что лучше воспитатель или старший воспитатель
«Просто большие человеки»: Интервью с воспитателем детского сада
С детьми не сложно работать, сложно работать с родителями
Работа воспитателя — кропотливый и каждодневный труд, требующий много любви, терпения, сил и полной самоотдачи. Нужно уметь быть и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником-учителем для малышей. Надо уметь выслушивать просьбы 25 (а то и больше) детей и на все оперативно реагировать. Не каждый человек, получив эту специальность, сможет работать в детском саду. У Василия Сухомлинского есть замечательные слова: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
В преддверии профессионального праздника главный редактор «МК в Рязани» встретилась с воспитателем детского сада № 143 Юлией Сафроновой, которая на протяжении 10 лет дарит частичку своего сердца и души малышам.
Юлия Викторовна Сафронова/фото из личного архива
Мне нужно было устроить в детский сад свою дочь
Попадание Юлии Викторовны в профессию было не очень оригинальным: как и многие она пришла в детский сад из-за ребенка. Работа далась учителю математики очень сложно, за полгода накопилась усталость и появилось твердое желание уйти. Смена места жительства, перевод дочки в другой сад и … увольнение из дошкольного учреждения. Наша героиня устроилась экономистом. Буквально через пару месяцев она поняла, что постоянная работа за компьютером – не для нее, она должна быть в детском саду, где каждый день не похож на предыдущий, где десятки горящих детских глаз с нетерпением ждут тебя, чтобы рассказать об увиденном, поиграть в интересную игру.
По ее мнению, в детском саду посторонних быть не должно: люди, не заинтересованные в этом деле, надолго здесь не задерживаются. Это работа по призванию.
Воспитание детей – воспитание себя
Раньше дети были другие
Комментируя вопрос детской жестокости, о которой мы порой слышим из новостей, Юлия Викторовна рассказала случай из собственной практики:
– Я проводила собрание, на котором попросила родителей не учить детей давать сдачу. Ответ меня просто убил: «Пусть дают сдачу, сейчас жизнь такая».
Также, по словам воспитательницы, порой нынешние дети думают, что любовь родителей к ребенку измеряется в игрушках. Одному мальчику сверстники заявили, что мама с папой его не любят, так как они не покупают машинки.
Игровая математика
В этом году наша героиня стала победителем сначала муниципального этапа, а затем и регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2020» с проектом авторской педагогической системы «Математика вокруг нас». Юлия Викторовна помогает малышам постигать науку на примерах из обычной жизни. Теперь она представит Рязанскую область на федеральном конкурсе.
С бандой один на один
С детьми не сложно работать, сложно работать с родителями
В детских садах сейчас проводятся тренинги, родительские собрания. Мамам и папам говорят о вреде компьютерных игр, просят не давать дорогие игрушки ребенку и мобильные телефоны.
Просто большие человеки
Как рассказала Юлия Викторовна в работе воспитателя каждый день не похож на другой. Дети, как говорится, не устают удивлять. Мы попросили вспомнить какой-нибудь забавный случай из детского сада.
В группе остался один мальчик. Когда Юлия Викторовна одевала ребенка на вечернюю прогулку, ей позвонила сменщица (вторая воспитательница). После разговора мальчик с серьезным видом спросил:
– Яся с Макаром? (Это дети из группы мальчика – прим.).
– А что они у вас воспитатели? А кто тогда я и Екатерина Константиновна?
– Вы? Вы просто большие человеки.
Пандемию пережили тяжело
А после пандемии малыши в саду дружно распевали «Шашлык запретили, мы на карантине».
Профессия – воспитатель
По мнению Юлии Сафроновой, воспитатель – это, прежде всего, человек любящий детей, профессионал в своем деле, внимательный к проблемам ребенка и его родителей, интеллигентный и доброжелательный. Он не может себе позволить быть мрачным, раздражительным, нести негатив.
Наша героиня отмечает, что сейчас труд воспитателей и учителей оплачивается хорошо. В детском саду № 143 нехватки кадров нет, все группы укомплектованы. Коллектив опытный, возрастной, молодежи маловато. Люди работают по 20-25 лет. Юлия Викторовна в разговоре о профессии воспитателя сделала комплимент Рязанскому педагогическому колледжу, который, по ее мнению, готовит прекрасные кадры для детсадов. Выпускницы хорошо знают методику проведения занятий, психологию ребенка.
Старший воспитатель. Плюсы и минусы профессии
Детский сад в наше время – это государственное или частное образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность по присмотру, уходу, оздоровлению и воспитанию наших детей в возрасте до 7 лет. В ДОУ работают нянечки, воспитатели, методисты и руководящие сотрудники.
Должность старшего воспитателя – это следующая карьерная ступень для воспитателей детского сада. В статье мы разберем обязанности этой профессии, ее плюсы и минусы, а также поговорим о том, какие есть способы получить эту специальность.
Обязанности старшего воспитателя
Старший воспитатель должен осуществлять качественное руководство деятельности менее опытного педагогического состава детского сада. Его функции прописываются в должностной инструкции. Мы расскажем об основных из них.
Планирование и реализация образовательного процесса в соответствии с программой, установленной государством. Обычно старший воспитатель формирует план на весь учебный год.
Контроль за деятельностью педагогического состава. Осуществляется в текущем и итоговом режиме. Это не означает, что старший педагог постоянно смотрит за работой других воспитателей, он имеет право организовать удобный для себя процесс наблюдения и форму отчетности и посещать группу с контрольным визитом, к примеру, один раз в месяц.
Проведение мониторинга результатов (постановка целей, подбор методики оценок). Проверку динамики развития детей осуществляют рядовые педагоги, после чего отдают итоговые результаты для отчетности старшему воспитателю.
Взаимодействие с родителями – консультации, помощь в осуществлении воспитательного процесса, решение возникающих вопросов.
Проведение педсоветов и общественных мероприятий для педагогов и детей.
Оказание методической помощи в обучении сотрудников. Это и выдача пособий, и закрепление за начинающим педагогом более опытного сотрудника, и проведение оценки актуальности компетенций педсостава ДОУ.
Деятельность старшего воспитателя в современном ДОУ
Стремительный рост развития образования в нашей стране безусловно отражается и на деятельности современных детских садов и его сотрудников. Должность старшего воспитателя предполагает, что он обязан быть в курсе всех актуальных нововведений в системе детского образования. Поэтому так важна будет способность личности старшего воспитателя к анализу, чтобы иметь возможность не только оценить качество образовательной литературы, но и суметь выбрать именно ту информацию, которая подойдет для работы конкретного дошкольного учреждения.
Знание современных технологий поможет оперативно вести всю необходимую отчетную документацию, систематизировать информацию, следить за достижениями детей и оформлять презентации. Все эти действия старший воспитатель должен не только уметь выполнять сам, но и обучить им менее опытных сотрудников ДОУ.
Итак, из всего вышесказанного следует, что в наши дни старший педагог/методист – это, прежде всего, эксперт-аналитик, новатор, который умеет работать в многозадачном режиме, организовать результативную и экспериментальную деятельность в своем детском саду, знает о новых информационных технологиях, способен слушать и слышать людей.
Плюсы профессии
Помимо самого главного преимущества – погружения в мир детства, – профессия старшего воспитателя имеет множество и других плюсов.
Она статусная и престижная, руководителю есть за что себя уважать.
Предполагает стабильную заработную плату.
Дает возможность контролировать своего ребенка в ДОУ.
В большинстве детских садов бесплатно кормят персонал.
Работникам госучреждений становятся доступными все льготы.
Профессия старшего воспитателя востребована на рынке труда.
Специалист в области педагогики получает возможность раннего выхода на пенсию (после 25 лет стажа).
Старший воспитатель – это интересная должность, не предполагающая рутины и однообразия.
Возможно постоянное самосовершенствование и самообразование из-за регулярного внедрения новшеств.
Контроль за менее опытными сотрудниками способствует собственной дисциплинированности и стремлению к знаниям.
Трудности, с которыми сталкиваются старшие воспитатели
Повышение до должности старшего воспитателя (методиста) – это признание начальством ДОУ вашего педагогического опыта, способностей к руководству и управлению персоналом. Поэтому главной сложностью является высокая степень ответственности, ведь именно со старшего воспитателя будет спрос по верному ведению документации, грамотной деятельности педагогического состава и результатам обучения и развития детей в условиях детского сада.
Старший воспитатель наравне с руководителем отвечает за жизнь и здоровье дошкольников, поэтому возможен риск эмоционального выгорания.
Работа в тесном контакте с начальством также предполагает серьезное напряжение, ведь постоянно ощущать на себе контроль не так-то просто.
Специалист может столкнуться со сложностями в управлении коллективом – у всех педагогов индивидуальный темперамент и характер.
Старший воспитатель должен быть стрессоустойчивым, хорошо ориентироваться в психологии, потому как в процессе работы придется решать множество проблемных вопросов и общаться с разными людьми, не всегда приятными и дисциплинированными.
А вот самому специалисту придется тщательно следить за своей организованностью, без этого качества в принципе невозможно руководить людьми.
Кто может получить эту должность
Среднее педагогическое образование даст возможность соискателю претендовать на должности: помощника воспитателя, младшего воспитателя, воспитателя. Чаще всего, эти специалисты работают в саду несколько лет, участвуют в мероприятиях, пробуют писать образовательные программы, а после пяти лет такой деятельности могут получить повышение до старшего воспитателя. В некоторых коммерческих ДОУ этот срок незначительно сокращается.
В соответствии с законодательством старшим воспитателем (методистом) имеют право работать люди, имеющие диплом педагога и прошедшие программу профессиональной переподготовки.
15 советов старшему воспитателю
Мы собрали для вас 15 советов, которые помогут оставаться успешным руководителем, качественно выполнять обязанности старшего воспитателя и, главное, получать удовольствие от своей работы.
Старайтесь учиться постоянно, осваивайте новые методики руководства коллективом. Нет предела совершенству!
Не забывайте, что вы – пример для всего педагогического персонала! Вы должны быть воспитанным и не терять уровня компетенций.
Ставьте подчиненным конкретные задачи.
Принимайте решения только в спокойном состоянии, спешные распоряжения вряд ли будут безошибочными.
Старайтесь расположить людей к себе, такое умение – это залог сплоченного коллективного труда.
Всегда хвалите педагогов за их успехи, поощрение даст веру в себя и быстрые результаты в вашем общем деле.
Требовать – тоже нужно уметь. Дисциплинированность сотрудников даст слаженность работы всего педагогического коллектива.
Убедительные доводы дают лучший результат, нежели необоснованный приказ.
Применяйте индивидуальный подход к каждому воспитателю.
Учитесь видеть, прежде всего, хорошее в подчиненных.
Не критикуйте педагогов публично.
Не повышайте голос! Самообладание и терпеливость – лучшие помощники руководителя.
Не делите свой коллектив на «плохих и хороших» воспитателей, постарайтесь относиться ко всем с равной степенью уважения и доброжелательности.
Доверяйте, но проверяйте. Контроль – это ведь и есть ваша работа.
Будьте терпимы к критике в коллективе. Если не согласны с мнением сотрудников о себе – докажите обратное на деле.
Надеемся, что эти советы помогут вам создать отличные условия и благоприятную атмосферу в педагогическом коллективе. Помните, что от работы и знаний воспитателей зависит не только уровень развития наших детей, но и то, насколько они будут счастливы в детском саду.
СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ
НАСТОЛЬНАЯКНИГА
СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
Документация
Старшего воспитателя,
Работа с кадрами
УДК 373.2 ББК 74.104 КТК4110 Е50
ПРЕДИСЛОВИЕ
Елжова Н.В.
Е50 Настольная книга старшего воспитателя: документация старшего воспитателя, работа с кадрами / Н.В. Елжова. — Ростов н/Д : Феникс, 2013. — 221, [1] с. — (Сердце отдаю детям).
Вы стали старшим воспитателем или методистом, как нас до сих пор называют в дошкольных учреждениях. Квалификационные требования у должностей «воспитатель» и «старший воспитатель» одинаковы, но содержание работы разное. Должность старшего воспитателя напоминает деятельность заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе.
Теперь ваша работа будет тесно связана с коллективом педагогов, работой по приказам ДОУ и вышестоящих организаций, заключением договоров с учреждениями и другой деятельностью, которой вы раньше никогда не занимались, работая воспитателем. «С чего начать?» — этот вопрос задают себе начинающие методисты (старшие воспитатели), его задавал себе и автор этой книги 20 лет назад, когда стал старшим воспитателем. Данная книга поможет постичь азы выбранной вами профессии, а опытным старшим воспитателям познакомиться с методической работой другого дошкольного i учреждения.
УДК 373.2 ББК 74.104 |
Елжова Н.В.,2012 ООО «Феникс», оформление, 2013 |
Вы стали старшим воспитателем. Это признание вашего педагогического опыта, таланта, умения руководить и управлять педагогическим коллективом. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли писал: «Управлять — это значит верить». Верить в себя, в людей, в свое дело, в его успех. Руководить — это значит заставлять делать правильные шаги, а управлять — помогать их делать.
Как оправдать доверие руководителя и педагогического коллектива? Как показать себя профессиональным работником?
Методист, старший воспитатель, воспитатель-методист, технолог образовательного процесса — определения одной и той же должности. В разное время нашу должность называли по-разному. Но воспитатели называют нас методистами. А методист — это специалист по методике. Ему необходимо знать методику, теорию и практику педагогического процесса. Работа методиста — это планы, диагностические карты, самоанализы, отчеты, педчасы, педсоветы, приказы вышестоящих организаций, городские мероприятия и конкурсы. Надо все успеть.
Рядом с вами работают педагоги, которые будут помогать вам в реализации намеченных мероприятий. Но они не только педагоги, а еще и женщины. А самое трудное в управлении — руководить женским коллективом. За рубежом на должности управляющих женским коллективом назначают мужчин и повышают им зарплату. Психологи отмечают, когда женским коллективом руководит мужчина, среди женщин уменьшается число конфликтов. Я наблюдала изменения в коллективе педагогов, когда среди наших сотрудников появился мужчина — охранник. Даже те
Настольная книга старшего воспитателя
воспитатели, которые не пользовались косметикой, начали приходить на работу с макияжем.
Если в коллективе работают одни женщины, знайте, что будут происходить интриги. Трудно управлять коллективом, если у вас и большей части педагогов разный темперамент. Значит, скорость совместных дел будет разная и это надо учитывать.
Помните, что с вами работают воспитатели, но они еще являются мамами, женами, бабушками. И у них бывают проблемы дома. Есть такая закономерность: если у женщины в семье порядок, то будет порядок и на работе. А у мужчин, наоборот, если порядок на работе, значит, будет порядок и в доме. Поэтому старший воспитатель должен быть еще и психологом, чтобы вовремя помочь своим воспитателям. Если женщина изложила свою проблему, ей уже стало легче. Умейте найти вовремя доброе слово, как известно — оно лечит.
Я хочу привести интервью одного старшего воспитателя, когда она уходила на заслуженный отдых.
— Мечтали ли Вы работать методистом?
— Нет. Я мечтала стать воспитателем.
— Почему же Вы стали старшим воспитателем?
— Я хорошо работала воспитателем. Потом заведующая
уговорила меня стать методистом.
— Я знаю, что Вас приглашали на заведование ДОУ.
Почему отказались?
— Это не мое. Я замещала руководителя. Это приказы,
сантехника, вечно текущая кровля. И никакого твор
чества. Скучно!
— Какие черты характера нужны методисту?
— Человечность, любознательность, требовательность,
честность, справедливость.
— Ваши пожелания начинающим коллегам.
— Оставаться всегда Человеком. Много читать, ибо
педагогический рынок пересыщен дошкольной ли
тературой. Быть требовательным и справедливым,
постоянно находиться в творческом поиске. Мето
дист, работая в женском коллективе, должен быть
еще и психологом. О любви к детям и воспитателям можно не напоминать.
Старший воспитатель (методист) — это заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе. Работает в тесном контакте с руководителем и под его руководством. Оба несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, за всестороннее развитие всех групп детей и каждого ребенка в отдельности. Он создает условия для творческого роста и повышения квалификации педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности. В центр всей образовательной работы учреждения этот специалист ставит не планы, программы, методики и технологии, а ребенка и его развитие.
Из нашего детского сада за два года старшими воспитателями ушли работать четыре педагога. И уходя, они спрашивают: «С чего начинать? Вы нам поможете?» Когда уходят воспитатели на повышение, мне жаль с ними расставаться, потому что в каждого из них вложила часть своей души. Но всегда им говорю: «Счастливого пути! Вам надо расти» и отпускаю их с легким сердцем.
Я вспоминаю себя, когда меня уговорили стать старшим воспитателем: и радость, что это другая работа, и смятение, а с чего начать? Я вспоминаю свой первый рабочий день, когда меня руководитель привел в методический кабинет и сказал: «Разбирайте бумаги. Приводите все в порядок». Неделю разбирала множество шкафов, забитых рукописными бумагами. Компьютеров не было, не было и печатной машинки. Разобрала. А что дальше?
В этой книге я хочу ответить на вопросы, которые задают все начинающие старшие воспитатели.
Советы старшему воспитателю
СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ
1. Известная пословица советует: «Век живи — век
учись». Учитесь искусству руководства постоянно.
Находитесь в постоянном творческом поиске: со
вершенствуйте стиль своей работы, анализируйте
и устраняйте недостатки. Ищите новые методы
и формы руководства коллективом.
2. Помните, вы являетесь примером в работе для всего
коллектива: вы должны быть компетентны в своей
деятельности и обладать высокой культурой.
3. В работе ставьте конкретные цели и задачи, направ
ленные на совершенствование образовательного про
цесса.
4. Учитесь быстро принимать решения, но в спокойном
состоянии. Ибо решения, принятые в спешке, приво
дят к ошибкам.
5. Умейте нравиться людям, это облегчит сплочение
коллектива.
6. Не забывайте хвалить педагогов за их достижения
и успехи. Это укрепляет веру в себя.
7. Научитесь делегировать свои полномочия коллекти
ву. Ваша главная цель: уметь правильно руководить.
9. Не приказывайте воспитателям, а убеждайте, проси
те, разъясняйте.
10. Используйте индивидуальный подход к каждому чле
ну своего коллектива.
11. Оценивайте людей по их делам и поступкам, а не слу
хам. Главный путь познания педагога — наблюдение
и анализ его деятельности.
12. Анализ начинайте с положительного. Умейте видеть
хорошее в каждом педагоге.
13. Помните, публичная критика не нравится никому.
14. Будьте терпимы, никогда не теряйте чувство собст
венного достоинства и самообладания. Крик — это
признак слабости, а не силы.
15. Не забывайте дарить улыбки, это так просто! Улыбка
обладает свойством возвращаться к тому, кто ее по
дарил.
16. Все члены коллектива для вас должны быть равны. На
личие «хороших» и «плохих» воспитателей — слабость
руководителя и его неспособность к руководству.
17. Запомните, оптимисты живут долго и являются дви
гателями прогресса.
18. Будьте терпимы к критике. Если она несправедлива,
то докажите это делом.
19. Научитесь правильно планировать свою работу,
не забывая о резерве времени.
20. Помните, точность — вежливость королей. Будьте
сами точны и требуйте этого от своих подчиненных.’
21. Доверяйте, но проверяйте, так как функция контроля
очень важна для повышения качества педагогическо
го процесса.
22. Не забывайте о том, что труднее всего руководить
женским коллективом. Будьте не только руководите
лем, но и психологом.
23. Горите на работе, но не сгорайте. Пусть огонь вашей
души освещает путь всего коллектива.
24. Помните, что самая большая ценность — умно оце
нить опыт мудрых, взять себе в дорогу жизни то,
о чем никогда не следует забывать:
«— Самый большой грех — страх.
— Самый лучший день — сегодня.
— Самый лучший город, где живешь, преуспеваешь.
— Самая лучшая работа — та, которую любишь.
— Самая большая утрата — потеря надежды.
— Самая большая слабость — ненависть.
— Самая нелепая черта характера — сомнение.
— Самый опасный человек — лжец.
— Самая большая потребность — общение.
— Самое большое богатство — здоровье».
(Из книги «Здоровьесберегающие технологии» И. В. Чупах, Е.З. Пу-жаева, И.Ю. Соколова)
Настольная книга старшего воспитателя
Иеще один совет. Напечатайте для себя список дней рождения ваших педагогов. В день рождения воспитателя с утра зайдите в группу и поздравьте его совместно с детьми. Это всегда приятно, когда о тебе помнят.
И пусть эта молитва великого педагога помогает вам в вашей работе.
Молитва воспитателя
Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю бесчисленных вздохов.
Не бью низкие поклоны.
Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе в милость.
Не прошу почестей. Нет у меня мыслей-крыльев, которые вознесли бы
Песнь мою в небеса. Слова мои не красочны и не благовонны — не цветисты.
Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи,
с сердечной просьбой.
Ибо есть у меня драгоценность,
которую не хочу доверить брату-человеку.
Боюсь — не поймет, не проникнется,
пренебрежет, высмеет. Всегда перед Тобой я — смирейнейший из смиренных,
Но в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда говорю с тобой тишайшим шепотом,
Но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную.
Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги,
благослови их усилия. Нелегким путем их направи, но прекрасным.
А взалог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль.
Печаль и труд.
,’:, Януш Корчак