что мешает взрослым лучше понимать воспитанников по мнению амонашвили ответ
О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили
Рубрика: Дошкольное образование
Дата публикации: 04.11.2017
Статья просмотрена: 6391 раз
Библиографическое описание:
Сохина, И. И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили / И. И. Сохина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 98-99. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2791/ (дата обращения: 01.11.2021).
В сегодняшнее время очень остро встает проблема выбора концепции воспитания наших детей. Будь то воспитание детей в группе детского сада или же одного ребенка в семье, то и дело слышишь от посторонних людей, от других воспитателей утверждение: «Вы неправильно воспитываете своих детей». Мамы и папы вступают в дискуссии, спорят о том, что можно, а что нельзя позволять ребенку.
Я очень хорошо помню период трехлетия моего сына. Был он очень непослушным мальчиком, каждый день вымогал купить ему игрушку, закатывал истерики в общественных местах. «Кризис трех лет», — скажете вы. Да, я это знала, но, тем не менее в глазах окружающих всегда читался упрек: «Ваш ребенок плохо воспитан». Одна моя подруга как-то заметила: «Твой сын тебя не слушается, потому что ты ведешь себя с ним на равных, будто вы друзья, а не сын с мамой». Ответы на вопросы я решила поискать в педагогической теории о воспитании детей.
Только у одного педагога Ш. А. Амонашвили представлен другой совершенно иной подход к процессу воспитания детей. Воспитание у него выступает в другой плоскости и заключается в любви и понимании педагогом каждого ребенка в отдельности, именно поэтому его учение, постулаты актуальны на сегодняшний день. Этот современный мир, в котором ребенок отчаянно нуждается во внимании все время занятых на работе родителей, требует более чуткого отношения воспитателя к ребенку, ведь это человек, с кем ребенок видится очень часто и проводить одну треть своего времени.
Во главе педагоги Ш. Амонашвили лежит некий принцип невмешательства в познавательную активность ребенка. Ведь по сути, если разобраться, то для чего вообще нужно воспитание? Да, ребенок делает много всего неправильного, и естественно, мы — взрослые должны уберечь и научить ребенка правилом безопасности жизнедеятельности. Но и многое из того, что ребенок совершает, естественно в его возрасте и он должен пройти этот этап возрастного развития. Но это мешает нам, взрослым людям. Мы ругаем, его за то, что он лазит, где не следует, бегает, раскидывает игрушки, и не задумываемся над тем, что это закономерность его развития. Вот что говорит нам Ш. Амонашвили: «Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить. А почему мы ему не разрешаем, больше запрещаем, чем даем разрешение на что-то?» [1]. Нужно всегда помнить педагогический принцип перехода из количественного в качественное, принцип разрешимых противоречий. Если ребенок сам не будет осваивать, разрешать возникшие перед ним трудности, задачи, значит никакого качественного скачка в его развитии не будет.
А все запреты, правила поведения от того, что нам просто некогда заниматься своими детьми. У нас есть свои заботы и развлечения, сквозь них дела детей нам кажутся глупостью, ненужной заботой. Нам нравится, когда дети рассматривают книжки, рисуют, тихо мирно рассказывают друг другу сказки, потому что в это время мы можем спокойно заниматься своими делами. То есть за счет замедления жизни детей мы выигрываем время для удовлетворения своих потребностей. Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.
Ведущая роль в воспитании детей у Ш. А. Амонашвили принадлежит детскому впечатлению. Без запоминающегося впечатления воспитание не состоится. «Находится под впечатлением» в действительности означает, что человек действует, мыслит воспринимает мир, в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее оно оказывается, тем дольше оно может управлять ребенком. Впечатление — это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе — от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения. Духовный мир ребенка обогащается только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес. [2]
Таким образом, главными в концепции воспитания детей Ш. А. Амонашвили являются два ведущих направления:
1. Невмешательство в жизнь ребенка, где главным является минимум запретов.
2. Организация педагогического процесса на основе создания запоминающихся ярких впечатлений.
Каким образом можно внедрить эти два направления в практику воспитания детей родителям и воспитателям?
Во-первых, родителям нужно забыть слово «нельзя» и придумать другое слово. Ну, например, наблюдая, что ребенок делает что-то не так, маме или папе нужно призадуматься, почему их дочь или сын это делают и постараться объяснить последствия этого поступка ребенку доступными для него словами. Может родителям не стоит запрещать детям, к примеру, лазить на возвышенность, а просто подстраховать его, ведь ребенок должен развиваться физически, познавать мир на собственном опыте.
Во-вторых, воспитателю необходимо как можно большим образом задействовать чувственный опыт ребенка. Занятия должны быть построены так, чтобы ребенок прочувствовал сопереживание, потрогал, пощупал, понюхал, чему-то удивился. Ребенок должен уйти из детского сада под впечатлением.
Ш. А. Амонашвили поделился со мною своим опытом воспитания детей. В его работах я нашла душевный отклик, отражение своих взглядов на воспитательный процесс в детском саду и, в частности, в воспитании своего ребенка.
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае,если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.
Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.
Идея педагогики сотрудничества — «сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».
Цели технологии:
• способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
• облагораживание души и сердца ребенка;
• развитие и становление познавательных сил ребенка;
• обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
• идеал воспитания — самовоспитание.
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии.
Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов,среди которых:
• гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
•индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
•мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;
•резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».
1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «»Истинно человеческое» — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».
2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.
«»Как человека» — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».
3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.
«»Истинная индивидуальность» — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».
4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.
«Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».
5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.
«Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.
Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».
6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.
«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»
В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.
«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например: «Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?».); положения, требующего развертывания и доказательств (например: «Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?»); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например: «Посмотрите на неравенства А > В, В Музейная технология в ДОУ Республика Калмыкия «Музейная технология в ДОУ» Педагог дополнительного образования Болдырева Г. В. МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».
Технология развивающих игр «Технология развивающих игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости.
Кейс-технология в ДОО Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.
Технология моделирования сказок МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «ОДУВАНЧИК» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Автор Байдукова Марина.
Эвристическая технология-инновация Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний,.
Технология портфолио дошкольника Портфолио дошкольника. Портфолио-это прежде всего копилка личных достижений ребёнка его успехов,положительных эмоций. Это способ накопления.
Презентация «Технология ТРИЗ» ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана.
Здоровьесберегающая технология «Музыкотерапия» Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка. Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Три педагогических правила от Шалвы Амонашвили
Алексей Митрофанов
22 апреля 2018 • 10:37
Зеленые чернила
Ученик должен ощущать себя в абсолютно комфортной среде. На него ни в коем случае нельзя кричать, нельзя пугать его, унижать, оскорблять. О том, чтобы замахнуться на ребенка, даже речь не идет.
Детей нужно любить. Притом любить именно такими, какие они есть. Иначе ничего не выйдет. Нужно уважать их личность, беречь их психику. Ни в коем случае не воспринимать их проблемы как какие-то незначительные мелочи.
Во время проверок ученических тетрадей никогда не пользоваться столь любимыми большинством учителей красными ручками. Чернила должны быть зелеными, ведь цель проверки не наказание, а помощь.
Словом, нужно всячески очеловечивать среду вокруг ребенка, делать так, чтобы он чувствовал: вокруг друзья, они хотят добра, они помогут. И, разумеется, необходимо в самом ученике воспитывать желание помочь, способность сопереживать своим товарищам. Только тогда вырастет гармоничная личность.
Кстати, весьма характерно название первой экспериментальной школы, в которой тридцатилетний педагог начал внедрять свои идеи – «Школа радости». А официальное название его методики – «педагогика сотрудничества».
Постижение мира
Необходимы уроки общения с людьми, общения с природой, уроки красоты, компьютерной грамотности и работы с информацией (в эпоху ее изобилия это особенно важно).
И не нужно бояться таких серьезных понятий, как вечность, космос, мироздание. Чем раньше ученик начнет задумываться о таких вещах, тем меньше времени из своей жизни он потратит впустую.
Чего стоят одни лишь названия книг, написанных Шалвой Александровичем: «Баллада о воспитании», «Без сердца что поймем», «Вера и любовь», «Гармония труда, счастья и долга», «Исповедь отца сыну», «Путешествие к истокам мысли» и «Как любить детей».
Начни с себя
Кстати, Шалва Амонашвили считает Льва Николаевича одним из гениальнейших педагогов.
«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики. Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.
Основы воспитания
По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.
Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:
Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?
Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.
Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.
Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.
Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».
Основы методики
Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.
Амонашвили настаивает на том, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. В школе всё зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей.
Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.
Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:
Детей нужно любить такими, какие они есть;
Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;
Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;
Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.
Как работает методика Амонашвили
Один из важнейших принципов методики – отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.
Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.
Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.
Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.
Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.
Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».
На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.
Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.
Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.
8 советов от Шалвы Амонашвили
1. Быть учителем, а не преподавателем
Задача учителя — помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников. Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями. Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.
«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».
Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»
2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью
В основе воспитания лежит безграничная любовь к детям. В авторитарной системе учитель, даже искренне любя ребёнка, считает своим долгом «держать его в руках»: заставлять учиться, хорошо себя вести, строго спрашивать с него. А чаще учитель даже не трудится вложить хоть чуточку своей души в процесс обучения, который не должен состоять только из бесконечных домашних заданий, вызовов к доске и контрольных работ. Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно — бунтом.
«Физик вызывал в нас раздражение и злобу. Человек немолодой, воображавший себя известным учёным, просто издевался над нами. Принципиально никому не ставил пятёрку. „Пятёрка — это мне, — говорил он. — Другие же отметки — вам“. Ему жалко было и четвёрки ставить. Потому много было в классе троечников и двоечников. Нас возмущали его грубость, насмешки и угрозы. Потому не раз бойкотировали его уроки, мешали ему на уроке, конфликтовали с ним. А он, вместо того чтобы разобраться, почему мы так себя ведём, ужесточал меры, наказывал двойками и угрожал, что каждому испортит аттестат».
Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»
Учитель не всегда жёстко обходится с учениками со зла. Возможно, он думает, что делает это во благо ребёнка. Но любить ребёнка — это в первую очередь понимать его, интересоваться им и уважать его личность. Человеческая любовь к ребёнку вызывает ответную человеческую любовь к учителю, которая выражается в желании порадовать учителя своими знаниями и не огорчать прогулами. В классе у таких учителей стыдно списывать и врать, что забыл дневник.
3. Суть наказания — не в том, чтобы отомстить ребёнку
Наказание не должно применяться авторитарно — в таких случаях ребёнок не принимает наказания, считает его несправедливым. Наказание само по себе — не мера воспитания. Его воздействие на ребёнка зависит от того, насколько учитель любим и уважаем. И цель наказания — не в том, чтобы совершить общественное правосудие или лично учительское возмездие, а в том, чтобы передать ребёнку чувство огорчения от неудачи. Суть наказания при этом такова, что ребёнок переживает обиду из-за того, что огорчил любимого человека, и чувствует решимость оправдать его ожидания и доверие.
«Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками… Как быть.
Я причиняю учительнице боль — и мне больно от этого».
Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»
4. Отметка и оценка — это не одно и то же
Отметки необязательно выражаются цифрами. Они могут быть словесными, например, слово «молодец». Точно так же, как ребёнок хвастается пятёркой, он скажет дома: «Учитель сказал, что я молодец». Детей ругают за плохие отметки, хвалят за хорошие — все эти реакции формальные, одномерные. Отметки портят ребёнка, образовательный процесс, отношения с родителями.
«Пятёрки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребёнка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение».
Шалва Амонашвили в интервью «Мелу»
Оценка — это отношение. То, как учитель смотрит на ребёнка, какие задаёт вопросы, как указывает на ошибки, замечает прогресс. С помощью уважительного, внимательного человеческого отношения педагог воспитывает в ребёнке личностные качества, а не просто учит его соответствовать стандартам. Если ученик не совсем понял задание и выполнил его по-своему, это трудно передать отметкой. Вместо этого учитель может сказать: «Ой, как интересно ты пишешь. А может, вот так попробуешь?».
«Например, кончается четверть, ставится итоговая отметка. Это нечто среднеарифметическое. Но получается, что где-то ребёнок ленился, получил двойку, так и не знает этого материала. А где пятёрка — знает. И на что влияет и что показывает итоговая отметка? Можно сунуть голову в духовку, а ноги в морозилку и сказать, что средняя температура 36,6?»
Шалва Амонашвили в интервью «Мелу»
5. Учитель должен чаще задавать вопросы, на которые не знает ответов
Вопросы учителя на уроке отличаются от обычных человеческих вопросов тем, что он уже знает ответ. И ученики это знают. Когда нам задают вопрос, на который хотят услышать строго определённый ответ, мы чувствуем подвох. То же чувствуют и ученики. Для них каждый вопрос учителя становится педагогической уловкой, на которую нужно не попасться. В результате, вместо того, чтобы думать над сутью вопроса, они пытаются угадать ответ, которого ожидает учитель.
Как педагоги-новаторы 30 лет назад навсегда изменили российское образование
Детям нужно чаще задавать вопросы, на которые нет заранее известного правильного ответа. Учитель знает, сколько будет дважды два, но не знает, почему ребёнку трудно запомнить таблицу умножения. Не знает, что его интересует, что нравится, что мотивирует учиться.
«Наша учительница вошла с доброй, приветливой улыбкой, поздоровалась бархатистым голосом, сказала нам „спасибо“, взглянула всем в глаза. Это уже было необычно. А потом — вдруг — спросила:
— Ребята, вы любите стихи?
Нам никто не прививал любовь к стихам; прежний учитель требовал от нас выучить наизусть заданное стихотворение и отбарабанить его на уроке. Никогда не задавал он вопроса, нравятся ли нам эти стихи».
Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»
6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку
В авторитарном педагогическом процессе требовательность –предупредительная мера к наказанию. Учитель требует, чтобы ребёнок усердно учился, не нарушал правил. Он говорит «перепиши это к завтрашнему дню», подразумевая «иначе пеняй на себя». Тональность такого требования — приказная, принудительная. Это педагогический инструмент, который решает проблемы самого учителя, а не ребёнка.
10 неправильных способов мотивировать ребёнка
Если же учителя действительно больше заботит завтрашний день ребёнка, чем тишина в классе, его требования выражают переживания за будущее ребёнка. В таких случаях требование меняет своё содержание и тональность. В нём звучит доверие и надежда на успехи ребёнка, оно мотивирует его стараться и развиваться.
«Были случаи, когда она (учительница) обращалась к кому-либо из нас:
— Ты не мог бы дать мне эту книгу почитать на пару дней?
И когда с этой просьбой однажды обратилась и ко мне, я был очень горд и рад. А спустя пару дней, вернув книгу, сказала:
— У тебя хороший вкус, раз такие книги читаешь… Спасибо, я получила удовольствие…
Что ещё было нужно для того, чтобы я пристрастился к чтению?»
Шалва Амонашвили «Как любить детей (Опыт самоанализа)»
7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков
Уроки — это основа для школьного дня, но дети приходят не только ради них. Они приходят ради весёлых перемен, встреч с друзьями, бесед с учителем, интересных внеурочных школьных дел. Школьная жизнь — гораздо больше, чем несколько уроков каждый день, а уроки — гораздо больше, чем прилежное сидение за партой.
Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться
И он не станет более внимательным и сосредоточенным, если отнять у него игрушку, которая так захватила его воображение, что он принёс её с собой в школу. Он станет ещё рассеяннее, потому что будет огорчён, и сможет думать только о дальнейшей судьбе своей игрушки.
«Пусть лежит оловянный солдатик в кармане, пусть ребёнок катается в своём воображении на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкиной сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. И тогда прямо на уроке (всё равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармана своего оловянного солдатика. Я с большим интересом стану его рассматривать. „Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю свою армию оловянных солдатиков; наверное, поиграть с ними будет очень интересно!“ Илико будет доволен и завтра же принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу».
Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»
8. Хороший учитель — тот, кто любит детский «жриамули»
«Жриамули» — это грузинское слово, которое обозначает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гомон. Он отличается от обычного шума тем, что он наполнен радостью и жизнью. Иметь педагогический слух значит уметь различать разные нотки в этом шуме, который всегда наполняет школу, и любить его.
«И вот смотрю я на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским „жриамули“. Я принимаю любовь к „жриамули“ как доказательство того, что смогу их понять. Убеждён: кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё профессиональное счастье».