что лучше слушать сердце или мозг
Мозг и музыка: как разные жанры влияют на человека
Специалисты департамента внутренней безопасности США провели музыкальный эксперимент, в результате которого подтвердили, что музыка помогает справиться со стрессом. В основе исследования лежали сочетания различных частот, длительности и амплитуды треков, которые включали испытуемым, наблюдая за переходом их состояния от напряжения к расслаблению. Большинство успокаивающих композиций были вариантами классических произведений, близких к музыке Шопена. Такие произведения снижали уровень кортизола в крови, оказывали седативное и обезболивающее влияние.
Если трудно заставить себя взяться за отчеты после выходных, нужно не только найти мотивацию, но и создать подходящие условия для комфортной работы мозга. Ученые выяснили, что музыка Моцарта и похожие композиции активизируют внимание и улучшают концентрацию. По данным отчета медицинского центра Стэнфордского университета, музыка затрагивает области мозга, связанные с концентрацией внимания и развитием памяти. При этом пиковая мозговая активность возникает в периоды тишины между звуками — расслабленный мозг мгновенно включается в работу. Ученые проводили исследование при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Они отследили, какие участки мозга наиболее активны. Специалисты пришли к выводу, что музыка эпохи барокко, написанная 200 лет назад, помогает человеку собраться с мыслями и обработать большой поток информации.
Музыка Моцарта помогает значительно улучшить память и активировать нейронные связи, влияющие на познавательные возможности. Ученые разделили участников на группы по возрасту, каждой из которых включали записи Моцарта и Бетховена. По итогам было отмечено, что у тех, кто слушал сонаты Моцарта, увеличивались интеллектуальные показатели. Люди лучше запоминали новую информацию, менее предвзято относились к решению незнакомой задачи. В группах участников, прослушивающих «К Элизе», таких явных изменений не наблюдалось, поэтому результаты эксперимента назвали эффектом Моцарта.
Усилить выработку дофамина
Гормон дофамин вырабатывается в качестве вознаграждения за достигнутые цели и помогает создать хорошее настроение. Исследование с отслеживанием нейронных механизмов при помощи томографии показало, что во время эксперимента у испытуемых наблюдалось усиление кровотока, активировались отделы мозга, ответственные за эмоции, возбуждение и мотивацию. Прослушивание музыки, которая вам нравится, активирует систему вознаграждения в мозге не хуже сладкой и жирной пищи или общения с близкими людьми.
Погрустить без последствий
Музыкальный психолог Стефан Келш из Свободного университета в Германии пришел к выводу, что прослушивание грустной музыки положительно сказывается на эмпатических качествах и помогает человеку справиться с проблемами. По его мнению, слушатель ассоциирует себя с исполнителем, сопереживает ему, и в это время мозг регулирует эмоции, позволяя выплеснуть лишний негатив. При этом такая грусть не вызывает последствий наравне с реальной печалью, возникающей в тяжелых ситуациях. Таким образом, грустная музыка способствует переживанию боли без вреда для психологического здоровья.
Выплеснуть негативные эмоции
Хорошие новости для любителей тяжелой музыки вроде хэви-метала: исследование в Университете Квинсленда в Австралии подтвердило, что такая музыка вызывает выплеск, а не накопление агрессии. В эксперименте участвовали 39 человек, которым включали панк-рок, скрим и метал. Исследователи задавали участникам вопросы, которые могли их рассердить. Если при этом музыка играла половину времени интервью, ее выключали и включали снова несколько раз подряд. Во время прослушивания треков люди успокаивались быстрее. По мнению ученых, их внимание переключалось на другой объект, который позволял выплеснуть агрессию не на собеседника, а в музыкальное восприятие.
Как музыка влияет на память, концентрацию и интеллект
Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами. Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга и благодаря нейропластичности улучшать отдельные его функции. Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, действительно ли она оказывает эффект на память, силу воли и другие когнитивные способности.
РБК Тренды публикуют главу из книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Альпина Паблишер».
Исполнительные функции
Исполнительные функции — это процессы, протекающие в мозге и отвечающие за когнитивный контроль (то есть за внимание, концентрацию, способность противостоять искушению), рабочую память и ментальную гибкость (способность быстро переключать внимание между разными задачами). Этими способностями управляют лобные доли — благодаря им мы способны фокусироваться на целях и средствах и менять поведение с помощью силы воли, исходя из изменений во внешней среде.
Обучение игре на музыкальном инструменте требует развития именно таких качеств, как фокусировка внимания, рабочая память, умение переключать внимание между разными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических проблем), а также выносливость. На эти качества музыкальное образование действительно оказывает эффект. Например, одно из исследований продемонстрировало улучшение исполнительных функций у детей уже на 20-й день занятий. Еще одно исследование показало, что объем рабочей памяти у детей, занимавшихся музыкой в течение 18 месяцев, увеличился, если сравнивать с данными контрольной группы, где испытуемые в тот же самый период обучались по общей научной программе (исследование под руководством Родена, 2012). Но опять же, очень сложно отличить эффект, который оказывает именно музыка, от общего эффекта, который достигается благодаря систематической практике.
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции. Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями. Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.
Эффект Моцарта
В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.
Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?
В последующие годы бесчисленное количество исследователей пыталось проверить и оспорить результаты Фрэнсис Раушер. В 1999 году во время эксперимента Нантаис и Шелленберг давали трем группам задания на определение уровня IQ после прослушивания того же самого произведения Моцарта, фортепианного произведения Шуберта и аудиозаписи с голосом диктора. По результатам этого эксперимента не было обнаружено никакой разницы в результатах, полученных от разных групп. Кроме того, когда испытуемых спросили, что им понравилось больше — Моцарт, Шуберт или рассказанная диктором история, была выявлена удивительная закономерность. Те, кому нравился Моцарт, лучше справлялись с заданием после прослушивания Моцарта, а те, кому больше нравились Шуберт или история, рассказанная диктором, соответственно, лучше справлялись после их прослушивания.
Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.
В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.
Разум или сердце: кого слушать и когда
Ицхак Калдерон Адизес
Один из наиболее известных бизнес-экспертов в мире. Более 50 лет разрабатывает и совершенствует методологию, призванную усилить эффективность компаний. Автор более 20 книг, переведенных на 26 языков.
Этот пост был опубликован в the Huffington Post 5 декабря 2016 года.
В апреле 2008 года я пробыл две недели в Индии, следуя из города в город за гуру медитации.
В этот раз все было по-другому. Я спал в ашраме. По дороге из города в город я застревал в жутких пробках. Я ел с индусами на полу и там же медитировал. Мне было 71, и это было непросто. Но гуру был еще старше (ему было 80 с чем-то лет), и он держался хорошо. Так что, кто я такой, чтобы жаловаться?
Медитация, которую я практиковал, называется Сахадж Марг (в переводе означает «естественный путь»). Она фокусируется на сердце. Здесь не нужно произносить мантры, сосредотачиваться на дыхании, на свече, или на чем-нибудь еще. Нужно просто слушать свое сердце, замедляя мысли.
Что значит «прислушаться к сердцу»? Как узнать, когда медитируешь, какие мысли идут от разума, а какие от сердца? Мысли – это просто мысли, верно?
Нет, разница существует. Вы можете спорить с мыслями, которые идут от разума. Вы можете мучиться и спорить с собой. Но когда говорит сердце, не возникает никаких сомнений. Никаких обсуждений. Там нет «Почему?» или «Почему бы и нет?». Вы обретаете душевный покой. Вы в мире с самим собой. Отвечая на вопрос «Почему?», вы говорите «Потому что», и этого достаточно.
Это привело меня к следующему выводу: когда вы думаете сердцем, и оно не дает вам ответа, это значит, что вы не готовы принять решение. Это тот случай, когда лучше не спешить.
Из этого я сделал интересный вывод: когда вы решаете сердцем, вы не можете ошибиться.
Хорошо,что такое ошибка? Это заключение, к которому мы всегда приходим после случившегося, верно? Это чувство раскаяния и суждение о том, что нужно было принять иное решение. Мы начинаем обвинять себя в том, что, возможно, мы мало размышляли, не прислушались к советам, проигнорировали факты и т.д. Все это в нашей голове.
Когда вы принимаете решение сердцем, вы находитесь в мире с самим собой. Если через некоторое время вы обнаружите, что решение не работает, вас не будут мучить угрызения совести, потому что на момент принятия решения вы не сомневались, а значит, ничего лучшего вы сделать не могли. Тот факт, что решение не сработало, теперь может стать лишь предметом научного интереса. Вы можете проанализировать и сделать выводы, но здесь нет места для раскаяния. Когда вы принимали решение, вы были в мире с собой, т.е. все было правильно.
Достижение душевного спокойствия во время принятия решений сердцем – это не тот вывод, к которому можно прийти логическим путем после длительной дискуссии с собой или другими. Это выходит за рамки логики. Это дарит чувство завершенности и интеграции, что почти не поддается логике. Именно так мы должны себя чувствовать, когда принимаем решение о замужестве/женитьбе. Это решение должно быть принято всем сердцем, а не в результате анализа соотношения издержек и прибыли. Когда вы принимаете решение всем своим сердцем, появляется ощущение, что вы целиком и полностью сливаетесь со своим решением в одно целое. Разум, тело, эмоции и дух соединяются в одно, и на душе стает спокойно.
Каким образом мы можем достичь такого спокойствия? Обычно мы говорим «душевный покой», хотя правильнее было бы сказать «спокойствие всего тела», что в действительности значит спокойствие сердца, особенно, когда предстоит принять трудное решение. Это можно сделать с помощью медитации. Когда вы медитируете, вы не привязываетесь к своим мыслям. Таким образом, вы можете избежать бесконечных споров с самим собой. Более того, решение возникнет, как озарение.
Если вам все еще любопытно, я поделюсь с вами историей, которую мне рассказал коллега из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, профессор Уилл МакВинни. Когда он был студентом Йельского университета, студенческие братства организовали конкурс на лучший хор. Члены братства, к которому принадлежал МакВинни, имели худшие голоса в университете. Исключением был лишь один парень, у которого был чистый ангельский тенор. Так, они придумали следующее представление: весь хор вышел на сцену и начал петь, но каждый человек пел свою мелодию, что создавало полную какофонию. Затем медленно, один за другим они прекращали петь. Все, кроме тенора, чей голос становился все сильнее и сильнее до тех пор, пока он не остался единственным кристально чистым и чарующим. Они выиграли первый приз.
Этой история аналогична тому, что происходит во время медитации. У вас в голове множество голосов, которые соревнуются друг с другом. Чем сложнее решение, тем больше голосов вы слышите, которые вас переполняют. Когда вы медитируете, голоса успокаиваются один за другим, в то время как голос вашего сердца становится все сильнее и сильнее, пока вы попросту не «услышите» ответ на свой вопрос и не почувствуете себя в мире со своим решением.
Но думать могут не только голова и сердце. Мы часто говорим «у меня есть внутреннее чутье», как будто в наших внутренностях происходит процесс принятия решений.
Когда человек обрабатывает информацию, используя все свои способности, первым, кто отреагирует на новую ситуацию, станет (Р). Инстинкт самосохранения заставит его действовать. Затем активизируется левое полушарие мозга, (А): «Давайте подумаем об этом». После этого вовлекается правое полушарие, (Е), в результате чего возникают новые идеи, в то время как (I), сердце, кричит: «Эй, послушайте меня тоже!».
Другими словами, инстинктивно вам хочется сделать одно, (Р), но вам кажется, (А), что это решение может быть неразумным, поэтому вам в голову приходят новые идеи (Е), и вы постоянно задаетесь вопросом: «В согласии ли я с этим решением?», (I). Все эти голоса одновременно звучат у вас в голове. Это походит на заседание комитета, на котором все представители разных стилей конкурируют за внимание, где царит полный беспорядок. Таким образом, ничего удивительного в том, что решая огромную проблему, вы чувствуете, что физически и эмоционально истощены. Ваше тело болит.
Существует разница между, как происходит обработка информации (P), (A), (E) и (I): с помощью инстинктов, мозга, «нутра» или сердца.
Проходя через стадии (P), (A) и (E) вы стараетесь управлять процессом как можно лучше: вы ведете дебаты со своими внутренними чувствами, бросаете вызов своим инстинктам, спорите с сам с собой. Вы «разговариваете» с разными частями своего тела. Вы не согласны с ними. Вы даже можете злиться на них. Создается впечатление, что вы в центре, а они на окраине.
С сердцем, (I), все по-другому. С ним вы не спорите, вы его слушаете. Это как подвергать себя влиянию чего-то, что гораздо больше и сильнее вас. Вы уже не являетесь центром. Вот какую фразу вы произносите: «Мое сердце говорит мне…». Сравните ее с тем, что вы можете сказать, когда полагаетесь на разум: «Мне необходимо это обдумать». Длительное обдумывание означает, что вы ведете спор с самим собой.
А теперь самое странное: допустим, что «где-то там» существует космическое, всеобщее, главное хранилище информации. Там хранится не только информация или знание, там собрана высшая мудрость, которая основана на ценностях и абсолютной истине. Это бесконечная постоянная энергия, обладающая сознанием (я называю это Богом). Чтобы соединиться с этой космической энергией, вам необходимо открыть свое сердце, прислушаться к нему. Сердце подобно дороге, соединяющей вас с Богом.
Как можно услышать свое сердце? Через медитацию, не через молитву. Молитвы напоминают попытки манипулировать Богом, мы просим и умаляем его, чтобы он что-то сделал. Если Бог не слышит нашу молитву, мы можем чувствовать себя обманутыми, преданными и раздосадованными.
Когда вы молитесь, вы говорите к Богу. В медитации вы слушаете Бога. Когда вы молитесь, вы делаете запросы. Наверное, вы делаете это смиренно, но нет разницы, насколько красиво упакованы ваши просьбы, сколько вы предлагаете за них «заплатить» и на какие жертвы вы готовы пойти. Весь этот процесс напоминает совершение покупки. Когда вы медитируете, вы слушаете Бога, и он говорит вам, чего он от вас ожидает. В этом вся разница.
Слушайте свое сердце, в нем правда. Слушайте свое сердце и вы никогда не почувствуете, что сделали ошибку, приняв неверное решение. Если ваше сердце не готово принять решение, значит, вы тоже не готовы.
Как сделать выбор в таком случае?
Как принять решение? Я предлагаю оптимальный, менее изъезженный путь. Это жизненный цикл, который я советовал применять для организаций в моей книге «Управление жизненным циклом корпорации». Начните с (I), начните со своего сердца. Спросите у него, какой поступок будет самым правильным. Затем придумайте несколько идей, которые помогут вам его совершить, (Е), но ни в коем случае не поступайте вопреки своему сердцу. Потом проверьте, имеют ли эти идеи смысл, (А), и, в конце концов, приготовьтесь действовать, (Р), но сначала вернитесь к сердцу и убедитесь, что вы с ним в мире.
Если бы больше людей начинало со своего сердца, а не с пениса, (Р), возможно в мире было бы меньше войн, разводов и преступлений. Возможно, нам следует давать уроки медитации в тюрьмах. Научные исследования трансцендентальной медитации показали, что если определенный процент людей в сообществе медитирует, совершается меньше преступлений.
Просто мои мысли,
Ichak Kalderon Adizes