что лучше всего описывает проблему редкости ресурсов
Невозобновляемые ресурсы никогда не закончатся
В современных дискуссиях об источниках энергии наблюдается удивительная путаница. Проблема редкости ресурсов рассматривается в соответствии с геологическими, а не экономическими критериями, соответственно, источники энергии и некоторые виды сырья считаются либо “возобновляемыми”, либо “невозобновляемыми”, и первое почему-то считается гораздо более предпочтительным, чем второе.
Все мы слышали ту или иную версию такой истории: использование невозобновляемых источников энергии и добыча невозобновляемых металлов — это то, что стимулировало промышленную революцию и это то, что обеспечило рост наших нынешних богатых обществ и экономик — но эти ресурсы физически ограничены и конечны, они “закончатся”, а их использование “неустойчиво” (значение этого термина тоже далеко не ясно).
В тривиальном смысле это, конечно, верно: антикапиталистические экологи формально правы относительно отсутствия “Планеты B” и невозможности бесконечного роста материального потребления. Но это “совершенно неважно”, как сказал бы Тим Уорстолл. Сравнивая использование ограниченных ресурсов с едой в холодильнике, Уорстолл создал “ошибку завтрака в холодильнике” — убежденность в том, что, как только мы съели сегодняшний завтрак из холодильника, его уже нет и, следовательно, завтраков вообще больше нет:
В этом первом случае мы согласились бы с Уорстолом: поедание завтрака означает, что его больше нет в холодильнике. Мы также согласны с тем, что Уорстол сумасшедший, потому что мы понимаем, что существует огромная индустрия, задача которой — делать так, чтобы завтрак всегда был в холодильнике до 7 утра.
Конечно, как и в случае еды в холодильнике, “неустойчивое” расходование сырья означает, что мы исчерпаем его. Но точно так же, как и в случае продуктов в холодильнике, мы пополняем необходимое нам сырье, делая “неустойчивое” потребление продуктов питания вполне устойчивым. Как это может быть?
Поскольку вряд ли кто-то, кто не является экономистом, поверит такому контринтуитивному утверждению, давайте рассмотрим его подробнее.
Почему не закончатся невозобновляемые ресурсы
В 1944 году мировые разведанные запасы нефти составляли 51 млрд баррелей нефти. В 2018 году доказанные мировые запасы нефти составляли почти 1500 миллиардов (по оценкам BP 1730 миллиардов), то есть примерно в тридцать раз больше, чем в 1944 году, и это несмотря на довольно хороший аппетит на нефть, который демонстрировало человечество в течение семи с лишним десятилетий между ними. Любой, кто верит в наивную теорию истощения ресурсов, должен недоверчиво спросить себя — как это может быть?
Очень просто: мы нашли больше нефти.
Рынки с четко определенными правами собственности используют цены и мотивацию прибыли для управления распределением ресурсов, включая, в данном случае, инвестиционные ресурсы, которые идут на разведку нефти или добычу металлов. Рынки используют цены, чтобы передавать информацию о наличии сырья в настоящем и будущем — с помощью инноваций, которые позволяют нам находить, извлекать и использовать его более эффективно, и замещения, которое помогает регулировать нашу потребность в нем.
В любой данный момент времени существует некоторое количество нефти в хранилищах, некоторое количество доказанной (но еще не добытой) нефти в земле, некоторые вероятно существующие карманы нефти и природного газа, поисками которых заняты геологи различных предприятий, — и большой запас нефти неизвестного объема и месторасположения. Все эти действия (использование, распределение, хранение, добыча, поиск) управляются и регулируются рыночной ценой на нефть. Когда, как предполагает теория истощения ресурсов, мы исчерпаем наши известные запасы нефти и сырья, их рыночные цены повысятся, что станет сигналом для всех участников рынка. Затем происходят три вещи:
При более высоких рыночных ценах станут доступны ранее неэкономичные скважины (или известные карманы нефти, которые ранее были слишком дороги для добычи). Не физически доступны — они всегда были на своих местах — но экономически доступны. То, что известно как революция сланцевого газа, является прекрасным примером такой ситуации.
При более высоких рыночных ценах потребители сократят использование и начнут нормировать нефть — возможно, переходя на менее мощные автомобили или повышая энергоэффективность своих домов.
Переработка материалов становится прибыльным делом, когда рыночные цены на материал растут. Медь, уже используемая в линиях электропередачи, может быть заменена на относительно более дешевый материал, а сама медь переработана для перепродажи в другие производственные линии. Это может не сработать так же хорошо для горючих веществ, как нефть, где потребление изменяет химический состав материала — хотя инициативы по улавливанию углерода предполагают, что это возможно.
Недавняя статья Bloomberg резюмирует этот момент:
Экономисты учат нас, что ресурсы не просто заканчиваются. Когда что-то становится дефицитным, его цена растет, вызывая поиск новых источников или обнаружение заменителей.
Хотя это правда, что Земля как таковая имеет конечное количество нефти, меди или железной руды, доля этих запасов, которая фактически обнаружена, неизвестна — и останется неизвестной, по крайней мере, пока мы не найдем последнюю доступную каплю. Но даже если бы весь мировой запас нефти или меди был аккуратно собран в один большой фиксированный пул, как предположил Гарольд Хотеллинг в 1931 году, ресурсы все равно не закончатся. Второй пункт из списка выше, работающий через механизм цен, все равно будет функционировать и аккуратно распределять наше использование, стимулируя принятие заменителей.
… и почему закончатся возобновляемые
Замечательный контраст со сказанным выше — это почтение, с которым часто относятся к так называемым возобновляемым источникам энергии, то есть источникам энергии, которые не заканчиваются. Идеальный пример — это солнце, непрерывно снабжающее Землю количеством энергии большим, чем нам когда-либо понадобится. Другие примеры включают использование природных процессов, начиная от океанских приливов, ветра или вулканической активности и заканчивая ростом лесов или размножением животных. Некоторые из них действительно “возобновляемы” в том смысле, что их источники никогда не заканчиваются (ветер, тепло, океан, солнце), но их энергия поставляются только вместе с хорошо известными проблемами улавливания, масштабирования, хранения и распределения.
Другие возобновляемые источники энергии заканчиваются; реки высыхают и разрушаются от возведения на них “возобновляемых” плотин; леса, эвфемистически называемые “биомассой”, вырубаются и “возобновляются” для сжигания в качестве топлива — но на самом деле полагаться на них, как на современный источник энергии означает полную вырубку лесов; китобойный промысел ради китового жира нашел свой “возобновляемый” экологический предел в 1860-х годах, когда закончились легко доступные киты (читай: были убиты). Даже использование ветра, бесконечного источника энергии, вполне может столкнуться с подобными ограничениями. Игнорируя технические проблемы хранения и распределения, упомянутые выше, при коэффициентах мощности 35% нам потребуется почти 500 миллионов стандартных турбин 3 МВ, чтобы получать энергию ветра для покрытия 10% текущих мировых потребностей в энергии — это в 1200 раз больше ветряков, чем существует в мире в настоящее время. Не возобновляемое физическое пространство может закончиться.
Таким образом, несмотря на то, что у нас физически ограниченная планета и геологически ограниченное количество, скажем, редкоземельных металлов (или чего бы то ни было, что может вызвать в воображении последняя версия экологической истерии), экономический взгляд на вещи состоит в том, что невозобновляемые ресурсы на самом деле не закончатся. В своей чрезвычайно популярной книге 1981 года “Бесконечный ресурс” Джулиан Саймон навсегда изменил способ, которым многие люди думают о ресурсах и сырье. Саймон указал, что
В течение всей истории, вплоть до этого момента, медь и другие минералы становились все менее редкими, а не более дефицитными, как предполагает теория истощения … природные ресурсы не являются конечными в каком-либо значимом экономическом смысле, каким бы ошеломляющим не выглядело это утверждение.
Оценка Саймона, сделанная почти сорок лет назад до сих пор звучит правдоподобно: сырья стало больше, а не меньше — вопреки теоретикам истощения, которым так легко поверить. В то время как возобновляемые источники энергии истощаются — часто из-за недостаточных прав собственности — невозобновляемые ресурсы — нет. Таким образом, вывод о том, что сырья осталось максимум на сто лет, можно перефразировать следующим образом: сжигайте все, что хотите, — мы найдем больше.
Курс Джеффри Кеннеди «Торговля по линии: Как использовать линии тренда, чтобы выявлять развороты и двигаться по трендам» (бесплатный доступ до 14 июля здесь)
Теперь настольную книгу волновиков «Волновой принцип Эллиотта» можно найти в бесплатном доступе здесь
И не забывайте подписываться на мой телеграм-канал и YouTube-канал
Если находите статью интересной, ставьте плюсики и добавляйте в избранное.
ТЕСТ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ. КПВ»
1.Альтернативная стоимость новой больницы – это:
а) деньги на оплату сотрудникам новой больницы;
б) затраты на строительство новой больницы в текущих ценах;
в) школа, от которой пришлось отказаться в пользу строительства новой больницы;
г) цена экономических ресурсов, используемых в строительстве.
2. Если в государстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта:
а) может быть произведено только частным предприятием, а не государством;
б) может быть произведено при сокращении производства каких-либо других товаров;
в) может быть произведено только при общем снижении цен;
г) не может быть произведено.
3. Что имеют в виду, утверждения, что каждая экономика сталкивается с фактором ограниченности ресурсов:
а) бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;
б) с ограниченностью сталкиваются бедные страны, богатые же смогли преодолеть эту проблему;
в) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.
г) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.
4. Допустим, вы победители в спортивном соревновании, Вам предоставляется возможность выбора одного из трех призов: футбольный мяч, коньки и ракетка. Вы выбрали мяч, т. к. ракетка и коньки у вас уже есть. Альтернативная стоимость вашего решения:
а) ракетка и коньки, от которых вы отказались;
б) отсутствует, так как мяч достался вам бесплатно;
г) лучшее из того, чем вы пожертвовали, сделав выбор:
или ракетка, или мяч.
5. После окончания школы Иван может устроиться на работу и получать 20 тыс. р. В год или пойти учиться в институт и платить за обучение 8 тыс. р. В год. Какова альтернативная стоимость обучения в институте:
а) 28 тыс.р.; б) 20 тыс. р.; в) 8 тыс. р.; г) 0 тыс. р.
6. КПВ показывает различную комбинацию двух продуктов:
а) при неполном использовании ресурсов;
б) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;
в) изменении количества применяемых ресурсов.
7. Ограниченность – это проблема:
а) которая существует только в бедных странах и для бедных людей;
б) выживания на грани прожиточного минимума;
в) которая никогда не возникает;
г) любого человека и любого общества.
8. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось пожертвовать при выборе данного блага, называется:
а) альтернативная стоимость; б) предельная выгода;
в) ограниченностью; г) ценовая стоимость.
ТЕСТ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ. КПВ»
1.Альтернативная стоимость новой школы – это:
а) деньги на оплату преподавателей новой школы;
б) затраты на строительство новой школы в текущих ценах;
в) сумма годового налога;
г) больница, от которой пришлось отказаться в пользу строительства новой школы.
2. Фермер на своем поле может выращивать картофель и пшеницу. Если он засеет все поле картофелем, то соберет 400 т, а если пшеницей – то 100 т. Какова альтернативная стоимость 1 т пшеницы:
а) альтернативную стоимость точно установить нельзя, так как неизвестно, сколько посеяно пшеницы, а сколько – картофеля;
б) 4 т. картофеля; в) ¼ т. картофеля;
г) альтернативную стоимость определить нельзя, поскольку неизвестна цена.
3. что лучше всего описывает проблему редкости ресурсов?
а) в любой экономике всегда чего-то недостает;
б) ресурсов всегда не хватает для удовлетворения всех человеческих потребностей;
в) бедные страны в большей степени ощущают ограниченность ресурсов, чем богатые;
г) чем меньше какого-либо ресурса, тем он более редок.
4. Допустим, вы победили в викторине по экономике. Вам представлена возможность выбора одного из трех призов: магнитофона, принтера или телевизора, Вы выбрали принтер, так как магнитофон и телевизор у вас уже есть, Альтернативная стоимость вашего выбора:
а) телевизор и магнитофон, от которых вы отказались;
в) лучшее из того, чем вы пожертвовали, сделав выбор: или магнитофон, или телевизор;
г) отсутствует, поскольку достался бесплатно.
5. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:
а) ограниченность; б) альтернативную стоимость товара;
в) что производить; г) все перечисленное верно,
6. Сэнди Смит может после окончания школы устроиться на работу и получить 10 тыс. долл. В год или пойти учиться в колледже и платить за обучение 5 тыс. долл. в год. Какова альтернативная стоимость его обучения в колледже?
а) 0 тыс.долл..; б) 5 000 долл..; в) 10000 долл.; г) 15000 долл.
7. Ограниченность – это проблема, которая:
а) существует только в бедных странах; б) есть только у бедных людей;
в) есть у всех людей и обществ; г) никогда не возникает у богатых людей.
8. График, отражающий максимально возможный при данных условиях объём производства двух товаров, называется:
а) ограниченностью; б) альтернативной стоимостью; в) КПВ; г) безграничностью.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДВ-464039
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока
Время чтения: 1 минута
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
РЕДКОСТЬ РЕСУРСОВ
Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям людей. Развитие экономики существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить производственные возможности, например, средневекового и современного обществ. Несмотря на это проблема редкости ресурсов не снимается, поскольку связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми имеющимися потребностями. А потребности современного человека неизмеримо выросли со времен Средневековья.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
В результате ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство.
Например, значительная часть интеллектуального потенциала советских конструкторов направлялась на разработку военной техники, а на создание современных бытовых приборов средств не хватало. Это значит, что государство делало выбор между сферами использования ограниченных ресурсов, направляя их на достижение приоритетной для него цели (повышение обороноспособности).
С проблемой выбора сталкивались все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как изучение способа распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями.
ТРИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство.
Вопрос Что производить? никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: «Мы будем производить в необходимых количествах все блага, в которых есть потребность». Каждый раз общество, наталкиваясь на ограниченные ресурсы, вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.
Что лучше всего описывает проблему редкости ресурсов
ТЕСТ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ. КПВ»
1.Альтернативная стоимость новой больницы — это:
а) деньги на оплату сотрудникам новой больницы;
б) затраты на строительство новой больницы в текущих ценах;
в) школа, от которой пришлось отказаться в пользу строительства новой больницы;
г) цена экономических ресурсов, используемых в строительстве.
2. Если в государстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта:
а) может быть произведено только частным предприятием, а не государством;
б) может быть произведено при сокращении производства каких-либо других товаров;
в) может быть произведено только при общем снижении цен;
г) не может быть произведено.
3. Что имеют в виду, утверждения, что каждая экономика сталкивается с фактором ограниченности ресурсов:
а) бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;
б) с ограниченностью сталкиваются бедные страны, богатые же смогли преодолеть эту проблему;
в) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.
г) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.
4. Допустим, вы победители в спортивном соревновании, Вам предоставляется возможность выбора одного из трех призов: футбольный мяч, коньки и ракетка. Вы выбрали мяч, т. к. ракетка и коньки у вас уже есть. Альтернативная стоимость вашего решения:
а) ракетка и коньки, от которых вы отказались;
б) отсутствует, так как мяч достался вам бесплатно;
г) лучшее из того, чем вы пожертвовали, сделав выбор:
или ракетка, или мяч.
5. После окончания школы Иван может устроиться на работу и получать 20 тыс. р. В год или пойти учиться в институт и платить за обучение 8 тыс. р. В год. Какова альтернативная стоимость обучения в институте:
а) 28 тыс.р.; б) 20 тыс. р.; в) 8 тыс. р.; г) 0 тыс. р.
6. КПВ показывает различную комбинацию двух продуктов:
а) при неполном использовании ресурсов;
б) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;
в) изменении количества применяемых ресурсов.
7. Ограниченность — это проблема:
а) которая существует только в бедных странах и для бедных людей;
б) выживания на грани прожиточного минимума;
в) которая никогда не возникает;
г) любого человека и любого общества.
8. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось пожертвовать при выборе данного блага, называется:
а) альтернативная стоимость; б) предельная выгода;
в) ограниченностью; г) ценовая стоимость.
ТЕСТ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ. КПВ»
1.Альтернативная стоимость новой школы — это:
а) деньги на оплату преподавателей новой школы;
б) затраты на строительство новой школы в текущих ценах;
в) сумма годового налога;
г) больница, от которой пришлось отказаться в пользу строительства новой школы.
2. Фермер на своем поле может выращивать картофель и пшеницу. Если он засеет все поле картофелем, то соберет 400 т, а если пшеницей — то 100 т. Какова альтернативная стоимость 1 т пшеницы:
а) альтернативную стоимость точно установить нельзя, так как неизвестно, сколько посеяно пшеницы, а сколько — картофеля;
б) 4 т. картофеля; в) ¼ т. картофеля;
г) альтернативную стоимость определить нельзя, поскольку неизвестна цена.
3. что лучше всего описывает проблему редкости ресурсов?
а) в любой экономике всегда чего-то недостает;
б) ресурсов всегда не хватает для удовлетворения всех человеческих потребностей;
в) бедные страны в большей степени ощущают ограниченность ресурсов, чем богатые;
г) чем меньше какого-либо ресурса, тем он более редок.
4. Допустим, вы победили в викторине по экономике. Вам представлена возможность выбора одного из трех призов: магнитофона, принтера или телевизора, Вы выбрали принтер, так как магнитофон и телевизор у вас уже есть, Альтернативная стоимость вашего выбора:
а) телевизор и магнитофон, от которых вы отказались;
в) лучшее из того, чем вы пожертвовали, сделав выбор: или магнитофон, или телевизор;
г) отсутствует, поскольку достался бесплатно.
5. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:
а) ограниченность; б) альтернативную стоимость товара;
в) что производить; г) все перечисленное верно,
6. Сэнди Смит может после окончания школы устроиться на работу и получить 10 тыс. долл. В год или пойти учиться в колледже и платить за обучение 5 тыс. долл. в год. Какова альтернативная стоимость его обучения в колледже?
а) 0 тыс.долл..; б) 5 000 долл..; в) 10000 долл.; г) 15000 долл.
7. Ограниченность — это проблема, которая:
а) существует только в бедных странах; б) есть только у бедных людей;
в) есть у всех людей и обществ; г) никогда не возникает у богатых людей.
8. График, отражающий максимально возможный при данных условиях объём производства двух товаров, называется:
а) ограниченностью; б) альтернативной стоимостью; в) КПВ; г) безграничностью.