что лучше стим или эпик
Steam против Epic Store – война продолжается?
Уже второй год идет война за ПК-игры между двумя крупнейшими игровыми сервисами за сердечки геймеров. Кто побеждает?
В декабре 2018 года компания Epic Games через своего основателя заявила, что сервис Steam – жадная помойка, убивающая индустрию отсутствием конкуренции. Конкурентом стал магазин Epic Store, который немедленно начал оздоравливать индустрию перекупкой разработчиков, эксклюзивными играми и бесплатными раздачами старых игр.
Эпичные дела
В отличие от Steam, Epic Store имеет публичную схему развития – дорожную карту. Каковы успехи Epic Store в реализации своих планов? О, вполне ничего: в магазине появились новые валюты, поддержка модификаций, достижений и аддонов, а также выпущен автономный режим для лаунчера и создана интеграция с GOG.
Кроме того, Epic Store продолжает еженедельные раздачи бесплатных игр. Многие из раздач можно назвать стратегическим успехом: раздачу новой части Total War, раздачу ARK и, конечно, GTA 5. За кулисами компания разбрасывается сотнями тысяч долларов, привлекая разработчиков выгодными условиями и выплатами за эксклюзивность.
Безусловной победой Epic Store можно назвать переход футбольной аркады Rocket League из Steam, да еще на условно-бесплатную модель – у игры значительно вырос онлайн, а также произошла перезагрузка сезонов.
Если судить с точки зрения пользователя, то Epic Store не стал удобнее, но привлекательней – все больше геймеров думают о том, как они возьмут приглянувшуюся свежую игру на распродаже Epic с купоном на 650 рублей.
Паровые делишки
Как мы знаем, управляющие Steam граждане активно зашевелились и пересмотрели подход к развитию игрового магазина. За прошедший год они реализовали множество улучшений как из Steam Labs, так и просто так.
Разработчики сервиса обновили несколько важных страниц сервиса, придумали отдельную запись на бета-тесты игр без ключей, разделили раздачи и скидки, ввели новостной хаб, открыли лабораторию и многократно улучшили поиск в магазине, добавив новые категории поиска скидок и рекомендации. Заодно почистили магазин от мусора и взялись за развитие сектора VR-развлечений.
Они отказались от глуповатых приторных праздничных акций и добавили магазин очков с тематическими стикерами, фонами и украшениями для профилей. Теперь во время распродаж магазин недоступен всего пару часов после начала, а не с вечера до утра, как раньше. Hades, Death Stranding и Control, а также другие игры из клетки Epic, выбрались в Steam и обрели вторую жизнь, набрав больше игроков и денег, чем в предыдущем году.
Steam поставил несколько новых рекордов по активности среди игроков, открыл поддержку цифровых фестивалей для независимых разработчиков, вернул в моду демки. В Steam вернулись крупные издатели, а Electronic Arts даже смогла протащить в сервис игровую подписку.
Хороших вещей много, плохих тоже: прикрыты многие абузы, в том числе со сменой региона, правила придушили некоторых безнадежных разработчиков, а у россиян возникли проблемы кошельком. И честно: распродажи без заданий потеряли душу.
Steam постепенно делает шаги навстречу Китаю и будто собирается объединить глобальный клиент с китайским. В сервисе все больше китайских игр – Гейбу как-то придется лавировать между интересами западной аудитории и строгими правилами КНР.
Очевидно, в этом году между Epic Games и Valve паритет. Разработчики и игроки выбирают сервис по вкусу, а конкуренция вдохнула в держателей Steam мотивацию к развитию.
Epic Store же идет по проторенной дорожке, добиваясь лояльности пользователей щедрыми предложениями и интересными скидками.
Что лучше стим или эпик
Статья будет правиться и редактироваться, но основная часть готова
Прошло только 4 дня с момента «воровства» Metro Exodus, которую своровали Epic Games, из магазина Steam. По этому поводу, у меня просто уже тонна информации, аналитики. Постараюсь всё разложить по полочкам.Если в чём то ошибаюсь, то поправьте меня пруфами пожалуйста.
Начнём наш рассказ с Epic Games, разработчиков популярной такой игры, как Fortnite. Собственно на популярности PlayerUnknown’s Battlegrounds (PUBG), зародился новый жанр «Королевской битвы» и Fortnite успешно переняла эту модель, стала продавать затем свою игру, а потом и вообще основу сделала бесплатной, оставив только конечно же микротранзакции. Дата выхода игры 25 июля 2017 года.
В Мае 2018 года, судя по информации из разных источников, Fortnite стала зарабатывать 318 миллионов долларов в месяц, В МЕСЯЦ. Т.е. в целом можно представить размах, сколько у них сейчас примерно денег. И на тот момент, это был самый большой оборот ленег в месяц, когда либо сделанный на бесплатной игре.
Собственно на данный момент, грубо говоря игра насчитывает 250 миллионов пользователей.
Переходим к самому главному. Epic Games создаёт магазин под названием «Epic Store», где моментально оказываются эти 250 миллионов пользователей. Круто, да?! В пустом магазине, 250 миллионов пользователей. Т.е. игра по совместительству, превратилась в магазин (пустой магазин), по продаже цифровых игр, где продолжали и продолжают зарабатывать на микротранзакциях Fortnite.
Ну как бы пока и да ладно, никто вроды бы не против. Релиз 6 декабря 2018 года.
Стоит вспомнить, как Steam заслужил свое лидерство на рынке — особенно в России, где пиратство было едва ли не дефолтным способом приобретения игр. Издатели тогда боролись с пиратством, прибегая к драконовским DRM вроде StarForce, из-за которых сейчас в игры середины нулевых поиграть вообще невозможно. А еще постоянно шли нападки на людей, промышлявших торрентами.
Гейб же выбрал другой путь — он прямо заявил, что хочет не бороться, а конкурировать с пиратством, предоставляя геймерам привлекательную альтернативу торрентам. Казалось бы — как можно что-то противопоставить возможности быстро и бесплатно унести готовую копию игры? Но Valve смогла. Автоматические обновления, региональные цены, достижения, гарантированная возможность снимать скриншоты, встроенная соцсеть с друзьями и чатами, мультиплеер за пару кликов, возможность стримить без сторонних приложений — список удобств и сервисов, которые предоставлял Steam, можно продолжать очень долго. Steam не победил пиратство полностью, но очень серьезно заставил его подвинуться.
«Покупка игры в Steam стала удобным способом сказать «спасибо» разработчикам, а благодаря социальной составляющей сервиса он стал домом для подавляющего большинства PC-геймеров. В Steam у них было все, что нужно.»
Изначально внедрение Steam проходило со скрипом — игроков вынуждали ставить лишний сервис при помощи эксклюзивов от самой Valve. Однако она никогда не вынуждала сторонних издателей выпускать свои игры исключительно в Steam: со временем (особенно после блистательной коллекции The Orange Box) они сами потянулись в сервис Valve. Они могли продолжать продавать свои релизы и вне Steam — сам видел, как один инди-разработчик предлагал геймерам купить свои игры на собственном сайте, чтобы ему досталась вся выручка, а не 70%. Но большинство все же предпочитало иметь все свои игры в одной библиотеке.
Когда Steam вырос до внушительных размеров, другие компании опомнились и захотели свой кусок пирога. Геймеры, ценившие Steam за максимальное удобство, были этому не рады: по фичам конкуренты сильно проигрывали «Стиму», а разделять библиотеку и устанавливать лишние лончеры многим не хотелось. В этом плане наилучший компромисс предложила Ubisoft: она продавала свои игры через Steam, радуя игроков привычными достижениями и карточками, но запускать их требовала через собственный лончер Uplay (где дарила дополнительный контент за ачивменты). И волки сыты, и овцы целы.
Про Games for Windows Live вспоминать лучше не будем: там все было совсем плохо. Другие же компании в своих лончерах продавали игры собственного производства: EA в Origin, Blizzard в Battle.net, Bethesda и Epic — у себя. Даже когда EA начала продавать в Origin чужие игры (той же Ubisoft), ни у кого вопросов не было — не эксклюзивы же.
Наибольшее недовольство со стороны геймеров начиналось тогда, когда продолжения серий, полюбившихся им в Steam, оказывались в нем недоступны — как, например, Dead Space 3, Call of Duty: Black Ops 4 или Fallout 76. Кто-то принимал необходимость устанавливать новый лончер, кто-то шел на принципы и оставался в Steam.
Но те, кто создавал такие магазины, в целом были крупными разработчиками, с известными тайтлами, которые были готовы работать и дальше, создавать крупные ААА игры и не только. Поэтому такие компании разработчиков, хотели продавать свои игры, сами.
Но например такие компании, как Юбисофт, понимали, что Стим имеет большую популярность у игроков. В 2009 году они создали свой магазин Uplay, который постоянно обновлялся и улучшался, но Юбисофт не переставали размещать свои игры, так же и в Стиме.
Остальные же разработчики, со своими магазинами, так же размещали какие то игры в магазине Стима, но далеко не всё.
Но тут важно понимать одну важную вещь. Всё то, что было сделано за долгие годы, прижилось среди игроков.
Потом появился такой магазин, как GOG. Его создали разработчики серии «The Whitcher». Для пользователей там было только одно преимущество, это игры без системы защиты (не онлайновые). В целом этот магазин так же брал с разработчиков игр, 30% от продаж их игр (про проценты поговорим более подробно, чуть позже). Но люди знали, что создатели магазина, это хорошие разработчики. Сам GOG имел хорошо развитую техническую сторону, где не уступал другим магазинам. В целом GOG был принят хорошо и он нашёл своё место, среди других популярных и зарекомендованных магазинов. А так же он никогда не покупал какие то игры, как эксклюзивы для своего магазина.
Перейдём далее, к продолжению статьи
Но все поменялось со стартом Epic Games Store. Он предложил очень выгодные условия для издателей, но не для игроков: им было мало резона устанавливать еще один лончер (если они, конечно, до этого сами не гоняли в мегапопулярную Fortnite). Публику Epic начала заманивать раздачами бесплатных игр (их проводил Origin — не очень-то помогло) и эксклюзивами. Но не своими собственными играми: ей нечего предложить, кроме Fortnite.
Первой ласточкой стала Hades, разработанная инди-студией Supergiant. Epic тут не издатель и вроде как сбоку припека, а игра все равно эксклюзив. Тревожный звоночек. Затем The Walking Dead: The Final Season от Telltale, вышедшая было в Steam, оттуда пропала. Ладно, Epic вроде как помогает с тем, чтобы закончить игру за разорившейся компанией, допустим.
Более подробно про Telltale.
The Walking Dead: The Final Season уже стала продаваться в Стиме, но такие эпизодические игры, продаются по эпизодам. Т.е. каждый эпизод может продаваться, например через каждые 3 месяца, но это будет одна целая игра и кто её купил, тот в итоге получит все эпизоды. Но с игрой произошла одна неприятная вещь. Разработчик и издатель в одном лице, обанкротился. Соответственно Telltale побежали искать инвесторов, пока их не сожрала толпа геймеров, которые купили по сути недоделанную игру. Epic Store дал денег издателям, чтобы те закончили игру, но с одним условием «Теперь вашу игру будут покупать только у нас». К слову, остальные игры Telltale, убрали из других магазинов. Те, кто купили игры раньше, могли и дальше их скачивать, но купить игру уже было нельзя, соответственно по юридическим соображениям. И тут действительно хорошо, что Epic Store помогла закончить игру. Но тревожный звоночек уже звенел и тут, потому что магазин забрал себе игру, сделав эксклюзивом.
Когда я говорю про «эксклюзив и Epic Store», то конечно же мы имеем ввиду эксклюзивы на одну платформу, как ПК. Т.е. один магазин имеет право продавать эту игру на ПК, но другие магазины больше не имели такого права вообще или по договорённости ограниченного времени эксклюзивности.
28 февраля, 2019 года, появляется информация о том, что Metro Exodus убирают из Стима и оно переходит в магазин Epic Games. Слухи гласили, что «У вас осталось меньше суток, чтобы купить Метро в Стиме». Игроки ошарашены. В тот же день в Стиме, игра взлетела по продажам, просто на первое место, в данном магазине. «Кто успеет, тот и купит», такой вот ультиматум. Конечно же многие не успели купить.
Что по сути произошло, в данной ситуации?
— Valve никак не застраховала себя от того, что кто то внезапно захотел убрать ААА проект, из их магазина. Много игроков остались недовольны отсутствием игры в Стиме теперь.
— Epic Games заключили контракт с издателями Метро Exodus, что теперь их игра будет продаваться только в их магазине, в качестве эксклюзива на ПК (предпосылки разберём чуть позже)
Valve (Staem). Основана в 2003 году. Стим, это развитая социальная сеть, в совокупности с магазином. В списке игр, числится примерно 10 000 игр +
Epic Games (Epic Store). Основана 6 декабря, 2018 года. Очень сырой магазин, без ряда основного функционала, а так же без развитых каких то социальных функций. В списке игр, числится на данный момент, 17 игр.
Так же прикинем небольшие подсчёты финансовые, хотя бы то, что известно точно.
Epic Games пока получают пока финансирование лишь с одной игры, как Fortnite, которая приносит им прибыль в микротранзакциях, примерно 300 миллионов долларов в месяц ($3,6 млрд в год)
Steam. Прибыль Стима подсчитать уже труднее, потому что открытых цифр нет. Но примерно допустим они продали в этом месяце, примерно 4 миллиона копий Resident Evil 2 Remake, с которых получили 80 миллионов долларов, без учёта торговой площадки и продажи других игр. В целом прибыль тоже можно свести до 200 миллионов долларов в месяц. Но Стим как раз таки имеет основную прибыль за счёт продажи игр, а не за счёт микротранзакций, так к слову. Ещё немного статистики
Почему я заострил на это внимание. Многие люди сейчас приходят и говорят, что мол «Эпики же берут 12% всего у разработчиков, а «наглый» Стим разоряет разработчиков, своими 30%». Но как вы видите, доходы то не слишком и отличаются, там даже нет такой процентной разницы. А Стим то торгует играми и создал огромную клиентскую базу, почти за 15 лет. Эпики получили много денег, всего лишь на одной игре, насильно перетащили миллионы пользователей, в свой магазин, дополнив игровой лаунчер, магазинным лаунчером, вуаля, как говорится.
Epic Store, это магазин, который зарабатывает на микротранзакциях в своей игре и всё.
Рано или поздно, но Epic Store придётся повышать процент для издателей и разработчиков игр.
Это факт. Пока магазин живёт за счёт всего лишь онлайновой игры. Но такие игры, попросту не вечность, хотя и принесли много денег разработчикам и магазину. Но Epic Store сейчас абсолютно ничего не зарабатывает на продаже игр, вот в чём суть. Поэтому они могут себе позволить ставку в 12%, а то и ниже. С 12%, магазин им не приносит прибыли серьёзной, особенно если Epic Store покупает и будет покупать эксклюзивность игр. В таком случае вопрос вообще о каких либо доходах от продаж, сейчас не актуален для Эпиков.
Стоит тут сказать, что если бы Эпик Стор изначально получал доход ТОЛЬКО с продажи игр, то процент для издателей и разработчиков, постоянно бы рос, с расширением функционала магазина. И если бы Эпик Стор к примеру представлял из себя хотя бы какое то подобие Стима, со всем присущим функционалом и размерами, то процент был бы выше 12% существенно.
Поэтому я не понимаю логики людей, которые оправдывают Эпик Стор за эти 12%, как будто Стим ставит 30% просто так, без расчёта затрат. Хотя к слову, Стим таки сделал скидки ААА играм, которые хорошо продаются, почти в 20% ставки, а НЕ в 30%. Значит при других условиях, им не вариант ставить проценты меньше. Вроде всё разжевал, по этому поводу.
(для большего понимания данной части статьи, прочитайте часть статьи выше, про экономику).
Всё до банального просто. По слухам, Epic Store заплатил издателям Metro Exodus, примерно 25 миллионов долларов за то, чтобы Меtro Exodus стала эксклюзивом в их магазине на год. Многие пользователи говорят, что «разработчики сами так решили, на пустом месте».
Представьте, что вы продаёте что то и хотите продать это в раскрученном магазине надёжном, где уже есть клиентская база хоршая, есть хорошая реклама и т.п. Плюс уже ваш продукт всем известен и вы знаете, что на него будет хороший спрос. Но приходит какой то дядя с улицы и предлагает вам продавать свой продукт, в магазине за углом, в котором нет клиентов и мало кто туда хочет идти, там плохие условия для клиентов, много недоработок, нет складов, нет сигнализации, нет нормальных социальных условий. Причём он будет брать с вас меньший процент от продаж. К кому вы пойдёте? Но дядя всё понимает, что вы не пойдёте к нему, в его довольно неразвитый магазин. Но у дяди откуда то есть деньги и он предлагает вам приличную сумму денег дать, просто так. Сумма будет составлять например 10% от всего вашего количества товара продаваемого. И он даёт вам деньги просто так, чтобы вы только продавали свой товар в его магазине, только лишь в его магазине (эксклюзив). Причём этот магазин не нужен потребителям, потому что у них есть уже много подобных магазинов, которые себя зарекомендовали и на другие подобные магазины, просто нет потребительского спроса. Но дядя старается дать взятку на то, чтобы кто то продавал какие то товары эксклюзивно, только лишь в его магазине.
Выше хороший пример про дядю и магазин. Но в данном примере, есть два недостатка. Стим, это не только магазин, но и многолетняя СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА, с друзьями, форумами, обзорами, оценками, руководствами и т.п. Есть ещё один недостаток примера выше, это цифровые копии, покупки в одном месте, одна библиотека, коллекция для пользователей, где ты собираешь все свои товары вместе, формируя свою полочку с играми. Epic Store уводит нас из многолетней и удобной социальной среды (или забирает у нас нужный товар), не давая нам ставить на свою полочку с играми, ещё какие то игры, в которые мы хотим играть.
«Бу́ка» (англ. Buka Entertainment) — один из ведущих в России издателей и дистрибьюторов компьютерных игр зарубежного и собственного производства. Принадлежит компании «1C». Основана в 1993 году в России. В головном офисе компании в Москве работают более ста человек, занятых в основном в области продюсирования, маркетинга и продаж.
Я не зря расписал про этого издателя, который к слову занимается продажей игр. Они так же продавали Metro Exodus, цифровые версии без ключей (это важно). Люди, которые делали предзаказы Метро у «Буки», естественно должны были получить игру в Стиме. Но 29 января, игру убирают из продаж Стима. Тем самым автоматически все предзаказанные цифровые копии игр у «Буки», переезжают в «Эпик Стор». Покупателей никто не спрашивал, где им удобно играть и хранить игру. Начинается повальный возврат купленных игр у «Буки». «Бука» далее останавливает продажи Метро Exodus, в связи с многочисленными возвратами. После 29 числа, через 5 дней, «Бука» официально заявила, что теперь «Все цифровые копии Метро Exodus, будут иметь стимовские ключи для тех, кто купил игру до 28 января. Эта ситуация показательная в плане того, где люди хотят держать свои игры.
К слову конечно, там получилась даже комическая ситуация, немного печальная. Люди, которые успели вернуть предзаказы «Буке», которые купили игру до 28 фераля, по сути были обмануты тем, что сначала им сказали, что «Вы получите ключи от Эпик Стора», люди вернули предзаказы, потом всё таки «Бука» решила дать ключи от Стима, но не тем людям, которые уже вернули предзаказы. В итоге люди и предзаказ вернули зря, и в Стиме не купили игру на прямую, потому что не успели. И даже сейчас на каких то сторонних магазинах, наверно уже не найдёте ключей для Стима, которые таки ещё где то были. В итоге люди хотели купить игру тремя разными способами для Стима, но им теперь даже некуда деньги отдать. Всё для покупателя, мда.
Но в итоге наблюдается интересный факт, как небольшая победа пользователей Стима, как говорится «ибо нефиг»
Допустим возьмём слухи, что издателям Метро Эксодус, заплатили Эпики за эксклюзивность, примерно 25 миллионов долларов. Тут не говорится о покупке копий, а суть именно в том, что Эпики просто так дали издателям 25 миллионов долларов, за некоторые договорённости по продажам (имеется ввиду эксклюзивность в Эпик Сторе). Ок, порассуждаем про выгоды для всех.
25 миллионов долларов, это примерно 416 670 проданных копий, по 60 долларов к примеру. Эпик Стор берёт 12% с продажи игры, НО Эпик Стору надо как то вернуть ещё 25 миллионов долларов. С каждой проданной игры, они должны получить 7,2 доллара. В итоге в Эпик Сторе должны продать как минимум 3 472 222 копии (если по 90 долларов, с Сезонным пропуском, то должны продать 2 314 814 копий). Среднее число копий, теперь вывести вам будет проще.
Но мы уже можем тут увидеть, что надо продать Эпикам много, это просто чтобы окупить сначала 25 миллионов долларов. Т.е. им ещё надо продать (ВНИМАНИЕ, за год, так как договор эксклюзивности на год), ну так примерно прикинем, миллионов 5 копий, чтобы выйти хоть на какую то прибыль. Но вот до смешного, Эпикам и тут бояться нечего, потому что же у них есть Fortnite. Поэтому в данном случае можно сказать, что идёт агрессивное6 развитие своего магазина, за счёт других средств. Опять же повторюсь, что ещё один магазин, не просили потребители
Окупится ли Метро Exodus вообще?
Конечно когда мы имеем ввиду продажи, то нужно учитывать продажи и консольных версий на Xbox, на PS4, а так же не забываем, что Метро Exodus вернётся в Стим через год. Тут видно, что издатель всё просчитал, но не в пользу некоторых игроков. Сначала деньги, потом желания пользователей (по отношению к Стиму)
Стим, это не только магазин, но и многолетняя СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА, с друзьями, форумами, обзорами, оценками, руководствами и т.п. Покупки в одном месте, одна библиотека с играми, коллекция игр для пользователей, где ты собираешь все свои товары вместе, формируя свою полочку с играми. Epic Store уводит нас из многолетней и удобной социальной среды (или забирает у нас нужный товар), не давая нам ставить на свою полочку с играми, ещё какие то игры, в которые мы хотим играть.
Метро Эксодус просто продался Эпик Стору. Именно продался, как эксклюзив. Ради бога, платите просто за размещение в своём магазине. Но нет, они из Метро сделали эксклюзив и запретили по сути другим, продавать его. Но разве мнение игроков не важно? Почему не разместить игру там, где хотят люди? Извините, мы за это платим тоже деньги не малые. Нужно и мнение игроков как то уважать, раз им что то не нравится.
В итоге что оставалось делать определённым пользователям? Они никак не могут повлиять на ситуацию и высказывают своё мнение, посредством занижения оценок предыдущим сериям Метро, они дизлайкают видео по Метро. Игроки развернули большую, просто огромную машину хайпа, коеруг ситуации с Эпиками и Метро. Причём это делают игроки с разных стран, потому что Стим огромен и Стим важен в игровой индустрии. Стим, это не только магазин обычный, но и развитое социальное общество, которое никто не хочет покидать или лишаться ряда каких то важных игр, в сфере игроиндустрии.
Если говорить про то, что да, после 14 февраля 2020 года, Метро конечно же вернётся в Стим. Но у игроков осталось ощущение, как будто им релиз игры отодвинули на год, а людям хочется поиграть в игру в Стиме, но многие не хотят покупать в Эпик Сторе. Оправдано ли будет пиратство тут? Отвечая на вопрос, скажу так, что это тоже своеобразное высказывание мнения, но только посредством торрентов, чтобы сэкономить, не покупать игру в недоразвитых и чужих всяких Эпик Сторах, чтобы через год взять игру в Стиме. Это нормально и пусть издатели и разработчики игры, живут с этим, потому что они продались не игрокам, а какому то непонятному магазину. И так будет с каждым, кто идёт против какой то части игроков. что называется, привыкайте, господа издатели и разработчики.