что лучше стоматология или педиатрия
Как стать врачом в России и усложнить без того нелегкий путь
Per aspera ad astra – было написано на главном здании моей альма-матер. В начале пути я и не подозревала, насколько тернистым он окажется и как не скоро замаячат звезды. Мне было 17, сегодня мне – 32. И я оканчиваю медицинский университет во второй раз.
Стоматология или Роспотребнадзор?
После школы я поступала на два факультета: стоматологический и медико-профилактический. На первый – по зову сердца и наставлению папы, на второй, который готовит кадры для Роспотребнадзора, эпидемиологов и гигиенистов – для подстраховки. Любопытно, что педиатрию я тогда не рассматривала, а спустя 15 лет оканчиваю педиатрический факультет с полным удовлетворением от выбора.
Экзамены на медико-профилактический факультет я сдала отчего-то ощутимо лучше. Вроде те же химия, биология и сочинение, тот же университет, но все на балл выше, чем на стомате. Так моя судьба и решилась.
К концу первого курса мед-профа, программа которого совпадала практически целиком с лечебным факультетом, я почти забыла о мечте стать стоматологом – рядом замаячила большая медицина, и я вдруг почувствовала всю булгаковскую и чеховскую романтику.
Да и, признаться, в 18 лет вопросы профессионального самоопределения волновали не так уж сильно: я училась водить машину, первая любовь была в разгаре, мечталось о путешествиях. Я знала, что хочу быть врачом, и я училась в медицинском – этого было вполне достаточно для чувства базовой безопасности на том этапе.
На старших курсах я пару раз задумывалась о переводе на лечебный факультет, особенно после летних практик в хирургических отделениях и на скорой. Но поскольку вопрос о переводе каждый раз был сопряжен с оплатой как минимум года обучения – перевестись можно было только на платные места – меня это отрезвляло. Деньги, которые к тому времени я уже начала зарабатывать, предпочитала тратить на изучение английского и путешествия.
Так я и окончила факультет, на который поступала совсем не по призванию. Более того, после 6 курсов я окончила еще и интернатуру по общей гигиене, совершенно не планируя работать по специальности – проходила на бюджет по баллам.
Главная страсть в жизни
Надо сказать, что все 6 курсов я искренне получала удовольствие от процесса. Даже заявляла неоднократно после окончания, что с удовольствием бы поучилась еще раз (бойтесь своих желаний). Дело в том, что медицина – моя главная страсть в жизни, с детства. Но это совершенно не мешало мне вплоть до 27 лет не осознавать своего места в практической медицине. Где только я не работала за это время: от йога-терапевта до бизнес-тренера и стюардессы. Нереализованную детскую мечту о стоматологии я исполнила, устроившись ассистентом детского стоматолога. В один из приемов я вдруг очень ясно почувствовала, что хочу лечить детей.
Мне казалось, что это очень осознанное желание, но было страшно что-то предпринимать: в голове сидела мысль, что педиатрами хотят стать с детства, и путь становления должен быть последовательным. А тут я, 27-летняя, с багажом разнообразного профессионального опыта и дипломом врача невнятной специальности. Около полугода я провела, изучая жизнь и работу педиатра в России и продолжая работать с детьми. Тут начинается второй акт моего персонального спектакля про медицинское образование в России.
Индивидуальная траектория обучения
Оказалось, что система образования за время моего «антракта» успела немного поменяться. Базовое медицинское образование в России по-прежнему составляет 6 лет, а если вы стоматолог или фармацевт – на год меньше. Сегодня при успешной сдаче аккредитационных экзаменов вы можете сразу начинать работать врачом – участковым терапевтом или педиатром – в зависимости от факультета, который окончили. А раньше для этого требовалось окончить еще хотя бы год интернатуры. Чтобы стать узким специалистом – например кардиологом, акушером-гинекологом или нейрохирургом – необходимо окончить ординатуру, которая длится минимум 2 года.
По мнению чиновников, эти изменения решат вопрос с нехваткой врачей в амбулаторном звене. Государство позаботилось о том, чтобы максимальное количество выпускников шло работать на участок: в интернатуре учиться не нужно, а ординатура чаще всего платная или целевая, то есть максимально недоступная.
Поскольку я училась по программе, идентичной лечебному факультету, я думала, что переучиться на педиатра мне ничего не стоит. Тем более, что многие мои сокурсники без проблем переходили на педиатрический и лечебный факультеты после третьего, четвертого и даже пятого курсов, ликвидируя незначительную академическую разницу в программах обучения в течение года. Так же думали и члены приемной комиссии ВУЗа, в который я пришла со своим нестандартным запросом на переучивание. Но оказалось, что с 2013 года возможность переучиться за год с одной специальности на другую, которая существовала еще с советских времен, пропала. И вердикт был такой: хотите педиатрический диплом, поступайте на первый курс. Но как же так? Осваивать программу обучения, на 80% состоящую из дисциплин, уже имеющихся в дипломе – бессмысленно. И довольно несправедливо – ведь второе высшее в нашей стране априори платное.
Сказать, что было обидно – не сказать ничего. Были и слезы, и отрицание, и сопротивление, и даже поиск альтернатив – а не поехать ли мне на учебу за границу, раз уж все равно начинать сначала?
Но тогда у меня еще таилась надежда, что я сейчас быстренько перезачту те самые 80%, а остальные дисциплины сдам экстерном, пару лет – и буду лечить детишек. Приемная комиссия предполагала такой же сценарий, в современных реалиях это называется «индивидуальной траекторией обучения».
Упущу момент с подготовкой к вступительным экзаменам по биологии и химии в медицинский ВУЗ, когда тебе 27 лет, и ты уже врач. Сюр! Я даже к репетитору ходила.
Уже после поступления и начала учебы оказалось, что сократить длительность обучения, согласно букве закона, я могу лишь на год, то есть 5 лет придется отучиться. За первый год я сдала экзамены первых двух курсов, перевелась на третий, но дальше никаких поблажек, кроме перезачетов некоторых предметов, уже не было.
Завучи, к которым я приходила с просьбой о перезачете дисциплины из первого диплома, реагировали по-разному:
– Это вы просто не замужем, были б замужней – такой фигней, как второе образование, страдать не стали бы!
– Вам что, реально не лень вот это ВСЕ с самого начала?! Я бы ни за что!
– Какая у вас интересная история, конечно, я вам все перезачту!
– Ну, милая моя, 10 лет уж прошло, как вы свой первый диплом получили, все уж изменилось за эти годы, давайте заново вы нашу дисциплину освоите.
– Тройка по анатомии? Тройку перезачесть я, конечно, не могу…
– Да сдалась вам наша фармакология! Все равно в ординатуре препараты все актуальные учить будете, а основы вы и так знаете, давайте зачетку, перезачтем!
– Перезачет по офтальмологии хотите? А что такое миопия?
– Странно, что у вас четверка по патологической физиологии в первом дипломе, можете явно на пять, может, подготовитесь и пересдадите?
Позже я узнаю не одну историю, как люди переучивались за пару лет в региональных вузах, как-то эту букву закона обходя. Я же выбрала именитый петербургский – именно этим мне объясняли необходимость пройти все курсы – от первого до шестого.
|
Юлия осматривает пациента с подозрением на COVID-19. Фото: Артур Бергарт
«Обучение в медицинском ВУЗе – по большей части послушничество»
Но должна признаться: учиться в 30 лет, по второму разу, уже точно понимая, зачем тебе это и где ты это применишь, да еще и за деньги, которые ты сам заработал – совсем другое дело. Требования и к себе, и к преподаванию вырастают.
Когда я решила сдать анатомию экстерном, мой преподаватель, вчерашний ординатор, посоветовал идти на экзамен с наушником. Я тогда оскорбилась и сказала, что не за этим во второй раз в университет пришла. На той же кафедре анатомии завуч, например, пишет дополнительные вопросы на листочке и запрещает читать их вслух, ответить просит тоже письменно, чтобы исключить третьего участника на том конце провода.
Качество преподавания, как правило, тоже оставляет желать лучшего. Я вообще не уверена, что участковые врачи, к которым мы попадаем на практику, в курсе, что кто-то их считает менторами. Их, конечно, навыку наставничества никто не обучает, никто им за это не доплачивает, а они, что ожидаемо, студента воспринимают скорее как временную рабсилу, сносную замену отсутствующей медсестре (в штате поликлиник дыры, медсестры не идут работать на участок). Студент-медик платит приличные деньги за то, чтобы навостриться вклеивать анализы в карточку красиво и быстро. В ординатуре, увы, ситуация не сильно лучше – менторство там вырастает до написания историй болезни за своего куратора, записи пациентов на анализы и к узким специалистам.
Требовать качественного образования может только очень уверенный в себе студент, многие же просто ждут, чтобы эти 6 лет поскорее закончились. На курсе, где я училась йога-терапии, было много людей без медицинского образования. Когда они задумывались – не поучиться ли на врача, мой преподаватель, кардиолог в прошлом, их отечески наставлял: «Обучение в медицинском ВУЗе – это по большей части послушничество, подумайте, точно ли вам это надо».
В моем случае 6 лет послушничества превратились в 12. Я наполнила их смыслом и ценностью насколько смогла: работала в Гватемале земским врачом – была и хирургом, и терапевтом, вела беременных и диабетиков, регулярно зашивала разбитые мачете головы, даже зубы удаляла (пап, привет!), выучила для этого испанский; работала (и продолжаю работать) врачом выездной бригады – лечила ковид; дежурила в травмпункте и в приемном покое с детскими хирургами, готовилась к американскому врачебному экзамену. В общем, создавала по-настоящему индивидуальную траекторию обучения.
И вот, когда до получения второго врачебного диплома осталось 2 месяца, могу сказать, что даже я уже жду, чтобы это поскорее закончилось! Но я ни разу не пожалела, что решилась пройти этот путь еще раз, чтобы лечить детей, теперь я точно на своем месте. А вот что делать с ординатурой – открытый вопрос. Если бы я была готова стать онкологом и была чуть помладше – точно бы уже подала заявку в ВШО!
Фото на обложке: Юлия Жирнова
В чем принципиальное отличие детской стоматологии от взрослой?
Маленькие пациенты с радостью разговаривают с врачом, рассказывают о своих делах, желаниях, предпочтениях. В кабинете детского стоматолога ребенок может рисовать, смотреть мультики, играть.
Очень важно не испугать ребенка. Никто не рождается со страхом перед лечением зубов. И если этот страх не был сформирован неосторожными высказываниями родителей или непрофессиональными действиями стоматолога, то ваш ребенок будет жить и не знать, что лечить зубы — это ужас-ужас. И только от вас зависит, сможете ли вы сделать такой царский подарок вашему ребенку — жизнь без фобии перед зубным врачом.
В самом лечении детских зубов тоже есть ряд особенностей. Во-первых, здесь очень важен возраст ребенка — если ему не исполнилось еще трёх лет, то он еще чисто физически не может спокойно сидеть на месте даже в течение 15 минут, ему тяжело долго держать ротик открытым. С детьми постарше это проще. Во-вторых, молочные зубы отличаются от коренных. Их корень нестабилен — не получится, как у взрослых, раз и навсегда поставить пломбу или запломбировать каналы.
Технологии в детской стоматологии используются различные. Для профилактики и лечения кариеса применяются серебрение, герметизация фиссур, обработка зубов фторосодержащими препаратами, классическое пломбирование. Серебрение — это покрытие зубов раствором, содержащим нитрат серебра, который обладает выраженным антибактериальным эффектом и приостанавливает развитие кариеса. Сама процедура абсолютно безболезненна и занимает всего несколько минут.
Серебрение эффективно работает только при появлении первых шероховатостей на зубах, но не поможет при запущенном кариесе. Фиссуры — это канавки на жевательной поверхности зубов. Бактерии, взаимодействуя с сахаром, выделяют вредные кислоты, которые плохо вымываются из канавок, что провоцирует развитие кариеса. При герметизации, т. е. запечатывании фиссур на зубы наносится тонкая пленка, надежно защищающая их от кариеса.
При фторировании на зуб наносятся фторосодержащие препараты, которые проникают вглубь зуба и способствуют его укреплению. Эту процедуру рекомендуется проводить ежегодно. Пломбы ставят уже детям постарше. Лечение проводится с обезболиванием, так что ваш ребенок не почувствует никаких неприятных ощущений.
Современная стоматология позволяет лечить зубы эффективно, безболезненно, с максимальным комфортом. Если вы вовремя приведете вашего ребенка к детскому стоматологу, то он избежит серьезных проблем с зубами в будущем. Начиная с 2-3 лет, стоит регулярно приводить ребенка на профилактические осмотры к стоматологу. Это позволит поймать кариес в зародыше и сохранить здоровые зубки вашего малыша.
Чем детская стоматология отличается от взрослой
Всем известно, что педиатр и терапевт – два разных врача. Однако чем отличается детский стоматолог от взрослого – знают не все. Понятно, в критической ситуации ребёнку поможет и «взрослый» дантист, но выбрать максимально эффективную тактику лечения с учётом особенностей молочных зубов и растущего организма может только детский стоматолог.
Почему врачей боятся дети
Никто из нас не рождается со страхом перед кабинетом зубного врача. Этот страх может быть сформирован лишь неосторожными высказываниями взрослых или плачевным первым опытом. Роль родителей в формировании у ребёнка позитивного отношения к миру, равно как и в формировании у него фобий – сложно переоценить. От нас зависит, будут ли наши дети испытывать ужас перед посещением стоматологического кабинета в будущем.
Главное различие детского и взрослого стоматолога — в принципиально ином психологическом подходе к маленьким пациентам. Взрослые идут в стоматологию осознанно, их не нужно уговаривать показать «где болит» и опасаться, что они расплачутся, увидев бормашину. С детьми сложнее. Детский стоматолог должен обладать не только врождённой эмпатией, но и умением найти подход к каждому ребёнку. Если врачу удалось подружиться с пациентом, можно считать, что проблема с дальнейшим лечением зубов решена.
Что беспокоит маленьких пациентов?
Когда ребёнок начинает питаться материнским молоком или смесью из бутылочки, бактерии, что нас окружают, активизируются и могут стать причиной многих недугов младенца. Хотя патогенная флора является лишь одной из причин возникновения кариеса, молочные зубы необходимо правильно и тщательно очищать.
С какими проблемами обращаются к детскому стоматологу?
Недостаток естественной эмали приводит к возникновению на поверхности зуба впадин и вмятин. Если дефект своевременно не устранить, изменённая эмаль становится входными воротами для бактерий и микробов – развиваются более серьёзные патологии.
Изменения эмали в виде белых пятнышек можно заметить на верхних передних зубах. Если патологию не выявить на ранней стадии, болезнь будет прогрессировать, цвет пятен от белого перейдет к коричневому, образуется кариозная полость. Не допускайте развития кариеса молочных зубов – приводите малыша на осмотр раз в полгода.
Если кариес не был пролечен вовремя, может развиться пульпит. Заболевание проявляется на фоне разрушения костной ткани зуба и проникновения в его пульпу микробов. Если ребёнок жалуется на сильную боль в зубе, особенно на фоне поднявшейся температуры – обращайтесь к стоматологу незамедлительно. Пульпит молочных зубов – опасное заболевание, оно причиняет малышу физические страдания и может сопровождаться развитием серьёзных осложнений вплоть до летального исхода.
Лучше предупредить, чем лечить
Некоторые родители отказываются от лечения молочных зубов ребёнка, мотивируя тем, что зубы скоро выпадут. Расхожее заблуждение приводит к тому, что в зрелом возрасте люди имеют серьёзные проблемы с прикусом и тратят огромные деньги на исправление не своих ошибок прошлого. Лечение кариеса молочных зубов – обязательно. Инфицированные временные зубы затрудняют рост постоянных, становятся причиной хронических тонзиллитов, фарингитов и ларингитов. Не допускайте этого.
Детская стоматология «Genesis» располагает самыми современными технологиями для диагностики и лечения болезней молочных зубов. Отделение оформлено таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно и видели в докторе доброго друга. Индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту позволяет нам справляться с даже с самыми сложными стоматологическими проблемами без боли и страха.
Детский стоматолог, стоматолог-терапевт.
Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Что лучше стоматология или педиатрия
В настоящее время стоматология – одна из самых быстро развивающихся отраслей медицины. Сейчас врачи в стоматологической клинике занимаются не только удалением и лечением, но и выполняют различные операции, спасают сложные зубы от удаления, дарят пациентам белоснежную улыбку и другое. Поэтому количество специализаций в стоматологии увеличивается, а профессиональные навыки каждого врача расширяются.
Таблица: как понять, к кому обратиться
Что беспокоит? | К какому стоматологу обращаться |
Кровоточат десна / Чувствительность зубов | Гигиенист или пародонтолог |
Отсутствуют зубы | Ортопед |
Есть искривленные зубы / Неправильный прикус | Ортодонт |
Болит зуб / Откололась стенка / Есть кариес | Терапевт |
Болезненно прорезывается зуб мудрости / Появился отек со стороны щеки | Хирург |
Все стоматологи проводят осмотр, консультацию, составляют план лечения и занимаются тщательной диагностикой всей полости рта. В современной стоматологии ценится комплексный подход к каждой клинической ситуации с учетом всех индивидуальных особенностей организма пациента.
Стоматолог-терапевт
Основная сфера деятельности данного врача: лечение, профилактика кариеса и его осложнений. Какие манипуляции выполняет:
Терапевт также проводит тщательный осмотр и может направлять пациента к смежным специалистам, если заметит какую-то патологию.
Стоматолог-гигиенист
Стоматолог-гигиенист имеет среднее профессиональное медицинское образование. Обязательное условие для работы гигиениста – это успешно пройденное направление «Стоматология профилактическая». Что делает стоматолог-гигиенист:
Если кратко, основное направление работы гигиениста стоматологического: снятие зубных отложений (камней, налета). Важно посещать гигиениста каждые полгода для поддержания здоровья ротовой полости.
Стоматолог-хирург
Многие считают, что хирурги занимаются только удалением зубов. Но это не так, их сфера деятельности гораздо больше. Помимо различного удаления стоматолог-хирург проводит зубосохраняющие операции (резекция верхушки корня, удлинение коронковой части и другие). Также хирурги дают направления пациентам в челюстно-лицевой стационар с зубочелюстными аномалиями, новообразованиями, травмами и пр.
Стоматолог-ортопед
В услуги стоматологии входит протезирование зубов. Именно стоматолог-ортопед занимается всеми видами восстановления зубов с помощью ортопедических конструкций. Сюда относятся:
Стоматолог-пародонтолог
Все, что связано с десной и пародонтом относится к деятельности врача-пародонтолога. Чем занимается:
Имплантолог
Имплантацию зубов в Москве осуществляет имплантолог. Когда есть удаленные зубы, их можно восстановить с помощью установки имплантов. Происходит это в несколько этапов. Начинается с хирургической операции, когда в кость челюсти погружается имплант, а заканчивается через несколько месяцев установкой коронки (ее устанавливает ортопед).
Стоматолог-ортодонт
Ортодонт занимается лечением и профилактикой неправильного прикуса у детей и взрослых, а также исправлением искривленных зубов.
Сфера деятельности обширна:
Детский стоматолог
Лечение, удаление зубов зубов пациентам до 18 лет проводит детский стоматолог. В работе с пациентами маленького возраста первостепенная задача: найти контакт с ребенком и расположить его к лечению, ведь почти все дети со страхом заходят в любой медицинский кабинет. Кроме того, детскому доктору необходимо рассказать родителям ребенка, как осуществлять домашнюю гигиену полости рта малышу, какими средствами пользоваться, когда происходит физиологическая смена зубов и прочее.
Поддерживать стоматологическое здоровье с самого раннего возраста необходимо для нормального формирования зубочелюстной системы.
Челюстно-лицевой хирург
Занимается различными операциями на челюстях, лице и шеи:
Чаще всего к челюстно-лицевому хирургу приходят пациенты после направления от другого врача.
Гнатолог
О данном враче слышали не все, это неспроста. Данная профессия очень редкая.
Данный специалист занимается патологиями височно-нижнечелюстного сустава. Если пациента беспокоят щелчки в суставе, боли при открывании рта, стираемость зубов, дискомфорт в суставе при жевании, то необходимо обратиться к гнатологу для устранения патологии.
Спасибо за Вашу статью, узнала много нового. В жизни никогда не беспокоили зубы, поэтому и не было нужды разбираться в направлениях стоматологии. И вот ситуации изменилась, появились первые звоночки зубного нездоровья, приходится разбираться. Для начала пойду в свою городскую бесплатную стоматологии, потом возможно обращусь в частную клинику. Спасибо за разъяснения
Здравствуйте, Павла! Мы рады, что Вы нашли полезную для себя информацию. Приглашаем Вас на прием к нашим специалистам, если Вам необходима стоматологическая помощь.
Оставьте свой комментарий Отменить ответ
Рекомендуем прочитать
Причины возникновения диастемы у взрослых Содержание: Диастема зубов у взрослых Почему стоит убрать диастему Причины возникновения диастемы Виды диастемы и диагностика Профилактика диастемы Совет врача Ответы на вопросы Диастема зубов — это распространенный стоматологический дефект, […]
Хотите получить максимально полную информацию о наших услугах и сервисе от пациентов?
Изучите мнение о нас на независимых авторитетных интернет-ресурсах
Подписывайтесь на наши аккаунты, следите за выгодными предложениями и задавайте вопросы.
Мы всегда рады новым знакомствам!
Эстетическая стоматология в SDent дарит уникальную возможность сделать вашу улыбку голливудской быстро и без особых усилий. Если вас беспокоят имеющиеся дефекты зубной эмали, то, обратившись в нашу компанию, вы сможете легко и навсегда от них избавиться. Современные технологии позволяют делать это быстро, безболезненно и с высокой эффективностью. В нашем центре эстетической стоматологии вы сможете получить подробную консультацию, профессиональную помощь и, конечно, советы по дальнейшему уходу за зубами.
Клиника эстетической стоматологии SDent – это суперсовременный стоматологический центр в Москве, предоставляющий профессиональные услуги по всем направлениям. Мы выполняем терапевтическое и хирургическое лечение, протезирование и имплантацию зубов под ключ, исправление прикуса, пародонтологическое лечение, профессиональную чистку и отбеливание. Наши услуги включают в себя консультации специалистов разного профиля и проведение диагностики на оборудовании последнего поколения. Мы используем самые передовые достижения современной стоматологии и новейшие западные разработки в разных областях. Помимо технического оснащения, уделяем особое внимание созданию комфортной и располагающей обстановке в нашей клинике.