что лучше самиздат или издательство
Крупные издательства или самиздат?
Любой автор мечтает увидеть свою книгу на полках магазинов. Некоторые также считают, что звание «писатель» может вручить автору лишь издатель. Так ли это? Давайте разберемся.
Издательства, как и любые коммерческие проекты, в первую очередь ориентированы на получение прибыли. Отсюда следует основное правило для выбора произведений: не художественная ценность, а наличие лояльной аудитории. Так в релизы попадают и книги блогеров и других медийных личностей, максимально далеких от литературы.
Примеров масса, но приведу один из самых раскрученных в последнее время:
Сразу оговорюсь: книгу не читал, и, в отличие от Навального, не буду с ходу клеймить ее дерьмом. Вполне возможно, она хороша. Но практически наверняка возьмусь утверждать другое: издали ее не из-за художественной ценности, а благодаря наличию у Насти массы подписчиков, которые ее книгу купят. Для издательства это выгодно.
Давайте рассмотрим обратный пример: шикарный текст, но нулевая аудитория. Предположим, «АСТ» издаст такой бриллиант. Кто его купит? Может быть, пара человек, и то случайно. Автора никто не знает, а стартовать в магазинах с нулевой известностью – гиблое дело. Так пылились на полках многие книги, даже ставшие впоследствии бестселлерами. К примеру, первый «Гарри Поттер».
Вот и правило, по которому работает бизнес:
Если есть лояльная аудитория,
она будет пользоваться продуктом и рассказывать о нем друзьям. Если такая аудитория есть у автора — весьма вероятно, что издательство само заметит его и сделает предложение. В таком случае автору останется только решить, выгодно ли ему такое сотрудничество, или лучше продолжать распространять книги самостоятельно.
Если аудитории нет,
то издание тиража крупным издательством не поможет. Книгу не купят, а подобный негативный опыт скорее навредит карьере писателя, нежели поможет.
А вы готовы покупать книги напрямую у любимых авторов? Или для вас критерием качества является выход книги в крупном издательстве? Делитесь мнением!
Что лучше самиздат или издательство
Самостоятельная публикация своих произведений больше не характеризует автора как писателя-неудачника, которому отказывают издательства. Самиздат даёт возможность быстро выйти к читателю в обход посредников и даже заработать на этом. Правда, справятся не все.
Современное понимание самиздата имеет мало общего со смыслом, который вкладывали в это слово в Советском Союзе. Несколько десятков лет назад оно обозначало неофициальное и неподцензурное распространение литературных произведений. Причём копированием текстов, как правило, занимались благодарные читатели. Это явление как название неподконтрольной властям в тоталитарных странах литературы вошло в английский язык без изменений — samizdat.
Самопубликация в современном понимании на Западе называется self-publishing, и слово описывает явление, когда автор сам публикует свои произведения. Стоит отметить, что это не открытие XXI века. В XVIII веке распространённой практикой было обращение автора в типографию, где он заказывал тираж книги. В 1759 году британский писатель Лоренс Стерн самостоятельно опубликовал первые два тома романа о Тристраме Шенди. За свой счёт опубликовал первый том цикла «В поисках утраченного времени» будущий популярный автор-модернист Марсель Пруст.
В отличие от традиционной издательской модели, где представители компании контролируют процесс, начиная с оценки качества написанного, в самиздате писатель лично отвечает за результат. Все расходы также возлагаются на его плечи. И это стало немаловажным фактором того, что самиздат в большей доле представлен электронными книгами. По данным на 2015 год, публикация цифровой версии произведения — выбор номер один для писателей, жаждущих встречи с массовым читателем.
Плюсы и минусы самоиздания
Первый и главный недостаток самиздата — пренебрежительное к нему отношение. Несмотря на то, что отрасль развивается и публикуются без контакта с издательством не только новички, но и некоторые состоявшиеся писатели, желание сделать книгу своими силами многими воспринимается как неудача. В то же время одобрение произведения издательствами считывается потребителем как знак качества.
Однако самиздат сейчас — вовсе не удел авторов, отвергнутых редакторами. Многие изначально нацелены на самостоятельную публикацию, и тому есть несколько причин.
Во-первых, это позволяет гораздо быстрее пройти путь от создания рукописи до встречи произведения с читателем. При традиционном пути публикации писатель вынужден рассылать рукопись по издательствам, ожидать от них ответа. Некоторые организации работают только с сериями и просят понравившихся авторов написать ещё несколько книг. В итоге период между подачей рукописи и релизом произведения может растянуться на несколько лет. В самиздате время публикации зависит только от перфекционизма автора, так как техническая сторона вопроса реализуется за считанные дни.
Во-вторых, это практически не требует от автора расходов. Базовые условия современных платформ позволяют выложить текст совершенно бесплатно, деньги за свои услуги площадка для размещения получит при продаже экземпляров (или за рекламу, если речь идёт о книгах в свободном доступе).
В-третьих, после самопубликации писатель всё ещё не связан строгим авторским договором и может творить по своему усмотрению: вне серии, в новом жанре и вообще как угодно. В-четвёртых, в самиздате автор получает в среднем больше денег за каждое проданное издание, чем при традиционном формате.
В то же время большинство преимуществ срабатывают, если книга будет успешной. Для этого автор должен заниматься маркетингом своих книг. Площадки для публикации предоставляют эти услуги за деньги или даже бесплатно, но, в отличие от издательств, их нулевые затраты позволяют не особенно усердствовать. Поэтому здесь на 100 процентов срабатывает принцип «хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам».
На деле оказывается, что большинство самопубликующихся авторов в мире продают менее 250 копий своих произведений. Впрочем, книге, выпущенной издательством, популярность также не гарантирована. Однако когда над релизом работает команда специалистов, выше шансы, что результат будет выглядеть более профессиональным. Это касается и редактуры, и маркетинга. Самое сложное в этом вопросе — обеспечить отзывы в прессе. Если издательство может «подогреть» интерес публики перед выходом книги, то на произведение из самиздата журналисты обратят внимание только после того, как оно станет известным.
Кроме этого, немногие премии рассматривают в качестве номинантом книги самиздата. Но это компенсируется учреждением специальных наград для самостоятельно публикующихся писателей.
В каком виде существует современный самиздат
У современного автора, который планирует выйти к читателю простейшим путём, есть два варианта. Первый — публикация электронной книги. По данным, озвученным коммерческим директором «ЛитРес» Владимиром Дмитриевым на конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование», 35% электронных книг, продаваемых в мире, приходится на самиздат. Причём 90% таких изданий читатели покупают на Amazon. Компания запустила площадку для самиздата KindleDirectPublishing в 2007 году.
В России существует достаточно сайтов, на которых писатели в разном виде могут публиковать свои книги. Некоторые из них денег автору не обещают, тексты размещаются в свободном доступе. Среди таких порталов — Проза.ру (proza.ru), площадка «Самиздат» (samlib.ru) от Библиотеки Мошкова.
Другие предлагают автору заработать, продавая свои издания. Ridero существует с 2013 года, и сейчас, по данным сайта, с помощью проекта 150 тысяч авторов опубликовали более 160 тысяч книг. Издания доступны для покупки на «ЛитРес», Amazon, BookMate, «Озон». «ЛитРес: Самиздат», открывшийся в 2015 году, заявляет о публикации авторами почти 11 тысяч книг.
Более сложный вариант — печать по требованию, print-on-demand. Некоторые площадки, например Ridero или Amazon, предлагают авторам вместе с электронными копиями продавать бумажные книги. Только в этом случае нет никаких типографских рисков: произведение отправляется в печать только после того, как книга оплачена покупателем. Это снижает расходы не только на необоснованное производство экземпляров, которые не будут востребованы, но и на склады, дистрибуцию и так далее.
Как зарабатывают на самопубликующихся писателях
Разумеется, площадки для размещения ищут способы, как заработать на авторах. Площадки с бесплатным доступом к контенту «Проза.ру» и «Стихи.ру» предлагают платить за продвижение. Произведения расставшегося с некоторой суммой денег автора помещаются в специальные подборки или антологии, что должно увеличить число читателей.
Платформы, которые получают часть денег за продажу книг, продвигают издания и бесплатно, но здесь есть нюанс. Интерес площадки прямо пропорционален эффективной работе автора по рекламированию своего произведения. Иными словами, распространитель подогревает интерес к товару, которые и без его усилий становится популярным и приносит деньги.
Кроме этого, дополнительный заработок площадкам обеспечивает предоставление корректорских и редакторских услуг, помощь в выборе обложки и прочая традиционная издательская помощь.
Кто выбирает самиздат
К самостоятельной публикации прибегают и начинающие писатели, которые таким образом хотят заявить о себе, и опытные авторы. Последними движут разные мотивы, но основным драйвером определённо является простота размещения произведения. Есть писатели, которые не заинтересованы в массовом читателе. В их число входят, например, пенсионеры, публикующие мемуары для близкого круга знакомых. Интерес начинающих авторов также понятен: крупные издательства отслеживают выход новинок в самиздате. Подходящие по формату и потенциально успешные коммерчески произведения впоследствии выходят в традиционном виде.
Также нельзя сказать, что самиздат совсем перестал быть оппозиционным. Он исторически рассматривается как способ бросить вызов власти или противостоять угнетению. Площадки для размещения, заключающие договоры с авторами, в свою очередь в документах перекладывают ответственность за законность контента на писателей, так как тексты публикуются без редактуры.
Наконец, самиздат можно рассматривать и как объединяющую силу. Под его флагом собираются группами по интересам. Писатели могут поддерживать друг друга и находить читателей, подчёркивая свою «непонятость». Авторы читают друг друга, рекомендуют книги друзьям, что приводит к всплеску востребованности конкретного издания и росту количества отзывов. Однако такая круговая порука приводит не только к положительным последствиям. Члены этих «групп по интересам» не только хвалят все вместе, но и ругают все вместе. Особенно это характерно для площадок, где читать произведения можно бесплатно.
Что ждёт самиздат
В 2017 году в России через самиздат опубликовано не менее 35 тысяч книг, что на 20 тысяч больше, чем годом ранее. По данным Ridero, в 2017 году на платформе опубликовано 14 695 произведений, совокупные продажи книг составили 298 890 экземпляров. В общей доле продаж электронных книг самостоятельно размещённых изданий пока не больше 3%, но, по прогнозам, эта цифра будет расти.
По наблюдениям, в самиздате наиболее успешными оказываются романы, научная фантастика, триллеры и эротика. Например, в 2014 году именно эти жанры смогли привлечь больше всего денег в сегменты самостоятельно опубликованной литературы. При этом мало шансов преуспеть у авторов кулинарных книг и академических публикаций.
Серьёзным катализатором развития самиздата может стать система, над которой сейчас работает лидер в системе продаж самиздата Amazon. Она будет автоматически преобразовывать иностранную художественную литературу на английский язык, что позволит вывести самоизданные книги многих стран с локального уровня на международный.
Издательство или самиздат?
Издательство или самиздат?
Многие спрашивают, что лучше: самому напечатать или через издательство?
На самом деле, тут вопрос не в «или», а в «и». Вам необходимо работать как с издательством, так и самостоятельно.
Каждая книга сделана для чего-то, для какой-то определенной цели.
Книга, которую выпускает и продвигает издательство – это книга, которую мы используем как визитку. Она нужна для статуса, для пиара.
Книга, которую мы выпустили сами и продаем по 1000 рублей за штуку (так мы сделали с книгой «Продавая воздух»), имеет совсем другие цели.
Мы написали и выпустили книгу-энциклопедию по инфо-бизнесу «Продавая воздух», минуя издательства. Сейчас мы продаем ее за довольно высокую цену.
В книге весь тренинг «Инфобизнес от А до Я», то есть все пятнадцать моделей инфобизнеса. Этот тренинг учит зарабатывать на инфобизнесе 10 000 долларов ежемесячно.
Рис. 3. Книга «Продавая воздух»
Мы взяли всю информацию с тренинга и сделали из нее книгу. Именно поэтому мы пока не хотим, чтобы она шла в издательство – чтобы те, кто ее покупают и что-то с этим делают, имели фору.
Но пройдет год-полтора, может быть два, мы эту книгу, естественно, выпустим через издательство и продадим большим тиражом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
12. Издательство
12. Издательство Издательством является организация, осуществляющая издание книг, газет, журналов, иных периодических публикаций. Издательство может размещать заказы на печать в типографиях либо может иметь свою собственную полиграфическую базу. Многие издательства
Как напечатать книгу бесплатно через издательство
Как напечатать книгу бесплатно через издательство Если вы хотите издать свою первую книгу бесплатно, что нужно для того, чтобы издательство ее взяло? Здесь играют роль два фактора.Уникальность темыВы должны доказать, что та книга, которую вы пишете, достаточно уникальна,
Как найти издательство, которое примет рукопись
Как найти издательство, которое примет рукопись В какое издательство лучше идти? Простой рецепт, который годится всем, кто пишет первую книгу.Сначала вы нанимаете человека, который составляет вам список всех издательств России с координатами: адресами сайтов и
Как опубликовать первую книгу: издательство vs. самиздат
Когда книга дописана, понимаешь, что самое сложное еще не позади. Теперь, когда не нужно придумывать сюжетные повороты и развивать характеры, в голове возникают другие вопросы. Как найти читателей и опубликовать первую книгу? Раньше путь был только один: отправить в издательства и ждать, что кто-то ее оценит. Если не получалось, то рукопись отправлялась в стол или печаталась небольшим тиражом и распространялась среди своих. Сегодня у нас есть еще одна альтернатива: сервисы самиздата. Итак, куда податься начинающему писателю, где лучше опубликовать книгу и какие плюсы и минусы у разных подходов — обо всем этом в сегодняшней статье.
Сколько можно заработать на публикации книги?
Первый и самый главный вопрос, которым задаются новички. Как опубликовать книгу и заработать, и возможно ли это вообще? У меня хорошие новости: возможно. И тут же добавлю немного плохих: но мало.
Пока твои книги не скупаются многотысячными тиражами, тебе придется довольствоваться малым. Если ты заключаешь договор с издательством, то получаешь гонорар за книгу в размере 30000-50000 (суммы приблизительные). Гонорар может быть еще меньше или вообще его может не быть (всегда внимательно читай контракт). Раздели полученную сумму на количество месяцев, проведенных за написанием книги, и подумай, стоит ли бросать работу ради писательства.
На сервисах самиздата доход еще более скромный: 10-100 рублей за одну проданную книгу в зависимости от выбранной площадки и общей вилки цен на твой жанр и тематику.
В общем, заработать на публикации книги можно, но рассматривать его как доходное быстро развивающееся дело не надо. Если тебе просто нравится писать — то пожалуйста, при должной настойчивости ты сможешь через полгода-год обеспечить себя небольшим дополнительным заработком. Если же ты надеешься подвинуть Донцову, Пелевина и прочих, просто опубликовав первую книгу, и жить на гонорары — остановись и подумай.
А теперь переходим к самому интересному: сравнению издательств и самиздата. Предупреждаю: в статье высказываю свой взгляд на ситуацию, так что выбор все равно за тобой.
Публикация книги в издательстве
Издательство — это солидно. Это как знак качества: твоя книга — не бредни графомана, а серьезная работа. Попасть в издательство — большая удача. По крайней мере, так думали раньше. Забегу вперед и скажу, что не согласна с этой точкой зрения, но понимаю тех, кто хочет дебютировать именно через издательство.
Если ты относишься к поклонникам традиционного выпуска книг, то обязательно разошли свою рукопись по издательствам. Главное, на что стоит обратить внимание: выпускают ли они книги твоего жанра и берут ли вообще людей с улицы. Для этого нужно найти в интернете их сайты. Если есть раздел «Авторам» — внимательно изучи его. Если его нет, то, скорее всего, они не заинтересованы в новых писателях.
Плюсы публикации книги в издательстве
Минусы публикации книги в издательстве
Как итог не могу сказать, что опубликовать книгу через издательство — это плохо. Но современные реалии и перекос в сторону электронных книг делают свое дело. Традиция поиска рукописей через самотек постепенно заменяется отслеживанием популярных самиздатовских книг. И в этом случае возникает вопрос: а зачем тебе издательство, кроме как потешить самолюбие?
Публикация книги в интернете
Сейчас открыта масса площадок, где можно самостоятельно опубликовать первую книгу. Среди самых известных: Литрес, Ридеро, Литнет, Автор.Тудей, Литмир, Продаман, Фейсовет и пр. Какие-то рассчитаны на широкую аудиторию, какие-то тяготеют к определенным жанрам.
Все, что нужно — это зарегистрироваться и выложить свою книгу. Однако у этого подхода есть как плюсы, так и минусы.
Плюсы публикации книги в интернете
Минусы публикации книги в интернете
Вывод: самиздат дает автору больше свободы, но навешивает больше обязанностей по оформлению и продвижению книги. Этот факт может отпугнуть, но если вспомнить о том, что издательства также идут по пути самиздат-платформ, то выходит, что разница не так уж и велика. Реалии рынка изменились, и это нужно принять.
Где опубликовать первую книгу начинающему писателю?
Выше я высказала свое мнение, сравнив два способа опубликовать первую книгу. Лично мне ближе самиздат. Да, головной боли больше, но и издательства не торопятся издавать неизвестных авторов на бумаге. Изменения, происходящие в издательском деле, не радуют: по сути, это тот же самиздат, но денег за книгу ты получаешь меньше. Публикация электронной книги от издательства не дает никаких привилегий, оставляя тебе всю работу по редактированию и продвижению.
Если публиковаться через издательство — твоя мечта, штурмуй самиздат и привлекай внимание к своей книге или рассылай рукопись во все подходящие места. А еще не забывай участвовать в серьезных писательских конкурсах для начинающих и не только: попадание в лонг и шорт-листы часто заканчиваются выходом романа или повести в бумажном варианте.
Эксмо Диджитал: почему самиздат лучше
Если ты попытаешься отправить свою рукопись через специальную форму на сайте, то, скорее всего, получишь заманчивое предложение опубликоваться в электронном виде через платформу Эксмо Диджитал. О том, почему сейчас проще и удобнее самостоятельно публиковать книги, я уже писала в статье Как опубликовать первую книгу: издательство vs. самиздат. Сегодня же в статье мой личный опыт сотрудничества с Эксмо.
Что такое Эксмо Диджитал
Это отдел, созданный издательством Эксмо для публикации книг начинающих авторов. Что важно, электронных книг. Печать бумажной версии возможна, только если отлично пойдут продажи. Выкладывают книги на сайте Литрес, а также партнерских.
Сейчас большинство рукописей (если не все), отправляемых в издательство, попадают именно в Эксмо Диджитал. И здесь возникают основные проблемы, которые я опишу ниже.
Почему не надо сотрудничать с Eksmo Digital
Когда я получила предложение опубликоваться там, проект только зарождался. Еще не было отзывов авторов, да и вообще хоть какой-то информации. Сейчас, к счастью, все изменилось, но, думаю, мой отзыв будет не лишним. Итак, почему, на мой взгляд, не стоит публиковаться в этом проекте:
1. Непривлекательный дизайн обложек
Оценить его можно на сайте Литреса в специальном разделе. Стандартный шрифт на абстрактном фоне едва ли привлечет потенциальных читателей, особенно на фоне нормальных обложек. Не надо обольщаться, когда увидишь выбивающиеся из общего фона иллюстрации — за них придется отвалить 10-15000 рублей.
Руководство Эксмо оправдывает упорное нежелание принимать другие обложки возможными проблемами с авторскими правами. Но, если честно, подобные заглушки способны вызвать другие проблемы, на этот раз с продажами.
2. Отсутствие корректуры и редактуры
Какой файл рукописи пришлешь, такой и выложат. Заранее тебя, конечно, об этом не предупредят. Просто выложат и все. Со всеми опечатками, ошибками, повторами. И все бы ничего, но обычно мы от издательства ожидаем подобных вещей.
Так что если решаешь идти в Эксмо Диджитал, не забудь сначала раскошелиться на корректора и редактора, чтобы потом не краснеть перед редкими читателями, выбравшими твою книгу. Независимые писатели легко могут заменить файл в личном кабинете, а вот у авторов Эксмо Диджитал такой возможности нет.
3. Платное продвижение
Твою книгу никто не собирается продвигать. Она просто будет болтаться на Литресе, где ее купят твои знакомые, поклонники творчества, ну и пара случайных зевак. Хочешь, чтобы Эксмо тебя прорекламировало? Не вопрос, плати еще 10-15000 рублей сверху. Тебя закинут в рассылку или даже опубликуют на их страницах в соцсетях. Но насколько это будет эффективно с такими обложками?
4. Сниженный процент роялти
Роялти в издательстве всегда ниже, чем в самиздате, потому что издатель берет на себя обязанности по редактуре, дизайну, продвижению и т.д. Но, как выяснилось выше, Эксмо всего этого не делает. Тогда возникает закономерный вопрос: почему роялти ниже? Никакого другого ответа, кроме как «из-за плашечки Eksmo Digital», я пока не нашла.
5. Призрачный шанс публикации на бумаге
В издательство идут в первую очередь за бумажными версиями книг. В Эксмо поступили по-умному, прикрывшись формулировкой о результатах продаж. Если перевести на нормальный русский, это значит, что пока в интернете не начнут на каждом углу трубить о твоей книге, никто не будет ее публиковать.
Публиковаться ли в Eksmo Digital?
Для меня ответ очевиден: нет. Всем остальным советую пройтись по пунктами этой статьи и решить, а стоит ли оно того. Пока у такой публикации есть только один плюс: можно написать на сайте/в соцсетях «автор Эксмо». Ну а если очень хочется опубликоваться в издательстве, тут два варианта: искать другие варианты или продвигать книгу самостоятельно через самиздат. Если она станет популярной, издатели сами найдут тебя.