не вошло в олимпийскую семью. Самый явный шанс для российской национальной борьбы был упущен в 1980 году, когда СССР мог заявить его на правах государства-хозяина Игр. Правда, большинство экспертов эту версию не поддерживают. По их мнению, основной причиной «изоляции» самбо является узкий круг стран, претендующих на медали. Также стоит отметить выход самбо из Международной федерации борьбы с последующим учреждением своей отдельной федерации.
Крупнейшим турниром по этому виду единоборств является чемпионат мира. Первый состоялся в 1973 году в Тегеране. В нем приняли участие 69 спортсменов из 12 стран. Сборная СССР взяла 9 из 10 возможных золотых медалей. Единственным, кому удалось отнять у нас победу, оказался монгол Тжаранг. В финальной схватке в категории до 62 кг он превзошел Николая Козицкого. Возможно именно поэтому следующий чемпионат мира спустя год приняла именно Монголия. Он оказался самым «бедным» на страны-участницы. Их было всего 5: СССР, Монголия, Болгария, Испания и Япония. Советские спортсмены взяли 8 из 10 золотых медалей. Остальные две остались в Улан-Баторе.
Последний на сегодняшний момент чемпионат мира прошел в прошлом году в Сочи. В нем приняли участие 90 сборных. В командном зачете победу традиционно праздновали наши спортсмены — 7 медалей (6 золотых). Вторыми финишировали самбисты из Киргизии — 5 медалей (1 золото+2 серебра+2 бронзы), а третье место поделили сборные Южной Кореи и Армении — по 2 медали (1 золото+1 серебро). Самым сенсационным чемпионатом можно назвать турнир, состоявшийся в 2008 году в Санкт-Петербурге. Нет, сборная России вновь никому не уступила в общем зачете. Вместо нее мир шокировал болгарин Благой Иванов.
В полуфинале он прошел легенду самбо и ММА Федора Емельяненко, а в решающей схватке не оставил шансов немцу Яношу Штефану. Следом были звание мастера спорта Болгарии международного класса, контракт со второй организацией в мире смешанных единоборств Bellator, тяжелое ножевое ранение, полученное в одном из баров Софии, 86 дней в коме, возвращение в клетку и… долгожданный дебют в UFC. В июле 2018-го он решением уступил экс-чемпиону в тяжелом весе Джуниору Дос Сантосу.
Лучшие российские самбисты в ММА*
Мы не просто так углубились в карьеру Благоя Иванова. Путь из самбо спортивного в боевое, а затем и в ММА проделало абсолютное большинство звезд смешанных единоборств из России и стран бывшего соцлагеря.
Федор Емельяненко (Россия, четырехкратный чемпион мира по боевому самбо)
Статистика в ММА: 38 побед, 5 поражений
Федор до сих пор остается лицом боевого самбо. Его карьера в ММА началась в 2000 году и продолжается до сих пор. В числе поверженных оппонентов легендарный Мирко Филиппович, Марк Коулмэн (дважды), Кевин Ренделман, Антониу Родригу Ногейра (дважды), Андрей Орловский и Фрэнк Мир. Трое последних в разные годы были полноправными или временными чемпионами UFC. Уточнение специально для тех, кто до сих пор утверждает, что Федор «бил только японских фриков».
Совсем недавно 42-летний Последний император «переехал» Чела Соннена в полуфинале Гран-при тяжеловесов Bellator. В январе его ждет решающий бой с опасным, но смертельно скучным Райаном Бейдером. Если Федор победит, то это будет лучшее завершение карьеры из всех, что можно было представить.
Хабиб Нурмагомедов (Россия, двукратный чемпион мира по боевому самбо)
Статистика в ММА: некоторых это бесит, но уже 27-0
Первый российский чемпион UFC, самый доминирующий боец организации, следующий претендент на бой с Флойдом Мейвезером. В принципе, этим все сказано. После победы над Конором Макгрегором в главном поединке в истории ММА, Хабиб вышел на абсолютно иной медийный уровень. Теперь даже возвращение Джона Джонса проходит как-то буднично…
Виталий Минаков (Россия, четырехкратный чемпион мира по спортивному самбо)
Статистика в ММА: 21-0
В спортивном самбо удары запрещены. Возможно, 12 человек из числа соперников Виталия слишком буквально восприняли эту информацию и… улетели в глубокие нокауты. Атлетичный российский тяж сходу стал очередным «вторым Федором», а уже спустя 2 года выступлений в ММА подписал контракт с Bellator. Дальше были чемпионский титул, завоеванный в бою с соотечественником Александром Волковым, и защита в поединке с Чейком Конго. Потом Виталий надолго покинул клетку Bellator и был впоследствии лишен пояса. Свой крайний поединок Минаков провел на турнире Fight Nights в прошлом году. Во втором раунде был нокаутирован американец Тони Джонсон.
Вячеслав Василевский (Россия, шестикратный чемпион мира по боевому самбо)
Статистика в ММА: 31-6
Один из самых зрелищных ударников и, по свидетельствам многих, обладатель самых «быстрых рук» в отечественных смешанных единоборствах. Слава стал участником сразу двух крутейших дилогий в российских ММА: против Рамазана Эмеева и Александра Шлеменко. Свой последний бой он провел в набирающей обороты лиге АСВ, где техническим нокаутом уступил чемпиону в среднем весе Альберту Дураеву.
Александр Емельяненко (Россия, чемпион мира по боевом самбо)
Статистика в ММА: 28-7
Анфан-террибль российских ММА. Некогда его считали даже более талантливым бойцом по сравнению со старшим братом. Затем несколько раз ставили на нем крест. Но Александр каждый раз возвращался и доказывал, что его можно либо любить, либо ненавидеть. Третьего не дано. После сенсационного поражения от никому тогда не известного Дмитрия Сосновского в 2014-м Емельяненко одержал ряд побед над такими серьезными оппонентами, как экс-тяжи UFC Габриэл Гонзага и Виктор Пешта. Наверняка Александр до сих пор уверен, что сможет победить и Кейна Веласкеса, и Джуниора Дос Сантоса за один вечер. Звучит фантастично, но можно не сомневаться, что Емельяненко как минимум не побоялся бы попробовать.
*- на позицию в рейтинге влияет сумма достижений в самбо и ММА
Эксперт по единоборствам Ильяс Абузаров — о разнице между традиционными боевыми искусствами и спортом
В челябинской «Академии единоборств», что на стадионе им. Елесиной, прошёл открытый семинар по традиционным техникам джиу-джитсу. Изучить древние приёмы этого многогранного боевого искусства пришли не только практикующие джиу-джитсу, но и поклонники филиппинского арниса, и спортсмены, занимающиеся грэпплингом и ММА, и самбисты, и поклонники хапкидо, и специалисты по современным европейским системам самообороны. По окончании квалификационных экзаменов Znak.com побеседовал с ведущим семинара, известным уфимским мастером боевых искусств Ильясом Абузаровым о сочетании спортивного и боевого направлений в современных единоборствах.
— Ильяс Фаатович, почему вы уделяете пристальное внимание боевым техникам, которые многими спортсменами считаются несовременными?
— Сейчас перед нами стоит задача совместить технику спортивного джиу-джитсу, которое пропагандирует российская Федерация джиу-джитсу, с техниками старых традиционных школ. Пока у нас получается. Думаю, такой симбиоз на данном этапе очень интересен. Я считаю, что стили, утратившие связь с традиционными школами, идут по пути вырождения. Например, тхэквондо. Хоть это и олимпийский вид спорта, свой практический смысл он уже утратил.
— Вы имеете в виду распространение датчиков касания, когда спортсмену уже фактически не нужно бить, достаточно лишь быстро коснуться соперника?
— Тхэквондо настолько загнан в рамки олимпийского движения, что практический смысл им утрачен вообще.
— Но ведь с карате происходит сейчас та же история?
— Мы видим, что происходит с карате Шотокан, которое становится бесконтактным, и наблюдаем ту же историю. То же самое мы увидим, если сравним олимпийское дзюдо и традиционное дзюдо, созданное Дзигоро Кано, которое сейчас называется Кодокан. Это два совершенно разных направления. Поэтому мы даём ученикам и спортивные, и традиционные техники, а они потом уже самостоятельно выбирают, в каком направлении им двигаться дальше. Бывает, что мальчик приходит, изучает спортивную технику, теряет к ней интерес и полностью переключается на традиционную технику. Это разные взгляды на одно и то же искусство.
— То есть вы не видите тут противоречий?
— А детям вы тоже даёте традиционную технику?
— Я тренирую ребят из кадетского класса, детская морская пехота, и я даю им прикладные техники. Если смотреть через призму государственной молодёжной политики… Насколько нужны олимпийские чемпионы — знак вопроса, а здоровые сильные молодые люди, знающие прикладную самооборону, обязательно нужны стране для службы в полиции, армии, других силовых структурах. Таков мой взгляд на подготовку молодёжи, в том числе и с точки зрения освоения приёмов рукопашного боя. Дети, выбравшие службу Родине как свой путь, поступившие в кадетские классы, должны быть как следует подготовлены к дальнейшей службе в силовых структурах.
— Нет ли тут противоречия? С одной стороны, мы говорим о патриотизме и любви к России. С другой — мы одеты в иностранные костюмы кимоно, используем иностранную терминологию…
— Если мы глубоко анализируем техники [боевых искусств], которые человечество изучало под разным углом в разное время, то мы поймём, что технику, подобную джиу-джитсу, изучали, например, в Западной Европе. Она преподавалась для аристократии, для рыцарей и так далее, и тому подобное. Те же болевые, те же заломы кисти. Есть достаточное количество исторических документов на эту тему. У человека две руки и две ноги вне зависимости от национальности и, изучая способы болевого залома руки или ноги, люди логически приходили к сходной технике, что в Европе, что в Азии.
— Не праздный вопрос — «садисты» в зале. Боксёры довольно эффективно «лечат» тех, кто пытается нарочно унижать партнёров по тренировке или травмировать их. Кистевые заломы и болевые на суставы — крайне болезненные техники. Как быть с теми, кто издевается над партнёрами в зале?
— Этика в зале, глубокое уважение к партнёру, моральная культура — основа существования любого клуба. Даже если вспомнить традиции Средневековья, рыцари ведь тоже не сразу бились на стальных клинках, сначала схватки проводились на деревянных макетах. Тот, кто пытался калечить соперника, тут же подвергался наказанию. Это однозначно — сегодня ты причинил человеку боль, завтра сделали больно уже тебе. Уважение к личности, уважение к партнёру — это один из главных психологических и философских моментов в единоборствах. Это обязательно нужно объяснять. В той или иной форме.
— Раз уж мы заговорили о философской подоплёке единоборств, расскажите, каков ваш взгляд на этот сложный вопрос?
— Ответ на него лежит в истории. Если мы изучаем историю самурайского сословия, то цель традиционных боевых искусств — удержание своей территории, захват чужой территории и уничтожение живой силы противника. Всё. Вся философия в этом. Разные школы, разные сословия привязывали свою религиозную культуру к этой концепции. Это помогало людям осваивать тяжёлые ежедневные тренировки.
— На семинаре вы отметили, что современные поклонники боевых искусств изменились. Как именно?
— А вы как относитесь к модному ныне ММА? Многие «традиционалисты» негативно оценивают это направление.
— Я считаю, что это очень зрелищный и хороший вид спорта. С точки зрения подготовки бойца, он великолепен. Человеку ставят и ударную технику, и борцовскую, и работу в стойке, и работу в партере. Всё это изучается детально и комплексно. Это новый виток пропаганды единоборств на современном этапе.
Если возвращаться к истокам боевых искусств, люди не делились на борцов и боксёров. Вся техника — и ударная, и борцовская — давалась в комплексе. Например, английский бокс на раннем этапе представлял из себя бои без правил. Было единственное правило — лежачего не бить, впрочем, в некоторых школах не соблюдали и его. Там и броски были. Правда, у англичан удары руками главенствовали, а во французском боксе активно использовалась техника ног.
Это потом маркиз Куинсберри сказал, что джентльмена нельзя бить ногами, бросать джентльмена в грязь не совсем хорошо и валяться в грязи — совсем не по-джентльменски, ввёл стандартные перчатки и сказал, что теперь бои будут проходить по джентльменским правилам. То же произошло и у французов. Когда аристократия стала изучать бокс городских низов, она исключила из арсенала самые опасные приёмы. Но если мы посмотрим на классический сават (французский бокс — прим. авт.), заглянем в сохранившиеся старые учебники, то окажется, что он очень близок ММА в той или иной форме. Много ударов и руками, и ногами, обилие бросков и обилие болевых, сходных с применяемыми в джиу-джитсу, работа со шпагой и работа с кинжалом.
— Если кто-то, вдохновившись этим интервью, решит заниматься боевыми искусствами, что ему выбрать? Чем руководствоваться?
— Здесь множество факторов. Не только конкретный вид спорта хорош или плох. Очень важен тренер, преподаватель. Я видел очень много тренировок карате стиля Шотокан, которое для меня неприемлемо, я не перевариваю его чисто логически. Но я видел, как педагогически грамотно умеют работать там тренеры с учениками, вплоть до того, что порой мне самому хотелось встать в общий строй и выполнять эти бессмысленные ката (формальные комплексы упражнений — прим. авт.).
Талантливый человек может эти бессмысленные техники преподнести в таком виде, что любому захочется этим заниматься.
От умения тренера преподавать и воспитывать личность зависит очень многое. Поэтому те школы, которые, по моему мнению, должны были умереть ещё лет десять назад, до сих пор живут и развиваются (смеётся). На основе энтузиазма и таланта тренера.
Человек сам по себе склонен эволюционировать. Он может прийти в любую ближайшую секцию единоборств, начать заниматься и потом, воспользовавшись тем, что сейчас информации очень много, сделать дальнейший выбор. Найдёт клуб себе по душе, где хороший тренер, хороший коллектив, хорошая психологическая обстановка.
Конечно, если вы планируете связать свою судьбу со службой Родине, как это сделали ребята из моего кадетского класса, то лучше сразу выбрать секцию армейского рукопашного боя или ту, где преподаётся интегральная система боя, сочетающая и ударную, и бросковую технику. Джиу-джитсу или боевое самбо здесь будут предпочтительны.
— В мире боевых искусств не принято открыто критиковать другие стили. Вы же откровенно даёте карате стиля Шотокан резкую оценку. Я не фанат этого стиля, но всё же хотелось знать, почему вы высказываетесь так прямолинейно?
— Я изучал историю этого стиля. [Гичин] Фунакоши (основатель стиля — прим. авт.) получил лицензию на преподавание во времена, когда Японией управляли оккупационные американские власти. Школы традиционного джиу-джитсу не получили лицензию от американцев, поскольку те увидели в них элемент возможного сопротивления и партизанской войны. Это опасная и агрессивная техника, при помощи которой можно готовить бойцов, способных оказать реальное сопротивление оккупантам. Джиу-джитсу было запрещено.
А Шотокан они посмотрели — совершенно безобидная техника, которую они назвали «военизированной гимнастикой». Там оттачивают ката, удары выполняются без контакта, никакой опасности нет.
Лицензию также получили айкидошники, поскольку в их исполнении болевых приёмов тоже никакого смысла нет. Их тестировали американские морские пехотинцы, никакого сопротивления в спарринге от них не получили, соответственно, выдали им разрешение на преподавание.
Лицензию также получило дзюдо, поскольку оттуда уже при создании были изъяты опасные для жизни приёмы. Дзюдо изначально создавалось как «вольная спортивная борьба для молодёжи в одежде».
Надо просто изучать историю. Гичину Фунакоши разрешили преподавать свою военизированную гимнастику под названием «карате Шотокан» во всех университетах исключительно по причине её беззубости. Именно благодаря студентам его Шотокан стремительно набрал большую популярность.
Джиу-джитсу возрождалось после войны очень тяжело. Только спустя десять-пятнадцать лет после ухода американцев «джитсерам» стали давать лицензии, и то не сразу и не всем школам. Потом, конечно, ситуация улучшилась, потому что японцам всё равно нужно было готовить людей для Сил самообороны и полиции. Поэтому сначала джиу-джитсу открыли для узкого круга лиц, потом оно получило всеобщую открытость. У нас сходная история была с боевым самбо, которое сначала преподавалось только ограниченному кругу граждан и только потом его стало можно изучать всем желающим.
— Сегодня в зале было довольно много людей в костюмах для занятия хапкидо. Всё-таки в чём разница между хапкидо и джиу-джитсу?
— Корейцы, переработав традицию Дайто-рю Айки Джиу-джитсу, ввели много ударов ногами. Это национальная специфика. А так… Глубокой принципиальной разницы я не вижу. Есть сейчас различные стилевые отличия, довольно незначительные, но… Если честно, в классических школах сейчас довольно мало учеников, потому что занятия там проходят довольно болезненно. Там если в зале занимаются десять учеников — это хорошо. Но есть фитнес-движение, такое тхэквондо с бросками, которое уже к хапкидо никакого отношения не имеет (смеётся). Такая тенденция существует, поскольку мы в любом случае живём в коммерческом мире. Любой тренер, живущий на хозрасчёте, заинтересован в наполняемости зала и наполняемости кассы. Коммерческий принцип никто не отменял. Поэтому привлекают профессиональных маркетологов, изучают спрос и формируют соответствующие программы.
Есть и другой аспект. Южная Корея — развитая страна, где нет особого смысла в изучении традиционных техник. Вероятность, что на вас там нападут на улице, сведена к нулю. Только если специально ходить в кварталы, где много наркоманов и алкоголиков. А так бояться нечего: сотовая связь хорошо развита, полиция работает.
Боевые искусства, под каким бы названием они не существовали, развиваются и совершенствуются в тех странах, где внутриполитическая обстановка нестабильна. Это Филиппины, где ситуация долгое время далека от стабильности. Это Израиль, где крав-мага развивается благодаря постоянной угрозе терроризма, в том числе бытового. Это Латинская Америка, где люди изучают различные боевые искусства, которые можно так или иначе реализовать на практике с точки зрения как защиты, так и нападения.
В развитых странах, как Япония или Южная Корея, боевые искусства сохраняются как традиция, а дополнительное развитие они получают в странах менее стабильных.
Ильяс Абузаров: справка
Имеет 4-й дан по современному боевому джиу-джитсу, 4-й дан по хапкидо мусуль, 3-й дан по Special Combat karate, инструктор по тайскому боксу и ушу-саньда, имеет ученические степени ещё в нескольких боевых искусствах. Как тренер по тхэквондо WTF подготовил двух мастеров спорта и четырёх кандидатов в мастера спорта.
В третьем классе отец привёл Ильяса в секцию греко-римской борьбы, где он, спустя время, выполнил норматив второго юношеского разряда. Правда, из-за травмы спины тренировки пришлось на время оставить. Позже Ильяс Фаатович выполнил требования на второй разряд по боксу, а с восточными единоборствами познакомился уже в институте, когда пал «железный занавес» и сняли запрет на занятия карате.
Ильяс Фаатович начал свой путь в боевых искусствах через тхэквондо: «Это показалось интересным, динамичным. Как раз были популярны фильмы с Брюсом Ли, Чаком Норрисом, Ван Даммом, они все демонстрировали высокие удары ногами, всё было очень красиво и на тхэквондо мы этим как раз и занимались. Однако в какой-то момент я понял, что тхэквондо — очень красивый спорт, но к реальной самообороне на улице он никакого отношения не имеет. Как раз здесь, в Челябинске, был семинар, мастер Ли Санг Джи показывал раздел „хосинсуль“ (прикладная самооборона в тхэквондо — прим. авт.) и позже признался, что все техники, которые он давал, так или иначе взяты из хапкидо. Хапкидо — это корейское джиу-джитсу. Его основатель Чхве Ён Суль учился у главы школы Дайто-рю Айки Джиу-джитсу, но в силу разных причин не стал давать своей школе такое название, остановившись на корейском слове „хапкидо“. Я заинтересовался, начал изучать эту технику и списался с Михаилом Подъельским из Петрозаводска, он приезжал к нам в Уфу несколько раз с учебными сборами и пропагандировал технику му-суль хапкидо. Позже познакомился с различными школами хапкидо, работающими в России, — Ю-суль хапкидо, Муекван Дейхан хапкидо и так далее. Поднявшись до определённого уровня, стал глубже изучать техники, уходящие корнями в Айки Джиу-джитсу и обнаружил, что базовая техника хапкидо, за исключением небольших стилевых отличий, один в один повторяет Айки Джиу-джитсу. Именно эта техника глубоко меня заинтересовала».
В настоящее время Ильяс Абузаров является инструктором сразу по нескольким направлениям боевых искусств и активно исследует традиционные техники различных единоборств.