что лучше туризм или гостиничный сервис
Взаимосвязь туризма и гостеприимства. Философский
Аннотация. В современных исследованиях проблем туризма и гостеприимства неоднократно поднимался вопрос о первичности практики и вторичности теории. И если этот факт является неоспоримым, то существует ли наука о туризме как система? В данной статье предпринята попытка раскрыть вопрос о философском аспекте взаимодействия туризма и гостеприимства как об одном из элементов этой системы.
Сфера туризма и гостеприимства – уникальный общественный феномен.
Внутри этих понятий огромное количество особенностей, фактов, тенденций,
технологий, которые требуют детального рассмотрения.
Несмотря на то, что основой в туризме и гостеприимстве выступает
сильная практическая составляющая, теоретический аспект крайне важен.
Вместе с тем, многие практики сомневаются в необходимости собственно
науки о туризме, считая эту сферу чистым бизнесом. Гипотеза о туристике, как
о науке впервые была сформулирована в 1998 году В. А. Квартальновым, В. С.
Преображенским и И. В. Зориным. Указанные специалисты
определили туристику как междисциплинарную науку, имеющую свой объект
(индустрия туризма), субъект (турист) и предмет исследования (рекреация).
Вместе с этим встает вопрос: «Возможно ли рассмотреть туризм и
гостеприимство с точки зрения философии?», вероятно именно потому, что
есть множество вопросов в методологии изучения туризма и гостеприимства, а
также в терминологии, несмотря на наличие нормативно-правового аспекта,
официально закрепляющего термины, используемые в сфере туризма и
гостеприимства. Сам прецедент уникален: если рассмотреть европейскую
науку, которая началась с умозрительных древнегреческих размышлений,
становится очевидным, что теория первична. В туризме и гостеприимстве же
наоборот, сначала появилась практика. Например, можно говорить о создании
организованного туризма британским предпринимателем Томасом Куком вне
теории, лишь много позже появились первые системные знания по организации
туризма, экскурсоведения. То же касается сведений о первых гостевых домах,
появление которых было вызвано скорее необходимостью, чем следствием
теоретических измышлений.
В основу статьи легли идеи авторов таких трудов как «Исследование
социально-экономических и политических процессов» (Т.Е. Зерчанинова),
«Введение в философию и методологию науки» (Е.В. Ушаков),
«Социосинергетика» (М.С. Ельчанинова), а также теория группы авторов А.Н.
Дуловой, К.А. Дюховой и Д.В.Юрчака «Общефилософской методологией в
исследовании туризма является материализм».
Невозможно из-за недостаточности материала и фактов исследовать
философский аспект взаимодействия туризма и гостеприимства в целом, но
зато можно пойти частным, индуктивным методом, который позволит
использовать частные признаки туризма для исследования такого
взаимодействия.
Итак, сначала следует разобрать само понятие туризма с точки зрения
этимологии. Туризм означает перемещение в ту или иную местность, а также
временное проживание вне собственного дома. Туризм имеет французское
происхождение и произошло от слова tourisme (от tour — прогулка, поездка) и в
современный лексикон пришло относительно недавно [1]. Эти утверждения
позволили нам убедиться, что туризм неразрывно связан с перемещением по
определенным территориям, которые должны соответствовать определенным
качествам: удобная логистика, комфортные условия проживания. Это сближает
туризм с гостиничным делом, т.к. туристу необходимо предоставить
размещение, поскольку практически каждый посетитель гостиницы является
туристом.
В теории есть утверждение, что в самые первые этапы человеческого
развития цели туризма были «продиктованы какими-либо утилитарными
целями» [3, С. 33] и с развитием туризма к первоначальным целям туризма
таким как: выживание, военные подходы стали добавляться экономические,
паломнические, образовательные и многие другие.
И на основе этого можно выделить три этапа развития туризма:
предыстория туризма (до начала XIX века), элитарный туризм (XIX-XX
(период между двумя мировыми войнами), массовый этап (современный
период после Второй мировой войны. «Туризм в современном понимании —
массовый туризм — возник в середине XIX в. (первые массовые поездки,
организованные Томасом Куком в 1841 г. в Англии)» [1].
На каждом этапе развития туризма и гостеприимства людьми руководили
определенные цели. Эти цели достигались в рамках доминирующих
философских парадигм конкретной эпохи, которые были продиктованы
действительностью.
Первый этап развития туризма и становления гостиничной индустрии
можно его обозначить как предыстория туризма. Сюда можно вписать
несколько эпох: 1) Древний мир (Египет, Вавилон, Персия, Античность и
Восток). В этих цивилизациях стали возникать сети постоялых дворов на
территории Римской империи, в древней Греции активно использовался флот
для преодоления моря с целью торговли и образования. 2)Средневековье.
Поразительно, во времена патристики и схоластики, построенные римские
дороги стали приходить в негодность, что негативно повлияло на качество
логистики. «Путешествие на дальнее расстояние было очень трудной задачей»
[3, С.52]. В данный период особенно широкое распространение получил
паломнический туризм. В Средневековье объектами гостиничной индустрии
можно считать храмы, университеты. 3) Эпоха Великих географических
открытий. В данный период у общества был фактически социальный заказ на
расширение сети предприятий гостеприимства. Появились новые цели
путешествий: колонизация, военные походы, но с сохранением интереса к
образованию и лечению. До появления «транспортной революции» [3, С.78],
скорость развития путешествий оставалась невысокой.
2 этап развития туризма и становления гостиничной индустрии уместно
будет охарактеризовать как «элитарный туризм». Датируется данный период
XIX-XX веками, до окончания Второй мировой войны. Характеризуется он
выходом на рынок специализированных предприятий по производству
туристских услуг и началом массового, социального (советского) туризма.
3 этап периода называется массовым (после Второй мировой войны и по
настоящее время). Характеризуется он образованием туристкой индустрии как
общего комплекса по производству товаров и услуг для туризма, улучшение и
развитие территориальной структуры, появление международных гостиничных
сетей, нормативно-правовой базы.
Кратко охарактеризовав все три периода, мы можем сделать некоторые
выводы о философском аспекте взаимосвязи туризма и гостиничного дела.
В первый период развитие путешествий, влияло как на культуру
общества, так и способствовало совершенствованию систем размещения,
развитию сети дорог и т.д.
В развитии туризма 19 века тоже были свои плюсы: создание туристских
маршрутов и карт, сетей гостиниц. И зачастую, взаимодействие туристского
сектора с гостиничным носит пропорциональный характер, так, например,
Первая мировая война, Великая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война
существенно замедлили развитие туристической и гостиничной индустрии во
всем мире [1]. Во время Великой депрессии многие люди сводили концы с
концами, а владельцы гостиниц понесли сильные убытки, что повлекло за
собой стагнацию туризма. Разные страны боролись с таким упадком в
экономике смешанными способами. Плановая экономика Германии 30-х годов
начали вести пропаганду здорового образа жизни и активного массового
отдыха. В то время появляются доступные гостиницы – хостелы, которые были
бед дополнительных удобств и предоставляли спальные места на короткий
срок.
В период после окончания Второй мировой войны наметилось
возрождение туризма, что повлекло за собой и развитие гостиничного дела.
Так, Европа стала принимать американских туристов, которые стали
источниками долларовых поступлений.
Уже в названии третьего этапа развития туризма и гостеприимства
понятно, что он отличается от других своей массовостью. После Второй
мировой войны рост экономики и увеличения производительных сил позволила
сократить рабочего времени в развитых странах. Это позволило сделать туризм
массовым, т.к. для туризма необходимо свободное время [2, C.31], которое
отличает туризм от других форм перемещения человека.
Современный этап развития туризма сопровождается в постоянном
контакте с развитием технологий, можно предположить, что дальнейшее
развитие туризма и гостеприимства внесет свои коррективы в понимании их
природы.
Т.Ю. Анопченко и Н.Н. Муравьева не безосновательно пришли к выводу,
что: «Очевидно, что появление новых туристических направлений мгновенно
приводит к строительству отелей, развитию гостиничной инфраструктуры в
различных регионах планеты» [1]. Данную тенденцию разделяют другие
исследователи.
История индустрии гостеприимства теснейшим образом переплетена с
историей туризма и путешествий. Выводы позволяют утверждать, что
гостиничное дело напрямую связано с развитием туризма и в философском
аспекте, так же как история индустрия гостеприимства теснейшим образом
переплетена с историей путешествий.
Стоит ли учиться на гостиничное дело: плюсы и минусы
Гостиничный бизнес и туризм на сегодняшний день развиты очень хорошо и продолжают развиваться дальше. В связи с этим, организации заинтересованы в поиске молодых специалистов, знающих основы гостиничного сервиса и туризма. Это очень спорная профессия, и статья поможет понять, стоит ли учиться на гостиничное дело.
Описание специальности
Специалист по направлению “Гостиничное дело” работает, в первую очередь, в сфере гостиничного бизнеса, но может заниматься ресторанной деятельностью или туризмом. Чаще всего в колледжах и ВУЗах обучают по специальности “Туризм и гостиничный сервис”, и выпускник получает квалификацию “Менеджер по туризму и гостиничному сервису”. Он может самостоятельно выбирать вид деятельности, которой хочет заниматься.
Специалист занимается организационной, управленческой, производственно-технической деятельностью. Выпускник специальностей “Гостиничное дело”, “Гостиничный сервис” или “Туризм и гостиничный сервис” может работать в отелях и гостиницах, ресторанах, курортных комплексах, туристических агенствах.
Во время учёбы будущие менеджеры изучают основы сервиса и этикета, менеджмент, организацию и управление гостиничным бизнесом, бизнес-планирование, гостиничную анимацию и другие интересные дисциплины, необходимые для дальнейшей работы.
Плюсы
Минусы
Советы
И всё-таки у специалистов, имеющих образование по специальности “Гостиничный сервис” больше шансов получить работу, чем у тех, у кого его нет.
На базе 9 классов можно поступить только в колледж, срок обучения составляет 3 года. Для поступления в колледж необходим только аттестат, так как рейтинг абитуриентов формируется по среднему баллу аттестата.
После 11 класса можно тоже поступить в колледж (по среднему баллу аттестата), но срок обучения будет не 3, а 2 года. Также, абитуриенты, сдавшие ЕГЭ по необходимым предметам, могут подать заявление в 5 ВУЗов. Для поступления необходимы следующие предметы:
Каждое учебное заведение составляет свои требования и необходимые предметы для поступления. Поэтому нужно заранее ознакомиться с требованиями каждого ВУЗа, куда планируется поступать. Срок обучения в университете составляет 4 года.
Каждый сам для себя решает, поступать на данную специальность или нет. С одной стороны, она интересная и нескучная, во время учёбы можно получить массу полезных знаний, которые пригодятся в жизни. С другой стороны — если гостиницы берут людей без опыта работы и образования, зачем тратить время на учёбу? Но если хочется в будущем открыть собственный отель, то образование в данной сфере очень поможет сделать это.
Туристический и гостиничный бизнес: грани взаимодействия. Начало
Эволюция гостиничного дела напрямую связана с развитием туризма в том или ином регионе. Эту однозначную зависимость нетрудно проследить в самом понятии «туризм». Согласно определению, принятому в 1954 г. ООН, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. Согласно современному определению, «туризм — это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника».
В глобальном мире, где политические, экономические и культурные связи между странами и регионами становятся все более тесными, туризм превратился в одну из важнейших отраслей мирового хозяйства. Туризм в современном понимании — массовый туризм — возник в середине XIX в., его историю принято отсчитывать с первой массовой поездки, организованной Томасом Куком в 1841 г. в Англии. Однако нельзя забывать, что с древнейших времен путешественники отправлялись в дорогу с познавательными, торговыми, военными, спортивными, религиозными и другими целями. Также к глубокой древности относится и появление первых предприятий гостеприимства, где путешествующим оказывались услуги питания и размещения.
В современной литературе принято различать четыре этапа развития туризма и становления гостиничной индустрии:
до начала XIX в. — предыстория туризма:
— Древний мир: формирование сети постоялых дворов на территории Римской империи, развитие системы караван-сараев на Востоке;
— Средневековье: распространение религиозных путешествий;
— Эпоха Великих географических открытий: зарождение предприятий гостеприимства;
начало XIX — начало XX в. (Первая мировая война) — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
период между двумя мировыми войнами — начало становления социального, массового туризма;
современный этап (после Второй мировой войны) — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма, оптимизация и совершенствование территориальной структуры, появление международных гостиничных сетей. Горящие туры из Воронежа по самым популярным направлениям найдете на сайте voronezh.vipgeo.ru.
В Древней Греции еще в I тыс. до н. э. существовала налаженная система постоялых дворов. Большинство античных путешественников преследовали торговые цели, однако поездки, предпринимаемые с образовательными, религиозными и спортивными целями, постепенно приобретали все более широкое распространение, зарождался досуговый туризм. Гостиницы Римской империи располагались, как правило, в городах, на центральных дорогах и уже в то время классифицировались по уровню комфорта и перечню предоставляемых услуг.
В средние века туристическое движение было существенно менее активным. Появление множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой привело к созданию политических барьеров, да и сами путешествия были небезопасны. Большинство странствующих (священники, пилигримы, миссионеры и студенты) отправлялись в путь для распространения своих идей, взглядов и религиозных верований. В средневековой Европе основным местом для отдыха путников служили монастыри, где путешествующие могли рассчитывать на бесплатный кров и скудный пансион. В то же время все большее значение приобретали поездки политического характера, особенно предпринимаемые официальными посланниками глав государств для организации династических браков и альянсов, сохранения контроля над отдаленными владениями.
Изобретение парохода Фултоном в 1807 г. и паровоза Стефенсоном в 1814 г. сделали путешествия более массовыми, доступными для людей среднего класса. Благодаря этому в XIX в. понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современным представлениям: в 1863 г. Томас Кук открывает первую в мире туристическую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг — путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности. Ранее, в 1841 г., Кук организовал поездку 570 человек на квартальный съезд Общества трезвенников, секретарем которого он был избран единогласно. Пассажиры передвигались, стоя в открытых вагонах (что характерно для путешествий третьего класса того времени), по прибытии была предусмотрена культурная программа (танцы, игра в крикет, митинг в поддержку трезвого образа жизни) и питание (чай и сэндвичи). Рекламные плакаты и билеты распространялись заранее, путешествующих сопровождал духовой оркестр, а цену удалось сократить до одного шиллинга с каждого туриста. Кук пропагандировал интересное и активное использование свободного времени. Число желающих отправиться на экскурсии постоянно увеличивалось, что привело к открытию агентства по организации железнодорожных экскурсий Томаса Кука — прототипа первой туристической фирмы. Именно Кук придумал популярный рекламный лозунг того времени «Железные дороги — для миллионов!», заключив с управлением железных дорог контракт, предусматривавший скидки на массовые поездки. Кук отправлял группы английских туристов во многие города Европы, в Палестину (паломничество на Святую Землю), а позднее и в США. Дорожными чеками, придуманными Куком, до сих пор пользуются во всем мире, а знаменитая серия «Путеводители Томаса Кука» существует и по сей день.
Прием на высшем уровне: 7 причин начать карьеру в сфере гостеприимства
Колебания цен на нефть и курсов валют влияют на многие привычки людей, но не на любовь к отдыху. Кто-то из-за кризиса меняет статус отелей или направление, кто-то остается на родине, но отдыхать, путешествовать, ходить на концерты люди не перестают и совсем от отпуска не отказываются. Поэтому сектор гостеприимства – один из самых быстро развивающиеся в мире, а во многих странах – основа экономики. По оценкам World Tourism Organization UNWTO, объем туристической отрасли сопоставим с такими секторами экономики, как нефтедобыча, автомобильная промышленность и производство продуктов питания.
В эпоху кризиса это стабильная работа, это профессия мечты, которая позволяет путешествовать по миру, расширять
кругозор и учить новые языки, заводить знакомства и деловые связи в разных странах, открывать не только новые
горизонты, но и собственный бизнес – отели, рестораны, клубы, и стать в буквальном смысле человеком мира.
Какое образование нужно получить, чтобы присоединиться к этой команде профессионалов? Где находятся лучшие вузы
в области гостеприимства и туризма? В какую страну лучше отправиться на учебу? Какой институт и специальность выбрать? Об этом Forbes рассказала Юлия Токарева, региональный директор группы швейцарских институтов по зачислению студентов из стран Восточной Европы, представитель Swisshotelschools.ru – совместного проекта российской образовательной компании IQ Consultancy и ведущих мировых институтов гостиничного бизнеса.
1. Возможность учиться в лучших вузах мира
В 2013 году консалтинговая компания HVS London оценила доходность среднего номера в отеле Европы в 240 тыс. евро в год, а объем рынка событийного менеджмента к 2020 году должен составить в одной только Великобритании около 75 млрд долларов. Поэтому, безусловно, профессионалы в туризме и гостиничном менеджменте будет востребованы, но для этого им нужно конкурентное международное образование.
2. Учеба+практика = залог успешной карьеры
Современная модель образования в сфере гостеприимства появилась в Швейцарии, эта система обучения включает академический курс и практические занятия, что дает возможность за время учебы получить опыт в гостиничном и ресторанном бизнесе, событийном или спортивном менеджменте.
Вузы cотрудничают с крупнейшими отельными сетями, ресторанными группами, авиакомпаниями и другими мировыми брендами. Кроме того, институты проводят встречи, во время которых студенты устраиваюся на стажировку (ее время засчитывается в общий курс) и могут начать строить международную карьеру.
Выпускники институтов работают в таких компаниях, как Hilton, Four Seasons, Mandarin Oriental, Disneyland, Louis Vuitton, Shangri La, Expedia и других.
3. Студентом можно стать в любом возрасте и на любом этапе карьеры
По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям к 2021 году одно из десяти рабочих мест в мире будет обеспечено компаниями индустрии гостеприимства.
Эта отрасль постоянно развивается, становится более разнообразной, кроме гостиничного бизнеса, она включает и другие направления: ресторанный бизнес, событийный и развлекательный менеджмент, эко-туризм, казино и тематические парки, банковское дело и консалтинг, индустрию развлечений, концертную деятельность, транспорт (авиа, круизный, ж/д и пр).
У студентов вузов есть большой выбор специализаций, в которых они могут стать лидерами и успешными профессионалами в широкой области – от маркетинга, бухучета до финансов и управления персоналом.
Кроме того, это универсальное образование, которое пригодится в любой сфере, даже если студент решит сменить род занятий. Знания, навыки и опыт, полученные во время учебы, применимы во многих сферах.
5. Возможность найти работу в любой точке мира
Обучение в любом иностранном вузе – это всегда погружение в новую среду. Но в сфере гостеприимства обычно еще более интернациональная атмосфера, чем в других институтах. Здесь преподают профессора практически со всего мира, учатся студенты из более чем 100 стран. И это значит, что большое путешествие и знакомство с географией начинается сразу на первой же лекции в вузе.
Ну а дальше открывается безграничный мир возможностей. Во время учебы можно уехать на стажировку в любую точку света. А уже после окончания вуза международный диплом и знание английского позволят начать карьеру где угодно – в современном мегаполисе или на тропическом острове, в европейской столице или на горном курорте. Более того, карьеру можно выстроить так, что часовой пояс и вид из окна будут меняться каждый год.
6. Российские студенты особенно востребованы
Сегодня знание русского языка является конкурентным преимуществом — как минимум, российские бизнесмены по-прежнему активно путешествуют, проводят переговоры и встречи за границей, а значит остаются потребителем услуг индустрии гостеприимства. Поэтому востребованность наших студентов, получивших образование в данной сфере, на международном рынке очень высока. По словам преподавателей, учащиеся из России зарекомендовали себя лучшим образом: они целеустремленные, трудолюбивые и готовы развиваться в профессиональном плане.
Кроме того, сейчас не только во всем мире востребованы российские специалисты. В России активно развивается внутренний туризм и не хватает профессионалов с международным образованием. Из-за кризиса наши соотечественники стали меньше ездить за границу, но ждут от отдыха того же уровня качества и сервиса, к которому привыкли. Его могут обеспечить специалисты мирового уровня, получившие образование в сфере гостеприимства.
7. Бесплатная помощь при поступлении
Образовательная компания IQ Consultancy, партнер институтов гостеприимства в России и СНГ, оказывает бесплатную помощь абитуриентам на всех этапах подготовки к зачислению в вузы. Эксперты компании помогают выбрать образовательную программу и вуз, оформить необходимые документы и визу, написать мотивационное письмо и подтянуть уровень английского языка. Всем абитуриентам, планирующим поступить в вузы в 2016 году, компания предлагает бесплатные подготовительные курсы английского языка по программе Hospitality.
Отрасли экономики: сервис и туризм
Какое направление обучения выбрать? В какой сфере экономики работать? Какова ситуация в области сервиса и туристической отрасли сегодня? Какой колледж выбрать для обучения?
Что такое сервис как отрасль экономики страны
Что входит: гостиничный и ресторанный бизнес, туристические компании, ремонтные мастерские, почтовые службы и службы доставки, салоны красоты, бюро переводов, экскурсионные бюро, event-агентства, сервисы аренды транспорта и квартир.
Примеры профессий: управляющий отелем, администратор гостиницы, аниматор, официант, почтальон, страховой агент, горничная, гид, хостес, парикмахер, стилист, переводчик, дрессировщик, детектив, курьер, специалист по уходу, няня.
Сфера услуг сегодня
Если говорить о туристической отрасли отдельно, то в России она бурно развивается. Среди европейских стран Россия занимает 9 место по количеству иностранных туристов. Россия привлекает своей культурой и природой 25 млн. туристов ежегодно. Внутренний туризм тоже развит. Доход от отрасли составляет 3,4% от российского ВВП.
Уровень зарплат
Позитивный момент работы в этой отрасли – это разнообразие возможных ролей и простор для самореализации. Например, можно быть «самозанятой» няней или экскурсионным гидом и получать
✔ от 20 до 60 тыс. рублей в месяц.
Можно открыть свою компанию по подбору персонала, химчистке или ремонту обуви. В этом случае
✔ доход зависит от ваших предпринимательских способностей.
А еще вы можете работать в крупной компании – администратором ресторана или отельным гидом за границей с зарплатой
✔ от 50 до 150 тыс. рублей.
Будущее сферы
Как развиваться в сфере сервиса
Если вы хотите работать в сервисной или туристической компании, необходимо не только хорошо разбираться в сервировке, приготовлении еды, косметологии и др., но и много общаться, уметь сглаживать конфликты и находить компромиссы с людьми.
Поэтому важно:
✎ Изучать иностранные языки в школе и не прогуливать технологию.
✎ Попробовать себя в будущей профессии еще в школе: поработать няней, экскурсоводом, официантом, чтобы понять, насколько комфортно и интересно вам взаимодействовать с коллегами и клиентами.
✎ Посетить дни открытых дверей в колледжах и институтах, где готовят специалистов выбранной профессии.
Топ-5 колледжей для начала карьеры
Профессиональный путь к большинству профессий в сфере обслуживания стоит начинать именно с СПО.
Лучшие колледжи Москвы, которые готовят специалистов в туристической отрасли и дают необходимые практические навыки:
- • Колледж РГСУ
• Московский технологический колледж питания при РЭУ им Г.В. Плеханова
• Колледж РГУ им. А.Н.Косыгина
• Колледж легкой промышленности
• Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Желаем вам самореализации!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.