что лучше сказка или мультфильм
Разница между сказкой и мультфильмом
Дети с увлечением слушают сказки и смотрят мультфильмы. Взрослые нередко с детской непосредственностью разделяют их интерес, но объяснить малышу, чем происходящее на экране отличается от прочитанного в книге, затрудняются.
Определение
Сказка в современном значении – произведение устного народного творчества, записанное со слов сказителя и выпущенное в печатном издании как книга о необыкновенных приключениях и волшебных превращениях вымышленных персонажей. Литературная сказка – авторское произведение, в котором используются те же принципы создания сюжета, что и в фольклорных сказках.
Мультфильм – один из жанров анимационных фильмов, который воспроизводит на киноэкране, в телевизионной версии или посредством цифровой техники видеоматериал развлекательного, познавательного или воспитательного содержания в форме «живых» картинок.
Сравнение
Сказка сказывается, то есть, главным средством изображения в ней является слово. Словесное описание приключений сказочных героев, повествовательная манера изложения, интонационное звучание речи, воздействуя на воображение слушателя, способствуют эмоционально-образному восприятию содержания.
Сказку можно услышать или прочитать. Она передается вербально – в форме звучащей речи, или зрительно – как текст художественной книги.
В мультфильме слово – только смысловой фон происходящего на экране. Речь персонажей или комментарий за кадром имеют вспомогательную функцию: они проясняют и усиливают содержание, которое и так понятно зрителю. В движущихся картинках, имитирующих реальное действие, он видит, что делают и как поступают герои, созданные художником-мультипликатором.
В кукольных мультипликационных фильмах вместо рисунка используются куклы, в компьютерной графике – специальные программы, позволяющие создавать объемное изображение движущихся предметов.
Мультфильмы снимают не только по мотивам народных или авторских сказок. Обычно для них создают оригинальные сюжеты, соответствующие изобразительным возможностям и динамике этого жанра киноискусства.
FAQ: Что эффективнее, мультики или сказки?
Бытует мнение что чтение сказки лучше мультиков т.к. при чтении сказки ребенок начинает представлять участников и события у себя в голове, а при просмотре мультиков этого делать не нужно. Как ты относишься к такому утверждению?
У мультиков есть преимущество: яркость, зримость картинок и зрелищность ситуаций (говоря про качественные мультики), они как бы более жестко навязывают смысл происходящего (если ребенок готов распознать засунутый режиссером смысл в виду уже понятных условных символов восприятия).
У сказок есть преимущество: они позволяют прервать чтение и о смысл ить что-то поразившее воображение, а если читает взрослый, то спросить у него (хотя чтения редко прерывается, но в кульминационные моменты возникают драматические эффекты чтения, а после всей сказки могут быть вопросы). И самое интересное, да, ребенок интерпретирует уже так, насколько он подготовлен, о смысл ивая не жестко показанное, а то, что он сам довоображал, т.е. сказка адаптируется менее жестко и навязчиво. Это как в классическом примере: показывать ли женщину полностью обнаженной и тогда уже нет места воображению, а есть данность, чаще всего не вполне желанная в этом воплощении, или показывать через вуаль, что вызывает больший интерес и приятие.
Жесткость навязывания – недостаток, если не считать зомбирующей задачи.
Т.е. и в мультике и сказке образы получаются примерно на одном уровне их детализации, но в мультике они уже готовы (эпизодическая память + интерпретация этой памяти в смысл ), а в сказке эти образы используют уже имеющиеся фрагменты эпизодической памяти (ассоциируемые воспоминания) и образов восприятия + уже более определенная интерпретация смысл а т.к. все образы уже были ранее о смысл ены и как бы свои собственные, а не привнесенные. Т.е. мультик способен поразить новыми, еще не о смысл енными образами, а сказка – только новыми взаимодействиями старых символов, порождающих новые воображаемые образы.
Но все эти особенности мультиков и сказок не так критичны, как то, какое впечатление производят конкретные сцены и может быть мультик, несопоставимо более воздействующий на воображение и творчество, чем сказка и наоборот.
Мультик, сделанный по написанной сказке – как бы совершенно новая подача с новыми возможностями.
И как некритичность формы у сказок и мультиков, так же некритичны формы любых других воздействий, в том числе и обучения. Все зависит от того, насколько подготовлен ребенок к восприятию и что у него индивидуально вызывает такое восприятие. Поэтому принцип: сначала более общее (в смысл е детальное), потом на этой основе – более конкретное и сложное приводит, во-первых, к методике не преподавать впрок (чем более специфичное, тем в большей степени) и что очень важно на определенных уровнях развития давать наиболее общие представления (общие для последующих более сложных и специфичных), т.е. необходимо сначала преподавать не счет и методы решения мат задач, а мировоззре нческие понятия. А вот это буквально всеми преподами и родителями упускается напрочь, что приводят ко множеству трудностей в преподавании и, множеству не адекватн остей понимания ребенком.
Почему русские народные сказки и советские мультики — это не всегда хорошая идея
Одни из самых популярных тем на родительских форумах: что читать с ребёнком и какие мультики показывать. Большинство, конечно, за «советское» и «народное». Ну потому что западное — априори плохо (так считают на форумах). Молодая мама Ирина Райт тоже задумалась на эту тему и размышляет, так ли хороши русские народные сказки для детей и насколько опасны диснеевские мультики.
Я была уверена, что русские народные сказки станут основой детской библиотеки моего будущего ребёнка. Но когда родилась дочь и пришло время перечитать сказочную классику, я удивилась: это точно те самые сказки, что я читала и слушала в детстве?
Неужели в них был весь этот свирепый натурализм: безвольный отец отвёз родную дочь в лес и оставил умирать. Мачеха разрубила падчерицу на куски и бросила их в корыто. А ещё бабка, которая «не спит, мою ножку варит, мою кожицу сушит». Читаю-перечитываю, а там или жестокость, или безделье — лежи на печи да чудо-чудное само сделается.
К выбору книжек для ребёнка нужно подходить особенно тщательно. И точно не думать, что всё дедовское прекрасно. Изначально сказки сочиняли для взрослых, и многие из них совсем не берегут детскую психику. Врач-психиатр Борис Зелексон предупреждает: «Если у ребёнка есть какие-то невротические проявления — страх темноты, страх оставаться одному, то на такие сказки он тоже может отреагировать болезненно».
Для своего ребёнка я выбрала самые безобидные: «Теремок», «Репку», «Курочку Рябу» и «Колобка». Потом попробовала читать остальные, но дочь сама их отмела — сморщилась, не понравились.
Нужно ли читать сказки, от которых мороз по коже?
Психологи и консультанты по семейной педагогике говорят, что нужно. Но не все сказки одинаково полезны. Елена Байдина считает, что «детям легче справиться со страхом, олицетворённым в сказочном персонаже». Но такой уровень осознания приходит лишь к 4-5 годам. Это подтверждает Людмила Петрановская в «Большой книге про вас и вашего ребёнка»:
«Пятилетка пытается преодолеть это мучительное для него расщепление „люблю-ненавижу родителя“ через сказки, в которых все отвергающие и жестокие действия приписываются мачехам — „неправильным“, „испорченным“ мамам, самозванкам, выдающим себя за родителя».
Мамы на форумах согласны с психологами и набрасываются на любого, кто пытается подвергнуть сомнению «прекрасное, старое, вечное»: «Нечего из детей неженок делать», «Мы смотрели и ничего». Ещё одно распространённое мнение: «Насилие в сказках оправданно, и ребёнок даже в два года должен понимать, что жизнь не только розовая, и надо быть к этому готовым».
Готовым к чему? К отрубанию ног?
А на других ветках дискуссий эти же мамы горой встают за добрые советские мультфильмы, западные, мол, очень уж кровожадные. Не замечаете противоречия?
А что насчёт «опасных» диснеевских мультфильмов?
Мультфильмы — это второй вопрос, который меня стал волновать после рождения дочери. Все ополчились на диснеевские картины и повально защищают «Союзмультфильм». Ведь советские мультики воспитывают в людях светлое и доброе.
Я, как и многие мои ровесники, — ребёнок перестройки, выросла на «Черепашках ниндзя» и «Скрудже Макдаке». Но ничего, мы вполне себе законопослушные граждане, добрые и отзывчивые, соседям спать тоже не мешаем.
Не важно, что читать и показывать ребёнку, важно как и с кем. Вы можете посмотреть с ним, к примеру, «Убить Билла» (не дай бог, конечно), обнять и объяснить, что хорошо, а что плохо, почему герои так поступают и почему так делать нельзя.
4 причины, почему с детьми нужно смотреть взрослые фильмы (и это не то, о чём вы подумали!)
А можете поставить «Мойдодыр» и уйти заниматься своими делами, оставив малыша в одиночестве и ужасе перед непонятным чудищем, которое ни за что ни про что гоняет маленького чумазого мальчонку по всей квартире.
И тут ещё можно поспорить, что ребёнка травмирует сильнее. Переоценивать свои силы тоже не стоит, мы не можем всё контролировать. Никогда не знаешь, о чём ребёнок в будущем будет рассказывать психологу. Поэтому нам остаётся просто любить, как умеем. А какие книги и мультики будут сопровождать ваши отношения — решение второго порядка.
Посмотреть мультфильм или почитать книгу? Конечно, для родителей легче и проще выбрать первое: это самый простой способ занять ребенка. И ребенок не против, а очень даже за! Но действительно ли этот способ не только простой, но и лучший?
Почти каждая сказка или рассказ для деток имеют свой аналог-мультфильм. Так вот, СНАЧАЛА познакомьте его с книжкой, а ПОТОМ уже, во вторую очередь, с мультиком. Почему?
Потому что мультик предлагает готовые образы-картинки, а вот во время чтения ребенок (да и взрослый) придумывает, представляет их сам! При этом воображение интенсивно развивается, а картинки в книге и просмотр мультфильма затем дополняют образ, нарисованный фантазией малыша.
Но зачем развивать фантазию? Дети и так фантазеры что надо! – возможно, возразят родители. Так это же замечательно! Значит, ребенок отлично развивается. А чтобы развиваться полноценно, ему необходима пища не только для организма, но и для воображения. И этим «топливом для фантазии» как раз и являются новые впечатления: как от мира вокруг, так и от книг, от сказок.
Если в детстве малыш умеет фантазировать, а взрослые поощряют полет его мысли, не одергивают: «Сколько можно выдумывать?!», то ребенок вырастет творческой личностью, человеком, умеющим мечтать и создавать. Креативность, нестандартный подход к решению проблем – эти качества очень ценны и важны для взрослой жизни, не так ли?
Конечно, это не значит, что нужно питать воображение исключительно книжками и забыть про мультфильмы. Яркие, красочные, качественные мультики для этой цели тоже очень хороши. Важно не переборщить с сидением перед экраном. Один, два хороших мультика подарят радость и дадут толчок фантазии (для последующих игр по их мотивам, например), а вот полутора-двухчасовый просмотр ведет к утомлению и «каше в голове».
Внимание! Чтобы творческий потенциал ребенка имел знак «+», выбирайте добрые, позитивные мультики и истории.
Пусть первые сказки, с которыми Вы познакомите малыша, заканчиваются хорошо («Репка», «Три медведя», «Золушка». А вот «Колобок» и «Курочку Рябу» пусть он послушает позже).
Постарайтесь, чтобы ребенок чаще смотрел добрые и очень красиво нарисованные советские мультфильмы, а из современных выбирайте действительно хорошие (не «Симпсонов» и т.п., а «Тачки», «Машу и Медведя», многие диснеевские мультики).
Благодаря такому выбору ребенок будет расти оптимистом, уверенным в себе и в окружающем мире.
И книжки, и мультики очень важны для развития Вашего малыша.
Но есть и еще кое-что, на которое у родителей обычно не хватает времени. Хотя именно эта составляющая и есть главной для гармоничного развития. Ее не заменишь ни мультиками, ни сказками. Что же это? ОБЩЕНИЕ с Вами, мамы и папы! Даже если Вам очень некогда, попробуйте некоторые дела выполнять вместе с ребенком. Поход за покупками или приготовление ужина вместе с мамой; починка табуретки или наблюдение за работой экскаватора по пути из садика – вместе с папой… Все это новые, интересные впечатления. А главное – малыш чувствует, что его любят!
Именно от Вас, мамы и папы, зависит, как распределить приоритеты, чтобы знакомство и с реальным, и с литературным, и с мультипликационным миром пошло на пользу Вашему ребенку.
Исследовательская работа Мультфильм или книга
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ероховская основная общеобразовательная школа»
село Ероховка, Грачевского района, Оренбургской области
Муниципальный этап учебно-исследовательской
конференции «Шажок в будущее»
Номинация «Кто много читает, тот много знает»
Каширова Юлия, ученица 2 класса
МБОУ «Ероховская ООШ»,
ул.Новая, д.31, тел.:83534432-5-42
Руководитель: Крюкова Оксана Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ероховская ООШ»,
ул.Новая, д.31, тел.: 83534432-5-42
Глава 1. Теоретическая база исследования
Глава 2. Исследовательская часть
«Величайшая ошибка, которую
обыкновенно делают в
юношество к самостоятельному
Если спросить современных школьников о том, что лучше книга или мультфильм, то можно услышать чаще всего второе. Очень богат и разнообразен мир мультфильмов. С экрана телевизора, компьютера, планшетов на нас смотрят всемогущественные герои, которые могут в один миг разрушить или создать мир, о котором мечтает каждые ребёнок. Прекрасные феи Винкс всегда побеждают зло, используя волшебство, человек-паук спасает попавших в беду людей, Фиксики могут устранить любую поломку в бытовых приборах. Но возможно ли такое на самом деле? А такими ли были богатыри, которых мы видим в современных мультфильмах? А если вспомнить героев сказок, которые поучают нас добру и взаимопомощи. Герои сказки «Репка» помогли дружно деду вытянуть овощ, а читая сказку о лисе и журавле, мы учимся быть не жадными, в сказке «Гуси-лебеди» говориться о том, что может произойти, если оставить младших братьев или сестер без присмотра. Но что же лучше? Прочитать книгу или просмотреть мультфильм. Ведь есть и очень интересные и поучительные мультфильмы, которые знакомят нас с разнообразными процессами, происходящими вокруг нас, с богатым животным и растительным миром, раскрывают тайны окружающей нас среды. В своей работе я попытаюсь разобраться, что полезнее. Мультфильм или книга?
Цель: определить роль мультфильмов в нашей жизни и насколько качественно и полезно они могут заменить книги.
-выяснить, чему больше отдают предпочтение – чтению книги или просмотру мультфильма;
-узнать пользу или вред несет выдуманный мультипликационный мир;
-сравнить, какую пользу на развитие внутреннего мира оказывает просмотр мультфильмов и чтение книг;
-проанализировать результаты исследования и сделать выводы, разработать рекомендации.
Объект исследования: мультфильмы, книги, обучающиеся.
Предмет исследования: влияние просмотра мультфильмов и чтения книг на развитие обучающихся,
В основу исследования положена гипотеза: считаю, что если показать какой вред несет в себе частый просмотр мультфильмов и очень редкое чтение книг, то многие изменять свое мнение относительно выбора между просмотром мультфильмов и чтением книг, отдав предпочтение второму.
подбор и изучение литературы по выбранной теме;
просмотр и сравнение мультфильмов;
беседа с библиотекарем Шатохиной Наталией Андреевной о читателях;
проведение анкетирования обучающихся и их родителей;
систематизация известных сведений и результатов;
работа с Интернетом;
работа в творческой мастерской, изготовление буклетов, стенгазет с полезными советами.
Тип проекта: краткосрочный, индивидуальный, исследовательский, информационный.
Изучение литературы по теме.
Обработка информации по теме.
Определение цели и задач.
Оформление теоретической части работы.
Изготовление буклетов, стенгазет.
Презентация и защита исследовательской работы.
-Осознание значимости чтения книг на развитие и совершенствование знаний, умений учащихся и их родителей.
-Совместная работа по изготовлению полезных советов для родителей и обучающихся школы.
-Агитационная и ознакомительная работа: оформление стенгазеты и презентации на тему «Мультфильм или книга».
Ознакомление с требованиями к исследовательской работе, со структурой построения исследования.
Обсуждение целей и задач исследовательской работы с руководителем.
Составление перспективного плана работы над исследовательской работой «Мультфильм или книга».
Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом исследовательской работы.
Глава 1: Теоретическая база исследования.
Мы живем в век развития высоких технологий. Каждый день мы получаем новую информацию, сталкиваемся с необходимостью пополнения своего запаса знаний, умений, навыков, чтобы не потеряться в обществе. Нас уже с рождения учат быть конкурентноспособными, умеющими из огромного потока информации выбирать только нужное, полезное. А информация поступает из различных источников: человека, Интернета, телевизора, книги. Причем книга, всё чаще, именно на последнем месте. Если мы спросим у обучающихся, что они выберут: просмотр мультфильма или чтение книги, то многие не задумываясь, ответят – просмотр мультфильмов.
Для нашего развития мы должны изучать окружающую нас среду, события прошлого и настоящего времени, познавать правила поведения и общения в обществе. А что служит источником знаний современных детей? Чаще всего телевидение и Интернет, а реже – книга. В современном мире люди больше внимания уделяют гаджетам: смартфонам, планшетам. Свое свободное время дети проводят за просмотром мультфильмов.
Кто не любит мультфильмы? Мультфильмы любят, наверное, все. Если спросить у взрослых, даже у них есть хотя бы один любимый мультфильм, который они смотрят с удовольствием, вспоминают с теплотой, рассказывая нам, о чем он.
Я очень люблю смотреть мультфильмы, но читать книги ещё больше. Во время чтения книги я могу фантазировать, представлять себе героев, место события. Развивается темп моего чтения, я учусь выразительному чтению, умению передавать чувства и эмоции героев. А особенно мне нравится, когда мы делаем театрализованные представления, разыгрываем сценки, читаем выразительно выученные наизусть стихи, басни. В нашем классе все ребята с удовольствием принимают активное участие в такой работе, мы стараемся обсудить и подобрать каждому роль, костюм. А наши родители помогают нам с приготовлением костюмов, принимают активное участие в театрализованных представлениях, литературных вечерах и конкурсах.
Сравнивая мультфильмы и книги, я выяснила, что выдуманный мультипликационный мир скрывает в себе опасность. Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но и вторым по значимости авторитетом после родителей.
В некоторых современных мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, предательство по отношению к товарищам, жестокость к близким и животным, загрязнение природы. А при чтении книги каждый фантазирует, создавая свои образы в соответствии с событиями в произведении, со своим воспитанием.
А что можно сказать о чтении книг? Большинство психологов придерживаются мнения, что книга не имеет совершенно никаких отрицательных сторон развития, как здоровья, так и личности ребенка. Во время совместного чтения, происходит процесс общения, у родителей появляется возможность быть как можно ближе к своему ребенку. Они будут открыватели нового, неизвестного. Дети учатся слушать, задавать вопросы. Интонация, голос, совместные эмоциональные переживания за героев, а самое главное это возможность остановиться на непонятном или заинтересовавшем моменте и обсудить его. Книга развивает фантазию, нестандартное мышление, речь, развивает память.
Глава 2: Практическая часть.
Исследование №1: анкетирование обучающихся 1-9 классы и родителей.
В рамках исследовательской работы мы провела анкетирование учащихся 1-9 классов, а также родителей. В опросе участвовало 40 школьников и 21 взрослый. Исследование – опрос было в виде анкеты для родителей и детей (см. Приложение 1, 2). Проведенное исследование показало, что почти все учащиеся нашей школы любят смотреть мультфильмы: 35 учащихся ответили «да», только 5 ответов отрицательные (см. Приложение 3). Но ответ на вопрос «Вам нравится читать книги?» меня огорчил, оказывается 12 учащимся нашей школы не нравится читать. Но 82% считают, что интереснее и полезнее все же книга (см. Приложение 4, 5). На вопрос «Одобряют ли родители частый просмотр мультфильмов»? только 13 человек ответили «нет» (см. Приложение 6). А это говорит о том, что родители должны задуматься над сложившейся ситуацией. Просмотр мультфильмов должен быть обязательно под строгим контролем родителей, чтобы не навредить развитию детей. А ответ на вопрос «Заставляют ли вас родители читать книги?» показал, что 50% родителей следят над развитием своих детей, привлекая их к чтению книг (см. Приложение 7).
Результаты анкетирования родителей показали, что 65% родителям современные мультфильмы не нравятся (см. Приложение 8). Но только 38% родителей читают сказки на ночь (см. Приложение 9). Но 86% считают, что это лучше, чем включить ребенку мультфильм перед сном (см. Приложение 10). Ответ на вопрос «Польза или вред от просмотра мультфильмов?» показал, что 56% родителей считают «Вред» (см. Приложение 11) и это очень радует. А в чтении книг родители видят только пользу (см. Приложение 12).
Вывод: многие родители относятся отрицательно к просмотру мультфильмов, но мало времени уделяют ребенку, для привлечения его в увлекательный мир чтения, даже несмотря на то, что видят только пользу от чтения книг.
Исследование №2: беседа с библиотекарем
Во время беседы с библиотекарем Шатохиной Наталией Андреевной, я узнала о том, что активных читателей с каждым годом становиться всё меньше и меньше. Наталья Андреевна очень часто проводит разнообразные мероприятия, конкурсы, вечера, посвященные писателям, литературным произведениям. Она старается заинтересовать нас, чтобы мы полюбили чтение книг, раскрывает положительные стороны чтения. Приходя к ней в библиотеку, мы попадаем в новый мир, где на полках стоят разнообразные литературные произведения, организованы разнообразные выставки, красочно и с любовью оформлены стенды. Наталия Андреевна старается рассказать нам о поступивших «новинках», зная наши интересы, посоветовать прочитать какую-нибудь книгу.
Исследование №3: беседа с учителями.
Во время беседы с учителями, я узнала, что все они считают книгу полезной. Ученик, который умеет работать с книгой, много читает, всегда активно работает на уроках. У такого ученика есть свое мнение, он умеет быстро и правильно находить необходимую информацию, учится самостоятельности, креативности. Его речь более развита, богата, интересна. А о просмотре мультфильмов все говорят о необходимости строгого контроля со стороны родителей. Очень много негативного и вредного присутствует в современном мультипликационном мире. Поэтому родители должны детей отгородить от частого и бесконтрольного просмотра мультфильмов.