что лучше самообучение или курсы
«Учиться самостоятельно» — означает быть независимым, быть гибким, уметь быстро осваивать необходимые навыки в жизни, в работе. Но так ли это просто? Задумайтесь, умеете ли вы учить себя?
С самого детского сада и начальной школы никто не учит детей осваивать учебный материал самостоятельно. Остальные годы обучения в средней школе и институте также поддерживают эту традицию. «Почему? — скажете вы. — А как же домашнее задание, чтение учебников, заучивание правил?» А разве, выполняя задание на дом, ребенок чему-то учится самостоятельно? Нет, он лишь действует по шаблону, который ученикам дал преподаватель на уроке.
А нововведенная кредитная система в университетах? Она ведь призвана побуждать студента осваивать материал самому, а преподаватели должны лишь проверять его старания в конце семестра. Ну, а как же обучаться самостоятельно, эти самые преподаватели не сообщают…
Я на курсы пойду, пусть меня научат!
Действительно, курсы в группах или индивидуально с репетитором (тренером, коучем) эффективны тем, что:
— вы не тратите время зря — преподаватель дает вам готовую программу, а вы просто выполняете задания;
— в группе существует известная доля конкуренции — вы стараетесь не только для себя, но и хотите показать, что в чем-то вы лучше одногруппников;
— все честно — в конце все сдают экзамен, проверяя знания, преподаватель никому не дает поблажек (в идеале);
— учебные материалы уже подобраны специалистом, не надо ничего искать самому;
— ну и в итоге вы получаете тот результат, который был заявлен в начале курса (сертификат, диплом, грамоту и знания, если повезет)…
Соответственно, все эти пункты являются проблемными в самостоятельном образовании.
Зато вот в чем плюсы самообучения:
— вы учитесь самостоятельно разрабатывать для себя программу усвоения материала;
— выбираете наиболее эффективные, нужные для себя упражнения (например, аудирование, вместо чтения при изучении иностранного языка);
— вы заменяете свое убеждение «Пришел на занятие — значит, дело сделал, а учиться — это уж как-нибудь» на «Раз уж сел за учебник, так чего теперь в стену пялиться»;
— вы приучаете свой разум решать новые для него задачи самостоятельно, без подсказки учителя или другого человека;
— вы выбираете ту часть материала, которую действительно хотите изучить;
— вы воспитываете свою силу воли, заставляя себя заниматься регулярно;
— вы учитесь быть честным с собой: «А правда ли я усвоил материал, или стоит еще раз повторить?»
Самым жирным плюсом я бы выделила именно умение самостоятельно решать различные задачи, что очень важно в современной жизни, где все зависит от умения человека адаптироваться в окружении и получать свои выгоды. Кроме того, не всему можно научиться на курсах, они бывают дороги, могут проводиться только в далеком городе, куда вам совсем не хочется ехать.
Копилка знаний — вклад в будущее
Наверное, многие знают, каких навыков и умений им не хватает в жизни. Но, конечно, так бывает не у всех. Кому-то хватает знаний, накопленных в школе и институте, другие получают практический опыт на работе (но сколько лет можно получать что-то новое от понятной и знакомой работы?).
Есть люди, самообучение которых становится залогом их успешной работы, карьеры. Обычно это управляющие или творческие люди, возможно, программисты и дизайнеры, перед которыми часто ставятся новые задачи.
Где же взять все эти богатства знаний для нашей копилки?
— учебники-самоучители, тетради упражнений;
— обучающие сайты, программы, видео;
— форумы по «вашей» теме — там можно узнать опыт единомышленников, поднять свою мотивацию;
— практические упражнения (например, научиться делать настоящий сайт, еще в процессе обучения);
— онлайн-тренинги (правда, это очень похоже на курсы, то есть самостоятельности маловато).
И самое замечательное, что из всего многообразия материалов вы можете составить свою программу обучения. Можете тестировать на себе, подходит ли вам тот или иной метод. Ну и, конечно, повышать свой профессиональный уровень, причем самостоятельно, убеждаясь в своей силе воли и самодостаточности.
[Дискуссия] Курсы vs самообразование
В интернете много споров об эффективности онлайн-образования. Кто-то оканчивает курсы и через неделю находит крутую работу. Кто-то платит деньги, но не может освоить выбранную специальность. Стоит ли идти на онлайн-курсы для обучения и повышения квалификации? Все ли подходит такая форма обучения? Узнали мнение наших авторов блога.
Мнения за курсы
Я за курсы с поправкой «платные». Дело в мотивации и трюках сознания. Я очень мотивированный ученик. Люблю учиться и узнавать новое. Но мой pocket переполнен непрочитанными гайдами. Еще один пример: три раза начинал бесплатный курс в «Нетологии». Окончил и получил сертификат с четвертого. Все время находились дела поважнее бесплатного курса. Другое дело, когда заплатил за программу обучения. Сразу же поменялись приоритеты. Не выполнить домашнее задание – больше не вариант. Я же заплатил, теперь за пропуски меня просто задушит жаба.
При этом я прекрасно вижу уровень курсов. В основном на них дают материал «по касательной» – объясняют только основные моменты. А успех освоения темы зависит от того, как ученик работает самостоятельно, в том числе с дополнительными материалами. Я за самообразование. Но оно будет эффективнее, если придумать себе мотиватор в виде платных курсов.
Согласен с Дмитрием. Платные курсы нужны: отдал деньги – выросла мотивация и ценность обучения. И везде так. Когда в школе/вузе учат бесплатно или на деньги родителей, учиться совсем неинтересно, правда? Естественно, курсы – это не панацея: никто не разжует все и в рот не положит. По факту все равно приходится заниматься самообразованием. Однако оно дается легче и проще, когда знания упорядочены, есть качественные и интересные лекции, тесты геймифицированы, а студенты и преподаватели могут свободно общаться между собой.
Я за курсы, но с поправкой. Для себя не вижу особого смысла в курсах по основному профилю – созданию текстов. Когда уже есть 5 лет практики, повышение квалификации воспринимаешь, как «Ну, давай, научи чему-нибудь». В этой сфере есть крутые курсы, но они скорее учат тому, как писать в стиле своей школы. Если кто-то действительно хочет научиться писать/редактировать – это хороший вариант. Я не хочу. Но с интересом смотрю на непрофильные курсы. Сейчас, например, интересны продвижение в соцсетях и дизайн. Они расширяют кругозор и дают практический опыт в тех сферах, о которых пишешь. Тому, кто пишет об интернет-маркетинге, важно быть практиком. Просто уметь собирать и обрабатывать информацию мало.
Мнения за самообразование
Я за самообразование. Сейчас в интернете развелось столько курсов, семинаров, вебинаров, что и не отличишь, кто их ведет – настоящий гуру или дилетант, возомнивший себя наставником. И потом, курсы в определенной мере лишают самостоятельности, а самообразование прокачивает тебя как специалиста. Ты сам выбираешь литературу и другие учебные материалы, сам планируешь время, сам оцениваешь результаты на практике. Главное – знать, где брать хорошие подборки материалов для учебы.
Я за самообразование, потому что оно дает возможность самому выбирать объем и интенсивность получения знаний. Да, в него тоже нужно вкладываться: временем, деньгами на покупку книг по профессии. Если уж и проходить курсы, то не удаленно, а офлайн – там все будет предельно честно и с полной отдачей учеников и учителя. Многие курсы в интернете – компиляция «книжных» знаний и дешевый инфобизнес, где всем известная информация подается как находка очередного гуру. Если будете самостоятельно искать знания, придется много чего перелопатить, а значит у вас в голове будет больше способов решения задач, чем предлагает конкретный курс.
Самообразование помогает научиться главному – самостоятельности. Да, у курсов есть свои преимущества:
Но после курсов люди не знают, как применять полученные знания, расти дальше. Для этого им нужно пройти еще один курс, а потом еще.
Да, обратная связь по курсам бывает очень субъективной. Лучше самостоятельно изучать что-нибудь, а обратную связь получать не у других людей, а через практический опыт и статистику.
Я за самообучение. Навыки самообразования важны для становления в любой профессии. Польза курсов (хороших) в том, что их материал структурирован и логичен. Они помогают освоить необходимые навыки и заполнить пробелы (даже самоучкам). Но они не привьют стремления к самостоятельному изучению и постоянному развитию, росту.
Нейтральное мнение
Я за самообразование и практику. Во всяком случае, в сфере информационных технологий. По моему опыту, платные курсы полезны в узких сферах и не для новичков, потому что полезной информации в публичном доступе мало, она разрозненная и бессистемная. В этом случае альтернатив платным курсам просто нет, это единственный способ гарантированно получить нужную информацию в обмен на деньги.
В курсах для начинающих, к сожалению, очень много воды. Наверное, это связано с тем, что организаторы берут за курсы деньги, просто подают общедоступную информацию, структурировав ее на свой вкус. И им кажется, что если дать ее сжато, то можно получить много негативных откликов в стиле «а за что я заплатил 5–10–15–30 тысяч рублей?».
Есть еще третий, самый неочевидный, но самый полезный для меня образовательный опыт. Это различные закрытые группы единомышленников. Именно в таких группах опытные специалисты делятся информацией, которую вы не получите ни на бесплатных курсах, ни на платных. Старайтесь искать такие сообщества и вступать в них.
В любом из этих вариантов 100 % успеха – это практика и применение полученных знаний для реализации своих проектов.
Курсы полезны для приобретения принципиально нового навыка. Когда я захотела шить, прошла курсы кройки и шитья, ходила к репетитору. Мой путь от новичка до первого платья сократился с бесконечности до трех недель. Когда учила английский сама, результата не было несколько лет. После покупки курса перешла с нубского до среднего уровня за два месяца ежедневных занятий.
Однако первая же попытка купить курс у гуру по актуальной специальности закончилась провалом. Когда и так знаешь материал, выплывают косяки организации, становится жалко своего времени, приходит разочарование. Поэтому по специальности курсов не покупаю. Считаю, что если человек имеет хотя бы базовые знания по своей специальности, то курсы бесполезная и даже вредная штука. Во-первых, потому что у всех есть одинаковый доступ к информации (да-да, все «гуру» черпают информацию там же, где и другие спецы – ничего нового). Во-вторых, потому что кейсы с ошибками можно почитать в сети или просто спросить у знакомых об их опыте, а удачные кейсы все и так распространяют в огромном количестве. В-третьих, только в этом случае есть вероятность поднять свою пятую точку и заняться делом. А то курсы, слышала, вызывают привыкание.
В общем, я за курсы для новых навыков и за самообразование в имеющихся.
Самообразование или курсы? Что на самом деле лучше?
Хочешь оставаться востребованным специалистом или построить перспективный бренд, — смирись, что личностно-профессиональное развитие придется сделать своей привычкой. Его больше нельзя закончить — только как ремонт, поставить на паузу.
Хочешь оставаться востребованным специалистом или построить перспективный бренд, — смирись, что личностно-профессиональное развитие придется сделать своей привычкой. Его больше нельзя закончить — только как ремонт, поставить на паузу.
В ходе развития карьеры или бизнеса мы проходим разные периоды. В процессе обострения, когда нужно быстро получить практическую информацию — лучше выбирать курсы по бизнесу или профессии. Самообразование должно идти постоянно. В фоновом режиме вы можете использовать различные средства для этого: книги, точечные обучалки по конкретным вопросам, обмен опытом с коллегами и соратниками по цеху.
Выбор деловых курсов
Перед покупкой, если возможно, попадите на любое пробное / разовое занятие к будущему преподавателю. Способность учить людей — это дар. И не все, кто много знает и умеет, обладают талантом передать эти знания ученикам. Если школа не дает возможности попробовать курсы, загляните в Youtube и попробуйте найти какие-то видео-уроки от будущего преподавателя. Этого будет достаточно, чтобы понять, подходит ли вам человек по харизме, речи и манере преподнесения материала.
Если у вас есть твердая база и много практики, то разовые тренинги и короткие обучающие мероприятия вполне подойдут для развития уже существующих навыков. Сложность в другом. Как правило, разовые мероприятия либо являются частью воронки продаж и не дают узкоспециализированных ответов, либо ориентированы на людей с начальным уровнем знаний. Для продвинутого уровня найти разовые тренинги в разы сложнее. Есть смысл сосредоточить внимание на поиске видео-уроков на образовательных платформах — а это уже относим к самообразованию, потому что сидеть и разбираться во всем вам придется в одиночку.
Самообразование в бизнесе
Самообразование, особенно в сфере бизнеса, становится в разы эффективнее, если у вас есть проработанный наперед план и система: какие скилы вы подтягиваете, в каком порядке и с помощью каких средств. И, самое главное, для чего. Мотивация — двигатель самообразования. Конечно, есть те, кого мотивирует уже сам процесс обучения, но я таких людей встречала единицы. Самообразование требует дисциплины. Для большинства регулярность — проблема, а ее отсутствие сводит все старания к нулю. Попадаешь в замкнутый круг: нет результата — нет мотивации — страдает дисциплина — естественно, нет результата. В случае с бизнес-курсами вы платите не только за знания, но и за внешний источник дисциплины и мотивация.
Вторым вариантом является опция “найти себе наставника / ментора” — т.е. человека, который уже находится на несколько ступенек выше вас в бизнесе. И, исходя из своего опыта, ментор поможет вам с планом развития навыков, посоветует средства обучения, подберет материалы и в некоторой степени возможно станет источником дисциплины (но это не точно).
Что по итогу? Резюме не утешительное: самообразование должно присутствовать в фоновом режиме всегда, однако в условиях ограниченного времени и обычной человеческой лени рекомендую в начале найти и сформулировать свою мотивацию, которая поможет в моменте найти силы выйти из залипательного инстаграма и включить обучалку / взять книгу. План бизнес обучения можно составлять самостоятельно или с помощью ментора. В случае, когда вы идете на курсы по бизнесу, вы получаете экономию времени — за вас уже все переработали и разложили по полочкам и вы платите за то, чтобы вас дисциплинировали и мотивировали. Система делового образования в нынешнее время построена максимально удобно, потому что подобрать подходящее обучение можно на любой вкус. В зависимости от текущих задач вы можете выбирать совершенно разные средства обучения: разовые мероприятия, длительные бизнес курсы, менторинг, книги, видео-уроки. При поиске нужного формата учитывайте свои психологические и личностные особенности и соответствие обучающей программы текущим задачам вашего бизнеса.
Почему онлайн-обучение вытесняет традиционное и как эффективно учиться онлайн?
Еще лет 20–30 назад обучение в России редко выходило за рамки школы, техникума, университета и периодических курсов повышения квалификации. Но сегодня все чаще упоминается концепция lifelong learning, или обучение на протяжении всей жизни.
Из утопии — в образ жизни
Идея о непрерывном образовании впервые прозвучала в 1972 году в докладе ЮНЕСКО. Критики посчитали ее утопией. Мировое сообщество задалось вопросами. Хотя бы потому, что концепция ставила под сомнение традиционное образование.
Понадобилось несколько десятилетий, чтобы концепция lifelong learning начала превращаться из утопии в образ жизни. Идея непрерывно учиться выглядит не так странно, когда технологии постоянно обновляются, а новые профессии появляются ежегодно.
В цифрах это выглядит так. С 2015 по 2019 гг. увеличилось число россиян в возрасте 25–64 лет, которые занимаются самообразованием, — с 21% до 37%. Вероятно, на конец 2021 года цифра будет еще больше. Хотя бы потому, что постарался коронакризис.
Билет на четыре года в один конец: «Спасибо, не нужно»
Как меняется отношение к учебе, видно и по снижению популярности вузов. За последние десять лет желающих учиться в вузе стало в два раза меньше. Это данные портала SuperJob. А исследования сервиса «Работа.ру» и портала «Рамблер» сообщают, что 40% россиян никогда не работали по специальности. Так происходит, потому что высшее образование не гарантирует наличия навыков. И далеко не всегда влияет на уровень зарплаты. Знания устаревают, а вузы не успевают обновлять программы.
Преподаватели учат не тому, что нужно будет завтра, а тому, что было нужно позавчера. Выпускники рискуют просидеть минимум четыре года в универе и выйти с никому не нужным образованием. Особенно это касается сферы IT, менеджмента, дизайна, маркетинга и других.
У каждого найдется знакомый Андрей, который разочаровался
И вот мы плавно подходим к выводу: люди внезапно осознали, что высшее образование — это для мамы, бабушки, галочки и не для жизни. И с этим нужно что-то делать.
Представим себе Андрея, который пять лет учился на системного администратора. Потом вышел, счастливый, из универа, отпраздновал получение диплома. Подумал: «Вот теперь все двери передо мной откроются».
Уже через месяц Андрей узнает, что зарплаты у сисадминов в его городе низкие. Без опыта устроиться сложно, а таких, как Андрей, — тысячи. При этом он не может тратить еще несколько лет на переобучение. Ему нужны деньги, реализация и все такое.
Онлайн-образование как раз нацелено на таких, как Андрей: выпускников никому не нужных вузов. На молодых людей, которые только выбирают профессию после школы. На тех, кто несколько лет работает и не понимает зачем: денег нет, удовольствия тоже. Ну и на профи, которые хотят прокачать скилы. И тут встает вопрос эффективности. Потому что в массовом сознании бродят заблуждения. Мол, онлайн-обучение — для ленивых, курсы слишком короткие. Не то что в универ ходить с толстыми книжками. Ну и якобы государственный диплом несопоставим с сертификатом онлайн-школ. Но тут на помощь придут исследования.
Ребята из Высшей школы экономики решили оценить, как студенты лучше усваивают знания: онлайн или офлайн. Проверяли это на курсах «Инженерная механика» и «Технология конструкционных материалов». В итоге оказалось, что результаты студентов не зависят от формы обучения. И это страшные выводы для тех, кто топит за оффлайн.
Путь Андрея: поиск эффективного обучения
Эффективность учебы можно оценить с точки зрения методики, метрик и других показателей. Но нас интересует другое. Например, как обучение поможет решить проблему Андрея за пределами курсов. Сможет ли он приобрести полезные навыки, получить работу, увеличить доход, вырасти в должности. Осознать, что эта профессия ему подходит.
Андрей не может бросить работу и учиться. Ему нужны такие курсы, где он будет совмещать. И которые сможет оплатить с его небольшой зарплатой. Рассрочка платежей, кредит и другие плюшки повысят вероятность прийти к цели. Но Андрею нужно проработать еще несколько пунктов.
Выбор направления
В этой задаче кроется большое коварство. Повсюду масса площадок для будущих программистов, дизайнеров, копирайтеров, менеджеров, пекарей, тренеров и кого угодно.
И здесь нужно понять, кем хочешь быть. Банальное «делай что любишь» помогает не выгорать, работать в удовольствие. Иногда взрослым людям сложно даже себе признаться, чего они хотят.
В книгах по самообразованию встречается одна и та же техника. Это когда нужно взять лист бумаги и на одной стороне выписать все, что вдохновляет и получается. На другой — все, что отнимает силы и бесит. Например, вы умеете прогнозировать и находить решения с помощью цифр и терпеть не можете хаос в данных. Или всегда мечтали создать продукт, которым будут пользоваться миллионы людей. Но при этом раздражаетесь при виде кривых приложений.
Еще техника направлена на честный разговор с собой: «А чего я хочу? А точно ли это моя мечта? А не боюсь ли я своих желаний?».
Филипп Гузенюк в книге «Счастье в деятельности» вообще рассматривает поиск себя как путь героя. Еще он рекомендует вспомнить о детских мечтах и спросить о своих талантах у друзей. В книге много картинок и очень крупный шрифт, что меня смутило. Но может кому-то помочь определиться. И займет час-два на прочтение.
Офис Skyeng
Выбор площадки
Сегодня поисковик выдаст сотни предложений. И нужно выбирать. Вот несколько деталей, на которые стоит обратить внимание.
Это просто курсы или они помогут найти работу?
Предложение просто обучиться направлено в пустоту. Куда важнее, насколько создатели изучили рынок трудоустройства. Можно обучить тысячи дизайнеров-верстальщиков. Но они останутся один на один со своими курсами. Потому что прямо сейчас на hh.ru удаленных вакансий для них менее 200 по всей России.
Более эффективны те курсы, которые либо помогут трудоустроиться, либо расскажут, как продвигать себя и новые навыки. Прекрасно, если к концу обучения будет собрано минимальное портфолио.
Перед вами инфобизнес или EdTech?
К инфобизнесу сложилось неоднозначное отношение. Чаще всего создатели продают контент или предлагают освоить новую профессию за пару недель. В качестве экспертов могут выступать некомпетентные люди, сомнительные специалисты из инстаграма. В предложениях звучат приукрашенные фразы вроде: «стань IT-специалистом через месяц и зарабатывай 250 000 ₽», «только сегодня скидка на вебинар 80%», «пройди обучение и работай по часу в день на берегу Тихого океана».
У инфобиза чаще всего нет методики обучения и своей площадки. Ученик не понимает, что в итоге делать с этими знаниями.
EdTech-платформы, как правило, создают профессионалы. У них есть методика обучения и его мониторинг, индивидуальный подход к ученикам. В приоритете — практические навыки. В идеальном сценарии у выпускника будет портфолио и помощь в трудоустройстве. Еще в EdTech встречается модель ISA. Это возможность оплачивать обучение только после трудоустройства.
Есть ли тьютор?
Дать студентам обучающие видео и оставить с ними один на один — провальная затея. Важно, чтобы к каждому ученику был прикреплен тьютор или ментор, который даст совет, подскажет, какие слабые места прокачать. Даже замотивированных людей иногда нужно взять за руку и повести. Хотя бы на сложных этапах. Поэтому курсы с живым личным общением выигрывают.
Поиск времени
Мы каждый день слышим от людей: «У меня нет времени». Андрей тоже скажет, что у него работа, дети, жена и с друзьями встретиться некогда. При этом в среднем россияне проводят в интернете 7 часов 52 минуты каждый день. Жители со всего мира — по 6 часов 54 минуты. Это данные WebCanape, опубликованные в 2021 году.
Можно подсчитать свои цифры, удивиться и освободить несколько часов в неделю для обучения. Ну и занести их, например, в гугл-календарь. Если не получается взять и отвлечься, попробуйте сервис FocusMe. Он на время блокирует доступ к отвлекающим сайтам.
Профи — о том, как взять максимум от онлайн-курсов
Светлана Шиманская
руководитель программ ISA в Skypro
1. Запланировать время. Прямо в календаре. И обязательно сесть в это время за учебу. Можно даже сначала просто тупить в точку. Важно запретить себе делать что-либо, кроме учебы, в это время.
2. Не планировать всю нагрузку на один день. Мозгу нужно время на адаптацию к информации. Можно в один день посмотреть видео и прочитать домашку, но не делать ее. Вы невольно будете ее обдумывать. Поэтому в следующий слот будет проще начать.
3. Придумать себе подарки за достижения. Сдавал месяц все домашки вовремя — сходил в кино.
4. Прямо записать то, ради чего вы начали учиться. И в самом начале, пока вы еще горите желанием, можно записать видеообращение самому себе будущему. Рассказать, почему вы решили инвестировать время и деньги.
5. Не бояться задавать вопросы и просить помощи. Ваши одногруппники, кураторы, наставники, преподаватели — это ваш ресурс. Неважно, насколько глупым будет вопрос. Главное — это поможет прийти к цели.
Владимир Баяндин
руководитель образовательных продуктов в Skypro
Эффективность в образовании не зависит от формата. Эффективным считается тот продукт, который смог довести студента до его цели. И при минимально вложенных ресурсах: времени, денег, нервов. Человек до прохождения курса должен отличаться от человека после окончания. И не только знаниями, навыками, но и установками.
На что обратить внимание студентам, которые вписываются в новую образовательную историю:
Регулярность. Нужно как можно скорее превратить обучение в ритуал.
Стратегия маленьких побед. Большие задачи пугают. Но любую большую задачу можно разбить на несколько маленьких.
Поддерживающая среда. Найдите своего partner in crime. Вероятность пройти урок и сделать домашнее задание в паре или группе повышается. Вы можете объединиться с другим студентом на потоке или пригласить друга.
Рефлексия. Как можно чаще подводите промежуточные итоги. Хотя бы раз в неделю фиксируйте, чем вы гордитесь, над чем стоит поработать. Подумайте, как скорректировать поведение, чтобы следующая неделя была эффективнее. Такие ретроспективы полезно делать вместе с другими студентами, чтобы получить больше инсайтов.
Это только начало
По предварительным данным Microsoft, в 2025 году в мире появится 149 млн рабочих мест в сфере высоких технологий. Ожидается, что к 2030 году восьмиста миллионам работников потребуются новые компетенции.
Даже те, кто скептически относится к онлайн-курсам, осознают: на рынке труда уже невозможно размахивать дипломом пятилетней давности. Миру нужны профи, которые готовы учиться новому и быть гибкими.