что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов

Сверка по налогам и взносам: что про нее нужно знать бухгалтеру

что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Смотреть фото что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Смотреть картинку что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Картинка про что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Фото что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов

В 2021 г. ФНС ввела новый, временный, порядок сверки по налогам и сборам (письмо от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990). Расскажем, как инициировать сверку с налоговой по новым правилам, а не ждать, пока налоговая сама это сделает.

Когда может возникнуть потребность в добровольной сверке

Организация запускает сверку, если хочет убедиться, что перечислила в бюджет все необходимые налоги и сборы и за ней нет задолженности.

Есть смысл сверяться, если организация переезжает (меняет ИФНС) либо ликвидируется или реорганизуется. Дело в том, что сейчас сверка в таких случаях не обязательна (приказ ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822). Но, например, при переезде у новой ИФНС могут возникнуть вопросы по расчетам с бюджетом. И будет дальновидным шагом заранее получить акт сверки в своей первой налоговой, чтобы подкрепить свою позицию не словами, а документом.

Что сверять

Максимальный период, за который можно сверить расчеты, — три календарных года.

Период должен непосредственно предшествовать году проведения сверки.

Как физически проходит сверка

Плательщик направляет в свою налоговую заявление по форме из письма ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644. Возможных способов подачи несколько:

Далее налоговая инспекция формирует сверку.

Если в заявлении не указали период сверки расчетов, ФНС сформирует результаты за период с 1 января текущего года по дату получения заявления.

Если в заявлении не указали КБК, по которым нужна сверка, ФНС проводит сверку по всем КБК, по которым были оплачены налоги, сборы и взносы.

ФНС может отказать в сверке, если:

Письмо-отказ в проведении сверки ФНС направляет в течение пяти дней со дня получения заявления на сверку, с обоснованием причины отказа.

Если данные организации отличаются от данных ФНС, то тогда налоговая сверяет данные из своих информационных ресурсов с данными из первичных документов организации.

Сколько времени занимает сверка

Раньше срок сверки составлял 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Если были разногласия, срок увеличивали до 15 рабочих дней. Это правило отменили.

Первичный акт сверки налоговая отправляет плательщику, как и раньше, в 30-дневный срок.

Если вы с чем-то не согласны, направляете в налоговую акт сверки с разногласиями. Ответ на свой акт получите в течение 30 календарных дней с даты его регистрации в ФНС.

Новый порядок не предусматривает каких-либо особенностей проведения сверки для крупнейших налогоплательщиков. Процедура едина для всех категорий. Перестало действовать требование об обязательной ежеквартальной сверке с крупнейшими налогоплательщиками.

Таблица «Какие документы можно получить от налоговой при сверке»

Документ

Назначение

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов

Чаще всего нужна для предоставления в сторонние организации. Ее могут запросить банк, организаторы тендера / госзакупок. \Из справки видно, имеется ли у организации задолженность перед бюджетом.

Если да, надо смотреть справку о состоянии расчетов с бюджетом

Справка о состоянии расчетов с бюджетом

Содержит информацию о том, по каким налогам, взносам, пеням или штрафам имеется задолженность и в каком размере

Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

Собственно итог сверки. Позволяет выявить налогоплательщику, перечислены ли необходимые суммы налогов и сборов, нет ли задолженности у организации, не начисляются ли организации штрафы и пени за неуплаченные вовремя налоги

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Как получить справку о состоянии расчетов с бюджетом

Справка о взаиморасчетах с бюджетом по налогам и сборам — это документ с суммами задолженности и переплаты по фискальным платежам. Выдается ИФНС по результатам сверки, которую проводят по запросу налогоплательщика.

Формы документов для сверки расчетов с ФНС обновили

ФНС России обновила форму справки по расчетам с бюджетом по налогам, сборам, взносам, пеням, штрафам и процентам, порядок ее формирования и электронного формата. По сравнению с прежней формой, новая справка о взаиморасчетах с налоговой содержит новую графу, где необходимо указывать код налогового органа. Документ стал единым как для физлиц, так и для организаций и индивидуальных предпринимателей. Ранее бланки отличались.

Инициируем сверку расчетов с ИФНС

По закону, доступ к информации о состоянии расчета с бюджетом — это право налогоплательщика провести сверку с ИФНС. Для получения документа установленного образца требуется обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции. Налогоплательщик пишет заявление о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам 2021 г по результатам сверки. Унифицированной формы письменного обращения не существует. Но предусмотрены рекомендованные бланки.

О том, как запросить информацию для сверки взаиморасчетов с бюджетом, мы рассказывали в отдельной статье «Как провести сверку с налоговой».

По пунктам, что такое справка о состоянии расчетов и для чего она нужна:

Налоговики рекомендуют систематически проводить такие контрольные мероприятия. Это позволит исключить возможные проблемы с ФНС. Обратите внимание, что запрос справки о состоянии расчетов в налоговой — это не обязанность, а право налогоплательщика. Законодательно не установлена периодичность таких действий. По собственному желанию налоговики такие данные налогоплательщикам не сообщают.

Запрос данных от ФНС

На бумаге

В бланке заявления указывают:

Если справка по налогам выдается официальному представителю, то необходимо указать информацию о доверенности, на основании которой действует поверенное лицо. Оформляется в двух экземплярах, на одном из них поставят отметку о приеме, на основании которой позже выдадут справку.

Этот бланк используется при запросе сверки взаиморасчетов при личном обращении в налоговую инспекцию, но существует возможность запросить информацию в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

В электронной форме

Разберемся, как заказать справку о расчетах с бюджетом в личном кабинете налогоплательщика в электронном виде:

Запрос через личный кабинет налогоплательщика отправьте, выбрав необходимую форму из перечня документов, доступных к оформлению через личный кабинет. Заполнять какие-либо дополнительные формы не нужно, но потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя, ИП или уполномоченного представителя.

Особенности формирования данных по результатам сверки

Документ формируют при помощи специализированного программного обеспечения, на основании учетных данных ИФНС. Учитывается вся информация о произведенных расчетах, начислениях и взысканиях, причем сведения формируются в разрезе налогов, сборов, взносов и прочих обременений. Информация подается за период, который указан в письменном запросе. Если таких сведений в запросе нет, то информация готовится на дату получения официального запроса от предпринимателя или организации.

Если компания имеет филиалы и (или) обособленные подразделения, то в запросе необходимо указать КПП конкретного структурного подразделения, по которому требуется справка. Если в обращении КПП не указан, то справку сформируют отдельно по каждому филиалу, подразделению и головному учреждению.

Внутренняя проверка

Многие компании заказывают справки для внутреннего использования. Например, бухгалтеру нужны эти сведения, чтобы провести самостоятельную проверку. В таком случае запрашивать унифицированный документ нецелесообразно, поскольку он формируется 5 рабочих дней.

Если сведения нужны для внутренних ревизионных мероприятий, то бухгалтеру достаточно запросить простую распечатку. Такой бланк — это информация о текущих расчетах, долгах, переплатах и прочих сведениях. Этот документ формируется сразу, то есть получить его вы можете в день обращения в ФНС.

Образец

Формат документа зависит от того, какой статус имеет заявитель. Чиновники предусмотрели два бланка, которые содержатся в приложениях к приказу ФНС № ММВ-7-17/722@ от 28.12.2016. Первый формируют для организаций и индивидуальных предпринимателей (приложение № 1 к приказу), он имеет КНД 1160080.

Теперь о том, как выглядит справка о состоянии расчетов у физических лиц с бюджетом, для нее предназначен второй бланк (приложение № 2), КНД 1160081.

Источник

Справка о состоянии расчетов с бюджетом

spravka_raschetov.jpg

что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Смотреть фото что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Смотреть картинку что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Картинка про что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Фото что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов

Похожие публикации

Налогоплательщику, чтобы быть уверенным в отсутствии долгов перед бюджетом по налогам, страховым взносам и прочим платежам, необходимо контролировать состояние своих расчетов с ИФНС. После перечисления налоговые платежи могут уйти не по назначению, и тогда возникнет недоимка, и наоборот, излишне перечисленные суммы образуют переплату. Одним из инструментов, с помощью которого можно уточнить наличие задолженностей и переплат перед бюджетом, является налоговая справка о состоянии расчетов. Что это за документ, как можно его получить, и как правильно читать приведенную в нем информацию, расскажем далее.

Что такое «Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам…»

Справка позволяет организациям и ИП увидеть свою переплату или долги не только по налогам, сборам, страховым взносам, но и по штрафам, пеням и процентам, т.е. по абсолютно всем расчетам с налоговым ведомством. Фактически, справка представляет собой баланс расчетов с налоговой. Форма ее утверждена приказом ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722 (приложение № 1).

Справка (форма по КНД 1160080) включает в себя сведения о налогоплательщике (ИНН/КПП, наименование фирмы/ФИО предпринимателя, адрес) и таблицу с перечнем налогов и иных платежей, по которым у налогоплательщика имеется непогашенная задолженность или переплата.

Нужно учитывать, что данная справка о состоянии расчетов с бюджетом не может служить документом, подтверждающим наличие или отсутствие задолженности перед ИФНС. Для такого подтверждения потребуется запросить у налоговиков другой документ – справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страхвзносов и т.д., которая выдается на бланке формы по КНД 1120101 (утв. приказом ФНС от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20). Справки об отсутствии долгов перед бюджетом обычно запрашивают банки при оформлении кредитов, они требуются для участия в конкурсах, тендерах и т.п.

На сегодня актуальной формой справки о состоянии расчетов по налогам остается только справка по форме КНД 1160080, действующая с февраля 2017 года. До этого налоговики формировали для ИП и юрлиц справки по другим, ныне упраздненным, формам, в т.ч.:

Как читать справку о состоянии расчетов

Основную часть справки составляет таблица из десяти граф, в которых отражается:

Понять содержание справки о состоянии расчетов несложно. Главное, что нужно учесть налогоплательщику:

Справка о состоянии расчетов – образец:

spravka.jpg

что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Смотреть фото что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Смотреть картинку что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Картинка про что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Фото что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов

Добросовестного налогоплательщика, получившего справку о состоянии расчетов (форма 1160080), может удивить наличие в ней долга или переплаты. В этом случае нужно учесть, что справка формируется на определенную дату и, возможно, налоговикам еще не поступили последние налоговые платежи, отраженные в ранее сданной отчетности (отсюда и недоимка), либо еще не получена налоговая декларация или расчет, а налоги или взносы в бюджет уже перечислены (подобный аванс числится в ИФНС как переплата).

В приведенном выше примере справки за компанией числится переплата по единому налогу при УСН. Переплата возникла в связи с тем, что за 1 и 2 квартал 2019 г. налогоплательщиком перечислялись авансовые платежи, а декларация по «упрощенке» будет сдана им только по окончании 2019 года (квартальные отчеты при УСН не предусмотрены), т.е. начисление налоговики проведут не ранее, чем получат от компании годовую отчетность по УСН.

Чтобы более детально разобраться в показателях справки о состоянии расчетов, можно дополнительно запросить у ИФНС «Выписку операций по расчетам с бюджетом», которая тоже формируется на конкретную дату, но при этом позволяет проследить всю историю операций за определенный период по датам (начисление, доначисление, уплату и т.д.).

Если и после получения выписки у налогоплательщика есть вопросы, ему следует провести сверку с налоговой, чтобы выявить все возможные ошибки и устранить разногласия с ведомством.

Как заказать справку о состоянии расчетов

Чтобы получить справку о расчетах с бюджетом, нужно подать в свою ИФНС по месту учета соответствующий запрос.

Предприниматели и компании оформляют бумажный запрос справки о состоянии расчетов по форме, рекомендованной Минфином в приложении № 8 к приказу от 02.07.2012 № 99н (ред. от 26.12.2013). В нем необходимо указать свои реквизиты (наименование/ФИО ИП, ИНН, адрес), дату, по состоянию на которую требуется справка, способ получения ответа (лично или по почте), а в конце поставить подпись с расшифровкой.

Запрос на бумаге можно представить в налоговую:

Справка о состоянии расчетов может быть получена и после подачи электронного запроса. Для этого нужно войти в «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС, заполнить требуемую форму с указанием формата, в котором будет составлен ответ (RTF, XML, Excel) и направить ее в ИФНС. Ответ от налоговиков в этом случае придет тоже в электронном виде.

После получения запроса (как в бумажном, так и в электронном виде) налоговикам дается 5 рабочих дней на формирование и отправку справки о расчетах налогоплательщику.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Источник

Как из «плохой» справки о состоянии расчётов с бюджетом сделать «хорошую»: инструкция для бухгалтеров и юристов

что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Смотреть фото что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Смотреть картинку что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Картинка про что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов. Фото что лучше запросить в налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов

Для чего нужна «хорошая» справка о состоянии расчетов

Такая справка нужна для многих очень важных вещей. Например:

Форма справки утверждена в приказе ФНС России от 20.01.17 № ММВ-7-8/20@. Сумма задолженности не имеет никакого значения — см. письмо ФНС России от 17.06.16 № 03-02-08/35413. Вплоть до копеек. Поэтому не секрет, что налоговики зачастую используют этот документ как «дубину» в отношении несговорчивых налогоплательщиков.

И это действует. Налогоплательщик расплачивается с бюджетом и получает «хорошую справку». Но есть одна важная деталь.

В чем загвоздка

Так, некое общество решило, что в случае истечения срока исковой давности (3 года) задолженность по налогам, пеням и штрафам не подлежит взысканию. Поэтому такую задолженность в акте сверки расчётов с бюджетом и в справке о состоянии задолженности налоговая инспекция отражать уже не вправе.

У финансистов совсем другое мнение.

Во-первых, согласно ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Но это правило не распространяется на налоговые правоотношения. Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Во-вторых, в НК РФ вообще не установлен срок давности взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Там прописаны только конкретные процессуальные сроки для принятия решения об их взыскании.

Из ст. ст. 69 и 70 НК РФ следует, что в случае выявления недоимки налоговики должны отправить налогоплательщику требование об её погашении. Если недоимка была выявлена по результатам налоговой проверки, то данное требование направляется налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. В иных случаях требование направляется в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки. Исполнить требование, в общем случае, нужно в течение восьми рабочих дней с даты его получения.

Что такое «узловая точка» по срокам взыскания

Год от «узловой точки» даётся налоговикам на собственное решение о взыскание недоимки за счёт имущества нарушителя, (если с деньгами ничего не получилось — п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Два года — на обращение в суд за таким взысканием.

Если налоговики просрочат все указанные даты, то возникает патовая ситуация: ни взыскать, ни списать сумму недоимки они не могут.

Без суда не обойтись?

Первое. По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговиками возможности принудительного взыскания сумм недоимки, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Второе. В силу пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта.

Третье. Вывод об утрате налоговиками возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, (в том числе и в мотивировочной части акта). Соответствующие записи должны быть исключены из лицевого счёта немедленно после вступления такого акта в силу.

Четвёртое. Обратиться в суд по данному вопросу имеют право не только налоговики, но и налогоплательщики. (См., также, Определение КС РФ от 26.05.16 № 1150-0).

Пятое. Такое заявление облагается госпошлиной применительно к пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, (то есть 6000 руб.), как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учётом положений гл. 22 АПК РФ.

Шестое. Пока судебного решения нет, налоговики обязаны выдавать справку, где отражено реальное состояние расчётов налогоплательщика с бюджетом, включая и те задолженности, возможность принудительного взыскания которых утрачена. Однако налоговики должны указать в справке на эту деталь.

ВС РФ в Определении от 02.11.16 № 78-КГ16-43 указанные выводы поддержал, а от себя добавил, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик не должен обращаться в обязательном досудебном порядке в налоговую инспекцию с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадёжными к взысканию и обязанности по их уплате прекращённой. (Согласитесь, что от налоговиков тут ничего не зависит — так зачем к ним обращаться)?

Нужно ещё отметить Постановление АС Дальневосточного округа от 21.09.16 № Ф03-4261/2016. Здесь судьи пришли к выводу, что исходя из ст. 59 НК РФ, срок для подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию, не установлен. Грубо говоря, для него не существует срока давности. А попытки налоговиков привязать сюда срок исковой давности из гражданского законодательства несостоятелен.

Два пути

С другой стороны, если для компании наличие справки без задолженности критически важно, она сама не допустит возникновения недоимки. Для компании, которой такая справка не важна, наличие описываемой задолженности не имеет значения.

Таким образом, рассматриваемая нами ситуация, скорее всего, возникает при совпадении следующих условий.

Сумма задолженности настолько невелика, что затраты налоговиков на её взыскание превышают возможные доходы бюджета. Необходимость в получении «чистой» справки у налогоплательщика возникла неожиданно. Соответственно, она нужна срочно.

У нас есть два пути для решения проблемы.

Первый — долгий, и не вполне бесплатный. Второй — не бесплатный, но быстрый.

Первый — это обращение в суд

Во-вторых, заплатить госпошлину. При этом ни полностью, ни частично после суда эту пошлину не вернут — это следует из п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.16 № 1.

В-третьих, копию заявления нужно отправить в налоговую инспекцию. Там поставят на нём отметку, и эту копию нужно приложить к заявлению при подаче в суд.

После этого, на основании п. 1 ст. 152 АПК РФ, суд должен принять решение в течение трёх месяцев со дня поступления заявления.

В случае положительного решения суда, копию акта нужно передать налоговикам. В принципе, можно даже распечатать решение суда с сайта arbitr.ru — сейчас налоговики адекватно к этому относятся.

На основании п. п. 4 и 5 Порядка списания недоимки, утв. приказом ФНС России от 19.08.10 № ЯК-7-8/393@, после получения копии акта у налоговиков есть шесть рабочих дней, чтобы исключить сведения о недоимке из лицевого счёта налогоплательщика.

Таким образом, быстро получить «чистую» справку не получится.

Второй путь — оплатить имеющуюся недоимку

Важный момент! Нельзя оплатить недоимку, получить «чистую» справку, а потом пытаться вернуть деньги на том основании, что ранее налоговики просрочили возможность взыскания.

Напомним, что в НК РФ нет срока давности для списания недоимки. Недоимка погашена? Всё, вопрос закрыт.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам. Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник. Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.

К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.

Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).

В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.

При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *